Инженерная подготовка строительства
Возведение объектов строительства может занимать от нескольких дней до нескольких десятков лет, но независимо от продолжительности работ необходима первоначальная инженерная подготовка строительства.
Инженерная подготовка
Для создания необходимых условий выполнения общестроительных работы проводится инженерная подготовка территории. В это понятие входит целый комплекс работ, выполняемых командой специалистов разного профиля.
В первую очередь на участке будущего строительства проводятся инженерные изыскания, их целью является изучение местных условий, перед началом проектирования необходимо получить полную и исчерпывающую информацию о рельефе участка, имеющихся перепадах высот, а также о грунтах, которые находятся в основании. Проведение полевых и лабораторных испытаний позволяет с точностью установить характеристики грунтов и определить их несущую способность.
Результаты инженерных изысканий используются для разработки и поэтому с них начинается инженерная подготовка территории. Этап эскиз может быть выполнен без изысканий, на к началу разработки стадии П изыскания должны быть у проектировщика и на их основании будут разрабатываться конкретные проектные решения.
Далее инженерная подготовка участка будет выполнятся согласно разработанному проекту, в него может входить ряд мероприятий, целью которых будет являться:
- очистка территории;
- нанесения опорных меток;
- проведение дополнительных изысканий и измерений;
- подготовка к предстоящему строительном процессу;
- возведение административно-бытового корпуса.
Административно-бытовой корпус — это временное или постоянное здание, которое используется для реализации санитарно-бытовых, административных, рекреационных функций. На стройках административно-бытовые корпуса сооружают из мобильных быстровозводимых модулей.
Готовые работы на аналогичную тему
Рисунок 1. Инженерная подготовка территории. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Состав инженерной подготовки
Рассмотрим из каких работ состоит инженерная подготовка территории в общем виде, в реальности состав таких мероприятий может меняться в зависимости от местных условий:
- инженерные изыскания (геодезия, геология, экология, может потребоваться гидрометеорология);
- проведение геодезических разбивочных работ;
- инженерное оборудование площадки, в том числе ограждение по периметру;
- расчистка территории, демонтаж существующих строений;
- защита деревьев и кустарников на период проведения строительных работ;
- отвод поверхностных вод с территории строительства;
- прокладка временных инженерных коммуникаций;
- устройство временных подъездных дорог;
- устройство временного освещения площадки на период проведения работ в темное время суток;
- монтаж временных сооружений (административно-бытовой корпус, закрытый склад хранения материалов, туалеты и т. д.).
Рисунок 2. Проведение мероприятий инженерной подготовки перед строительством дороги. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В результате окончания этого этапа строительная площадка должна быть готова к производству работ. Если между проведением инженерных изысканий и началом работ прошло значительное время, к примеру более 10-20 лет, то потребуется начать цикл инженерной подготовки снова, повторные изыскания позволят установить, как изменились условия площадки в течение времени, что может привести к изменениям в проекте. За такой продолжительный срок подготовленный ранее проект мог морально устареть и потребуется пересмотреть некоторые объемно-планировочные решения, что потребует проведения новой разбивки участка.
Объем работ по инженерной подготовке зависит от месторасположения участка, к примеру демонтаж старой застройки может потребовать дополнительных расчетов расположения взрывных устройств и дополнительных затрат на вывоз мусора, а здания, возводимые за пределами городских территорий, могут потребовать больше внимания с точки зрения расчистки участка от деревьев и кустарников и устройства временных коммуникаций, а также организации подъездных дороги и внутриплощадочных дорог.
Инженерная подготовка территории необходима для того, чтобы приступить к строительству в соответствующих условиях. Этот этап кажется простым, но и он требует соответствующей проработки и анализа того, как будет работать площадка ближайшие несколько месяцев или лет, как будет вестись процесс производства и как будут перемещаться потоки материалов, людей, готовой продукции.
ИсточникИнженерная подготовка строительной площадки
До начала строительно-монтажных работ (СМР) на строительной площадке должен быть выполнен комплекс подготовительных работ, обеспечивающий выполнение СМР с наибольшей эффективностью, высоким качеством, экономичным расходом ресурсов и экономией времени.
До начала выполнения работ подготовительного периода на площадке должно быть осуществлено:
- ? обеспечение объекта проектно-сметной документацией, отвод площадки для строительства;
- ? оформление финансирования и подрядных договоров;
- ? оформление разрешений и допусков на производство работ;
- ? решение вопросов переселения людей и организаций;
- ? решение вопросов подвода коммуникаций, поставок оборудования, материалов, конструкций и готовых изделий.
Подготовительные работы на выделенной под строительство площадке выполняются после разработки и утверждения предпроектной документации в соответствии с Положением о проведении государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации, утвержденным постановлением правительства РФ №1008 от 27.12.2000 г. Работы подготовительного периода состоят из внешне- и внутриплощадочных работ.
К внешнеплощадочным подготовительным работам относятся:
? создание (при необходимости) материально-технической базы (карьеры, заводы, бетонорастворные узлы, автотранспортные хозяйства, центральное складское хозяйство и т.п.); обеспечение объекта временными зданиями и сооружениями; подводка к строительной площадке дорог и коммуникаций.
К внутриплощадочным работам относятся:
- ? расчистка и осушение территории, снос строений;
- ? создание опорной геодезической сети;
- ? устройство внутрипостроечных дорог, коммуникаций, временных сооружений, складов и т.п.
В первом цикле выполняются работы, имеющие цель: освободить пятно застройки и выполнить черновую вертикальную планировку площадки, соблюдая правила охраны окружающей среды. Данный цикл включает работы по пересадке деревьев, снятию растительного слоя, вскрытию, разборке и переносу подземных коммуникаций, сносу строений, рекультивации земель и др. В условиях плотной городской застройки выполняются мероприятия по обеспечению устойчивости фундаментов зданий, находящихся в зоне влияния.
Работы второго цикла включают возведение временных зданий, сооружений и коммуникаций, создание опорной геодезической сети, устройство ограждения строительной площадки. На этом этапе организовывается инструментальное хозяйство, перебазируются строительные машины, создается запас строительных материалов и изделий.
Работы первого и второго циклов могут выполняться по совмещенному графику, обеспечивающему общее сокращение сроков производства работ.
ИсточникИнженерная подготовка строительной площадки
1. Технология строительных процессов: Учебник для студ. ВУЗов, обуч. по направлению «Строительство » /А.А. Афанасьев, Н.Н. Данилов, В.Д. Копылов и др.; Под ред. Н.Н. Данилова, О.М.
Терентьева. – 2-е изд., перераб. – М.: Высш. школа, 2001 — стр. 41-68.
2. Технология строительных процессов: В 2 ч.: Учеб. для строит. ВУЗов/В.И. Теличенко, А.А. Лапидус, О.М. Терентьев. – М.: Высш. школа, 2002-2003 — стр.
44-81.
1. Создание опорной геодезической основы.
2. Расчистка территории. Отвод поверхностных и грунтовых вод.
3. Строительные грузы и виды транспорта.
Рекомендуемые материалы
4. Транспортирование строительных грузов рельсовым и безрельсовым транспортом.
5. Погрузочно-разгрузочные работы и складирование строительных грузов.
При инженерной подготовке строительной площадки выполняют комплекс процессов по созданию геодезической разбивочной основы, расчистке и планировке территории, отводе поверхностных и грунтовых вод с территории стройплощадки.
1. Геодезическая разбивка включает в себя:
а) создание опорной геодезической сети, разбивку стройплощадки на квадраты с закреплением вершин реперами, поверочное нивелирование территории;
б) разбивку зданий и сооружений на местности, их привязку к опорной геодезической сети;
в) устройство обноски, закрепление осей сооружений.
Опорную геодезическую разбивочную основу создают в виде:
а) строительной сетки – продольных и поперечных осей, определяющих расположение на местности группы сооружений;
б) красных линий – продольных или поперечных осей, определяющих положение на местности и габариты отдельного сооружения.
в) полигонометрических или теодолитных ходов вдоль трасс и осей линейных сооружений (каналов, трубопроводов и др.);
г) сетей триангуляции с привязкой главных осей крупных ГТС (гидроузлов, плотин, мостов).
Закрепление вершин опорной геодезической сети сетки осуществляется временными (металлические штыри и деревянные колья) и постоянными знаками с плановой точкой (в виде забетонированных обрезков труб, рельсов и т.п. на глубину свыше 1 м. ниже глубины промерзания грунта). Последнее позволяет использовать их в качестве высотных опорных пунктов (строительных реперов).
Высотная отметка репера должна быть получена не менее чем от 2 реперов государственной или местной геодезической сети. Подготовка геодезической основы – функция заказчика и она передается подрядной строительной организации за 10 дней до начала работ.
На базе геодезической основы ведут разбивочные работы с выносом и закреплением осевых линий, плановых размеров и высотного положения конструктивных элементов сооружения.
Для обозначения контуров котлованов под сооружения устанавливают на расстоянии 2-3 м. сплошную (по всему периметру) или прерывную (для прохода и проезда) строительную обноску, состоящую из врытых в грунт стоек и прикрепленных к ним на одном уровне досок. Оси сооружений показывают проволокой (причалкой), натянутой на вбитые в доски гвозди. С помощью отвесов, подвещенных к причалкам контролируют отметки дна котлована.
Для линейных сооружений в выемке или насыпи (например, каналов или автодорог) проводят попикетную или в характерных местах рельефа разбивку поперечников. Элементы откосов задают откосниками, высоту насыпи – высотниками с откосниками, глубину выемки — табличками с отметками, расположенными на расстоянии d = b/2 + mh от бровки выемки.
При разбивке тела плотин и дамб контуры насыпи закрепляют деревянными колышками и устанавливают в них откосники. Гребень обозначают высотниками с откосниками. Деревянные шаблоны в последующем извлекаются из тела насыпи (для предотвращения образования пустот из-за гниения дерева).
Точность разбивки определяется точностью земляных работ – порядка ±50 мм.
2. В комплекс работ по расчистке территории входят:
а) пересадка или защита ценных зеленых насаждений;
б) расчистка площадки от ненужных деревьев, кустарника, корчевка пней.
Валка деревьев производится с помощью механических и бензомоторных пил, бульдозерами, тракторами с трелевочно-корчевальными лебедками. Предварительно рекомендуется расчистка от кустарника и мелколесья кусторезами и корчевателями-собирателями.
Корчевание пней в диаметре до 50 см. осуществляется теми же тракторами и бульдозерами, а свыше – корчевателями-собирателями и взрывным способом;
в) снятие плодородного слоя почвы (толщиной от 20 до 120 см в зависимости от типа почв) и перемещение в отвалы грунта для хранения и последующей рекультивации. Операция осуществляется бульдозерами, грейдерами и скреперами;
г) снос и разборка строений, осуществляемая общестроительными (бульдозеры, краны, сменное оборудование на одноковшовых экскаваторах в виде гидро-, шар- и клин-молотов и т.п.) и специальными (отбойные молотки, бетоноизмельчители и др.) машинами, механизмами и приспособлениями;
д) отсоединение и перенос инженерных сетей и коммуникаций. Осуществляется по согласованию с эксплуатирующей организацией.
Отвод поверхностных и грунтовых вод включает в себя:
а) устройство нагорных и водоотводных канав, обваловывание;
Устраиваются бульдозерами с поворотным отвалом, грейдерами или экскаваторами на расстоянии не менее 5 м. от постоянной выемки и 3 м. от временной. Поперечное сечение и уклоны расчитываются на максимальный ливневый (или смешанный) расход 10%-ой обеспеченности. Продольный уклон принимают не менее 0,003.
Скорости течения не должны при этом превышать: Vнезаиляющая< Vсредняя< Vнеразмывающая. Русло крепится от размыва дёрном, каменной наброской, фашинами;
б) открытый и закрытый дренаж. Применяется для понижения уровня грунтовых вод при их высоком стоянии. Открытый дренаж устраивают в виде канав глубиной 0,5-0,7 м., на дно которых иногда укладывают слой дренирующего материала (песка, щебня, гравия). Закрытый дренаж устраивают пластовый (в виде слоя дренирующего материала) и трубчатый (из уложенных на дно траншеи перфорированных а/ц, пластмассовых труб, трубофильтров из пористого бетона и керамзитостекла и т.п.);
в) планировка поверхности строительной площадки. Предназначается для отвода поверхностных вод непосредственно с территории стройплощадки и производится бульдозерами, грейдерами или скреперами.
3. Строительные грузы классифицируют на девять видов: сыпучие — песок, щебень, гравий, грунты; порошкообразные — цемент, известь, гипс, мел; тестообразные — бетонная смесь, раствор, известковое тесто; жидкие — бензин, керосин, смазочные масла; мелкоштучные — кирпич, бутовый камень, бидоны с краской; штучные — оконные и дверные блоки, железобетонные панели и плиты; длинномерные — колонны, фермы, трубы, лесоматериалы; крупнообъемные — блок-комнаты, крупногабаритные контейнеры; тяжеловесные — железобетонные элементы значительной массы, технологическое оборудование, строительные машины.
Грузы перемещают горизонтальным и вертикальным транспортом. Горизонтальным транспортом грузы перемещают от места их получения до объектов строительства и на самих объектах. Вертикальным транспортом поднимают и опускают конструкции, детали, материалы при погрузочно-разгрузочных работах и в рабочей зоне строящегося объекта.
По отношению к строительной площадке различают внешний, внутрипостроечный и объектный горизонтальный транспорт. С помощью внешнего транспорта перевозят строительные грузы, поступающие на строительную площадку извне. Внутрипостроечный транспорт обеспечивает перемещение грузов по территории строительства, а объектный транспорт — перемещение непосредственно на объекте.
Внешние горизонтальные перевозки осуществляют безрельсовым, рельсовым, водным и воздушным видами транспорта.
В качестве безрельсового используют автомобильный (до 80% перевозок) и тракторный транспорт (в условиях бездорожья).
В качестве рельсового транспорта используют железнодорожный (до 20% перевозок).
Водный транспорт — наиболее дешевый вид транспорта при перевозках на значительные расстояния (до 5% перевозок).
Воздушный транспорт используют для доставки грузов в труднодоступные места с помощью самолетов и монтажа конструкций вертолетами и дирижаблями.
4. В качестве рельсового транспорта в строительстве используют железнодорожный с дорогами нормальной (1524 мм) и узкой колеей (750 мм).
В качестве тяговых средств применяют электровозы, тепловозы и мотовозы. Основными типами средств перемещения являются:
— крытые вагоны, выпускаемые с боковыми люками, дверными проемами и раздвижной крышей;
— полувагоны, с люками в полу, боковых и торцовых стенках, одно- и двухскатный пол и предназначены для перевозки сыпучих строительных материалов, древесины;
— платформы, предназначенные для перевозки различных железобетонных изделий, лесоматериалов, оборудования и др.;
— крытые вагоны-хопперы, служащие для транспортирования цемента, извести и других порошкообразных грузов. В их крыше и полу есть люки для погрузки-разгрузки.
— цистерны, используемые для перевозки цемента, других сыпучих и наливных грузов.;
— вагоны-самосвалы (думпкары), предназначенные для транспортировки щебня, гравия, песка, глины, других сыпучих грузов и вскрышных пород.
Вагоны всех видов выпускают четырехосными, грузоподъемностью 50. 60 т для нормальной и 20. 25 т для узкой колеи железных дорог.
Количество грузов (т), которое может быть провезено по дороге в единицу времени, называется провозной способностью. Пропускной способностью называют максимальное число поездов, которое может быть пропущено по данному участку в единицу времени (час, смену, сутки).
Основным видом безрельсового транспорта является автомобильный, преимущества которого значительны при дальности транспортирования грузов до 200 км. Средства автомобильного транспорта классифицируют на две группы: общетранспортного назначения и специализированные автотранспортные средства.
К первой группе относятся автомобили бортовые, автомобили — самосвалы и автомобили-тягачи. Специализированные автотранспортные средства предназначены для перевозок одного вида грузов и выполняют дополнительные функции: приготовляют бетонную смесь в пути, предотвращают недопустимые нагрузки на конструкции и т.п. Они представлены значительным числом типов (автобетоновозы, авторастворовозы, автобетоносмесители, плитовозы и балковозы, панелевозы, фермовозы, трубовозы, прицепы-тяжеловозы и т.п.).
В строительстве применяют три основные схемы автотранспортных перевозок — маятниковую, маятниково-челночную и челночно-кольцевую.
При маятниковой схеме используют автомобили или автопоезда с неотцепными звеньями. При работе по маятниковой схеме время цикла составляет:
где Тп, Тг, Тр, Тх — продолжительность соответственно погрузки, пробега с грузом, разгрузки, холостого пробега.
Маятниковая схема эффективна при наличии приобъектных складов или строительстве сооружений из одинаковых конструктивных элементов.
При маятниково-челночной схеме перевозок один тягач работает последовательно с несколькими полуприцепами. Наиболее распространена схема работы тягача с тремя полуприцепами, когда один находится под погрузкой (например, на заводе ЖБИ), другой под разгрузкой на стройплощадке, а третий – в пути.
При работе по этой схеме время цикла составляет:
где Т1 и Т2 – время на сцепку-отцепку груженого и свободного полуприцепа на заводе и стройплощадке соответственно.
При челночно-кольцевой схеме перевозок автопоезд, прибыв на объект и отцепив прицеп, уезжает на второй объект, где отцепляет другой прицеп или разгружается. Затем тягач со свободными прицепами направляется на завод или склад за новой партией груза.
Оценка рациональности использования автотранспортного средства осуществляется по величине коэффициента использования машины по грузоподъемности:
где Qф –масса перевезенного груза; Qг – грузоподъемность машины; n – число рейсов за смену.
5. Для механизации погрузочно-разгрузочных работ используют общестроительные и специальные машины и механизмы.
По принципу работы все они подразделяются на работающие независимо от транспортных средств и являющиеся частью конструкции транспортных средств.
В первую группу входят краны, погрузчики, ленточные конвейеры, механические лопаты, пневматические разгрузчики и др. Ко второй группе относятся автомобили-самосвалы, средства для саморазгрузки и др.
Специальные погрузочно-разгрузочные и обычные краны (кран-балки, мостовые краны, козловые, башенные, стреловые на пневмоколесном и гусеничном ходу, автокраны и др.) работают на погрузке и разгрузке лесоматериалов, щебня, гравия, песка и других сыпучих материалов.
Погрузчики в строительстве используются одноковшовые, автопогрузчики и многоковшовые погрузчики.
Одноковшовые погрузчики оборудованы ковшом для погрузки и выгрузки сыпучих и кусковых материалов, вилочными подхватами, челюстным захватом, бульдозерным отвалом, рыхлителем, обратной лопатой и др. Их используют для выгрузки и перемещения материалов на небольшие расстояния, подачи их к машинам, загрузки приемных устройств бетонных узлов и для различных вспомогательных работ. Многоковшовые погрузчики предназначены для погрузки сыпучих и мелкокусковых материалов в автосамосвалы и другие транспортные средства.Основным рабочим органом автопогрузчиков является телескопический подъемник с вилочным подхватом
Для выгрузки сыпучих материалов из крытых железнодорожных вагонов применяют механические лопаты, которые действуют по принципу подтягивания скребковых щитов лебедками.
К саморазгружающимся транспортным средствам относятся автосамосвалы, цементовозы и саморазгружающиеся автомобили, которые имеют устройства для бескрановой саморазгрузки длинномерных конструкций, лесоматериалов и т. п.
Люди также интересуются этой лекцией: Технология восстановления деталей.
Применение контейнеризации и пакетирования дает значительный экономический эффект из-за сокращения затрат труда и лучшей сохранности продукции. Пакетом называют укрупненный груз (грузовое место). Контейнеры применяют универсальные и специализированные (например, для линолеума), а поддоны—ящичные, стоечные и плоские.
Доставленные на стройплощадку материальные элементы складируют на приобъектных складах для создания производственного запаса. Различают запас текущий и страховочный. Страховой запас должен компенсировать неравномерность пополнения текущего запаса.
Для определения уровня производственного запаса действуют нормативы, зависящие от типа перевозок, их дальности и вида строительного груза (от 5 до 30 дней).
Приобъектные склады устраивают закрытыми, полузакрытыми (навесы) и открытыми. Для каждого материала отводят зоны складирования, отделяемые друг от друга сквозными проходами по 1 м. Каждый материальный элемент хранится в соответствии со своими правилами:
— кирпич хранят в поддонах и штабелях высотой до 1,6 м. отдельно по сортам и маркам;
— сборные ж/б и бетонные изделия укладывают в штабеля на деревянные подкладки квадратного сечения со стороной 6-8 см. Места укладки должны соответствовать рискам на элементах. Высота штабеля зависит от вида конструкций, обычно не превышает 2-4 ряда и может достигать 2,5 м;
— стальные конструкции укладывают штабелями с перекрестным расположением рядов.Все сборные конструкции необходимо по возможности хранить в их проектном положении.
Источник