Строительство тоннелей для городского рельсового транспорта в рассматриваемый период неразрывно связано с быстрым ростом городов, которые по мере развития капитализма, централизации и концентрации производства, образования монополий и промышленных комплексов стали превращаться в крупные индустриальные центры. [1]
Строительство тоннелей требует большого количества физической энергии. Расход энергии в ходе ручного труда обычно составляет от 200 до 350 ватт, при этом большая часть статической нагрузки приходится на мышцы. Частота пульса при работе на бурильной машине или пневматическими молотками достигает 150 — 160 ударов в минуту. Производство работ часто осуществляется в неблагоприятных условиях холодного и влажного микроклимата, причем иногда для этого требуется принимать неудобные положения. Это обычно сопряжено с воздействием других факторов риска, что зависит от местных геологических условий и типа применяемых технологий при проходке грунта. Высокая рабочая нагрузка может в значительной мере стимулировать тепловой перегрев организма. [2]
Строительство Евротоннель | (National Geographic) | Как построили тоннель под Ла-Маншем
Строительство тоннелей открытым способом начинают с забивки металлических свай двутаврового профиля по контуру будущих стен тоннеля. Затем производят выемку грунта из котлована. [4]
Для строительства тоннелей и коллекторов используют сборные железобетонные конструкции серии 3.008 — 3 ( рис. 2.8), разработанные Мосинжпроектом совместно с ЦНИИпромзданий при участии НИИЖБа Госстроя СССР. [5]
Опыт строительства тоннелей щитовой проходки показал, что в водонасыщенных неустойчивых породах передвижку щита рационально производить по методу вдавливания его в породу. В таких случаях целесообразно применять сочетание метода вдавливания с одновремен — у у ным подмывом грунта, находящегося в пределах ножевой части щита. [6]
При строительстве тоннелей и прокладке труб способом продав-ливапия, помимо общсстроительных Правил техники безопасности, необходимо также выполнять Правила котлонадзора и следующие специальные правила. [7]
При строительстве прямолинейных тоннелей продольная несбойка qt имеет менее существенное значение, чем поперечная несбойка дц. При строительстве криволинейных тоннелей встречными забоями поперечная несбойка ди и продольная несбойка qt приобретают одинаковое значение. [8]
Технологический процесс строительства тоннеля или прокладки трубопровода способом продавливания подчинен строгой закономерности в чередовании операций. Поэтому все операции, следующие одна за другой в определенном порядке и требующие для своего выполнения некоторого времени, должны быть отражены в посменном суточном графике работ. [9]
В данной работе строительство тоннелей щитовым способом не рассматривается. [10]
Когда было закончено строительство тоннеля под Темзой в Лондоне, городские власти решили отметить это событие в самом тоннеле. [12]
В горной местности строительство тоннеля ( рис. 25) обходится дешевле, чем возведение весьма высоких насыпей, виадуков ( рис. 26) или глубоких выемок. Число тоннелей на железных дорогах невелико. Тоннели строят под один, а иногда под два пути. По значимости тоннели, как и мосты, — наиболее ответственные и дорогие сооружения в путевом хозяйстве железных дорог, а по условиям эксплуатации — сложнее мостов. [14]
Процесс строительства тоннеля
На застроенных территориях для строительства тоннелей мелкого заложения применяют траншейный способ, при котором в местах расположения стен тоннеля роют узкие котлованы — траншеи и на проектной глубине бетонируют стены. [15]
Источник: www.ngpedia.ru
§ 66. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ТОННЕЛЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ (ч. 1)
Проектирование строительства тоннелей всех видов выполняют обычно в две стадии. На основании обследования района строительства и технико-экономического обоснования решений (ТЭО) разрабатывают технический проект с выбором плана, продольного профиля и поперечных сечений тоннеля, материалов и конструкций обделок, мест расположения порталов и строительных площадок, способов производства работ и сроков их выполнения; решают вопросы транспортных связей строительства, размещения отвалов, снабжения водой, энергией и т.п.
В состав технического проекта входят также сводная смета по строительству в целом и сметы на отдельные объекты и виды работ, входящие в комплекс строительства.
На основе утвержденного технического проекта составляют рабочие чертежи на строительные и монтажные работы с максимальным использованием типовых проектов, привязываемых к местным условиям строительства.
Постройка тоннелей представляет значительно большие трудности, чем постройка наземных сооружений. Для возведения тоннельной конструкции необходимо удаление огромного объема пород в условиях горного давления и притока подземных вод. При этом основные работы должны быть выполнены в тесной выработке, иногда загроможденной элементами временной крепи. Возможности расширения фронта подземных работ чрезвычайно ограничены, и проходку тоннелей горным способом чаще всего ведут лишь двумя забоями.
В этих условиях особое значение имеет четкая, продуманная организация строительства, в большой степени определяющая сроки и стоимость работ.
Тоннельное строительство ведут в соответствии с утвержденными проектами организации строительства и производства работ, действующими техническими условиями и правилами безопасности, как правило, поточным методом, обеспечивающим последовательное сооружение отдельных частей тоннеля и непрерывное выполнение работ.
Проект организации строительства (ПОС), разрабатываемый проектной организацией, содержит генеральный план строительства, топографический план района строительства с нанесением объектов, необходимых для его развертывания, привязанные к местности схемы строительных площадок, схемы механизации поверхностных и подземных работ и пояснительную записку.
Для особо сложных объектов, к которым относятся тоннели, проект производства работ составляется также проектной организацией на основе решений, принятых в проекте организации строительства. Проект производства работ содержит технологические схемы производства тоннельных работ, календарный план их выполнения, графики обеспечения строительства материалами, конструкциями, оборудованием, рабочей силой, энергией и транспортными средствами, график работы основных строительных машин и механизмов и пояснительную записку.
Проекты организации строительства и производства работ должны быть основой научной организации труда (НОТ), способствующей постоянному и планомерному внедрению в производственные процессы достижений науки и передового опыта.
При разработке проектов следует стремиться к сооружению тоннеля в кратчайший срок, так как сокращение сроков строительства и ускорение ввода объектов в эксплуатацию имеют важное народнохозяйственное значение. При этом более полно используется строительное оборудование и уменьшаются накладные расходы, пропорциональные времени строительства. К таким расходам относятся стоимость содержания строительных площадок и административно-управленческого аппарата, расходы, связанные с обслуживанием рабочих, и т.п. расходы, составляющие до 60% общей суммы накладных расходов.
Часто тоннель является наиболее трудоемким сооружением, лимитирующим пуск пути сообщения в эксплуатацию. Если в результате уменьшения срока постройки тоннеля общий срок строительства пути сообщения сокращается, экономический эффект может быть особенно значителен.
Главная задача, решаемая при организации работ, — всемерное ускорение проходки тоннеля с обеспечением высокого качества и безопасности работ. Для этой цели необходимо ускорение проходки в каждом из забоев, а также увеличение их числа путем открытия промежуточных забоев из шахт и боковых штолен-«окон», если это целесообразно в технико-экономическом отношении.
Работы по сооружению тоннеля следует вести в течение всего года независимо от климатических условий, для чего в проекте разрабатывают специальные мероприятия. Исключением являются высокогорные перевальные тоннели, при сооружении которых в зимнее время могут возникнуть непреодолимые трудности.
Строительство железнодорожных и автодорожных тоннелей, выполняемое специализированными строительными организациями (тоннельными отрядами, строительно-монтажными поездами), ведется обычно в районах страны, удаленных от крупных промышленных центров и зачастую труднодоступных для автомобильного транспорта.
Эти обстоятельства накладывают отпечаток на выбор конструктивных и производственных решений, на общую схему организации строительства и степень его индустриализации и механизации. В большинстве случаев, особенно при строительстве коротких тоннелей в необжитых районах, создание временных полигонов для изготовления элементов сборных железобетонных обделок хозяйственно нецелесообразно. Лишь в условиях возможности последующего использования такого полигона в качестве постоянного для нужд района и при расположении тоннеля в породах, не требующих для разработки взрывных работ, оправдано применение сборного железобетона в качестве материала для обделок.
В остальных случаях наиболее целесообразно применение обделок из монолитного бетона, процесс возведения которых поддается полной механизации, с заготовкой заполнителей на месте работ.
Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены
Источник: xn--h1aleim.xn--p1ai
Строительство тоннелей
Тоннель – горизонтальное либо наклонное подземное или подводное сооружение, одно из измерений которого значительно больше параметров двух других (длина во много раз больше ширины и высоты).
Тоннель может быть велосипедным, железнодорожным, автомобильным, для движения трамваев, перемещения воды, для прокладки сетей городского коммунального хозяйства и т.д. В современности существуют экологические тоннели, которые специально прокладываются по звериным тропам под автомобильными или железнодорожными магистралями для беспрепятственного перемещения животных.
Как известно, основная часть метрополитена также выполнена в виде тоннелей. Во избежание пересечений линии метро прокладываются на разной глубине (в разных уровнях).
Тоннели строят для:
- преодоления природных препятствий (например, тоннель под горами);
- для сокращения пути (тоннель сквозь горную местность вместо дороги вокруг);
- для сокращения времени движения (тоннель вместо паромной переправы).
Нередко тоннели под водой строятся вместо мостов в тех местах, где мост мог бы помещать движению водных судов. Тоннели строят во избежание пересечения транспортных потоков одного уровня (например, подземные пешеходные переходы, тоннели как часть автомобильных развязок и т.д.).
Рисунок 1. Современный тоннель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В технологии строительства любого тоннеля необходима выработка – искусственно созданная пустота в земной коре. При строительстве тоннелей в устойчивых грунтах допускается оставлять выработку без закрепления, в неустойчивых – устраивают временную крепь. Основные элементы крепи – рошпаны (элемент, соединяющий соседние рамы) и обделка.
Обделка – важнейший элемент системы крепи, она воспринимает давление от окружающих слоев грунта и обеспечивает гидроизоляцию всего сооружения. Участки тоннелей в районе его выходов называют порталами. Порталы придают архитектурный вид входам или въездам в тоннели на фоне окружающего ландшафта. В современности для гидроизоляции тоннелей используют австрийскую технологию NATM (геомембрана с сигнальным слоем).
Готовые работы на аналогичную тему
История появления тоннелей
Надо сказать, что тоннель является древнейшим изобретением человечества, наряду с мостом. Люди уже в каменном веке научились прорубать проходы в скалистой местности, пещеры и рудники. В таких странах, как Египет, Вавилон, Греция и Рим задолго до начала новой эры люди начали использовать тоннели для добычи природных ископаемых, возведения гробниц и храмов.
Позднее тоннели стали применять для водоснабжения и транспорта. Первые тоннели без закрепления были созданы в скальных породах. Для ведения проходческих работ древние строители использовали примитивные орудия.
В период Средневековья также строились тоннели, чаще всего в военных целях. В позднее Средневековье отмечается подъем строительства судоходных тоннелей, поскольку именно в это время развивались водные пути сообщения. В первой половине XIX века в Великобритании на участке Ливерпуль – Манчестер был осуществлен грандиозный проект – построен первый в мире железнодорожный тоннель.
Отрасль строения тоннелей значительно шагнула вперед с изобретением динамита и пироксилина. Изобретение бурильных машин обеспечило возможность строительства альпийских тоннелей между Францией, Италией и Швейцарией. Среди построенных в начале XX века выделяются Большой Аленнинский тоннель и Ровский судоходный тоннель.
Рисунок 2. Строительство тоннеля. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Первый в мире автомобильный тоннель был построен в 1927 году в США под рекой Гудзон. Первый железнодорожный тоннель в России построили в 1862 году в городе Ковно. После этого было построено множество тоннелей на территории Кавказа, Крыма и Урала. В СССР значительное развитие тоннелестроение получило благодаря развитию железнодорожных сетей, созданием ГЭС и строительством метрополитена в крупных городах. Первый автомобильный тоннель в СССР был открыт в 1959 году на Кутузовском проспекте.
Технологические аспекты
По месторасположению современные тоннели можно разделить на:
- горные, проложенные через хребты, водоразделы и отдельные возвышенности;
- подводные, сооружаемые под руслами водостоков или другими водными преградами;
- равнинные (тоннели метрополитена и другие городские тоннели).
Сразу следует отметить, что глубина заложения, величина поперечного сечения, длина тоннеля и другие подобные характеристики зависят от назначения тоннеля, топографических и геологических условий, а также от уровня атмосферных воздействий в данном регионе строительства. Продольный профиль тоннеля может быть односкатным и двускатным. Двускатный формируется путем уклона в обе стороны от средней части сооружения.
Проходка любого тоннеля относится к самым сложным видам строительных работ. Проходку тоннеля обычно ведут одинаковыми по длине участками – заходками. Длина участка определяется глубиной заходки, она же в свою очередь зависит от инженерно-геологических условий, глубины заложения и размеров поперечного сечения тоннеля. Проходка тоннеля в скальных и полускальных грунтах также определяется глубиной заходки и зависит в первую очередь от устойчивости контура выработки (обычно он составляет 2-4 метра).
Организация строительных работ производится поточным методом с цикличным повторением отдельных видов. Современный строительный процесс сооружения тоннеля подразделяется на различные виды работ. Поточный метод организации строительства характеризуется тем, что фронт работ в каждой рабочей зоне ведется с постоянной скоростью.
Только в таком случае весь цикл строительных работ представляет собой единый поток, который обеспечивает строительство со скоростью продвижения передового забоя. Примечательно, что скорость земляных работ в каждой рабочей зоне может быть различной, она определяется технологическими мощностями. Еще одним важнейшим принципом организации тоннельных работ является цикличность их выполнения. Это позволяет наилучшим образом структурировать работу строительных бригад.
Источник: spravochnick.ru