Изменение стоимости объекта капитального строительства

ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕНЫ КОНТРАКТА, ПРЕДМЕТОМ КОТОРОГО ОДНОВРЕМЕННО ЯВЛЯЮТСЯ ПОДГОТОВКА ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И (ИЛИ) ВЫПОЛНЕНИЕ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ, РЕКОНСТРУКЦИИ И (ИЛИ) КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ ОБЪЕКТА КАПИТАЛЬНОГО…

Письмо Минстроя России от 01.03.2022 N 7797-ИФ/09 «Об изменении условий заключенных контрактов на выполнение строительных работ из-за роста цен на строительные ресурсы»

На основании поступающих обращений в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сообщает.

Согласно положениям Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При этом Закон N 44-ФЗ содержит положения, позволяющие изменять условия заключенных контрактов на выполнение строительных работ.

Пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность изменить существенные условия контракта на выполнение строительных работ (в том числе цену контракта), если такой контракт заключен на срок не менее одного года, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации. При этом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30%.

По итогам анализа динамики изменения цен строительных ресурсов в период с ноября 2020 года на территории Российской Федерации отмечен существенный рост стоимости строительных ресурсов.

С целью поддержки заказчиков и подрядных организаций в сложившихся экономических условиях в связи с ростом стоимости строительных ресурсов в 2021 году постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 22 октября 2021 г. N 1812 и от 31 декабря 2021 г. N 2594) (далее — Постановление N 1315) установлена возможность изменять цену действующего контракта (не более чем на 30%) стоимостью более 1 млн. руб., заключенного в соответствии с Законом N 44-ФЗ для обеспечения федеральных нужд до 1 января 2022 г., предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в связи с ростом цен на строительные ресурсы, в том числе в рамках исполнения государственного оборонного заказа.

В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 476-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 112 Закона N 44-ФЗ, позволяющими в 2021 и 2022 годах применять положения пункта 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ к контрактам, которые заключены на срок менее одного года и предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в Постановление N 1315 внесены изменения, согласно которым установлена возможность применения положений Постановления N 1315 к контрактам, которые заключены на срок менее одного года.

При этом для контрактов, цена которых превышает 100 млн. рублей, изменения возможны только после проведения государственной экспертизы в части проверки достоверности определения сметной стоимости, которая осуществляется в сокращенные сроки (до 14 дней).

Постановлением N 1315 также рекомендовано высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, местным администрациям с учетом положений Постановления N 1315 принять меры, обеспечивающие возможность изменения (увеличения) цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству и который заключен в соответствии с Законом N 44-ФЗ для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно.

Также рекомендовано юридическим лицам, осуществляющим закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при изменении (увеличении) цены договора учитывать положения Постановления N 1315.

Следует отметить, что пунктом 45(14) Положения о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 (далее — Постановление N 145), установлен порядок проведения повторной государственной экспертизы проектной документации объектов в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, используемые при исполнении контракта, в случае принятия Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией решения, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ в части изменения (увеличения) цены государственного (муниципального) контракта, составляющей 100 млн. рублей и более, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, заключенного до 1 января 2022 г., в отношении объектов, указанных в пункте 2 Постановления N 145.

Обоснование изменения цены контракта осуществляется согласно порядку, установленному Методикой составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 23 декабря 2019 г. N 841/пр (в редакции приказов Минстроя России от 21 июля 2021 г. N 500/пр и от 7 октября 2021 г. N 728/пр) (далее — Методика N 841/пр), согласно которой также установлена возможность заказчика пересчитать смету контракта по выполненным и принятым заказчиком работам в 2021 году.

Особое внимание уделено контрактам, срок исполнения которых заканчивался в 2021 году.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2594 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — постановление N 2594) внесены изменения в Правила предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2014 г. N 368 (далее — Правила), которыми установлена возможность изменять условия концессионного соглашения, в соответствии с которым увеличивается размер расходов концедента на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения (объекта капитального строительства) в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы, без изменения физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией, при условии, что указанное увеличение не приведет к увеличению размера расходов, установленных концессионным соглашением, более чем на 30 процентов. При этом изменение условий концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии, объекты газоснабжения, объекты, на которых осуществляются обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, по основанию, установленному подпунктом «к» пункта 2 Правил, не допускается. В случае, если расходы в результате их увеличения превысят 1 млрд. рублей, заявление подлежит рассмотрению Федеральной антимонопольной службой либо по поручению Службы ее территориальным органом. Наличие положительного заключения повторной государственной экспертизы проектной документации объекта концессионного соглашения (объекта капитального строительства) о достоверности определения сметной стоимости строительства обязательно.

Читайте также:  Детская площадка капитальное строительство

Благодаря изменениям, которые внесены в постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. N 783 «Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом» (в редакции постановления N 2594), возможно не применять штрафные санкции к подрядным организациям с даты заключения контракта до даты представления подрядчиком предложения об изменении условий контракта с приложением обосновывающих информации и документов. Основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) является заключение дополнительного соглашения об увеличении цены контракта в соответствии с положениями Постановления N 1315.

Для реализации долгосрочных контрактов Правительством Российской Федерации внесено изменение в постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2013 г. N 1071 «Об утверждении Правил принятия решений о заключении от имени Российской Федерации государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд, соглашений о государственно-частном партнерстве и концессионных соглашений на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств», в соответствии с которым государственным заказчикам предоставлена возможность заключать дополнительные соглашения в случае, если объемы обязательств по оплате контракта превышают объемы лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчиков на соответствующие цели.

В соответствии с частью 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона N 44-ФЗ предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства (далее — Комплексный контракт).

Правила заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 г. N 563 «О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации».

В соответствии с частью 55 статьи 112 Закона N 44-ФЗ основанием для заключения Комплексного контракта в отношении конкретного объекта капитального строительства является включение такого объекта в перечень объектов капитального строительства, предметом реализации которых может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.

Такие перечни утверждаются Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями в отношении объектов федеральной собственности, региональной собственности и муниципальной собственности соответственно до 1 января 2024 года.

Порядок определения начальной (максимальной) цены комплексного контракта, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методика составления сметы такого контракта, порядок изменения цены такого контракта установлены приказом Минстроя России от 30 марта 2020 г. N 175/пр «Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, предметом которого одновременно являются подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, включенного в перечни объектов капитального строительства, утвержденных Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методики составления сметы такого контракта, порядка изменения цены такого контракта в случаях, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 и пунктом 2 части 62 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Методика N 175/пр) (зарегистрирован в Минюсте России 20 апреля 2020 г. N 58135).

С учетом изложенного, возможность изменения цены Комплексного контракта в части изменения цены по проектным и изыскательским работам объектов капитального строительства, Постановлением N 1315 не предусмотрена.

При этом в отношении сметы Комплексного контракта на выполнение работ по строительству, составленной в соответствии с Методикой N 175/пр, допускается корректировка цены контракта в порядке, предусмотренном Постановлением N 1315 и Методикой N 841/пр.

14) реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов ) — изменение параметров объекта капитального строительства , его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства , а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства , за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления.

Изменение стоимости объекта капитального строительства

к приказу Министерства строительства

и жилищно-коммунального хозяйства

от 30 марта 2020 г. N 175/пр

ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕНЫ КОНТРАКТА, ПРЕДМЕТОМ КОТОРОГО ОДНОВРЕМЕННО

ЯВЛЯЮТСЯ ПОДГОТОВКА ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

И (ИЛИ) ВЫПОЛНЕНИЕ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ

ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ, РЕКОНСТРУКЦИИ И (ИЛИ) КАПИТАЛЬНОМУ

РЕМОНТУ ОБЪЕКТА КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, ВКЛЮЧЕННОГО

В ПЕРЕЧНИ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, УТВЕРЖДЕННЫХ

ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВЫСШИМИ

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МЕСТНЫМИ АДМИНИСТРАЦИЯМИ, ЦЕНЫ ТАКОГО

КОНТРАКТА, ЗАКЛЮЧАЕМОГО С ЕДИНСТВЕННЫМ ПОСТАВЩИКОМ

(ПОДРЯДЧИКОМ, ИСПОЛНИТЕЛЕМ), В СЛУЧАЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ

ПОДПУНКТОМ «А» ПУНКТА 1 И ПУНКТОМ 2 ЧАСТИ 62 СТАТЬИ 112

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 5 АПРЕЛЯ 2013 Г. N 44-ФЗ

«О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ,

УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД»

1. Порядок изменения цены контракта, предметом которого одновременно являются подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, включенного в перечни объектов капитального строительства, утвержденных Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в случаях, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 и пунктом 2 части 62 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; 2020, N 9, ст. 1119) (далее — Порядок, Федеральный закон N 44-ФЗ соответственно) устанавливает правила изменения государственным или муниципальным заказчиком, либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Федерального закона N 44-ФЗ бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием, осуществляющим закупки (далее — заказчик) цены контракта, предметом которого одновременно являются подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту (далее — подрядные работы), а также поставка оборудования, в случае, если в таком контракте предусмотрено обязательство по поставке такого оборудования, в отношении объектов капитального строительства, включенных в перечни объектов капитального строительства, утвержденных Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — контракт), в случаях, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 и пунктом 2 части 62 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ.

Читайте также:  Уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства

2. Изменение цены контракта осуществляется заказчиком в случаях, если при исполнении контракта:

а) сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, определенная по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации превышает цену контракта;

б) цена контракта превышает сметную стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, определенную по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации.

3. Изменение цены контракта осуществляется после выполнения обязательств по контракту, связанных с подготовкой проектной документации и (или) выполнением инженерных изысканий, а также получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта объекта капитального строительства. Изменение цены контракта оформляется дополнительным соглашением к контракту.

4. Изменение цены контракта осуществляется с применением:

а) официальной статистической информации об индексах цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения по видам экономической деятельности (строительство) по Российской Федерации, публикуемой Федеральной службой государственной статистики для соответствующего периода или индексов фактической инфляции (при наличии), установленных уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в случае осуществления закупок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (далее — индексы фактической инфляции).

Индексы фактической инфляции применяются для пересчета сметной стоимости строительства из уровня цен на дату утверждения проектной документации в уровень цен на дату определения начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК);

б) индексов-дефляторов Министерства экономического развития Российской Федерации по строке «Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)» или прогнозных индексов инфляции (при наличии), установленных уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в случае осуществления закупок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (далее — индекс прогнозной инфляции). Индексы прогнозной инфляции применяются для пересчета сметной стоимости строительства из уровня цен на дату определения НМЦК в уровень цен соответствующего периода реализации проекта.

5. Изменение цены контракта осуществляется по следующей формуле (1):

Цк — цена контракта;

СПИР — сметная стоимость проектных и (или) изыскательских работ в уровне цен на дату получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства;

Кф ПИР — индекс фактической инфляции проектных и (или) изыскательских работ, рассчитываемый как произведение индекса фактической инфляции, устанавливаемого нарастающим итогом от даты окончания выполнения работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий на дату первого месяца квартала, указанного в положительном заключении экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, и индекса фактической инфляции, определенного на середину периода выполнения работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии со сроками, установленными в контракте при его заключении.

В случае, если период от даты окончания выполнения работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий до даты первого месяца квартала, указанного в заключении экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, составляет менее трех месяцев, то индекс фактической инфляции рассчитывается на середину периода выполнения работ;

ССМР — сметная стоимость подрядных работ (за исключением затрат на выполнение проектных и (или) изыскательских работ) в уровне цен утвержденной сметной документации, входящей в состав проектной документации объекта капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы. Сметная стоимость работ по строительству (реконструкции и (или) капитальному ремонту) (строительно-монтажных работ) включает в себя затраты на работы и услуги, относящиеся к предмету закупки, предусмотренные сводным сметным расчетом стоимости строительства в составе утвержденной проектной документации за исключением стоимости оборудования;

Соборуд — стоимость оборудования (при наличии в контракте обязательств по поставке такого оборудования) в уровне цен утвержденной сметной документации, входящей в состав проектной документации объекта капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы;

Кп СМР — индекс прогнозной инфляции подрядных работ (за исключением затрат на выполнение проектных и (или) изыскательских работ), рассчитываемый по формуле (2):

Д1, Д2, Дi — доля сметной стоимости подрядных работ, подлежащих выполнению подрядчиком соответственно в 1-й, 2-й, i-ый годы строительства объекта с учетом сроков, установленных в контракте при его заключении;

i — год завершения строительства объекта;

К1 — индекс прогнозной инфляции за первый год строительства объекта, определяемый на середину периода выполнения работ в первый год строительства в соответствии со сроками, установленными в контракте при его заключении;

К2 — индекс прогнозной инфляции, учитывающий инфляцию за первый и второй годы строительства объекта. Рассчитывается как произведение прогнозного коэффициента инфляции, устанавливаемого нарастающим итогом на первый год строительства объекта, и прогнозного индекса инфляции на второй год строительства объекта, определенного на середину периода выполнения работ во втором году строительства объекта в соответствии со сроками, установленными в контракте при его заключении;

Кi — индекс прогнозной инфляции, учитывающий инфляцию за весь период строительства объекта. Рассчитывается как произведение прогнозного коэффициента инфляции, устанавливаемого нарастающим итогом на предшествующие годы строительства объекта, и прогнозного индекса инфляции на последний год строительства объекта, определенного на середину периода выполнения работ в последнем году строительства объекта в соответствии со сроками, установленными в контракте при его заключении.

При этом расчет индекса прогнозной инфляции на один месяц с использованием данных о годовом индексе прогнозной инфляции производится по формуле (3):

Кпи год — годовой индекс прогнозной инфляции.

Для определения размера индекса прогнозной инфляции для периода в несколько месяцев величина индекса прогнозной инфляции, рассчитанная на один месяц, возводится в степень, размер которой соответствует количеству месяцев с начала года (соответственно, для даты начала работ и для даты окончания работ).

Кинфл оборуд — индекс прогнозной инфляции изменения стоимости оборудования, рассчитываемый в отношении оборудования аналогично порядку расчета индекса прогнозной инфляции подрядных работ (Кинфл СМР);

Ксниж — коэффициент тендерного снижения начальной (максимальной) цены контракта (при наличии).

6. В случае если цена контракта, определенная по результатам закупки, после выполнения обязательств по контракту, связанных с подготовкой проектной документации и (или) выполнением инженерных изысканий, а также получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, превышает сметную стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, определенную по результатам государственной экспертизы проектной документации в части достоверности определения такой сметной стоимости, цена такого контракта должна быть уменьшена с применением формулы, указанной в пункте 5 Порядка.

расчёт значительного роста стоимости строительных ресурсов. Изменение (увеличение) сметной стоимости объекта капитального строительства в связи с увеличением цен на строительные ресурсы и обусловленного им изменения (увеличения) цены контракта, перечень документов: Для проведения повторной государственной экспертизы в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства , реконструкции в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 09.08.2021 № 1315 и Постановления Правительства Красноярского края от 21.10.2021 № 770‑п.

Минстроя России от 09.04.2022 N 15274-ИФ/09

Читайте также:  Реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства

На основании поступающих обращений в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сообщает.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона N 44-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ. Данные правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 статьи 2 Закона N 44-ФЗ.

Согласно положениям Закона N 44-ФЗ цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При этом Закон N 44-ФЗ содержит положения, позволяющие изменять условия заключенных контрактов на выполнение строительных работ.

Пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность изменить существенные условия контракта на выполнение строительных работ (в том числе цену контракта), если такой контракт заключен на срок не менее одного года, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации. При этом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30%.

С целью поддержки заказчиков и подрядных организаций в сложившихся экономических условиях в связи с ростом стоимости строительных ресурсов в 2021 году постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — Постановление N 1315) установлены случаи, при которых допускается в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 и частью 70 статьи 112 Закона N 44-ФЗ изменять существенные условия контракта, стороной которого является заказчик, указанный в приложении к Постановлению N 1315, в том числе изменение (увеличение) цены контракта, а также порядок проведения таких изменений.

Установлена возможность изменять цену действующего контракта (не более чем на 30%) стоимостью более 1 млн. руб., заключенного в соответствии с Законом N 44-ФЗ для обеспечения федеральных нужд, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в связи с ростом цен на строительные ресурсы, в том числе в рамках исполнения государственного оборонного заказа.

Для контрактов, цена которых превышает 100 млн. рублей, изменения возможны только после проведения государственной экспертизы в части проверки достоверности определения сметной стоимости, которая будет осуществляться в сокращенные сроки (до 14 дней).

В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 476-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 112 Закона N 44-ФЗ, позволяющими в 2021 и 2022 годах применять положения пункта 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ к контрактам, которые заключены на срок менее одного года и предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в Постановление N 1315 внесены изменения, согласно которым установлена возможность применения положений Постановления N 1315 к контрактам, которые заключены на срок менее одного года.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 112 Закона N 44-ФЗ дополнена частью 65.1, согласно которой установлено, что изменение существенных условий контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, контракта жизненного цикла в случае, если предметом такого контракта являются новые машины и оборудование, а также контракта, предметом которого может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и заключенных до 1 января 2023 года, допускается по соглашению сторон, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

Предусмотренное частью 65.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 — 1.6 статьи 95 Закона N 44-ФЗ на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2022 г. N 439 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесены изменения в абзац шестой подпункта «а» пункта 2 Постановление N 1315, согласно которым положения Постановления N 1315 распространяются на контракты, заключенные до 31 декабря 2022 года.

Следует отметить, что согласно пункту 3 Постановления N 1315 Правительство Российской Федерации рекомендует высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, местным администрациям принять меры, обеспечивающие возможность изменения (увеличения) цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству и который заключен в соответствии с Законом N 44-ФЗ для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно, с учетом положений Постановления N 1315.

На основании изложенного, по мнению Минстроя России, вопрос возможности увеличения цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству и который заключен на срок менее одного года для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно, в связи с ростом цен на строительные ресурсы урегулирован.

данного вида объектов капитального строительства (далее — объект -представитель). 9. При расчете индексов изменения сметной стоимости , предназначенных для применения в целом по объекту капитального строительства , допускается использование РТМ, разработанных для расчета укрупненных нормативов цены строительства , информация о которых размещена в ФГИС ЦС, без предоставления комплекта документов, использованных для ее разработки. (в ред. Приказа Минстроя РФ от 20.02.2021 N 79/пр).

Источники
  • https://gkrfkod.ru/zakonodatelstvo/pismo-minstroja-rossii-ot-01032022-n-7797-if09/
  • http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_350766/5ab1a9ef595bf3ca83a5e3093c771419cc533c49/
  • https://legalacts.ru/doc/pismo-minstroja-rossii-ot-09042022-n-15274-if09-po-voprosu/

Рейтинг
Загрузка ...