Инженерная подготовка территорий городов

Депутаты озаботились Василеостровским намывом

Фракция КПРФ в Законодательном собрании Санкт-Петербурга направила обращение к прокурору города Виктору Мельнику с просьбой проверить законность создания северной намывной территории на Васильевском острове. Об этом депутат заксобрания Роман Кононенко сообщил в письме жителям Василеостровского района (имеется в распоряжении «Ведомостей»).

«Фракция КПРФ в Законодательном собрании Санкт-Петербурга разделяет озабоченность жителей Васильевского острова по этому вопросу», — написал Кононенко.

Депутат ссылается на коллективную жалобу, которую жители направили в адрес представителя заксобрания 6 июля. Они просят прекратить работы по намыву территории, создать там пляж и внести изменения в генплан города, заменив функциональную зону общественно-деловой застройки, где сейчас ведутся работы, на зону «Акватория».

Работы по инженерной подготовке территории земельных участков и увеличению высотных отметок на севере Васильевского острова ведет «Специализированный застройщик «ЛСР». Они начались в апреле этого года. На искусственно создаваемом земельном участке площадью около 150 га компания рассчитывает построить не менее 700 000 кв. м недвижимости. «Группа ЛСР» приобрела права на создание северной части намыва Васильевского острова у компании «Терра-нова» в 2020 г.

Миц Г.В. «Комплексное развитие территорий жилой застройки на примере Москвы» на семинаре КРТ,ГД-2022

По словам генерального директора «ЛСР. Недвижимость – СЗ» Юрия Константинова, новый квартал, который планируется построить на намывной территории, будет обеспечен необходимой социальной инфраструктурой — запроектировано восемь детских садов на 1925 мест, четыре школы на 4125 учеников, а также поликлиника на 600 посещений.

Строительство будет вестись параллельно с жилой застройкой. Член градостроительного совета Санкт-Петербурга Евгений Герасимов отмечает, что проект также предусматривает 130 000 кв. м нежилых помещений, в которых можно будет создать около 13 000 новых рабочих мест.

В то же время глава МО «Гавань» Нэлли Вавилина считает, что работы по созданию намыва сейчас ведутся без необходимой документации. «Строительные работы ведутся на основании единственного документа – заключения государственной экологической экспертизы, что подтверждается как документами, так и публичными заявлениями застройщика. Более никаких разрешительных документов, необходимых для осуществления строительных работ в указанной части Финского залива, у застройщика нет», — говорит она, добавляя, что у компании отсутствуют разрешения на строительство, водопользование, проведение работ по созданию искусственного земельного участка в Финском заливе и иные необходимые документы. «Экспертиза документации, предусмотренная градостроительным законодательством, не проводилась. Декларация безопасности ГТС не разрабатывалась и не утверждалась», — говорит Вавилина.

Как прокомментировали в ЛСР, «все работы ведутся в соответствии с проектной документацией, которая получила все необходимые согласования, в том числе положительное заключение государственной экологической экспертизы». Права на создание искусственного земельного участка и ряд других правоустанавливающих документов получал еще предшественник ЛСР – компания «Терра-нова», которой город как стратегическому партнеру предоставил право аренды на данную землю сроком на 49 лет в 2006 г. При этом часть проектной документации, разрабатываемой в интересах уже текущего застройщика, была основана на инженерных изысканиях, которые проводились по проекту еще в 2006-2016 гг.

Первый этап работ по инженерной подготовки территории завершен в срок

В марте прошлого года первый этап инженерной подготовки территории прошел общественное обсуждение и уже тогда у экспертов возникло к нему немало вопросов. В том числе депутат заксобрания Алексей Ковалев указывал, что изначально при выдаче в 2006 г. разрешения на создание искусственного участка речь шла о строительстве деловой и коммерческой недвижимости на данной территории.

Но в итоге создания южной части намыва произошло переуплотнение жилой застройки. Депутат опасался, что с северной частью намыва произойдет то же самое.

Еще одно опасение, которое озвучивают жители и эксперты, – это возможное воздействие на экологию и гидрологию. В прошлом году по результатам проведения общественных обсуждений было выявлено, что свежая оценка такого воздействия не проводилась.

В то же время бывший руководитель «Дирекции комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга» Рим Ишмуратов отмечал, что намыв может угрожать наводнениями историческому центру Петербурга, так как комплекс защитных сооружений (дамба) разрабатывался без учета намывов, значительно сокращающих площадь зеркала Невской губы и повышающих уровень воды. Схожую позицию высказывал и начальник Северо-Западного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Валерий Цепелев: по его словам, дальнейший намыв в Невской губе приведет к уменьшению времени ее заполнения водой. Сейчас РОО «Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей» по заказу местных жителей проводит независимую экологическую экспертизу документов, представленных ЛСР.

Строительная компания ЛСР не считает эту угрозу существенной. «Намывные территории занимают лишь 0,61% площади Невской губы и не оказывают существенного влияния на возможность остаточных наводнений, об этом свидетельствует ряд исследований, в том числе Северо-Западного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», — прокомментировали в пресс-службе ЛСР.

Несмотря на информационный шум вокруг проекта, выполнение требований жителей района маловероятно, считает юрист Ирина Барханович. Граждане уверены, что их права нарушены в соответствии со ст. 23 ФЗ от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»; п. п. 9 ч. 2 ст.

4 Экологического кодекса Санкт-Петербурга, п. 3.74-1 Положения о Комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности; ст. 6 Водного кодекса РФ. «Что касается законодательства, я не вижу оснований для отмены стройки полностью», — говорит юрист, добавляя, что повлиять на проект сможет только Смольный, если захочет принять принципиальное политическое решение и остановить создание новых намывных территорий. Но пока юрист считает такой исход маловероятным: «Видя темпы работы, такой исход вряд ли будет».

Опрошенные «Ведомостями» политологи считают, что история с Василеостровским намывом все последующие годы будет оставаться крайне политизированной, и главная причина — слабая информационная работа с жителями. «Политизировать и пытаться заработать на этой ситуации, естественно, будут, так как она вышла в публичную плоскость. Различные политические силы, в свою очередь, будут пытаться заработать очки у избирателей», — считает политолог Сергей Наумов.

Политический консультант и научный сотрудник департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ Сергей Водопетов напоминает, что КПРФ не впервые подключается к повестке создания намывных территорий и с прошлого года активно поддерживает жителей, пытающихся его остановить. В мае этого года представители КПРФ уже подключались к одиночным пикетам активистов, проводимых против намыва.

«Вероятнее всего, протестные веяния на Васильевском острове не принесут больших преимуществ городскому отделению КПРФ, так как партия будет держаться около повестки, но инициировать и координировать граждан не собирается — коммунисты не готовы обострять общественно-политическую ситуацию», — уверен Водопетов.

Источник

Инженерная подготовка и организация строительной площадки при строительстве городской дороги.

Характерное отличие городских дорог от загородных – у городских есть подземные и наземные сооружения, а у загородных только наземные объекты.

Наземные объекты:

— трамваи и троллейбусы – никогда не бывает на загородных дорогах

— зеленые насаждения – за городом редко

— павильоны и проч.

Подземные элементы гор.дорог:

Проектирование городских улиц и дорог. Составление ПОС и ППР.

Проект организации строительства (ПОС):

— календарный план работ

— сведения о материалах

— схема организации движения транспорта

— технология производства работ

— энергия, газ, вода и проч.

— подземные инженерные сети и сооружения

Проект производства работ (ППР): охрана труда, ТБ, раскрывает подробно ПОС.

При разработке ПОС и ППР необходимо учитывать местные условия строительства. Наиболее ощутимо это проявляется при строительстве в горных или пустынных районах, на юге страны и в условиях крайнего севера.

Для ускорения и удешевления проектирования рекомендуется применение типовой проектной документации: технологические карты, схемы производства отдельных видов работ и др. такие материалы в проекте не приводятся, но на них обязательно даются ссылки.

Читайте также:  Инженерная подготовка территории литература

Проектируют организацию строительства и производства работ вариантным методом, предусматривающим выбор решений в результате сопоставления технико-экономических показателей: общая продолжительность строительства, в том числе подготовительного периода, трудоемкость выполнения работ, максимальная численность работающих. В общем случае выбирается вариант с наименьшей суммой приведенных затрат.

ПОС.– выполняют проектные организации и институты. Состав ПОС зависит от степени сложности объекта, разнообразия применяемых конструктивных и технологических решений, состава участников и общей организации строительства.

Для разработки ПОС требуется довольно разнообразная информация, которая может быть получена проектной организацией в процессе изысканий и проектирования: экономическая целесообразность данного объекта, материалы топографо-геодезических, инженерно-геологических и гидрологических изысканий, данные об имеющихся в этом районе дорожно-строительных организациях, производственных предприятиях и возможностях их использования.

ППР.– разрабатывает подрядная организация. В ППР детализируются и уточняются основные положения ПОС.

Исходными данными для составления ППР служат: задание на разработку ППР, проект организации строительства, рабочие чертежи и сметы, данные о поставке материалов и оборудования, сведения о наличии дорожно-строительной техники, трудовых ресурсах и другие данные, отражающие специфику строительства данного объекта.

В ППР обязательно включают документы, необходимые для проведения операционного контроля и оценки качества строительно-монтажных работ, а также требования и условия, обеспечивающие их наиболее безопасное проведение.

Для оценки различных вариантов ППР применяют те же технико-экономические показатели, что и при сравнении ПОС. Однако применяют рад дополнительных показателей: себестоимость работ, уровень механизации, удельная трудоемкость работ, производительность труда и др.

Инженерная подготовка и организация строительной площадки при строительстве городской дороги.

Стр-во и реконструкция осуществляется в соответствии с генеральным планом города.Городские дороги и улицы,явл. сложным инженерным сооружением.В случае нового строительства сооружение улиц и дорог увязывают со строительством подземной части зданий.Строительству предшествует снос строений ,пересадка зеленых насаждений,перенос инж.коммуникаций,планировка территорий и т.д.лишь после этого преступают к ст-ву.Работы должны выполняться при соблюдении четкой координации деятелоности всех участников ст-ва,индустриальными методами,позволяющими наиболее эффективно и экономично исп-ть выделенные ресурсы.К основным принципам организации ст-ва на современном этапе относят:1.выполнение работ по строгой технологической последовательности и в сроки2.осуществление ст-ва при мин затратах (мат-ла и денеж. ресурсов)3.Применение индустриальных методов ст-ва(экономичности мат-ов.)4.концентрация и специализация пр-ва.5.повышение ретмичности строит.пр-ва.6.обеспечение высокого качества стр-ва.7.обеспечение требований охраны труда и окр.среды. Ограждение территории,привязка и разбивка осей сооружений,расчистка полосы отвода,устройство временных сооружений,геодезические работы,срезка плодородного гр-та,подвод воды электричества.

4. Земработы при строительстве подземных инженерных сооружений и возведении земполотна городских дорог.

Подземные сети и сооружения –наиболее сложнае в инженерном плане элементы улицы.Нужно определить метод прокладки сетей (открытый в траншеях или закрытый ),конкретизировать,обосновать метод по креплению,Оценить возможность использования местного грунта для засыпки траншей или запроектировать применение привозного грунта. Рациональный способ ст-ва зем полотнадля каждого участка улицы устанавливают в зввисимомти от природ. условий,рельефа,геолог.строения местности,продольного профиля улици и распределения объемов зем масс.В условиях городо исключено использование боковых резервов для отсыпки насыпей,поэтому перменяют продольное перемещение грунта на разное расстояние(из выемки в насыпь,из выемки в отвал,из карьера в насыпь)Возможно также возведение насыпи из грунта ,оставшегося при стро-ве подземных коммуникаций ,метрополитена,тоннелей и других сооружений. Зем.полотно является одним из основных элементов улиц и гор. дорог.Чев выше его прочность и устойчивость,тем больше срок службы.Состав работ по возведению зем полотна:1.подготовительные(восстановление трассы, отвод земель,расчистка полосы отвода)2.Основные работы(разработка выемок,насыпей)3.Отделочные работы(планировка пов-ти зем полотна,укрепление от размыва)

5. Монтаж подземных инженерных сооружений при строительстве городских дорог.Система подземных коммуникаций явл.составной частью инфраструктуры современного города.В крупных городах протаж.подземных инж.сетей в несколько раз суммарную протяж.дороу и улиц.Подразделяются на 3 группы:Трубопроводы(магистральные-обслуж.город или отдельные райнны;Разводящие-обслуж.микрорайон и кварталы;Внутриквартальные-отдельные дома обслуживают.),кабельные сети(электрич сети высокого и низкого напряжения,сети слабого тока(телефон)),коллекторы(3 гр-пы:коллекторы-трубопроводы(для канализации);специальнае коллекторы(в них теплосеть и кабельные прокладки);бощие (трубопровод+кабели+ водопровод)) .Срок службы нужно учитывать 25-100лет=>размещать их надо так чтоб их эксплуатация и ремонт могли осуществляться в рамках города.Подземные инж.сети располагают под улицами руководствуясь принципами. Недопустимо размещать под проезжей частью,а под тротуарами нежелательно.Размещеть на спец.зеленых технических полосах(прим.раздел полосы.)2.Для предотвращения просадки зданий размещеть в дали зданий от2 до15м.3.Подземные сети от ж/д дорог и зелен.насажд.-0,5-15м.4.Наименьшее расстояние между соседними сетями 0,-5м.5.Мin глубина залегания в зависимости от:глубины промерзания, сохранность от внешних нагрузок.6.При ширине улици более60м-прокладка по обеим сторонам дороги(дублирование)7.=>развивать совмещенную прокладку коммуникаций в коллекторах.

6. Обеспечение водоотвода при строительстве городских дорог. Открытая и закрытая система водоотвода.Системы отвода поверхностных вод в городах назыв.-водостоками(предназначена для отвода дождевых,тылых вод,вод от полива дорог и.т.д.).Устройство водоотвода создает благоприятные условия для транспорта,д.о,эксплуатации улиц.Отвод может осуществляться:по раздельной системе(самостоятельно по открытым водостокам),общесплавная система(совместно с бытовыми сточными водами).

Открытая-состоит из лотков и кюветов,водоотводных канав,русел малых рек.Закрытая-состоит из сети трубопроводов,водоприемных и смотровых колодцеви камер.Смешенная-включает элементы открытой и закрытой системы.В крупных городахосновная система-закрытая.

7. Требования к покрытиям городских дорог.Требования к покрытиям городских дорог:-сопротивление износу;-обеспечение ровности;-шероховатости(высокий к-т сцепления.увеличение кэф-та сцепления:устройство защитного слоя ЛЭМС,устройство нового слоя а/б);-высокая сдвигоустойчивост. подстилающих слабых грунтов;-прочность при изгибе монолитных слоев;-упругий прогиб д.о,не должен привышать допустимого;-требования по морозостойкости иводопроницаемости.Покрытия:1.Ц/б(Мкад)-большая долговечность,хорошая прочность,можно придать любую шероховатость.2.А/б-предпочтительнее в гор.условиях(тип А,ЩМА).3.Комбенированные покрытия-основания щерный щебень,потом вяжущее(чтоб омонолитеть состав.).4.Макрошероховатые смеси.

8. Технология строительства слоев дорожных одежд городских дорог. При строительстве д.о. оценивают возможность и опред.методы использ.местных малопрочных строительных мат-ов и побочных продуктов проышленности.Выбирают способы стр-ва отдельных конструктивных слоев одежды и способы приготовления мат-ов и смесей:на трассе в карьере на дороге.Д.о.-это укрепленная часть автомобильной дороги ,состоящая из покрытия.основания и подстилающего слоя,укладываемого на зем полотно. Покрытия: 1.Ц/б(Мкад)-большая долговечность,хорошая прочность,можно придать любую шероховатость.2.А/б-предпочтительнее в гор.условиях(тип А,ЩМА).3.Комбенированные покрытия-основания щерный щебень,потом вяжущее(чтоб омонолитеть состав.).4.Макрошероховатые смеси.Основание-конструктивный слой д.о.,на который укладывают дорожное покрытие(-основание из щебня(гравия);-основание из укрепленных оснований;-бетонные основания).Подстилающие слои-применяют в кач-ве несущего слоя,морорзоустойчивого.дренирующего(в горах-выравнивающего).Этот слой компенсирует недостатки природных условий местности,часто применяются пески.

Источник

Современные проблемы благоустройства городской среды

В статье рассмотрены современные проблемы благоустройства урбанизированной среды.

Ключевые слова

Текст научной работы

В условиях повышенных антропогенных нагрузок, дискомфортности городов и поселков из-за загрязнения воздушной среды выбросами автотранспорта и промышленных предприятий благоустройство и озеленение населенных мест приобретает особое значение. Во многих городах мира в бедственном положении находятся объекты озеленения — сады, парки, скверы.

В Российской Федерации зеленые зоны находиться в катастрофическом состоянии. В целом во всем мире делаются значительные усилия по озеленению и благоустройству городского хозяйства [1,3,4].

Повышенная загазованность и запыленность воздуха, неблагоприятные физико-механические свойства почвы, асфальтовое покрытие улиц и площадей, наличие подземных коммуникаций и сооружений в зоне корневой системы, дополнительное освещение растений в ночное время, механические повреждения и интенсивный режим использования городских насаждений населением — все это оказывает постоянное негативное влияние на жизнедеятельность растений в условиях городской среды и приводит к преждевременному отмиранию деревьев, задолго до наступления естественной старости. Немалую роль в процессе деградации природной среды и ухудшения здоровья населения играет промышленное производство, и в частности химическая отрасль, которая только по объему сброса загрязненных сточных вод занимает второе место среди промышленных производств [1,3,4].

Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ [2], «Благоустройство территории поселения (городского округа) — комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории».

В соответствии с приказом минэкономразвития «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований» [3], благоустройство территории представляет собой комплекс мероприятий по инженерной подготовке [4], обеспечению безопасности, озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства.

Читайте также:  Перечень видов инженерных изысканий необходимых для подготовки документации по планировке территории

Объектами благоустройства территории являются территории муниципального образования [5], на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально-планировочные образования, территории административных округов и районов городских округов, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой), другие территории муниципального образования.

Элементы благоустройства территории — это декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, используемые в качестве составных частей благоустройства. Таким образом, к элементам благоустройства относятся [3,4]:

Элементы инженерной подготовки и защиты территории

Элементы инженерной подготовки и защиты территории необходимы для обеспечения безопасного и удобного использования территории, ее защиты от неблагоприятных явлений природного и техногенного характера. Проектирование элементов производится в составе мероприятий по организации рельефа и стока поверхностных вод, задачи которых определяются в зависимости от функционального назначения территории и целей ее преобразования и реконструкции. Организация рельефа должна быть ориентирована на максимальное сохранение рельефа, почвенного покрова, имеющихся зеленых насаждений, условий существующего поверхностного водоотвода, использование вытесняемых фунтов на площадке строительства.

Озеленение является элементом благоустройства и ландшафтной организации территории. Оно обеспечивает формирование среды муниципального образования с активным использованием растительных компонентов, а также поддержание созданной или изначально существующей природной среды на территории муниципального образования.

Выбор типов насаждений определяет объёмно-пространственную структуру насаждений и обеспечивает визуально-композиционные и функциональные связи участков озелененных территорий между собой и с застройкой населенного пункта.

На территории муниципального образования используются такие виды озеленения как стационарное (посадка растений в грунт) и мобильное (посадка растений в специальные передвижные емкости: контейнеры, вазоны и т.п.). Эти виды озеленения используются для создания архитектурно-ландшафтных объектов (газонов, садов, цветников, площадок с кустами и деревьями и т.п.) на естественных и искусственных элементах рельефа, крышах (крышное озеленение), фасадах зданий и сооружений ().

Зеленые насаждения являются основными элементами художественного оформления. Объектами озеленения называется земельный участок, на котором составляющие ландшафта (рельеф, водоемы, растения) и строительные сооружения взаимосвязаны и предназначены для удовлетворения потребностей в отдыхе на открытом воздухе.

Основа системы озеленения современного города — насаждения на жилых территориях (во дворах при группах домов, в садах жилых районов и микрорайонов), на участках школ, детских учреждений. Их дополняют насаждения общегородского и районного значения в парках культуры и отдыха, детских, спортивных и других специализированных парках, в скверах и на бульварах, на промышленных, коммунально-складских территориях, на полосах отвода земель для транспортной коммуникации, а также заповедники, санитарно-защитные и водоохранные зоны.

Озеленение должно проводиться по научно обоснованным принципам и нормативам. Предусматривается равномерное размещение среди застроек садов, парков и других крупных зелёных массивов, связанных бульварами, набережными, озеленёнными полосами между собой и связанными с пригородными лесами и водоёмами в единую и непрерывную систему. Также при строительстве необходимо следить за сохранением максимального количества существующих насаждений.

Безопасное и комфортное передвижение на территории муниципального образования обеспечивает покрытие поверхности. Покрытия формируют архитектурно-художественный облик среды. Существуют следующие виды покрытий:

  • твердые (капитальные) — монолитные или сборные, выполняемые из асфальтобетона, цементобетона, природного камня и т.п. материалов;
  • мягкие (некапитальные) — выполняемые из природных или искусственных сыпучих материалов (песок, щебень, гранитные высевки, керамзит, резиновая крошка и др.), находящихся в естественном состоянии, сухих смесях, уплотненных или укрепленных вяжущими;
  • газонные, выполняемые по специальным технологиям подготовки и посадки травяного покрова;
  • комбинированные, представляющие сочетания покрытий, указанных выше (например, плитка, утопленная в газон и т.п.).

На территории муниципального образования не рекомендуется допускать наличия участков почвы без перечисленных видов покрытий.

К элементам сопряжения поверхностей обычно относятся различные виды бортовых камней, пандусы, ступени, лестницы. Бортовые камни устанавливаются на стыке тротуара и проезжей части для предотвращения наезда автотранспорта. Лестницы должны предусматриваться при уклонах пешеходных коммуникаций более 60%, а в местах размещения учреждений здравоохранения и других объектов массового посещения, домов инвалидов и престарелых при уклонах более 50%, сопровождая их пандусом.

На территории муниципального образования применяют различные виды ограждений, различающиеся: по назначению (декоративные, защитные, их сочетание), высоте (низкие — 0,3-1,0 м, средние — 1,1-1,7 м, высокие — 1,8-3,0 м), виду материала (металлические, железобетонные и др.), степени проницаемости для взгляда (прозрачные, глухие), степени стационарности (постоянные, временные, передвижные). Проектирование ограждений рекомендуется производить в зависимости от их местоположения и назначения согласно ГОСТам, каталогам сертифицированных изделий, проектам индивидуального проектирования.

Малые архитектурные формы

К малым архитектурным формам (МАФ) относятся: элементы монументально-декоративного оформления, устройства для оформления озеленения, водные устройства, городская мебель, коммунально-бытовое и техническое оборудование на территории муниципального образования.

К устройствам для оформления озеленения относятся трельяжи, шпалеры, перголы, цветочницы, вазоны. Трельяж и шпалера — легкие деревянные или металлические конструкции в виде решетки для озеленения вьющимися или опирающимися растениями.

Пергола — легкое решетчатое сооружение из дерева или металла в виде беседки, галереи или навеса, используется как «зеленый тоннель», переход между площадками или архитектурными объектами. Цветочницы, вазоны — небольшие емкости с растительным грунтом, в которые высаживаются цветочные растения.

Водные устройства выполняют декоративно-эстетическую функцию, улучшают микроклимат, воздушную и акустическую среду. К ним относятся фонтаны, питьевые фонтанчики, бюветы, родники, декоративные водоемы.

Мебелью муниципального образования являются различные виды скамей отдыха, размещаемые на территории общественных пространств, рекреаций и дворов; скамей и столов — на площадках для настольных игр, летних кафе и др.

Уличное коммунально-бытовое оборудование обычно представлено различными видами мусоросборников — контейнеров и урн.

К уличному техническому оборудованию относятся: укрытия таксофонов, почтовые ящики, автоматы по продаже воды и др., торговые палатки, элементы инженерного оборудования (подъемные площадки для инвалидных колясок, смотровые люки, решетки дождеприемных колодцев, вентиляционные шахты подземных коммуникаций, шкафы телефонной связи и т.п.).

Игровое и спортивное оборудование

Игровое и спортивное оборудование на территории муниципального образования — это игровые, физкультурно-оздоровительные устройства, сооружения и их комплексы.

Следует учитывать, что игровое оборудование должно соответствовать требованиям санитарно-гигиенических норм, охраны жизни и здоровья ребенка, быть удобным в технической эксплуатации, эстетически привлекательным.

Спортивное оборудование предназначено для всех возрастных групп населения, размещается на спортивных, физкультурных площадках, либо на специально оборудованных пешеходных коммуникациях (тропы здоровья) в составе рекреаций.

Освещение и осветительное оборудование

В различных градостроительных условиях рекомендуется предусматривать функциональное, архитектурное и информационное освещение.

Функциональное освещение (ФО) осуществляется стационарными установками освещения дорожных покрытий и пространств в транспортных и пешеходных зонах. Установки ФО, как правило, подразделяют на обычные, высокомачтовые, парапетные, газонные и встроенные.

Обычные установки представляют собой светильники, расположеные на опорах, подвесах или фасадах на высоте от 3 до 15 м. Применяют в транспортных и пешеходных зонах как наиболее традиционные.

Высокомачтовые установки представляют собой осветительные приборы (прожекторы или светильники), расположеные на опорах на высоте 20 и более метров. Используют для освещения обширных пространств, транспортных развязок и магистралей, открытых паркингов.

Парапетные установки представляют собой светильники, встраиваемые линией или пунктиром в парапет высотой до 1,2 метров, , а также тротуары и площадки. Их применение рекомендуется обосновать технико-экономическими и (или) художественными аргументами.

Газонные светильники служат для освещения газонов, цветников, пешеходных дорожек и площадок. Их предусматривают на территориях общественных пространств и объектов рекреации..

Светильники, встроенные в ступени, подпорные стенки, ограждения, цоколи зданий и сооружений, МАФ, используют для освещения пешеходных зон территорий общественного назначения.

Архитектурное освещение (АО) формируют художественно выразительную визуальную среду в вечернем городе, выявляют из темноты и образной интерпретации памятники архитектуры, истории и культуры, инженерного и монументального искусства, МАФ, доминантные и достопримечательные объекты, ландшафтные композиций, создают световые ансамбли. Архитектурное освещение осуществляется стационарными или временными установками (световые гирлянды, сетки, контурные обтяжки, светографические элементы, панно и объемные композиции из ламп накаливания, разрядных, светодиодов, световодов, световые проекции, лазерные рисунки и т.п.) освещения объектов, главным образом, наружного освещения их фасадных поверхностей.

Читайте также:  Инженерная подготовка военнослужащих учебник

Световая информация (СИ), в том числе, световая реклама, как правило, должна помогать ориентации пешеходов и водителей автотранспорта в городском пространстве и участвовать в решении светокомпозиционных задач.

Средства наружной рекламы и информации

Размещение средств наружной рекламы и информации на территории населенного пункта рекомендуется производить согласно ГОСТ Р 52044 [6]

Некапитальные нестационарные сооружения

К некапитальным нестационарным сооружениям относят объекты мелкорозничной торговли, попутного бытового обслуживания и питания, остановочные павильоны, наземные туалетные кабины, боксовые гаражи, другие объекты некапитального характера.

Оформление и оборудование зданий и сооружений

Проектирование оформления и оборудования зданий и сооружений включает: колористическое решение внешних поверхностей стен, отделку крыши, некоторые вопросы оборудования конструктивных элементов здания (входные группы, цоколи и др.), размещение антенн, водосточных труб, отмостки, домовых знаков, защитных сеток и т.п

Различают следующие виды площадок: для игр детей, отдыха взрослых, занятий спортом, установки мусоросборников, выгула и дрессировки собак, стоянок автомобилей.

Детские площадки предназначены для игр и активного отдыха детей разных возрастов. Площадки организуются в виде отдельных площадок или как комплексные игровые площадки с зонированием по возрастным интересам.

Площадки отдыха обычно предназначаются для отдыха и настольных игр взрослого населении.

Спортивные площадки, предназначаются для занятий физкультурой и спортом всех возрастных групп населения

Площадки для установки мусоросборников представляют собой специально оборудованные места для сбора твердых бытовых отходов (ТБО) [7-17].

На территории муниципального образования предусмотрены различные виды автостоянок: кратковременного и длительного хранения автомобилей, уличных (в виде парковок на проезжей части, обозначенных разметкой), внеуличных (в виде «карманов» и отступов от проезжей части), гостевых (на участке жилой застройки), для хранения автомобилей населения (микрорайонные, районные), приобъектных (у объекта или группы объектов), прочих (грузовых, перехватывающих и др.).

Пешеходные связи и передвижения на территории муниципального образования обеспечивают пешеходные коммуникации, к которым относятся тротуары, аллеи, дорожки, тропинки.

Связь жилых, общественных, производственных и иных зданий с остановками общественного транспорта, учреждениями культурно-бытового обслуживания, рекреационными территориями, а также связь между основными пунктами тяготения в составе общественных зон и объектов рекреации обеспечивают основные пешеходные коммуникации

Связь между застройкой [18-22] и элементами благоустройства (площадками) в пределах участка территории, а также передвижения на территории объектов рекреации (сквер, бульвар, парк, лесопарк) обеспечивают второстепенные пешеходные коммуникации.

Транспортными проездами признаются элементы системы транспортных коммуникаций, обеспечивающие транспортную связь между зданиями и участками внутри территорий кварталов, крупных объектов рекреации, производственных и общественных зон, а также связь с улично-дорожной сетью населенного пункта.

Благоустройство городов — одна из актуальных проблем современного градостроительства [18-22]. Оно решает задачи создания благоприятной жизненной среды с обеспечением комфортных условий для всех видов деятельности населения. Благоустройство городов включает ряд мероприятий по улучшению санитарно-гигиенических условий жилой застройки, транспортному и инженерному обслуживанию населения, искусственному освещению городских территорий и оснащению их необходимым оборудованием, оздоровлению городской среды при помощи озеленения, а также средствами санитарной очистки.

Благоустройство городов неразрывно связано с градостроительством и является одной из важнейших его составных частей. Задачи благоустройства городов сводятся к созданию здоровых, удобных и культурных условий жизни городского населения. Благоустройство городов решает одну из важнейших проблем современности — оздоровление городской среды методом озеленения территорий города, а также средствами санитарной очистки городских территорий.

Функционирование систем благоустройства города связано с наличием ряда проблем, которые могут быть разделены на финансово-экономические и экономико-организационные [18-22].

К финансово-экономическим проблемам территории относится проблема дефицита финансовых ресурсов.

Экономико-организационными проблемами являются чрезмерный монополизм, отсутствие конкуренции и неэффективная система управления благоустройством территории [19-21].

В связи с высокой социальной значимостью и бесплатным режимом предоставления услуг основным источником дохода данной группы отраслей городского хозяйства является местный бюджет. Кроме того, предприятия и организации этих отраслей являются монополистами, что обусловлено сложившейся системой управления.

Для повышения качества обслуживания необходимо развитие конкуренции, привлечение к работе предприятий и организаций разных форм собственности. Необходим поиск эффективных форм взаимодействия между хозяйствующими субъектами, уточнения задач местных управленческих структур, выработки наиболее приемлемых организационных форм взаимоотношений в сфере благоустройства городской территории.

Основными проблемами и задачами в сфере садово-парникового хозяйства являются следующие [1,3,4]:

  • недостаточное бюджетное финансирование зеленого хозяйства;
  • необходимость преодоления монополизма и внедрения договорных отношений в данной отрасли;
  • улучшение использования стеллажных, парниковых площадей открытого грунта;
  • внедрение координации планов ремонта и нового строительства зеленых насаждений с аналогичными планами других отраслей городского хозяйства.

Решение названных проблем и задач позволит сократить убыль существующих площадей зеленых насаждений, повысить качество их содержания и улучшить экологическую обстановку в городе.

В сфере уборки и санитарной очистки в целях обеспечения нормативного санитарного состояния города необходимо решить следующие проблемы и задачи:

  • недостаточность бюджетного финансирования;
  • обеспечение сбора и своевременной вывозки из города всех бытовых отходов;
  • обеспечение механизмами работ по уличной уборке и повышение эффективности их использования;
  • обеспечение утилизации и переработки всех бытовых отходов, вывозимых из города.

Выполнение этих задач существенно снизит остроту экологической опасности в городе и вокруг него, улучшит санитарное состояние жилых кварталов и безопасность движения по магистралям города.

Организация благоустройства и озеленения территории муниципального образования регулируется в основном муниципальными правовыми актами, которые принимаются в соответствии с градостроительным и жилищным законодательством, требованиями СНиП и иными федеральными и региональными актами. К числу актов, которые, как правило, должны приниматься органами местного самоуправления, относятся [3,4]:

  1. Правила благоустройства и озеленения территории муниципального образования;
  2. Правила землепользования [23-28] и застройки в муниципальном образовании;
  3. Положения о регулировании градостроительной деятельности на территории муниципального образовании;
  4. Положение о паспорте наружной отделки фасадов зданий и сооружений;
  5. Положение о порядке установки, сдачи в эксплуатацию, учета, замены и сноса временных сооружений на территории муниципального образования;
  6. Паспорта благоустройства прилегающей территории и др.

В городе Вологда для решения вопросов по благоустройству города Вологодская городская Дума утвердила Правила благоустройства [5], которые устанавливают единые и обязательные для исполнения физическими и юридическими лицами нормы и требования в сфере внешнего благоустройства и содержания территорий.

Финансовое обеспечение мероприятий, связанных с благоустройством территории муниципального образования, относится к расходным обязательствам муниципального образования и осуществляется в пределах средств, предусмотренных в местном бюджете на эти цели, и в соответствии с объемом фактически выполненных работ по муниципальному заказу.

Основные направления благоустройства [3,4]:

Благоустройство территории муниципального образования «Город Вологда» [5] является комплексной многоаспектной задачей, направленной на создание благоприятных, здоровых и культурных условий жизни, трудовой деятельности и досуга населения, повышение качественного уровня жизни горожан.

Вопросы комплексного благоустройства муниципального образования «Город Вологда» [5] решаются на всех стадиях градостроительного и архитектурно-строительного проектирования, а основные направления определяются проектами детальной планировки территорий.

Анализ существующего состояния озелененных территорий города показывает, что в настоящее время в силу объективных причин сформировался ряд проблем, требующих решения. Возраст парков, садов, скверов и набережных на территории города Вологды составляет более 30 лет. Ряд микрорайонов практически не имеет благоустроенных парков, садов и скверов, поскольку зеленые насаждения как живой компонент природы постоянно трансформируются [30-35], древесные растения стареют, теряют свои полезные качества, постепенно отмирают, также вытаптываются газоны, разрушается покрытие дорожек, теряют декоративно-эстетические свойства [36-38] малые архитектурные формы.

Таким образом, задачи благоустройства городов сводятся к созданию здоровых, целесообразных и благоприятных условий жизни городского населения. В решении этих задач все большее значение приобретают внешнее благоустройство, функционально-пространственная структура и предметное оборудование открытых территорий, ландшафтный дизайн [39]. Все более острыми становятся проблемы создания экологически чистых городов, проблемы охраны памятников исторического и культурного наследия народа.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...