Проблема, которую подняла в 2017 году на Форуме 100+ в Екатеринбурге редакция журнала «ГеоИнфо», крайне часто обсуждается среди изыскателей, но при этом почти никогда, за исключением редких случаев, суть ее не доходит наверх – туда, где выделяют и делят бюджеты на строительство: будь то Минстрой или владельцы частных девелоперских компаний.
Почему так происходит однозначно сказать нельзя. Вероятно, просто сложно представить, не будучи профессионалом в области инженерных изысканий, как данные, полученные инженерами-геологами, сказываются на принимаемых проектных решениях и их стоимости. Между тем, переплаты инвесторов часто доходят до 30% и более. И примеров тому – миллион. Некоторые приведены в этой статье.
3 – 5 октября в Екатеринбурге состоялся четвертый Форум высотного и уникального строительства 100+ Forum Russia. В этом году организаторы решились уделить достаточно много внимания проблемам, связанным с первым этапом строительства – инженерными изысканиями. В первый день состоялось два круглых стола «Инженерно-геологические изыскания для строительства и реконструкции уникальных зданий и сооружений» под председательством заведующего лабораторией «Методов исследования грунтов» НИИОСП им. Н.М.Герсеванова Александра Труфанова и круглый стол журнала «ГеоИнфо» «Значение инженерных изысканий в экономике строительства высотных и уникальных объектов». О нем и поговорим.
Инженерные коммуникации на начальном этапе строительства
Что зависит от инженерных изысканий
Как мы уже писали в конце сентября в статье «3 или 30 миллионов? Цена инженерных изысканий в экономике строительства» , на сегодняшний день в нашей стране оказалась полностью разорвана важнейшая технологическая цепочка: изыскатель – проектировщик – строитель. Из всех троих, нередко, важность инженерных изысканий понимает только проектировщик, да и то не всегда.
Сами изыскатели часто не понимают, как впоследствии будут использованы полученные ими данные. Кроме того, даже когда проектная организация при расчете фундамента хочет опираться на достоверные и надежные исходные данные, это не всегда возможно.
Во-первых, проектировщики, как и инвесторы, всегда стремятся потратить меньше, а экономить они могут, прежде всего, недоплачивая изыскателям. Во-вторых, система выбора исполнителя на электронных торгах приводит к тому, что работу в итоге выполняет организация, предложившая наименьшую стоимость, а это иногда означает, что цена контракта будет снижена на 50 – 70%.
Проектировщику или инвестору (в зависимости от того, кто заказывает изыскания), конечно, «хорошо», он лишнего не потратит, но изыскания в таких случаях фактически не выполняются, а отчеты пишутся в лучшем случае по архивным данным. Но этого никто не замечает, ведь фундамент с учетом всего вышесказанного опытными проектировщиками рассчитывается с колоссальным запасом.
Инвестор переплачивает десятки и сотни миллионов, но зато сооружения надежно стоят. Правильно ли это? Наверное, нет. Особенно когда речь идет о деньгах государственных, то есть наших с вами.
САМЫЕ ГРУБЫЕ ПРОСЧЕТЫ ИНЖЕНЕРОВ
Еще хуже, когда проектировщик оказывается неопытным и со всей доверчивостью относится к фантазиям на тему изысканий – это может закончиться крупной аварией.
Иными словами, на этапе инженерных изысканий проектировщик получает исходные данные для расчета фундамента. От точности полученной информации напрямую зависит тип фундамента, глубина его заложения, количество арматуры и бетона, сейсмическая устойчивость и пр.
А от принятых проектных решений зависит уже стоимость строительства, которая при типовой городской застройке может меняться на десятки миллионов рублей. А при строительстве уникальных объектов, таких, например, как атомные электростанции, олимпийские объекты, гидротехнические сооружения речь может идти о переплате инвесторами сотен миллионов при реализации проекта.
Но об этом никто не задумывается. Ведь в типовом городском строительстве в последние годы на инженерные изыскания приходится около 0,16% от стоимости всего объекта. Даже на рекламу девелоперы тратят больше по их собственному признанию. При строительстве особо опасных и уникальных объектов этот процент может быть больше и доходить до 2-3% или даже чуть выше.
Но и в этом случае никто не задумывается, как данные инженерных изысканий сказываются на стоимости строительства. А о последующих проблемах все предпочитают молчать.
Именно эту тему с приведением конкретных примеров и цифр редакция журнала «ГеоИнфо» и попросила раскрыть участников круглого стола. И, кажется, это вполне удалось сделать.
Цена изысканий и цена строительства
Первым на круглом столе с докладом «Нарисованные изыскания, или Как заплатить 130% за строительство» выступил преподаватель кафедры инженерной и экологической геологии Геологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, генеральный директор ГК «Петромоделинг» Алексей Бершов.
Начал он свое выступление с выделения общих проблем инженерных изысканий. По мнению докладчика, это: (1) огромная разносторонность решаемых изыскателями задач и, как следствие, проблемы с формированием технических заданий у заказчика; (2) существенное занижение стоимости изысканий на рынке в результате недобросовестной конкуренции, отсутствия современного ценообразования, использования в торгах критерия «цена» как образующего; (3) отсутствие контроля и реальной проверки качества в процессе проведения изысканий, отсутствие института «супервайзинга»; (4) ошибочно сформированное мнение о том, что изыскания нужны только для прохождения экспертизы; (5) подмена понятия «качество изысканий» понятием «положительное заключение экспертизы»; (6) нарушение цепочки взаимодействия: изыскатель-проектировщик-строитель.
Действительно сложные, дорогостоящие и времяемкие технологические задачи, решаемые в процессе изысканий, которые фундаментально влияют на проектные решения и правда существуют. Но в таких случаях и экономия инвестора может составить колоссальные суммы. В большинстве же случаев необходимо проведение не дорогих дополнительных испытаний, результаты которых, тем не менее, могут существенно отразиться на стоимости строительства сооружения.
Первый пример, который привел А.Бершов, касался строительства уникального железнодорожного моста с объемом финансирования его реконструкции в размере 3,5 млрд рублей. «Объект расположен на карстоопасной территории, и предпроект предполагал, кроме всего прочего, усиление всех мостовых опор.
«Рыночно» сформированная цена на инженерно-геологические изыскания составила 10 млн рублей, то есть 0,29% от стоимости СМР. По нынешним временам это является достаточно значительным процентом. Однако степень опасности карстовых процессов заставила заказчика работ пойти на увеличение объемов изысканий и, следовательно, их стоимости до 30 млн рублей, что составило 0,85% от стоимости СМР. Результатом углубленных ИГИ стал отказ от усиления 5 из 6 промежуточных опор, что привело к экономии 200 млн рублей» , — рассказал генеральный директор ГК «Петромоделинг».
Еще один пример, приведенный А.Бершовым, касался влияния на стоимость строительства косвенно оцененного колебания уровня подземных вод. «Безусловно, влияние подземных вод на строительство огромно, однако Заказчик редко задумывается о цене и временном ресурсе гидрогеологических исследований, а ведь это самые дорогостоящие и всегда натурные эксперименты. Установка пьезометров, мониторинг за уровнем подземных вод, проведение кустовых откачек существенно удорожают стоимость изысканий и при этом практически не оцениваются в такой любимой всеми единице стоимости изысканий как цена отчета в погонных метрах бурения.
Здесь мы говорим о глубоком котловане (порядка 15 м) размером 100 на 45 м. Косвенная оценка уровня, а заказчик не захотел тратить «лишние» 5 миллионов на серьезные гидрогеологические работы, привела к положению уровня на 2 м выше измеренного при бурении.
Такой результат привел к потенциальному всплытию объекта и необходимости проведения мероприятий по его удержанию стоимостью в 75 млн рублей» .
Не обошел вниманием докладчик и типовую городскую застройку. В качестве примера в данной области он привел рядовую московскую ситуацию. По словам А.Бершова, «заказчик всегда изо всех сил хочет отказаться от свайного фундамента.
Это достаточно очевидно, ведь экономия для стандартного 25-ти этажного блока размером 25 на 40 м для геологических условий Московского региона составляет порядка 20 – 35 млн рублей . Решение лежит в плоскости перехода от модели поведения грунта «Мора-Кулона» к модели «Упрочняющегося грунта» (HS) и расчетному обоснованию в конечно-элементной среде типа PLAXIS. Очередная инженерно-геологическая «мелочь» заключена в существенно более сложном лабораторном определении параметров модели HS и в очень строгих требованиях к качеству ненарушенных образцов. При этом дополнительная стоимость таких работ для типового блока составит 1,5-2 млн рублей».
Алексей Бершов привел и несколько других примеров. Подробнее о них можно будет прочитать в его статье, которая будет опубликована в электронном журнале «ГеоИнфо» на следующей неделе.
Сложные расчетные модели для экономии средств инвесторов
Руководитель НОЦ «Геотехника» Армен Тер-Мартиросян рассказал в своем выступлении о правильном с его точки зрения подходе изыскателей к получаемой ими информации. «У нас строительный подход, который заключается в том, чтобы полученные данные использовать затем для расчета основания. То есть инженерно-геологические изыскания, в том числе, лабораторные исследования, это не вещь в себе, а инструмент, который должен работать на проектировщика», — рассказал он.
Исходя из этого подхода, изыскатели, по мнению А.Тер-Мартиросяна, могут на многие показатели вовсе не обращать внимания, а другим, тем, которые можно использовать в расчете, напротив, уделять максимум внимания и закладывать полученные результаты в современные модели грунтов, позволяющие эффективно оптимизировать тип фундамента. Это, прежде всего, модели HS, Soft soil creep, HS Small и ряд других. При этом крайне важно, работая с этими моделями, вести научное сопровождение всех выполняемых исследований и расчетов.
«Модель, в которой имея априори плохие данные по грунтам, геотехники закладывали в проект свайное поле, постепенно уходит в прошлое. В новом СП 22 говорится, что трендом на ближайшие годы будет управление напряженно-деформированным состоянием грунтового основания путем введения туда дополнительных элементов, армирования основания. То есть тот слой, который раньше приходилось проходить свайным полем, теперь можно будет использовать. При этом контроль напряженно-деформированного состояния возможен только в том случае, когда известно начальное состояние грунтового основания, что позволяет точно моделировать его изменения в ходе различных строительных мероприятий», — подчеркнул докладчик.
В качестве примера А.Тер-Мартиросян привел расчеты фундамента для высотного здания в Санкт-Петербурге. Поскольку под площадкой строительства проходили два тоннеля метрополитена, заказчик потребовал поставить здание без свай, что сделать при той геологии, которая стандартно выдается изыскателями в этом городе – невозможно. Были проведены дополнительные сложные инженерно-геологические изыскания, выполнены расчеты в современных программных комплексах, в том числе с учетом коэффициента переуплотнения грунтов, коррекцией модуля деформации. Последнее, кстати, до сих пор не заложено в СП 22 и применяется, в основном, только для гидротехнических сооружений. Суть данного подхода в том, что при расчете модуля деформации учитывается площадь сооружения, что позволяет увеличивать его до 6 раз!
Конечным итогом всех проведенных работ стал вывод о том, что здание можно поставить без использования свай. Результаты расчетов успешно прошли Главгосэкспертизу, а заказчик не только сэкономил на строительстве сотни миллионов рублей, но и вообще получил возможность реализации проекта, поскольку свайное основание из-за наличия тоннелей метрополитена применять было нельзя.
Геотехнический анализ аварийных ситуаций
С докладом, касающимся геотехнического и инженерно-геологического анализа аварийных ситуаций выступил генеральный директор ПИ «Геореконструкция» Алексей Шашкин. Если предыдущие докладчики акцентировали внимание на том, как сэкономить средства заказчика благодаря более качественным изысканиям и расчетам, то А.Шашкин привел примеры разрушения зданий, расположенных в непосредственной близости от площадок строительства, связанных с ошибками геотехников и изыскателей. И это, безусловно, проблема, с которой не только часто приходится сталкиваться, но и которая очень дорого обходится застройщикам. Реконструкцию получивших повреждения сооружений в таких случаях им приходится вести за свой счет, и история знает не мало случаев, когда подобные ошибки приводили к банкротству некогда крупнейших компаний.
Начал свое выступление генеральный директор ГК «Геореконструкция» с того, что «инженерные изыскания – это вообще стена плача», и стенать о том, что на них нельзя экономить, можно вечно. «Вообще, на мозгах нельзя экономить. Это делают только те, кто не чувствует необходимости в этом предмете», — заметил он.
«Перед нами на сегодняшний день стоят вызовы, с которыми раньше мы не сталкивались. Есть потребность в строительстве высотных зданий, подземных сооружений, высокоскоростных магистралей и т.д. С последними, кстати, проблем особенно много. Дорожники относятся к насыпи очень просто – ниже земли не упадет.
Прошел поезд – поддомкратили пути, подтрамбовали щебень, прошел следующий – снова поддомкратили пути, подтрамбовали щебень. И так каждый раз. Но с таким подходом нельзя добиться скорости движения 300 – 400 км/час», – рассказал докладчик.
Когда речь идет о строительстве подземных сооружений, геотехнические риски многократно возрастают, а учетом их практически не занимаются. В качестве примера этого тезиса А.Шашкин рассказал, как в пустыне в Дубае из-за ошибки геотехников и строителей за шесть минут был полностью затоплен котлован будущего сооружения.
«Весь Санкт-Петербург построен на территориях с очень сложными инженерно-геологическими условиями. Однако риск строительстве всегда состоит из двух частей, первая из которых не поддается управлению и связана с природными явлениями. Но зато вторую можно свести к нулю. Речь идет о том, чтобы максимально учесть при строительстве взаимодействие сооружения с грунтом, лежащим в его основании. Собственно, на это и нацелены инженерно-геологические изыскания и геотехнические расчеты», — подчеркнул Алексей Шашкин.
Говоря о факторах риска при строительстве в Северной столице, докладчик привел несколько показательных случаев.
Например, по его словам, большой фактор риска при строительстве на слабых грунтах – это геотехнологии. В 1994 году на Мичуринской улице в Санкт-Петербурге началось строительство нового дома, при этом была поставлена задача обеспечить сохранность близлежащих построек. Новое здание проектировалось высотой 6 – 8 этажей с котлованом пятиметровой глубины.
Московские геотехники посчитали, что осадка нового здания составит 17 см. Это означало, что и соседнее историческое здание также будет претерпевать осадки. В качестве меры защиты было предложено сделать разделительную стенку из свай диаметром 1,2 м и длинной 24 м. Во время этих работ здание, которое требовалось защитить, получило осадку более 9 см, раскрылась трещина шириной 8 см.
Иными словами, методом спасения здание было разрушено. При этом при проектировании не было учтено снижение давления на основание сооружения за счет веса вынутого из котлована грунта. В результате к моменту окончания строительства осадка составила не 17 см, а всего 4,5. То есть защищать окружающие постройки было практически не от чего.
Другое знаковый пример – гостиница Невский Паллас, построенная на Невском проспекте. В проекте был предусмотрен подземный двухэтажный паркинг с ограждением из буросейкущихся свай. Пока их делали, три соседних здания получили осадки более 25 см. В результате их пришлось снести. И таких примеров в Петербурге и в других городах множество.
Геотехнический отдел ГК «ПИК»
Хотя перечисленные выше примеры и поражают масштабами дополнительных и совершенно необязательных финансовых затрат, которые несут инвесторы из-за не учета тех или иных инженерно-геологических и геотехнических условий площадки строительства, практически никто из них не готов нести расходы на создание в своих организациях структур, способных оценить качество инженерных изысканий и геотехнических расчетов. Или обратиться в специализированные консалтинговые компании. Однако есть и исключения. Например, в 2016 году свой геотехнический отдел появился у крупнейшего девелопера нашей страны – Группы компаний «ПИК». О работе отдела рассказал на круглом столе его начальник Алексей Буданов.
По словам докладчика, к появлению в компании специализированного геотехнического отдела привело понимание руководством компании того, что современное ускоренное высокотехнологичное проектирование и строительство зданий повышенной этажности и заглубления связано с высокими геотехническими рисками, а также того, что при высокой скорости проектирования и большом количестве объектов, создание штатного структурного подразделения (отдела) оказалось выгоднее привлечения сторонних специализированных организаций. Исходя из этого сформировались и основные задачи отдела, среди которых докладчик особо выделил сопровождение и анализ инженерно-геологических изысканий, разработку безопасных, экономически выгодных и технически обоснованных решений по нулевому циклу с учетом влияния на существующую застройку, а также ведение авторского надзора.
Говоря о причинах появления некачественных инженерных изысканий, Алексей Буданов выделил следующие факторы: (1) демпинг на рынке ИГИ (предложения по цене «за погонный метр бурения» на объекте могут различаться по срокам в 1,5 – 2 раза, по стоимости в 2 — 5 раз); (2) прессинг исполнителя по срокам и стоимости ИГИ; (3) недостаточная квалификация геологов и представителей заказчика. Непонимание целей ИГИ и незаинтересованность в получении качественных результатов (порой, в понимании заказчика, ИГИ выполняются только как нечто неизбежное для прохождения экспертизы); (4) применение самых дешёвых методов получения требуемой информации; (5) использование неисправного/несертифицированного оборудования, отсутствие необходимого оборудования; (6) создание длинных субподрядных цепочек.
Результатом вышесказанного является, по мнению докладчика, выполнение буровых и лабораторных работ не в полном объёме или же и вовсе фальсификация результатов.
При этом, по оценкам начальника геотехнического отдела ГК «ПИК», некачественные ИГИ приводят к существенным временным потерям, необходимости дополнительных изысканий, удорожанию проекта. При этом чем более расплывчаты и туманны результаты ИИ, тем большие запасы необходимо заложить в проект. А это уже непосредственно влияет на стоимость самого строительства.
Уже на первом этапе своей работы геотехнический отдел сумел минимизировать вышеописанные недостатки и организовать взаимодействия с добросовестными исполнителями ИГИ.
Подводя итог своего выступления, А.Буданов отметил, что создание и функционирование собственного геотехнического отдела в крупных девелоперских и проектных организациях или же использование геотехнического консалтинга небольшими организациями – это не более, чем адаптация общемировых тенденций для российского строительного рынка.
При этом, чтобы данная служба работала эффективно, основное внимание при геотехническом сопровождении объектов следует уделять «профилактическим» мероприятиям: ТЗ, проверке и согласованию программ работ, проектных решений, расчетных схем (моделей) как на промежуточных, так и на финальном этапе проектирования, а также авторскому надзору для выявления возможных нарушений.
Заключение
Основной задачей редакции журнала «ГеоИнфо» при организации данного круглого стола было привлечение внимания как частных, так и государственных инвесторов, а также органов государственной власти к проблемам инженерных изысканий, а также к колоссальному перерасходу средств на строительство в результате недобросовестной работы изыскателей. Это особенно актуально в текущих экономических условиях, когда все обязаны думать о том, как тратить меньше.
Мы надеемся, что проведенный круглый стол, публикация материалов с него, а также дальнейшее развитие этой темы на страницах журнала и на мероприятиях поможет вынесению проблемы на самый высокий уровень.
Мы приглашаем всех читателей делиться своим опытом того, как некачественные инженерные изыскания или ошибки в геотехнических расчетах привели к значительному увеличению стоимости строительства или к авариям сооружений.
Источник: geoinfo.ru
Особенности реконструкции систем инженерного обеспечения территорий
Особенности реконструкции систем инженерного обеспечения территорий
Инженерное жизнеобеспечение современного города предназначено для создания необходимых санитарно-гигиенических условий и высокого уровня комфорта жителям городов. Городские инженерные сети обслуживают промышленность и культурно-бытовые предприятия. Все это представляет собой комплексную систему, состоящую из инженерных коммуникаций, сооружений и специальных устройств. В крупнейших городах система инженерного обеспечения — сложная отрасль городского хозяйства, удельный вес стоимости объектов и сооружений которой превышает 30 % общей стоимости городской застройки.
Инженерное обеспечение города состоит из систем водоснабжения, канализации, электро-, газо- и теплоснабжения. Кроме того, в отдельную систему выделяют организации сбора, переработки, транспортировки и обезвреживания твердых бытовых отходов (ТБО).
Перечисленные выше системы, хотя и не исчерпывают перечень имеющихся в городах сетей и устройств (не рассматриваются телефонные и радиолинии, пневмосистемы, продуктопроводы и т. д.), но формируют до 90 % всех затрат по инженерному обеспечению объектов.
На выбор стратегии реконструкции городской застройки большое влияние оказывают инженерные системы. Их технические параметры, в частности физический износ, мощность и пропускная способность, предопределяют допустимую степень трансформации и модернизации объектов без кардинальной перекладки этих сетей.
Вместе с тем и сама система инженерного обеспечения нуждается в постоянном развитии и совершенствовании. Необходимость в реконструкции инженерных сетей и сооружений возникает в следующих принципиальных ситуациях
• при проведении ремонтно-восстановительных работ на сетях или сооружениях в ряде случае эффективнее оказывается реконструкция с применением новых материалов, технологий и оборудования и в результате получения нового качества в системах инженерного обеспечения, чем просто ремонт и латание дыр;
• при изменении характера представляемых услуг населению или предприятиям, например, отказ от газа и переход на электричество;
• при изменении функционального состава застройки территорий и как следствие новых требований к инженерному обеспечению;
• при строительстве объектов или сооружений, а также реконструкции имеющихся с изменением объемов или требуемого качества инженерного обеспечения.
Основная сложность проведения реконструктивных мероприятий заключается в значительной изношенности сетей и сооружений инженерных систем в городах, а также отставании мощностей и пропускных способностей от потребностей. Так, дефицит мощностей водопровода в целом по городам России составляет около 15%, дефицит мощностей в энергетике—40%.
Уровень надежности работы инженерных сетей в 2,5—3 раза ниже, чем в странах Восточной Европы. Срок службы наружных трубопроводов горячего водоснабжения из-за ускоренной коррозии в 2—4 раза ниже нормативного. Велики утечки воды в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения. Только 3 % твердых бытовых отходов перерабатываются промышленными методами. Износ основных фондов систем инженерного обеспечения достигает 60 %, и в условиях недостаточного финансирования он продолжает увеличиваться.
По данным Госстроя в России, на начало 1999 г. около 50 тыс. км подземных коммуникаций находились в аварийном состоянии, 300 тыс. км инженерных сетей требуют безотлагательного капитального ремонта. Положение осложняется тем, что в течение десятков лет питьевая вода, газ, электроэнергия и горячая вода для населения стоили так мало, что по существу никаких ресурсосберегающих технологий не внедрялось.
Комплекс жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) городов, существовавший на дотации из государственного бюджета, также не был по-настоящему заинтересован в рациональном использовании имеющихся мощностей и налаживании эффективного экономического механизма реализации оказываемых населению услуг. Сегодня в ЖКХ сосредоточено 1/4 основных фондов страны, потребляется у3 общего объема всех российских энергоресурсов. Большинство предприятий ЖКХ являются монополистами на соответствующих рынках услуг, что затрудняет развитие конкурентной среды, а следовательно, повышение качества представляемых ими услуг и снижение производственных издержек. Это не в последнюю очередь обусловило техническое отставание инженерного оборудования, сетей, сооружений от мирового уровня.
Рассмотрим некоторые принципиальные моменты, возникающие при необходимости реконструкции инженерных сетей и сооружений.
Система холодного водоснабжения — комплекс сооружений, обеспечивающий забор воды из источника, очистку, хранение и подачу к местам потребления
В России 98% городов и 84% поселков городского типа имеют системы централизованного водоснабжения. Мощность водопроводов достигла 90 млн. м3/сут., дефицит составляет более 14 млн. м3/сут. Очень важен еще один фактор: общая протяженность водопроводных сетей в населенных пунктах страны составляет 456 тыс. км и более Уз всех сетей требуют замены. Свыше 13 % поданной в сеть воды попросту теряется, не доходя до потребителей
Ранее при строительстве городских водопроводов вследствие незначительных расходов воды использовали подземные источники. Сегодня 68 % воды поступает из поверхностных источников, на долю подземных приходится лишь 32%.
Одним из крупных потребителей питьевой воды в городах являются промышленные предприятия, причем в ряде случаев на их нужды может расходоваться 50—70 % общего суточного расхода воды города. Поэтому важнейшим направлением реконструкции системы водоснабжения должно быть частичное, а лучше полное исключение пользования воды коммунального водопровода промышленностью.
Хозяйственно-питьевые сети объединяют с противопожарными, а иногда и с поливочными сетями. В ряде засушливых районов поливочные водопроводы образуют самостоятельную систему часто мелкого заложения. Для хозяйственно-питьевых водопроводов следует шире использовать подземные воды при условии, если они удовлетворяют требованиям ГОСТа.
По начертанию в плане водопроводные сети бывают кольцевые, тупиковые и комбинированные. Для надежного водоснабжения при реконструкции следует стремиться к созданию кольцевых или комбинированных сетей
Долгие годы в нашей стране существовала практика проектирования и строительства инженерных коммуникаций, основанная на нормативной базе, главным принципом которой была минимизация капитальных затрат без должного учета стоимости эксплуатации, надежности и ремонтопригодности. Использование некачественных и недолговечных материалов и оборудования привели к современному плачевному состоянию водопроводных коммуникаций в городах Российской Федерации.
Например, в условиях Москвы водопроводная сеть на 71% состоит из стальных труб, большинство из которых не имеет защитного антикоррозийного покрытия. Лишь 7% защищены от электрохимической коррозии станциями катодной защиты. Наиболее часто встречающимися повреждениями на стальных трубах водопровода являются свищи (96 %), на чугунных — нарушения герметичности раструбных соединений (50 %) и переломы (43 %).
Основные причины повреждения трубопроводов — значительные сроки их службы, без профилактических ремонтов, низкие темпы обновления труб, резкие колебания напоров в сети, интенсивная внешняя и внутренняя коррозия, плохое качество строительства трубопроводов. Анализ ситуации, создавшейся в водопроводном хозяйстве страны, показывает, что главная из этих причин кроется в нерациональном использовании применяемых для труб материалов. Более 70 % труб, используемых в строительстве и ремонте инженерных коммуникаций,— стальные, хотя в мировой практике 70 % составляют пластиковые трубы и только менее 20 % —стальные.
Системы из поливинилхлорида (ПВХ) для холодной воды изготавливают уже четверть века и их применение имеет ряд значительных преимуществ. Трубы из ПВХ устойчивы к осаждению на их внутренних поверхностях минеральных примесей, имеющихся в воде, загрязнению, к коррозии, блуждающим токам. В отличие от стальных они не шумят и не «потеют» от холодной воды.
Срок службы трубопроводов из ПВХ оценивается в 50 лет. Они легкие, прочные, не горят, нейтральны в физиологическом и микробиологическом отношении. Однако широкого использования в отечественном коммунальном водопроводном хозяйстве трубопроводы из ПВХ до сих пор не получили.
При реконструкции ветхих трубопроводов одним из наиболее прогрессивных методов является ремонт бестраншейным способом с помощью комбинированного рукава. Основу технологии восстановления работоспособности трубопроводов составляет принцип формирования из комбинированного рукава новой композитной трубы внутри изношенного трубопровода. Пропитываемая синтетической смолой тканевая основа рукава помещается в старую трубу, затем подается сжатый воздух или вода и под тепловым воздействием происходит отверждение материала. Этот метод нашел широкое применение при восстановлении подземных коммуникаций, работающих под давлением (водо- и газопроводы), а также канализационных трубопроводов. В зависимости от протяженности ремонтируемого участка, диаметра трубопровода и его назначения изменяется технология протаскивания рукава и состав пропитки армирующего материала.
С середины 70-х годов в системе ЖКХ РСФСР для санации трубопроводов большого диаметра стали применять цементно-песчаную облицовку. В настоящее время на Московском водопроводе ежегодно восстанавливается около 30 км действующих трубопроводов диаметром от 100 до 1400 мм, а вновь строящиеся стальные трубопроводы укладываются только с внутренним цемен-тно-песчаным покрытием.
Двадцатилетний опыт применения труб с внутренней цементно-песчаной облицовкой показал, что аварии из-за коррозии практически прекратились.
Трубопроводы имеют стабильную пропускную способность на 10—20 % выше, чем трубы без облицовки, при одновременном снижении на 10—20 % энергозатрат на перекачку воды. Стоимость работ по санированию изношенных трубопроводов методом цементно-песчаной облицовки не превышает 50 % затрат на прокладку новых труб, а с увеличением диаметра трубопровода эти затраты снижаются до 18—20%.
Данная технология реконструкции трубопроводных сетей широкого распространения в российских городах не получила из-за отсутствия отечественного технологического оборудования. Однако, начиная с 1997 г. фирма «Доркомтехника» приступила к изготовлению и поставкам такого оборудования. Оно позволяет производить обработку труб с длиной ремонтных участков до 180 м и диаметром от 100 до 2000 мм.
Системы водоотведения стоков (канализации) представляют собой совокупность инженерных сетей и сооружений, служащих для приема жидкостей, их транспортировки к очистным сооружениям, очистки и обеззараживания, сброса очищенных вод в водоемы и утилизации полезных веществ в осадке.
Различают три вида сточных вод. Это ливневые и другие атмосферные осадки, хозяйственно-бытовые и производственные жидкие отходы. Особенности отвода поверхностных осадков отражены в § 6.3, поэтому здесь не рассматриваются. Однако совместную работу всех видов водоотведения необходимо осветить особо.
Исторически сложилось так, что во всех городах России (за исключением Санкт-Петербурга) ливневая канализация отделена от остальной. В ряде малых городов закрытых систем не существует вовсе и атмосферные воды отводят по открытым лоткам и кюветам. Между тем ливневые расходы довольно велики. Так, в Москве за год выпадает примерно 150 дождей. При среднем дожде образуется примерно 100-—150 м3 воды на гектар водонепроницаемых территорий (асфальтовые и бетонные покрытия, крыши зданий и др.). Стоки в условиях слабопересеченного рельефа достигают нескольких м3/с
В сложившейся экологической обстановке водосборные бассейны загрязнены. Это заставляет решать проблему очистки ливневых стоков, выпадающих весьма неравномерно. В центральных зонах крупных городов нет территорий для очистных сооружений и эти стоки приходится перегонять на большие расстояния, кроме того, строить пруды-отстойники и другие резервуары временного хранения воды. Все это требует больших инвестиций, поэтому в настоящее время проблема далека от своего разрешения.
В градостроительной практике используют три типа канализационных систем. В случае, когда все виды стоков отводят по единым трубопроводам, система является общесплавной. Если же существуют две системы трубопроводов, по одной из которых отводят хозяйственно-бытовые или производственные стоки, а по второй —ливневые, то такую систему называют раздельной.
Существуют системы частично объединенного отвода хозяйственно-бытовых и ливневых вод. Их называют полураздельными. Они позволяют сбрасывать на очистные сооружения только первые загрязненные порции поверхностных вод при сильных ливнях или весь сток при малых дождях.
В хозяйственно-бытовой канализации важнейшими являются сооружения очистки. Этот процесс выполняют, применяя следующие методы:
— механический (позволяет довести степень очистки сточных вод до 60 %);
— биологический (степень очистки доходит до 92 %, а с доочисткой —98 %).
Очищенные стоки обеззараживаются в основном хлором, уничтожающим большинство болезнетворных бактерий. Весьма опасный для здоровья человека хлор постепенно будет заменяться другими дезинфектантами, такими, например, как озон, ультрафиолетовое излучение, радиация. Только после этого сточная вода возвращается в поверхностные водоемы.
Технологии по очистке сточных вод довольно хорошо отработаны, и при наличии финансовых средств проблем не вызывают. Хуже обстоит дело с переработкой и утилизацией образующихся при очистке сточных вод осадков, количество которых, например, на московских станциях аэрации составляет более 50 тыс. м3 в сутки.
В большинстве городов такие осадки после обработки в течение нескольких суток в метатенках выливают на поверхность земли и дожидаются их подсушки за счет отстаивания, фильтрации воды в грунт и испарения с поверхности. Такие сооружения называют иловыми площадками. Занимают они довольно много места и не отвечают требованиям охраны окружающей среды.
Применение различных механизмов для высушивания осадка позволяет уменьшить его объем в 7—20 раз, но, во-первых, это довольно дорого, а во-вторых, химический состав даже обезвоженного осадка больших городов показал наличие, в нем железа, цинка, хрома, свинца, ртути и других загрязнений, попадающих со сточными водами промышленных предприятий. В качестве удобрений на полях (как это делалось раньше) осадок использовать нельзя, да и просто захоронить в отработанном карьере нежелательно из-за опасности загрязнения подземных вод. Проблема эта, пожалуй, одна из самых сложных в системе канализования застройки городов и она ждет своего технического решения.
Значительные сложности в организации канализования отдельных территорий возникают в городах с расчлененным рельефом, когда сточные воды нужно подавать на одну-две имеющихся станции очистки.
В этих случаях перспективным направлением в развитии канализационного хозяйства города является строительство локальных очистных сооружений. Это позволяет значительно сократить протяженность коммуникаций.
Характерной особенностью таких сооружений является малая обводненность очищенного сброса. Поэтому должны быть ужесточены санитарные требования к качеству очистки воды, попадающей в поверхностные водотоки и водоемы.
Для канализации одного из районов Москвы — Южного Бутова — была применена технология «Сим Био» немецкой фирмы «СХВ Хельтер Вассертех-ник». Проект станции очистки сточных вод был адаптирован Мосводока-налНИИпроектом с учетом действующих российских нормативов. Основные параметры работы станции в Южном Бутово: эквивалент населения —250 тыс. ч., среднесуточный приток — 80 тыс. м3/сут • средний часовой приток —- 3300 м3/ч; максимальный часовой приток — 5300 м3/ч. Качество очищенных сточных вод, мг/л: взвешенные вещества < 8; БПК5 < 5; азот < 6; N —NH4 < 2; фосфор < 1; колииндекс < 1000. Строительство станции велось по модели «БООТ» (в переводе с английского означает: «Строить, владеть, эксплуатировать, передавать в собственность»).
В течение 12,5 лет эксплуатации станции фирме «СХВ Хельтер Вассертех-ник» будут компенсироваться затраты (с учетом процентов за финансирование) на услуги и эксплуатацию станции. Передача станции в собственность Правительства Москвы должна произойти 30 июня 2011 г. в полностью функциональном состоянии. Данный проект — пример внедрения высокоэффективных и энергосберегающих технологий очистки сточных вод в практику российских городов с оплатой за счет внебюджетных инвестиций с возмещением расходов инвесторам в течение длительного срока эксплуатации построенного объекта.
Опыт строительства локальных очистных сооружений различной мощности очень важен для получивших в последние годы большое распространение коттеджных поселков в пригородах крупных городов, периферийных городских районов, крупных торгово-развлекательных и спортивно-рекреационных центров.
Как и в случае с ‘водопроводом, большие проблемы в канализационном хозяйстве составляют протечки и разрушения трубопроводов. Канализационные сети являются самотечными (безнапорными) системами, поэтому скорость протекания жидкости в них, препятствующей выпаданию взвешенных частиц, должна быть 0,7—1 м/с. Вследствие этих требований глубина заложения бывает довольно значительной.
Замена ветхих канализационных трубопроводов в крупнейших городах часто связана с глубоким разрытием улиц, что создает помехи движению транспорта и пешеходов, и угрозу разрушения зданий вдоль трассы. Только в Москве в эксплуатации находится около 7 тыс. км канализационных трубопроводов, из которых 43 % —керамические, 20 % — асбестоцементные, 16 % —железобетонные, 16 % —чугунные, 2 % —стальные, 2 % —полиэтиленовые и 1 % — кирпичные.
Уложенная в 1900—1940 гг. канализационная сеть из керамических труб сегодня находится в ветхом состоянии и стоит задача восстановления ее без дорожных разрытии. В 1993—1995 гг. МГП «Мосводоканал» доработало материалы пластикового рукава и технологию его отверждения на трассе, смонтировало передвижные специализированные котельные установки для санации канализационных трубопроводов бестраншейным методом. Санация ветхих трубопроводов методом пластикового рукава взамен традиционной перекладки сети позволяет избежать разрытии, что экономит значительные средства.
Система теплоснабжениягородов обеспечивает теплом и горячей водой жилые дома, промышленные и коммунальные объекты. В городах России с многоэтажной застройкой получило распространение теплоснабжение, включающее отопление зданий, подогрев воздуха в системах вентиляции и кондиционирования зданий, подачу горячей воды на хозяйственно-бытовые нужды и технологические потребности промышленных предприятий.
Основными источниками тепла для городов при централизованном теплоснабжении являются теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), вырабатывающие тепло и электрическую энергию. Сегодня это, в основном, паротурбинные, работающие на органическом топливе.
Городские ТЭЦ и районные котельные стараются размещать в промышленных или коммунально-складских зонах. В нашей стране в качестве теплоносителя для жилых домов используют воду, на отдельных промышленных предприятиях — пар. Однако предпочтение отдают единому теплоносителю — воде, нагреваемой до разных температур. Применение единого теплоносителя упрощает схему теплоснабжения и снижает эксплуатационные затраты. Жилые и общественные здания по одной трубе получают перегретую воду, а по другой охлажденная вода возвращается на ТЭЦ или в районную котельную.
Централизованное теплоснабжение экологически более эффективно. При этом ликвидируются многие мелкие котельные с низким коэффициентом полезного действия и далеким от оптимального режимом горения.
Однако принципиальным недостатком централизованного теплоснабжения является наличие большого количества теплотрасс и неизбежные потери тепла в них.
В крупнейших городах нашей страны очень высок удельный вес общей площади жилого фонда, обеспеченного централизованным отоплением и горячей водой. Так, в Москве 99,7 % жилого фонда обеспечено центральным отоплением и 92,8 % — горячим водоснабжением.
Ежегодный отпуск тепловой энергии потребителям в Москве составляет более 100 млн. Гкал, электроэнергии—около 25 млрд. кВт/ч При этом потребление природного газа достигает почти 28 млрд. м3. Это количество тепла и электроэнергии производят 14 ТЭЦ. Тепловую энергию вырабатывают также районные и квартальные тепловые станции, которых в Москве более 60.
В жилом секторе города также имеется около 120 мелких котельных установок. Такая централизация выработки тепла в 9-миллионном городе привела к тому, что в Москве более 3 тыс. км магистральных тепловых сетей диаметром 1200 мм и более 10 тыс. км внутриквартальных трубопроводов, подводящих тепло и горячую воду к жилым домам и объектам общественного назначения. Ежегодная потребность в ремонте и реконструкции тепловых трасс доходит до 1100 км.
На начало 1997 г. протяженность тепловых сетей в двухтрубном исполнении в целом по России составляла 203 тыс. км, из них 70 тыс. км в системе ЖКХ. Ежегодный износ теплотрасс составляет 15 %, потери тепла в них 15—20 %, что эквивалентно перерасходу 25 млн. т условного топлива в год.
Причин такого состояния несколько. Первая состоит в том, что на теплотрассах в России, как правило, применяют черные стальные трубы без надежной тепло- и гидроизоляции. Использование оцинкованных труб не решает проблемы, так как сваривают обычными электродами без специальных антикоррозионных добавок. Это сводит на нет цинковое покрытие самих труб.
Вторая причина обусловлена многочисленными случаями подпитки водой без специальной подготовки. Это вызывает ускоренное засорение труб и их коррозию, снижает пропускную способность системы, увеличивает затраты электроэнергии на прокачку теплоносителя.
В массовом жилищном строительстве вопросы надежности и долговечности теплотрасс не были решены. Сети прокладывали без соответствующей гидроизоляции. Теплоизоляцию выполняли из минеральной ваты, материалы были недолговечны. Они быстро теряли свои гидро- и теплозащитные свойства.
Отсутствие надежного дренажа в железобетонных каналах приводило к постоянному их затоплению. Сернистые вещества, входящие в состав минеральной ваты, под действием воды и тепла активно вступали в реакцию с металлом труб, вызывая их повышенную коррозию, разрушение теплоизоляции, увеличение тепловых потерь.
В среднем по городам России теплотрассы через 10—15 лет выходили из строя. Ремонт теплотрасс, проложенных под землей, был сопряжен с большими разрытиями. Это мешало нормальному функционированию территории, создавало препятствия движению транспорта и пешеходов, приводило к нарушению благоустройства и гибели зеленых насаждений.
В городах попытались решить эти проблемы за счет строительства теплотрасс на поверхности. Такой метод значительно удешевил ремонт и реконструкцию. Однако он не устранил причин столь частых ремонтов и малой долговечности. К тому же открытые прокладки не украшают интерьер улиц городов и создают определенные неудобства для горожан.
Следует особо рассмотреть недостатки теплоизоляции. Применяемое стекловолокно или прошивные маты из минеральной ваты, обмазываемые сверху асбестоцементом по стальной сетке, не обеспечивают долговечности, технологичности при нанесении на трубу, устойчивости к попаданию влаги. Через каждые 5 лет теплоизоляция подлежит замене.
В конце 80-х годов широкое распространение в качестве теплоизолирующего материала получил армопено-бетон, который, безусловно, был более эффективен и технологичен, чем минеральная вата и стекловолокно. Однако армопенобетон обладал высокой гигроскопичностью, что после 5—10 лет эксплуатации приводило к росту тепловых потерь на 20—30 %. За этим следовало интенсивное корродирование наружной поверхности трубы. Реальный срок службы теплопроводов с армо-пенобетоном в качестве теплоизолирующего слоя редко превышал 15 лет.
При огромной протяженности сетей централизованного теплоснабжения в городах России и ежегодному недоремонту потребность восстановления теплопроводов непрерывно возрастает. Изменение существующего положения возможно лишь с внедрением труб из стойких к коррозии материалов и новых видов теплоизоляции. Наибольшее распространение в качестве теплоизолирующего материала получил пенополиуретан (ППУ). Коэффициент теплопроводности ППУ [0,028 ВтДм’К)] в 1,5 раза меньше, чем у минеральной ваты, и в 1,2 раза, чем у армопенобетона. От попадания наружной влаги стальная труба и слой ППУ надежно защищают тонкостенной и герметичной полиэтиленовой оболочкой.
Главные отличительные особенности трубопровода с ППУ — это возможность монтажа без устройства каналов и срок эксплуатации не менее 25— 30 лет.Бесканальная прокладка трубопроводов с ППУ обеспечивает снижение стоимости строительства тепловых сетей по сравнению с традиционными (канальными) методами на 20—30 %. Если учесть незначительные тепловые потери и низкую аварийность трубопроводов с ППУ, то срок их окупаемости составляет 3—5 лет.
Несмотря на очевидные преимущества централизованного теплоснабжения в ряде градостроительных ситуаций является предпочтительным использование автономных источников тепла. Так, теплоснабжение районов малоэтажной застройки должно решаться путем технико-экономического сравнения альтернатив: варианта прокладки сетей от централизованного источника или использования небольших, работающих на природном газе или другом виде топлива местных котельных.
В Москве разработана специальная Программа внедрения автономных источников теплоэнергоснабжения на период до 2005 г. в районах с дефицитом мощностей от централизованного теплоснабжения. В этой Программе планируют от автономных источников получать до 8 % тепла. В ней рекомендованы научные разработки способов теплоснабжения с использованием нетрадиционных источников энергии, например, низкопотенциального тепла грунта, вентвыбросов, канализационных стоков и др.
Минстрой России с января 1996 г. ввел в действие нормативно-технические документы по применению крышных котельных с использованием в качестве топлива природного газа: выпущены «Инструкция по проектированию крышных котельных« (дополнение к СНиП П-35-76) и «Технические условия по устройству и эксплуатации крышных котельных на природном газе».
Эффективность использования крышных котельных, предназначенных для децентрализованного теплоснабжения на отопление и горячее водоснабжение жилых, общественных и производственных зданий, обусловлена следующими факторами:
— сокращением абсолютных капитальных вложений внедрением в практику одновременной сдачи в эксплуатацию здания и источника тепла;
— экономией удельных капитальных вложений за счет отсутствия необходимости прокладки наружных тепловых сетей;
— снижением текущих эксплуатационных затрат путем сокращения тепловых потерь, а следовательно, экономии топлива (примерно на 20—30 %);
— расположением котельной непосредственно на здании, что повышает эффективность использования территорий, поскольку отпадает необходимость размещения теплового пункта и теплотрасс на земле.
При проведении реконструкции территорий и объектов, особенно в зонах, удаленных от централизованных источников тепла и горячей воды, использование крышных котельных является безусловно экономически оправданным.
Одним из важнейших направлений в реконструкции инженерных сетей является достижение энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве. Решение этой задачи связано с проведением комплекса инженерно-технических мероприятий:
— постепенная замена ЦТП на индивидуальные для каждого дома тепловые пункты, сооружаемые в блочно-модульной конфигурации;
— внедрение, при соответствующем экономическом обосновании, децентрализованных источников тепло-, электроснабжения;
— снижение теплопотерь в инженерных сетях путем постепенного перехода на современные трубопроводы, в том числе и на тепловые сети с пенополиу-ретановой изоляцией;
— оптимизация работы сетей тепло- и водоснабжения путем внедрения автоматически регулируемого привода насосных агрегатов;
— применение новейших технологий для очистки от отложений на теплооб-менном оборудовании, в том числе гидрохимической промывки внутридомовых систем отопления;
— обеспечение режимов водоподготовки, запрет пуска в эксплуатацию котельных, не оснащенных установками водоподготовки;
— установка внутриквартирных счетчиков и регуляторов тепло- и водопотребления.
Внедрение автоматически регулируемого электропривода на ряде московских ЦТП позволило сэкономить 30—50 % электроэнергии, сократить расходы воды на 14—20 %, тепла —на 5—10%.
Сегодня западные фирмы предлагают массу, безусловно, интересных, но дорогостоящих приспособлений, технологий, приборов, обеспечивающих энергосбережение. Они полезны, но хотелось бы подчеркнуть, что прежде чем внедрять дорогостоящие западные технологии, необходимо навести элементарный порядок в производстве и доставке потребителям тепловой энергии. Нормально работающая запорная аппаратура, регуляторы, приборы и теплообменники являются резервом экономии. Своевременная промывка систем от грязи и отложений и другие формы технического обслуживания обеспечат значительный эффект. Главное в кратчайшие сроки и без значительных финансовых затрат.
Роль газоснабжения в топливно-энергетическом обеспечении городов продолжает возрастать. Поступление газа в города может быть обеспечено из месторождений природного газа и с газовых заводов, на которых путем термической обработки из угля получают искусственный газ.
Для газоснабжения городов в основном применяют природный газ, поскольку он обладает большой удельной теплотой сгорания, сравнительно дешев и легко транспортируется по трубопроводам на большие расстояния. Природный газ бывает трех видов: из газовых месторождений, выделяемый из скважин нефтяных месторождений (попутный газ) и добываемый из газоконденсатных месторождений (смесь сухого газа и паров тяжелых углеводородов).
Газ в городах в основном потребляется на следующие нужды:
— как химическое сырье в промышленности;
— для отопления, вентиляции, кондиционирования зданий;
— для приготовления пищи и горячего водоснабжения;
— для энергообеспечения технологических процессов объектов коммунально-бытового назначения.
Система газоснабжения городов и поселков на природном газе базируется на единой газоснабжающей системе, заложенной еще в СССР. К городам газ поступает по магистральным газопроводам, как правило, по трубам диаметром 1220 и 1420 мм и под давлением 5,5—6 МПа. На вводе в город устраивается газораспределительная станция (ГРС), а если газовое хозяйство населенного пункта незначительно, то вместо ГРС устраивается контрольно-регулировочный пункт (КРП). На ГРС (КРП) газ очищается от механических взвесей, при необходимости одорируется, его давление снижается до требуемого для системы газоснабжения города, поселка.
Городские газовые сети по уровню максимального рабочего давления разделяют на системы низкого —до 5 кПа, среднего 5—300 кПа и высокого — 300—1200 кПа. Газопроводы низкого давления используют для подачи газа в жилые и общественные здания, мелкие коммунальные и промышленные объекты. Газопроводы среднего и высокого давления обеспечивают крупные промышленные предприятия, ТЭЦ, отдельные котельные, а также питают газовые сети низкого и среднего давления.
Связь между газопроводами разных давлений, а также питание крупных потребителей осуществляются через газорегуляторные пункты (ГРП). Чем крупнее город, тем более сложна сеть газораспределения. Она оснащена множеством ГРП двух-, трех- и многоступенчатых—для объединения газопроводов всех применяемых в городе давлений.
По схеме построения городских распределительных газовых сетей различают: тупиковые, кольцевые и смешанные. Надежность кольцевых схем значительно выше, к тому же в этом случае проще организовывать проведение ремонтов и реконструктивные мероприятия.
Независимо от расчетного давления газопроводы прокладывают, как правило, под улицами и дорогами достаточной ширины и с малой интенсивностью движения. Трассу газопроводов проектируют по границам кварталов. ГРП стараются размещать в центре нагрузок. Это необходимо для сокращения расстояния от потребителей до источника питания. Аналогичными принципами руководствуются при выборе количества и мест размещения ГРС на подходах к городу.
Газопроводы высокого и среднего давления укладывают в отдельные траншеи, глубину заложения принимают 0,8—1 м от дневной поверхности до верха трубы, если транспортируется осушенный газ. Если же газ влажный, то трубы необходимо укладывать ниже глубины промерзания и с уклоном не менее 0,002 % в сторону конденсатосборников.
Газопроводы низкого давления допускается прокладывать в коллекторах и каналах совместно с другими инженерными коммуникациями.
Для газопроводов в основном применяют стальные бесшовные, электросварные прямошовные или спирально-шовные трубы. Их обязательно защищают от коррозии, в том числе и от блуждающих электрических токов. Снижение затрат на коррозийную защиту дает применение неметаллических труб (асбестоцементных, полиэтиленовых, винилпластовых).
Основное требование к газовым сетям в городах — высокая герметичность, поскольку утечка газа может привести к взрывам, пожарам, разрушениям.
Современные методы ремонта газовых труб аналогичны изложенным (см. анализ систем теплоснабжения, рассмотренный выше).
Реконструктивные мероприятия на газораспределительной сети сводятся в основном к обеспечению постоянного давления у потребителей, надежности снабжения, возможности проводить работы на сети без отключения потребителей.
Для малых городов, рабочих поселков и сельских населенных пунктов из-за низкой плотности газопотребления сооружение распределительных систем природного газа оказывается неэкономично. В этих случаях применяют системы газоснабжения на сжижженном газе. В качестве сжиженного газа используют пропан, бутан и их смеси. Снабжение газом потребителей организуют с помощью баллонов или групповых резервуарных установок.
Электроснабжение. На современном этапе развитие энергетики городов характеризуется опережающим ростом электропотребления по сравнению с другими видами топливо-энергетических ресурсов. В городах и сельской местности отмечается практически стопроцентный охват электроснабжением сооружений и объектов.
На большей части территории страны создана единая структурно и технологически взаимосвязанная система, обеспечивающая надежное и бесперебойное электроснабжение городов и населенных пунктов.
К городским электрическим сетям и сооружениям относят:
— электроснабжающие сети напряжением 110 (35) кВ и выше, включая кольцевые сети с понижающими подстанциями, линиями и подстанциями глубоких вводов;
— распределительные сети напряжением 10 (6)—20 кВ, включая трансформаторные подстанции (ТП) и линии, соединяющие центры питания (ЦП) с ТП, а также ТП между собой и вводы к потребителям;
— распределительные сети напряжением до 1000 В.
При наличии промежуточного элемента — распределительного пункта (РП) в состав распределительной сети напряжением 10(6)—20 кВ входят также РП и питающие линии, соединяющие РП с ЦП и ТП.
Сети различаются по роду тока — переменный и постоянный, по величине напряжения —низковольтные до 1000 В и высоковольтные — более 1000 В.
В городских системах электроснабжения используют переменный трехфазный ток частотой 50 Гц. Электрические сети выполняют в виде воздушных линий электропередач (ЛЭП) и кабельных прокладок.
В настоящее время в черте города воздушные ЛЭП высокого напряжения постепенно переустраиваются на кабельные, поскольку площадь, занимаемая ЛЭП, практически не используется для городских нужд.
Для низковольтных распределительных сетей воздушные линии используются в районах малоэтажной застройки, в сельской местности, а также в качестве внутриквартальных осветительных сетей.
Большинство низковольтных и высоковольтных распределительных сетей в городах выполняют подземной прокладкой кабельных линий. Их прокладывают преимущественно под тротуарами или газонами в земляных траншеях с глубиной заложения 0,7 м. Располагают кабели в следующей последовательности (от застройки): 1) кабель распределительной сети напряжением до 1000 В; 2) кабель распределительной сети напряжением более 1000 В; 3) кабель питающей линии напряжением более 1000 В.
При пересечении улиц и дорог кабели помещают в асбестоцементные или бетонные трубы, глубину заложения принимают не менее 1 м.
При выводе из подстанций большого количества кабелей их прокладывают в отдельных каналах, тоннелях (коллекторах) или совмещают с другими инженерными сетями.
Все городские потребители электроэнергии (электроприемники) по требованиям надежности электроснабжения делят на три категории:
Iкатегория — электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой опасность для жизни людей, нарушение функционирования важных элементов городского хозяйства, повреждение уникального оборудования. Потребители, относящиеся к I категории, имеют два независимых источника электропитания и систему автоматического включения резервного питания.
II категория —электроприемники, для которых допустим перерыв в электроснабжении на время включения резервного питания, производимого выездной бригадой. Питание электроприемников II категории возможно от одного источника (трансформатора) по одной воздушной линии напряжением 0,4— 20 кВ, или кабельной линии, состоящей не менее чем из двух кабелей, имеющих самостоятельные разъединители.
/// категория — электроприемники с допустимым перерывом в электроснабжении на время, необходимое для ремонта или замены поврежденного элемента системы электроснабжения, но не более чем на одни сутки.
Сложность выбора и обоснования схемы электроснабжения городских территорий обусловлена наличием на них потребителей всех трех категорий.
Повышение этажности домов, рост благоустройства и инженерного обеспечения ведут к непрерывному увеличению электрических нагрузок и доли потребителей I и II категорий.
В городах создают сложные системы электроснабжения, обслуживающие всех потребителей, независимо от их ведомственной принадлежности. Основное направление в обслуживании потребителей электроэнергией — обеспечение надежности и бесперебойности питания, с заданными характеристиками по частоте и напряжению тока.
Современные электрические приборы (компьютеры, телевизоры и др.) очень чувствительны к колебанию напряжения в сети. Даже при работе ламп накаливания снижение напряжения на 5 % уменьшает световой поток на 20 %, а повышение напряжения на те же 5 % несколько увеличит светоотдачу, но в 2,5 раза сократит срок службы.
Города являются основными потребителями электроэнергии. С ростом инженерного оборудования городов, благоустройства, развитием электрических видов транспорта, освещения и рекламы резко возрастает потребление электроэнергии на коммунально-бытовые нужды. С увеличением у населения количества энергоемких токоприемников: кондиционеров, камер глубокого замораживания, посудомоечных и стиральных машин, электроплит и других электроприборов потребление электроэнергии в жилых домах достигнет более 2000 кВ«ч на квартиру в год.
Для возможности взаимосвязи отдельных частей электрической системы города с различным напряжением служат понизительные и повысительные трансформаторные подстанции.
Понизительные подстанции служат для распределения электроэнергии, получаемой из электросистем или электростанций на городской территории. В зависимости от их положения в системе электроснабжения города они трансформируют первичное напряжение 110 (35) кВ во вторичное 10 (6) кВ (связь между районной электросистемой и городскими электрическими сетями). На ТП общего назначения электроэнергия трансформируется с напряжения 10 (6) кВ на напряжение 0,4 (0,23) кВ, которое непосредственно получают мелкие потребители в городе. Для электроснабжения отдельных крупных потребителей применяют ТП с трансформацией напряжения 10 (6) кВ на 0,63 (0,4) кВ.
Повысительные трансформаторные подстанции применяют для повышения напряжения вырабатываемой на электростанциях электроэнергии перед передачей ее в районную энергосистему.
Использование в городских электрических системах трансформаторных подстанций различного назначения позволяет оптимизировать схемы электроснабжения, сократить потери при передаче электроэнергии, а также минимизировать затраты на строительство и эксплуатацию систем электроснабжения в городах.
Основным напряжением для распределительных сетей общего пользования в городах Российской Федерации является 380/220 В. Питание этих сетей осуществляется в районах новой застройки только от распределительной сети напряжением 10 кВ.
В центральных районах Москвы, где исторически распределительная сеть формировалась на напряжение 6 кВ, сегодня идет активное переустройство ТП и кабельного хозяйства на напряжение 10 кВ.
Система сбора и переработки твердых бытовых отходов имеет первостепенное значение для экологии городов. При реконструкции жилых территорий серьезной проблемой является обеспечение высокого уровня их санитарного благоустройства. В городах не менее важна защита от загрязнения почв, открытых водоемов и подземных вод, что имеет место в местах складирования отходов.
Виды загрязнений можно разделить на жидкие, газообразные и твердые. В данном параграфе рассмотрены основные вопросы очистки городов от твердых бытовых отходов (ТБО), поскольку они в наибольшей степени влияют на планировочно-градостроительные решения при реконструкции. Кроме того, объем этих отходов весьма велик. В нашей стране ежегодно образуется свыше 50 млн. т ТБО или в среднем 300—400 кг на каждого жителя, включая детей и стариков.
К ТБО относится мусор из жилых и общественных зданий, строительный мусор и отходы промышленных и коммунальных предприятий, отходы торговых учреждений и предприятий общественного питания, уличный смет, снег, лед.
При неправильном и несвоевременном удалении и обеззараживании этих отходов может быть нанесен значительный урон состоянию окружающей среды. На технологию сбора, утилизации и обеззараживания ТБО влияет множество факторов, основными из которых являются:
• состав ТБО, их физико-механические свойства, химические и микробиологические характеристики;
• климатические и природные условия, наличие свободных территорий, их удаленность, гидрогеологические характеристики территорий возможного захоронения ТБО и др.;
• общий уровень развития производительных сил и технологий мусоропе-реработки и утилизации.
По морфологическому признаку ТБО подразделяют на следующие компоненты: пищевые отходы, кости и кожу, бумагу, картон и текстиль, стекло и камни, дерево, черные и цветные металлы, прочие неклассифицированные части, садовые отходы и отсев диаметром менее 15 мм. Процентное соотношение этих компонентов в составе ТБО различается по сезонам года, климатическим зонам, способам организации сбора в городе утильной бумаги, пищевых отходов, стеклотары, крупногабаритных отходов (старой мебели, холодильников, стиральных машин, крупной упаковочной тары и т. д.).
Важным показателем физических свойств ТБО является плотность. Значение плотности меняется по сезонам года и в среднем для городов составляет 0,19—0,23 т/м3.
ТБО обладают механической (структурной) связностью за счет волокнистых компонентов (текстиль, резина, проволока, полимерные материалы), слипае-мостью, слеживаемостью при длительной недвижимости, абразивностью за счет наличия твердых фракций (фарфор, стекло, керамика и др.).
При уплотнении до 0,3—0,5 МПа объем ТБО уменьшается в 5—8 раз, плотность возрастает до 0,8—1,0 т/м3. При повышении давления до 10— 20 МПа выделяется до 80 % воды, содержащейся в ТБО. Их объем снижается еще в 2—2,5 раза, а плотность возрастает до 1,5—1,7 т/м3. Дальнейшее повышение давления не дает заметных изменений объема и плотности.
Большое влияние на выбор методов переработки ТБО и качество получаемого в результате вторичного продукта имеет химический состав ТБО. Для получения полноценного компоста и биотоплива необходимо, чтобы в T1S0 содержалось не менее 25 % органических веществ, оптимальная влажность общей массы ТБО должна быть 40—69 %. Наличие азота —0,9—1,9, серы — 0,2—0,3, кальция—2—3, фосфора 0,5—0,8, калия 0,5—1,0 (в % от сухой массы).
В отечественной и мировой практике широкое распространение получили следующие методы обработки ТБО: открытые и закрытые свалки с организацией контроля, компостирование, прессовка, пиролиз, сжигание, комплексная переработка ТБО на мусороперерабатывающих заводах.
Процесс обработки ТБО начинается с организации сбора, накопления на территориях жилых районов и последующего удаления ТБО за пределы жилых районов. Встречаются два способа сбора ТБО. Первый способ подразумевает наличие единой емкости для всех видов ТБО, при втором происходит раздельный сбор ТБО в разные емкости. Организация сбора ТБО по второму способу дает возможность собрать отдельно, например пищевые отходы, или стекло и стекольный бой. Однако система раздельного сбора требует сознательного отношения граждан и наличия специальных транспортных средств для раздельного вывоза ТБО.
Ддя удаления ТБО из квартир многоэтажных зданий используют мусоропроводы. Сегодня в основном применяется посекционная схема сбора ТБО из мусоропроводов. К площадкам погрузки в мусоровозы мусор транспортируют вручную по тротуарам или внутриквартальным подземным тоннелям.
При реконструкции и строительстве новых многоэтажных зданий следует предусматривать возможность горизонтальной транспортировки ТБО в единую для всего здания мусорокамеру. Это позволит обеспечить лучшие санитарные условия временного хранения и удаления ТБО.
В учреждениях, где необходима дезинфекция мусора, мусоропроводы оборудуют специальным устройством для его сжигания. При этом объем мусора сокращается в 3—4 раза, но возрастает экологическое загрязнение среды и расходы на оборудование мусоросжигательных печей.
Вывоз ТБО с территорий жилых районов осуществляется мусоровозами навалом, либо мусоровозами со сменными контейнерами. Второй способ имеет ряд преимуществ: повышение производительности машин контейнеровозов, а также улучшение санитарного состояния дворов.
В ряде случаев предлагается система так называемого мокрого удаления мусора. Это может быть установка мельницы-мусородробилки под выходной патрубок мусоропровода, дробящей мусор с небольшим добавлением воды. Полученная смесь перекачивается в специальный сборник, откуда загружается мусоровоз.
Процесс идет без применения ручного труда, что значительно повышает санитарное состояние мест загрузки. Иногда систему удаления мусора объединяют с хозяйственно-фекальной канализацией. ТБО в этом случае предварительно дробят и разбавляют водой.
Дробление мусора можно организовать в квартирных мусородробилках, либо в мусородробилках на территории жилого квартала, микрорайона. В этом случае мусор собирают из домов всего микрорайона.
Вместо воды в качестве среды для перемещения измельченных ТБО применяют избыточное давление воздуха или вакуум. Подобная система была запроектирована в Москве в районе Северное Чертаново, однако ее эксплуатация оказалась довольно сложной и дорогой.
Наибольшее распространение получил метод вывоза ТБО мусоровозами к местам его обезвреживания, либо к мусороперегрузочным станциям. На этих станциях мусор дробится и прессуется. Мусоровозами большой вместимости он доставляется к местам утилизации и обезвреживания.
Последним этапом санитарной очистки городов является обезвреживание ТБО. Самым распространенным методом обработки ТБО до недавнего времени были открытые свалки. Метод совершенно недопустимый, так как ведет к загрязнению окружающей среды и изъятию из градостроительного оборота значительных территорий. По нормам хозяйственное их освоение возможно не ранее 10—15 лет.
Более эффективным является использование закрытых свалок с организацией контроля, поскольку возможно самовозгорание ТБО. Привезенный на свалку мусор укладывают слоем не более 2 м и покрывают сверху и по откосам водонепроницаемым слоем глинистого грунта 0,25—0,35 м. Это снижает риск загрязнения грунтовых вод.
Прогрессивный способ использования территорий для свалок ТБО предложен во Франции. Вместимость полигонов увеличивают за счет уплотнения ТБО тяжелыми катками. Высота уплотненного слоя составляет 1,5—2,0 м, плотность около 1000 кг/м3.
Слои покрывают грунтом толщиной 10—-30 см, общая высота складирования ТБО может достигать 20 м. В толще ТБО образуется «биогаз» (50—55 % метана, 40—45 % углекислого газа и около 5 % азота). Каждая тонна складируемых ТБО выделяет до 200 м3 газа, который отводится системой горизонтально уложенных труб. Газ используют для выработки тепловой и электрической энергии.
Можно отметить, что свалки не являются эффективным решением обезвреживания ТБО. На смену этому, довольно распространенному методу, постепенно приходят новые, основанные на передовых технологиях.
Компостирование — биохимический процесс обеззараживания ТБО, позволяющий получать компост и биотопливо. Наиболее интенсивно процесс идет при влажности ТБО — 40—60 % и при содержании в нем не менее 25 % органических веществ. Для увеличения органической составляющей в ТБО можно добавлять растительные остатки.
В малых и средних городах в среднем на одного жителя в год приходится 0,2—0,4 м3 отходов зеленых насаждений, образующихся при обрезке деревьев и кустарников, сборе опавших листьев. Раньше их вывозили на свалку или просто сжигали. Однако при наличии довольно простого оборудования для транспортировки и измельчения отходы зеленых насаждений представляют ценное сырье для получения компоста.
Метод компостирования применяют в различных вариантах: в открытых штабелях на специально отведенных территориях, бескамерным способом с принудительной аэрацией и в биотермических камерах. Во всех случаях полученный материал должен освобождаться от балластных примесей (камней, стекла, пластмассы и т. д.).
Прессовка —дробленный материал, разбавленный водой, подвергают давлению в 80 МПа. Получаемый материал имеет плотность 1900 кг/м3 и может использоваться для строительства дорог. При этом жидкая часть подвергается компостированию.
Пиролиз — нагревание до 600—800° С ТБО без доступа кислорода — обеспечивает высокоэффективное обезвреживание отходов. Допускает их использование в качестве топлива и сырья для химической промышленности, что сокращает выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.
Сжигание применяют в условиях повышенных санитарных требований к ТБО, а также при содержании в ТБО менее 25 % активного органического вещества, отсутствии потребности в компосте и биотопливе.
На мусоросжигательных заводах получают тепло, пар, шлак и золу. Пар и тепло используют для выработки электроэнергии и теплоэнергии, золу — в качестве удобрения, а шлак как строительный материал. Недостатком данного метода является загрязнение окружающей среды за счет содержания синтетических продуктов в ТБО, которые при термическом разложении выделяют токсичные газы, а при сгорании — углеводороды и другие газообразные продукты. Шлак тоже является потенциальным загрязнителем грунтовых вод и почвы, так как содержит растворимые в воде минеральные и органические вещества.
Непрерывно возрастающие требования к охране окружающей среды, а также поиск возможностей получения вторичного сырья привели к разработке новых систем. Например системы комплексной утилизации, переработки и обезвреживания ТБО, организуемых на мусороперерабатывающих заводах. Технологическая схема завода включает линии сортировки ТБО; переработки на удобрения органической части; чистки, мойки, сушки утилизируемых компонентов ТБО (металл, стекло, резина и остатков.
Сегодня в мире существует множество технологий сортировки ТБО с последующей утилизацией получаемого сырья. Основное внимание уделяется разработке безотходных технологий переработки ТБО с минимально вредным воздействием на окружающую среду.
Однако нужно отметить, что утилизация ТБО начинается с квартиры, жилого дома, квартала, микрорайона. Хорошо организованный раздельный сбор бумаги, стекла, пластмасс, металла и органических остатков позволил бы с наименьшими затратами утилизировать ТБО и значительно сократить потребность производства в новых материалах за счет использования вторичных ресурсов.
Организационно-экономические аспекты реконструкции инженерных систем в новых социально-экономических условиях становятся особенно актуальными. Значительные изменения функциональных характеристик реконструируемых территорий требуют адекватного изменения количественных и качественных параметров системы инженерного обеспечения реконструируемой застройки. Возникает проблема оптимизации градостроительного преобразования территории во взаимоувязке с развитием инженерных систем жизнеобеспечения.
Инженерная инфраструктура должна быть подвергнута реконструкции с учетом ранее созданного потенциала. Распределительную квартальную сеть с соответствующими сооружениями, магистральные сети и головные сооружения нужно сохранять, а при необходимости и развивать.
Города в течение длительного периода создавали инженерную инфраструктуру. Она была рассчитана на обеспечение функционирующих городских объектов. Как правило, имеются и резервы инженерных ресурсов, необходимые для нового строительства. Однако в градостроительном процессе появился собственник, заинтересованный только в обеспечении «своего» объекта, подключении его к существующим инженерным системам.
Естественно, что городские власти заинтересованы в том, чтобы была продолжена практика развития инженерной инфраструктуры, может быть даже опережающего. Также закономерно часть расходов переложить на нетрадиционного застройщика — собственника или арендатора. Он должен компенсировать следующие затраты:
• на развитие головных сетей и сооружений пропорционально используемой им части ресурсов;
• на развитие распределительной сети и инженерных сооружений на них (ТП, ЦТП и др.) для возможности подключения объекта к городским инженерным коммуникациям;
В условиях реконструкции или строительства на освоенных территориях часто возникает еще один вид затрат -— на вынос существующих инженерных сетей из застраиваемой Площадки. При этом предполагают, что инженерные сети непосредственно от объекта до распределительных сетей и сооружений на них входят в состав строительной сметы объекта.
На практике определение сумм оплаты за возможность подключений к инженерным системам города довольно затруднительно. Кроме того, в ряде фадостроительных ситуаций инвестор-застройщик вообще отказывается от некоторых наиболее дорогостоящих видов инженерного обеспечения.
В последнее время широкое распространение получают индивидуальные котельные для многоэтажных жилых и общественных зданий, выработка электроэнергии на автономных установках, использование воды индивидуальных артезианских скважин (часто только для хозяйственных нужд, а питьевую воду привозят в специальных емкостях) и т. д. Начинают по-настоящему работать рыночные механизмы в сфере инженерного обеспечения объектов.
Важно отметить, что идет планомерный поиск рыночных механизмов формирования внебюджетных средств на развитие и реконструкцию инженерных сетей и сооружений. При этом необходимо учитывать, что доля инженерных ресурсов инвесторов-застройщиков в общем объеме инженерного обеспечения города сегодня невелика. Потребуется довольно длительный период, когда будет проведена реформа в жилищно-коммунальном секторе, у большинства потребителей инженерных ресурсов появится реальная возможность оплачивать предоставляемые услуги. Это позволит создать действенный механизм реконструкции инженерных сетей и сооружений, экономической эффективности внедрения передовых технологий и мероприятий по ресурсосбережению.
Источник: studopedia.ru