Инженерная подготовка строительства дороги

Содержание

Проектирование дорог: почему это так важно перед началом строительства

Дорожное строительство является гораздо более сложным процессом, чем может показаться на первый взгляд. Чем крупнее и важнее объект, тем сложнее его возведение, а значит и выше цена ошибок и просчетов. Поэтому проектирование дорог является необходимым процессом, без которого на сегодняшний день не обходится строительство практически ни одного объекта.

«Проектирование дорог – комплексный процесс инженерных изысканий и различных расчетов, в число которых входят проектно-конструкторские и экономические расчеты. При подготовке проектной документации учитывается масса различных факторов, в том числе всевозможные параметры местности на объекте строительства, а также требования и нормативные параметры»

Проектирование дорог может быть доверено только опытным и квалифицированным инженерам, так как данный процесс отличается высокой сложностью, а цена ошибки достаточно велика сразу по нескольким параметрам. Также квалификация инженеров позволит максимально оптимизировать процесс строительства, гарантируя максимальное качество и оптимальную стоимость укладки асфальта.

Строительство дорог 11 этапов.Строительсво дороги с нуля

Почему правильное проектирование дорог так важно

На любую автомобильную дорогу, особенно на федеральные трассы и скоростные автомагистрали, влияет множество разрушительных внешних факторов. Для понимания выделим основные из них.

Основные внешние факторы, оказывающее влияние на качество автомобильных дорог:

  • Транспортная нагрузка;
  • Высокие и низкие температуры;
  • Перепады температур;
  • Выпадение осадков.

Вышеописанные причины особенно актуальны для нашей страны, так как климатические условия России сравнительно характеризуются как достаточно суровые. Добавим к этому тот факт, что по федеральным трассам постоянно движется большегрузный транспорт, оказывая сильное и интенсивное воздействие на дорожное полотно.

Поэтому важно произвести асфальтирование, обеспечив автомобильным дорогам максимально возможные физико-механические характеристики, что невозможно сделать без предварительных расчетов, которые включает в себя проектирование дорог. Однако существует еще несколько причин другого характера, которые понижают качество дорожного полотна.

Основные человеческие факторы, снижающие качество автомобильных дорог:

  • Нарушение технологии укладки асфальта;
  • Низкое качество асфальтобетона и других материалов;
  • Недостаточное количество материалов;
  • Неправильное возведенное дорожное основание.

Если нарушение технологического процесса зависит исключительно от непосредственных исполнителей, то есть от команды дорожных рабочих, то остальные параметры регламентирует именно проектирование дороги. Однако проектирование дорог определяет не только эти параметры, а также массу других.

Дорожное строительство.

Например, если проектирование дорог было выполнено халатно или же его не было выполнено вообще, то возможно постоянное образование заторов, что подрывает всю транспортную инфраструктуру. Если речь идет о трассе федерального значения, то подобные ситуации могут нанести серьезный ущерб экономики сразу нескольких регионов.

Что учитывает проектирование дорог

Так как при дорожном строительстве ставится задача создать качественное и долговечное асфальтовое покрытие, которое будет соответствовать транспортной нагрузке, в первую очередь необходимо определиться с назначением дороги и предполагаемой нагрузкой на нее.

От этого будет зависеть:

  • Ширина и протяженность дорожного полотна;
  • Разновидность используемого асфальтобетона;
  • Толщина некоторых технологических слоев;
  • Использование дополнительных инструментов повышения прочности покрытия;
  • Наличие присоединений в форме второстепенных дорог;
  • а также другие факторы.

Примеры

Параметр Городская дорога общего пользования Автомагистраль
Количество полос движения 2-4 от 4-х
Ширина полос от 3 м 3,75 м
Разновидность асфальтобетона Можно использовать щебеночный или гравийный асфальт Можно использовать щебеночный или щебеночно-мастичный асфальт
Толщина слоев Слой асфальтобетона может быть от 6 см Может доходить до 30 см
Дополнительные инструменты Нет необходимости укладывать геосетку между слоями асфальтобетона Желательна укладка геосетки между слоями асфальтобетона
Пересечение с другими дорогами Допускается на одном уровне Только на разных уровнях

Таким образом, проектирование дорог обеспечивает не только учет параметров, необходимых для надлежащего качества полотна, но и другие эксплуатационные характеристики.

По автомагистралям допустимая скорость движения выше, чем по городским дорогам, и чтобы обеспечить достаточную проходимость транспортного потока, дорога делается шире и без прилегания второстепенных дорог на одном уровне.

Что касается нагрузки, важно определить не только трафик в количественном выражении, но и детализировать его участников. Если по дороге часто передвигается большегрузный транспорт, то воздействие на дорожное полотно значительно выше, чем в случае с легковыми автомобилями.

Кроем того, проектирования дорог грамотными инженерами включает также расчет роста транспортного потока в долгосрочной перспективе. С каждый годом число частного и коммерческого транспорта возрастает, что означает увеличение трафика на автомобильных дорогах – это обязательно должно быть учтено.

Кроме того, проектирование дорог учитывает:

  • Необходимость в переносе или защите коммуникаций;
  • Потребность в ликвидации или создании лесонасаждений;
  • Обеспечение безопасности дорожного движения;
  • Требования к сооружению дренажной системы;
  • Необходимость создания параллельных пешеходных зон, велодорожек, ограждений;
  • Количество единиц освещения;
  • Климатические особенности региона;
  • Особенности грунта;
  • а также другие факторы.

Нормативные требования

Разумеется, проектирование дорог также должно отражать соответствие нормативным требованиям по строительству и защите окружающей среды. Ко второму относится не только минимизация вреда окружающей среде, но и максимально рациональный расход строительных материалов, так как данный параметр тоже имеет влияние в этом вопросе.

Можно встретить утверждение, что СНИПы по дорожному строительству в России устаревшие, так как не менялись со времен СССР. В то время загруженность автомобильных дорог была гораздо ниже, поэтому расчетная нагрузка не соответствует действительности.

Существующие строительные нормы и правила, касающиеся дорожной сферы, и правда были созданы во времена Советского союза. Однако несмотря на то, что сами СНИПы остались теми же, примерно с 2006 года эта проблема начала устраняться за счет выпуска дополнительной документации.

Данная документация представляет собой пособия по проектированию дорог и новые ГОСТы, которые соответствуют современным реалиям дорожного строительства. В свою очередь частные дорожно-строительные компании должны стремиться повысить качество асфальтирования с помощью современных технологий, а также повышения квалификации своих сотрудников.

Какие этапы включает проектирование дорог

Проектирование дорог любой категории имеет как общие этапы и особенности, так и строго индивидуальные. Этапы проектирования могут быть дополнены по пожеланиям заказчика, некоторым особенностям объекта. Также важную роль играет полнота сведений, которыми обладают проектировщики.

Можно выделить основные крупные этапы, которые подразумевает проектирование дорог:

  • Инвестиционное обоснование;
  • Техническое и экономическое обоснование;
  • Инженерный проект;
  • Подготовка рабочей проектной документации (рабочий проект);
  • Проект автомобильной дороги;
  • Разработка проектной документации.

Фактически число этапов получается больше, исходя из особенностей современного рынка. Так, на количество этапов проектирования могут повлиять следующие факторы:

Что влияет на количество стадий проектирования дорог:

  • Поставленные сроки выполнения задачи;
  • Полнота и детализированность информации;
  • Климатические и геологические особенности;
  • Категория автомобильной дороги;
  • Сложность сооружения объекта;
  • Размер бюджета, который может быть выделен на строительство;
  • Пожелания заказчика;
  • Технические возможности подрядчика.

Однако проектирование дорог всегда начинается с одного – всесторонняя разведка местности. Именно от этого будет зависеть полнота и достоверность сведений, необходимость манипуляций с коммуникациями, сложность строительства и прочее.

Проектирование дорог и геодезические изыскания

Геодезические исследования позволяют получить ответы на массу вопросов, которые ставит перед собой проектирование дорог. Разведка местности может быть разбита на 3 крупных этапа: исследования, экспертиза дороги, заключение.

Предварительные исследования включает в себя, например, разбивку по осям и закрепление маркеров, предварительный расчет объема работ, а также в рамках данного этапа исключается расхождение ландшафта с требуемыми нормами.

Экспертиза дороги отражает фундаментальные характеристики и безопасность будущей автомобильной дороги. Сюда входит оценка рисков, вероятность и расчетная величина износа в определенные сроки, а также всесторонний анализ грунта с предсказанием его возможного поведения и способов предотвращения нежелательных последствий.

Читайте также:  Видов работ по инженерным изысканиям по подготовке

Заключение включает в себя подготовку проектной и технической документации, проведение необходимых расчетов, а также проведение топографической съемки.

Также в данные этапы входит следующее:

  • Маршрутизация и детализация трассы с учетом разворотных точек и прочих важных элементов;
  • Исследование грунта, определение его характеристик, оценка рисков проседания и вымывания;
  • Продольные и поперечные измерения объекта;
  • Учет прилегающих объектов инфраструктуры, а также определение их точного местоположения;
  • Топографические съемки объекта, создание визуализаций.

Помимо более очевидных параметров, которые мы описали выше, геодезические изыскания отвечают на следующие вопросы:

  • Каковы размеры отдельных участков;
  • Какой необходим угол наклона, чтобы обеспечить эффективное отведение воды;
  • Какие геологические и ландшафтные особенности нужно учесть;
  • Каким будет оптимальное строение обочин;
  • Где расположить ливневые стоки;
  • Количество и угол поворотов дороги;
  • Объем грунтовых работ;
  • Какая спецтехника и в каком количестве потребуется для строительства;
  • Сколько нужно будет завезти и вывезти материалов;
  • и так далее.

Таким образом, геодезические исследования очень важный и значимый процесс, без которого невозможно полноценное проектирование дорог. Например, если грунтовые воды расположены достаточно глубоко – этот фактор можно проигнорировать. А если залегание вод находится ближе к поверхности, то это может нанести серьезный урон сооружению, поэтому необходимо принять превентивные меры по его предотвращению.

Проектирование дорог и защита окружающей среды

Как ужу упоминалось, проектирование дорог должно учитывать не только технические и экономические параметры, но и нормы по защите окружающей среды. Законодательство нашей страны запрещает возведение трасс без соответствующего разрешения Главгосэкспертизы, а сами экологические нормы регламентированы специальной документацией.

Что относится к нормам защиты окружающей среды:

  • Меры по охране природы;
  • Оздоровление окружающей среды;
  • Рациональный расход природных ресурсов;
  • Рациональное воспроизведение материалов;
  • Соблюдение требований по защите экологии;
  • Соблюдение требований по защите здоровья граждан.

С первого взгляда может показаться, что некоторые из параметров, например, здоровье граждан или оздоровление природы, не имеют отношения к автомобильным дорогам. Однако, помимо минимизации вреда, правильное проектирование дорог приносит пользу экологии.

Пример. Строительство скоростной многополосной автомагистрали перенесет часть транспортного потока с других дорог в данной области, а за счет высокой скорости движения без заторов общее количество выбрасываемых автомобилями вредных веществ снижается.

Какие разновидности дорог существуют в России

Согласно российским нормам, автомобильные дороги могут быть разделены на 3 класса и 7 категорий. Проектирование дорог учитывает классификацию, так как она влияет на множество параметров.

Что влияет на классификацию автодорог:

  • Количество полос и их ширина;
  • Есть ли центральная разделительная полоса;
  • Возможность пересечения с другими дорогами (автомобильными, железнодорожными, трамвайными, велосипедными, пешеходными);
  • Условия доступа дороги через примыкание.

Мы сравнивали некоторые параметры обычной дороги и автомагистрали, однако на деле параметров сравнения гораздо больше.

Классы автомобильных дорог

  • Многополосная дорога с разделительной полосой по центру.
  • Не имеет одноуровневых пересечений с любыми другими дорогами.
  • Доступ к дороге осуществляется через разноуровневое пересечение не чаще чем через 5 км.
  • Многополосная дорога с разделительной полосой по центру.
  • Не имеет одноуровневых пересечений с любыми другими дорогами.
  • Допускается пересечение на разных уровнях или же одноуровневое примыкание без пересечения – не чаще чем через 3 км.
  • Единая проезжая часть с разделительной полосой по центру.
  • Доступ к дороге возможен через пересечения и примыкания на одном или разных уровнях. Разрыв между пересечениями зависит от категории дороги.

Автомагистралям и скоростным дорогам присваиваются строго определенные категории, тогда как менее требовательная дорога обычного типа может иметь одну из 5 категорий, в зависимости от некоторых параметров.

Категории автомобильных дорог

В таблице приведены основные параметры, определяющие категорию автодороги.

Выводы

Проектирование дорог – комплекс инженерных изысканий и различных расчетов, в число которых входят проектно-конструкторские и экономические расчеты, а также соблюдение мер по защите окружающей среды и здоровья граждан.

Проектирование дорог является очень важным этапом дорожного строительства, без которого невозможно соорудить дорогу надлежащего качества. Чем сложнее и важнее дорожный объект, тем более детальным должно быть его проектирование. Соответственно, от профессионализма и опыта инженеров будет зависеть полнота и качество данного мероприятия.

Проектирование дорог всегда начинается с исследования местности, в рамках которого определяется множество важных параметров, которые будут влиять на дальнейший процесс строительства. Помимо геологических и климатических факторов, важное значение имеет назначение автодороги и предполагаемая нагрузка на покрытие.

В зависимости от некоторых параметров, в числе которых класс и категория автодороги, сложность проектирования и строительства может возрасти вместе с увеличением числа фактов, которые нужно учесть.

Проектирование дорог с ошибками и просчетами может привести к серьезным последствиям, в числе которых быстрый износ дорожного полотна, недостаточная пропускная способность, серьезные экономические потери. Если при исследовании выясняются параметры, препятствующие строительству, которые невозможно устранить, строительство может быть перенесено в другую локацию.

Источник

Технология строительства автомобильных дорог

От транспортного сообщения зависит экономика региона, связь с другими городами, уровень развития, инфраструктура и другие этапы развития цивилизации.

Автодорожное проектирование тоже не стоит на месте. Инженеры постоянно совершенствуют технологии строительства, чтобы сделать качество покрытий лучше и безопаснее, а их возведение дешевле. Строительство дороги идет поэтапно.

Технология строительства автомобильных дорог

Порядок и технологии укладки подчинены требованиям ГОСТ, СНиП, других законодательных актов. Каждый подрядчик, который занимается прокладкой автодорожных путей, должен следовать законодательным нормам.

Этапы строительства дороги

Условно можно выделить три больших стадии строительства дорог:

  1. подготовка – сбор, заготовка сырья;
  2. транспортировка – доставка материалов к месту застройки;
  3. монтажные работы – все этапы укладки.

Качество автодорожного покрытия зависит от соответствия стандартам, так как в государственных требованиях к строительству автомобильных дорог прописаны нормы, отвечающие за безопасность и комфорт участников движения.

Первый этап строительства автомобильной дороги – инженерные изыскания. Это целый комплекс инженерных мер, направленный на изучение местности. Пропускать этапы проектирования нельзя, так как от качества геодезических и геологических исследований зависит долговечность покрытия.

На основе геодезии составляется проектная документация. В ней прописаны материалы, которые будут использованы для прокладки асфальта, технология строительства грунтовой дороги, анализ рельефа, глубина залегания грунтовых вод, тип грунта, порядок, другие важные данные. Проект обязательно согласуется с заказчиком, а также утверждается в государственных структурах.

В проекте также отражается подробная смета.

Непосредственно строительство дороги можно разделить на следующие этапы работ:

  • подготовка территории – расчистка участка, удаление растительности, перенос конструкций, удаление преград;
  • подвоз сырья, спецтехники к месту застройки;
  • земляные работы – выравнивание поверхности, удаление верхнего слоя грунта, насыпи;
  • монтаж водоотводных канав;
  • формирование песчаной «подушки»;
  • распределение финишного покрытия;
  • укладка катком;
  • разметка трассы;
  • благоустройство территории;
  • устройство бордюра.

Этапы строительства дороги

Перед прокладкой новой автодороги подрядчику необходимо проложить «времянку». По ней рабочим предстоит перегонять спецтехнику и материалы на объект. Если укладка асфальта идет на федеральной трассе или предстоит реконструкция существующего пути, необходимо построить временный объездной путь.

После окончания строительно-монтажных работ «времянку» разбирают.

Подготовительные работы

Подготовка занимает намного больше времени, чем кажется на первый взгляд. Последовательность строительства дороги:

Подготовительные работы

  • очищение всего участка застройки от грязи, мусора;
  • демонтаж старых построек или покрытия;
  • выкорчевывание пней, удаление растительности;
  • монтаж объезда;
  • обустройство «времянки»;
  • возведение геодезической основы;
  • отвод воды;
  • перенос коммуникаций;
  • выравнивание ландшафта.

Материалы завозят на территорию только после подготовки участка. На этот этап у строителей может уйти несколько недель или месяцев. Работы могут быть осложнены погодными условиями, а также климатическими и ландшафтными особенностями местности.

Создание дорожного «пирога»

Важный этап при монтаже автодороги – правильно сформировать «пирог». Полотно представляет собой многослойную конструкцию. При укладке необходимо точно следовать выбранной технологии строительства автомобильных дорог, чтобы получить долговечное покрытие. Слои дороги:

  • нижний – основание;
  • средний – укрепляющий;
  • верхний – финишное покрытие.

Формирование основания – важный этап прокладки полотна. От этого зависит долговечность и прочность. Начинаются земляные работы с возведения насыпи. Строители последовательно укладывают грунт, а затем трамбуют его катком. Грунт используют с территории прокладки автодороги или завозят отдельно, если он не пригоден для будущей трассы.

Читайте также:  Инженерные изыскания для подготовки проекта планировки

Для покрытия подходят песчаные, каменистые или супесчаные почвы, а вот торфяные или илистые земли непригодны. Земляную насыпь тщательно разрыхляют, а затем уплотняют катком.

От качества уплотнения зависит структура и однородность покрытия. Чем лучше утрамбован слой грунта, тем устойчивее будет автодорога. При работе учитывают влажность материала, при необходимости его смачивают водой для лучшей трамбовки.

После подготовки основания специалисты приступают к формированию песчаной«подушки». Это несколько слоев щебеночно-песчаной смеси, которые укладываются последовательно на территорию будущей автодороги. Подушка служит для равномерного распределения нагрузки при эксплуатации, а также укрепления покрытия.

Первый слой подушки – песчаный. Строители равномерно распределяют песок, толщина слоя – 10-12 см. чтобы песок не смешивался с грунтом, между ними укладывают геотекстиль.

Создание дорожного пирога

Песок тщательно трамбуют, а затем укладывают щебенчатый слой. Для среднего слоя подушки используют материал разных фракций. Финишный слой – мелкозернистый щебень. Правильно уложенное основание – залог качества автодороги. Подушка необходима для амортизации нагрузки.

При формировании подушки количество слоев и материалы зависят от выбранной методики, особенности территории, назначения трассы.

После формирования песчаной подушки специалисты приступают к укладке финишного покрытия. В современном строительстве используется цементобетон или асфальтобетон.

Финишное покрытие

Качество и долговечность определяются также материалом, который используется в качестве верхнего слоя, так как он подвержен большему износу при ежедневной эксплуатации. Самые распространенные материалы – асфальтобетон и цементобетон, так как эти материалы хорошо зарекомендовали себя в дорожных работах.

Асфальтобетон предполагает послойную укладку. Технология строительства и ремонта включает послойное распределение щебенки, песка, горных пород, асфальтной смеси с битумом. Количество слоев зависит от предполагаемого трафика, назначения дорожного полотна, особенностей ландшафта, климата.

Цементобетон или литой асфальт обладает повышенной износостойкостью, противостоит механическим повреждениям при постоянной эксплуатации, не разрушается под действием химических реагентов. Но метод укладки цементобетона дороже.

Новые технологии в строительстве дорог

Новые технологии в строительстве дорог

В современном автодорожном деле используются инновационные методики, цель которых создать прочную трассу с высокой эластичностью полотна. Это повышает срок службы полотна, делает его устойчивым к высоким нагрузкам.

Современные технологии строительства дорог дают возможность сэкономить на ремонте, так как требуется он гораздо реже.

Чтобы повысить эксплуатационные свойства автодорог, строители задействуют геосинтетику. Это искусственный, экологически безопасный материал, который продается недорого и легко укладывается.

Применение геосинтетических материалов дает возможность получить стойкое покрытие с противоскользящим эффектом, что повышает уровень безопасности. Использование инновационных технологий и материалов позволяет строителям сэкономить на ремонте, а также сократить сроки, состав работ.

В России геотекстильные полотна пока еще не распространены, они укладываются только в центральном регионе на отдельных участках, так как разработки требуют много времени на внедрение.

Опыт других стран

Ученые других стран также меняют представление об автодорогах, кардинально совершенствуя технологии в духе времени.

  • Инженеры из Голландии создали регенерирующийся асфальт. При укладке специалисты используют токопроводящую ткань, которая формирует слой перед финишным слоем. При появлении на поверхности трещины или другого дефекта, запускается ток, который генерирует тепло и расплавляет битум. Расплавленный битум склеивает части треснутого асфальта, убирая дефект.
  • Японские инженеры придумали способы строительства дорог для борьбы со снежными наносами – полотна с функцией антизаморозки. Технология укладки дорожного полотна включает монтаж трубопровода с горячей водой. Трубы пролегают близко к финишному асфальтовому покрытию и растапливают снег.
  • Прогресс не статичен, ученые работают над созданием экологичных решений, одним из которых стали электромобили. Они продаются везде, их выпускают крупные российские концерны, они безопасны и экономичны. Заправки для электромобилей есть уже практически в каждом населенном пункте.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что ученые создали целые трассы для электрокаров. Они подзаряжают аккумулятор автомобиля, потребность устанавливать на трассе отдельную заправку отпадает. В дорожное полотно встроены рельсы, которые передают электрический ток автомобилю при движении.

Ток подается только при движении автомобиля, поэтому не несет опасности для других участников движения.

Использование инноваций оправдано. Трассы становятся безопаснее, прочнее, требуют меньше времени для укладки. В компании «Адора» инженеры и строители используют инновационные технологии работ по строительству дорог, современные материалы, высокотехнологичное оборудование, чтобы снизить стоимость дорожных работ, получить качественное полотно, которое будет безопасным, прочным, надежным.

Источник

Инженерная подготовка строительства дороги

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте профессиональную справочную систему
«Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ТЕРРИТОРИИ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕКОНСТРУКЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

1 РАЗРАБОТАНО обществом ограниченной ответственности «ДОГАР»

2 ВНЕСЕН Управлением проектирования и строительства автомобильных дорог, Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1. Область применения

1.1 Настоящий отраслевой методический документ (далее — ОДМ) устанавливает рекомендации по подготовке территории при строительстве, реконструкции, комплексном обустройстве автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

1.2 Настоящий ОДМ предназначен для применения организациями (предприятиями) осуществляющими дорожную деятельность (деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, комплексному обустройству автомобильных дорог) на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения.

2. Нормативные ссылки

В настоящем ОДМ использованы нормативные ссылки на следующие документы:

РДС 30-201-98 «Система нормативных документов в строительстве. Руководящий документ системы. Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации»

ГОСТ Р 21.1207-97 «Условные графические обозначения на чертежах автомобильных дорог»;

ГКИНП-05-029-84 «Основные положения по созданию и обновлению топографических карт масштабов 1:10000, 1:25000, 1:50000, 1:100000, 1:200000, 1:500000, 1:1000000»

ГКИНП-02-033-79 «Инструкция по топографической съемке в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500»

3. Термины, определения, обозначения и сокращения

В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 зоны с особыми условиями использования территорий — охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3.2 территориальные зоны — зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;

3.3 объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек;

3.4 красные линии — линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее — линейные объекты);

4.5* территории общего пользования — территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары);

* Нумерация соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.

3.6 строительство — создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);

3.7 инженерные изыскания — изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования;

3.8 объекты федерального значения — объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Виды объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в указанных в части 1 статьи 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации областях, определяются Правительством Российской Федерации, за исключением объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства. Виды объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации, определяются Президентом Российской Федерации;

Читайте также:  Перечня видов работ по инженерным изысканиям по подготовке

3.9 парковка (парковочное место) — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения;

3.10 автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;

3.11 искусственные дорожные сооружения — сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения);

3.12 элементы обустройства автомобильных дорог — сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса;

3.13 реконструкция автомобильной дороги — комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги;

3.14 объекты дорожного сервиса — здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств);

3.15 полоса отвода автомобильной дороги — земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса;

3.16 придорожные полосы автомобильной дороги — территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

3.17 функциональные зоны — зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.

4. Особенности подготовки территории при строительстве, реконструкции, комплексном обустройстве автомобильных дорог общего пользования федерального значения (подготовка документации по планировке территории, резервирование земель, изъятие недвижимого имущества)

Подготовка территории строительства является одним из важнейших этапов всего строительного процесса включающий в себя изъятие земельных участков, необходимых для размещения автомобильной дороги, отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится, снос зданий, строений и сооружений, переустройство (перенос) инженерных коммуникаций, вырубку леса и при необходимости проведение археологических раскопок в пределах территории строительства и соответствующие затраты на них.

К основным затратам относят:

отвод земельного участка, выдача архитектурно-планировочного задания и выделение красных линий застройки (определяются на основе расчета);

разбивка основных осей зданий и сооружений и закрепление их пунктами и знаками;

освобождение территории строительства от имеющихся на ней строений, лесонасаждений, промышленных отвалов и других мешающих предметов, переселение жильцов из сносимых домов, перенос и переустройство инженерных сетей, коммуникаций, сооружений, путей и дорог, снятие и хранение плодородного слоя почвы и т.п.;

компенсация стоимости сносимых (переносимых) строений и насаждений, принадлежащих организациям и (или) физическим лицам;

осушение территории стройки, проведение на ней других мероприятий, связанных с прекращением или изменением условий водопользования, а также с защитой окружающей среды и ликвидацией неблагоприятных условий строительства;

затраты на разминирование территории строительства в районах бывших боевых действий;

плата за аренду земельного участка, предоставляемого на период проектирования и строительства объекта;

приведение земельных участков, предоставленных во временное пользование на период строительства, в состояние, пригодное для использования в сельском, лесном, рыбном хозяйстве, или для других целей в соответствии с проектом восстановления (рекультивации) нарушенных земель;

плата за землю при изъятии (выкупе) земельного участка для строительства, а также выплата земельного налога (аренды) в период строительства;

затраты, связанные с оплатой работ (услуг), выполняемых коммунальными и эксплуатационными организациями, по выдаче исходных данных на проектирование, технических условий и требований на присоединение проектируемых объектов к инженерным сетям и коммуникациям общего пользования, а также по проведению необходимых согласований проектных решений;

затраты, связанные с выполнением по требованию органов местного самоуправления исполнительной контрольной съемки построенных инженерных сетей;

затраты, связанные с выполнением археологических раскопок в пределах строительной площадки;

возмещение собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц.

При этом подготовка территории, осуществление указанных мероприятий невозможно без подготовки соответствующих документов и принятий необходимых решений.

К таким документам, безусловно, следует отнести документацию по планировке территории. С вступлением в силу нормативных правовых актов в сфере земельных и градостроительных отношений (2014-2015 гг.) все большее значение приобретает документация по планировке территории. Указанная документация является одним из видов документов территориального планирования, в соответствии с которой, производят широкий спектр действий по подготовке территории к строительству автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

В документации по планировке территории отражаются сведения, связанные с выделением красных линий, разбивкой осей планируемого сооружения, со сносом и демонтажем объектов недвижимости, переустройством инженерных сетей и другие* коммуникаций, указанием земельных участков необходимых для постоянного и временного занятия создаваемым объектом строительства и реконструкции.

* Текст документа соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.

В соответствии с документацией по планировке территории осуществляются действия по изъятию недвижимого имущества и резервированию земель для государственных и муниципальных нужд, в том числе в целях строительства и реконструкции автомобильных дорог.

Процесс изъятия земельных участков и объектов недвижимого имущества является важнейшей составляющей подготовки территории строительства, мероприятия по резервированию земель, стадией его предваряющей.

Подготовка документации по планировке территории объектов строительства, реконструкции, комплексного обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения осуществляется в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и состоят из основной (утверждаемой) части, материалов по ее обоснованию (обосновывающая часть), проекта межевания территории (рисунок 1).

При разработке графической части документации по планировке территории в части отображения условных обозначений используются следующие документы:

ГОСТ Р 21.1207-97 «Условные графические обозначения на чертежах автомобильных дорог»; основные положения по созданию и обновлению топографических карт масштабов 1:10000, 1:25000, 1:50000, 1:100000, 1:200000, 1:500000, 1:1000000 (утверждены Главным Управление геодезии и картографии при Совете министров СССР, ГКИНП 05-029-84); условные знаки для топографических планов масштабов 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500 (ГКИНП-02-033-79 «Инструкция по топографической съемке в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500») которые обязательны для всех предприятий, организаций и учреждений, выполняющих топографо-геодезические и картографические работы, независимо от их ведомственной принадлежности. Также должны быть использованы условные обозначения соответствующие документам территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...