Инженерная подготовка территории необходима для осуществления градостроительного процесса, улучшения санитарно-гигиенических и микроклиматических условий населенных мест.
Вопросы инженерной подготовки территории имеют существенное влияние при выборе площадки для строительства новых населенных пунктов. А поскольку территорий, полностью соответствующих целям градостроительства по своим природным условиям и одновременно достаточным по размерам, нет, то мероприятия по инженерной подготовке территории проводятся так и при реконструкции и расширении существующих поселений.
В проектировании данного микрорайона решаются вопросы организации рельефа и водоотвода дождевых вод.
Пожалуй, самым распространенным мероприятием по инженерной подготовки — это вертикальная планировка территории.
Вертикальная планировка — это инженерное мероприятие по искусственному изменению, преобразованию и улучшению существующего рельефа местности срезкой или подсыпкой грунта для использования его в градостроительных целях. Основная цель вертикальной планировки заключается в создании спланированных поверхностей, удовлетворяющих требованиям застройки и инженерного благоустройства территории. Вертикальная планировка территории призвана создать благоприятные условия для размещения зданий и сооружений, прокладки улиц, проездов, подземных инженерных коммуникаций.
Анализ ограничений территории и существующих объектов
- организация стока поверхностных вод (дождевых, ливневых и талых) с городских территорий;
- обеспечение допустимых уклонов улиц, площадей и перекрёстков для безопасного и удобного движения всех видов городского транспорта и пешеходов;
- создание благоприятных условий для размещения зданий и прокладки подземных инженерных сетей;
- организация рельефа при наличии неблагоприятных физико-геологических процессов (затопление территории, подтопление её грунтовыми водами, оврагообразование и т. д.);
- придание рельефу наибольшей архитектурной выразительности;
- создание в необходимых случаях искусственного рельефа;
- решение задач при сооружении крупных и уникальных плоскостных сооружений (спортивного центра, аэродрома и пр.).
1. Мероприятия инженерной подготовки
Инженерная подготовка устанавливается в зависимости от природных условий осваиваемой территории (рельефа, грунтовых условий, степени затопляемости, заболоченности и т. д.) с учетом планировочной организации населённого места. В некоторых случаях мероприятия по инженерной подготовке определяют архитектурно-планировочную структуру и пространственную композицию населённых мест.
Мероприятия по инженерной подготовке, в зависимости от общей сложности их осуществления, разделяют на:
— мероприятия, проведение которых необходимо в том или ином объеме почти повсеместно: вертикальная планировка территорий, организация поверхностного стока, удаление застойных вод, регулирование водостоков, устройство и реконструкция водоемов, благоустройство береговой полосы;
Безопасность Жизнедеятельности часть 1 видео-консультация
— мероприятия широкого распространения: понижение уровня грунтовых вод, защита территории от затопления, освоение оврагов, борьба с карстовыми явлениями и оползнями, восстановление территорий, нарушенных деятельностью человека;
— мероприятия по инженерной подготовке территории с неблагоприятными природными условиями (например, глубокое залегание торфа), со сложенными просадочными грунтами, а также территории, находящейся в сейсмических районах и в районах распространения многолетнемерзлых грунтов.
1.1. План организации рельефа местности
Каждая площадка, которая предназначается для строительства сооружения, должна отвечать определенным техническим требованиям, удовлетворяющим условиям нормальной эксплуатации и минимальных затрат на подготовительные работы и освоение.
С помощью плана организации рельефа решаются задачи по преобразованию рельефа данной территории для приспособления его к застройке, благоустройству и инженерно — транспортным нуждам. Организация рельефа обеспечивает высотное решение площадей, улиц, проездов; размещение зданий, сооружений и подземных коммуникаций; возможность стока ливневых вод и канализации.
На плане организации рельефа на перекрестках, в местах пересечения осей проезжих частей улиц и в точках изменения уклона наносят существующие (черные) и проектные (красные) отметки, а также рабочие отметки со своим знаком; стрелкой показывают направление продольного уклона улицы от более высоких отметок к пониженным, над стрелкой отмечают проектный продольный уклон, а под ней — расстояние между точками, ограничивающими участок улицы с этим уклоном.
В данном курсовом проекте проектируется микрорайон в городе Владивосток.
1.1.1 Метод проектных отметок и отметок земли
Метод проектных (красных и чёрных) отметок применяют при разработке плана организации рельефа местности, являющейся первым этапом высотного решения территории населенного места или отдельного его района. Сущность его заключается в том, что на схеме генерального плана микрорайона, выполненного на геодезической подоснове, отображающей существующий рельеф территории в отметках или горизонталях, в характерных точках наносят красные и чёрные отметки.
Для определения отметок земли между горизонталями находим центр перекрестка. Проводим перпендикуляр горизонталям 270,00 и 269,00. Заложение горизонталей 100 м делим на расстояние перпендикуляра между горизонталями =102.
Потом измеряем расстояние от одной горизонтали до точки = 70 и умножаем на 1. Полученное число=0,686 прибавляем к отметке горизонтали 269,00 и получаем отметку земли 269,686. Таким способом высчитываем все отметки земли.
Проектные отметки находим по формуле:
где — отметка точки, м;
— отметка следующей точки, м;
— расстояние между точками, м.
Таким образом считаем все отметки.
1.1.2 Метод проектных горизонталей
На основе схемы вертикальной планировки и генерального плана методом проектных горизонталей разрабатывают вертикальную планировку отдельных элементов и участков города, улиц, площадей, микрорайонов, парков. Этот метод совмещает на одном чертеже план и профили и дает полное представление о сечениях проектируемого рельефа в любых направлениях и деталях его внешней формы.
Всякое преобразование существующего рельефа отражается на начертании проектных горизонталей. Так, участки, где необходимо увеличить отметку проектной (красной) горизонтали, досыпают грунтом до требуемой отметки горизонтали. В таких случаях ставят знак «+».
Например, мы увеличивали отметку горизонтали: . В тех случаях, когда понижают уровень грунта, ставят знак «-».
Проектные решения
2.1 Анализ территории микрорайона
Благоустройство городов включает в качестве одного из важных мероприятий отвод поверхностных вод с городских территорий. Круговорот воды в природе обеспечивает постоянное более или менее интенсивное выпадение осадков. Оказавшись на земле, вода частично впитывается в грунт, частично испаряется, оставшаяся часть стекает по поверхности земли в самые низкие места.
Эти воды способствуют развитию физико-геологических процессов, разрушающих грунт, ухудшающих тем самым его несущую способность. В результате их действия активизируются процессы эрозии (т. е. разрушения) почв, оврагообразования, повышается уровень грунтовых вод, возникают просадочные и карстовые явления, вымывание отдельных пространств в грунте, оползневые процессы.
Избыточное увлажнение бессточных территорий способствует их заболачиванию и подтоплению. Все эти процессы являются нежелательными на участках предполагаемого или осуществляемого строительства, требуют применения особых мер по инженерной подготовке. Поверхностные воды можно удалять с городской территории по открытым лоткам и подземным трубопроводам, то есть с помощью открытой сети, закрытой или смешанного типа.
В моем курсовом проекте применяется открытая сеть ливневой канализации. Практически на всей территории микрорайона уклон местности превышает 5% (минимально допустимое значение), что обеспечивает минимальные затраты на земельные работы. В проездах и улицах, где количество промиль не превышает 5, проводятся дополнительные работы по насыпке грунта.
2.2 Анализ метода отметок в микрорайоне
Анализируя рельеф местности в микрорайоне согласно методу отметок, можно прийти к выводу, что данный микрорайон относится к среднему типу рельефа. II категория — уклон от 5 до 30‰. Рабочие отметки в пределах от 0,00 до 0,39 м. Территория благоприятна для застройки, прокладки подземных коммуникаций, и инженерных сетей, отвода поверхностных вод самотеком.
2.3 Проектирование магистрали районного значения методом красных горизонталей
Согласно заданию в курсовом проекте рассматривается категория улицы: магистраль районного значения с 4 полосами движения по 3,5м.
На основе схемы вертикальной планировки или генерального плана методом проектных горизонталей разрабатывают вертикальную планировку отдельных элементов и участков города, улиц, площадей, микрорайонов, парков и пр.
Расположение горизонталей существующего рельефа и проектных относительно друг друга дает представление о характере изменения рельефа в результате проведения вертикальной планировки. Когда проектная горизонталь располагается ниже одноименной черной горизонтали в сторону падения уклона, требуется подсыпка территории, выше — срезка грунта.
- Рассчитываем превышение: Hаб = 269,670 – 268,590=1,08
- Задаёмся шагом горизонталей: h = 0,2м
- Рассчитываем количество горизонталей:
- Превышение
- Расстояние:
- Расстояние:
- Рассчитываем сдвижку проектной горизонтали на проезжей части с учётом её ширины и уклона: ( принимаем 20%)
- Скачок горизонталей на бордюрный камень:
- Сдвиг проектной горизонтали на газоне:
- Сдвиг проектной горизонтали на тротуаре (до красной линии): .
- Рассчитываем превышение: HБВ = 268,590 – 267,150=1,44
- Задаёмся шагом горизонталей: h = 0,2м
- Рассчитываем количество горизонталей:
- Превышение
- Расстояние:
- Расстояние:
- Рассчитываем сдвижку проектной горизонтали на проезжей части с учётом её ширины и уклона: ( принимаем 20%)
- Скачок горизонталей на бордюрный камень:
- Сдвиг проектной горизонтали на газоне:
- Сдвиг проектной горизонтали на тротуаре (до красной линии): .
- Рассчитываем превышение: HВГ = 267,15 – 266,66=0,49
- Задаёмся шагом горизонталей: h = 0,2м
- Рассчитываем количество горизонталей:
- Превышение
- Расстояние:
- Расстояние:
- Рассчитываем сдвижку проектной горизонтали на проезжей части с учётом её ширины и уклона: ( принимаем 20%)
- Скачок горизонталей на бордюрный камень:
- Сдвиг проектной горизонтали на газоне:
- Сдвиг проектной горизонтали на тротуаре (до красной линии): .
2.4 Продольный профиль магистрали районного значения с 4 полосами движения по 3,5 м
Продольный профиль определяет высотное положение улицы, и его проектирование заключается в нанесении проектной линии и определении продольных уклонов. Продольный профиль проектируем по оси улицы.
Исходным материалом для проектирования продольного профиля служат проект вертикальной планировки микрорайона, устанавливающие проектные отметки на перекрестках и в местах изменения рельефа. Именно на основе этих отметок проектируем продольный профиль общегородской магистрали. На плане общегородской магистрали наносим ось проезжей части.
Продольный профиль проектируем в масштабе горизонтальных расстояний 1:1000, а вертикальные расстояния принимаем 1:100.
Отметки существующей поверхности для продольного профиля определяем методом интерполяции между горизонталями по линии данного профиля (черные отметки); линия, соединяющая эти отметки и отображающая существующий рельеф, называется черной линией. Отметки точек проектируемого продольного профиля называются красными отметками, а линия, их соединяющая, — красной линией.
Рисунок 1 — продольный профиль магистрали районного значения с четырьмя полосами движения по 3м.
2.5 Поперечный профиль магистрали районного значения с 4 полосами движения по 3,5 м
Поперечный профиль общей магистрали составляем в пределах красных линий. На поперечном профиле наносим отметки существующей поверхности и проектные отметки в характерных точках, поперечные уклоны и расстояния.
Поперечный профиль проектируем по разрезу 1-1 перпендикулярно оси общегородской магистрали, соответствующей продольному профилю, как правило, в масштабах: горизонтальном — 1:200 и вертикальном — 1:100. Вертикальную планировку их проектируем в увязке с отметками продольного профиля.
В поперечном профиле общегородской магистрали в целях обеспечения стока поверхностных вод всем элементам (проезжей части, тротуарам, полосам зеленых насаждений) придаём поперечный уклон, направленный к лоткам проезжих частей. Поперечный профиль магистрали проектируем с учетом организации стока поверхностных вод с территории микрорайона, поэтому отметки по красной линии выше отметок лотков.
Рисунок 2 — поперечный профиль магистрали районного значения с четырьмя полосами движения по 3м.
2.6 Проектный водоотвод
Данный микрорайон проектируется в городе Владивосток. Рельеф местности сложный, но для данного микрорайона выбрана равнинная местность. Количество осадков в районе строительства умеренное, поэтому в проекте предусмотрен поверхностный водоотвод. Поверхностный водоотвод, его второе название — ливневый водоотвод.
Такие системы устанавливают на дорогах, площадках, приусадебных и садовых участках. Они позволяют удалять воду, тем самым предотвращая размывание грунта, преждевременное разрушение фундаментов, отмосток и дорожек. Поверхностный водоотвод, в свою очередь, делится на два типа — точечный и линейный.
Точечный водоотвод обычно представляет собой дождеприемник, накрытый решеткой. Система устанавливается в низшей точке территории, на пересечении уклонов поверхности. Дождеприемник может быть обустроен под кровельным водостоком и даже иметь с ним прямое соединение, чтобы вода с крыши попадала сразу в него.
Линейный водоотвод — это система заглубленных каналов (желобов) для сбора и транспортировки воды в ливневую канализацию. Для удержания наносимого водой песка предусмотрены специальные пескоуловители, а для предотвращения попадания в систему крупного мусора существуют съемные защитно-декоративные решетки. Они же обеспечивают безопасность пешеходов и транспортных средств.
Микрорайон расположен на равнинной местности, поэтому в некоторых местах потребуются земляные работы для обеспечения естественного водоотвода воды с территории. Максимально допустимый уклон улицы внутри микрорайона — 80%. Минимальный же уклон, обеспечивающий отвод воды — 5%.
В проектируемом микрорайоне уклон дорог и проездов колеблется от 5% до 24%.
Список используемой литературы
1. СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений ». М.: Государственный комитет, 230. 23с.
2. СНиП 23-01-99. «Строительная климатология». М.: Государственный комитет, 200. 57с.
3. И.Ю.Фоминых, И.Г. Гордиенко «Архитектура и градостроительство»: Метод. указания – Чита ЧитГТУ 1999г.
4. Горохов В.А., Липявкин А.Ф. «Инженерное обустройство городских территорий». М.: Высшая школа, 2001. 157-176с.
5. Клиорина Г.И., «Инженерная подготовка городских территорий». М.: Высшая школа, 1990, 34-76с.
ИсточникЛекция:Общие требования к территориям поселений.
2.Основные принципы организации территорий поселений.
З.Выбор территорий для строительства населенных мест.
I. Разделы курса ИСОТ.
Целью и задачей курса является приобретение знаний в области инженерных коммуникаций, оборудования стройплощадок, зданий и сооружений.
Курс состоит из пяти разделов:
1. Инженерное благоустройство территорий поселений:
а) основы организаций поселений (городов, районов).
б) инженерная подготовка территорий (сведения о рельефе, вертикальная планировка территорий, поперечный профиль кварталов, проезжей части, пешеходного пути).
в) организация поверхностного стока воды, размещение водоотвода по улицам, дорогам, перекресткам.
2. Инженерное оборудование поселений и зданий:
а) основы гидростатики и гидродинамики (законы движения жидкости и ее транспортирование).
б) водоснабжение зданий и поселений (источники водоснабжения, трассировка, внутриквартальная разводка и разводка внутри здания).
в) канализация и санитарная отчистка поселений.
3. Тепло- и газоснабжение территорий:
а) основы строительной теплотехники, микроклимат помещения, отопление здания, вентиляция и кондиционирование воздуха.
б) горячее водоснабжение зданий и поселений.
4. Инженерное оборудование строительных площадок:
а) организация подготовки строительной площадки.
б) основные понятия о генплане и строительном генплане.
в) оборудование строительной площадки дорогами, складами, временными коммуникациями зданий и сооружений.
Основные принципы организации территорий поселений.
Основные принципы развития территорий отражены в СНиПе 2.07.01-89 «Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений». Городские и сельские поселения необходимо проектировать на основе экономического районирования, с учетом гидрологических и геологических изысканий.
При проектировании необходимо учитывать связь с другими населенными пунктами, их общую инженерно-транспортную систему. При проектировании сельских и городских поселений необходимо разрабатывать перспективный план на 20 лет. В нем предусматривается принципиальное решение по территориальному развитию поселения, функционированию (где будет промышленная юна, где зона отдыха, спальные районы), инженерно-транспортная структура, рациональное использование природных ресурсов. Городские и сельские поселения в зависимости от проектной численности населения подразделяются:
С учетом функционального зонирования, территория города делится на селитебную, производственную и ландшафтно-реакционную зоны.
В крупных и крупнейших юродах необходимо предусматривать использование подземного пространства под городской транспорт, предприятия торговли, производственные склады.
На территории, прилегающей к городским поселениям, предусматривают зеленые зоны, размещение подсобного сельского хозяйства, дачные участки.
Дачные участки предусматриваются на расстоянии не более 1.5 часа езды на общественном транспорте от города. Для крупнейших городов предусматривается 2 часа.
З.Выбор территории для строительства населенных мест.
Территория населенных мест должна соответствовать следующим условиям:
Рельеф территории должен удовлетворять требованиям застройки, организациям транспорта и нормального водоотвода.
1. Территория не должна заболачиваться и подвергаться затоплению.
2. Территория должна иметь размеры, обеспечивающие возможность перспективного развития населенных мест.
3. Территория жилых районов должна располагаться с наветренной стороны по отношению к источникам загрязнения воздуха, а также выше по течению реки или водоема.
4. Территория должна быть обеспечены необходимыми источниками водоснабжения, внешними автомобильными и железными дорогами.
Выбор территории зависит от сложности рельефа и может привести к увеличению стоимости строительства и увеличению эксплуатационных расходов на транспорт.
Для обеспечения нормальных условий отвода поверхностных вод, территория должна иметь уклон не менее 4 ‰.
Лекция:Общие требования к территориям поселений.
Цель урока:Дать основные положения организации поселений.
Вопросы темы:
1.Селитебная зона городских поселений.
2.Селитебная зона сельских поселений и определение численности поселений.
3.Благоустройство территорий населенных мест.
Источник
Инженерные мероприятия по подготовке территории
Инженерная подготовка территории населённых мест — проведение комплекса инженерных мероприятий и сооружений по обеспечению пригодности территории для различных видов использования, и создания благоприятных санитарно-гигиенических и микроклиматических условий.
Основные задачи инженерной подготовки территории:
1. проведение мероприятий, необходимых для освоения территории, осушение, защита от затопления, подтопления, селевых потоков, размыва, борьба с образованием оврагов и эрозией почв, противооползневые работы;
2. подготовка территории под застройку, организация поверхностного стока, орошения;
3. благоустройство берегов рек, озёр, оврагов, малых внутренних водоемов.
Инженерная подготовка проводится до строительства жилых домов. На
территории строительства к началу застройки должны быть полностью закончены работы по устройству дорог и внутриквартальных проездов, прокладке подземных инженерных коммуникаций, вертикальной планировке и озеленению.
6.2 Вертикальная планировка
Вертикальная планировка – процесс искусственного изменения естественного рельефа для приспособления его к требованием градостроительства.
Задачи вертикальной планировки:
1) предание проектируемой поверхности уклонов, которые обеспечивают:
ü отвод дождевых и талых вод;
ü благоприятные и безопасные условия движения транспорта и пешеходов;
ü подготовку осваиваемой территории для застройки;
ü прокладку подземных сетей и благоустройство;
2) организация рельефа при наличии неблагоприятных физико-геологических процессов на местности;
3) предание рельефу наиболее архитектурно — композиционной выразительности.
Рельеф местности расположения населенного пункта подразделяется на следующие виды:
1. равнинный – слабовыраженная пологая поверхность земли без холмов и оврагов;
2. средний – с холмами, небольшими долинами и котлованами;
3. сложный – с резко выраженными крутыми скатами и холмами;
Проекты вертикальной планировки разрабатывают в масштабе 1:2000 или1:500.
При наибольшем уклоне улицы и дороги трассируются поперек горизонталей для создания кратчайших расстояний между отдельными пунктами населенного места. При этом уклон не должен превышать 80 0 /00. В случае наименьшего уклона – вдоль горизонталей.
По диагонали к горизонталям трассируются улицы в условиях комбинации первой второй схем.
Для обеспечения стока минимальный продольный уклон улиц принимается равным 5 0 /00 (исключение 4 0 /00), который устанавливается с учетом категории дороги.
В схеме вертикальной планировки должны быть определены изменения рельефа территорий и условия организации канализации и поверхностного стока, должны быть установлены места сброса ливневых и фекальных вод и намечена сеть основных водоотводящих коллекторов.
Инженерное оборудование. Состав и размещение производственных и инженерно-коммунальных объектов
Наиболее дорогостоящим видом благоустройства является оборудование дорог, проходящих по улицам.
Стоимость дорог зависит от типа дорожной одежды и конструкции проезжей части. В настоящее время дорожные покрытия применяют усовершенствованные капитальные, усовершенствованные облегченные и переходные.
К капитальным покрытиям относят цементно-бетонные, асфальтобетонные, брусчатые. К усовершенствованным облегченным – щебеночные, обработанные битумом; переходные (щебеночные, осколочные, булыжные, не обработанные вяжущими средствами) рассматриваются как временные. Тротуары покрываются асфальтом или асфальтовыми плитками толщиной 4 см.
В проектируемом населенном пункте главные и основные дороги имеют капитальное покрытие (асфальтобетонное), второстепенные – усовершенствованные облегченные (щебеночные, обработанные битумом).
Водоснабжение
Удовлетворение спроса на воду в населенном пункте осуществляется местной групповой или централизованной системой водоснабжения.
Местное водоснабжение осуществляется из шахтных колодцев и ключей. Существуют водозаборы из шахтных колодцев с подачей воды насосами в водопроводную сеть. Для централизованной сети водопровода водозабор осуществляется из закрытых источников без очистки воды и из открытых источников с предварительной очисткой воды.
Участки для размещения водозаборных сооружений должны находиться в благоприятных в санитарном отношении условиях, располагаться недалеко от существующих или проектируемых дорог, иметь вокруг свободную территорию для организации зоны санитарной охраны.
Существуют 2 пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения:
— для подземных источников:
ширина 1-ого пояса – 50 м; 2-ого пояса – не менее 30 м.
— для открытых источников:
вверх по течению – не менее 200 м от водозабора;
вниз по течению – 100 м;
от берега – 100 м от линии уреза воды.
Водопроводные сооружения обычно строят по типовым проектам.
В проектируемом населенном пункте существует местная групповая (в кварталах с усадебной и блокированной застройкой) и централизованная система водоснабжения, которая охватывает учреждения бытового обслуживания, административные здания, торговые помещения, а также дома секционной застройки. Водонапорная башня располагается вблизи промышленной зоны, электростанции и котельной. Площадь водонапорной башни и прилегающей к ней территории 0,6 га.
Канализация
Сточные воды, которые необходимо отводить из населенных мест, подразделяются на хозяйственно-фекальные, производственные, атмосферные стоки.
Норма водоотведения равна 80% от нормы водопотребления. Для районов неканализационной застройки норму водоотведения принимают 25 л на одного жителя в сутки.
Применяются раздельная система канализации, не полная раздельная и общесплавная.
Раздельная система предусматривает укладку двух подземных сетей труб. По одной сети отводятся хозяйственно-фекальные и производственные стоки, которые поступают на очистные сооружения; по другой – дождевые и талые воды, которые отводятся в ближайшие водные протоки.
Не полная раздельная система принимает все стоки, кроме атмосферных, они отводятся по системе открытых лотков и каналов.
Общесплавная система предусматривает устройство общей канализационной сети для отведения всех сточных вод на очистные сооружения.
В зависимости от характера и количества сточных вод применяют механические и биологические методы очистки. Механический способ является подготовительным к биологическому, а в благоприятных условиях является самостоятельным. Очистные сооружения размещают ниже населенного пункта по рельефу и течению рек, с подветренной стороны.
Ширина санитарно-защитной зоны от 200 м до 1000 м. Канализационная сеть, как правило, проектируется самотечной. На очистные сооружения жидкость подают под напором при помощи станций перекачки.
В проектируемом населенном пункте там, где проведена централизованная система водоснабжения также присутствует система канализации.
Теплоснабжение
Централизованное теплоснабжение проектируется для секционных, блокированных жилых домов, общественных и производственных зданий, а в крупных населенных пунктах и в кварталах с усадебной застройкой.
Тепло получают от котельных, работающих на твердом, жидком или газовом топливе. Их размещают по возможности ближе к центру тепловых нагрузок. Размеры участков для котельных равны при работе на твердом топливе 0,5 га, на жидком топливе – 0,25 га, на газовом – 0,15 га. От жилых и общественных зданий располагаются на расстоянии не менее 15 м.
В проектируемом населенном пункте удельный вес домов с централизованным теплоснабжением 11,4 %. В данном населенном пункте котельная работает на твердом топливе, располагается вблизи промышленной зоны, водонапорной башни и электростанции. Котельная занимает площадь 0,2 га.
Газоснабжение
Осуществляется от магистральных газопроводов природного газа, газовых и коксогазовых заводов и от установок сжиженного газа. Газораздаточные станции стараются размещать вне населенных мест. В населенных пунктах, удаленных от источников газа, применяют баллонное газоснабжение.
Т.к. проектируемый населенный пункт удален от источников газа, поэтому там применяют баллонное газоснабжение.
Электроснабжение
Электроснабжение населенных мест осуществляется в основном по сети государственных высоковольтных линий. При невозможности или нецелесообразности их присоединения к общей энергетической системе предусматривается энергоснабжение от местной электростанции.
В проектируемом населенном пункте электричество проведено абсолютно во всех домах различного типа застройки, а также зданиях, учреждениях обслуживания. Электростанции расположена вблизи населенного пункта, недалеко от промышленной зоны и имеет площадь 0,1 га.
Источник