Занятие 1: «Классификация инженерных заграждений. Основные противотанковые и противопехотные мины».
Инженерные заграждения предназначены для задержания продвижения противника, затруднения его маневра, нанесение ему потерь в живой силе и технике, создание наиболее благоприятных условий своим войскам для поражения противника всеми видами оружия. Они устанавливаются перед фронтом позиций, занимаемых подразделениями и частями, на флангах и в промежутках между ними. Кроме того, инженерными заграждениями прикрываются пункты управления, позиционные районы ракетных частей и др. важные объекты.
Инженерные заграждения применяются во всех видах боя и устанавливаются в сочетании с естественными препятствиями и системой огня. Создаются инженерные заграждения по рубежам и по направлениям. Они должны быть неожиданны для противника, устойчивыми ко всем видам огневого воздействия и не стеснять маневра войск.
По назначению заграждения подразделяются на:
— противотанковые (противотанковые минные поля, группы мин, отдельные противотанковые мины, заряды ВВ, невзрывные заграждения);
Урок НВП для 1 курсов Не взрывные инженерные заграждения
— противопехотные (противопехотные и смешанные минные поля, заряды ВВ, мины-ловушки, невзрывные противопехотные и комбинированные заграждения);
— противотранспортные (минно-взрывные заграждения, устанавливаемые на железных и автомобильных, дорогах, мостах, тоннелях, и в др. местах, а также завалы, надолбы и др. невзрывные заграждения);
— противодесантные заграждения устанавливаются морских побережьях и реках. Инженерные заграждения устраиваются в первой и второй степени готовности.
Первая степень готовности – заграждения приведены в полную боевую готовность: мины окончательно снаряжены и установлены, а управляемые мины и минные поля приведены в боевое состояние, ограждения минных полей сняты; невзрывные заграждения полностью подготовлены, проходы и переходы через них закрыты, разрушены или заминированы.
Вторая степень – заграждения подготовлены к быстрому переводу их в первую степень: мины окончательно снаряжены и установлены, но ограждения не сняты, управляемые мины и минные поля находятся в безопасном состоянии, невзрывные заграждения подготовлены полностью, но проходы и переходы через них открыты.
По характеру действий инженерные заграждения подразделяются:
— минно-взрывные (МВЗ), которые составляют основу всех инженерных заграждений и устанавливаются в виде минных полей, групп мин, отдельных мин в т.ч. и ядерных.
— невзрывные заграждения, которые устраиваются из земли, бетона, камня, кирпича, металла, дерева, воды, снега и др. материалов. По своему назначению они подразделяются на противотанковые, противопехотные.
К противотанковым невзрывным заграждениям относятся: ПТ рвы, контрэскарпы, эскарпы, надолбы, барьеры, лесные завалы, снежные валы, ежи и др.
Невзрывные заграждения бывают переносные и постоянные. Переносные заграждения применяются в основном для быстрого закрытия проходов, разрушенных участков заграждений, а также в случаях, когда возведение других заграждений затруднено. К ним относятся малозаметные проволочные сети, заграждения из гирлянд колючей и гладкой проволоки, спирали, рогатки и ежи. К постоянным противопехотным заграждениям относятся:
Оспанов Инженерные заграждения
— проволочные сети на высоких и низких кольях.
— Проволока в наброс.
— Засеки в лесу и т.п.
Расположение невзрывных заграждений не должно быть шаблонным. При устройстве таких заграждений в них оставляют проходы для пропуска своих войск, а для быстрого закрытия их готовят необходимое количество мин или переносных заграждений.
Кроме минно-взрывных и невзрывных заграждений устраиваются и комбинированные заграждения, которые представляют собой сочетание ПТ и ПП невзрывных заграждений или это сочетание с усилением минно-взрывных заграждений, а также средствами сигнализации. При устройстве таких заграждений должны приниматься меры, которые исключили бы поражение своих войск.
Противотанковые рвы, эскарпы и контрэскарпы противника танки, бронетранспортеры и артиллерия преодолевают по мостам или переходам.
Переходы устраивают с помощью танков с БТУ, путепрокладчиков (бульдозеров), инженерных машин разграждения путем засыпки заграждений грунтом.
Для устройства перехода через противотанковый ров взрывным способом необходимо подорвать четыре заряда по 25 кг каждый, укладываемых на поверхность грунта, или четыре заряда по 6 – 8 кг каждый, устанавливаемых в грунт на глубину 1 м.
Проходы в надолбах проделывают взрывом сосредоточенных зарядов. Масса заряда для каждой издолбы в зависимость от материала, из которого она изготовлена, может быть: из рельса – 0,5 – 1 кг; из швеллера, двутавра – 3 – 5 кг; из труб – 5 – 10 кг; из бревен – 0,5 – 1 кг; из железобетона – 3 – 5 кг.
Для проделывания прохода в лесном завале называют команду в составе не менее отделения, усиленного танком с БТУ, путепрокладчиком БАТ или инженерной машиной разграждения, а также двумя-тремя мотопилами.
Проход проделывают сдвиганием поваленных деревьев в стороны от его оси. Отделение разбивается на два расчета. Один из них в составе 3 человек проводит разведку и разминирование, а второй расчищает и обозначает проход.
Для ускорения расчистки завала и уничтожения в нем установленных мин необходимо последовательно, через каждые 6 – 8 м, производить взрывы сосредоточенных (по 20 – 25 кг) или удлиненных зарядов погонной массой 6 – 8 кгм и длинной 6 м, укладываемых на поваленные деревья или под них. Ширина прохода в завале для одностороннего движения должна быть не менее 4 м.
Расчистку завалов в населенных пунктах производят главным образом бульдозерами или путепрокладчиками. Ширина прохода для одностороннего движения не менее 4 м. При расчистке улиц в разрушенном населенном пункте нельзя допускать, чтобы вблизи проделываемого прохода остались полуразрушенные здания, угрожаемые обвалом. Такие здания обрушивают взрывным или механическим способом.
Завалы расчищают перемещением обломков зданий, образующих завал, за пределы намеченного прохода. Крупные обломки предварительно дробят взрывами накладных зарядов по 2 – 5 кг. При большой глубине завалов их не расчищают. Поверхность завала в полосе намеченного прохода разравнивают и устраивают входную и выходную аппарели.
Аналогично преодолевают завалы из обрушенной породы на горных дорогах.
Для преодоления барьеров в лесу и баррикад в них проделывают проходы подрыванием и растаскиванием бревен. Обломки балок, камни и грунт сдвигают бульдозером в стороны от оси прохода.
При расчистке завалов и разрушений в зоне с радиоактивным или химическим заражением местности личных состав выполняет задачи в средствах индивидуальной защиты. Командир определяет время пребывания личного состава в зараженной зоне в целях недопущения доз облучения свыше установленных норм.
Проходы в проволочных заграждения проделывают танками (за исключением малозаметных препятствий), взрывным способом и вручную с помощью ножниц или шанцевого инструмента.
Для проделывания проходов в проволочных заграждениях взрывным способом применяют удлиненные заряды. Их длину прижимают не менее ширины заграждения. Заряды укладывают под проволоку у кольев или на проволоку и взрывают. В результате взрыва удлиненного заряда погонной массой 4 – 6 кгм в заграждении образуется проход шириной 4 – 5 м.
Проволочные заграждения преодолевают также устройством переходов путем набрасывания на проволоку матов из ветвей или солому, досок, жердей, лестниц и шинелей.
В малозаметных и переносных проволочных заграждениях проходы проделывают растаскиванием заграждений отдельными звеньями с помощью кошек и крюков, прикрепляемых тросами к танкам, тягачам и т. п.
Электризуемые проволочные заграждения обнаруживают подразделения инженерных войск, оснащенные специальными приборами; при отсутствии таких подразделений эти заграждения обнаруживают следующим образом:
по внешним признакам – наличию на кольях фарфоровых изоляторов, резины и других изолирующих материалов; по видимым ночью искрам, проскакивающим с проволоки на соприкасающуюся с ней траву; по наличию выгоревшей травы;
набрасыванием (с безопасного расстояния) куска проволоки на заграждение так, чтобы один конец касался заграждения, а другой земли; при этом на конце проволоки, касающейся земли, при влажной почве или травяном покрове появляются искры и дымок;
с помощью телефонного аппарата, включенного в кабель, расположенный под прямым углом к заграждению и соединяющий два заземлителя: один не ближе 3 м, другой в 50 – 200 м от заграждения; при наличии в заграждении тока в телефоне слышится гудение.
Электризуемые заграждения преодолевают по проходам или путем их обесточивания с последующим преодолением их как обычных проволочных заграждений.
Личный состав подразделений инженерных войск, проделывающий проходы, должен быть в защитных средствах, выбираемых в зависимости от схем питания электризуемых заграждений. Проходы проделывают резкой проволоки специальными ножницами, растаскиванием проволоки танками (тягачами) и взрывным способом.
Ширина проходов в электризуемых заграждениях должна быть на 2 – 3 м больше, чем в неэлектризуемых.
Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 4510 ; Мы поможем в написании вашей работы!
ИсточникГЛАВА 10. ИНЖЕНЕРНЫЕ ЗАГРАЖДЕНИЯ
Инженерные заграждения или заграждения представляют собой искусственные препятствия (преграды), устройства, сооружения и разрушения, создаваемые с целью нанести противнику потери, задержать и затруднить его продвижение, сковать маневр, вынудить продвигаться в выгодном для наших сил направлении и оказать морально-психологическое влияние на личный состав.
Опыт применения инженерных заграждений насчитывает уже несколько тысячелетий. Одним из старейших известных видов заграждений является частокол. Он состоял из двойного или тройного ряда крепких бревен, вкопанных вертикально в землю близко друг от друга. Иногда пространство между рядами брёвен заполнялось землей.
Позднее вместо частокола стали применять стены, а перед ними отрывать ров.
В Древнем Китае в IV…III веках до нашей эры для защиты северо-западных границ от набегов кочевников была построена Великая Китайская стена, общая длина которой составила почти 4000 км.
В Древнем Риме в I…II веках широкое распространение получили так называемые римские валы, состоявшие из земляных валов, частоколов и глубоких рвов. Часто применялись в то время засеки (лесные завалы), волчьи ямы, палисады и др. препятствия.
Например, в 490 году до н. э. в войне с персами греческий полководец Мильтиад в сражении под Марафоном построил фалангу таким образом, что её фланги были прикрыты труднопроходимыми склонами гор, оборудованными засеками. Таким образом, греки лишили персов возможности ударов по флангам, навязали им фронтальное столкновение, в котором нанесли поражение противнику.
На Руси одним из наиболее распространённых видов заграждений были засеки, которые к XV…XVI векам стали основой для приграничных укрепленных линий, получивших название засечных черт.
Применение минно-взрывных заграждений берёт своё название в так называемой подземно-минной борьбе. Характерным примером является устройство контрминных галерей и производство взрывов в них с целью сорвать попытки противника заложить заряд под укрепления (оборона Пскова в 1581 г., Смоленска в 1609 г. и др.). При обороне Севастополя в 1854 году наряду со рвами, волчьими ямами и другими невзрывными заграждениями широко применялись пороховые фугасы и камнеметы – прообразы современных противопехотных мин.
В XX веке опыт Первой мировой войны, Великой Отечественной войны, локальных войн и военных конфликтов (в том числе в Афганистане и Чечне) показывает, что противоборствующие стороны широко применяют инженерные заграждения, особенно минно-взрывные. Это обусловлено их высокой эффективностью.
Поэтому в военное время или при действиях в зоне военных конфликтов одной из задач спасательных воинских формирований МЧС России будет прикрытие инженерными заграждениями районов своего расположения, в первую очередь невзрывными.
ИсточникТЕМА №5: Устройство и преодоление инженерных заграждений.
К противотанковым невзрывным заграждениям относятся эскарпы, контрэскарпы, надолбы, противотанковые рвы, барьеры и завалы в лесу, барьеры из льда, ежи.
Завалы устраиваются в лесах с деревьями диаметром не менее 20 см при расстоянии между деревьями не более 6 м. Завалы устраиваются на опушках леса, на просеках, полянах и дорогах. Деревья при устройстве завалов валятся крест-накрест вершинами в сторону противника и не отделяются полностью от пней. Их комли крепятся к пням проволокой.
Высота оставляемых пней должна быть 60–120 см, глубина завала должна быть не менее 30 м, считая от крайних пней срубленных деревьев. Завалы могут усиливаться оплеткой колючей проволокой, установкой мин и фугасов. На устройство 10 погонных метров завала вручную требуется 3,5 человека часа и мотопила.
Барьеры устраиваются на дорогах, просеках и на участках редкого леса. На устройство 5 м барьера из бревен требуется 40 человека часа. Материал: бревна длиной 3,5 м – 12 шт.; длиной 5 м – 24 шт.; проволока – 7 кг.
На устройство 5 м барьера из камня требуется 75 человека часа.
Противопехотные невзрывные заграждения
К противопехотным невзрывным заграждениям относятся проволочные сети, заборы, спирали, проволока «внаброс», засеки, рогатки и ежи. Проволочная сеть и забор усиливаются, противопехотными и сигнальными минами.
Проволочные сети на высоких кольях.
Проволочная сеть на высоких кольях устраивается из трех–пяти рядов кольев длиной 1,0–1,75 м, забитых в шахматном порядке и оплетенных колючей проволокой. Наружные ряды кольев оплетаются пятью нитями: две по диагоналям и три горизонтально. Внутренние ряды кольев и промежутки между рядами оплетаются тремя нитями: двумя по диагоналям и одной горизонтально сверху.
На устройство 100 погонных метров проволочной сети на высоких кольях требуется 120 человека часа. Материал: проволока колючая однопрядная – 10 мотков, скобы — 25 кг; колья длиной 175 см — 100 шт.
Рогатки, ежи, проволочные спирали и малозаметные проволочные сети(мзп) применяются для установки на дорогах, в траншеях, для закрытия проходов и повреждений в заграждениях, а также на болотистой местности и зимой.
на изготовление рогатки требуется 4 человека часа. Материал: жерди длиной 3,5 м – 1 шт.; длиной 1,5 м–6 шт.; проволоки колючей – 7 кг.
На изготовление ежа требуется 1 человеко-час. Материал: колья длиной 1,5 – 3 шт.; проволоки колючей – 2,5 кг.
Проволочные заборы устраиваются из одного ряда кольев, оплетенных пятью нитями колючей проволоки или усиленных оттяжками с дополнительными двумя–тремя натянутыми горизонтальными на них нитями.
На устройство 100 погонных метров усиленного проволочного забора требуется 30 человеко-часов. Материал: проволока колючая однопрядная – 4–5 мотков; скобы–5 кг; колья длиной 175 см – 34 шт.; колья длиной 70 см – 67 шт.
Проволочная сеть на низких кольях делается шириной 4,5–6,0 м. Колья длиной 70 см забиваются рядами на расстоянии 1,5 м один от другого в шахматном порядке с возвышением над поверхностью земли на 25–30 см. Каждый ряд кольев и промежутки между рядами оплетаются проволокой в две нити, одна нить тянется с петлями.
На устройство 100 погонных метров проволочкой сети на низких кольях шириной 6 м требуется 120 человеко-часов. Материал: проволока колючая однопрядная – 20 мотков; снобы – 15 кг; колья длиной 70 см – 350 шт.
Засека устраивается из деревьев диаметром не менее 15–18 см, сваливаемых (причем деревья не отделяются полностью от пней) в сторону противника. Она может усиливаться минами и оплеткой деревьев колючей проволокой.
Источник