Земляные работы: понятие, порядок выполнения и требования к проведению
На федеральном уровне понятие “земляные работы” законодательно не закреплено. При определении данного понятия представляется допустимым ориентироваться на определение, приведенное в Законе Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ “О благоустройстве в Московской области”. В соответствии с ним земляные работы – производство работ, связанных со вскрытием грунта на глубину более 30 сантиметров (за исключением пахотных работ), забивкой и погружением свай при возведении объектов и сооружений всех видов, подземных и наземных инженерных сетей, коммуникаций, а равно отсыпка грунтом на высоту более 50 сантиметров.
Организация проведения земляных работ
В соответствии с п. п. 20.2 – 20.5 “ПОТ РО 14000-005-98. Положение. Работы с повышенной опасностью. Организация проведения” до начала земляных работ, независимо от места их проведения, на промплощадке и прилегающей территории перед разрытием шурфов, котлованов или траншей необходимо:
Оборона здания
1) место работ надежно оградить по всему периметру; в дневное время у места работы выставить предупредительные знаки на расстоянии 5 м со стороны движения транспорта;
2) с наступлением темноты установить на ограждении с лобовой стороны на высоте 1,5 м сигнальный красный свет, а место работы осветить прожекторами или переносными электрическими лампочками, установленными на высоте не менее 2 м. Электрошнур должен иметь исправную изоляцию и находиться в резиновом шланге, на электролампы должны быть надеты предохранительные сетки;
3) при работе возле железнодорожных путей необходимо ограждение котлована устанавливать в зависимости от габарита подвижного состава и кривизны пути. Крепление котлована вблизи железнодорожных путей применять обязательно;
4) при рытье котлована или траншеи необходимо оставлять по краям их свободные проходы (бровки) шириной не менее 0,5 м;
5) в грунтах с естественной влажностью (при отсутствии грунтовых вод), а также в зависимости от характера грунта допускается рыть траншеи и котлованы с вертикальными стенами без откосов и креплений глубиной в пределах, определяемых далее в указанном Положении.
Требования к безопасности проведения земляных работ
Основные требования к безопасности проведения земляных работ определены в Строительных нормах и правилах Российской Федерации “Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство. СНиП 12-04-2002”, утвержденных в Постановлении Госстроя России от 17.09.2002 N 123.
В соответствии с п. 5.1.1 указанных Строительных норм и правил при выполнении земляных и других работ, связанных с размещением рабочих мест в выемках и траншеях, необходимо предусматривать мероприятия по предупреждению воздействия на работников следующих опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:
- обрушающиеся горные породы (грунты);
- падающие предметы (куски породы);
- движущиеся машины и их рабочие органы, а также передвигаемые ими предметы;
- расположение рабочего места вблизи перепада по высоте 1,3 м и более;
- повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
- химически опасные и вредные производственные факторы.
При наличии указанных опасных и вредных производственных факторов безопасность земляных работ должна быть обеспечена на основе выполнения содержащихся в организационно-технологической документации (ПОС, ППР и др.) следующих решений по охране труда:
Доделываем проект дома. Урок 8: инженерные системы (ЭС, ВК и ОВ)
- определение безопасной крутизны незакрепленных откосов котлованов, траншей (далее – выемки) с учетом нагрузки от машин и грунта;
- определение конструкции крепления стенок котлованов и траншей;
- выбор типов машин, применяемых для разработки грунта, и мест их установки;
- дополнительные мероприятия по контролю и обеспечению устойчивости откосов в связи с сезонными изменениями;
- определение мест установки и типов ограждений котлованов и траншей, а также лестниц для спуска работников к месту работ.
С целью исключения размыва грунта, образования оползней, обрушения стенок выемок в местах производства земляных работ до их начала необходимо обеспечить отвод поверхностных и подземных вод.
Место производства работ должно быть очищено от валунов, деревьев, строительного мусора.
Производство земляных работ в охранной зоне кабелей высокого напряжения, действующего газопровода, других коммуникаций, а также на участках с возможным патогенным заражением почвы (свалки, скотомогильники, кладбище и т.п.) необходимо осуществлять по наряду-допуску после получения разрешения от организации, эксплуатирующей эти коммуникации, или органа санитарного надзора.
Производство работ в этих условиях следует осуществлять под непосредственным наблюдением руководителя работ, а в охранной зоне кабелей, находящихся под напряжением, или действующих газопроводов, кроме того, под наблюдением работников организаций, эксплуатирующих эти коммуникации.
В случае обнаружения в процессе производства земляных работ не указанных в проекте коммуникаций, подземных сооружений или взрывоопасных материалов земляные работы должны быть приостановлены до получения разрешения соответствующих органов (п. п. 5.1.2 – 5.1.4 Постановления Госстроя России от 17.09.2002 N 123).
В соответствии с п. п. 20.2 – 20.5 “ПОТ РО 14000-005-98. Положение. Работы с повышенной опасностью. Организация проведения” (утв.
Минэкономики РФ 19.02.1998) производство земляных работ в зоне расположения подземных коммуникаций (электрических кабелей, кабелей связи, газопроводов и др.) допускается только с письменного разрешения организации, ответственной за эксплуатацию этих коммуникаций. К разрешению должен быть приложен план (схема) с указанием расположения и глубины заложения коммуникаций.
Разрешение (ордер) на проведение земляных работ
В соответствии с п. 3.1.2 Правил по охране труда при работах на воздушных линиях связи и проводного вещания (радиофикации), утв. Приказом Минсвязи РФ от 25.01.1996 N 8, производство земляных работ допускается только при наличии письменного ордера (разрешения) от соответствующих органов власти, а на дорогах вне населенных пунктов – при наличии разрешения на раскопки соответствующих дорожно-эксплуатационных организаций.
При производстве земляных работ в зоне расположения подземных коммуникаций ордер на раскопки выдается только при наличии письменного разрешения организации, ответственной за эксплуатацию этих коммуникаций.
К ордеру прикладывается план (схема) с указанием расположения и глубины заложения коммуникаций.
Порядок получения ордера на проведение земляных работ
В соответствии с п. 22 рекомендуемого перечня государственных и муниципальных услуг, предоставление которых может быть организовано по принципу “одного окна” в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.05.2014 N 496 “О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. N 797”, выдача ордеров на проведение земляных работ относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
На федеральном уровне порядок получения ордеров на проведение земляных работ детально не определен. Указанный порядок регламентируется на региональном уровне.
Так, в г. Москве Постановлением правительства Москвы от 19.05.2015 N 284-ПП утвержден Порядок оформления ордеров (разрешений) на проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве (вместе с Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы “Оформление ордеров (разрешений) на проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве”), в г. Санкт-Петербурге Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 996 – Порядок организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при оформлении разрешений на использование земель или земельных участков, определении восстановительной стоимости зеленых насаждений и выдаче порубочных билетов, оформлении ордеров на производство земляных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга, выполняемых при технологическом присоединении к электрическим сетям.
В соответствии с п. 1.1 раздела I Порядка, утвержденного Постановлением правительства Москвы от 19.05.2015 N 284-ПП, ордер (разрешение) – документ, являющийся основанием для проведения земляных работ с заглублением более 0,5 м (далее – земляные работы), установки временных ограждений, размещения временных объектов в целях проведения работ.
Далее определяется перечень работ, для проведения которых необходимо получение ордера. К ним, например, относятся:
1) строительство, реконструкция объектов капитального строительства;
2) строительство, реконструкция объекта капитального строительства в случае проведения работ в границах земельного участка, предназначенного для размещения объекта капитального строительства, указанного в разрешении на строительство, и без занятия проезжей части улиц и магистралей, территории остановок общественного транспорта, отстойно-разворотных площадок общественного транспорта, велосипедных дорожек с целью проведения (производства) работ, в том числе для обеспечения прохода пешеходов, а также без полного перекрытия тротуара;
3) прокладка инженерных сетей и сооружений к строящимся (реконструируемым) объектам капитального строительства;
4) инженерно-геологические изыскания, включающие в себя:
– проходку горных выработок;
– производство опытных работ, сопряженных с внедрением инструмента (оборудования) в подземное пространство;
5) проведение археологических полевых работ;
6) работы по сохранению объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия;
7) установку опор информационных и рекламных конструкций.
Согласно п. п. 4 – 6 раздела I Порядка, утвержденного Постановлением правительства Москвы от 19.05.2015 N 284-ПП, ордер (разрешение) оформляется на период, предусмотренный календарным графиком производства земляных работ (работ по установке временных ограждений, размещению временных объектов), но не более срока действия разрешений, выданных для проведения работ, являющихся целью выдачи ордера.
Рассмотрение обращений об оформлении ордера (разрешения) на проведение земляных работ (установку временных ограждений, размещение временных объектов) осуществляется уполномоченным правительством Москвы органом исполнительной власти города Москвы в порядке, установленном соответствующим административным регламентом оказания государственной услуги.
При проведении земляных работ на территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия или на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, для получения ордера на проведение земляных работ необходимо наличие документации по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, порядок получения которой установлен в Административном регламенте предоставления государственной услуги города Москвы “Согласование разделов проектной документации об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ либо проекта обеспечения сохранности объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия или плана проведения спасательных археологических полевых работ при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в границах территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия” (утв. Постановлением правительства Москвы от 27.09.2017 N 723-ПП).
Орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный правительством Москвы на оформление ордера (разрешения) на проведение земляных работ (установку ограждений, размещение временных объектов), осуществляет ведение Реестра оформленных ордеров (разрешений).
Пункт 7 раздела I Порядка, утвержденного Постановлением правительства Москвы от 19.05.2015 N 284-ПП, содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче ордера (разрешения):
1) непредставление (отсутствие) документов, необходимых для оформления ордера (разрешения) в соответствии с настоящим Постановлением;
2) представление заявки на оформление ордера (разрешения) неустановленной формы;
3) невозможность выполнения работ в заявленные сроки в связи с проведением собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий, спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий;
4) несоответствие планируемых к установке ограждений утвержденным образцам;
5) несоответствие проекта проведения (производства) работ требованиям настоящих Правил;
6) неустранение нарушений, допущенных при проведении земляных работ, установке временных ограждений, размещении временных объектов (при повторном оформлении ордера);
7) неуплата в установленном порядке штрафа в связи с нарушениями, допущенными при проведении земляных работ, установке временных ограждений, размещении временных объектов (при повторном оформлении ордера).
ИсточникВНИМАНИЕ. ПОДГОТОВКА ЖИЛИЩНОГО ФОНДА К СЕЗОННОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ – что это за мероприятие и для чего его нужно исполнять.
Подготовка жилищного фонда к сезонной эксплуатации (далее — ОЗП) является одним из важнейших аспектов надлежащего оказания услуг по управлению многоквартирными домами и обеспечения сохранности общего имущества многоквартирного дома (МКД). Поэтому в ее проведении, прежде всего, должны быть заинтересованы собственники жилья.
Подготовкой домов к ОЗП должна осуществляться, в зависимости от способа управления, управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК или при непосредственном управлении – лицом, оказывающим услуги по содержанию и ремонту общего имущества МКД.
Правильно и своевременно выполненный комплекс мероприятий позволит обеспечить такие условия проживания и функционирования инженерного оборудования в отопительный период, которые соответствуют нормативным требованиям.
Виды работ при реализации вышеуказанных мероприятий регламентированы Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170.
Лицо или группа лиц, осуществляющая управление МКД, по законодательству несет ответственность за выполнение действий по подготовке дома к зиме в нужные сроки.
Согласно указанным Правилам при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит:
- устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями;
- привести в технически исправное состояние территорию домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков;
- обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов.
Подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка) подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры (котельные, внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в домах, системы отопления, вентиляции).
При наличии воды в подвалах следует ее откачать, утеплить водомерный узел; обеспечить бесперебойную работу канализационных выпусков, смотровых колодцев дворовой сети и общих выпусков в торцах здания от сборного трубопровода, проложенного в подвале (техподполье).
При подготовке МКД к отопительному периоду обязательно проведение промывки внутридомовой системы отопления и оборудования. Наиболее эффективным способом промывки является гидропневматическая промывка.
Для чего необходима промывка системы отопления? Промывка системы отопления — это комплекс операций по удалению отложений в магистралях системы отопления. В системах отопления большинства жилых домов, офисов и предприятий, как известно, совершает свой замкнутый путь вода.
А в ней содержится целый «коктейль» из солей кальция, солей магния и даже ила, которые имеют обыкновение оседать на стенках радиаторов, труб и котлов. Эти отложения «растут» год от года, уменьшая рабочее сечение отопительных приборов.
Это приводит к появлению большого термического сопротивления, так как накипь плохо проводит тепло, и одновременно уменьшается пропускная способность труб. Следствием этого является увеличение энергозатрат (топлива или электроэнергии), так как для поддержания температуры радиаторов отопления на необходимом уровне приходится увеличивать температуру нагрева воды в котлах.
Интересно! Практические наблюдения показали, что трубопроводы систем отопления с 10-летним стажем эксплуатации забиты отложениями более, чем на 50%. А каждый миллиметр в толщине отложений увеличивает расход топлива примерно на 20-25%. Таким образом, трубы и радиаторы 5-летнего строения уже нуждаются в акте промывки системы отопления.
В принципе это обыкновенная «сервисная» операция, без которой невозможна долговечная качественная работа систем отопления.
По результатам проделанных работ будет проводится оценка готовности МКД к отопительному сезону. Осуществляется она путем проведения органами местного самоуправления поселений, городских округов соответствующих проверок.
В отношении МКД проверка осуществляется путем определения соответствия требованиям Правил № 103: • лиц, осуществляющих в соответствии с жилищным законодательством управление многоквартирным домом и приобретающих тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для оказания коммунальных услуг в части отопления и горячего водоснабжения. В отношении указанных лиц также осуществляется проверка проводимых ими мероприятий по подготовке к отопительному периоду; 6 лиц, являющихся собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, заключивших в соответствии с жилищным законодательством договоры теплоснабжения с теплоснабжающей организацией.
В целях проведения проверки потребителей тепловой энергии в состав комиссии могут включаться по согласованию представители Ростехнадзора и жилищной инспекции. В целях проведении проверки потребителей тепловой энергии к работе комиссии по согласованию могут привлекаться представители единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, а также организации, к тепловым и сетям которой непосредственно подключены теплопотребляющие установки потребителей тепловой энергии.
Готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием:
- паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях;
- актов на исправность автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов (КИП) котельных и инженерного оборудования зданий;
- актов технического состояния и исправности работы противопожарного оборудования;
- актов о готовности к зиме с оценкой качества подготовки зданий и квартир к зиме и акта по каждому объекту, а также актов на испытания, промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления.
Финансирование работ осуществляется за счет собственников («Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006г. № 491). Бюджетных средств на подготовку многоквартирных домов к зиме не выделяется! В квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг расходы на проведение работ по подготовке к отопительному периоду заложены в первой строчке «Содержание общего имущества».
Дату начала и окончания отопительного сезона устанавливают органы местного самоуправления. Отопительный период должен начинаться не позднее и заканчиваться не ранее дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.
Источник