Что такое проектно-изыскательные работы
Современное строительство сложно представить без предварительной проверки его состоятельности. Легкомысленное отношение негативно влияет на сроки, качество и стоимость объекта. Возведение новых сооружений в условиях плотной городской застройки требует комплексных геологических исследований.
Из этой статьи вы узнаете о проектно-изыскательских работах (ПИР), что это такое, какие виды существуют, к чему они относятся. Мы расскажем, какие программы помогут упростить процесс.
Любая реконструкция, ремонт или капитальное строительство предполагает подготовительные мероприятия, связанные с техническими и экономическими расчетами и измерениями. От их правильной организации и проведения зависит практически все:
- Эффективность и качество будущей постройки.
- Получение разрешения на нее.
- Ее доходность и расходность.
- Длительность.
- Производительность сотрудников.
- Экологическая обстановка и эстетичность в выбранной под объект местности.
Основная задача – выявить неблагоприятные условия, которые могут увеличить расходы или исключить возможность возведения здания. Специалисты изучают территорию, ее ландшафтные особенности, осуществимость подведения коммуникаций к объекту. Учитываются техногенные факторы влияния на окружающую среду.
Инженерная подготовка
После сбора всех необходимых данных менеджеры готовят промежуточную документацию. Она нужна для того, чтобы написать инженерный отчет, который в дальнейшем в своих целях использует заказчик.
Состав и краткое определение этапов, которые включают в себя проектно-изыскательские работы
Комплекс мероприятий, предшествующих строительству, состоит из нескольких ступеней:
- Получение технического задания.
- Проведение полевых исследований.
- Подготовка планировки объекта.
- Оформление бумаг.
- Написание сметы.
Что входит в ТЗ
Это информация о будущем здании. Она имеет юридическую силу, отсылки к нормативам и прилагается к договору между инвестором и наемной организацией. Документ оформляет застройщик – самостоятельно или с помощью юристов.
Что должно быть в нем указано:
- Наименование и территориальное нахождение проекта.
- Сведения о природных особенностях местности.
- Данные о всех помещениях, которые имеются на текущий момент.
- Архитектурные нюансы.
- Пожелания к содержанию, форме результатов ПИР.
- Требования к техническим условиям для ввода сооружения в эксплуатацию: электричество, водоснабжение, газ.
Затем специалисты собирают необходимые сведения о районе из литературы, архива, справочников и готовят программу действий для следующего этапа. Все это присоединяют к ТЗ в виде карт, графиков. Также понадобятся копии решения о согласии администрации на возведение строений.
В зависимости от особенностей, масштабов объекта проектные и изыскательские работы по нему проводит одна или несколько компаний. Во втором случае одна из них становится ведущим исполнителем, а другие заключают с ней договор подряда.
3D-моделирование и визуализация, поддержка внешних приложений, интерфейсов .Net/VBA/ZRX и все возможности стандартной версии. Срок действия лицензии — 1год.
Полевые (технические) исследования
Это наиболее важная стадия, так как на ней получают точную информацию, на основе которой можно делать расчеты и составлять план участка. Обычно она включает в себя изучение следующих факторов:
- Геодезические. Рельеф и характер ландшафта: уклоны, наличие гидрологических объектов, топографические карты, существующие коммуникации.
- Геологические. Структура и физико-механические свойства грунта: его происхождение, наличие специфических пластов, уровень подземных вод (в том числе прогнозируемый) и их воздействие на бетон, металлы.
- Гидрометеорологические. Температура, роза ветров, количество осадков и вероятные антропогенные опасности, связанные с ними.
- Экологические. Состояние растительного слоя и окружающей среды. Влияние на нее техногенных факторов. Застройщики и специалисты по защите природы обосновывают возможность возведения здания.
- Экспертиза строительного материала и водных ресурсов. Выявление целесообразности сооружения карьеров для получения сырья.
Это основные виды испытаний. Кроме них есть еще несколько вспомогательных. Состав проектно-изыскательских работ зависит от масштабности проекта, по которому они проводятся. Для постройки гражданских и небольших промышленных домов обычно нужны исследования природных особенностей территории и пластов грунта.
В случае с большими природоохранными объектами или новыми населенными пунктами, требуется проведение всего полевого комплекса.
Камеральный этап
На этой стадии все данные анализируют, уравнивают ходы и производят окончательные расчеты и оценку их точности. В результате всех действий создается цифровая модель здания. На ней нанесены все необходимые для заказчика знания об участке, рельефе, возможных трудностях, коммуникациях и самом сооружении.
После окончания аналитической части, специалисты собирают информацию, сводят все в единый отчет и переходят к разработке документации.
Автоматизировать процесс создания визуальной планировки помогают инженерные программы. Компания «ЗВСОФТ» выпускает несколько таких приложений. С их помощью специалисты могут получить чертежи и расчеты, которые строго соответствуют действующим российским требованиям СНиП.
-
. Эта утилита позволяет осуществить обработку и лабораторных и полевых и изысканий. Пользователям доступны графические, статистические функции, построение геологических разрезов. . Адаптированная версия ПО GeoniCS для платформы ZWCAD Pro. Включает в себя несколько модулей, которые упрощают работу.
- С помощью этой технологии можно выпускать чертежи, заполнять штампы и экспликации. . Автоматизирует визуальное оформление проектов. Используется с надстройкой СПДС GraphiCS.
Камеральный этап подразумевает завершение нескольких задач:
- Обновление топографических карт. Это нужно для того, чтобы сделать окончательный вывод по полученным данным и оценить точность результатов.
- Согласование с административными и государственными организациями линий электропередач и связи, трубопроводов и других объектов, нанесенных на чертежи. Если есть необходимость – их изменение.
- Написание тех.отчета со всеми важными приложениями, которые касаются проведенных работ. Его передача заказчику на утверждение. Также застройщик получает графические и цифровые планы.
Проектная часть
Это самый длительный процесс, который содержит в себе много бумаг, согласований и составление сметы. Он включает в себя два этапа: подготовка экономического и технического обоснования целесообразности предстоящих действий (ТЭО) и расчет стоимости ПИР. Это обязательные мероприятия, предшествующие любому капитальному строительству или реконструкции.
Определение площадки
Для выбора локации объекта назначается комиссия. Она состоит из представителей заказчика, генерального исполнителя, субподрядчиков если они есть, гос.надзора, администрации местности. На этой стадии специалисты собирают сведения, сопоставляют выбранный вариант с конкурирующими, определяют перечень необходимых работ, проводят научные исследования технологии очистки воды.
Территория, предназначенная для будущего дома, должна соответствовать противопожарным и санитарным нормам. Еще одно важное требование – практическая возможность использования существующих коммуникаций или подведение новых.
Если в одной географической точке есть 2 участка, производятся две отдельные проверки.
Затем все участники комиссии составляют документ о выборе площадки, подписывают его. Он является подтверждением согласия на намеченные изменения и присоединение здания к сетям.
Подготовка проекта должна быть осуществлена на основании принятых решений и ТЭО так, чтобы расходы на строительство на последующих этапах не увеличились. Все полученные в результате работы материалы в обязательном порядке утверждаются государственной экспертизой.
Как рассчитывается цена ПИР
Есть несколько основных принципов оценки инженерных работ.
Натуральные показатели объекта
НПО – это площадь, длина, производительность и прочие характеристики постройки. В России существуют сборники базовых цен на эти нормативы. Данные, указанные в СБЦ, индексируются каждый квартал. Это самый удобный и достоверный вариант для составления сметы.
Он используется чаще всего.
Стоимость строительства
Определяется как произведение ОСС, умноженной на процент из справочника.
Трудозатраты подрядчика
Способ основан на количестве времени, которое исполнитель потратит на участие в проведении исследований, не представленных в нормативных документах. Также он применяется, когда основной показатель расценки меньше минимального в половину или больше максимального вдвое.
Инженерные исследования
Также определяются на основе СБЦ с применением индекса инфляции.
Существует ПО для автоматизации калькуляции. В программу «Система ПИР» включены все необходимые данные. Пользователь может подобрать нужную расценку, прочитать методическую информацию и выгрузить составленную смету в любом формате.
Все эти функции упрощают задачу в несколько раз.
ИсточникSTEM- и STEAM-образование: от дошкольника до выпускника ВУЗа
STEM-подход — один из прорывных инструментов трансформации образования. Множество государственных и частных учебных учреждений берут эту концепцию на вооружение, а сама она соответствует образовательным стандартам, принятым в России в 2012 году. STEAM — естественное развитие STEM-подхода, сочетающее технологии и гуманитарные дисциплины.
На этих идеях основывается и педагогическая философия LEGO Education, и, чтобы эти аббревиатуры, которые можно часто встретить в наших материалах, были понятны каждому читателю, подробно рассказываем об истории, принципах и решениях STEM- и STEAM-образования в России и зарубежом.
1. Что такое STEM-образование
Аббревиатура STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics) — расшифровывается как Наука, Технологии, Инженерия, Математика и обозначает практико-ориентированный подход к построению содержания образования и организации учебного процесса.
В основе STEM-подхода лежат четыре принципа:
1. Проектная форма организации образовательного процесса, в ходе которого дети объединяются в группы для совместного решения учебных задач;
2. Практический характер учебных задач, результат решения которых может быть использован для нужд семьи, класса, школы, ВУЗа, предприятия, города и т. п.;
3. Межпредметный характер обучения: учебные задачи конструируются таким образом, что для их решения необходимо использование знаний сразу нескольких учебных дисциплин;
4. Охват дисциплин, которые являются ключевыми для подготовки инженера или специалиста по прикладным научным исследованиям: предметы естественнонаучного цикла (физика, химия, биология), современные технологии и инженерные дисциплины.
Главная цель STEM-подхода — преодолеть свойственную традиционному образованию оторванность от решения практических задач и выстроить понятные ученикам связи между учебными дисциплинами.
2. Историческая справка
Впервые идея и аббревиатура STEM были предложены в 2001 году учеными Национального научного фонда США как ориентир для обновления системы подготовки современных инженеров и исследователей в ВУЗах. Идея была поддержана правительством, общественными организациями и многими корпорациями США, в том числе такими технологическими лидерами как Intel и Xerox. В результате принципы STEM стали активно применять для формирования образовательных программ многих американских университетов.
Сегодня в системе высшего образования США насчитываются сотни инженерных и научных специальностей, программы подготовки по которым построены в соответствии с концепцией STEM. При этом дипломная работа студента объединяется со стажировкой в технологической компании и участием в сложных технологических проектах бок о бок с профессионалами. За счет этого технологические компании получают квалифицированных специалистов сразу после выпуска из университета.
Впоследствии STEM-подход был подхвачен многими странами мира. В настоящее время подготовка STEM-специалистов ведется в ВУЗах Франции, Великобритании, Австралии, Израиля, Китая, Канады, Турции и ряда других стран.
Одновременно с расширением географии STEM происходило распространение элементов STEM-подхода вниз по образовательной пирамиде, как на школьное, так и на дошкольное образование. Во многих странах начали активно создаваться учебные курсы и пособия для межпредметных исследований и конструирования в детских группах.
Ощутив реальные результаты STEM-подхода в высшем образовании, правительство США через образовательные стандарты утвердило STEM-обучение как базовый метод преподавания в школах. Австралия, Канада и Сингапур сделали это еще раньше.
В рамках детского STEM-образования робототехника оказалась той областью, где наиболее удачно пересеклись запросы экономики на развитие высокотехнологичных отраслей и естественный интерес детей к конструированию. Как следствие, сегодня воспитатели и учителя по всему миру активно используют в своей работе наборы для конструирования и программирования роботов.
3. STEM в России
В России активное привлечение учеников к инженерному делу и роботостроению происходит на протяжении последних 5 лет.
В 2014 году в послании Федеральному собранию Президент РФ впервые указал на необходимость вывести инженерное образование в стране на мировой уровень. Робототехнические комплексы были внесены в число приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в России, и вскоре начала складываться сеть инженерно-технических центров: кванториумы, фаблабы при ВУЗах, ЦМИТы и центр «Сириус». В школах стали появляться спецклассы, оборудованные всем необходимым для создания программируемых роботов.
Сегодня в технопарках, при ВУЗах или в рамках Центров технической поддержки образования открывается все больше STEM-центров, которые помогают старшеклассникам осваивать новые технологии и мотивируют на продолжение образования в научно-технической сфере. Магистерские программы STEM-подготовки учителей появляются в российских университетах, быстро расширяется практика использования STEM-подхода в дополнительном образовании и в сегменте платных образовательных услуг. Дети с интересом работают в командах, экспериментируют, проводят исследования, придумывают и собирают роботов, создают сайты и мультфильмы.
4. STEM и ФГОС
Стремительно растущий интерес учителей к STEM-методикам объясняется тем, что значительная часть задач, которые установлены образовательными стандартами РФ, может быть реализована с учетом идей, инструментов и методик, накопленных в рамках STEM-подхода. Концепция STEM соответствуют основным требованиям ФГОС, и в этом можно убедиться, приложив принципы STEM к образовательному стандарту основного общего образования.
1. Проектная форма организации обучения и практическая направленность STEM создают более благоприятные по сравнению с классно-урочным обучением мотивационные и предметные предпосылки для реализации следующих требований ФГОС:
— Организация активной учебно-познавательной деятельности;
— Участие в социально значимом труде и приобретение практического опыта;
— Формирование способности применять полученные знания на практике, в том числе в социально-проектных ситуациях;
— Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
— Ориентировка в мире профессий и формирование устойчивых познавательных интересов как основы выбора будущей профессии.
2. Ориентация на межпредметность и накопленный в рамках STEM опыт комплексного освоения математики и естественных наук создают более благоприятные условия для:
— применения математических и естественнонаучных знаний при решении образовательных задач;
— развития навыков формулирования гипотез, планирования и проведения экспериментов, оценки полученных результатов;
— осознания значения математики и информатики в повседневной жизни человека;
— формирования умения моделировать реальные ситуации на языках алгебры и геометрии, а также исследовать построенные модели математическими методами;
— развития навыков работы со статистическими данными;
— понимания физических основ и принципов работы машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов и т. д.
Не менее значительный объем соответствий STEM-принципов во ФГОС можно установить и при анализе стандартов начального общего и среднего общего образования.
5. От STEM к STEAM
В последние несколько лет в сфере инновационной экономики все больший вес приобретают креативные индустрии, связанные с интеллектуальной и творческой деятельностью: компьютерные технологии, виртуальная реальность, дизайн, мода, реклама, анимация и т. д. Креативные отрасли во всем мире становятся движущей силой экономического роста, а занятость молодежи в креативной индустрии уже превышает занятость в реальном секторе. Эти перемены ставят новые задачи перед системой образования, а именно — необходимость большего включения в программу обучения творческих и художественных дисциплин.
В США, где в рамках креативных индустрий создано свыше 30 млн рабочих мест, эта необходимость привела к трансформации STEM-концепции: к синтезу науки, технологии, инженерии и математики добавился пятый компонент — Arts, искусство. Получилась новая аббревиатура и концепция — STEAM.
STEAM-подход сохраняет ориентир на проектную деятельность, практическую направленность и межпредметность, но меняет расстановку ключевых дисциплин. На уровне формирования учебной программы, например, в ВУЗе, STEAM предполагает включение в нее не только инженерных и естественно-научных STEM-предметов, но и гуманитарных и творческих дисциплин: литература, дизайн, архитектура, музыка, изобразительное искусство.
STEM-предметы и технологии дают ясные решения для прикладных задач, а гуманитарные Arts-дисциплины развивают умение находить выход в состоянии неопределенности, неоднозначности и двусмысленности. Так учащиеся учатся гармонично сочетать в работе научную строгость и творческую свободу.
Идеологи STEAM-подхода вдохновляются примерами великих ученых, которые сочетали научные занятия с творчеством, и благодаря развитому нелинейному мышлению и воображению смогли дать миру революционные открытия: литератор Галилей, художник Леонардо Да Винчи, музыкант Эйнштейн, философ Гейзенберг.
На методическом уровне STEAM-подход предполагает, что, кроме решения технологических вопросов, в проектной деятельности ученики:
— приобретают навыки работы в команде;
— учатся конструктивно критиковать и отстаивать свое мнение;
— осваивают презентационные компетенции;
— учатся генерировать идеи в условиях неопределенности;
— применяют принципы дизайна и маркетинга для создания и продвижения продукта;
— осознают творческий потенциал применения технологий в разнообразных сферах деятельности.
В школе STEAM-подход реализуется в рамках занятий по робототехнике, особенно в соревновательной деятельности. Так для участия в международных соревнованиях FIRST® LEGO League требуется не только умение хорошо собирать и программировать, но и способность эффективно работать в команде, быстро генерировать идеи и грамотно презентовать результаты.
6. STEM и STEAM-решения LEGO Education
Одним из наиболее известных и признанных инструментов для реализации обоих подходов в школе являются решения LEGO® Education. Наборы LEGO Education разной сложности рассчитаны на работу с детьми в возрастном диапазоне от 4 до 16 лет.
Эти решения отличает привлекательность и узнаваемость (практически все знакомы с LEGO с раннего детства), яркость, простота и интуитивно-понятные способы сборки, а главное — широкие возможности для постановки комплексных учебных задач с использованием знаний всех предметов естественнонаучного цикла.
Для каждой возрастной группы в линейке LEGO Education предусмотрены свои наборы. Вот лишь некоторые из них:
Для дошкольников — это Экспресс «Юный программист» в виде поезда и железной дороги. Элементы алгоритмики, программирования изучаются с его помощью без компьютера.
Для младших школьников подходит LEGO Education WeDo 2.0. и BricQ Motion Prime. Последнее решение помогает изучать окружающий мир и физику, выполняя проекты, связанные со спортом и здоровым образом жизни. BricQ — STEAM-решение, которое вообще не предполагает программирования.
В наборе также нет моторов и других, содержащих электронику деталей, что облегчает работу преподавателей-предметников (например, учителей физики).
Для средней и старшей школы — LEGO Education SPIKE Prime. Он рассчитан на применение в экспериментальной деятельности на уроках всего естественнонаучного цикла.
Например, практически любой проект из курса «Фитнес датчики» позволяет не только закрепить на практике материал курса физики 7 класса, но и проработать математические закономерности, по которым строятся графики, иллюстрирующие опыты. SPIKE Prime стал самым красочным и гендерно-нейтральным из последних наборов. А разнообразие моделей и легкость программирования на языке Scratch позволяет использовать конструктор для изучения различных дисциплин.
Для каждого из наборов есть методические материалы, адаптированные под образовательные стандарты РФ. Их можно найти на официальных ресурсах LEGO Education, как и материалы для подготовки самих педагогов. Образовательную поддержку преподавателей в России осуществляет Академия LEGO Education.
Источник