В зодчестве на протяжении XVII в. произошли большие изменения. Хотя основным строительным материалом осталось дерево, но по сравнению с предыдущим временем значительно большее развитие получило каменное (кирпичное) строительство. Широко стали применяться новые виды строительных материалов: многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали.
К выдающимся произведениям деревянного зодчества относится царский дворец в подмосковном селе Коломенское, построенный в 1667-1678 гг. Это был целый городок с башенками, чешуйчатыми крышами, гульбищами, крылечками с витыми «колоннами». Различные постройки — хоромы, выполненные в индивидуальной манере, не похожие друг на друга, связывались между собой переходами и насчитывали 270 комнат и 3000 окон. Современники называли его «восьмым чудом света».
В деревянном церковном зодчестве преобладали шатровые здания. Строили также ярусные церкви. В целом деревянное зодчество испытывало обратное влияние каменной архитектуры.
Несмотря на попытку патриарха Никона запретить строительство каменных шатровых храмов, этот тип стал преобладающим в церковной архитектуре. В Москве возводятся церковь Рождества в Путинках, церковь Троицы в Никитниках, в Алексеевском монастыре в Угличе – «дивная» Успенская церковь, имеющая три шатра, в Троице-Сергиевом монастыре — церковь Зосимы и Савватия, а также храмы в Вязьме, в селе Остров (под Москвой), в Муроме и Устюге. Все они отличались, как правило, богатым архитектурным убранством и орнаментикой, придающим зданиям нарядность.
Как подготовить ткань к раскрою? Подготовка ткани для изготовления костюма в стиле Шанель. #shorts
Вместе с тем, под влиянием Никона в середине — второй половине XVII в. осуществляется строительство ряда монументальных построек, выполненных в традиционном стиле предыдущих периодов и имеющих цель показать силу церкви. Таков величественный Воскресенский собор московского Ново-Иерусалимского монастыря, для постройки которого были использованы модель храма над «гробом господнем» в Иерусалиме — главной христианской святыни.
Еще ранее возводятся здания Валдайского Иверского монастыря. В 70-80-х годах строится ансамбль построек ростовского митрополичьего двора — Ростовский кремль. Жилой комплекс здесь сочетался с храмовым. Все постройки окружали массивные стены с башнями.
В конце XVII века в храмовой архитектуре возникает новый стиль — нарышкинское (московское) барокко. Самым значительным памятником его является московская церковь Покрова в Филях, отличающаяся изяществом, безукоризненными пропорциями, применением во внешней отделке таких декоративных украшений, как колонны, капители, раковины, а также своим «двуцветием»; использованием только красного и белого цветов.
Наряду с церковными в XVII в. строятся значительные гражданские сооружения. Существенной перестройке подвергается Московский Кремль. Надстраиваются Кремлевские башни, Спасская возводится (в ее теперешнем виде), создавая парадный въезд в Кремль. На всех башнях появляются шатровые навершия вместо прежних четырехскатных крыш. Все это придает Московскому Кремлю новый вид: оборонно-крепостной его облик уступает место торжественному ансамблю.
ЧТО ВНУТРИ? // ТАЙНАЯ Рассылка Материалов от MPM art
Впрочем, изменениям подвергается и внутреннее пространство Кремля. Выдающимся светским сооружением является Теремной дворец (1635-1636). Он представлял собой трехэтажное на высоких подклетях здание, заканчивающееся высоким «теремком». Здание было богато украшено: золотая кровля, два пояса изразцовых карнизов, каменная резьба. Декоративным убранством отличается золотое крыльцо.
На формы отделки непосредственно оказало влияние деревянное зодчество. В ином стиле возводятся там же Патриаршие палаты с Крестовым залом, здание Земского приказа. Примером поисков нового оформления зданий общественного назначения стала построенная Михаилом Чоглоковым Сухарева башня. Над массивным первым ярусом (подклетом) располагались два яруса подклетного строения, увенчанного башней с государственным гербом наверху. Ко второму ярусу шла широкая парадная лестница.
В XVII в. получает дальнейшее развитие торговопромышленное строительство. Так, гостиные дворы сооружаются в Китай-городе в Москве и в Архангельске. Архангельский гостиный двор, вытянувшийся вдоль Северной Двины на 400 м, окружали высокие каменные стены с боевыми башнями. Внутри его размещалось более двухсот торговых помещений.
Церковное строительство было прервано в России Смутным временем и возрождалось медленно. Активные работы начались только с 1620-х гг. Патриарх Филарет (отец царя Михаила Федоровича) в 1619 году вернулся из польского плена. Он взял инициативу в свои руки. По его указу в Нижнем Новгороде в память освободительного восстания против интервентов отстраивается заново обветшавший Архангельский собор [14] .
· Архангельский собор Нижнего Новгорода до перестройки был крестово-купольным. Но в 1628-31 гг. присланными из Москвы Лаврентием Семеновичем Возоулиным и его пасынком Антипой строится величественный шатровый храм. Архангельский собор повторяет самый распространённый тип шатрового храма — восьмерик на четверике, но имеет свои особенности.
Четверик его красиво оформлен пилястрами с карнизом, поверх которого стоят кокошники (повторяющие закомары крестово-купольного храма). Собор имеет апсиды и крыльцо с западной стороны. С боку к храму примыкает колокольня, с которой через специальное окно можно было смотреть за службой в храме. В XX веке храм потерял придел, устроенный в 1672 году.
· Князь Дмитрий Михайлович Пожарский в 1640 году строит церковь Покрова всвоем имении— Медведкове (Москва) [15] . Покровский храм также следует традиции предыдущего столетия, но при этом оригинальным образом подражает многопридельному Покровскому собору на рву. Зодчий уменьшил ширину восьмерика, сделав так, чтобы его стены не опирались прямо на стены четверика.
Для этого он прибегнул к сложной конструкции из двух рядов свисающих арок, несущих восьмерик. По углам от восьмерика разместились дополнительные главы, придающие небольшому храму характер многоглавого. Кроме того, храм имеет два небольших симметричных придела. При несколько приземистых пропорциях четверика и восьмерика шатер приобретает особую стройность, подчеркивая взлет здания. Его высота равна высоте нижней части здания [16] . В декоре шатра использованы живописно разбросанные изразцы.
· Церковь в Троицком-Голенищеве (Москва), построенная в летней резиденции московских патриархов, близка по плану к церкви в Медведкове (1644-45 гг.) [17] . К её центральному объёму также примыкают два симметричных придела, на этот раз завершеные не главами, а меньшими шатрами. Все три придела — восьмерики на четверике, но центральный выделяется своими размерами и большей высотой шатра.
Постепенно архитектура XVII века изменяет типологию шатровых храмов. Некоторые более ранние постройки сохраняют ещё прежнюю выразительность столпообразных храмов, но содержат при этом важные новшества.
· Особое место среди них занимает Успенская «дивная» церковь в Алексеевском монастыре Углича [18] [19] , построенная в 1628 году (или в 1630-е гг [20] ). Три её стройные шатра поставлены на три выстроенные в ряд придела. Композиция из трех выстроенных в ряд поперек храма шатров сыграет чуть позже важную роль в сложившемся вскоре стиле «русского узорочья». Внешний вид Успенской церкви красив благодаря сочетанию нескольких заостренных шатров, центральный из которых выделен большим размером. Но интерьер храма перекрыт сводами, его шатры представляют собой только глухие декоративные надстройки.
· В 1635-38 гг. в Троице-Сергиевом монастыре была построена небольшая церковь Зосимы и Савватия Соловецких при больничных палатах [21] . Внешне храм очень строен и красив, но его высокий шатёр имеет чисто декоративный характер. Он не открывается в интерьер храма. Небольшое внутреннее пространство церкви перекрыто сводом на уровне пят закомар (кокошников).
· Репликой этого храма стала больничная церковь святого Евфимия в Кирилло-Белозерском монастыре (1946 г) [22] . Евфимиевская церковь отличается гораздо более приземистыми формами, а её восьмерик столь низок, что даже не проявляется в экстерьере здания.
Церковь Рождества Богородицы в Путинках. Москва. 1649-52 гг.
Церковь Одигитрии в монастыре Иоанна Предтечи в Вязьме. 1650-е гг.
В архитектуре русского узорочья прежняя конструктивная роль шатра утрачивается полностью [23] . Шатер становится одним из многих элементов декора. Как купола храмов чаще стали заменяться глухими декоративными главами, так же декоративными надстройками над глухими восьмигранными барабанами стали и шатры. В небольших храмах, перекрытых сводом, стали использовать завершение из двух или трех небольших шатров. Такие храмы утратили связь с прежним типом центрического столпообразного храма.
Колокольни с шатровым завершением являются распространённейшим элементом архитектуры русского храма XVII столетия. Распоряжение патриарха Никона, запрещавшее строительство шатровых церквей, не затронуло шатровых колоколен, которые продолжали возводиться и в XVIII веке.
Колокольня собора в Суздале. 1635 г.
Церковь Григория Неокесарийского в Москве. 1667—1679 гг.
Суздаль. Антипиевская и Лазаревская церкви. Колокольня Антипиевской церкви. 1745 год.
Балахна. Спасская церковь. 1668 г. Колокольня 1702 г.
В 1620-е годы в Россию приехал ряд английских мастеров. Их приглашение было связано с резкой нехваткой специалистов в России после потрясений смутного времени.
· Первым памятником XVII века, положившим начало шатровым колокольням, стала так называемая Филаретова пристройка в Московском Кремле, возведенная Джоном Талером в 1624 году Филаретова пристройка представляет собой прямоугольную башню-звонницу. Композиция здания следует распространённому в Европе типу готической башни, характерно также сочетание готического типа с маньеристическим декором. Ярус звона имеет один арочный проем и завершен шатром с окном- люкарной (оконный проём в скате крыши, обычно чердачной, или куполе) и четырьмя пинаклями (декоративная башенка, часто увенчиваемая остроконечным фиалом) по углам.
· Первым и очень близким её повторением явилась звонница Архангельского собора в Нижнем Новгороде. Следующей постройкой стала колокольня Печерского монастыря в Нижнем Новгороде, повторившая колокольню собора, но уже в очень упрощенном варианте. На этом данная линия развития прервалась.
· Шатровое завершение Спасской башни Московского Кремля, сделанное в 1624-25 гг, гораздо ближе большинству шатровых колоколен XVII столетия. Её граненый ярус звона имеет восемь проемов, а не одну большую арку, как в Филаретовой пристройке. Стройный шатер поставлен прямо на арочные перекрытия проемов. Строительство звонницы на Спасской башне связано с англичанином Христофором Галовеем — часовых дел мастером.
· Ю. В. Тарабарина предполагает, что третьей шатровой колокольней этих лет в Москве была церковь Саввы Освященного под колоколы в Новоспасском монастыре. Храм не сохранился, но судя по его описанию середины XVII века, он имел шатер с пинаклями по углам.
А. Л. Баталов на примере XVI века сформулировал важную закономерность развития форм русской архитектуры. Если появление новой типологии связано с внешним импульсом, то её дальнейшее существование идет путём адаптации к местной традиции и преобразования созвучно имманентному развитию русской архитектуры.
Именно так развивалась типология шатровых колоколен на протяжении XVII века. В русской архитектуре привился только тип, представленный звонницей Спасской башни. Ярус звона делался в виде арочного восьмигранника. Шатер ставился на арочные перекрытия проемов, а не на прямой карниз, как в Филаретовой пристройке. Не получили употребления готические пинакли по углам шатра.
При этом большое развитие получили окна-слухи в гранях самого шатра.
В середине и особенно во второй половине XVII века в Москве и во множестве других городов шатровые колокольни стали неотъемлемой принадлежностью церквей. Чаще всего колокольни ставились над входом с западной стороны храма и соединялись с церковью низкой продольной трапезной.
· Московскими примерами могут служить колокольни церквей Григория Неокесарийского [33] , Николы в Пыжах [34] , Знамения за Петровскоми воротами [35] и многие другие.
Интересной особенностью обладают суздальские шатровые колокольни, имеющие вогнутую форму.
Источник: studopedia.ru
Стиль архитектуры в XVII веке в России
Стиль архитектуры в XVII веке расцвел, потому что расширились возможности государства, каменное строительство вышло на новый уровень. В Кремле при Михаиле Федоровиче были построены каменные царские палаты. Именно в XVII веке, а точнее в его первой половине, появляется такой культовый объект, как Спасская башня. А во второй половине столетия были построены и другие башни Московского Кремля. Данные строения увенчали шатрами, и они приобрели привычный нам вид.
Храмы в XVII веке
Конечно, в Средневековье наибольшее значение имело церковное зодчество. Особенный стиль архитектуры XVII века можно лицезреть в храме Троицы в Никитниках. Находится он в самом центре Москвы, в Китай-городе. Этот храм увенчан пятью шатрами, а колокольни имеют каменный навес. Именно это строение стало образцом для каменного церковного зодчества по всей стране.
Вот такого типа храмы в большом количестве строили в старых русских городах, вплоть до первой половины XVIII столетия.
Особенности крыши
Интересным явлением церковного зодчества первой половины XVII века было увлечение каменными шатрами не над колокольнями, а над самим храмом. Этот любимый элемент творцов в стиле архитектуры XVII века пришел из деревянного церковного строительства. Дело в том, что деревянный шатер очень практичен, поскольку осадки стекают с крыши. И вот оттуда, из деревянного зодчества, каменный шатер утвердился и в церковном строительстве.
Но с точки зрения патриарха Никона, данные крыши были неудобны, и в целом элемент являлся неправильным. Долгое время считалось, что патриарх запрещает венчать храм шатрами, так как они считались светскими элементами, которые недопустимо использовать в церковном зодчестве. Это рассматривалось как проявление обмирщения культуры.
Последние исследования несколько уточнили этот вывод. Дело в том, что, запретив венчать каменные храмы шатрами, Никон велел в своем любимом Воскресенском монастыре построить здание с такими особенными крышами. Поэтому намерения патриарха в данном случае не вполне ясны. Может быть, он хотел, чтобы это был единственный храм в данном стиле архитектуры XVII века.
Как бы то ни было, но запрет церковного зодчества распространялся на всю страну. Таким образом, церковь Рождества в Путинках, сегодня расположенная в центре Москвы, — последний храм в данном городе, который был увенчан шатрами.
Архитектура XVII
В конце века можно наблюдать совершенно новые явления в церковном зодчестве. Это так называемый нарышкинский стиль. Иногда здания, построенные в данной стиле, еще именуют московским барокко. Это не совсем точно, потому что официально данный стиль в архитектуре появится немного позже. В церквях представлены только элементы культуры барокко, поэтому корректнее называть этот стиль нарышкинским.
Храм Покрова в Филях
Фили — это подмосковное село боярина Нарышкина. Этот храм заметно отличается от Троицы в Никитниках. Здание представляет собой высокую центрическую композицию, в таком храме человек ощущает себя центром, это не характерно для средневекового мировоззрения.
Здесь вотчинник находится прямо под куполом и косвенно, конечно, не прямо, а опосредованно, это отзвуки идеи Возрождения. Человек — центр Вселенной, мера всех вещей. Именно это было главной концепцией русской архитектуры XVII века. Хотя может быть в конце века это идея и не читалась отчетливо, но архитектурные формы дошли до наших дней, и искусствоведы утверждают, что это именно та особенность, в которой этой идея могла когда-либо воплотиться.
Памятники архитектуры XVII века
Нарышкинский стиль еще с большей силой нашел отражение в другой подмосковном вотчинном здании — церкви Знамения в селе Дубровицы. Это усадьба дядьки, воспитателя Петра, Бориса Голицына. В данном строении очень много особенностей, например, необычное завершение храма — он увенчан короной — это элемент европейского барокко того времени.
Если внимательно приглядеться к ступеням этого храма, то можно найти вполне определенное заимствование от известной лестницы, которая была спроектирована великим Микеланджело в конце XVI века. Данный элемент родом из Флоренции, библиотеки Медичи Лауренциана. Объект стал образцом для многих лестничных маршей того времени и также из рук в руки, через Голландию, Германию, Речь Посполитую, реплика дошла и до Московского государства на рубеже XVII—XVIII веков.
Таким образом, можно отметить, что в конце XVII века все отчетливее проявляется связь Московского государства со всеми процессами, которые имели место в это время в Европе.
Передача опыта
Эпоха барокко — это еще один пример стиля русской архитектуры XVII века. В истории, например, музыки или литературы принята немного другая периодизация. А в строительстве считается, что барокко заканчивается в середине XVIII века. После этого начинается эпоха неоклассицизма.
В это время образцом во всех видах искусства для Европы по-прежнему служит Италия, точнее сказать, Рим. Архитектура барокко тоже возникает в древнем городе. А главный архитектор стиля, естественно, римлянин — Джованни Лоренцо Бернини. Важнейшие творцы следующего поколения, который строили в конце XVII века и начале XVIII, это его ученики, причем не только итальянцы, но и некоторые немцы. Например, очень известный хороший архитектор, Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах.
Влияние государства на стиль
Существует две политические силы, которым служит архитектура барокко, — это контрреформация и абсолютизм. Как бы это ни было странным, но и стиль архитектуры XVII века — это смесь государственного строя с творчеством.
Что такое контрреформация
В XVI веке произошло некое преобразование, поэтому половина Европы отреклась от католичества и примкнула к новой версии христианства — протестантизму. Церковь с этим примириться не могла и начала масштабную пропагандистскую кампанию, в ходе которой была создана лучшая в мире сеть высших учебных заведений — Иезуитский коллегиум. Там учились и духовные лица, и миряне. И как-то так получилось, что большинство покидало стены этих заведений убежденными католиками.
Так как столица христианского мира — Рим, и архитектура барокко создана в этом городе, то получилось так, что именно этот стиль служил оформлением католической пропаганды. И из Рима распространялись данные мотивы по всему миру. Например, строители иезуитских миссии, коллегиумов, которые покрывали всю планету от Икитос до Гоа, брали за образец первые постройки Суэцкого ордена в Риме.
Образцом для всех храмов католического мира, как уже было отмечено выше, служил собор Святого Петра в Риме, достроенный в эпоху барокко.
Дворцы для знати
В XVII веке возникает новый порядок управления государством — абсолютизм. До тех пор европейские аристократы были более или менее государями своих земель. Собирали там налоги, содержали собственный армии и частенько вели войны со своими королями. В XVII веке постепенно, сначала во Франции, а затем и в некоторых других странах Европы, аристократия лишается прежних привилегий, а государствами начинают управлять короли, уже не стесненные пережитками средневековых порядков, при помощи бесправной сущности бюрократии.
С конца XVII века, по веянию Европы, русские цари, а позже императоры начинают строить для себя громадные загородные дворцы с регулярными парками. В этих дворцах часто живут непросто государи и их придворные, но и министры и другие служащие государственного аппарата. Загородный дворец служит офисом верховной власти в государстве.
Императорские резиденции в Петербургских пригородах — это одни из самых крупных и самых роскошных дворцов в стиле европейского барокко. Таким образом, можно отметить, что архитектура в XVII веке в России была разной.
Отличительные черты
Барокко, как и любой другой стиль, имеет свою особую неповторимость. Вот самые главные особенности: овальный план, неравномерная расстановка колонн и обильные расписанные скульптуры, живописные декорации.
Нельзя утверждать, что эти приемы характерны только для эпохи барокко, но в эти времена они встречаются гораздо чаще. Впрочем, овальный план не встречается ни в античной, ни в средневековой архитектуре, ни в эпоху Возрождения. Его изобрели Итальянцы в XVI веке. Но первые овалы относятся к эпохе позднего Возрождения. Примером может служить небольшая церковь Сант-Анна в Риме.
Некоторые исследователи считают, что история архитектуры барокко взяла свое начало именно с этих построек, Микеланджело Буонарроти даже иногда называют отцом барокко. Но все-таки принято считать, что первыми архитекторами римского барокко были мастера следующего поколения, работавшие на рубеже веков, в частности Джакомо делла Порта или Карло Мадерна.
Источник: fb.ru
Как называется архитектурный стиль появившийся в каменном храмовом строительстве в россии в xvii в
Задания Д3 № 1252
Как называется архитектурный стиль, появившийся в каменном храмовом строительстве в России в XVII в.?
3) дивное узорочье
Архитектурный стиль XVII века назывался дивное узоречье. Крестовокупольный стиль существовал с X по XV века. Шатровый стиль существовал в XVI веке. Ампир являлся архитектурным стилем первой половины XIX века.
Правильный ответ указан под номером: 3.
«Крестовокупольный» и «шатровый» — это не стили, а типы храма, отличающиеся по конструкции. В приведенном варианте вопроса оказывается, что «крествокупольный» (конструктивный тип храма) и «ампир» (поздний этап стиля классицизм) — понятия одного порядка, что абсолютно не корректно!
Что качается «дивного узорочья» — то это выражение также не научно. Общего стилевого определения для искусства XVII в. не существует, стиль в московском зодчетсве 1690-х гг. называют «московским барокко», в не выделяют «нарышкинское и «софьинское» .
В задании они выстроены в одном порядке. Шатровый стиль был запрещен патриархом Никоном и храмы, построенные на деньги горожан имели богатый декор. Постройки получили название «дивного узоречье».
Источник: hist-ege.sdamgia.ru