Минстроя России от 01.03.2022 N 7797-ИФ/09
На основании поступающих обращений в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сообщает.
Согласно положениям Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При этом Закон N 44-ФЗ содержит положения, позволяющие изменять условия заключенных контрактов на выполнение строительных работ.
Пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность изменить существенные условия контракта на выполнение строительных работ (в том числе цену контракта), если такой контракт заключен на срок не менее одного года, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации. При этом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30%.
Узел «Булинь» / Норматив №5
По итогам анализа динамики изменения цен строительных ресурсов в период с ноября 2020 года на территории Российской Федерации отмечен существенный рост стоимости строительных ресурсов.
С целью поддержки заказчиков и подрядных организаций в сложившихся экономических условиях в связи с ростом стоимости строительных ресурсов в 2021 году постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 22 октября 2021 г. N 1812 и от 31 декабря 2021 г. N 2594) (далее — Постановление N 1315) установлена возможность изменять цену действующего контракта (не более чем на 30%) стоимостью более 1 млн. руб., заключенного в соответствии с Законом N 44-ФЗ для обеспечения федеральных нужд до 1 января 2022 г., предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в связи с ростом цен на строительные ресурсы, в том числе в рамках исполнения государственного оборонного заказа.
Узел «Гарда» / Норматив №9
В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 476-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 112 Закона N 44-ФЗ, позволяющими в 2021 и 2022 годах применять положения пункта 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ к контрактам, которые заключены на срок менее одного года и предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в Постановление N 1315 внесены изменения, согласно которым установлена возможность применения положений Постановления N 1315 к контрактам, которые заключены на срок менее одного года.
При этом для контрактов, цена которых превышает 100 млн. рублей, изменения возможны только после проведения государственной экспертизы в части проверки достоверности определения сметной стоимости, которая осуществляется в сокращенные сроки (до 14 дней).
Постановлением N 1315 также рекомендовано высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, местным администрациям с учетом положений Постановления N 1315 принять меры, обеспечивающие возможность изменения (увеличения) цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству и который заключен в соответствии с Законом N 44-ФЗ для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно.
Также рекомендовано юридическим лицам, осуществляющим закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при изменении (увеличении) цены договора учитывать положения Постановления N 1315.
Следует отметить, что пунктом 45(14) Положения о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 (далее — Постановление N 145), установлен порядок проведения повторной государственной экспертизы проектной документации объектов в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, используемые при исполнении контракта, в случае принятия Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией решения, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ в части изменения (увеличения) цены государственного (муниципального) контракта, составляющей 100 млн. рублей и более, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, заключенного до 1 января 2022 г., в отношении объектов, указанных в пункте 2 Постановления N 145.
Обоснование изменения цены контракта осуществляется согласно порядку, установленному Методикой составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 23 декабря 2019 г. N 841/пр (в редакции приказов Минстроя России от 21 июля 2021 г. N 500/пр и от 7 октября 2021 г. N 728/пр) (далее — Методика N 841/пр), согласно которой также установлена возможность заказчика пересчитать смету контракта по выполненным и принятым заказчиком работам в 2021 году.
Особое внимание уделено контрактам, срок исполнения которых заканчивался в 2021 году.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2594 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — постановление N 2594) внесены изменения в Правила предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2014 г. N 368 (далее — Правила), которыми установлена возможность изменять условия концессионного соглашения, в соответствии с которым увеличивается размер расходов концедента на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения (объекта капитального строительства) в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы, без изменения физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией, при условии, что указанное увеличение не приведет к увеличению размера расходов, установленных концессионным соглашением, более чем на 30 процентов. При этом изменение условий концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии, объекты газоснабжения, объекты, на которых осуществляются обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, по основанию, установленному подпунктом «к» пункта 2 Правил, не допускается.
В случае, если расходы в результате их увеличения превысят 1 млрд. рублей, заявление подлежит рассмотрению Федеральной антимонопольной службой либо по поручению Службы ее территориальным органом. Наличие положительного заключения повторной государственной экспертизы проектной документации объекта концессионного соглашения (объекта капитального строительства) о достоверности определения сметной стоимости строительства обязательно.
Благодаря изменениям, которые внесены в постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. N 783 «Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом» (в редакции постановления N 2594), возможно не применять штрафные санкции к подрядным организациям с даты заключения контракта до даты представления подрядчиком предложения об изменении условий контракта с приложением обосновывающих информации и документов. Основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) является заключение дополнительного соглашения об увеличении цены контракта в соответствии с положениями Постановления N 1315.
Для реализации долгосрочных контрактов Правительством Российской Федерации внесено изменение в постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2013 г. N 1071 «Об утверждении Правил принятия решений о заключении от имени Российской Федерации государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд, соглашений о государственно-частном партнерстве и концессионных соглашений на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств», в соответствии с которым государственным заказчикам предоставлена возможность заключать дополнительные соглашения в случае, если объемы обязательств по оплате контракта превышают объемы лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчиков на соответствующие цели.
В соответствии с частью 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона N 44-ФЗ предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства (далее — Комплексный контракт).
Правила заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 г. N 563 «О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации».
В соответствии с частью 55 статьи 112 Закона N 44-ФЗ основанием для заключения Комплексного контракта в отношении конкретного объекта капитального строительства является включение такого объекта в перечень объектов капитального строительства, предметом реализации которых может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.
Такие перечни утверждаются Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями в отношении объектов федеральной собственности, региональной собственности и муниципальной собственности соответственно до 1 января 2024 года.
Порядок определения начальной (максимальной) цены комплексного контракта, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методика составления сметы такого контракта, порядок изменения цены такого контракта установлены приказом Минстроя России от 30 марта 2020 г. N 175/пр «Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, предметом которого одновременно являются подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, включенного в перечни объектов капитального строительства, утвержденных Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методики составления сметы такого контракта, порядка изменения цены такого контракта в случаях, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 и пунктом 2 части 62 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Методика N 175/пр) (зарегистрирован в Минюсте России 20 апреля 2020 г. N 58135).
С учетом изложенного, возможность изменения цены Комплексного контракта в части изменения цены по проектным и изыскательским работам объектов капитального строительства, Постановлением N 1315 не предусмотрена.
При этом в отношении сметы Комплексного контракта на выполнение работ по строительству, составленной в соответствии с Методикой N 175/пр, допускается корректировка цены контракта в порядке, предусмотренном Постановлением N 1315 и Методикой N 841/пр.
ИсточникДля подразделений оптической разведки
П р и м е ч а н и я. 1. Ошибки в измерении углов буссолью и стереоскопическим дальномером не должны превышать 0-02, а разведывательным теодолитом и дальномером ДАК-1 (ДАК-2) — 0-01.
2. Ошибки в определении дальности засечки по цели (разрыву не должны превышать:
для ДС-0,9 (ДС-1) до 3 км: на оценку «отлично» – 1,5 процента Д , на оценку «хорошо» – 3 процента Д , на оценку «удовлетворительно» – 4,5 процента Д;
для ДАК-1 (ДАК-2) до 6 км: на оценку «отлично» – 10 м, на оценку «хорошо» – 15 м, на оценку «удовлетворительно» – 20 м.
3. Ошибки в определении координат целей (разрывов снарядов) при обработке засечки аналитическим методом при привязке НП к одной контурной точке карты (аэроснимка) не должны превышать:
по направлению: на оценку «отлично» – 0-02, на оценку «хорошо» – 0-03, на оценку «удовлетворительно» – 0-04;
по дальности засечки: на оценку «отлично» – 1 процент Д, на оценку «хорошо» – 1,5 процента Д, на оценку «удовлетворительно» – 2 процента Д.
При обработке данных засечек смешанным способом на ПУО ошибки увеличиваются по направлению в 2 раза, по дальности – 1,5 раза.
4. В нормативах 1-2, 5-7, 13 — 16 время определяется с момента получения задачи до доклада о ее выполнении. а в нормативе 9 и 14 – от команды «К бою» до доклада «Готово». При выполнении норматива 24 при установлении проводной связи, если расстояние между КНП и ОП более 1,5 км, то время увеличивается на 5 минут на каждый километр связи.
5. Выполнение норматива оценивается по низшему показателю (точности или времени).
6. При смене КНП на каждый километр маршрута время берется равным:
днем – 2 мин. 30 сек. для оценки – «отлично», 3 мин. для оценки – «хорошо», 3 мин. 30 сек. для оценки – «удовлетворительно»;
ночью – 3 мин. для оценки – «отлично», 3 мин. 30 сек. для оценки – «хорошо», 4 мин. для оценки – «удовлетворительно»;
в пешем порядке:
днем –» — 10 мин для оценки – «отлично, 11 мин. для оценки – «хорошо», 12 мин для оценки – «удовлетворительно»
ночью – 13 мин. для оценки – «отлично», 14 мин. для оценки – «хорошо», 15 мин. для оценки – «удовлетворительно»;
7. В числителе указано время выполнения норматива днем, в знаменателе – ночью.
Для вычислителей
Номер и наименование норматива | Условия (порядок) выполнения норматива | Специальность, подразделение | Оценка по времени |
“отлично” | “хорошо” | “уд-но” |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
1. Подготовка ПУО батареи к работе. | Ориентировать ПУО и нанести координаты четырёх точек (ОП, НП батареи, дивизиона и группы). Время определяется с момента получения данных (основного направления и координат точек) до доклада «Готово» | Вычислители | 3 мин 3мин 30 с | 3мин 20 с 3мин 50 с | 4 мин 4мин 40 с |
2. Решение прямой засечки. | Боевой порядок нанесён на ПУО. Время определяется с момента получения отсчётов до доклада «Готово» с записью координат. | Вычислители | 30 с 35 с | 35 с 40 с | 40 с 50 с |
3. Определение дирекционного угла и дальности стрельбы с одной ОП по одной цели: а) на ПУО | Боевой порядок нанесён на ПУО. Время определяется с момента вручения координат цели до доклада «Готово» с записью данных. | Вычислители | 17 с 23 с | 18 с 25 с | 22 с 30 с |
б) аналитически по таблицам | 2 мин 2мин 30 с | 2мин 15 с 2мин 45 с | 2мин 40 с 3мин 15 с | ||
в) на артиллерийской логарифмической линейке. | 1мин 30 с 1мин 40 с | 1мин 40 с 1мин 50 с | 2мин 05 с 2мин 15 с | ||
4. Расчёт поправок на отклонения условий стрельбы от табличных на основе полной подготовки на три дальности и одно направление с построением графика рассчитанных поправок: а) по таблицам стрельбы (расчётным способом). б) с помощью поправочника | Время определятся с момента вручения необходимых данных для расчёта до доклада «Готово». | Вычислители | 13мин 10 с 15мин 10 с 8 мин 20 с 10 мин 10 с | 14мин 20 с 16мин 30 с 9мин 11мин | 17мин 10 с 19мин 50 с 10мин 30 с 13мин 15 с |
5.Определение исчисленных установок для стрельбы: а) с одной ОП при подготовке НЗО батареей | Боевой порядок нанесён на ПУО. Время определяется с момента получения координат участка НЗО (цели) до доклада «Готово» с записью данных | Вычислители | 50 с 1мин 05 с | 55 с 1мин 10 с | 1м 05 с 1м 20 с |
б) с трех ОП при подготовке НЗО дивизионом | 1мин 25 с 1мин 30 с | 1мин 30 с 1мин 40 с | 1м 50 с 2 мин | ||
в) с одной ОП по одной цели | 30 с 35 с | 35 с 40 с | 40 с 45 с | ||
г) с трех ОП по одной цели | 40 с 45 с | 45 с 50 с | 50 с 55 с | ||
д) с трех ОП по трем целям | 1м 30 с 1м 50 с | 1м 40 с 2 мин | 2 мин 2м 20 с | ||
6.Определение поправок дальности и направления по результатам пристрелки репера | Время определяется от момента получения отсчёта (полярных координат) по последнему разрыву (залпу) до доклада «Готово». | Вычислители | 1м 30 с 1м 40 с | 1м 40 с 1м 50 с | 2 мин 2м 15 с |
7. Развёртывание метеорологического поста (десантного метеорологического комплекта ДМК, ветрового ружья ВР-2). | ДМК, ВР-2 в походном положении. Время определяется от команды «К бою» до готовности к измерению наземных данных. | Два вычислителя | 4м 35 с 5м 30 с | 5 мин 6м 10 с | 6 мин 7м 10 с |
8. Составление приближённого бюллетеня «Метеосредний» | Время определяется от момента снятия последнего отсчёта с приборов до окончания составления приближённого бюллетеня «Метеосредний» | Вычислитель | 4м 35 с 5 м 30 с | 5 мин 6 мин | 6 мин 7 мин |
9. Свёртывание метеорологического поста: а) свёртывание ДМК б) свёртывание ВР-2 | ДМК, ВР-2 в боевом положении. Время определяется от команды «Отбой» до готовности к переноске | Два вычислителя | 3 мин 3м 40 с 1м 20 с 1м 50 с | 3м 20 с 4 мин 1м 30 с 2 мин | 4 мин 4м 50 с 2 мин 2 м 25 с |
10. Развёртывание метеорологического поста (ДМК или ВР-2) и составление приближённого бюллетеня «Метеосредний» | ДМК или ВР-2 в походном положении. Время определяется от команды «К бою» до окончания составления приближённого бюллетеня «Метеосредний» | Два вычислителя | 14м 45 с 16м 30 с | 16 мин 18 мин | 19м 10 с 21м 30 с |
П р и м е ч а н и я: 1. При работе на ПУО ошибки не должны превышать: по направлению – 0-02, по дальности – 10 м, при аналитическом расчёте дирекционного угла – 0-01 и 10 м соответственно.
2. При выполнении нормативов 4, 5 и 6 ошибки не должны превышать 0-02 по направлению и 20 м по дальности.
3. При обработке результатов создания воздушного репера и фиктивного наземного репера в горах время увеличивается на 20 с.
4. При выполнении норматива 5 при стрельбе в горах для пересчета бюллетеня «Метеосредний» время увеличивается на 2 мин.
5. В числителе указано время выполнения норматива днем, в знаменателе – ночью.
ИсточникИнженерная подготовка норматив номер 9
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 15 февраля 2021 года N 71
В целях формирования единого подхода к подготовке нормативов градостроительного проектирования
2. Рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления при подготовке нормативов градостроительного проектирования руководствоваться Методическими рекомендациями.
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минэкономразвития России
от 15 февраля 2021 года N 71
Методические рекомендации по подготовке нормативов градостроительного проектирования
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации (далее — Рекомендации) направлены на оказание методической помощи при подготовке нормативов градостроительного проектирования, подлежащих учету при подготовке документов территориального планирования субъектов Российской Федерации (в том числе городов федерального значения) и муниципальных образований (в том числе муниципальных округов, после внесения соответствующих изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации).
Рекомендации разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, на основании подпункта 3 пункта 3 раздела II Плана мероприятий «Трансформация делового климата», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2019 г. N 20-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 3, ст.266; 2020, N 4, ст.409), с учетом определенных законодательством полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (далее — ОМСУ), методических рекомендаций отраслевых федеральных органов исполнительной власти с целью формирования единого подхода по определению обеспеченности населения объектами капитального строительства в соответствующих областях, подлежащих отображению в документах территориального планирования, и нормативно-технических документов в сфере технического регулирования.
Целью Рекомендаций является раскрытие рекомендуемого состава и содержания нормативов градостроительного проектирования (далее — НГП), определенных в статье 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.16; 2014, N 19, ст.2336; 2020, N 31 ст.5023) (далее — ГрК РФ), определение единого рекомендуемого порядка их разработки и областей применения, выработка рекомендаций по перечню параметров нормирования (определение перечня параметров объектов регионального и местного значения, которые предлагается нормировать, например такой параметр, как обеспеченность населения спортивными школами — количество мест для посетителей в здании на 1000 жителей с учетом плотности населения в муниципальном образовании, населенном пункте, половозрастного состава и других факторов) и порядку расчета нормируемых показателей.
— предложить использование НГП как одного из инструментов реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 7, ст.702) (далее — СПР), стратегий и программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
— сформировать возможный перечень областей, в которых осуществляется нормирование объектов регионального и местного значения для последующего планирования их размещения, расчетных параметров таких объектов и их доступности для населения, подлежащих нормированию в НГП с учетом определенных законодательством полномочий субъектов Российской Федерации и ОМСУ;
— детализировать рекомендуемые понятия допустимого уровня обеспеченности и допустимого уровня территориальной доступности объектов коммунальной, социальной, транспортной инфраструктур;
— сформировать возможный перечень расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами коммунальной, социальной, транспортной инфраструктур регионального и местного значения и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной и временной доступности таких объектов для населения, а также порядка расчета указанных показателей;
— описать рекомендуемый учет особенностей расчета указанных показателей в различных градостроительных и планировочных условиях: при освоении свободных от застройки территорий и при развитии застроенных территорий, в зависимости от типа и характера застройки, в муниципальных образованиях различной специализации (курортных, с высокой долей вахтового населения, со снижающейся численностью населения и иных муниципальных образований с признаками динамично изменяющегося состава и численности населения);
— описать рекомендуемый учет административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, неравномерности существующего и планируемого развития территорий и планировочной структуры муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений; выработать рекомендуемые подходы к районированию субъекта нормирования в целях обеспечения дифференцированного подхода к нормированию в НГП;
— предложить рекомендуемый уточненный порядок подготовки и согласования НГП, использования исходных данных, периодичности внесения изменений в нормативы;
— описать рекомендуемые методы применения НГП в рамках разработки документов территориального планирования и градостроительного зонирования, документации по планировке территории.
2. При подготовке НГП рекомендуется руководствоваться основными принципами законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, определенными в статье 2 ГрК РФ.
НГП устанавливают показатели обеспечения населения объектами регионального значения и предельные значения расчетных показателей местного значения, которые отображаются в документах территориального планирования (далее — ДТП), учитываются в правилах землепользования и застройки (далее — ПЗЗ) (в целях комплексного развития территории), в документации по планировке территории (далее — ДППТ), с помощью которых планируется обеспечение базовыми социальными, транспортными, инженерными услугами, основываясь на положениях СПР, стратегий социально-экономического развития субъектов и программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу междисциплинарного характера НГП заказчиком их подготовки может быть орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (по региональным НГП), осуществляющий полномочия по вопросам экономического и (или) стратегического развития соответствующего субъекта Российской Федерации, соответствующее структурное подразделение ОМСУ муниципального образования, осуществляющее аналогичные полномочия (по местным НГП).
В соответствии с частью 1 статьи 29.3 ГрК РФ региональные нормативы градостроительного проектирования (далее — РНГП) утверждаются нормативным правовым актом (далее — НПА) исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Утверждение РНГП рекомендуется осуществлять НПА высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, как интегральным документом, отвечающим за совокупность инфраструктурного развития региона.
В соответствии с частью 1 статьи 29.4 ГрК РФ местные нормативы градостроительного проектирования (далее — МНГП) утверждаются НПА представительного ОМСУ.
Разработку РНГП и МНГП рекомендуется осуществлять в рамках научно-исследовательских работ по заказам органов государственной власти субъектов Российской Федерации или ОМСУ поселений соответственно.
Целью утверждения и применения НГП является повышение качества обеспеченности населения объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и благоустройства с учетом планируемых показателей социально-экономического развития, установленных соответствующими документами стратегического планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
При подготовке НГП рекомендуется определить перечень областей деятельности (далее — область), в которых подлежат нормированию параметры соответствующих объектов регионального значения, объектов местного значения в соответствии с положениями ГрК РФ, полномочиями субъектов Российской Федерации, определенными Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст.5005; 2020, N 46, ст.7214) (далее — Закон N 184-ФЗ), полномочиями органов местного самоуправления, определенными Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст.3822; 2020, N 21, ст.3233) (далее — Закон N 131-ФЗ), с учетом положений соответствующих документов стратегического планирования субъектов Российской Федерации, ОМСУ, предусмотренных Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Исходя из целей развития территорий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в НГП определяется перечень параметров, которые подлежат нормированию в каждой области экономической деятельности, устанавливаются показатели уровня обеспеченности населения объектами регионального, местного значения (виды которых определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 1 ГрК РФ) (предельные показатели в отношении объектов местного значения), а также перечень таких объектов, обеспечивающих достижение этих показателей.
Определение расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами коммунальной, социальной, транспортной инфраструктур местного значения и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов (предельных показателей) рекомендуется выполнять с учетом современного состояния перечисленных видов инфраструктур, отраслевых методических рекомендаций федеральных органов исполнительной власти по планированию таких объектов и услуг, прогноза численности населения, территориальных, климатических, планировочных особенностей субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также с учетом результатов социологических исследований и прогнозов.
В процессе подготовки НГП при определении перечней областей и параметров объектов, подлежащих нормированию, обеспечивающих достижение расчетных показателей, рекомендуется привлекать к обсуждению представителей органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, ответственных за функционирование, планирование и развитие коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и благоустройство территории.
При расчете предельных показателей НГП рекомендуется учитывать сведения о половозрастном составе населения, рождаемости, смертности, миграционном приросте, характере временного и сезонного населения в том случае, когда оно оказывает существенную нагрузку на все виды инфраструктур. Рекомендуется учитывать также данные краткосрочных и среднесрочных прогнозов изменения численности и состава населения.
При формировании перечня предельных показателей НГП, расчете значений максимальной доступности для населения и минимальной обеспеченности населения объектами регионального и местного значения рекомендуется учитывать принципы и приоритеты, изложенные в СПР.
При разработке НГП для территорий с низкой плотностью населения для обеспечения их социального обустройства и наращивания экономического потенциала особое внимание рекомендуется уделять разработке региональных НГП. Перечень субъектов Российской Федерации и отдельных частей субъектов Российской Федерации (в существующих границах), относящихся к территориям с низкой плотностью населения, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2004 г. N 707-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 23, ст.2318; N 45, ст.4463) (далее — распоряжение N 707-р).
Для территорий с низкой плотностью населения с целью повышения эффективности и охвата социальным обслуживанием в региональных НГП могут быть определены показатели максимальной доступности и минимальной обеспеченности с учетом размещения межмуниципальных объектов, обеспечивающих оказание услуг населению нескольких муниципальных образований, при этом для указанных территорий МНГП могут не разрабатываться (отсутствие местных НГП допускается частью 2 статьи 46.1 ГрК РФ в отношении застроенных территорий, о развитии которых принято соответствующее решение об их развитии).
При разработке НГП для территорий перспективных центров экономического роста — городов, образующих крупнейшие и крупные городские агломерации (далее — КАгломерации) численностью не менее 500 тыс. человек, а также городов — административных центров субъектов Российской Федерации и прилегающих к ним муниципальных образований общей численностью не менее 500 тысяч человек (приложение N 2 к СПР) рекомендуется устанавливать дифференцированные показатели обеспеченности объектами регионального значения для крупных и крупнейших городских агломераций в составе региональных НГП.
Рекомендуется разрабатывать МНГП для всех ОМСУ, входящих в состав КАгломераций и в первую очередь для городов — центров агломераций (за исключением внутригородских муниципальных образований). В составе МНГП для перспективных центров экономического роста расчет показателей минимальной обеспеченности и максимальной доступности объектов местного значения рекомендуется осуществлять с учетом перспективного экономического роста, в том числе и повышенных потребностей населения в инфраструктурном обеспечении такими объектами. Также в составе местных НГП расчет показателей может быть дифференцирован с учетом неоднородности территории муниципального образования, необходимости опережающего развития локальных территорий роста агломерационного значения в пределах муниципального образования.
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами коммунальной, социальной, транспортной инфраструктур регионального и местного значения и максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов перед утверждением НГП рекомендуется согласовывать с органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и ОМСУ, участвовавших в подготовке НГП.
Расчетные показатели могут варьироваться в соответствии с планировочными особенностями систем расселения и населенных пунктов, характеристиками сложившейся и планируемой застройки, характером освоения территории: застройкой свободных участков или комплексным развитием застроенных территорий, а также в зависимости от иных факторов.
Для целей территориальной дифференциации в составе НГП может быть выполнено районирование территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования, отдельных населенных пунктов в составе муниципального образования. Районирование может выполняться в виде карты и (или) перечня муниципальных образований, населенных пунктов, частей муниципальных образований, частей населенных пунктов (планировочных районов, зон).
Внесение изменений в НГП (актуализацию НГП), корректировку расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами коммунальной, социальной, транспортной инфраструктур и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения с учетом изменения социально-экономической, демографической ситуаций рекомендуется осуществлять не реже чем один раз в пять лет.
Пример технического задания на разработку нормативов градостроительного проектирования приведен в приложении N 6* к Рекомендациям.
* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.
II. Область применения НГП
В соответствии с ГрК РФ НГП применяются при подготовке:
а) схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации (часть 1.1 статьи 15 ГрК РФ), схемы территориального планирования муниципального района (часть 2 статьи 20 ГрК РФ), генеральных планов городских округов, городских и сельских поселений (часть 3 статьи 24 ГрК РФ);
При подготовке проектов генеральных планов НГП также рекомендуются к применению, в том числе в целях установления границ населенного пункта, образуемого из лесного поселка, военного городка (пункт 3 части 26 статьи 24 ГрК РФ), при работе комиссии, создаваемой для этих целей ОМСУ поселения или городского округа (часть 20 статьи 24 ГрК РФ).
НГП рекомендуются к применению также при подготовке правил землепользования и застройки для определения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в границах территориальной зоны, в которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории (пункт 4 части 6 статьи 30 ГрК РФ). НГП рекомендуются к учету при разработке концепций развития застройки, архитектурно-градостроительных концепций и иных подобных планировочных и предпроектных работ, выполняющихся на территории одного или нескольких муниципальных образований, отдельных населенных пунктов или их частей и финансируемых из бюджетных или внебюджетных средств.
В программах комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов в соответствии с требованиями к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. N 1050 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 41, ст.5661), программах комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов в соответствии с требованиями к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 502, программах комплексного развития систем транспортной инфраструктуры поселений, городских округов в соответствии с требованиями к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. N 1440, (далее — программы) рекомендуется предусматривать обеспечение достижения расчетного уровня обеспеченности населения поселения, городского округа услугами, а также доступность объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа для населения в соответствии с НГП. Кроме этого, в программы рекомендуется включать оценку эффективности мероприятий, предусмотренных программами, в том числе с точки зрения достижения расчетного уровня обеспеченности населения поселения, городского округа услугами в соответствии с НГП.
III. Термины и определения
Приведенные ниже термины и определения применяются для целей Рекомендаций, в том числе термины и определения, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.
Дороги автомобильные общего пользования — автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Благоустройство — деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Государственная программа субъектов Российской Федерации — документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, а также инструментов государственной политики, обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
Инфраструктура — это совокупность предприятий, учреждений, систем управления, связи и т.п., обеспечивающая деятельность общества или какой-либо ее отдельной сферы.
Источник