В процессе проектирования территории объекта проектировщик работает с различными компонентами ландшафта, которые являются элементами природной среды и отличаются огромным разнообразием форм, объёмов, текстур, оттенков. Кроме этого в композицию часто бывают включены и такие искусственные элементы, как мощение, малые архитектурные формы, декоративная скульптура, строения. В таком разнообразии выразительных средств заключается огромный потенциал, но и в тоже время скрывается серьёзная проблема, т.к. постоянно присутствует соблазн смешать все эти элементы на одной территории. В связи с этим необычайно важным является чувство меры, умение видеть и анализировать, а также знание композиционных законов и приёмов построения пространственных картин в саду или парке, что позволит правильно подойти к проектированию ландшафтных композиций, целостных в биологическом, композиционном, художественном и колоритном отношениях.
Законы ландшафтных построений ближе всего соприкасаются с законами построения пространства, т.е. с законами архитектуры. Поэтому об искусстве организации окружающего пространства средствами природного ландшафта говорят как о ландшафтной архитектуре сада.
Как рисовать «Композицию» — А. Рыжкин
Основным законом композиции является её единство и целостность, что проявляется в таком качестве, как гармоничность. Сгармонированные элементы находятся между собой в неразрывной связи и во взаимной соразмерности. Каждый элемент проявляется не только в собственном значении, но и в своей подчинённости целостной форме. В связи с этим форма приобретает единство в малом и большом. В ней отсутствуют случайные элементы и случайные связи.
Как уже было отмечено, законы построения пространства парка или сада заимствованы из архитектуры. В связи с этим необходимо дать понятие архитектурной композиции.
Архитектурная композиция– представляет собой художественно выразительную систему форм, отвечающую функциональным и конструктивно – техническим требованиям.
Архитектурное сооружение– это прежде всего пространство, определённым образом организованное и заключённое в соответствующую форму.
В свою очередь, объёмная форма представляет собой совокупность материальных поверхностей (и в частности фасадов зданий), которые не только ограничивают внутреннее, закрытое пространство, но, одновременно, с этим формируют пространство снаружи объёма, являясь элементами композиции открытого пространства.
Т.о., основными компонентами архитектурной среды являются:
Ø объёмы, формирующие пространство;
Ø плоскости или поверхности, формирующие объём и пространство.
Точно такие же понятия относятся и к пространству территории под открытым небом. Эта территория представляет собой объёмно – пространственную структуру, которая состоит из следующих элементов:
Ø линейно – планировочных (аллеи, дорожки, ограждения, подпорные стенки т.д.);
Ø плоскостных (водоёмы, лужайки, поляны, площадки и т.д.);
Ø объёмных (формы рельефа, камни, растительность, архитектурные сооружения, малые архитектурные формы, декоративная скульптура).
ТЕМА 9. ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ.
Ландшафтная композиция, которая в структурном отношении является объёмно – пространственной структурой территории, представляет собой соединение этих природных и искусственных элементов в единое целое по законам гармонии, с учётом функционального значения и экологических особенностей (рис. 71).
Ландшафтная композицияпредполагает деление территории объекта на части (функциональное зонирование); организацию движения по этой территории (дорожно – тропиночная сеть); размещение на территории сооружений, насаждений, малых архитектурных форм, декоративной скульптуры; пропорционирование всех элементов композиции по отношению друг к другу и к целому и основную их взаимосвязь.
В зависимости от расположения форм в трёхмерном пространстве ландшафтного объекта по отношению к зрителю и друг к другу, можно спроектировать три вида пространственных композиций: фронтальную, объёмную и гдубинно – пространственную.
Во фронтальной композиции, развёрнутой в ширину, обычно ярко выражен только этот размер, а два других, глубина и высота – нет.
Объёмная композиция имеет ярко выраженные во всех трёх измерениях формы.
В глубинно – пространственной композиции формы образуют глубокие перспективы, восприятие которых определяется законами линейной и воздушной перспектив.
На начальном этапе работы над проектом следует определиться с основным характером планировки территории, который может быть регулярным, свободным и смешанным. Тот или иной характер планировки в первую очередь определяет архитектура здания. Более универсальной является свободная пейзажная планировка, которая подходит и к деревянному и к кирпичному строению. Строгая регулярная планировка вряд ли подойдёт к бревенчатому дому. Для такой планировки и здание должно быть соответствующее.
Ниже будут представлены краткие характеристики различных планировок территории.
Регулярная, французская, симметричная, формальная планировкахарактеризуется строгой и чёткой сеткой плана, прямыми или циркульными построениями дорожек, строгой симметрией, доминированием здания, правильной геометрической формой площадок, водоёмов, газонов, цветников, посадок, широким использованием стриженных деревьев и кустарников в виде бордюров, живых изгородей и топиарных форм.
В основе такой симметричной планировки лежит принцип тождества, за счёт чего она находится в строгом равновесии (рис. 72).
Свободная, английская, пейзажная планировка территории характеризуется свободной сеткой плана, мягкими, плавно изгибающимися дорожками, свободной формой цветников, посадок, площадок. Строится такая планировка на основе асимметрии и в завершённом виде композиция должна быть максимально приближена к естественной природной картине.
Равновесие или баланс является одним из главных условий целостности композиции. И при свободной планировке он также должен быть найден. Т.к. равновесие в композиции может касаться не только самих предметов, но и пространств между ними, особое внимание в этом случае следует обратить на свободные плоскости, в качестве которых в саду или парке выступают поверхности газонов, водоёмов и мощений (рис. 73).
Смешанная планировкаобъединяет элементы регулярной и свободной планировок.
Если говорить о территории в целом, то подобный вариант применяют в тех случаях, когда парадной части участка необходимо придать строгий, торжественный вид и её решают в регулярном симметричном плане. А остальную часть территории планируют в свободном пейзажном виде.
Если говорить о конкретной композиции в смешанном стиле – это может быть тот вариант, который сегодня применяют английские ландшафтные архитекторы. Они миксбордеры свободной планировки окантовывают строгими бордюрами или живыми изгородями из формованного кустарника, например, из спиреи японской, барбариса Тунберга или стефанадры надрезнолистной.
После того, как определились с вариантом планировки, возвращаемся к построению композиции. Ещё раз следует напомнить, что смыслом любой композиции является объединение отдельных элементов в единое целое, что достигается за счёт определённых свойств композиции, а также законов и средств её построения.
Основные законы композициивыражаются в целостности, единстве, соподчинённости и равновесии её элементов.
К основным свойствам композицииотносят масштабность, наличие композиционного центра (доминанты), статичность или динамичность, тектонику.
К средствам построения композициипринадлежат типы построения композиций, основанные на принципах нюанса, контраста и тождества, ритме, метре и т.д.
Масштабность– в ландшафтном проектировании применяют следующие типы пространственных масштабных характеристик:
Ø первый масштаб (основной) – масштаб элементов композиции соразмерен антропометрическим данным взрослого человека;
Ø второй масштаб (индивидуальны) – масштаб элементов композиции соразмерен антропометрическим данным той или иной возрастной категории детей. Применяется в зависимости от функционального назначения объекта;
Ø третий масштаб (миниатюрный) – масштаб элементов в небольших ландшафтных пространствах в интерьере или зимних садах;
Ø четвёртый масштаб (монументальный) – масштаб элементов композиции, подчёркивающий символику в ландшафтном пространстве и наиболее ярко выявляющий его художественный образ («Парк на Поклонной горе», г. Москва, памятник – ансамбль «Героям Сталинградской битвы» –«Мамаев курган», г.Волгоград).
В зависимости от своего функционального назначения ландшафтные объекты могут иметь все приведённые выше масштабные характеристики.
В ландшафтном проектировании малого сада применяют следующие масштабные характеристики:М 1:100; М 1:200для генерального проекта, разбивочного и посадочного чертежей, схем полива, освещения и т.д.
М 1:20; М 1:30 и М 1:50 для разработки деталей оформления ( древесно – кустарниковых композиций, цветников, малых архитектурных форм и т.д.).
Для городского проектирования, для проектирования территорий парков используют более мелкие масштабные характеристики – М 1 : 500; М 1 : 1000; М 1 : 5000.Детали разрабатывают более крупно.
Размер пространства, взятый в соотношении с размерами человека, а также характер размещения объёмов в этом пространстве, могут вызывать различные эмоциональные переживания и ощущения. Известный американский архитектор Джон Саймондс в своей книге «Ландшафт и архитектура» так определял эмоционально – психологические ощущения, вызываемые разными пространствами:
Ø напряжение вызывают дробные композиции, созданные из неустойчивых форм контрастного цвета, с использованием раздробленного света и со сложным музыкальным сопровождением;
Ø разрядка происходит в том случае, если композиция создана из простых объёмов спокойных цветов, при том, что эти объёмы могут меняться по размеру от небольших до грандиозных. Используется успокаивающая музыка, а вечером – мягкий свет;
Ø испуг зрители испытывают в том случае, если композиция мрачная, тёмная, закрытая, в ней отсутствуют точки ориентации, применяется ненормальный моноуровневый свет;
Ø веселье создаёт свободное открытое пространство. На фоне газона плавные формы и узоры, возможно «вихревое» движение в цветниках из ярких контрастных цветов. Музыкальное сопровождение в виде весёлых, бодрящих композиций;
Ø созерцание возможно при замкнутых, но не мрачных композициях, внутреннее пространство которых обеспечивает ощущение покоя, уединённости, безопасности и отрешённости. Музыка льётся в виде спокойных низких потоков звуков.
Т.о. эмоциональными характеристиками пространства являются его: глубина, протяжённость, прерывистость и непрерывность, конечность и бесконечность, статичность или динамичность, расчленённость.
В формировании любого ландшафтного объекта значительное внимание уделяется выявлению композиционных осей и установлению центра композиции (доминанты).
Осью композиции– является направление развития ландшафтного построения пространства. Различают главную и второстепенные оси композиции.
Главная ось обычно совпадает с наибольшим потоком движения посетителей по территории и приводит к композиционному центру. Главная ось в композиции бывает одна.
Второстепенные оси, их может быть несколько, пересекают главную ось под разными углами, а могут проходить параллельно ей.
Главная ось должна отличаться по своему оформлению от второстепенных осей. Её можно, например, оформить широкой дорогой с аллейной посадкой растений или экспланадой, использовать более богатое цветочное оформление, устроить череду фонтанов или каскад (при наличии рельефа) и т.д.
Центр композиции– это главная доминанта в каждом ландшафтном объекте или в пределах цветочной или декоративно – лиственной композиции. В зависимости от принятой планировочной структуры территории и композиционного замысла, центр композиции может размещаться непосредственно у входа на участок, в геометрическом центре или в глубине площадки. Доминанта может иметь различные выражения. В одних случаях это может быть площадь с фонтаном или цветником перед зданием, в других случаях – это может быть декоративный водоём или малая архитектурная форма с декоративным растительным оформлением, в третьих – в случае малого сада – это зона барбекю и т.д.
Акцент– обычно этот элемент применяют в древесно – кустарниковых композициях, миксбордерах или альпинариях и рокариях. В данном случае это противопоставление доминанте, но меньшего размера. Например, в качестве доминанты использована туя западная, а в качестве акцента – можжевельник Виргинский.
На территории в целом в качестве акцента может выступать солитерная плакучая форма на штамбе или … яркое кресло из садовой мебели на фоне газона или живой изгороди. На больших территориях сложной конфигурации должно быть расставлено несколько акцентов. Все они должны иметь чётко продуманные точки обзора.
Точка обзора– это место, с которого наилучшим образом воспринимается вид (рис.78). Ландшафтный объект должен иметь несколько точек обзора.
В зависимости от направления пространственных планов пейзажные картины могут быть статическими или динамическими. В статичных композициях пространственные планы размещены горизонтально. Основу построения динамичных композиций составляют только пространственные планы, представляющие собой различные варианты треугольных и овальных ходов в глубину (дороги, отроги, горы, береговая линия и др.).
При создании ландшафтных композиций применяют такие закономерности построения пространственных форм, как контраст, нюанс и тождество, которые в данном случае воспринимаются как степень сходства или различия между однородными качествами и свойствами входящих в эти композиции элементов и пространств. Между собой могут сопоставляться размеры, формы, фактуры, цвет, освещённость всех компонентов ландшафтного объекта.
Наиболее широко в ландшафтных композициях используется принцип контраста –чётко обозначенная разница между свойствами пространственных форм, когда высокое противопоставляется низкому, вертикальная форма кроны растения стелющейся, растение с мелкими листьями растению с крупными листьями и т.д.
Наиболее эффектными получаются контрастные сочетания при сопоставлении деревьев или кустарников с противоположенными формами кроны. Например, плакучая форма кроны ивы сопоставляется с пирамидальной формой кроны тополя, плакучая форма кроны берёзы удачно сочетается с пирамидальной формой ели или пихты.
Однако, использование контрастных сочетаний на территории объекта должно быть ограничено, иначе выразительность подобных групп значительно снижается.
Достаточно часто применяется вид контраста, основанный на внезапном изменении характера планировки. Например, тенистая аллея вливается в солнечную поляну, использование растений со светло – и тёмно – окрашенными листьями, внезапное раскрытие предмета.
Внезапность, т.е. непредвиденное раскрытие объекта предполагает, что зритель сконцентрирует своё внимание в определённом направлении, но этот объект обязательно должен быть интересным в эстетическом отношении.
Нюанс – постепенный переход от одной формы, пространства, окраски к другой с помощью похожих друг на друга, расположенных вместе предметов или пространств.
Тождествоопределяется сходством сравниваемых признаков.
Для достижения художественной выразительности территории любого объекта важное значение имеет применение таких приёмов, как метр и ритм. Это самые активные средства композиции, способствующие лучшей ориентации посетителей в пространстве, организации движения по территории объекта, созданию зонирования пространства и формированию определённого психологического климата в нём.
Метр– это устойчивое многократное (5 – 8 раз) повторение в композиции какого – либо элемента, расположенного через равные интервалы (рис. 74).
Ритмомв ландшафтном проектировании называется закономерное чередование элементов какой – либо завершённой композиции. Чередоваться могут размеры, окраска, фактура и т.д. (рис. 75).
В формировании ландшафтных объектов важное значение имеет грамотное использование законов линейной перспективы, которые также являются средством построения композиции.
Перспективой называется зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя.
Линейная перспектива связана со зрительным уменьшением величины и изменением формы. С помощью законов линейной перспективы можно изменять некоторые пространственные характеристики. Например, ландшафтный объект можно «приблизить» или « удалить» относительно наблюдателя, если ведущую к нему аллею иллюзорно изменить за счёт стиснения края растительности (рис. 76).
Можно, также, создать иллюзию повышения рельефа. В этом случае возвышенность, с посадкой деревьев с пирамидальной формой кроны на вершине, будет казаться выше.
Для достижения художественной выразительности ландшафтных композиций необходимо также использование фона.
Фон– это поверхность или пространство, на котором выделяются некие зрительно доминирующие объекты. Фон должен быть монотонным, чтобы «не спорить» с тем объектом, который на нём показывают. В зависимости от колорита объекта, фон может быть светлым или тёмным с тем, чтобы не произошло сливания.
Фон может быть горизонтальным или вертикальным. К первому виду относят газон, вымощенные площадки, водную поверхность. Ко второму – стены сооружений, ограждения, живые изгороди, высокие спокойные древесно – кустарниковые насаждения, трельяжи и т.д.
Как уже было отмечено, при построении ландшафтной композиции должно быть проведено пропорционирование всех элементов этой композиции по отношению друг к другу и к целому.
Пропорция является основой гармонии и означает в переводе с латинского «соотношение, соразмерность».
Пропорционированиепредполагает проектирование композиции на основе определённого выбора соотношения пространственных форм по размеру, строению, положению в пространстве и цветовому тону.
Основными видами пропорционирования в ландшафтном проектировании являются правило золотого сечения и модульная система.
Начнём с модульной системы пропорций, в которой за основу принимается определённая исходная величина – модуль («мера» – в переводе с латинского). Например, в соотношениях 1:2; 1:3; 1:4 и т.д. 1 – это модуль, на основе которого на кальке может быть построена сетка, используемая в проектировании вместе с ситуационным планом территории объекта.
Дальше возникает вопрос: «Каким образом найти размер этого модуля?»
Для того, чтобы это сделать, необходимо взять план здания, развёртку его фасада и фотографию или посмотреть на фасад здания в натуре и определить размер повторяющихся элементов. Это может быть, например, достаточно широкое окно, или окно – стена, или расстояние между колоннами веранды, которые придают фасаду здания визуальный ритм. Если необходимых элементов не находится, в качестве альтернативы за модуль сетки можно принять размер доминантной детали или того элемента, на котором бы хотелось сосредоточить внимание. Например, это может быть структурный пролёт, рама зимнего сада, размер балкона или башенки и т.д.
Т.о. на основе сетки, построенной по данному модулю, проектируется планировочная схема территории, элементы которой будут пропорциональны между собой и относительно зданием.
Следует иметь в виду, что если выбранный размер модуля слишком мал – это приведёт к дробному плану с мелкими углами, который не будет гармоничен визуально и при строительстве, а также в дальнейшей эксплуатации будет очень неудобен.
Если же размер модуля будет слишком крупным – это приведёт к тому, что план территории будет пустым.
Если территория объекта значительная, тогда план непосредственно у здания строят по более мелкой сетке, а периферийную часть – по более крупной сетке.
Обычно модульную сетку применяют при свободной планировке участка.
Ещё одним видом пропорционирования территории является пропорция золотого сечения, которая была открыта ещё в древности и до сих пор считается наиболее идеальной пропорцией.
Пропорция золотого сечения получается при деление отрезка на две части таким образом, что длина всего отрезка так относится к длине большей его части, как эта большая часть относится к длине меньшей части. (рис. 77).
На основе пропорции золотого сечения построен ряд чисел Фибоначчи– 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34 … и т.д., в котором каждое последующее число, начиная со второго, равно сумме двух предыдущих. Этот ряд обладает тем свойством что, отношения между соседними членами по мере возрастания чисел ряда, все более приближаются к 0,618, то есть, к отношению золотого сечения.
Любая плоскость или объём, части которого соотносятся по пропорции золотого сечения, выглядят пропорционально и производят гармоничное впечатление. Пропорция золотого сечения чаще всего используется при регулярной планировке территории, в частности при создании партеров.
Контрольные вопросы
1. Дать определение понятия «композиция».
2. Что такое архитектурная композиция?
3. Что такое ландшафтная композиция?
4. Элементы, из которых состоит объёмно – пространственная структура территории ландшафтного объекта.
5. Какие виды пространственных композиций существуют и что они из себя представляют?
6. Дать характеристики основных планировок территории ландшафтного объекта.
7. Основные законы ландшафтной композиции.
8. Основные свойства ландшафтной композиции.
9. Перечислить средства построения ландшафтной композиции.
10. Какие типы пространственных масштабных характеристик применяют при ландшафтном проектировании?
11. Какие бывают оси ландшафтной композиции?
12. Что такое доминанта, акцент и точка обзора ландшафтной композиции?
13. Каким образом используются принципы контраста, нюанса и тождества при проектировании ландшафтных композиций?
14. Что такое метр и ритм в ландшафтном проектировании?
15. Что такое линейная перспектива и как её законы применяют при ландшафтном проектировании?
16. Фон в ландшафтной композиции.
17. Какие системы пропорционирования применяют в ландшафтном проектировании?
Источник: studopedia.ru
Виды архитектурной композиции
Объемнаякомпозиция представляет собой форму, развитую по трем координатам, воспринимаемую со всех сторон.
На восприятие объемности формы влияют: вид ее поверхности, положение и ракурс формы относительно зрителя, высота
горизонта, оптимальное положение зрителя, обусловленное нормальным углом зрения 30° и расстоянием, удобным для
обзора, характер членения ее поверхности и массы. В случае нескольких обособленных объемов возможно доминантное и
бездоминантное соподчинение. Композиционный центр должен быть ориентирован на главные точки зрения.
Высотнаякомпозиция отличается преобладанием размера высоты сооружения над его размерами в плане. В
архитектуре прошедших веков ведущим приемом гармонизации высотного проема служило его членение на ярусы,
массивность которых убывало по высоте, а ярусов пропорционально согласовывались с учетом перспективных искажений
их действительных размеров при восприятии композиций с основных точек зрения.
Глубинно-пространственнаякомпозиция отличается развитием преимущественно по глубиной координате. Такая
композиция используется в организации открытых пространств и внутреннего пространства интерьеров, имеющих
продольно осевое построение. Ощущение глубинности усиливается, когда в композицию вводят элементы, членящие
пространство на ряд последовательных планов.
Внешний облик архитектурного сооружения (экстерьер) зависит от архитектуры внутреннего пространства здания
(интерьера) и градостроительных условий (ансамбля).
Интерьер определяется назначением здания (функцией), типом, конструкцией и др. Внутренние помещения можно
разделить на три группы: главные (для основных функций здания), вспомогательное и коммуникационные.
Существуют разные схемы композиции интерьера:
зальная- все функции здания сосредоточены в одном помещении (например, крытый рынок);
центрическая- группировка меньших помещений вокруг большего, главного (зрелищные и выставочные залы);
анфиладная- помещения расположены одно за другим (музеи, универмаги);
коридорная- помещения расположены с одной или двух сторон связывающего их коммуникационного коридора;
секционная- здание состоит из нескольких изолированных друг от друга секций (секционные дома);
смешанная- зальная, центрическая и анфиладная композиции образуют цельный интерьер.
Композиционная схема интерьера заложена в основу архитектуры любого здания, поэтому главная роль в интерьере
принадлежит не деталям, а принципам общего архитектурного построения.
Общественные и жилые интерьеры с соответствующей организацией пространства помещений могут вызывать
различные настроения. В типовых зданиях с повторяющимися конструкциями и одинаковыми габаритами помещений
появляется проблема создания разнообразия художественных решений. Большую роль здесь играют отделочные
материалы, декоративные штукатурки, разнообразные покрытия полов, а также произведения монументального
и декоративно-прикладного искусства. Однако во всех случаях цель — выявить в интерьере задуманную в проекте
архитектурно-пространственную идею, иначе художественное решение интерьера будет подменено декоративным
оформлением, не соответствующим архитектуре здания.
Ансамбль в архитектуре- совокупность зданий и прилегающей среды, приведенная к единству и получившая
определенный художественный облик. Ансамбли бывают городские, загородные и парковые.
Пространственную композицию ансамблейделят на несколько типов:
— глубинно-пространственная перспектива, раскрытая вдоль площади, улицы и т.п.;
— замкнутое пространство, ограниченное зеленью или застройкой;
— свободное пространство без строгих границ;
— панорама, раскрывающаяся с высоких точек зрения, на набережных и т.п., где имеет значение силуэт застройки.
Один из основных приемов построения архитектурного ансамбля — постановка его композиционных узлов: зданий,
выделяющихся в застройке своим масштабом, композицией или являющихся историческими памятниками архитектуры;
монументов, посвященных важным событиям и видным деятелям. Крупными композиционными узлами в ансамбле
городской застройки могут быть центральными.
Билет 4
Архитекту́рный анса́мбль(от фр. ensemble — целостность, связность, единство) — по определению
БСЭ, «гармоническое единство пространственной композиции зданий, инженерных сооружений (мосты,
набережные и др.), произведений монументальной живописи, скульптуры и садово-паркового искусства»[1].
Образ архитектурного ансамбля зависит от смены освещения, времени года, присутствия людей.
Важным элементом ансамбля может служить ландшафт. При этом ключевую роль может играть рельеф
местности (например, церкви, котрые строились на высоком берегу Волги). Очень часто архитектурные
ансамбли включают водоёмы.
Архитектурные ансамбли возникают при условии единого пространственного решения комплекса.
Существуют архитектурные ансамбли, созданные единовременно, по единому плану и ансамбли,
складывающиеся годами, усилиями многих зодчих, бережно дополняющих складывающуюся композицию
так, что новые элементы органически сочетаются со старыми. Классическими примерами таких ансамблей
могут служить Площадь святого Марка в Венеции и Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге.
Часто в композицию архитектурного ансамбля включаются не только здания и элементы ландшафта, но
и скульртуры, памятники. Примером таких ансамблей могут служить Площадь Декабристов с фигурой
Медного всадника и Исаакиевская площадь с памятником Николаю I (Санкт-Петербург).
до сих пор сохраняет большую силу эстетического воздействия.
Архитектура и пространство — это две основные категории, художественное сочетание которых всегда
разрешалось зодчими как важнейшая и вместе с тем наиболее сложная проблема. От того, насколько
полноценно использовано зодчими окружающее пространство в создании архитектурного образа, зависит
сила и глубина его художественно — эмоционального воздействия.
Храм Вознесения можно считать прекрасным пересказом архитектурной мечты деревянного зодчества
русского севера, гениально воплощенным в камне. Весь архитектурный слой памятника нацелен «на
деревянное дело»; подобные объемные композиции — почти буквальные прототипы этого храма — стоят
в северных селах, не оставляя сомнения в общности их композиций, одновременно объясняя истоки
национальной самобытности церкви Вознесения. На мощном, крестообразном в плане основании путем
своеобразно выполненных переходов вырастает восьмерик, который завершается шатром, уникальным по
изысканности силуэта. Гармоническая форма шатра прекрасно выражает устремление архитектурных масс
памятника вверх и одновременно создаёт их уравновешенность, придавая композиционному строю храма
необходимое свойство «спокойствия в движении».
Композиция памятника наполнена стремительностью как бы оправдывая посвящение храма Вознесению:
создают это движение композиции, вертикали пилястр, раскреповок, но форма завершающего шатра
придаёт общему построению покой; в достигнутой гармонии противоположностей заключена удивительная
сила эстетического воздействия этого памятника, не оставляющего никого равнодушным.
И ещё одна особенность свойственна этому храму, взметнувшемуся ввысь более чем на 60 метров,
венчающему высокий береговой холм Москвы — реки, — непревзойдённое единство целого: зодчий
лепит архитектурный объём столпа, не разрушая его общей формы кристалла. Своеобразен, например,
художественный приём перехода от основания к восьмерику, выполненный поясом из трёх расположенных
один над другим килевидных кокошников. Приём использования диагональной кривой в переходных
элементах архитектурной композиции распространён в зодчестве многих стран, но здесь мастер
трёхкратным повторением формы кокошника создаёт удивительный рисунок этого перехода, который
снизу представляется слегка выпуклым, упругим, усиливающим впечатление динамики архитектурных
масс. Одновременно такой приём обеспечил неразрывность, слитность объединяемых архитектурных форм
столпа храма. Выше та же форма наклонной, диагональной кривой использована в венце кокошников,
аналогично декорируя переход от восьмерика к шатру.
Основой выразительности храма служит геометрически чистая форма гигантского кристалла, состоящая
из основания, восьмерика и шатра, скомпонованных слитно и неделимо; все вспомогательные
декоративные элементы нигде не нарушают эту основную форму, лишь способствуя впечатлению её
целостности. Есть ещё одна интересная общая закономерность композиции памятника, в значительной
мере способствующая созданию органичности его облика; в построении храма чётко прослеживается
пирамидальность и одновременно с ней постепенное — с высотой — упрощение объёмных архитектурных
форм. Действительно, самый нижний ярус представляет собой обширную, усложнённую в плане аркаду
основания, несущую террасу — гульбище с широко раскинувшимися, ниспадающими лестницами —
входами. Вторым ярусом служит крестообразный в плане ниспадающими лестницами — входами. Вторым
ярусом служит крестообразный в плане объём с многочисленными уступами раскреповок; это достаточно
сложная объёмная форма, однако заметно проще сложного и пространственно развитого нижнего яруса
храма. Третий ярус — восьмерик имеет ещё более простую форму, лишь незначительно обогащённую
выступающими на его гранях пилястрами, а завершающий шатёр выполнен в геометрической форме.
Подобная композиция прекрасно увязывается с землёй, придаёт построению храма убедительную
органичность — естественный рост вверх, а наиболее простые геометрические формы верхних ярусов
прекрасно «читаются» с более отдалённых точек обозрения. Поразительно художественное совершенство
храма Вознесения: можно ещё и ещё раз вникать в сложный язык архитектурной выразительности и
открывать новые и новые закономерности и тонкости мастерства, позволившие этому памятнику занять
Источник: zdamsam.ru
9. Архитектурная композиция и ее элементы. Виды композиций. Композиционные средства.
Архитектурная композиция — целостная система архитектурных форм, отвечающая художественным, функциональным и конструктивно-технологическим требованиям.
Основными компонентами архитектурной композиции здания служат его внешний объем и внутреннее пространство. Построение композиции базируется на:
Единство внешнего объема и внутреннего пространства зданий соблюдается, если архитектурная композиция обеспечивает соответствие размеров и форм фасадов и интерьеров.
В инженерных сооружениях взаимосвязи объемной формы и внутреннего пространства часто нет.
Внутреннее пространство является той основной функциональной средой, для создания которой возводится здание. Композиция внутреннего пространства исходит из соответствия формы, размеров и взаиморасположения помещений функциональному процессу и требованиям художественного единства. В соответствии с назначением здания его внутреннее пространство может быть: единым (крытый рынок), частично расчлененным не доходящими до потолка барьерами (зал банка); расчлененным прерывистыми ограждениями в виде колонн (подземный зал станции метрополитена); разграниченным глухими вертикальными (стены, перегородки) и горизонтальными (перекрытия) преградами на отдельные замкнутые пространства (жилые здания).
Композиция внешних объемов здания может строиться на основе двух различных методов. Первый (функциональный) базируется на выявлении внутренней функциональной структуры пространства; согласно этой структуре, объемная форма может сохранять монолитность или члениться на отдельные части; второй (универсальный) — на создании обобщенной объемно-пространственной формы простых очертаний, пригодной для многофункционального использования.
Виды композиций.
Любая простая или сложная композиция внешних объемов может быть сведена к одной из четырех основных — объемной, фронтальной, глубинной, высотной — или их сочетаниям.
Объёмная композиция содержит относительно равновеликие элементы по всем трем координатам. Присуща зданиям цирков, театров, крытых рынков.
Фронтальная композиция отличается преобладанием размеров по высоте и протяженности здания над размерами по глубинной координате. Присущи большинству дворцовых, учебных, жилых и административных зданий.
Высотная композиция отличается преобладанием размера высоты сооружения над его размерами в плане. Присущи высотным административным зданиям, гостиницам, телевизионным, радиобашням.
Глубинная или глубинно-пространственная композиция отличается развитием преимущественно по глубинной координате. Такая композиция используется в организации открытых пространств и внутреннего пространства интерьеров, имеющих продольно-осевое построение.
Композиционные средства.
При разработке композиции внешних объемов и интерьеров здания активно используются такие средства гармонизации архитектурных форм, как симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, метр и ритм, масштаб и масштабность.
Симметрия — одинаковое расположение равных частей композиции относительно оси или плоскости, проходящей через ее центр.
Построению симметричной объемно-пространственной формы в архитектуре способствует также применение конструкций, статическая работа которых строится по законам симметрии (своды, купола).
Ритм -закономерное чередование одинаковых (однохарактерных) элементов композиции и интервалов между ними, динамично развивающиеся по вертикали и горизонтали либо по обоим направлениям.
Метр -простейшая форма ритма — точное повторение форм и интервалов между ними.
Пропорции — закономерные соотношения геометрических размеров здания, его отдельных элементов (проемов, простенков и пр.) — имеют существенное значение в построении архитектурной композиции.
Свойствами архитектурной композиции являются ее масштабность и масштаб. Под масштабностью понимается взаимосвязь членений архитектурной формы с габаритами человека, а также с элементами городской застройки и ландшафта.
Масштаб характеризует крупность членений архитектурной формы по отношению к размерам самого здания и окружающей застройки.
В архитектурной композиции существенная роль принадлежит тектонике — художественному выражению работы конструкций и материала. Тектоничной является такая модификация конструктивной формы, которая приобретает художественную выразительность, становясь архитектурной формой.
Источник: studfile.net
Архитектурно-художественные принципы композиции
Лучшие произведения садово-паркового искусства наделены многими совершенными художественными качествами — каждая часть ансамбля по-своему выразительна и в чем-то связана с другими, все они расположены в определенном последовательном порядке, хорошо соотносятся между собой и с человеком по абсолютным и относительным размерам, согласованы колористически и т. д. Зеленое строительство включает в себя понятие садово-паркового, пейзажного искусства, поэтому при формировании растительных композиций необходимо иметь в виду ряд эстетических требований. Среди них к важнейшим относятся следующие.
Единство, пропорциональность частей. Соразмерность, правильное отношение составных частей к целому, деталей — к основному, побочных объектов — к главному являются основой формирования садово-паркового ансамбля. Предметы и формы должны находиться в стройной взаимосвязи, подчиняться общей идее, быть в определенных пропорциональных соотношениях.
Это единство проявляется как внутри каждой пейзажной картины, так и в согласованности отдельных пейзажных частей с ландшафтом в целом. Отдельная группа растений должна восприниматься со всей композицией как единое целое, в пределах самой группы каждое растение также должно согласовываться в размерах, форме и структуре с другими, находящимися рядом. Однако единство форм не следует понимать просто как собрание схожих, однотипных элементов, которые часто приводят к монотонности в композиции. Недостаток разнообразия вызывает ощущение бедности пейзажа, чрезмерное нагромождение цветовых и других эффектов утяжеляет композицию или «разваливает» ее.
Пример единства и согласованности отдельных элементов пейзажа при ширине переднего плана, превышающей угол зрения | Обрамление пейзажа деревьями |
Один из приемов, позволяющих подчеркнуть единство композиции, заключается в уравновешенности пейзажной картины. В регулярной планировке равновесие достигается часто путем повторения одинаковых предметов и расстояний между ними по обе стороны от планировочной оси (аллеи, эспланады, партера и т. д.). При свободной, живописной планировке объекта озеленения равновесие выражается иначе. По ту и другую стороны находятся детали, хотя и несхожие, неодинаково расположенные, но так подобранные, скомпонованные, что внимание, уделяемое тем и другим, уравновешивается. Например, мощный дуб, расположенный по одну сторону оси пейзажа, может потребовать для равновесия пейзажной картины целой молодой рощи по другую сторону оси.
Масштаб. Цельность, гармоничность композиции зависит от правильно выбранного масштаба, т. е. соотношения размеров всех входящих в нее элементов. Масштабность — это прежде всего соответствие размеров объекта физическим размерам человека и скорости его передвижения.
При этом отдельные пространства, имеющие чрезмерно уменьшенные или слишком увеличенные размеры, воспринимаются как немасштабные. Критерием масштабности является также соответствие размеров функциональному назначению пространства.
Оптимальный масштаб обусловливается социальными и биологическими потребностями людей различного возраста, психофизическими, технико-экономическими и другими требованиями. Например, по критерию оптимальной строительной и эксплуатационной эффективности необходимо укрупнять участки газона, проектируя их на площади не менее 100—200 м2. С точки зрения комфортности тихого отдыха взрослых и детей до четырех—шести лет газоны должны быть ограничены 100—150 м2. Спортивные комплексы для молодежи требуют совсем иного размера — около 4000—6000 м2 и более, для массового отдыха на траве нужны поляны до 6000—7000 м2. Таким образом, правильный выбор масштаба элементов садово-парковых комбинаций требует дифференцированного подхода к проектированию с учетом как функциональных, так и эстетических требований.
Впечатление человека о масштабе озелененных пространств меняется в зависимости от характера окружения. Одни и те же поляна, массив зелени, дерево, сооружение, аллеи приобретают различную масштабную характеристику в зависимости от того, расположен ли сад или парк вблизи многоэтажной застройки или в условиях природного окружения.
Контраст. При сопоставлении достаточно резко различающихся предметов их противоположные свойства становятся более заметными, очевидными. На этом свойстве основано большинство растительных композиций. Плакучая крона березы выгодно оттеняется плотной пирамидальной формой пихты или ели.
Высокое пирамидальное дерево на фоне плоской крыши или дерево с округлой кроной рядом с постройками, увенчанными остроконечными кровлями, составляют приятный художественный контраст. Крупнолистные деревья хорошо контрастируют с деревьями, имеющими мелкую листву. Темная зелень выделяется на фоне светлой листвы. Эстетическая ценность контраста повышается, если одна из пород занимает доминирующее положение, например подлесок из плотных зарослей можжевельника удачно дополняет прозрачный верхний полог березы.
Контрасты воспринимаются не только в пространстве, но и во времени. После выхода из темного елового леса березовая роща кажется особенно светлой, радостной, глубокая тень старой дубравы рядом с просторной залитой солнцем поляной — освежающе прохладной. Таким образом предшествующие впечатления как бы усиливают последующие. Подчеркивая контрасты в композиции, необходимо соблюдать определенную сдержанность, ибо слишком резкие различия могут привести к разрушению общего впечатления, распаду единства. Лучших результатов можно добиться путем противопоставления не всех свойств предметов, а только их части, например, если растения имеют схожие формы, но различаются размерами и цветом, или наоборот).
В садово-парковых композициях приемы контраста дополняются приемами нюанса, при котором создаются постепенные переходы цвета, пластики, освещенности, массы, пропорции, природных и архитектурных элементов. Если при контрастных отношениях преобладает противоположность однородных свойств, то при нюансе эти отличия мало заметны и построены на тонкостях и оттенках, преобладает сходство между предметами.
Стиль. Большое влияние на современные типы устройства садов и парков, на характер расположения растений, их внешний облик, стилевую организацию оказывает богатая и сложная история садово-паркового искусства. Основными видами пространственного построения садов и парков признаны регулярное и пейзажное.
Регулярное направление делится: французское — на плоском рельефе, итальянское — на остро выраженном рельефе и английское — пейзажное направление. Кроме того, существует еще партер из цветов — он голландского происхождения. С первым из них связано понятие о геометрическом, формальном стиле планировки, со вторым — о живописном, свободном. Композиция регулярного типа характеризуется геометризированными построениями дорожной сети, прямыми аллеями, четкими контурами водоемов, газонов, рядовой посадкой деревьев и кустарников, искусственным формованием их крон, симметричным размещением скульптур, фонтанов, беседок (парки Версаля, Петродворца). Напротив, в садах и парках пейзажного типа (например в Павловске, Царицыне и др.) дороги и аллеи, группы деревьев и кустарников, поляны, лужайки приобретают свободные, живописные очертания, строятся как бы в подражание естественной природе.
Иллюзорное увеличение площади парка путем скрытия местности между зрителем и пейзажем |
Ритм. Выразить композиционное единство сада или парка, обеспечить его упорядоченное разнообразие поможет также использование ритмических закономерностей. Ритм служит «регулятором» пространственно-временных изменений форм.
Наличие каких-то повторяющихся или чередующихся элементов в пейзажной картине есть проявление пространственного ритма: например, чередование в определенной последовательности деревьев, кустарников, скамей, скульптур вдоль аллеи, которое улавливается пешеходом в процессе движения. Повторные впечатления, как правило, ослабевают. Новизна, неожиданность всегда обостряют ощущения, поэтому длительные повторы одного и того же ритма нежелательны. Это допускается лишь в особых случаях, например на торжественных эспланадах или в парках-мемориалах. Приемы обогащения ритмического рисунка многообразны — путем увеличения числа повторяющихся элементов (включая как природные, так и архитектурные составляющие, различия в материале, цвете, фактуре и т. д.) введения усложненного «синкопированного» ритма, использования фактора композиционной внезапности, который можно рассматривать как преднамеренный «сбой» устоявшегося ритма.
В современном садово-парковом строительстве преобладают приемы пейзажной композиции как более естественные и эффективные в технологическом отношении. Регулярный стиль используется там, где необходимо достигнуть парадности, монументальности, вблизи крупных архитектурных сооружений, в зонах скопления больших масс людей (у входа в парк, на стадионах и т. д.). Независимо от стиля планировки сады и парки должны соответствовать духу времени, местным ландшафтным условиям, функциональным и эстетическим требованиям. В этом случае их стилевое решение будет содействовать четкому выявлению архитектурно-художественного облика, композиционного замысла.
Источник: landscape.totalarch.com