Раздел 5. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТ ПРИ ОБУСТРОЙСТВЕ
Благоустройство территории – это целый комплекс работ, позволяющий изменить исходный ландшафт и озеленить территорию.
Работы по благоустройству территории включают в себя: создание дорожек и тропинок на участке; строительство подпорных стенок, спортивных и детских площадок, придомовых парковочных мест, зон отдыха, хозяйственных зон; устройство системы наружного и ландшафтного освещения, системы автополива (автоматический полив); строительство водоемов и водных сооружений различных типов.
Процесс благоустройства состоит из следующих этапов.
1. Подготовительного, включающего в себя: топографическую съемку участка с привязкой всех существующих строений, обозначением границ участка и высотных отметок; анализ почвы на участке; диагностику глубины залегания грунтовых вод; оценку бюджета благоустройства.
2. Разработка концепции благоустройства и подготовка технической документации по проекту благоустройства и озеленению.
От расчистки территории до благоустройства участка под ключ. Ландшафтное проектирование.
3. Вынос проекта в натуру. На этом этапе все элементы дизайна, ранее выполненные на бумаге или компьютере, переносятся на участок, т. е. делается разметка и привязка всех элементов благоустройства.
4. Выполнение работ по геопластике (изменению рельефа при необходимости), заборов, прокладке подземных коммуникаций, монтажу дренажных систем, систем полива и освещения.
5. Строительство подпорных стенок, прокладка дорожек, тропинок, стоянок, детских и спортивных площадок, а также зон отдыха. В это же время происходит строительство водоемов, если они предусмотрены проектом благоустройства.
6. Установка декоративного уличного освещения.
7. Озеленение участка – завоз плодородного грунта, высадка деревьев, кустарников, разбивка цветников и клумб, посадка газонов.
Строительно-монтажные работы при обустройстве
Территорий
Строительно-монтажные работы следует выполнять на основании проекта организации строительства (ПОС), входящего в состав проектной документации, а также в соответствии с проектом производства работ (ППР) и технологическими картами на соответствующие виды работ.
Производство работ по устройству дорожных одежд с покрытием из плит тротуарных.
Строительно-монтажные работы подготовительного периода включают внутриплощадочные и внеплощадочные работы.
– геодезические работы по вертикальной и горизонтальной разбивке пешеходной зоны;
– операции по очистке отведенной территории, снятию плодород-
ного слоя грунта или разборке и снятию старого покрытия, пересадке или защите от повреждений зеленых насаждений;
– перенесение наземных и подземных кабельных линий, ограждение зоны производства работ;
– планировка территории с устройством временного поверхностного водоотвода.
Внеплощадочные работы: устройство подъездных путей и подвод инженерных коммуникаций к площадке строительства.
Подготовительные работы следует выполнять после отвода земельного участка.
Планирование и зонирование на УЧАСТКЕ. Рассказываю основные принципы.
Заказчик до начала работ обязан предоставить подрядчику комплект проектной документации. В состав проектной документации, передаваемой подрядчику на объекты в районах существующей старой застройки и рассчитанных на эксплуатационную нагрузку автомобилей группы А, дополнительно включают:
– план благоустраиваемой пешеходной зоны с нанесением мест расположения шурфов и скважин;
– разрезы грунтов (по шурфам или скважинам) с характеристиками грунтов и уровнями их залегания;
– геологический разрез по оси пешеходной зоны, совмещаемый с продольным профилем;
– результаты лабораторных испытаний грунтов.
Подрядчик до начала работ должен разработать и утвердить в установленном порядке ППР и технологические карты устройства основания, установки бортового камня, устройства сборного покрытия дорожной одежды, а также другие технологические карты по работам, предусмотренным на данном объекте.
Инженерная подготовка. До начала основных работ по сооружению земляного полотна пешеходной зоны должны быть выполнены: прокладка всех инженерных коммуникаций, в том числе и глубоких дренажей на сырых и мокрых участках, устройство вводов и выпусков подземных трубопроводов и кабельных сетей зданий и сооружений.
Обратную засыпку следует производить, как правило, песчаными грунтами. Плотность грунта при обратной засыпке траншей с уложенными коммуникациями должна быть не ниже требуемой для земляного полотна на соответствующей глубине.
В состав проектной документации должны входить чертежи конструкций для защиты кабельных сетей, расположенных на глубине менее 0,8 м и воспринимающих расчетные нагрузки.
Геодезическая разбивка. Пешеходную зону следует разбить на поперечники через 5–20 м. При разбивке следует вынести в натуру и закрепить все пикеты, повышенные и пониженные точки рельефа, места перелома уклона продольного профиля, вершины углов поворотов, главные и промежуточные точки кривых; должны быть установлены дополнительные разбивочные знаки вблизи искусственных сооружений.
По оси и у кромок пешеходной зоны необходимо выставить высотные колышки. На пикетах и переломных точках поперечники должны быть разбиты при помощи нивелира; промежуточные точки разбивают по визиркам.
Разбивочные знаки дублируют за пределами зоны производства работ.
Закрепление точек геодезической разбивочной основы допускается выполнять штырями, колышками, видимыми издали.
Очистка территории, охрана окружающей среды. Технологические решения выполнения работ должны исключать причинение ущерба окружающей природной среде и сохраняемым зеленым насаждениям. Экологические условия благоустраиваемой территории пешеходной зоны следует сохранять неизменными.
Не допускается повреждение дерново-растительного покрова, выполнение планировочных и дренажно-осушительных работ за пределами территорий, отведенных для строительства.
Перед началом основных работ следует производить:
– разметку мест сбора и обвалования растительного грунта и мест пересадки растений, которые будут использованы для озеленения территории;
– работы по устройству временных открытых грунтовых лотков и кюветов, предназначенных для перехвата и отвода с поверхности участка строительства ливневых, паводковых и талых вод. Уклоны устройства временного водоотвода должны быть не менее 3 ‰;
– ограждение зеленых насаждений, не подлежащие вырубке или пересадке.
Растительный грунт срезается на установленную в проектной документации толщину по всей поверхности, занимаемой земляным полотном.
При отсыпках или срезках грунта в зонах сохраняемых зеленых насаждений размеры лунок и стаканов у деревьев должны быть не менее 0,5 диаметра кроны и не более 0,3 м по высоте от существующей поверхности земли у ствола дерева.
При реконструкции дорожной одежды существующее покрытие разбирают на установленную проектом толщину по всей поверхности, занимаемой земляным полотном пешеходной зоны, складируют в специально отведенных местах или вывозят на переработку.
Одним из основных технологических процессов устройства дорожной одежды благоустраиваемой пешеходной зоны является сооружение земляного полотна.
Земляное полотно должно воспринимать усилия, возникающие при эксплуатации, во время всего периода между капитальными ремонтами пешеходной зоны и обеспечивать надежность всей конструкции дорожной одежды, ее способность сохранять требуемые эксплуатационные характеристики при заданных в проектной документации нагрузках.
Устойчивость и прочность земляного полотна, его водопроницаемость зависят от степени уплотнения грунта. Коэффициент уплотнения грунта земляного полотна должен быть не менее 0,98.
При устройстве земляного полотна следует произвести его технический осмотр и определить соответствие фактических данных требованиям проектной документации.
Неоднородный, рыхлый грунт земляного полотна, а также пучинистый грунт следует удалить на глубину рабочего слоя земляного полотна и произвести замену на песок гравелистый, крупный или песчано-гравийную смесь.
Отсыпка грунта производится от краев к середине слоями на всю ширину земляного полотна. Лишний грунт убирают при планировке на завершающем этапе сооружения земляного полотна.
Обратную засыпку пазух колодцев инженерных коммуникаций производят послойно песком или гравийно-песчаной смесью толщиной не более 0,15 м с уплотнением каждого слоя.
Сооружение земляного полотна пешеходной зоны состоит в устройстве корытообразного профиля, дно которого должно быть тщательно спланировано до проектной отметки. Ширина выемки должна соответствовать требованиям проектной документации.
Поверхность земляного полотна должна иметь продольные и поперечные уклоны, соответствующие проектным уклонам покрытия.
Уплотнение земляного полотна следует производить средними катками массой до 10 т или специальными уплотняющими виброплощадками массой более 130 кг.
При применении уплотняющих средств, не позволяющих эффективно уплотнить земляное полотно на требуемую глубину, излишний слой грунта следует снять, переместить на другую захватку и уплотнить нижний слой; затем удаленный грунт следует возвратить на уплотненный нижний слой земляного полотна и уплотнить до требуемой плотности.
Уплотнение выемки земляного полотна на требуемую глубину следует выполнять непосредственно перед устройством вышележащих слоев.
При избыточном переувлажнении заранее уплотненного и отпрофилированного земляного полотна необходимо устраивать водоотводные канавки шириной 0,20–0,25 м и глубиной не менее толщины переувлажненного слоя. Канавки следует располагать на расстоянии не более 3 м одна от другой и нарезать по уклону или под углом 30–60° к направлению уклона. Грунт из канавок должен быть удален за пределы сооружаемого земляного полотна. Уклон канавок должен или повторять уклон засыпаемой поверхности, или быть не менее 20 ‰.
При распределении материала дополнительного слоя основания – щебеночно-гравийной смеси, щебня, гравия или песка – необходимо в первую очередь засыпать водоотводные канавки, а материал дополнительного слоя основания распределять только в направлении «от себя».
В местах примыкания пешеходной зоны к зданиям уклон земляного полотна должен быть не менее 25 ‰ от здания.
При устройстве корытообразного профиля пешеходной зоны, прилегающей к зданиям, необходимо обследовать состояние гидроизоляции стен подвала здания или его фундамента. При обнаружении дефектов гидроизоляции ее необходимо восстанавить.
Устройство слоев оснований. Работы по устройству дополнительных слоев оснований следует выполнять в следующей последовательности: подача и россыпь материала с учетом коэффициента запаса на уплотнение; разравнивание и предварительное уплотнение, профилирование поверхности; окончательное уплотнение.
Устройство оснований из щебеночно-гравийно-песчаных смесей, щебеночно-песчаных шлаковых смесей и песка включает: доставку материалов для устройства оснований; разгрузку материалов и складирование; разравнивание материала на площадях и пешеходных зонах; уплотнение основания.
Разравнивание материала производят автогрейдером, на узких тротуарах и дорожках – ковшом автопогрузчика на толщину слоя или вручную. Распределение материала следует вести только в направлении «от себя».
Материал основания должен иметь влажность, близкую к оптимальной, с отклонениями не более 10 %. При недостаточной влажности материал следует доувлажнять за 20–30 мин до начала уплотнения. Шлак в летний сухой период увлажняют водой в несколько приемов (общее количество воды должно быть 10–13 м 3 на 100 м 3 шлака в рыхлом состоянии).
Уплотнение основания производят в два этапа: на первом и втором этапах слой основания уплотняют катками на пневматических шинах массой не менее 16 т с давлением в шинах 0,6–0,8 МПа или виброкатками массой не менее 6 т, а также виброуплотняющими площадками массой более 130 кг. Косвенным признаком окончательного уплотнения основания служит отсутствие на поверхности уплотняемого слоя следа после прохода катка массой не менее 13 т.
Установка бортового камня и устройство сборного покрытия из плит тротуарных. Бортовые камни устанавливаются для отделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров, газонов, площадок, а также пешеходных дорожек и тротуаров от газонов.
Бортовой камень, ограждающий тротуар от магистральных улиц и дорог, должен быть приподнят над проезжей частью на 0,15 м; на второстепенных жилых улицах, в районах коттеджной и усадебной застройки, а также в местах сопряжения тротуаров с проезжей частью, на перекрестках и проездах – не более чем на 0,05 м.
Для устройства профиля сопряжения на перекрестках и проездах необходимо применять въездные бортовые камни в соответствии с проектной документацией высотой 0,22 м и въездные бортовые камни переменной высоты (аппарель).
Сопряжение пешеходной зоны с проезжей частью в местах пешеходных переходов должно устраиваться с продольным уклоном к проезжей части 60–40 ‰ на расстоянии 2 м от линии примыкания бортового камня к сборному покрытию, если нет других указаний в проектной документации.
Поперечные размеры сопряжения должны обеспечивать проезд тротуароуборочной техники и быть не менее 3 м.
Устройство бортового ограждения радиусом 15 м и менее из прямых бортовых камней не допускается.
Бортовые камни следует устанавливать на бетонное основание.
До начала устройства бетонного основания под бортовой камень должны быть выполнены все работы по устройству слоев основания пешеходной зоны.
Последовательность работ по установке бортовых камней:
– разбивка и устройство траншеи для установки бортового камня;
– установка опалубки, устройство бетонного основания и установка бортового камня;
– закрепление бортового камня бетонной обоймой;
– обратная засыпка материалом основания или грунтом;
– заделка швов между отдельными конструктивными элементами.
Бортовой камень должен полностью повторять проектный профиль покрытия.
В створе с будущей линией бортового камня по теодолиту необходимо выставить ряд колышков и закрепить шнур, определяющий лицевую линию бортового камня.
На разбивочных колышках в точках перелома продольного профиля при помощи нивелира необходимо выставить высотные отметки.
Глубина и ширина траншеи должны строго соответствовать размерам основания под бортовой камень и бетонной обоймы, закрепляющей его положение с учетом двойной толщины опалубки. Профиль траншеи должен повторять проектный профиль и высотные отметки бортового камня.
Для устройства основания и бетонной обоймы следует использовать инвентарную опалубку.
Доставленная на объект бетонная смесь выгружается на боек. Количество смеси должно соответствовать объему выполняемых работ и обеспечивать ее укладку в течение 3 ч с момента приготовления. Не допускается добавлять воду на месте укладки бетонной смеси для увеличения ее подвижности.
Бетонная смесь укладывается в опалубку вручную слоем толщиной не менее 0,10 м без разрывов с уплотнением. Установка бортовых камней производится через 5–10 мин по окончании укладки бетонной смеси.
Бортовые рядовые камни следует устанавливать погрузчиком с помощью специальных захватов. Тротуарные бортовые камни следует устанавливать вручную. После установки и осадки бортового камня проверяют высотные отметки и его положение.
Закрепление бортового камня в проектном положении бетонной обоймой с окончательным уплотнением бетонной смеси следует производить на захватке длиной не более 10 м.
Обратную засыпку бетонной обоймы со стороны газона следует производить грунтом, а со стороны пешеходной зоны – материалом основания с уплотнением до требуемой плотности.
Между отдельными бортовыми камнями допускаются швы шириной до 10 мм, которые заделываются цементным раствором.
Устройство сборного покрытия из плит тротуарных. К устройству сборного покрытия приступают после заделки швов между бортовыми камнями.
Состав работ по устройству сборного покрытия из плит тротуарных включает перечисленные ниже работы.
1. Устройство выравнивающего слоя из песка среднего II класса с модулем крупности 2–2,5, песка, обработанного цементом, или цементно-песчаной смеси (для выравнивания неровностей поверхности основания и обеспечения возможности осаживания плит сборного покрытия).
2. Укладка выравнивающего слоя на уплотненное спрофилированное основание толщиной не более 40 мм без уплотнения.
3. Выравнивание его планировочным брусом по выверенным направляющим. Высотная отметка выравнивающего слоя из рыхлого песка или песка, обработанного цементом, должна учитывать осадку плит после двух проходов по ним виброуплотняющей площадкой. Ориентировочно осадка плит составит 10–12 мм.
4. Укладка плит сборного покрытия. Производится вручную на выравнивающий слой в направлении «от себя». Укладку производят, начиная с маячного ряда, располагаемого по оси покрытия или по его краю, в зависимости от направления стока поверхностных вод.
По поверхности уложенного покрытия следует устраивать катальный ход из досок, если для подвоза плит применяют тачки.
Для обеспечения заданного рисунка, прямолинейности швов и характерных точек следует использовать угловой шаблон или шнур-причалку. При необходимости следует производить прирезку плит с помощью механической пилы, оснащенной обрезным кругом для резки бетона. Размер обрезаемой плиты должен быть не менее 0,3 габаритного размера изделия и не менее 50 мм.
Резка плит вдоль изделия и клиньями запрещается. Плотное прилегание укладываемых плит сборного покрытия к выравнивающему слою достигается осадкой их при укладке обрезиненным молотком.
5. Посадка плит в выравнивающий слой двумя проходами по одному следу виброуплотняющей площадки до исчезновения осадок плит.
6. Заполнение мелким песком (с модулем крупности 1,5–2) швов между плитами сборного покрытия.
7. После окончания устройства сборного покрытия его рекомендуется промыть водой.
ИсточникИнженерная подготовка территории озеленения
Инженерное оборудование и подготовка территории. Понятие инженерная подготовка включает работы по вертикальной планировке, организации поверхностного стока, частичному или полному осушению территории, прокладке подземных коммуникаций, защите территорий от подтопления, по укреплению склонов и берегов водоемов, сохранению существующих насаждений и уборке территории от мусора, растительных остатков и строительного мусора.
Вертикальная планировка производится в зависимости от конкретных условий в соответствии с проектной и сметной документацией. При больших объемах перемещения грунта используют бульдозеры, скреперы, грейдеры.
Минимальная (до 10 см) планировка участка со срезкой неровностей и засыпкой углублений может производиться вручную.
Прежде всего засыпают углубления и ямы, образовавшиеся при разборке подземных сооружений, стен и фундаментов. Для этого используют супесчаные и суглинистые грунты; примесь мелкого строительного мусора в них не должна превышать 40-50 %; чистый строительный мусор используется только при засыпке дорог. Органический мусор и отходы химических производств не используются во избежание просадок, отравления почв и т. п.
По завершении грубой или первичной вертикальной планировки приступают к строительству подземных сооружений, прокладке дренажа, водопровода, канализации, а также электрических и телефонных кабелей.
Наличие и расположение этих простейших видов подземных сооружений определяется проектной документацией. Рекомендуемая норма осушения территории при озеленении, определяемая расстоянием от уровня грунтовых вод до поверхности почвы, должна составлять не менее 1,5 м.
Избыточное увлажнение устраняют с помощью открытой или закрытой дренажной системы. Открытая дренажная система прокладывается обычно на территориях крупных парков и лесопарков. Она состоит из разветвленной сети канав-осушителей (собирателей) и магистральных коллекторов. Закрытая дренажная система представляет собой систему дрен, проложенную на глубине 0,7-1 м от поверхности и включающую также общий коллектор, колодцы, перепады на переходах с одного уровня к другому и т. п.
По рабочим чертежам проекта намечают трассы укладки дрен, места устройства колодцев и т. д., затем по трассам отрывают траншеи установленной глубины (не менее глубины промерзания грунта) и придают им необходимый постоянный уклон (не менее 0,004).
Всасывающие дрены укладывают выше собирательных и под углом к ним -елочкой. Наиболее долговечны керамические или бетонныециальными отверстиями. Трубы при укладке плотно подгоняют друг к другу торцами, а соединения закрывают специальными манжетами или кусками толя во избежание засаривания труб землей.
Затем проводят испытание системы еще до засыпки траншей. При этом влитая в верхний конец всасывающей дрены вода должна свободно вытекать из нижнего конца — устья. Траншею засыпают сначала крупнозернистым щебнем (7- 10 см) слоем 30-40 см, затем более мелким щебнем или гравием. Сверху насыпают слой растительной земли.
Устья собирателей и коллекторов укрепляют камнями или бетонируют.
Для поддержания необходимого влажностного режима дренаж устраивают также под спортивными и детскими площадками. Обычно это щебеночный дренаж без труб.
На объектах озеленения, особенно на крупных, необходима прокладка ливневой канализации, включающей лотки, дождеприемные и смотровые колодцы, канализационные трубы, магистральные коллекторы. Сооружение ливневой канализации осуществляется в соответствии с проектной документацией, дождеприемные колодцы при этом располагаются через 150-200 м, а смотровые — через 200-300 м в местах пересечения дорожек, у бровки газона, а вся сеть проектируется вдоль аллей и дорог.
Если объект создается на хорошо дренирующих грунтах, то можно обойтись устройством водопоглощающих колодцев через 60-80 м вдоль дорог и на их пересечении.
Для обеспечения насаждений и сооружений водой устраивают водопровод. Он может быть двух типов: хозяйственный (круглогодичного действия) и поливочный (сезонного действия). Оба типа могут быть совмещены на одном объекте.
Магистральные трубы закладываются на глубину промерзания грунта, а ответвления разводящей сети — на глубину 30-50 см или по поверхности; при этом трубам придается уклон 0,002- 0,003 в сторону магистральной поливочной сети, чтобы обеспечить спуск воды из системы на зимний период. Укладываемые в траншеи трубы необходимо обработать антикоррозионными покрытиями: битумом, асфальтовым лаком и т. п. Уложенный водопровод испытывают на прочность под давлением и исправляют обнаруженные дефекты.
Засыпка траншей производится только после успешного завершения повторных испытаний. Водопровод должен иметь достаточное количество выводов на поверхность с установкой поливных кранов (радиус их действия должен быть 30-40 м).
В районах с засушливым климатом устраивают открытую или закрытую систему орошения. Первая состоит из оросительных каналов, вторая — из оросительных дрен под поверхностью почвы. Устройство системы оросительных дрен аналогично прокладке осушительных, только уклон создается в обратном направлении.
К инженерным работам относятся также: укрепление склонов и берегов водоемов, создание водонепроницаемых замков на дне бассейнов, прудов и др. Для крепления склонов на объектах озеленения, как правило, используют травяной покров и посадку кустарников и деревьев (при крутизне склона не более 30% и высоте склона до 10-12 м).
Более высокие и крутые склоны обычно террасируют или несколько сравнивают. Террасы разбивают и планируют с помощью бульдозеров или автогрейдеров на заранее вспаханном склоне, их минимальная ширина 2,5-3 м. Террасы снаружи окаймляются грунтовым валиком и после внесения удобрений и боронования засеваются травами. Посадку деревьев и кустарников на террасах осуществляют обычными методами.
Береговые склоны укрепляют как выше, так и ниже уровня воды. Крутизна склонов не должна превышать следующих отношений для различного вида грунтов:
супесчаных и суглинистых. 1:2-1:2,5
каменистых (полускальных). 1:0,5
Берега водоемов могут укрепляться подпорными стенками, а также бетонными или деревянными сваями.
Подводную часть берегов небольших водоемов укрепляют, устанавливая ивовые плетни на жердях, наклонно вбитых в дно через каждые 0,5- 1 м, или укладывая камни в сочетании с хворостяными фашинами. Основанием в том и в другом случае служит слой утрамбованного щебня. Подводную часть берегов больших водоемов укрепляют, укладывая бетонные плиты.
В случае необходимости (на водопроницаемых грунтах) на дне водоема размещают так называемый замок — слой глины.
ИсточникСистемы озеленения территорий
Создание системы озеленения территорий в городах и поселках предполагает выполнение следующих планировочных мероприятий:
— установление взаимосвязей и непрерывность озеленения внутригородских территорий с включением лугов, пойм рек, водоемов, лесов, находящихся вне городской черты;
— выделение специализированных центров рекреации с помощью озеленения в виде парков или лесопарков и зон отдыха;
— установление специальных режимов пользования для отдельных объектов озеленения (заповедников, заказников, мемориалов, памятников садово-паркового искусства);
— организация озеленения территорий необходимого уровня и благоустройство городских территорий с развитием дорог, устройством автостоянок, мест отдыха;
При создании системы озеленения должны быть соблюдены следующие общие требования:
— равномерность размещения объектов озеленения общего пользования на селитебных территориях, в общественных центрах города, на промышленных и коммунально-складских территориях, на магистралях и улицах;
— объединение в единую систему городских и загородных объектов сетью озеленения пешеходных трасс, набережных, бульваров;
— взаимосвязь городского ландшафтного дизайна с рельефом, растительностью, водоемами, застройкой, сооружениями и оборудованием благоустройства;
— включение системы озеленения территорий в комплекс мероприятий по охране природы, оздоровлению окружающей среды.
Кроме того, при создании озеленения территорий дополнительно используют:
— восстановленные нарушенные техногенной деятельностью человека озеленения территорий;
— сельскохозяйственные земли в безлесных районах, занятые садами, где возможно создание озеленения с помощью «агропарков»;
— намывные территории для городов, расположенных на морских побережьях, в поймах рек, где возможно искусственное озеленение и формирование рельефа и зеленых насаждений.
В градостроительной практике при проектировании новых городов рекомендуется несколько видов структуры озеленения территорий в планировке города: центричная, периферийная, групповая и линейно-полосовая.
Центричная и периферийная структуры озеленения территорий объединяют объекты городского и районного значения в единое целое; линейно-полосовая структура дифференцирует объекты озеленения; групповая структура выделяет систему районных и городских парков и лесопарков, что характерно для крупных и крупнейших городов.
Для городов с исторически сложившейся застройкой характерны различные по структуре системы озеленения.
Примерами могут служить системы озеленения Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Минска.
Проектирование системы озеленения территории города (природного комплекса) является важной градостроительной задачей, в решении которой участвуют различные специалисты – градостроители, архитекторы, ландшафтные архитекторы, экологи, инженеры-технологи разных профилей.
Градостроительное проектирование систем озеленения территорий в городах и населенных местах России осуществляется в несколько этапов. Такое проектирование озеленения и ландшафтного дизайна ведется на основе разработанной градостроительной документации, которая включает в себя;
— проект региональной (или районной) планировки;
— генеральный план города (поселка), на основании которого разрабатывается городская (поселковая) система озеленения территорий города;
— проект планировки, какой – либо части города или населенного пункта (например, жилого района с сетью улиц и т.д.); на основе проекта планировки разрабатывается система озеленения территорий отдельных территориальных комплексов – жилых и промышленных районов, общественного центра.
Для малых городов и поселков принимается упрощенный порядок проектирования, при котором генеральный план совмещается с проектом планировки.
Генеральный план является основным градостроительным документом. В нем определяются перспективы развития города и комплексное решение всех его функциональных элементов, а также технический и эстетический уровни планировки и застройки. В генеральный план входят: чертеж в масштабе 1:25000 (для крупнейших городов) или 1:5000 (для остальных городов и поселков), на котором представлены:
— планировочная структура населенного места;
— панорама города (М 1:2000);
— схема функционального зонирования;
— схема сооружений транспорта и магистрально-уличной сети;
— схема размещения культурно-бытового обслуживания населения;
— схема ландшафтного дизайна и организации озеленения городских территорий с выявлением ценных природных и существующих объектов ( по схеме определяется система озеленения территорий города с номенклатурой объектов и их специализацией и расчетом перспективного плана озеленения территорий);
— планы и карты, отражающие инженерную подготовку городских территорий, в том числе озеленения территорий (масштаб 1:2000);
— схема пригородной зоны.
К генеральному плану города составляются пояснительная записка и рассчитываются технико-экономические показатели.
Проект планировки, или проект детальной планировки (ПДП), части городской или поселковой территории предназначен для уточнения и развития решений, принятых генеральным планом населенного места. В проекте планировки прорабатываются детали генерального плана, т.е территориальные комплексы (зона), в том числе размещение отдельных элементов системы озеленения территорий: городских парков, лесопарков, зон отдыха, территорий памятников истории и культуры.
Проект планировки включает в себя следующие материалы:
— схема размещения проектируемого района (М (1:5000)… (1:10000)), жилой комплекс, промышленный район, общественный центр;
— схемы инженерной подготовки территории и инженерного оборудования (М 1:2000), включающие в себя организацию рельефа территории, или вертикальной планировки (М 1:2000);
— схемы организации транспорта;
— схемы культурно-бытового обслуживания;
— схемы ландшафтного дизайна и организации с системой озеленения пространств территориального комплекса с генеральными планами отдельных крупных объектов, в том числе парков, лесопарков, городских садов;
— поперечные профили магистралей и улиц (М (1:100)…(1:200));
— технико – экономические показатели со сметно-финансовыми расчетами по укрупненным показателям.
Проектирование системы озеленения территорий населенного места и отдельных типов объектов решается на стадии генерального плана (ГП). Основой служит чертеж генерального плана города или поселка в масштабе 1:25000 или 1:10000, или 1:5000, на котором нанесены рельеф, водоемы, растительность, уличная сеть и дороги застройки всех видов.
Кроме того, для составления схемы озеленения города или поселка необходимы сведения о сооружениях, оборудовании. Важнейшим показателем является численность населения в настоящее время и на перспективу. Из положений проекта генерального плана города (поселка) берутся сведения об этажности и плотности застройки жилых районов, характере производства промышленных предприятий, балансе отдельных планировочных зон (удельный вес сооружений, дорог, застройки и свободных пространств). Проектирование систем озеленения территорий в рамках генеральных планов должно вестись:
— по определенным нормам и правилам;
— с учетом величины населенного места (города, поселка);
— с учетом хозяйственно-промышленного профиля населенного места;
— с учетом природно-климатических факторов и особенностей ландшафта и будущего проектирования ландшафтного дизайна на местности.
Источник