Инженерная подготовка мо рф

Есть ли современная техника в инженерных войсках?

На данную статью меня натолкнула недавняя новость в СМИ о том, что инженерные войска РФ в 2019 году получили более 500 единиц инженерной техники, а в 2020 году планируется поставка ещё более 600 единиц. И мне стало интересно, какие же они — современные инженерные подразделения, и какая современная техника стоит на вооружении.

Инженерные войска — что это?

Как ни странно, до сих пор многие считают, что инженерные войска — это стройбат. Друзья, стройбат в МО РФ уже давно не существует. На сегодняшний день инженерные войска — это специальные войска Вооруженных сил Российской федерации, предназначенные для инженерного обеспечения: оборудования территории военных действий, инженерной разведки и сопровождения войск (сил) в наступлении и так далее.

В состав инженерных войск входят органы управления, учреждения, предприятия, инженерно-саперные, инженерно-дорожные, понтонные и другие соединения, воинские части и подразделения.

Всеармейский этап конкурса — «Инженерная формула-2016»

Цели и задачи инженерных войск

На сегодняшний день инженерные войска ВС РФ:

  • выполняют задачи по инженерной разведке, устройству окопов, траншей, укрытий, противотанковых рвов;
  • устанавливают минные поля и занимаются разминированием, производят взрывные работы;
  • оборудуют переправы на водных преградах, добывают и очищают воду в полевых условиях;
  • ведут работы по маскировке, имитации войск и объектов.

В мирное время эти подразделения во взаимодействии с МЧС очищают местность от взрывоопасных предметов, участвуют в ликвидации последствий техногенных аварий, катастроф и стихийных бедствий, предупреждают разрушение мостов и гидротехнических сооружений во время ледоходов.

Подготовка военных инженеров

Подготовку офицерских кадров ведут Общевойсковая академия ВС РФ (Москва) и ее филиал — Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала А.И. Прошлякова. Младших специалистов готовит 187-й Псковский ордена Красной Звезды и 210-й Гвардейский Ковельский Краснознаменный межвидовые региональные учебные центры (последний расположен в Нижегородской области).

Ранее на месте учебного центра существовало Нижегородское Военное Инженерное Училище, одно из старейших в стране, которое отпраздновало 300-летие образования, но, к сожалению, в 2000 годах оно было расформировано, в период «реформирования» армии министром Сердюковым.

Применение инженерных войск

Специалисты МПЦ занимались разминированием сирийских городов Пальмира, Алеппо и Дейр-эз-Зор. С 2016 по июль 2018 года было проверено более 6,5 тыс. га территории, 1,5 тыс. км дорог, 17 тыс. зданий, обезврежено 105 тыс. взрывоопасных предметов. Центр также подготовил более 1,2 тыс. сирийских саперов.

Сапер Инженерных войск РФ с миноискателем ИМП-2 в Сирии (Пальмира) при очистке местности от взрывоопасных предметов. Фото взято из открытых источников.

Сапер Инженерных войск РФ с миноискателем ИМП-2 в Сирии (Пальмира) при очистке местности от взрывоопасных предметов. Фото взято из открытых источников.

С октября 2018 по март 2019 года отряд МПЦ очистил от боеприпасов времен Вьетнамской войны более 100 га территории в Лаосе. В декабре 2018-го за выполнение поставленных задач по разминированию военных и гражданских объектов президент РФ Владимир Путин наградил МПЦ ВС РФ орденом Кутузова.

Летом 2019 года в рамках Армейских международных игр были проведены конкурсы инженерных войск «Безопасный маршрут» и «Инженерная формула», по итогам которых команды ВС России завоевали золотые медали.

В январе-феврале 2019-го саперы Минобороны РФ были привлечены к расчистке русла реки Бурея в Хабаровском крае. Для ликвидации затора, который возник из-за обрушения части сопки в 73 км от пос. Чекунда, выделено более 300 т взрывчатых веществ и более 1,5 тыс. специальных боеприпасов.

В июле подразделения инженерных войск участвовали в помощи пострадавшим от наводнения населенным пунктам Тулунского района Иркутской области: восстановлена дамба на реке Ия и набережная реки Тулунчик, расчищено 138 га территории, разобрано 50 аварийных домов, построено более 7 км дорог, военнослужащие участвовали в раздаче воды местным жителям.

В августе того же года военнослужащие инженерных войск участвовали в ликвидации последствий серии взрывов на складах боеприпасов в Ачинске (Красноярский край). Было расчищено более 12 тыс. га территории, обезврежено свыше 35 тыс. опасных предметов.

В ходе стратегических командно-штабных учений «Центр-2019» инженерные войска разминировали 1 тыс. 370 га территории, обезвредили свыше 16,2 тыс. опасных предметов, оборудовано почти 800 укрытий для личного состава и военной техники. Также инженерно-дорожные подразделения подготовили и содержали более 300 км путей для передвижений войск.

Саперы в современной экипировке, с миноискателем Кондор и новым миноискателем МГ-И1 на учениях Центр 2019. Фото взято из открытых источников.

Саперы в современной экипировке, с миноискателем Кондор и новым миноискателем МГ-И1 на учениях Центр 2019. Фото взято из открытых источников.

Оснащение инженерных войск

В прошлом году войска получили более 133 тыс. современных комплектов, 17 динамических тренажеров, свыше 500 единиц инженерной техники (тралы, мобильные лесопильные комплексы, комплекты развертывания временных дорог, понтонный парк, электростанции, краны и др.).

Среди новейших инженерных средств, принятых на вооружение в 2019-м, — буксирно-моторные катера БМК-МТ и БМК-МО, миноискатели ИМП-3, МГ-1И и комбинированный ППО-2И. В 2020-м планируется поставка более 600 единиц инженерной техники.

Буксирно-Моторный Катер БМК МТ. Фото взято из открытых источников.

Как сказал Начальник Инженерных войск России генерал-лейтенант Ставицкий: » Уникальная разноплановость задач обусловила исключительную широту номенклатуры средств инженерного вооружения в войсках, являющихся одними из самых разнородных и технически насыщенных, — их насчитывается более 800″

Читайте также:  Виды инженерных изысканий порядок их выполнения для подготовки проектной документации строительства

В настоящее время проходят испытания Универсальная Бронированная Инженерная Машина УБИМ (созданная корпорацией «Уралвагонзавод» на базе танка Т-72Б3) и новый танковый мостоукладчик МТУ-2020 (позволит обеспечить переправу танков Т-14 «Армата»).

УБИМ обладает возможностями сразу трех машин: БРЭМ (бронированная ремонтно-эвакуационная машина), ИМР (инженерная машина разграждения), БМР (бронированная машина разминирования), а также путепрокладчиков.

Источник

Образовательная деятельность по профессиональной подготовке иностранных военнослужащих в российских военных вузах является важным направлением военно-технического сотрудничества Министерства обороны Российской Федерации с зарубежными странами и доходной статьёй бюджета.

Теоретический анализ педагогических исследований военных ученых показывает, что вопросам сущности, содержания, организации и методики профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в инженерных вузах МО РФ, уделяется большое внимание. Положения и выводы, содержащиеся в этих работах, во многом применимы к исследованию проблемного вопроса совершенствования профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в инженерных вузах МО РФ.

Проведенный теоретический анализ показал, что подготовка военнослужащих зарубежных стран исследовалась М. А. Акрамом, А. И. Афанасьевым, И. А. Вороновым, Г. И. Гладковым, Я. Грицем, Т. А. Карповой, П. Х. Моневым, С. М. Фильковым, Н. Г. Чумичевым и другими исследователями.

Под профессиональной подготовкой в военной литературе обычно понимается комплекс мероприятий многопланового характера: организационного, управленческого, собственно-педагогического, материально-технического, специального. В специальной и военно-педагогической литературе существуют различные определения подготовки специалистов к определенному виду деятельности.

Объективные причины различия в определении сущности, как показывает анализ, заключаются в том, что подготовка специалистов к определенному виду деятельности как явление социальное и конкретное, сложно, многообразно, богато и разносторонне, имеет множество внутренних связей; определения возникают аналитическим путем, изыскатели каждый раз вносят в науку новое, особенное, присущее данному явлению. Так, качественный анализ ряда работ и научных исследований военных ученых показывает, что подготовка рассматривается как планомерная, целенаправленная «система воздействий»; «совместная деятельность субъектов и объектов»; «решение учебно-воспитательных задач в соответствии с квалификационной характеристикой специалистов» и т. д., осуществляемых в целях «всесторонней подготовки специалистов», «формирование знаний, навыков, умений качеств личности». Как правило, основы вариаций определений обусловлены самой спецификой подготовки различных категорий специалистов к конкретному виду деятельности.

Кроме того, профессиональная подготовка рассматривается в двух смыслах: широком и узком. Профессиональная подготовка в широком смысле слова — это овладение знаниями, умениями, навыками, связанными с общим разделением труда. Военные знания в своих основных элементах — знания социальные.

Они отражают сложный процесс социальной жизни — войну, а также особенности деятельности специфического социального института — Вооруженных Сил. Профессиональная подготовка в узком смысле слова — это овладение знаниями, умениями, навыками, связанными с единичным разделением труда.

Такой подход к пониманию профессиональной подготовки военных специалистов вызывается необходимостью учитывать изменения профессионального разделения воинского труда на современном этапе развития армии. Если раньше можно было ограничиваться понятием «военная подготовка», которая часто рассматривалась как синоним понятия «профессиональная подготовка» в армии, то сейчас этого недостаточно.

Кроме того, такой подход удобен для понимания соотношения общевоинской и узкопрофессиональной подготовки военнослужащих. В прошлом, при относительно простой профессиональной структуре армии, общевоинской подготовки было достаточно для прохождения воинской службы.

Это было связано с тем, что функции военнослужащего были относительно просты, в военном деле преимущественно господствовал физический труд. Однако по мере развития единичного разделения воинского труда стала необходимой ещё и узкая профессиональная подготовка.

Анализ различных источников позволяет представить обобщенную характеристику процесса сущности профессиональной подготовки иностранных военнослужащих, а также других процессов, которые связаны с ним и оказывают на него влияние.

Известно, что понятие «подготовка» произошло от слова подготовить (подготовиться) и представляет собой запас знаний, полученный кем-нибудь для дальнейшей специальной деятельности [1]. «Подготовка» тесно взаимосвязана с «подготовленностью» — степенью выучки, готовности к чему-либо.

Сущностью профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в инженерных в вузах МО РФ является целенаправленный и систематический педагогический процесс воздействия и взаимодействия главного командования ВС РФ, руководящего и преподавательского состава инженерных вузов и национальных военных командований по качественной подготовке иностранных военнослужащих к военно-профессиональной деятельности в национальных армиях в соответствии с должностным предназначением, основанный на вооружении их военно-профессиональными знаниями, навыками и умениями, формировании высоких профессионально-важных и личностных качеств, повышении эксплуатационной культуры, осуществлении мероприятий по повышению эффективности и усилению практической направленности образовательного процесса с учетом особенностей преподавательской деятельности, с одной стороны, и уровня знаний русского языка и национальных особенностей обучаемых, с другой стороны. В ее рамках обеспечивается формирование профессиональной подготовленности иностранных военнослужащих к освоению и технической эксплуатации военной техники, которая характеризуется: глубоким осознанием необходимости качественного освоения боевой техники, постоянным стремлением к совершенствованию профессионального мастерства; прочным и глубоким усвоением как общих правил технической эксплуатации новых видов вооружения и военной техники, так и особенностей конкретного военного образца; высоким уровнем исследовательской, технической и общей культуры, компьютерной грамотностью [2].

Содержание профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в вузах МО РФ включает в себя: профессиональное обучение, профессиональное воспитание иностранных военнослужащих, самостоятельную подготовку иностранных военнослужащих, подготовку преподавательского состава вузов к работе с иностранными военнослужащими, правовую и дисциплинарную практику, взаимодействие с национальными командованиями.

Опыт обучения иностранных военнослужащих в инженерных вузах МО РФ показывает, что существует ряд особенностей характерных для военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих:

Читайте также:  Процесс инженерной подготовки производства

— организация военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих проводится с одновременным изучением русского языка, развитием языковых знаний от начальных до высоких в зависимости от периода обучения, поэтому овладение иностранными обучаемыми русским языком должно осуществляться в предельно сжатые сроки, в этих целях задача их обучения русскому языку решается не только усилиями кафедр русского языка как иностранного, но и военно-специальных кафедр; иностранные обучаемые должны овладевать русским языком не только на занятиях по русскому языку, но и на всех учебных занятиях, предусмотренных учебным планом по специальности;

— подготовка преподавательского состава военных инженерных вузов МО РФ к работе с иностранными военнослужащими должна осуществляться во взаимодействии с кафедрами русского языка и иностранного языка с целью правильной оценки языковых знаний иностранных обучаемых, расширением содержания деятельности преподавателя специальной учебной дисциплины в связи с частичным возложением на него функций преподавателя русского языка по терминологии своей дисциплины;

— необходимость совершенствования педагогического мастерства, предполагающего повышение толерантности, формирование педагогического такта в условиях деятельности в многонациональной и многоконфессиональной учебной группе;

— необходимость тщательного продумывания методики учебных занятий с точки зрения языкового оформления материала в связи с трудностью понимания учебного материала на чужом языке, с одной стороны, и недостаточными общеобразовательными знаниями, с другой стороны;

— повышение роли наглядности учебных занятий, особенно на первом этапе военно-специальной подготовки;

— использование переводчиков и, в связи с этим, необходимость подготовки к учебному занятию не только преподавателя, но и выделенного для его обеспечения переводчика;

— увеличение времени для понимания учебного материла в связи со сложностью слухового восприятия в сплошном речевом потоке, своеобразием русской речи, различным для разных дисциплин, а также из-за индивидуальных особенностей речи каждого преподавателя и необходимости перевода информации на родной язык или использования языка посредника;

— различный базовый образовательный уровень иностранных военнослужащих, различные способы получения среднего (полного) образования до прибытия в инженерный вуз МО РФ;

— необходимость учета национальных и религиозных особенностей иностранных военнослужащих, а также особенностей национального общего и военного образования;

— необходимость учета поставок образцов автобронетанковой техники в зарубежные страны;

— необходимость учёта уровня взаимоотношений между странами.

Таким образом, профессиональная подготовка иностранных военнослужащих в инженерных вузах МО РФ — это целенаправленный и систематический педагогический процесс воздействия и взаимодействия главного руководящего состава МО РФ, преподавательского состава инженерных вузов МО РФ и национальных военных командований по качественной подготовке иностранных военнослужащих к военно-профессиональной деятельности в национальных армиях в соответствии с должностным предназначением, основанный на вооружении их военно-профессиональными знаниями, навыками и умениями, формировании высоких профессионально-важных и личностных качеств, повышении эксплуатационной культуры, осуществлении мероприятий по повышению эффективности и усилению практической направленности образовательного процесса с учетом особенностей преподавательской деятельности, с одной стороны, и уровня знаний русского языка и национальных особенностей обучаемых, с другой стороны.

1. Словарь русского языка в четырех томах. — М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей Москва, 1959. — Т. № 3. — С. 252;

2. Гуляев В. Н. Педагогические основы повышения эффективности подготовки летного состава к боевому дежурству (по опыту истребительных авиационных частей): Дис. … канд. пед. наук. — М., ВПА, 1988;

3. Алёхин И. А., Булков А. А. Историко-педагогический анализ развития процесса профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в российских военных вузах // Право и образование. — 2007. — № 2. — С. 49–53.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная подготовка, инженерный вуз МО РФ, русский язык, военнослужащий, вид деятельности, военно-специальная подготовка, военная техника, воинский труд, овладение знаниями, подготовка специалистов.

Источник

Минобороны создаст военно-инженерную академию

Об авторе: Иван Павлович Коновалов – директор Центра стратегической конъюнктуры.

инженерные войска, минобороны, подготовка, обучение, офицерский корпус, академия

Разминирование Пальмиры стало ярким эпизодом сирийской кампании. Фото с сайта Министерства обороны РФ

Методы ведения современной войны в который раз подтвердили, что вспомогательный статус инженерных войск абсолютно формален и на самом деле они давно считаются одним из ключевых родов Вооруженных сил России, значимость которого трудно переоценить. Сегодня они участвуют во всех учениях Минобороны, разминировали Сирию и Лаос, ликвидировали последствия оползня на Бурейском водохранилище, строят гражданские объекты.

К тому же это один из самых высокооснащенных видов армии. Именно с инженерных войск началось внедрение роботизированных комплексов различного предназначения. Все это неизбежно требует наличия многочисленного и хорошо подготовленного, по сути, элитного офицерского корпуса.

Система подготовки офицерских кадров для военно-инженерного корпуса России имеет хорошую базу и сильные исторические традиции. В ней отсутствовало лишь одно, но самое важное звено – Военно-инженерная академия. Министерство обороны РФ приняло решение исправить этот недостаток военно-образовательной системы.

История инженерных войск началась в 1701 году с указа Петра I о создании московской Школы пушкарского приказа для подготовки офицеров артиллерии и военных инженеров. К 1712 году образован полк военных инженеров. К середине ХIХ века инженерные войска отделились от артиллерии, в 1870–1908 годах в их состав входили железнодорожные войска.

В Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) инженерные части имелись во всех родах войск. На начальном этапе Великой Отечественной войны воевали 10 самостоятельных саперных армий РККА, позже переформированных в бригады. Три из них были представлены на Параде Победы в Москве 24 июня 1945 года.

Читайте также:  Что такое схема вертикальной планировки и инженерной подготовки территории

Окончательно структура инженерных войск сформировалась в 1960-е годы. Инженерные части были масштабно задействованы в боевых действиях в Афганистане. В 1986 году они привлекались к ликвидации последствий взрыва на Чернобыльской атомной электростанции.

После распада СССР дислоцированные на территории России инженерные подразделения вошли в состав Вооруженных сил РФ. Они участвовали в разрешении вооруженных конфликтов в Таджикистане, Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии и на российском Северном Кавказе.

Основа состава инженерных войск России – четыре инженерно-саперных и понтонно-мостовая бригада центрального подчинения, девять инженерно-саперные полков в составе армий. Формируются новые части и соединения. В составе Черноморского и Балтийского флотов имеются отдельные морские инженерные полки.

В составе Северного флота – инженерный батальон и недавно сформированный инженерный полк для обеспечения действий флота в Арктике. Десантно-инженерный батальон – в составе Тихоокеанского флота.

Подготовку офицерских кадров ведут Военный институт инженерных войск Общевойсковой академии ВС РФ (Москва) и его филиал – Тюменское высшее военно-инженерное командное училище, Военно-технический институт Военной академии материально-технического обеспечения (Санкт-Петербург). Младших специалистов готовят 187-й Волжский и 210-й Нижегородский межвидовые региональные учебные центры.

Специалистов по разминированию готовит 66-й Межведомственный методический учебный центр. В августе 2014 года для иностранцев был образован Международный противоминный центр (МПЦ) в подмосковном Нахабине. Военнослужащие центра участвуют в операциях по гуманитарному разминированию за рубежом.

С октября 2018-го по март 2019 года отряд МПЦ очистил от боеприпасов времен вьетнамской войны более 100 га территории в Лаосе. Центр подготовил 1,2 тыс. сирийских саперов. В Нахабине находится Центральный научно-исследовательский испытательный институт инженерных войск.

В целом основные задачи для инженерных войск остаются неизменными вот уже последние 100 лет. Инженерная разведка, полевая фортификация (окопы, траншеи, укрытия, противотанковые рвы), минирование и разминирование, взрывные работы, форсирование водных преград, маскировка и имитация военных объектов. Важный сегмент – подготовка полигонов для многочисленных учений и внезапных проверок.

В ходе стратегических командно-штабных учений «Центр-2019» инженерные войска разминировали около 1,4 тыс. га, обезвредили свыше 16,2 тыс. взрывоопасных предметов, оборудовали почти 800 укрытий для личного состава и военной техники, подготовили и содержали более 300 км путей сообщения для передвижений войск.

Значительно расширился спектр гражданских задач – от расчистки речных заторов и борьбы с паводками до восстановления железнодорожного полотна и транспортных коммуникаций.

Инженерные войска по праву разделяют победу в сирийской военной кампании с Силами специальных операций и Воздушно-космическими силами РФ. Российские саперы занимались разминированием сирийских городов Пальмира, Алеппо и Дейр-эз-Зор. С 2016-го по июль 2018 года было проверено более 6,5 тыс. га территории, 1,5 тыс. км дорог, 17 тыс. зданий, обезврежено 105 тыс. взрывоопасных предметов.

В Дейр-эз-Зоре сирийские войска при помощи российских военных инженеров возвели понтонный мост через Евфрат.

Широкий и разноплановый спектр задач предполагает исключительную широту номенклатуры средств инженерного вооружения в войсках – более 800 наименований различных образцов и комплектов. В 2019 году войска получили свыше 500 единиц инженерной техники, до конца этого года планируется поставка еще более 600 единиц. Список большой: минные тралы ТМТ-К, войсковые мобильные лесопильные комплексы, комплекты оперативного развертывания временных дорог КРВД, современный понтонный парк ПП-2005М, станции комплексной очистки воды СКО-10, электростанции, передвижные ремонтные комплексы, экскаваторы, автомобильные краны.

Среди новейших инженерных средств – буксирно-моторные катера БМК-МТ и БМК-МО, необходимые для наведения понтонных переправ, инженерно-разведывательные катера на воздушной подушке, бурильно-ударные машины БУМ-2, индукционные миноискатели ИМП-3, глубинные металлодетекторы МГ-1И, комбинированные селективные двухканальные миноискатели ППО-2И.

УБИМ (универсальная бронированная инженерная машина) разрабатывалась с учетом сирийского опыта. Сочетает в себе возможности ремонтно-эвакуационной машины, инженерной машины разграждения и машины разминирования, а также путеукладчика. 55-тонная УБИМ создана на шасси танка Т-90М. Спереди машины смонтирован бульдозерный отвал. Вместо него можно поставить гидравлический молот.

Для обороны имеется дистанционно управляемый боевой модуль с пулеметом калибра 12,7 мм, с лазерным дальномером, а также телевизионным и тепловизионным каналами наведения.

Новейшая бронированная машина разминирования БМР-3МА «Вепрь» создана также на базе основного боевого танка Т-90 для разведки, преодоления минных полей и разминирования. На машине установлен 12,7 мм пулемет НСВТ и восемь гранатометов системы постановки дымовой завесы «Туча». В боевом отделении машины имеется три места для перевозки десанта из состава саперных подразделений.

Новый танковый 55-тонный мостоукладчик МТУ-2020 способен обеспечить переправу перспективного танка Т-14 «Армата» и созданной на его платформе тяжелой боевой машины пехоты Т-15. Многофункциональный робототехнический комплекс разминирования противотанковых мин (МРТК-РТ) «Уран-6» – базовая гусеничная машина со специальным оборудованием для проделывания проходов в минных полях и расчистки больших участков местности от взрывоопасных предметов. ТПВК-43 – конденсаторный взрывной прибор, проще говоря, подрывная машинка.

Ведется разработка многофункционального робототехнического комплекса штурма и разграждения ИМРТК-ШР для проведения инженерных работ под огнем противника в городских условиях. Фактически универсальный бульдозер для штурма зданий.

Стоит отметить, что инженерные войска – одни из самых всесторонне оснащенных. В среднем на каждого военнослужащего приходится 35–90 единиц различной техники при аналогичном показателе в других видах и родах войск в 6–8 единиц.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...