ИА «Ореанда-Новости» Турция планирует ускорить работы по строительству АЭС «Аккую», чтобы запустить первый энергоблок в 2023 году, заявил министр энергетики и природных ресурсов страны Фатих Донмез, пишет ТАСС.
Ранее агентство Рейтер сообщило со ссылкой на источники, что турецкая компания IC Ictas снова получила контракт на проведение подрядных работ в рамках проекта строительства АЭС «Аккую». 26 июля контракт с IC Ictas, которая участвовала в проекте в рамках совместного предприятия с российским АО «Концерн «Титан-2», был аннулирован.
АЭС «Аккую» — первая атомная электростанция, строящаяся в Турции. Проект реализуется на основании межправительственного соглашения, заключенного между Россией и Турцией в 2010 году.
Источник: www.oreanda.ru
Опыт строительства АЭС ВВЭР-1000 в СССР показывает, что наиболее высокие темпы ввода энергоблоков достигались при поточной организации строительства на наиболее крупных многоблочных АЭС (Запорожской и Балаковской), где срок строительства энергоблоков удалось сократить до 50‑60 месяцев. В дальнейшем в России пошли по пути копирования европейских подходов при одновременном снижении культуры и организации производства. Произошел отказ от индустриальных методов строительства АЭС, что привело к увеличению сроков строительства в полтора-два раза. В то же время энергетики Японии и США, явно учтя опыт строительства АЭС в СССР, развили направление индустриализации и механизации строительства и достигли снижения сроков до 35‑45 месяцев.
Бенгальцы избивают работника РОССЭМ на площадке строительства АЭС Руппур
Экономический эффект ускорения строительства определяется, прежде всего, стоимостью электроэнергии, выработанной при досрочном пуске АЭС, причем этот эффект намного перекрывает затраты, необходимые для ускорения строительства.
Ускорение строительства АЭС возможно за счет комплексного решения следующих проблем:
• разработки принципа оптимального размещения АЭС с отказом от слепого выбора только по критерию минимальной стоимости строительства;
• разработки комплексной блочно-поточной технологии строительства АЭС;
• принятия проектных решений, обеспечивающих ведение работ блочно-поточным методом;
• разработки проекта монтажа тяжелого оборудования и трубопроводов в процессе монтажа строительных конструкций;
• применения современных материалов, технологий и строительно-монтажного оборудования.
Как строить
Размещение вновь строящихся и реконструируемых АЭС должно исходить из следующих принципов: АЭС строятся группами, связанными общими транспортными путями (преимущественно должны использоваться возможности водного транспорта); строительство группы АЭС осуществляется индустриальным методом с централизованными строительно-монтажными базами изготовления и предварительного монтажа строительных конструкций.
Вся правда о работе в Турции на строительстве АЭС
В качестве примера может быть рассмотрен каскад АЭС, связанных транспортной системой Волги, включающий недостроенные блоки уже действующих АЭС. Эта группа АЭС совместно с ГЭС может обеспечить электроэнергией регион от Урала до западной части России.
Аналогичные группы АЭС могут быть расположены у побережья Балтийского моря и по рекам Сибири.
С целью обеспечения максимально возможной скорости ведения работ должна применяться комплексная блочно-поточная технология строительства АЭС, разработанная под эту группу. Комплексно-поточная технология строительства достаточно хорошо отработана в Советском Союзе и в настоящее время широко применяется домостроительными комбинатами, имеющими самую высокую скорость сдачи строительных объектов.
С учетом возможности применения современных материалов, в том числе фибробетона, можно прибегнуть к индустриальному изготовлению относительно легких армоблоков с несъемной опалубкой. Блочно-поточная технология, включающая индустриальное изготовление армоблоков с последующим их монтажом на объекте, позволяет в 1,5‑2 раза сократить темпы выполнения строительно-монтажных работ, то есть дает возможность возведения блока АЭС за 3‑4 года; повысить качество работ и готовых объектов строительства; координировать взаимодействие всех участвующих в строительстве организаций; обеспечить требуемую экономичность строительства.
Суть блочно-поточной технологии в том, что на каждом этапе после окончания одного вида работ на отдельном участке (блоке) через минимальный технологически допустимый промежуток должны быть начаты работы, которые могут вестись параллельно.
Кроме того, подобный подход к строительству АЭС предусматривает, что организации, выполняющие отдельные виды строительно-монтажных работ, по мере их завершения на одном энергоблоке АЭС перемещают свой персонал и оборудование на следующий энергоблок или даже на другую АЭС. При этом, помимо решения организационно-технических проблем, решается вопрос сохранности квалифицированных кадров. Именно на этом пути в СССР были достигнуты наибольшие успехи строительства каскадов ГЭС на Волге, Енисее.
Требования к проектировщикам
Проектировщики должны обеспечить реализацию скоростного блочно-поточного метода строительства АЭС за счет следующих мероприятий:
• разбивки зданий и сооружений на блоки, определяемые, например, отметками или технологическими участками, которые можно завершать строительством и монтажом оборудования на ранних этапах до окончания всех строительно-монтажных работ;
• разработки технологий и применения материалов и конструктивных элементов, позволяющих вести поточное строительство блоками;
• ведения всех необходимых документов и записей, как минимум, предусмотренных ГОСТ Р ИСО 9001‑2008 и соответствующими программами обеспечения качества на всех этапах проектирования.
С целью ускорения строительства АЭС следует:
• разработать технологичный с точки зрения строительства новый типовой проект АЭС; наличие сегодня трех плохо скоординированных по строительной части проектов (НВАЭС-2, ЛАЭС-2, АЭС «Белене») объяснимо, но с точки зрения ускорения строительства совершенно недопустимо;
• разработать типовые проекты специализированных (региональных) строительно-монтажных баз и строительно-монтажных баз на площадках АЭС;
• уделить особое внимание разработке типовых проектов организации строительства, организации строительно-монтажных работ и типовых технологических карт выполнения отдельных видов строительно-монтажных работ.
Новый типовой проект АЭС должен предусматривать:
• максимально полную типизацию всех объектов и узлов АЭС, независимо от площадки строительства, вплоть до типового решения фундаментов для близких по гидрогеологической структуре оснований;
• конструктивные решения, позволяющие реализовать индустриальный метод строительства с изготовлением и / или предварительной сборкой элементов конструкций и оборудования на специализированных строительно-монтажных базах, а затем укрупнением на строительно-монтажных базах площадок АЭС;
• возможность максимально полного завершения строительно-монтажных работ, включая монтаж оборудования на каждой отметке (поясе) перед переносом строительно-монтажных работ на следующую отметку.
Проекты АЭС, уже разработанные в расчете на монолитный метод возведения железобетонных конструкций, должны быть адаптированы к методу возведения с использованием индустриально изготовленных армоблоков без серьезных изменений проектных решений в части рабочей арматуры.
Особенности процесса
Должны быть созданы специализированные строительно-монтажные базы для изготовления близких по технологии изготовления и монтажу типов изделий, например армоблоков для железобетонных конструкций. Такие базы должны располагать испытательными лабораториями.
Для исключения потерь времени на исправления брака строительные организации должны иметь эффективно действующую систему обеспечения качества, которая должна позволять:
• выявлять несоответствия на самых первых этапах выполнения любых видов работ;
• не допускать использования несоответствующей продукции;
• обеспечивать сбор информации о несоответствующей (забракованной) продукции (работах);
• анализировать информацию о причинах появления несоответствующей продукции;
• разрабатывать корректирующие мероприятия.
Важно, чтобы на верхних этажах управления атомной отраслью действовала эффективная служба контроля качества, которая анализирует представленные ей результаты контроля качества выполнения работ всеми участниками строительства; осуществляет выборочный инспекционный контроль работы; принимает решения об устранении выявленных несоответствий, носящих системный характер; оценивает результативность выполнения принятых решений.
Еще одна предпосылка ускорения строительства АЭС – выбор и применение современных материалов и технологий, обеспечивающих скоростное строительство при соблюдении высокого качества работ. Этот выбор следует проводить не в ходе строительства, когда для этого уже нет времени, а на проектной и предпроектной стадиях.
Пример такого решения – переход на безвибрационную укладку бетона в густоармированные конструкции. При наличии 4‑6 слоев арматуры вибратор становится уже неприменим, нужны самоуплотняющиеся литые составы. Но к выбору этих составов и материалов для них надо подходить очень внимательно, обязательно тщательно анализируя имеющийся опыт их применения. Нарушение данного правила приводит, как это уже бывало на практике, к образованию в ответственных конструкциях недопустимых каверн, требующих ремонта и вместо ускорения тормозящих дальнейшие строительные работы.
Чтобы исключить подобные негативные явления, важно активно задействовать строительные лаборатории генподрядных строительно-монтажных организаций. Эти лаборатории должны быть хорошо оборудованы и укомплектованы высококвалифицированными кадрами.
Источник: ioes.ru
Как ускорить строительство аэс
Сегодня в России 10 атомных электростанций (АЭС), и далеко не все знают, как они выглядят. И уж тем более не все понимают, как они устроены. Сейчас мы попытаемся объяснить принцип работы АЭС и расскажем, какие системы безопасности защищают нас от катастроф, которые у всех на слуху.
Для начала нужно понимать, что на АЭС энергия преобразуется трижды.
- Ядерная энергия преобразуется в тепловую. Внутри реактора происходит цепная реакция деления урана, процесс сопровождается выделением тепла. Разумеется, оно никуда не исчезает, в реакторе есть специальный теплоноситель, который нагревается и передаёт это тепло на парогенератор.
- Тепловая энергия превращается в механическую. В парогенераторе теплоноситель нагревает воду, которая превращается в пар.
- Механическая энергия преобразуется в электрическую. Пар вращает турбину, в результате и получается электричество.
Вроде бы, всё просто. Но остаются вопросы. Разберём устройство АЭС на примере реактора ВВЭР (водо-водяной энергетический реактор), самого распространённого в мире типа реакторов (в мировой классификации их обозначают PWR).
РЕАКТОР. В активной зоне реактора находятся стержни с топливом (чаще всего это оксид урана). При пуске реактора создаются условия, при которых из ядер урана вылетают нейтроны. У них довольно высокая скорость, и часть из них врезается в соседние ядра. Эти ядра раскалываются на две примерно равные части, при этом появляются 2-3 новых нейтрона.
Процесс повторяется. Это и есть цепная реакция (её часто изображают, как принцип домино).
Образовавшиеся осколки деления обладают большой кинетической энергией, которая переходит в тепло при их торможении. Оно поглощается теплоносителем, который подаётся в активную зону циркуляционными насосами. В качестве теплоносителя обычно используется очищенная вода (в реакторах на быстрых нейронах это жидкий металл — натрий).
Для эффективности вода находится под высоким давлением (до 160 атмосфер) и нагревается до 324 градусов (это данные для реактора ВВЭР-1000). Теплоноситель, напрямую соприкасаясь с топливными сборками, становится радиоактивным. Поэтому он замкнут в первом герметичном контуре и не покидает пределов энергоблока (на схеме красно-оранжевая циркуляция).
ПАРОГЕНЕРАТОР. Внутри парогенератора тоже вода, но уже меньшего давления (60 атмосфер). Она «снимает» тепло с первого контура, но не соприкасается с водой внутри него. Этого тепла достаточно, чтобы образовался пар. Пар поступает на турбину, где заставляет вращаться лопасти (это вращение и становится электричеством в генераторе).
Далее пар поступает в конденсатор, где остывает и снова поступает в парогенератор. Это второй контур. Он также замкнутый, но в отличие от первого контура вода/пар в нём не радиоактивны.
КОНДЕНСАТОР. По своему устройству он напоминает парогенератор. Но есть принципиальное НО: второй контур (пар из парогенератора) охлаждается за счёт воды извне. Эта вода поступает из пруда-охладителя (теперь вы понимаете, почему рядом с АЭС есть водоёмы). Иногда пруда мало, и тогда приходится строить огромные сооружения — градирни.
Их часто называют трубами, но правильнее — охладительными башнями. Из конденсатора нагретая вода подаётся внутрь градирни, где частично вода испаряется. За счёт испарения и конденсации на стенках башни в целом вода остывает и снова попадает в конденсатор. ВАЖНО: из градирен в атмосферу попадает только чистый пар, никаких вредных выбросов нет.
Теперь вы знаете, как устроены АЭС. По крайней мере, большая их часть — двухконтурные. Есть одноконтурные (например, реакторы РБМК) и трёхконтурные (реакторы на быстрых нейтронах). Из-за особенностей конструкции схема «вывода» тепла из активной зоны у них немного иная. Но в целом сам принцип устройства не меняется: энергия деления атомных ядер нагревает теплоноситель, который превращает воду в пар, а пар в свою очередь вращает турбину.
Белоярская АЭС (Свердловская область)
СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ
Системы безопасности на АЭС постоянно совершенствуются. Инженеры во всём мире учитывают аварийные ситуации на АЭС в разных странах и учитывают их в своих расчётах. Например, реакторные установки сегодня строятся исключительно в контейнментах — массивных герметичных оболочках, которые в случае аварии предотвратят выброс радиоактивных веществ в атмосферу. Это настолько крепкие конструкции, что они способны выдержать падение самолёта весом в 20 т, ураганы (при скорости ветра до 56 м/с) и даже ударную волну от взрыва с давлением 30 КПа.
Подробнее о системах безопасности на АЭС российского дизайна можно прочитать здесь. К слову, у России самый крупный портфель иностранных заказов на строительство АЭС, это свидетельствует не только о конкурентной цене, но и о выполнении самых высоких требований к безопасности.
Источник: myatom.ru