Перекрытие Енисея в Карловом створе на месте будущей Саяно-Шушенской ГЭС, согласно взятому обязательству, состоялось на 4 дня раньше намеченного срока. 11 октября 1975 года в 10 часов, после доклада начальника строительства Станислава Садовского о готовности, была дана команда о перекрытии. Первым самосвалом с камнем управлял шофёр-передовик Илья Кожура (12 сентября 1968 года он находился за рулём грузовика с которого в Енисей в Карловом створе упала первая мраморная глыба). Рядом сидел почётный гость строящийся станции космонавт Георгий Береговой. Многотонные самосвалы сменяли друг друга и через три часа Енисей был перекрыт.
До 1961 года на месте Саяно-Шушенской ГЭС была непроходимая тайга. Осенью 1961 года отряд изыскателей института «Ленгидропроект» во главе с Петром Васильевичем Ерашовым прибыл в горняцкий поселок Майна. В условиях суровой зимы и последующего бездорожья предстояло обследовать 3 конкурирующих створа.
В разгар работ численный состав изыскателей достигал 600 человек, и уже в июле 1962 г. экспертная комиссия, возглавляемая академиком А.А. Беляковым, смогла по материалам изысканий выбрать окончательный вариант — Карловский створ. В 20 км ниже по течению было намечено строительство спутника Саяно-Шушенской — контррегулирующей Майнской ГЭС.
Перекрытие реки Обь при строительстве ГЭС, 1956
Строительство Саянской ГЭС началось с развития инфраструктуры — уже в 1964 г. 120 семей получили ключи от квартир в 18-ти двухэтажных деревянных домах. В поселке Майна построили столовую, магазин, баню, детский сад, школу, следом были сданы в эксплуатацию комбинат бытового обслуживания, часовая мастерская, фотография, парикмахерская. В поселке Означенное тоже возвели 7 двухэтажных деревянных домов нового микрорайона для семей гидростроителей. А 4 ноября 1967 г. была заложена символическая плита под фундамент первого крупнопанельного дома, положившего начало городу Саяногорску.
Проект уникальный арочно-гравитационной плотины СШ ГЭС был разработан Ленинградским отделением института «Гидропроект». Создание плотины такого типа в условиях широкого створа Енисея и сурового климата Сибири не имело аналогов в мире. Проектное задание разрабатывалось под руководством главного инженера проекта Г.А.
Претро в Отделе Саянской ГЭС, а, после его утверждения в 1965 г., начальником отдела и ГИПом был назначен Я.Б. Марголин. Начатые при нем разработки технического проекта были продолжены Л.К. Доманским (1968-72 гг.) и А.И. Ефименко (1972-91 гг.).
В настоящий момент на СШГЭС идут восстановительные работы после аварии 17 августа 2009 года. За год восстановлено и введено в эксплуатацию три гидроагрегата (ГА №6, ГА №5 и ГА №4) суммарной мощностью 1920 Мвт. До конца года под нагрузку будет поставлен ГА №3, после чего суммарная мощность будет составлять 2560 Мвт.
Источник www.sshges.rushydro.ruПокорись, Енисей!
Одним из самых значительных событий в истории строительства Красноярской ГЭС стало перекрытие Енисея 25 марта 1963 года. В этот день Дивногорск оказался в эпицентре внимания всей мировой общественности. Перекрытие освещали не только ведущие СМИ Советского Союза, но и десятки зарубежных журналистов, фотокорреспондентов и кинооператоров.
Перекрытие реки Енисей на строительстве Саяно-Шушенской ГЭС. Док. фильм о СШГЭС, 1976 год.
На время был снят даже запрет на въезд в Красноярск представителей СМИ капиталистических стран. Современники сравнивали перекрытие Енисея с полётом в космос Юрия Гагарина. Сегодня наш рассказ посвящён «золотому» юбилею легендарного штурма Енисея.
Всего в банкет перемычки было уложено 8600 кубометров бетонных тетраэдров и кубов, негабаритных камней, скальной породы и песчано-гравийной массы
Перекрытие Енисея привлекло в Дивногорск невероятное количество приезжих, среди которых были фотографы, журналисты и известные писатели
В дни подготовки к перекрытию по инициативе Андрея Ефимовича Бочкина родилась и полностью оправдала себя такая форма управления ходом работ на ключевых участках строительства, как организация штабов. 25 января вышел знаменитый приказ
№ 22 начальника строительства Красноярской ГЭС «О перекрытии Енисея». В соответствии с указанием министерства этим приказом была определена дата перекрытия реки в створе строительства Красноярской ГЭС – 25 марта (понедельник) 1963 года. Кроме того, в приказе говорилось об организации штаба перекрытия, а также были определены сроки завершения всех основных работ.
Именно штаб перекрытия, в который входили руководители стройки, проектной организации, дирекции строящейся ГЭС, соответствующих подразделений строительства и субподрядных организаций, а также городской партийной организации, на решающем этапе подготовки замкнул на себе координацию и решение многочисленных организационных, технических и финансовых проблем. Его решения выполнялись безусловно, хотя при их принятии не обходилось без жарких споров. Руководил штабом начальник строительства, и были моменты, когда ему приходилось принимать решения вопреки мнению дирекции ГЭС или проектировщиков, но это было скорее исключением, чем правилом: почти всегда находились взаимоприемлемые варианты. Большую роль в успешной работе штаба играли энергичные помощники Андрея Ефимовича начальник ПРО КрасноярскГЭСстроя Александр Львович Мукоед и главный технолог Александр Павлович Степанов, оперативно развязывавшие сложнейшие производственные узлы громадной стройки.
Без сомнения, одной из основных составляющих успеха организации и проведения штабов, ставших эффективной формой управления работами на решающих этапах строительства Красноярской ГЭС, были непререкаемый авторитет начальника Андрея Бочкина и его справедливая, принципиальная позиция в любой, даже самой сложной ситуации. Не было ни своих, ни чужих, все были равны перед интересами дела, и все чувствовали себя гребцами в одной лодке, руководимой одним кормчим. Это нивелировало амбиции участников, имевших различную ведомственную подчинённость: строителей, многочисленных субподрядчиков, дирекции ГЭС, проектировщиков.
Известность стройки и неординарность условий перекрытия привлекли в Дивногорск невиданное число представителей прессы, радио и телевидения. Для их размещения пришлось даже пригнать из Красноярска специальный состав из пассажирских вагонов, чтобы более или менее сносно это сделать.
С марта в Дивногорске работала выездная редакция газеты «Правда» и издавались специальные выпуски этой главной газеты страны. О делах стройки постоянно информировала красноярцев и газета «Красноярский рабочий». В Дивногорск приехали такие известные в стране поэты и писатели, как Борис Полевой, Константин Симонов, Александр Безыменский, Роберт Рождественский, Ирина Левченко, Вера Кетлинская и целый ряд других. Конечно, такое внимание поднимало настроение в коллективе, хотя иногда и мешало нормальной, напряжённой работе.
Необходимый минимум бетонных работ к перекрытию был выполнен точно в срок. Утром 23 марта была взорвана низовая перемычка и енисейская вода, смывая всё на своём пути, хлынула в котлован.
Главный инженер управления основных сооружений Евгений Андреевич Долгинин вспоминал: «Я был в составе рабочей комиссии по приёмке готовых сооружений под затопление, мы облазили все самые укромные уголки и тщательно осмотрели всё то, что должно уйти под воду. Цель – не оставить ничего, что могло бы в будущем мешать строительству или нормальной эксплуатации станции.
Я до сих пор помню щемящее чувство, овладевшее мной в эти минуты, как будто я навсегда прощался с близким другом, с которым провёл многие годы. Ещё вчера в котловане кипели работы, сновали люди и техника, рождались идеи и бушевали страсти, сегодня же он распростёрся пустой и осиротелый, и ты знаешь, что вот эти твои шаги по нему – последние, а завтра всё это станет навеки дном Енисея. Странное чувство, и хоть оно не новое для меня (впервые я испытал его на Иркутской ГЭС), но от этого не становится менее острым. Я знаю, что и другие переживали в этот момент то же».
На следующий день, 24 марта, взорвали верховую перемычку и воды Енисея разделились на два русла: одно – через забетонированное сооружение, через «гребёнку» плотины, другое – через оставшийся узкий проран у правого берега, который и предстояло перекрыть назавтра. Все эти дни по берегам и во всех местах, где только можно, было множество людей – не только строителей, но и приехавших из разных уголков края и даже из соседних областей, и их интерес можно понять, ведь не каждый день люди изменяют русло великой реки.
Перекрытие Енисея привлекло в Дивногорск невероятное количество приезжих, среди которых были фотографы, журналисты
и известные писатели
Само перекрытие Енисея состоялось при большом скоплении народа 25 марта 1963 года.
В 9 часов 50 минут поступила команда Андрея Ефимовича Бочкина о начале перекрытия ровно в 10 часов. Начало перекрытию положил шофёр самосвала МАЗ-525 Леонид Назимко, сбросивший в реку гранитную глыбу с символической надписью «Покорись, Енисей!». Вслед за ним бетонные тетраэдры в проран Енисея, ширина которого составляла 33 метра, сбросили легендарные «четвертаки» Юрия Кокова и Геннадия Данилова. Всего в штурме участвовало 200 самосвалов.
По проекту на перекрытие Енисея предполагалось затратить двое суток, но все работы были завершены за 6 часов 36 минут. Уже в 17 часов 30 минут проран был закрыт. Первыми по вновь отсыпанной, ещё «свежей» перемычке прошли навстречу друг другу начальники управления основных сооружений: Георгий Тихонович Горлов – левого берега и Александр Фёдорович Сычёв – правого. Их крепкое рукопожатие символично соединило правый и левый берега Енисея. Всего в банкет перемычки было уложено 8600 кубометров бетонных тетраэдров и кубов, негабаритных камней, скальной породы и песчано-гравийной массы.
Все работы по перекрытию Енисея на Красноярской ГЭС являли собой образец организованности и чёткости. Несомненно, помимо чисто технического это событие имело также огромное психологическое значение для коллектива гидростроителей. Это был для него своего рода промежуточный экзамен на зрелость. Сам же завершающий этап перекрытия – фактически торжество высокой квалификации, самоотверженности и смелости водителей самосвалов, крановщиков, экскаваторщиков, бульдозеристов.
Впоследствии пример перекрытия Енисея в створе Красноярской ГЭС стал классическим. «Перекрытие р. Енисей пионерным способом в зимних условиях является новым шагом вперёд в развитии теории и практики перекрытия крупных рек, а приобретённый в этом вопросе в КрасноярскГЭСстрое опыт находит широкое применение на стройках страны и за рубежом» – такое мнение позже выскажет Государственная комиссия по приёмке ГЭС в эксплуатацию.
В тот же день на стройку позвонил первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущёв, он поздравил строителей с большой победой и пожелал коллективу новых трудовых успехов. Следом за этим последовало официальное поздравление от ЦК КПСС и Совета Министров СССР. С этого дня началась беспрецедентная гонка между человеком и водной стихией.
Метр за метром поднималась плотина, по пятам за ней поднималась вода. Иногда их разделяли сантиметры, когда речные волны плескались у самого гребня плотины. Но самоотверженный труд тысяч дивногорцев победил.
Фото из архива автора
От первого лица
Владимир Иванович СЕМЁНОВ, ветеран Великой Отечественной войны,
Почётный гражданин Дивногорска, начальник автоколонны МАЗ-205 во время перекрытия Енисея:
– Прежде всего отмечу чётко организованную работу на всех уровнях. Ответственность каждого была очень высокой, почти как на фронте. Уже 25 января 1963 года был создан штаб по перекрытию Енисея. Приказ Бочкина № 22 о перекрытии внимательно изучался всеми работниками автоколонны МАЗ-205. Весь март приезжал на работу в пять утра и был там до девяти-десяти часов вечера.
Можно сказать, трудился без выходных. Приезжал на работу и в субботу, и в воскресенье. Мы все были заняты подготовкой машин к перекрытию Енисея. Личный состав автобазы работал в выходные дни, ремонтный состав – в две смены, одним словом, к перекрытию автопарк был готов.
Накануне решающего понедельника 25 марта, в субботу и воскресенье, тщательно была проверена каждая машина, устранены все неисправности. Спать приходилось не больше 4-5 часов в сутки.
Но в день штурма настроение было боевым. Страха не было, было огромное желание не подвести своих товарищей и выполнить поставленную руководством строительства задачу. Уже к восьми утра самосвалы и все водители были в полной боеготовности. На базу приехал фотокорреспондент, сделал снимки на память. Ребята пошутили, что, дескать, вошли в историю.
Напряжение снимали подбадриванием друг друга. Водительский коллектив был настолько сплочён, что любую задачу, которую ставило руководство АТУ, а также руководство строительства, всегда выполнял честно и добросовестно.
В 10 часов утра поступила команда Бочкина о начале перекрытия. Первые глыбы в проран Енисея, сбросили легендарные «четвертаки». Вслед за ними пошли остальные, в том числе и наши самосвалы МАЗ-205. Несмотря на морозец и пронизывающий ветер, при подъезде к прорану у водителей вся спина была в поту. И это при том, что кабины держали открытыми.
В кузове «за плечами» 6-тонные глыбы, которые в случае малейшей неточности могли опрокинуть за собой в проран и машину. В 12 часов объявили обеденный перерыв. Кушали все вместе на автобазе. После короткого перекура опять на штурм, но после обеда было уже полегче. Проран почти закрылся, расширяли накат. К пяти вечера берега соединила насыпь, штурм был завершён.
В атмосфере всеобщего ликования усталость почти не чувствовалась. Радость победы переполняла абсолютно всех. И только поздно вечером, дома, пришло осознание значимости проделанной работы и чувство усталости, накопленной за непрерывный месячный напряжённый труд.
Источник www.vsp.ruКак «запрягали» реку 55 лет назад, 25 марта 1963 года, состоялось перекрытие Енисея
Одна из самых выдающихся инженерных операций стала началом крупнейшего гидросооружения в мире. Первый бетонный тетраэдр с надписью «Покорись, Енисей!» был сброшен МАЗом-525, управляемым Леонидом Назимко. В Дивногорске теперь этот МАЗ установлен на постамент как знаковый памятник города.
В этот день маленький город на Енисее оказался в центре внимания всей мировой общественности. Перекрытие освещали не только ведущие СМИ Советского Союза, но и десятки зарубежных журналистов, фотокорреспондентов и кинооператоров. Вот что пишет в своей книге «С водой как с огнем» гидростроитель Андрей Ефимович Бочкин:
«Что касается споров по поводу сроков перекрытия, то их было не меньше, чем по поводу характера красноярской плотины и способа укладки бетона. Внутри Ленгидэпа тоже были разные точки зрения на этот вопрос. Октябрь или март? Дивногорцы предлагали март – в это время самый малый расход воды Енисея… В карьере нарезали из гранита 10 тыс. тетраэдров, из бетона изготовляли кубы и треугольники весом по нескольку тонн. С правого берега начали подготавливать плацдарм для встречной отсыпки и перекрытия реки… не ожидая марта, снова входить в воду, и от оголовка постепенно, пионерным способом, отсыпать перемычку… Мы отсыпали перемычку буквально до последнего часа, и когда я подписал приказ о перекрытии, оставалось всего тридцать три метра, проектировщики считали, что ко дню перекрытия Енисея останется проран (свободное русло реки. – «НКК») в двести метров».
Приказ Бочкина
Приказ № 22 начальника строительства Красноярской ГЭС «О перекрытии Енисея» вышел 25 января. Был создан штаб перекрытия, а также определены сроки завершения всех основных работ. Штаб замкнул на себе координацию и решение многочисленных организационных, технических, финансовых проблем. Его распоряжения выполнялись безусловно, хотя при их принятии не обходилось без жарких споров. Большую роль в успешной работе штаба играли энергичные помощники Андрея Бочкина – начальник ПРО «Красноярскгэсстрой» Александр Мукоед и главный технолог Александр Степанов.
На перекрытие приехало много советских писателей, поэтов, художников, журналистов, в том числе иностранных, из разных газет. А 24 марта к месту перекрытия прибыло много жителей Красноярья. Они расположились на горе правого берега, ночью жгли костры и пели песни. 25 марта в штабе перекрытия иностранный корреспондент спросил Бочкина: «Какую сенсацию вы нам сегодня готовите?» Бочкин ответил: «В том-то и дело, что никакой сенсации сегодня не будет, обычный рабочий день. Единственная сенсация – по плану перекрытие должно продолжаться трое суток, но мы потихоньку, пожалуй, за 10 часов управимся».
Так и вышло. Утром 23 марта была взорвана низовая перемычка, и енисейская вода хлынула в котлован. Главный инженер управления основных сооружений Евгений Долгинин вспоминал:
«Я был в составе рабочей комиссии по приемке готовых сооружений под затопление, мы облазили все самые укромные уголки и тщательно осмотрели все то, что должно уйти под воду. Цель – не оставить ничего, что могло бы в будущем мешать строительству или нормальной эксплуатации станции.
Я до сих пор помню щемящее чувство, овладевшее мной в эти минуты, как будто навсегда прощался с близким другом, с которым провел многие годы. Еще вчера в котловане кипели работы, сновали люди и техника, рождались идеи и бушевали страсти, сегодня же он распростерся пустой и осиротелый, и ты знаешь, что вот эти твои шаги по нему – последние, а завтра все это станет навеки дном Енисея. Странное чувство, и хоть оно не новое для меня, впервые я испытал его на Иркутской ГЭС, но от этого не становится менее острым. Я знаю, что и другие переживали в этот момент то же».
Два берега
На следующий день, 24 марта, взорвали верховую перемычку, и воды Енисея разделились на два русла: одно – через забетонированное сооружение, через «гребенку» плотины, другое – через оставшийся узкий проран у правого берега, который и предстояло перекрыть назавтра. Все эти дни по берегам и во всех местах, где только можно, было множество людей – не только строителей, но и приехавших из разных уголков края и даже из соседних областей, и их интерес можно понять, ведь не каждый день люди изменяют русло великой реки.
Само перекрытие Енисея состоялось 25 марта 1963 года.
В 9 часов 50 минут поступила команда Андрея Бочкина о начале перекрытия ровно в 10 часов. Всего в работах участвовало 200 самосвалов. По проекту на перекрытие Енисея предполагалось затратить трое суток, но все работы были завершены за 6 часов 36 минут. Уже в 17:30 проран был закрыт.
Первыми по вновь отсыпанной перемычке прошли навстречу друг другу начальники управления основных сооружений: Георгий Горлов с левого берега и Александр Сычев – с правого. Всего в банкет перемычки было уложено 8 600 кубометров бетонных тетраэдров и кубов, негабаритных камней, скальной породы и песчано-гравийной массы.
Стройка продолжается
Перекрытие Енисея стало, по сути, датой, с которой связано рождение других крупных электростанций. «В тот же день после завершения перекрытия на стройку позвонил первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев, он поздравил строителей с большой победой и пожелал коллективу новых трудовых успехов, – вспоминал Евгений Долгинин, главный инженер «Красноярскгэсстроя», Герой Социалистического Труда. – Следом последовало также официальное поздравление от ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Было также множество других поздравлений, в том числе из-за рубежа. Мы же думали не только о выполнении следующих стоящих перед нами задач – ускорении возведения плотины и вводе в эксплуатацию в установленные сроки первых агрегатов, но и смотрели в дальнюю перспективу. В своем рапорте ЦК КПСС и Совету Министров СССР ставили вопрос об ускорении проектно-изыскательских работ и начале строительства Саянской ГЭС, позже по нашему предложению получившей название Саяно-Шушенской, и буквально через несколько месяцев, несмотря на отсутствие решения о начале строительства, высадили в районе поселка Майна первый десант строителей».
Источник gnkk.ruФакты
25 сентября 1963 года на строительство гидроэлектростанции приехал Юрий Гагарин, он уложил первый кубометр бетона в тело ГЭС.
В 1968 году на Красноярскую ГЭС приехал Владимир Высоцкий, он несколько дней провел в Дивногорске, выступал в ДК «Энергетик», был аншлаг.
Из 12 тысяч работавших на строительстве гидроэлектростанции было более 500 фронтовиков.