В новом тысячелетии процесс градостроительства может приобрести новые и даже очень удивительные формы. В этой статье истории строительства 8 городов, построенных с нуля уже в двадцать первом веке.
Андричград, Босния и Герцеговина
Андричград — город в городе Вышеграде (Višegrad), на полуострове у слияния рек Дрина и Рзав. Андричград — это город, который придумал и воплотил в жизнь режиссёр Эмир Кустурица.
Строительство городка началось в 2011 году и было завершено в 2014 году. На проект было потрачено около 15 миллионов евро.
Сонгдо, Южная Корея
Расположенный в 65 километрах от Сеула населенный пункт с названием Сонгдо является первым в истории «умным» городом.
Красная Поляна | Роза Хутор | Горки Город | Газпром | Как все начиналось | Красная Поляна 2021
Этот масштабный проект, реализация которого началась в 2002 году, изначально должен был показать, насколько позитивно могут влиять современные технологии на городскую жизнь.
Олимпийские городки на Красной Поляне, Россия
Самые известные и посещаемые из них — это горнолыжные городки-комплексы Роза-Хутор и Горки Город.
Построены они на средства русских бизнесменов. В городах предусмотрен круглогодичный отдых и проживание. Туда регулярно ходят автобусы из Сочи.
Нейпьидо, Мьянма
Нейпьидо — новая столица Мьянмы (а в этой стране просто-таки рекордное количество бывших столиц) совершенно не похожа на другие города страны. Причина проста — город Нейпьидо создан искусственно специально для переноса туда административного центра, и случилось это совсем недавно — в 2005 году.
Гальштат, Китай
Китайцы известны на весь мир своей тягой к копированию достижений Западной цивилизации. Это относится даже к известным городам: в Китае есть аналоги Парижа, Венеции и Амстердама.
Зачем Саудовская Аравия строит город линию
А в 2011 году неподалеку от города Гуанчжоу появилась практически точная копия известного австрийского городка Гальштат, внесенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Масдар, ОАЭ
Масдар сити — первый в мире проект зеленого города с нулевым выбросом углерода, который разрабатывается в Абу-Даби, ОАЭ. Город, который будет работать исключительно полностью на солнечной энергии и других возобновляемых источниках энергии, станет самым первым примером эко-города в мире.
Проект начался в 2006 году и завершиться должен к 2025 году. Только 300 жителей живут в Masdar city: это аспиранты Института науки и техники Масдар, которые получают бесплатное обучение и проживание.
Инкоу, Китай
Провинция Ляонин зависима от добычи полезных ископаемых. Поэтому принято было решение перестроить экономику, так как это должно было изменить ситуацию: правительство Китая направило финансы в новые отрасли, а строительные компании быстро начали строить жилье для сотрудников. Город был построен очень быстро, но жителей в нем нет до сих пор.
Лусаил, Катар
Лусаил — это первый строящийся эко-город в Катаре и крупнейшее строительство, которое когда-либо проходило в стране.
Стоимость проекта около 45 миллиардов долларов США. Строительство города началось в 2006 году. После окончания строительства численность населения Lusail будет составлять 450 тысяч человек.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании квартир, отелей на Tvil.ru.
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
Источник: www.tourister.ru
Покачи – первый город новой России
13 июля 1992 года посёлку Покачи был присвоен статус города. Из всех городов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Покачи — самый молодой, но его становление началось задолго до памятной даты, которая официально признана точкой отсчёта.
В угодьях древнего рода аганских ханты Покачевых в 1970 году была пробурена разведочная скважина Р-21, из которой пошёл первый фонтан нефти.
Бригаду, открывшую Покачёвское нефтяное месторождение, возглавлял буровой мастер Николай Борисович Мелик-Карамов. Его бригада считалась одной из передовых среди буровых бригад Главтюменьгеологии, школой передового опыта для всей отечественной отрасли.
«21-я разведка» была введена в эксплуатацию в 1978 году, и с этого времени началась промышленная эксплуатация Покачёвского месторождения. Приказом Главтюменьнефтегаза от 19 мая 1978 года 2277 в составе производственного объединения «Нижневартовскнефтегаз» было образовано нефтегазодобывающее управление «Покачёвнефть», которое располагалось в нескольких вагончиках на берегу небольшой реки Ёган на окраине Нижневартовска.
Буровики, нефтяники, строители, повара доставлялись сюда из мест постоянного проживания: с Украины, из Белоруссии, Закавказья, Поволжья, Казахстана. Они работали на промыслах полмесяца-месяц, после чего сменялись новыми «летающими» бригадами.
Постепенно приверженцы долговременного проживания на севере Западной Сибири убедили скептиков, что разведанные здесь запасы нефти и газа способны обеспечить устойчивую добычу на столетия. Поэтому необходимо строить при месторождениях рабочие посёлки, которые рано или поздно перерастут в городские поселения.
В 1978 году был образован вахтовый посёлок. На базе произведённых топографических съёмок отведены земельные участки под строительство вахтового и рабочего посёлков Покачи, построена дорога Лангепас — Покачи и больша часть кустовых площадок и трасс-коммуникаций НГДУ «Покачёвнефть».
31 октября 1983 года решением исполнительного комитета Тюменского областного совета народных депутатов вахтовый посёлок Покачи был отнесён к категории рабочих посёлков и исключён из состава Аганского сельсовета. В соответствии со ст.55 Закона «О выборах в местные Советы народных депутатов РСФСР» было принято решение провести выборы в Покачёвский поселковый совет народных депутатов и утвердить штатное расписание исполкома Покачёвского поселкового совета.
В 1984 году в 15 километрах от старого началось строительство посёлка Новые Покачи.
Первоначально предполагалось строить Новые Покачи в деревянном исполнении, как в Финляндии — двухэтажные одноподъездные деревянные дома. Однако нефтяники добились, чтобы дома строили многоэтажными, из несгораемых материалов.
Специалистам «Тюменьгражданпроекта» пришлось в срочном порядке переделать проект деревянного строительства на крупнопанельный из железобетонных конструкций.
Вариант девятиэтажного здания «ленинградской» серии не подошёл для Покачей, потому что возникли сложности с поставкой и монтажом лифтов. В итоге приняли решение — строить дома в пять этажей без лифтов.
19 января 1985 года была забита первая свая под фундамент первого панельного дома на улице Таёжной, 16. Через три месяца был построен и сдан в эксплуатацию шестиподъездный дом на 118 квартир. В том же году сдали ещё два дома — на Таёжной,12 и Мира,2. Через год привезли детей, когда построили первую школу.
В 1986 году был утверждён генеральный план развития рабочего посёлка Покачи. Генеральный план был разработан институтом «Тюменьгражданпроект» с перспективой развития 40 тысяч населения.
В то время в рабочем посёлке Покачи проживало 5 тысяч человек; к 1990 году прогнозировали увеличение населения до 20 тысяч.
С ростом численности населения, развитием социальной инфраструктуры посёлка, освоением месторождений возникла необходимость отнесения рабочего Посёлка Покачи к категории городов окружного значения. Покачёвский поселковый совет народных депутатов обратился в Лангепасский горсовет с предложением «О присвоении статуса города рабочему посёлку Покачи». После изучения общественного мнения взрослого населения соответствующие документы были направлены в соответствующие инстанции: окружную, областную, республиканскую.
13 июля 1992 года вышел Указ Президиума Верховного Совета Российской Федерации: «…Отнести рабочий посёлок Покачи Лангепасского горсовета Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области к категории городов окружного подчинения, присвоив ему наименование — город Покачи».
В 1992-м Старые и Новые Покачи объединены в город Покачи.
Решением Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа был образован Покачёвский городской Совет народных депутатов. Его председателем избрана Лариса Гариковна Бондаренко. 28 сентября 1992 года главой администрации города Покачи утверждена Татьяна Николаевна Успенская.
С 27 октября 1996 по 23 октября 2015 года главой города Покачи был Раян Залилович Халиуллин.
Когда закончились полномочия Халиуллина, руководившего городом 19 лет, депутаты городской Думы открытым голосованием единогласно выбрали на должность главы города Покачи Владимира Ивановича Степуру.
При вступлении в эту должность 23 октября 2015 года он сказал: «Я вижу своей задачей продолжать курс позитивных преобразований, направлять все силы на то, чтобы город Покачи был преуспевающей территорией во всём».
Покачи сегодня — это современный уютный город окружного значения с численностью населения почти 17 тысяч человек. Здесь дружно проживают люди различных национальностей. В городе созданы все условия для комфортного проживания и его дальнейшего развития.
Источник: vgazetepv.ru
Становление города: начало
Город+ выяснил, как менялся и развивался Петербург с течением времени. О первых этапах архитектурного планирования и застройки Северной столицы читайте в первом материале цикла «Становление города».
Изучением проблем функционирования и развития городов и городской среды, а также анализом основных трендов градопланирования и новыми тенденциями в организации жилого и общественного пространства занимается урбанистика. Примером использования урбанистики на деле стала Северная столица, которая с самого начала строилась и развивалась в соответствии с разработанным планом.
Сегодня разработкой новых градостроительных стратегических документов – генеральных планов занимается Санкт-Петербургское казенное учреждение «Научно-исследовательский и проектный центр Генерального плана Санкт-Петербурга» с целью гармоничного и устойчивого развития мегаполиса, повышения качества городской среды, сохранения исторического и культурного наследия, а также развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.
На сегодняшний день ряд экспертов в области архитектуры и градостроительства предлагают в качестве одного из сценариев дальнейшего развития Петербурга полицентрическую модель, при которой должна появиться возможность «разгрузить» центральные районы города и перенести оттуда функции, не являющиеся специфическими для центра и с которыми петербуржцы имеют дело на ежедневной основе: социальные, образовательные и медицинские услуги. К этим функциям также относят и работу. Количество горожан, проживающих в центре, уменьшается, а население спальных районов, к примеру, на юге и юго-западе города, напротив, растёт. Однако основной объём рабочих мест по-прежнему сосредоточен в центре. Подобный подход, по мнению экспертов, должен обеспечить гармоничное развитие Петербурга.
Для создания гармоничных и «правильных» жилых кварталов и была введена регулярная планировка. Решительный переход к планировке и застройке городов произошел в петровское время. На смену стихийной застройке Петербурга, продолжавшейся вплоть до 19 мая 1712 года, когда указом Петра I столица из Москвы была перенесена в Петербург, пришла четкая планировка улиц и городского пространства. Главным отличием новой столицы было то, что планировка города на Неве была представлена тремя главными лучевыми проспектами, и не по кольцевой системе подобно Москве, где граница города отодвигалась кругами от центрального Кремля, а по радиальной.
В архитектурном отношении строительство Петербурга было редчайшим в истории случаем планировки и застройки большого города на месте, более или менее свободном от строительного груза прошлого. Не случайным было и то, что к Петербургу с первых же лет становления начали применять всевозможные схемы и планы, намереваясь воплотить здесь, на пустынных невских берегах, идеальный спланированный мегаполис.
Первоначально строительство Петербурга, начатое в 1703 году, велось без заранее составленного проекта планировки и застройки города. Однако, основы генерального плана в натуре были заложены чрезвычайно удачно. Заложенная 16 (27) мая 1703 года в устье Невы на Заячьем острове крепость, созданная по совместному плану Петра I и французского инженера Жозефа Ламбера де Герена, и заложенная через год Адмиралтейская верфь стали исходными пунктами и отправными точками для строительства и дальнейшего развития города.
В 1712 году началось строительство Александро-Невского монастыря на месте впадения Чёрной речки (нынешней реки Монастырки) в Неву, месте, где по преданию князь Александр Ярославич одержал победу над шведами в Невской битве 1240 года. Проект архитектурного комплекса был разработан под руководством Доменико Трезини.
По замыслу архитектора, монастырь должен был представлять собой симметричный ансамбль каменных строений. В то же время он являлся дополнительным форпостом на юго-востоке новой столицы, спроектированным по всем правилам фортификационного искусства. От монастыря к Петербургу планировалось проложить широкую дорогу, так называемую «Невскую першпективу». 29 мая 1723 года Петр I повелел перенести в новую столицу мощи князя Александра Невского из владимирского Рождественского монастыря.
Также начиная с 1712 и по 1746 года велось строительство первой дороги, связавшей новую и старую столицы. Фактически эта дорога стала сухопутным дублером Вышневолоцкой водной системы.
Через два года после перенесения столицы из Москвы архитекторы и специалисты начинают создавать различные варианты идеальной схемы планировки для нового города.
Генеральный план 1717 года, предложенный Жаном-Батистом Леблоном
Источник изображения: dic.academic.ru
Планы Петербурга, предложенные с 1714 года и завершающиеся генеральным планом Леблона, — это различные варианты все той же идеальной схемы города. Одним из самых крупных зодчих среди иностранцев, приглашенных для работы в Петербурге при Петре был ученик известного во Франции паркостроителя Андрея Ленотра, французский королевский архитектор Жан-Батист Леблон. Его большие знания в различных областях архитектуры и строительства позволили Петру дать ему следующую характеристику: «Сей мастер из лучших и прямо диковинкою есть».
Петр поручил Леблону разработку плана Петербурга, наделив исключительным положением и сделав генерал-архитектором. Прибыв в Россию 7 августа 1716 года, он сделал проект планировки Петербурга на основании составленного Трезини «обрисования всех здешних зданий окрестных островов» и послал его в январе 1717 года на рассмотрение Петру I. К проекту прилагалась объемная пояснительная записка. Леблон использовал принципы передовых теоретиков и архитекторов Италии и Франции XVIII века.
Архитектор предлагал в центре устроить дворцовую площадь, рядом расположить дома вельмож и центральные правительственные учреждения. Он равномерно распределил церкви, общественные площади, рынки, рекомендовал устройство биржи, ярмарочной площади, площади для казней и специальных улиц мастеров. За городскую черту он вынес госпитали, места для свалок, кладбища, жилища для «подлого народа» и огороды. В разделе «красоты» Леблон рекомендовал устройство прямых улиц достаточной ширины и площадей по типу французских площадей Дофина, Королевской и Вандом. Застройку улиц он предусмотрел равной высоты, на перекрестках улиц и на площадях – фонтаны и статуи.
Центр города намечался на Васильевском острове. Весь город, согласно проекту, был изрезан прямыми каналами. Для осуществления проекта нужна была ломка большей части построенного и требовалось колоссальное количество средств. В геометрической схеме плана местные условия и специфика совершенно игнорировались.
Город предполагался как обычный континентальный, без учета водных рукавов Невы. Центр города совершенно терял связь с рекой. Расположение центра на Васильевском острове при отсутствии мостов лишало его связи с остальной частью. Именно по этим причинам большинство проектных предложений не было утверждено Петром I.
Перемещение центра города с Василеостровского острова на Адмиралтейскую сторону было первым отступлением от основной схемы леблоновского плана. Основные массивы новой застройки начали группироваться не внутри водной петли, как это намечал Леблон, а вдоль реки, так что Нева стала не только защитным рубежом и водной артерией города, но и главной осью городского плана.
Генеральный план 1737 года, предложенный Петром Еропкиным
Источник изображения: dic.academic.ru
Автором проекта планировки и застройки центральных районов города, закрепившим три главных лучевых проспекта и наметившим пути дальнейшего развития города, стал русский архитектор Петр Еропкин.
Под его руководством был составлен новый генеральный план Петербурга. Центр города окончательно закрепился на левом берегу Невы, система улиц образовала знаменитое трёхлучие, трезубец. По замыслу Еропкина Гороховая улица, Невский и Вознесенский проспекты сходились по направлению к Адмиралтейству.
Строительство усадеб, разбивка садов велись преимущественно на Адмиралтейской стороне, вдоль набережных Невы, Мойки и Фонтанки. Проект Еропкина предусматривал также планировку большого жилого района – Коломны, а также Екатерингофа, солдатских слобод Семёновского и Измайловского полков. Он умело вписывал застройку новой столицы в особенности ландшафта и изгибы рек, чем в свое время пренебрег Леблон. Принципы планировки Васильевского острова и Адмиралтейской стороны предопределили всю дальнейшую градостроительную застройку города.
Архитектура петровского периода заложила основу последующего градостроительного развития не только самого города, но также стала значимым фактором развития всей русской архитектуры. Именно на стройке Петербурга родилась и окрепла новая школа русской архитектуры.
В следующем материале цикла «Становление города» читайте о дальнейшем развитии и строительстве Петербурга.
Источник: gorod-plus.tv