Изменение параметров разрешенного строительства

Национальная кадастровая служба (члены РГУД) подготовила разъяснения позиции Верховного суда о видах разрешенного использования (Обзор практики утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018)

Верховным судом Российской Федерации с целью установления единообразия судебной практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов подготовлен Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018) (далее – Обзор)

Основные выводы Обзора:

1. Собственник вправе самостоятельно выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка без дополнительных разрешений и согласований. Необходимым условием для реализации такого права является наличие утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки и соответствие выбранного вида разрешенного использования видам, установленным для территориальной зоны, в границах которой расположен такой земельный участок.

Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства

Суд пояснил, что изменение сведений о разрешенном использовании земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) в таком случае осуществляется на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.

2. Изменение арендатором находящегося в публичной собственности земельного участка по существу направлено на обход предусмотренной земельным законодательством для предоставления земельных участков процедуры торгов, в связи с чем:

  • арендатор находящегося в публичной собственности земельного участка не вправе требовать изменения вида разрешенного использования такого участка и внесения соответствующих изменений в договор аренды, заключенный по результатам торгов;
  • изменение вида разрешенного использования земельного участка на иной, предусмотренный градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.

4. Предоставление земельного участка исключительно для размещения объектов в соответствии установленным градостроительным регламентом вспомогательным видом его разрешенного использования, не допускается.

Суд разъяснил, что правило об использовании вспомогательных виды разрешенного использования совместно с основными и условно разрешенными видами использования установлено для одного земельного участка и не может толковаться как предоставление права осуществлять основной вид разрешенного использования на одном земельном участке, а вспомогательный – на другом, смежном с ним, в отсутствие осуществления на этом же участке основного вида разрешенного использования.

5. Установление правилами землепользования и застройки территориальной зоны без учета существующего землепользования не противоречит нормам ГрК РФ и не может быть признано нарушением прав и законных интересов собственников соответствующих земельных участков.

Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства

  • генеральный план является документом, определяющим стратегию градостроительного развития муниципальных образований, в связи с чем он может не соответствовать фактическому использованию территории и допускать потенциальное изменение ее назначения;
  • основой для подготовки правил землепользования и застройки является генеральный план, в связи с чем неотражение в правилах землепользования и застройки территориальной зоны с учетом перспектив градостроительного развития, установленных генеральным планом, противоречит нормам ГрК РФ;
  • положения части 8 статьи 36 ГрК РФ, пункта пункт 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусматривают возможность использования земельных участков по прежнему назначению без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, в которых использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.
Читайте также:  Благодарственное письмо компании за строительство

7. Градостроительные регламенты, установленные для территориальных зон правилами землепользования и застройки, могут включать в себя различные виды разрешенного использования с учетом особенностей градостроительного развития соответствующей территории и возможности сочетания таких видов разрешенного использования.
Так, суд признал установление для территориальной зоны «ведение огородничества» градостроительного регламента, включающего вид разрешенного использования «ведение садоводства», правомерным и не нарушающим прав правообладателей земельных участков в границах территориальной зоны на использование принадлежащих им земельных участков, в том числе, на размещение на них садовых домов.

8. Изменение вида разрешенного использования земельного участка не допускается в случае, если такой земельный участок не соответствует предельным размерам и параметрам, установленным для запрашиваемого вида разрешенного использования.

Как указал суд с учетом пункта 1 статьи 11.9 ЗК РФ, пункта 9 статьи 1 и статей 37 и 38 ГрК РФ, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте, должны соотноситься с видами разрешенного использования земельных участков, поскольку виды разрешенного использования являются, по сути, видами деятельности, осуществлять которую возможно при обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом.

При этом суд пояснил, что в подобных случаях правообладатель вправе обратиться за получением разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции в порядке, установленном статьей 40 ГрК РФ.

Источник: rgud.ru

Статья 40 ГрК РФ. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства

1. Правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

2. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений и требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах территорий исторических поселений федерального или регионального значения не допускается.

3. Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.

4. Проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений статьи 39 настоящего Кодекса. Расходы, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.

5. На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.

6. Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.

Читайте также:  Акт переработки материалов в строительстве это

7. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения.

8. Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не допускается, если такое отклонение не соответствует ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории.

Комментарии к ст. 40 ГрК РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи определяет условия, при которых правообладатели земельных участков вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. В соответствии с ч. 2 статьи данное отклонение разрешается только для отдельно стоящего участка с соблюдением технических регламентов. Заинтересованное лицо направляет заявление о предоставлении такого вида разрешения в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки.

2. Для предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства необходимо провести публичные слушания. Публичные слушания проводятся с учетом ст. 39 Градостроительного кодекса и в соответствии с ч. 4 комментируемой статьи.

3. Часть 5 устанавливает, что на основании публичных слушаний комиссия принимает решение по инициированному вопросу и направляет свои рекомендации главе местной администрации.

4. На основании рекомендаций, предоставленных комиссией, глава местной администрации принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения в течение срока, установленного ч. 6 комментируемой статьи.

5. Часть 7 комментируемой статьи предусматривает право заинтересованных лиц оспорить принятое главой местной администрации решение в судебном порядке.

Источник: zknrf.ru

Внесение изменений в градостроительный план земельного участка (ГПЗУ)

Строительство новых зданий и реконструкция существующих жестко регламентируется действующими нормативно-правовыми документами. В столице градостроительный регламент отличается повышенными требованиями, поскольку городским властям приходится бороться не только с высокой плотностью застройки, но и с сохранением исторического внешнего облика.

Для нового строительства и реконструкции в Москве необходимо получить пакет исходных данных и разрешительных документов. В зависимости от особенностей объекта недвижимости и земельного участка состав пакета необходимых документов может различаться. Но в любом случае потребуется проект планировки территории, генеральный план и градостроительный план земельного участка (ГПЗУ). Первые два документа разрабатываются специализированными организациями (проектными институтами), второй выдается Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы.

Что такое ГПЗУ

Генеральный план земельного участка — это основной документ, без которого невозможно получить разрешение на строительство. Он состоит из графической части (чертеж градостроительного плана земельного участка) и текстовой, представленной несколькими разделами. Этот документ содержит исчерпывающие сведения об участке строительства, также в нем приводятся технико-экономические параметры строительства. Иными словами, в документе описываются существующие ограничения на строительство и реконструкцию зданий и сооружений (максимальная площадь, этажность, назначение и прочее).

До 2017 года данный документ разрабатывался, но на сегодняшний день он является выпиской из Правил землепользования и застройки (ПЗЗ). ПЗЗ — это основной градостроительный документ, в котором территория города разбита на территориальные зоны, также в нем содержатся градостроительные регламенты. Этот документ утверждается городскими властями, при существенном изменении Правил или принятии новых до утверждения документа обязательно проводятся публичные слушания. Разработка, изменение и прочие манипуляции с ПЗЗ могут производиться только по инициативе городских или федеральных властей, депутатов и прочих органов власти. Даже при внесении незначительных изменений придется в обязательном порядке согласовать их во всех инстанциях.

Читайте также:  Как вложить деньги в строительство

Генеральный план земельного участка является документом, который содержит в себе сведения, взятые из ПЗЗ, для его получения необходимо зарегистрироваться на интернет-портале правительства Москвы, пройти верификацию и получить доступ к личному кабинету. Далее необходимо подать заявление, заполнив соответствующие поля в интерактивной форме. Также потребуется загрузить цифровые образы некоторых документов — паспорта заявителя (или уставных документов, если заявитель является юридическим лицом), правоустанавливающих документов на земельный участок и доверительных документов (если заявление подается уполномоченным представителем заявителя). В отдельных случаях может понадобиться утвержденная документация по планировке территории.

Если все данные были заполнены корректно, и все необходимые электронные образы документов загружены в полном объеме, то в течение 20-ти рабочих дней заявитель получит ГПЗУ (в цифровом виде, но по заявлению можно получить копию на бумажном носителе). Если документы были предоставлены не в полном объеме, или в них были ошибки, то можно получить обоснованный отказ в принятии заявления. Если во время проверки будут обнаружены отклонения, к примеру, если земельный участок не числится в Едином государственном реестре недвижимости или заявитель не является правообладателем территории, то вместо градостроительного плана земельного участка заявитель получит обоснованный отказ в предоставлении услуги.

Согласование и утверждение ГПЗУ

Получение ГПЗУ

Продление ГПЗУ

Особенности документа

ГПЗУ необходим для получения разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию. Также он используется в качестве исходных данных для проектирования искусственного сооружения. Все параметры будущей постройки должны четко вписываться в технико-экономические показатели, которые отмечены в градостроительном плане земельного участка.

В случае превышения этих значений во время строительства можно столкнуться с большими проблемами — новостройка или реконструированное здание не пройдет технический надзор, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию также будет невозможно получить. Кроме того, владелец земельного участка и застройщик будут привлечены к ответственности и могут попасть под такие санкции как денежный штраф и предписание к сносу построенного здания. Чтобы этого избежать необходимо заранее изучить потенциал земельного участка и сделать выводы о его пригодности для возведения желаемого объекта.

О Правилах землепользования и застройки следует знать, что у каждой выделенной зоны имеется свой градостроительный регламент. Несмотря на то, что Москва достаточно плотно застроена, в столице все еще остаются достаточно обширные территории, на которых можно возвести крупные объекты. Если это природоохранные зоны или иные территории, на которых действуют особые ограничения, то использовать их под застройку не получится. Но если это просто малообследованные территории, то на таких участках зачастую даже не проводили топографическую или геодезическую съемку. В этом случае земли по умолчанию будут обладать «нулевыми» параметрами градостроительства (на таких участках невозможно вести строительство, допускается только благоустройство территории).

Существуют и иные подводные камни при получении ГПЗУ. К примеру, если на земельном участке не проводилась топографическая съемка, то действующий регламент допускает произвести геодезическую съемку и оформить новую геоподоснову. Ее можно предоставить в Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы при получении ГПЗУ, но пока данные не будут внесены в ИСОГД (Информационная система обеспечения градостроительной деятельности города Москвы), на градостроительном плане земельного участка не будет отмечено место допустимого размещения объекта капитального строительства. С этой проблемой можно справиться достаточно просто — для этого необходимо подготовить проект межевания земель или планировки территории. В иных спорных ситуациях для постройки здания или иного объекта на таком участке потребуется внести изменения в ГПЗУ.

Источник: mos-gpzu.ru

Рейтинг
Загрузка ...