Изменения водоохранного законодательства повысили цены на участки у воды и усложнили жизнь владельцам некоторых коттеджей. Вне закона остаются порядка 150 тысяч домов.
После вступления в силу нового Водного кодекса РФ с 1 января 2007 года произошел ряд существенных изменений. Главные из них заключаются в отмене запретов на и введении частной собственности на пруды и обводненные карьеры. «Водный кодекс разрешает строительство жилых домов, других строений и производств на территории водоохранных зон при условии, что они имеют очистные сооружения», — сообщил руководитель Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) Рустэм Хамитов. — «Одновременно, ни при каких условиях не может застраиваться береговая защитная полоса шириной 20 м. кроме портов, причалов, она не может быть приватизирована и является общедоступной».
Нововведения повысили привлекательность участков у воды , как для крупных инвесторов, так и для индивидуальных застройщиков. Вследствие чего наметился уверенный рост цен на землю с водой. «Согласно Кодексу максимальная ширина водоохранной зоны снижена с 500 до 200 м. Обязательным требованием является лишь создание очистных сооружений, которые исключат загрязнение водных объектов. Эти нормы значительно расширяют перспективы возведения коттеджей на берегах рек и водохранилищ». — Говорит руководитель юридической службы Брокерского дома «Золотые Ворота» Ирина Велегжанина. — Участки около воды пользуются гораздо большим спросом, а значит, цены на них должны ощутимо подниматься».
«Миф или ФАКТ» №5. Можно ли построить дом в водоохранной зоне? Участки в Ленинградской области
По оценкам экспертов, вид на воду повышает стоимость жилья в среднем на 25-50%. Участки с водой становятся самыми востребованными на рынке. Застройщики предлагают все больше коттеджей в экологически чистых районах с уникальной природой, входящих в водоохранный пояс Москвы. Участки у воды строятся на озерах, реках, водохранилищах и даже у источников минеральных вод. За дом площадью 100 кв. м. на участке 15 соток с водой сегодня просят от $100.000.
Если раньше право пользования водными объектами приобреталось на основании лицензии и заключенного в соответствии с ней договора, то теперь лицензия не нужна — достаточно только договора с органами власти, который невозможно расторгнуть в одностороннем порядке, только по суду. С одной стороны, данный шаг способствует развитию системы гражданско-правовых отношений в сфере водопользования, но с другой, нельзя забывать, что лицензирование являлось одним из механизмов административного регулирования данной сферы общественных отношений, отмечает Эдуард Галишин генеральный директор экспертно-правового центра «ЭГИС». Эффективны ли иные механизмы контроля водопользователей? Ответ на данный вопрос нам сможет дать лишь правоприменительная практика.
По закону, если ваш участок выходит к водоёму, пусть даже он находится в частной собственности, то закрывать подходы к нему забором — вы не имеете права. Должен быть обеспечен свободный и бесплатный доступ населения к воде. Как раньше, так и сейчас запрещено приватизировать водные объекты, являющиеся источниками питьевого водоснабжения. Соответствующие законодательные поправки одобрил Совет Федерации. Однако на практике эти запреты нарушаются.
«Мы сейчас рассматриваем случай, когда власти московской области продали малую реку, хотя не имели на это право, поскольку продаже подлежат исключительно пруды и замкнутые объекты», — рассказывает заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) Олег Митволь. — «А эта малая река находится в пределах особо охраняемой природной территории верхняя Москва-река и входит в систему питьевых источников столицы. Но, она была продана»!
В соответствии с новым Водным кодексом РФ пруды и обводненные карьеры, могут быть оформлены в собственность того лица, на чьем земельном участке они расположены, если хозяин только один. «Если на воду выходят два или три участка, она не может быть частной и переходит в собственность муниципалитета», — заявляет глава Росводресурсов Рустэм Хамитов. — «Частники и муниципалитеты будут отвечать за сохранность водоемов и чистоту воды в них». Теперь такие водные объекты рассматриваются, как составная часть земельного участка, обращает внимание Эдуард Галишин. В тоже время, вызывает критику отсутствие закрепления понятий «пруд» и «водохранилище», ведь, как известно, эти водные объекты имеют одинаковое происхождение и устройство и различаются лишь по размерам.
Отмена старых запретов, на строительство в водоохранной зоне не означает, что владельцы ранее построенных там коттеджей могут спать спокойно. Их дома по-прежнему считаются незаконными и подлежат сносу, подчеркивают эксперты. «Все многообразие строений, имеющихся на берегу, с одной стороны узаконено, как объекты недвижимости, а с другой, так как у большинства нет очистных сооружений, оказывается вне закона», — констатируют в Росводресурсах. «Тем, кто уже построил жилье в водоохранной зоне, расслабляться рано. Кодекс применяется только к отношениям, которые возникли после введения его в действие, то есть, после 1 января 2007 года», — поясняет Ирина Велегжанина. — «Все, что было построено раньше и нарушало закон, теоретически могут снести с полным правом».
В целом новый Водный Кодекс РФ — не упростил жизнь владельцев коттеджей близ водоемов, а местами даже усложнил, резюмирует замглавы Росприроднадзора Олег Митволь. — «Сейчас речь идет о том, что все дома должны быть оборудованы специальными очистными сооружениями. И в данной ситуации Водный Кодекс РФ фактически усложнил жизнь тем людям, у которых дома были построены в водоохранных зонах более 10 лет назад и которые не имеют очистных сооружений. С ними уже есть проблемы».
Как ни странно, санэпидемстанции неохотно дают добро на установку систем очистки, предупреждают специалисты. Поэтому прежде чем начинать строительство в водоохранной зоне , нужно посетить несколько фирм, занимающихся производством такого оборудования и взять гигиенические сертификаты на их продукцию, советуют эксперты. Затем с этими документами обратиться в местный отдел Роспотребнадзора, чтобы получить то или иное предписание от СЭС.
По оценкам Росприроднадзора и Федерального водного агентства, проблемы с законом, вплоть до возможного сноса, возникают примерно у 150 тысяч домов, которые были построены недалеко от воды в 90-ые годы прошлого века. В связи с тем, что раньше в водоохранной зоне строить было нельзя, большинство нарушителей не имеют никаких документов на право собственности. «Как у нас часто бывает, это выяснилось, когда новый Водный кодекс уже вступил в действие. То есть, целью было — облегчить людям жизнь, а получилось, как обычно», — признается Олег Митволь.
Отвечая на вопрос, как будет решаться эта проблема, чиновник привел такой пример: «Если вы ездите на не принадлежащей вам машине, то, как она будет решаться на посту ГАИ»? Если автомобиль, скорее всего, отберут, то дачу потребуют снести, причем за ваши деньги, если, конечно, вы не договоритесь с представителями власти.
Разрешено ли строительство на первой береговой линии?
Обычно «первая линия» от воды оценивается значительно дороже, чем вторая и третья. И неважно, какие причины за этим скрываются — стремление ли человека к прекрасному в виде возможности полюбоваться водной гладью во время заката или же банальная лень, когда совершенно не хочется идти лишних сто метров до пляжа. Но факт налицо. Многие предпочитают жить у самой воды, порой легкомысленно не задумываясь о том, какой вред они наносят природе и какой вред природа может нанести им самим.
Строительство сооружений в непосредственной близости от водоемов должно регламентироваться экспертными заключениями в рамках Федерального закона «Об охране окружающей среды», и прежде всего Закона «Об экологической экспертизе». Однако действие этих законов в связи с изменениями последних лет несколько ограниченно. В особенности после выхода редакции Водного кодекса РФ после 2007 года, — рассказывает заместитель руководителя Нижне-Обского бассейнового управления по Челябинской области Владимир Васильевич СЕРЕДА.
Если раньше согласование строительства зданий возле водоемов с водниками и экологами было обязательно, то в настоящее время — нет. Но в законе прописано, при каких условиях строительство не запрещается. Также можно найти регламент, как можно использовать земельные участки, расположенные недалеко от водоема или водотока.
Статья 65 Водного кодекса, в особенности пункты с 15 по 17, четко указывает регламент использования водоохранных зон, прибрежных защитных и береговых полос. Главное изменение заключалось в том, что у всех озер, за исключением особо охраняемых территорий (памятников природы), ширина водоохраной зоны уменьшена до 50 метров. Следует подчеркнуть, что расстояние рассчитывается исходя из среднего многолетнего уреза воды.
Безопасность прежде всего
Любой здравомыслящий человек должен понимать, что уровень воды в озере колеблется, в разные годы она может сильно подниматься, — говорит Владимир Васильевич. — Поэтому целесообразно строить в 50 метрах от максимального уреза воды, который наблюдался, ведь на некоторых участках 50-метровая полоса затапливается. Это требование не только безопасной эксплуатации сооружений, но и здравого смысла.
Достаточно обратить внимание на то, что все старые постройки находятся на достаточном удалении от уреза воды. Когда люди строились, учитывали возможность затопления. Они хотели жить в сухом месте. Безопасность прежде всего.
Примеров подтопления домов и дач можно привести множество. Относительно недавний случай с озером Малый Кременкуль. Много лет садоводы выращивали на своих огородах урожай, строили дачные домики и бани, и все было хорошо до тех пор, пока не построили новую дорожную развязку вблизи озера.
Дороги — это хорошо, но водная система озера была нарушена, и уровень воды стал резко подниматься, затопив десятки участков. После этого от озера прорыли канал, чтобы вернуть водоем в родные берега. Вода, конечно, спала, но фундаменты строений размыты и эксплуатировать их небезопасно.
У водохранилищ водоохранная зона существенно увеличивается, в зависимости от длины реки она может быть от 50 до 200 метров, — продолжает Владимир Середа. — Во время половодья река может нанести непоправимый вред построенным вблизи объектам. Никто не отменял требования ГОСТов, СНиПов, а также необходимость проводить инженерно-геологические и инженерно-экологические изыскания перед строительством. Это довольно жесткие требования по расчету исключения влияния различных неблагоприятных факторов, тем более связанных с вредным воздействием — подтоплением, разрушением берегов.
Если очень хочется
Прибрежная защитная полоса совпадает с водоохранной зоной у озер. В пределах этой зоны есть еще береговая полоса, где, по сути, Земельный и Водный кодексы не запрещают формирования земельных участков, однако запрещена их передача в собственность, — объясняет Владимир Васильевич. — Можно взять эти участки под определенные цели — залужение или высадку кустарников, но строительство (если и не запрещено) весьма нецелесообразно.
Статья 6 Водного кодекса определяет свободный доступ в береговую полосу любого гражданина. Для того чтобы сохранить озера для будущих поколений, необходимо исключить любое размещение легкоразмываемых свалок, загрязнений. Об этом немногие задумываются, но даже вырубка лесов наносит серьезный ущерб водным объектам. Чтобы увидеть границу водоема, необходимо сделать топосъемку.
В любой архитектуре есть карта муниципального образования, и по ней с достаточной точностью можно определить близость воды. Наша организация не обладает полномочиями выдавать разрешение на строительство сооружений у водоемов, но рекомендации получить можно. Конечно, сейчас при наличии денег участок у воды можно подготовить для строительства, поднять уровень земли например, ведь техника позволяет. Но необходимо помнить, что любое вмешательство в водоем приводит к нарушению его экосистемы. И тогда озеро гибнет.
Выдержки из Водного кодекса Российской Федерации
Глава 6. Охрана водных объектов
Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы
- 1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
- 2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
- 3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от соответствующей береговой линии.
- 4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
1) до десяти километров — в размере пятидесяти метров;
2) от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров;
3) от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров. - 5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водо-охранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.
- 13. Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.
- 15. В границах водоохранных зон запрещаются:
1) использование сточных вод для удобрения почв;
2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;
3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;
4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие. - 16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
- 17. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:
1) распашка земель;
2) размещение отвалов размываемых грунтов;
3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Водоохранная зона обозначает определенную площадь вблизи водного объекта, на которой действует ряд ограничений, касающихся использования этих территорий. Основной смысл введения водоохранных зон заключается в защите водных ресурсов от загрязнений.
Впрочем, полного запрета на деятельность и строительство в таких зонах нет.
Водоохранная зона водного объекта
Может иметь различную протяженность, которая измеряется от кромки воды.
Для ручьев и рек, ширина водоохранной территории устанавливается исходя из общей протяженности водного объекта:
- длина реки (ручья) более 50 км — ширина зоны составляет 200 м;
- 10-50 км — 100 м;
- до 10 км — 50 м;
- радиус водоохранной территории для истоков всегда составляет 50 м.
Стоячие водные объекты (водохранилища и озера) имеют водоохранную зону шириной в 50 м.
Для любого моря протяженность водоохранной зоны — 500 м.
Отметим еще существование такого понятия, как прибрежная защитная полоса, которая составляет:
- для болот — 50 м;
- для озер, прудов и иных водоемов с ценными породами рыбы — 200 м.
В соответствии с российским законодательством, строительство различных объектов (как жилого, так и производственного назначения) в пределах водоохранной зоны вполне возможно. В частности, строительство дома в водоохранной зоне реки — довольно распространенное явление, так как близость водного объекта существенно повышает престижность дома.
Естественно, при строительстве и эксплуатации объектов в границах водоохранной территории должны быть соблюдены все санитарные нормы и правила, а так же обеспечена безопасность самого водного объекта. Под этим подразумевается как минимум наличие системы фильтрации сточных вод. Конкретный перечень требований по соблюдению природоохранного законодательства применительно к конкретным условиям можно уточнить в местном отделении Роспотребнадзора.
Кстати, нередко возникает вопрос — а можно ли построить дом (или другой объект) непосредственно вблизи водоема? Если вы не боитесь регулярных подтоплений, то построить объект вы можете, но имейте в виду: вся территория на расстоянии 20 м от кромки воды является территорией общего пользования, и ограничивать к ней доступ нельзя.
Еще один тонкий момент: если река (или иной водный объект) используется для питьевого водоснабжения, то она имеет зоны санитарной охраны как источник питьевого водоснабжения. Вот в этих зонах, строительство производственных или жилых объектов запрещено или существенно ограничено. Впрочем, сведения о наличии таких зон отражаются во всех документах, в том числе и в кадастровом паспорте участка.
Водоохранная зона: штрафы, ограничения
На водоохранных территориях запрещены следующие действия:
- использование биологических удобрений (стоки, навоз);
- размещение кладбищ и иных захоронений;
- размещение свалок и мест хранения отходов;
- производство и хранение взрывчатых, отравляющих, радиоактивных и других опасных веществ;
- использование авиационных методов обработки растений;
- движение и стоянка транспорта, за исключением специализированных трасс и парковочных мест.
На территории прибрежных защитных полос нельзя:
- распахивать земли;
- размещать отвалы грунтов;
- осуществлять выпас животных.
Кстати, прежде чем начинать каике-либо работы вблизи водных объектов рекомендуется обратиться с запросом в территориальный отдел Управления водного хозяйства для уточнения ширины водоохранной зоны конкретного объекта. Ответ данного ведомства потребуется при получении разрешения на строительство.
Что касается штрафов за нарушение условий использования водоохранных зон, то они следующие:
- для граждан — 3-4,5 тыс. руб.;
- для должностных лиц — 8-12 тыс. руб.;
- для организаций лиц — 200 — 400 тыс. руб.
Как видите, в случае нарушений при индивидуальном жилищном строительстве (штраф будет на гражданина), ваши потери будут не такими уж большими. Если бы не одно «но»: в случае выявления нарушения, суд обязует его устранить, что означает либо приведение объекта в соответствие с требованиями, либо снос, в том числе — принудительный.
Для нарушений в пределах санитарной защитной зоны источников питьевого водоснабжения штрафы немного выше:
- граждане могут заплатить 3-5 тыс. руб.;
- должностные лица — 10-15 тыс. руб.;
- предприятия и организации — 300-500 тыс. руб.
Строить дома в водоохранных зонах разрешат, но при наличии очистных сооружений. О грядущих изменениях рассказывает глава Росводресурсов Рустэм ХАМИТОВ — Рустэм Закиевич, тема строительства дач и коттеджей у воды в последние годы стала очень острой. С 1 января 2007 года вступает в силу новый «Водный кодекс РФ», который должен расставить все акценты.
Но давайте сначала разберемся, каковы масштабы строительства на берегах? — Масштабы очень велики. Сотни тысяч домов — в водоохранных зонах и десятки тысяч — в прибрежной полосе. Массовая застройка началась в «бурные» 90-е годы прошлого века.
Прежний «Водный кодекс» обозначал, что в 30 — 50 метрах от воды строить нельзя, а зона «бечевника» — 20 метров от уреза воды — вообще должна быть общедоступна. Однако с позволения местных властей, зачастую незаконного, люди всеми правдами и неправдами пробились к воде и построили дома. Причем неважно, скромная дачка стоит с сарайчиком на берегу или трехэтажный коттедж.
Люди принесли на берега свою городскую культуру потребления: ванну, душ, туалет, отходы» А очистные сооружения не строятся. Увы, в большинстве случаев все стоки из этих домов и с территории участков уходят в реки и озера. Ну, порой отдельные сознательные граждане яму за поселком выроют. Оттуда грязь с грунтовыми водами все равно в реку поступает!
Туда же попадают и автомасла, гербициды, пестициды и прочие загрязнения. Ведь до 70 процентов загрязнения наших водоемов — это именно результат поверхностных стоков. А на долю промышленных предприятий приходится лишь 30 процентов загрязнений. Анализы проб воды, отобранных вблизи коттеджных поселков, показывают высокий уровень загрязнения. — Так можно ли будет строить и приобретать дома в водоохранных зонах? — Новый «Водный кодекс» в статье 65 определяет однозначно — можно.
Но при условии, что 20 метров береговой полосы не трогает никто, никогда и ни при каких обстоятельствах. Ни заборов, ни причалов, ни приватизации земли. Табу. Дальше — можно. Хоть дачу, хоть дворец. Но при обязательном соблюдении главного условия — оборудования очистными сооружениями. — Будут ли наказаны те, кто не построит очистных сооружений? — Да, будет разработан механизм.
И будут санкции — административные и уголовные. Но главное, чтобы собственники жилья на берегах поняли, что отсутствие необходимой инфраструктуры создает проблемы не только экологии водных объектов, но и им самим. Нет нормальной канализации, нет очистных сооружений — грядет неминуемое загрязнение водоема, заболачивание, цветение воды. В итоге подобные собственники сами рубят сук, на котором сидят, поскольку построенная без очистных сооружений недвижимость станет неуклонно падать в цене со временем. Еще проблема.
Загрязненные стоки поступают в реку, водохранилище и далее в городские квартиры тех же дачников. Получается своеобразный «круговорот грязи в природе». — А что делать тем, кто просто приезжает искупаться и порыбачить?
Будут ли они иметь доступ к воде? — Данные вопросы новое законодательство относит к ведению местных властей. Новый «Водный кодекс» фактически передает водные ресурсы в управление субъектам Федерации и муниципалитетам, они имеют право заключать договора с водопользователями, и они же зачастую являются владельцами береговых земельных участков.
Каждый конкретный муниципалитет будет решать на основе градостроительных планов, в каких масштабах разрешать строительство на берегу -сплошной полосой с бетонным забором, отрезающим жителей от воды, или выделять свободные от застройки места для пляжей, зон отдыха, спортивных площадок. Хотелось бы, чтобы местные власти проявили сознательность, но, увы, практика часто показывает обратное.
Значит, нужен постоянный контроль. И, повторюсь, береговая полоса должна оставаться общедоступной в любом случае. Сами граждане тоже должны за этим следить! — Рустэм Закиевич, а как за рубежом решают проблемы жилья на берегах рек и озер? — Даже государства с вековыми традициями частной собственности постепенно уходят от частной собственности на землю вблизи водоемов. Как правило, государство по достойной цене выкупает береговые участки у собственников и обеспечивает людям возможность доступа к реке или озеру.
И еще. Чистой воды в мире все меньше. В развитых странах природной чистой воды уже практически нет. Забираемая из водоемов для питьевых нужд вода требует сложной очистки. Поэтому без преувеличения можно сказать, что вода станет главным природным ресурсом XXI века.
Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы
[Водный кодекс РФ] [Глава 6] [Статья 65]
1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от соответствующей береговой линии, а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы — от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.
4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
1) до десяти километров — в размере пятидесяти метров;
2) от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров;
3) от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.
5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.
6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.
7. Ширина водоохранной зоны озера Байкал устанавливается Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».
8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.
9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.
10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.
11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.
12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.
13. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.
14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.
15. В границах водоохранных зон запрещаются:
1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;
7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах»).
16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:
1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;
3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;
4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
16.1. В отношении территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, указанным в пункте 1 части 16 настоящей статьи, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.
17. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:
1) распашка земель;
2) размещение отвалов размываемых грунтов;
3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
18. Установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частные консультации платны. Почта [email protected]С уважением, Адвокат Деревянко С.Ю.
Источник: ogonbar.ru
Водоохранная зона пруда на частной с/х земле
Строительство в водоохранной зоне: нормы, правила, ограничения на сайте Недвио
Недвижимость, расположенная вблизи водных объектов (озёр, рек, водохранилищ итп), всегда пользовалась особой популярностью среди частных застройщиков. Это объясняется прекрасной экологией, великолепными пейзажами и возможностью получить новые, уникальные возможности для загородного отдыха.
Собираясь строить дом вблизи водоохранных зон важно следовать определенным правилам. Это обусловлено тем, что частное строительство на таких территориях часто запрещено или входит в список относительных ограничений. Последнее означает, что застройка береговой линии возможна только при соблюдении условий, указанных в законе и правилах местной администрации.
В этой статье мы разберем основные нюансы и ограничения, который должен знать частный застройщик, прежде, чем построить коттедж на берегу реки или озера.
Правила застройки прибрежных зон
Основным законом, устанавливающим правила и нормы строительства на прибрежных территориях, является Водный кодекс РФ. Его основная задача — обеспечить чистоту водоемов, защиту растений и животных, обитающих в воде и на территориях, которые прилегают к водоемам.
Для сохранения окружающей среды, от владельцев и пользователей прибрежных участков требуется соблюдать определенные нормы. В случае их нарушения положена административная и уголовная ответственность, снос построек, а также высокие штрафы.
Разновидности водоемов
Следует понимать, что любые прибрежные земли в России имеют особый статус. Все действия, связанные с ними, регулируются специальным Водным регламентом.
Согласно закону, все водоемы классифицируются на две группы:
К подземным относятся карстовые озера и грунтовые воды. К поверхностным — все остальные. Все они обладают определенными характеристиками, границами и объемом водного режима.
В свою очередь, поверхностные водоемы подразделяются на:
Эти водоемы могут использоваться в различных целях. Например, в целях водоснабжения населенного пункта, выработки электроэнергии, ведения рыболовства, перевозки леса и т. д. В зависимости от целей использования на них либо разрешено, либо запрещено частное строительство.
Что такое водоохранная зона?
Водоохранной зоной называют участок земли, который находится на определенном расстоянии от береговой линии. За такими территориями ведется особый контроль, даже если ими владеют по праву собственности.
Чтобы понять, какие действия разрешены в водоохранной зоне, владельцу участка необходимо обратиться в федеральный орган и службу кадастрового учета. Официальный ответ будет содержать информацию из специального реестра.
Любое строительство или иную хозяйственную деятельность следует начинать только после получения документов, подтверждающих право на их проведение.
Границы водоохранной зоны
Их определяют для того, чтобы облегчить контроль за соблюдением режима использования на указанных участках. Последний становится частью комплекса мер, направленных на их благоустройство и защиту. Таким образом органы власти добиваются улучшения экологического, гидрологического, санитарного и гидробиологического состояния окружающей среды.
Ширину защищенной территории рассчитывают, ориентируясь на береговую линию. Последнюю определяют по уровню вод в теплое время года.
Согласно Водному кодексу (статья 65, часть 4) на участках указывают границы водоохранной зоны с учетом протяженности и ширины водного объекта:
- 50 м – для рек и озер длиной меньше 10 км;
- 100 м – от 10 до 50 км;
- 200 м – больше 50 км.
Размер защитной полосы также зависит от такого показателя, как уклон берега.
Если водоем является источником питьевой воды, возле него устанавливают санитарную охрану. В этом случае на участке категорически запрещено заниматься строительством или иным видом деятельности.
Сведения о территориях, расположенных возле береговой линии, указываются в кадастровом паспорте на земельный участок.
Можно ли строить в водоохранной зоне?
Да. Прибрежную полосу и водоохранные территории разрешено использовать для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), дачного строительства и садоводства. При соблюдении определенных условий такие земельные участки можно арендовать и приватизировать.
При соблюдении каких условий в водоохранных зонах разрешено строить дома? Их три:
- Объекты недвижимости должны быть оснащены фильтрационной системой;
- От собственника требуется соблюдение предписанных санитарных норм;
- Проектная документация должна пройти экологическую экспертизу.
Контроль за ведением строительства на прибрежной территории осуществляет Росприроднадзор.
Прибрежная защитная полоса
Водоохранная зона, в зависимости от удаленности от берега водоема, как правило, включает в себя 2 уровня:
- Бечевник (или береговая полоса, водный сервитут);
- Прибрежная защитная полоса.
Бечевником называется береговая полоса у кромки воды. Стандартная ширина бечевника составляет 20 м. На таком участке запрещено любое строительство домов, не разрешается приватизация и аренда земли в этой зоне. Каждый гражданин, в соответствии с законодательством, имеет свободный доступ к этой территории и может использовать ее для отдыха. Имейте это в виду, когда видите объявление с текстом «продается участок у воды».
Размер прибрежной защитной полосы определяется местными органами власти, и составляет от 20 до 100 метров. В прибрежной защитной полосе запрещено любое строительство домов, но можно приобретать земельные участки в собственность или брать их в аренду. То есть если, к примеру, территория прибрежно-защитной полосы захватывает часть вашего участка, то можно разместить деревянный дом и подсобные строения за пределами полосы, а непосредственно на ее территории — сад или места отдыха.
Следует учитывать, что расстояние от кромки до окончания прибрежной защитной полосы на разных участках может сильно отличаться, в зависимости от статуса водоема, уклона берега и его местоположения. Например, для морей защитная полоса может составлять уже 500 метров. Вот почему эти данные следует уточнить в местной администрации.
Все, что дальше этих полос — может свободно продаваться и покупаться. На такие участки ограничений, согласно Водному и Земельному кодексу, не предусмотрено.
Нюансы строительства на прибрежных территориях
Главная особенность участков у воды заключается в том, что их нельзя полностью огородить от посторонних.
Дело в том, что большинство водных объектов на территории РФ (реки, озера, водохранилища итп) являются государственной собственностью, а это значит, что ими может воспользоваться любой гражданин. Любые заборы и сооружения, мешающие свободному доступу к воде, считаются незаконными постройками.
Еще один важный нюанс: любые земельные участки, находящиеся в пределах береговой линии, нельзя приватизировать.
Важно учитывать, что для того, чтобы начать строительство дома или других построек в водоохранной зоне, нужно иметь оформленный договор аренды или свидетельство о праве собственности на выбранный участок.
Владельцу участка также придется получить разрешение на индивидуальное жилищное строительство. Следует понимать, что если будут найдены какие-либо нарушения СНиПов относительно размещения построек на участке, то разрешение просто не выдадут.
Лицам, которые планируют открыть на таких территориях личное подсобное хозяйство (ЛПХ), следует учитывать, что вблизи береговой линии запрещен выпас животных, складирование грунта и распашка земли.
Есть установленные ограничения при использовании участков в целях с/х деятельности:
Ограничения при пользовании водоохранных зон
Предписанные правила запрещают размещать на прибрежной территории:
- мусорные свалки, места захоронения отходов, кладбища и скотомогильники;
- стоянки для автомобилей;
- использование сточных вод для удобрения почв;
- строения, предназначенные для хранения горюче-смазочных материалов и химических веществ.
Очистка берегов и самих водоемов — очень долгая и затратная процедура. Вот почему за такими территориями ведется строгий контроль, а границы прибрежной зоны отмечают соответствующими информационными знаками.
Отдельно отметим правила строительства на водоемах, которые находятся внутри частных территорий. По закону доступ к ним может иметь только собственник или арендатор.
В этом случае порядок их использования определяет частный собственник, а не государство. Это же касается оформления купли-продажи прибрежных участков и, примыкаемой к ним, прибрежной зоне. Если это частный пруд, то никаких ограничений к его застройке нет.
Заключение
Если вы планируете купить участок на берегу реки, озера или другого водоема следует внимательно ознакомиться с Водным кодексом РФ и другими законами об охране и эксплуатации водоохранных зон.
Также следует подать запрос в местную администрацию, чтобы получить точные параметры такой зоны непосредственно в месте прилегания участка к береговой линии. Они могут отличаться в зависимости от особенностей водоема, уклона берега, его использования и других характеристик.
Следует помнить, что при незаконном строительстве в прибрежной зоне, застройщик рискует получить не только штраф, но также рискует остаться без дома или даже понести уголовную ответственность (при значительном ущербе окружающей среде, ст. 26 УК РФ). Поэтому шутить с этим не стоит. Разумнее строить дом, не нарушая экологические нормы.
Форум для экологов
Форум для экологов
- Темы без ответов
- Активные темы
- Поиск
- Персональные данные
Размер водоохранной зоны
- Перейти на страницу:
Размер водоохранной зоны
Сообщение GalinaD » 17 мар 2009, 01:32
Re: Размер водоохранной зоны
Сообщение seergy » 17 мар 2009, 01:32
Документ утратил силу в связи с изданием “Постановления” Правительства РФ от 21.11.2007 N 800
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВОДООХРАННЫХ ЗОНАХ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ И ИХ ПРИБРЕЖНЫХ ЗАЩИТНЫХ ПОЛОСАХ
3. Минимальная ширина водоохранных зон устанавливается для участков рек протяженностью от их истока:
до 10 км – 50 м
от 10 до 50 км – 100 м
от 50 до 100 км – 200 м
от 100 до 200 км – 300 м
от 200 до 500 км – 400 м
от 500 км и более – 500 м
Для истоков рек водоохранная зона устанавливается радиусом не менее 50 метров.
Минимальная ширина водоохранных зон для озер и водохранилищ принимается при площади акватории до 2 кв. километров – 300 метров, от 2 кв. километров и более – 500 метров.
Для определения ширины водоохранных зон верховых болот, формирующих сток постоянных водостоков, применяются те же принципы, что для озер и водохранилищ.
Минимальная ширина водоохранных зон водных объектов, для которых установлены запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых видов рыб, принимается равной ширине этих полос.
Границы водоохранных зон магистральных и межхозяйственных каналов совмещаются с границами полос отвода земель под эти каналы.
Размеры и границы водоохранных зон на территории городов и других поселений устанавливаются исходя из конкретных условий планировки и застройки в соответствии с утвержденными генеральными планами.
Для участков рек, заключенных в закрытые коллекторы, водоохранные зоны не устанавливаются.
Re: Размер водоохранной зоны
Сообщение GalinaD » 17 мар 2009, 01:32
Re: Размер водоохранной зоны
Сообщение svetlaya84 » 17 мар 2009, 01:32
Re: Размер водоохранной зоны
Сообщение romario » 17 мар 2009, 01:32
svetlaya84 Я тоже слышал, что постановление 1404 отменили, но чем, когда и чем заменили ?
С уважением Роман.
Re: Размер водоохранной зоны
Сообщение К_Татьяна » 17 мар 2009, 01:32
Re: Размер водоохранной зоны
Сообщение ЮВ » 15 окт 2010, 08:41
Re: Размер водоохранной зоны
Сообщение подсолнух » 20 окт 2010, 15:37
Re: Размер водоохранной зоны
Сообщение back » 26 янв 2011, 21:54
Водоохранные зоны для болота
Сообщение АлександраNNN » 25 апр 2011, 04:21
- Перейти на страницу:
Вообще, пункт 4.7 СП 113.13130.2012 оперирует странными терминами:
1. Откуда в СЗЗ водозаборов пояса? Понятно, что авторы видимо имели ввиду ЗСО. Но написано то другое.
2. Речь в нем об охранных зонах рек и водоемов.
Получается что на охранные.
Ответственность
Форум “Форум для экологов” является общедоступным для всех зарегистрированных пользователей и осуществляет свою деятельность с соблюдением действующего законодательства РФ.
Администрация форума не осуществляет контроль и не может отвечать за размещаемую пользователями на форуме “Форум для экологов” информацию.
Вместе с тем, Администрация форума резко отрицательно относится к нарушению авторских прав на территории “Форум для экологов”.
Поэтому, если Вы являетесь обладателем исключительных имущественных прав, включая:
– исключительное право на воспроизведение;
– исключительное право на распространение;
– исключительное право на публичный показ;
– исключительное право на доведение до всеобщего сведения
и Ваши права тем или иным образом нарушаются с использованием данного форума, мы просим незамедлительно сообщать нам по электронной почте.
Ваше сообщение в обязательном порядке будет рассмотрено. Вам поступит сообщение о результатах проведенных действий, относительно предполагаемого нарушения исключительных прав.
При получении Вашего сообщения с корректно и максимально полно заполненными данными жалоба будет рассмотрена в срок, не превышающий 5 (пяти) рабочих дней.
ВНИМАНИЕ! Мы не осуществляем контроль за действиями пользователей, которые могут повторно размещать ссылки на информацию, являющуюся объектом Вашего исключительного права.
Любая информация на форуме размещается пользователем самостоятельно, без какого-либо контроля с чьей-либо стороны, что соответствует общепринятой мировой практике размещения информации в сети интернет.
Однако мы в любом случае рассмотрим все Ваши корректно сформулированные запросы относительно ссылок на информацию, нарушающую Ваши права.
Запросы на удаление НЕПОСРЕДСТВЕННО информации со сторонних ресурсов, нарушающей права, будут возвращены отправителю.
Земельный участок в водоохранной зоне
Владельцы земельных участков в водоохранной зоне не понаслышке знают о сложностях приватизации. За последние 10-15 лет — ничтожный срок для владения землей — произошли изменения в земельном и водном законодательстве, которые непосредственно касаются оформления имущественных прав на этот вид собственности.
Предоставление участков в водоохранной зоне
Нормативная база идет по пути упрощения бюрократических процессов. Со вступлением в силу в 2007 году нового Водного кодекса из обязательных процедур была исключена обязанность согласовывать с органами Росводресурсов предоставление участков для строительства в водоохранных зонах.
Однако земли в водоохранной зоне (если они не находятся на территориях общего пользования — пляжи, набережные) ограничены в обороте, и приватизация возможна только с разрешения местных органов по управлению муниципальным имуществом. Также разрешение уполномоченных органов требуется на строительство в водоохранной зоне новых объектов недвижимости и реконструкцию уже введенных в эксплуатацию строений.
Владельцы земельных участков, получившие отказ от местной администрации по какому-либо обращению, обращаются в суд. Это дополнительная возможность оформить землю в собственность и реализовать иные имущественные права. Рассмотрение дел в суде дает возможность землепользователям отстоять свою точку зрения и добиться необходимых разрешений. Тем более что действующая редакция Водного кодекса разрешает проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатацию хозяйственных и иных объектов на территориях водоохранных зон.
Приватизация водоохранной зоны
Приватизация земельного участка в водоохранной зоне не запрещена. Чиновники местной администрации не должны без причин препятствовать передаче земельного участка в собственность. Но основания для отказа в приватизации все же существуют, например:
1. установлено, что участок находится в пределах береговой полосы объекта (20 метров и ближе к воде);
2. на участке нет объектов недвижимости (жилого дома, хозяйственных построек);
3. владелец земельного участка в процессе пользования своим наделом не соблюдает правила охраны водных объектов от загрязнения (заиления);
4. участок частично расположен на территории, изъятой из оборота, или земля зарезервирована для государственных и муниципальных нужд.
Отдельно скажем про оформление участков в собственность юридическими лицами. Если на земельном участке частной компании располагаются коммерческие объекты, с учетом вероятности сброса загрязняющих веществ на них устанавливаются централизованные системы водоотведения, локальные очистные сооружения и прочее.
Требования нельзя назвать слишком строгими. На землях водоохранной зоны сегодня не запрещены размещение дачных и садовых участков, выделение участков под индивидуальное строительство, заправка топливом, мойка автомобилей и пр.
Установление границ водоохранных зон
Водоохранная зона — это территория, которая прилегает к береговой линии. Главная системная проблема, связанная с приватизацией земельных участков в этой зоне, заключается в определении кадастровых границ.
По мере того, как в государственный кадастр недвижимости вносятся уточненные сведения о водоохранных зонах и о границах участков в пределах этих зон, посягательства на самовольный захват земли и нарушение земельного законодательства будут для надзорных служб очевиднее.
Сегодня, если владельцы соседних с вашим земельных участков не соблюдают законодательство (например, придвинули свои заборы вплотную к воде), можно жаловаться в уполномоченные органы. Решить проблему помогут официальные обращения в Росреестр, природоохранную прокуратуру и природоохранный комитет местного Правительства.
Нарушение режима использования земельных участков в водоохранных зонах влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц. Для юридических лиц дополнительно предусмотрено приостановление деятельности за подобное правонарушение. Подробнее см. КОАП РФ.
Проблемы участков в водоохранной зоне
Строительство домов и использование земельных участков в водоохранной зоне связано с особыми проблемами. Мы упомянули в статье о дополнительных разрешениях от администрации и о более жестких требованиях к ведению хозяйственной деятельности. Однако это не все.
Если вы столкнулись с неправомерными действиями соседей или чиновников, проконсультируйтесь с юристом по земельным вопросам. Вы имеете возможность отстаивать свои имущественные интересы и гражданские права. Закон един для всех, каждый обязан соблюдать его требования.
Какая водоохранная зона у пруда
Это расстояние непосредственно от природных водоисточников, подлежащее особой охране.
Прибрежная защитная полоса является областью в пределах охранных зон, которая имеет вспомогательные ограничения на хозяйственную и иную деятельность человека.
Запрещенные и разрешенные действия
Какие действия запрещено осуществлять в пределах охраняемой зоны водного объекта:
- Размещать на данной территории скотомогильники и прочие захоронения разного рода отходов.
- Привлекать сточные воды для удобрения почвы. Сбрасывать сточные воды.
- Производить авиационные меры в целях борьбы с вредителями.
- Обустраивать стоянку или перемещение транспорта, кроме его передвижения по твердым покрытиям.
- Размещать в пределах охраняемой зоны автозаправки, места складирования горючих и смазочных материалов, кроме тех случаев, когда они расположены на территориях портов и в иных допустимых местах.
Водоохранная зона у пруда
Участок расположен на берегу пруда. В 2016 г. возвели жилой дом без разрешительных документов. Если честно, думали, оформить дом по упрощенке без проблем. После новогодних праздников пошли в МФЦ. Документы у нас, конечно же, не приняли, просили приложить разрешение на строительство.
Отправились в администрацию, подали заявление на получение ГПЗУ. В Управлении архитектуры района сразу предупредили, что разрешение нам не выдадут, потому что большая часть участка находится в рекреационной зоне (Р-2) и в водоохранной зоне пруда. Через 1,5 месяца получили долгожданный ГПЗУ, но без точки застройки, получается он «пустой».
Также в нем указано, что план был составлен без топосъемки, что владелец несет ответственность при застройке участка, что участок полностью находится в водоохранной зоне и по участку проходит береговая линия 20 м, за пределами которой нельзя строиться. Но мы то уже построились. Дом частично выходит за эту береговую линию. Несмотря на это, в тот же день подали заявление на выдачу РНС.
9 марта звонила, сказали, что письмо направлено по почте. Я так понимаю, это отказ. Письмо еще не дошло.
Какая водоохранная зона у нижне исетского пруда
Например, гражданин, которые однократно помыл авто возле реки и не получил с этого никакого дохода, и гражданин, целое лето занимающийся выпасом рогатого скота рядом с водохранилищем и получивший существенную прибыль с реализации мяса, будут наказаны одинаково. Штраф для этих граждан составит 5000 рублей.
Строительство
Строительная компания, занимающаяся возведением объекта недвижимости, обязательно должна быть ознакомлена о принадлежности земельного участка к охраняемой зоне. Информацию об этом может предоставить кадастровая служба.
Разрешение на строительные работы в водоохранной зоне выдает служба водного реестра. Для осуществления строительной деятельности застройщик должен быть ознакомлен с метражом водоохранной зоны. При этом проектная документация непременно должна проходить экологическую экспертизу.
При возведении объекта в охраняемой зоне необходимо предусмотреть очистные сооружения для сточных вод.
Какая водоохранная зона у пруда
Нарушение правил охраны водных объектов
- Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, вызывающее или способное вызвать их загрязнение или другие вредные явления, влечёт наложение административного штрафа:
- на граждан — от 500 до 1000 руб.
- на должностных лиц — от 1000 до 2000 руб.
- на юридических лиц — от 10000 до 20000 руб.
- Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования, влечёт наложение административного штрафа:
- на граждан — от 3000 до 5000 руб.
- на должностных лиц — от 20000 до 30000 руб.
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 20000 до 30000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
- на юридических лиц — от 200000 до 300000 руб.
Какая водоохранная зона у пруда д косьяновка орловской обл
Размер в ширину полос устанавливают с помощью уклона берега по отношению к воде, он представлен:
- 30 м при обратном или нулевом уклоне;
- 40 м для небольшого наклона (до 3 градусов);
- 50 м при наклоне больше 3 градусов.
Около границ ПЗП категорически запрещено:
- распахивать земли;
- проводить выпас сельскохозяйственных животных;
- организовывать летние лагерные стоянки;
- располагать отвалы грунта, склонного к размыванию.
Ширину ПЗП около озерной и речной зоны устанавливают в точности по кромке берега, а возле морской – от линии прилива по максимуму.
Важно! Если отсутствуют набережные, то размер в ширину охраняемой водной области и прибрежной полосы всегда измеряется от линии берега.
Наступление ответственности
При зафиксированных нарушениях использования водных объектов и прилегающих к ним территорий (например, парковку) всегда наступает административная ответственность. Даже если в охраняемой зоне не было специальных указателей того, что территория является охраняемой (ч. 1 ст.
Какая охранная зона у пруда
Для водоохраных зон устанавливается специальный режим их использования — режим осуществления хозяйственной и иной деятельности (статья 65 Водного кодекса РФ).
Дополнительные ограничения по использованию вводятся для прибрежно-защитных полос (ПЗП), размеры которых меньше размеров водоохранной зоны водных объектов, поскольку ПЗП являются лишь той частью водохранной зоны, которая расположена максимально близко к водному объекту.
Выделяются также узкие береговые полосы водных объектов (бечевники), обеспечивающие свободный доступ всем гражданам к любому такому объекту.
Размеры водоохранных зон
Водоохранная зона- это территория, примыкающая к береговой линии морей, рек, ручьёв, каналов, озёр, водохранилищ.
В водоохранной зоне (далее в сокращении — ВЗ,) в соответствии с Водным кодексом РФ (ФЗ № 73 от 01.07.2007 г.), установлен специальнй режим (ограничение) ведения хозяйственной и иной деятельности.
Цель введения ограничений:
- предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод,
- сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и объектов животного и растительного мира,
- предотвращение загрязнения и засорения, заиления и истощения водных объектов
Существует несколько вариантов постановки автомобилей на берегу:
- на дорогах;
- на специальных площадках, имеющих твердое покрытие;
- вне водоохранных зон.
Первый и второй пункты не вызывают вопросов. Если рядом с рекой или озером есть дорога или асфальтированная стоянка, то автомобиль можно поставить на них.
Третий пункт, касающийся водоохранных зон, требует более тщательного рассмотрения.
Границы водоохранных зон зависят от типа водоема и его размеров. Подробное описание их ширины дается в статье 65 водного кодекса. Предлагаю Вам использовать краткое описание в виде таблички:
Водный объект Размер водоохранной зоны, м Реки и ручьи длиной до 10 км 50 Реки и ручьи длиной от 10 до 50 км 100 Реки и ручьи длиной от 50 км 200 Озера и водохранилища (кроме озера Байкал) 50 Моря 500 Каналы По ширине полосы отвода При этом расстояние отсчитывается либо от линии берега, либо от парапетов набережных. У морей водоохранная зона отсчитывается от точки максимального прилива.
По этой табличке Вы можете легко определить, на каком расстоянии от реки можно ставить автомобиль.
В качестве примера рассмотрим реку Ока. Ее длина 1498 км. Ширина водоохранной зоны составляет 200 метров. Т.е. ставить автомобили можно не ближе чем в 200 метрах от берега реки Ока.
Как проверить водоохранную зону на берегу?
Если Вы планируете выезд к берегу реки, то имеет смысл заранее проверить, является ли указанный участок водоохранной зоной. Рассмотрим, как это сделать.
1 правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (Постановление Правительства №17 от 10 января 2009):
5 1 . Границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.
Из данного пункта следует, что если берег реки не отмечен на кадастровой карте как водоохранная зона, то водоохранная зона в этом месте не установлена.
Поэтому перед поездкой к водоему рекомендую проверить, являются ли его берега водоохранными зонами. Рассмотрим, как это сделать.–>
1. Перейдите на сайт с публичной кадастровой картой https://pkk5.rosreestr.ru
2. В левой части экрана нажмите на кнопку “Управление картой”:
3. В открывшемся окне поставьте галочку напротив фразы “Зоны с особыми условиями использования территории”:
4. Кликните по карте в любом месте.
5. Нажмите на выпадающий список в левом верхнем углу карты и выберите там значение “ЗОУИТ”:
6. После этого остается найти на карте берег водоема, который Вы планируете посетить. Если в указанном месте есть водоохранная зона, то она будет отмечена светло-зеленым цветом.
Например, берега реки Волга в границах города Ярославля являются водоохранной зоной:
Если Вы видите, что выбранный берег водоема окрашен светло-зеленым цветом, то подъезжать к нему на автомобиле крайне не рекомендую.
Штраф за подъезд к реке в 2020 году
Штраф за подъезд к водоемам или стоянку около них предусмотрен статьей 8.42 Кодекса об административных правонарушениях:
1. Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
За подъезд к реке на водителя может быть наложен штраф 3 000 – 4 500 рублей. Это даже больше, чем штраф за разведение костра, который также может быть наложен в летний период.
Подведем итоги данной статьи:
1. Подъезжая слишком близко к берегам рек и озер водители рискуют получить штраф за нарушение границ водоохранной зоны.
2. Размер штрафа составляет 3 000 – 4 500 рублей.
Если Вы не хотите нарушать требования водного кодекса, то либо оставляйте автомобиль вдали от водоема, либо пользуйтесь общественным транспортом по дороге на пляж.
2 хитрости чиновников с зонами санитарной охраны и как их обойти
Зона санитарной охраны водных объектов ограничивает в обороте земельные участки, которые в нее попали.
Участок, ограниченный в обороте не может передаваться в частную собственность[1].
Иными словами, владельцы участков в зоне санитарной охраны, НЕ могут:
- выкупить землю в собственность, даже если на участке есть их недвижимость,
- прирезать к своему участку прилегающую территорию,
- другим способом получить участок в собственность.
Любые ограничения раздражают.
Однако у них есть и положительная сторона.
Например, более низкая кадастровая стоимость.
Кадастровая стоимость участка в зоне санитарной охраны должна быть ниже.
Другими словами, земля в зоне сан охраны дешевле, чем за пределами ЗСО.
Снижение кадастровой стоимости автоматически влечет уменьшение платы за землю.
Проще говоря, владельцы участков в зоне санитарной охраны должны платить меньший земельный налог или арендную плату.
Однако, некоторые региональные власти не хотят терять часть платежей за землю и начинают хитрить.
Рассмотрим 2 хитрости чиновников, а также способы, как владельцам участков обратить их себе на пользу.
Липовая зона санитарной охраны источников водоснабжения.
Уловка состоит в том, что власти применяют режим зон санитарной охраны, но при этом юридически их не оформляют.
Разберемся в этой хитрости, чтобы понимать, как из этого извлечь выгоду.
Как устанавливаются ЗСО?
В отношении водных объектов (рек, озер, водохранилищ и т.д.), которые используются для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны[2].
Порядок установления ЗСО определяется законом.
Суть порядка[3] сводиться к 2-ум аспектам:
- наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам;
- утверждение таких зон органами исполнительной власти субъекта РФ.
Другими словами, зоны санитарной охраны водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждаются органами региональной власти при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.
Обратите внимание: ЗСО утверждаются не органами местного самоуправления, а органами исполнительной власти субъекта РФ, то есть региональной властью.
Для справки.
Как правило, зоны санитарной охраны в населенных пунктах включаются в Правила землепользования и застройки.
На этом основании, чиновники считают, что ЗСО установлены.
Однако, это лукавство, потому что Правила землепользования застройки принимают органы местного самоуправления.
А зоны сан. охраны утверждает региональная власть, а не местная.
Безусловно, муниципалитеты должны отражать в Правилах землепользования и застройки зоны санитарной охраны.
Но должны это делать на основании правовых актов министерств (управлений) региональных правительств или администраций.
Вывод: наличие в ПЗЗ сведений о зонах санитарной охраны не доказывает, что ЗСО установлены законно.
С этим разобрались, двигаемся дальше.
Почему чиновники юридически не оформляют утверждение ЗСО?
Наверняка, вы уже поняли, что дело в деньгах.
Не берусь со 100-процентной уверенностью утверждать, что дело именно в финансовой стороне вопроса.
Однако, анализ законодательства в этой области свидетельствует именно об этом.
Любые органы власти обязаны[4] направлять в Росреестр документы и сведения, в случае принятия решений об установлении зоны с особыми условиями использования территорий.
Для сведения.
Зона санитарной охраны является одним из видов[5] зон с особыми условиями использования территорий.
Иными словами, в случае принятия региональной властью решения об утверждении ЗСО, данное решение и сведения из него должны быть переданы в Росреестр.
Решение передается в Росреестр в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
При этом, Росреестр, получив такое решение, вносит в ЕГРН сведения об ограничении земельного участка в виде зоны санитарной охраны.
Одним из ценообразующих[6] факторов, который учитывается при определении кадастровой стоимости, является наличие обременений (ограничений), зарегистрированных в ЕГРН.
Зоны санитарной охраны ограничивают права на земельный участок.
Я не очень разбираюсь в методике расчета кадастровой стоимости.
Но что-то мне подсказывает, что ограничение не может увеличивать стоимость участка.
Наоборот, должно её уменьшать.
Таким образом, юридическое оформление региональной властью решения об установлении зоны санитарной охраны приведёт к появдению в ЕГРН информации об ограничении земельных участков, попавших в ЗСО.
С их точки зрения, всё до безобразия просто: нет документа об утверждении ЗСО, следовательно, нет записи в ЕГРН об ограничении участков.
Как следствие, нет факторов, снижающих кадастровую стоимость земли.
При этом, в государственных информационных системах (ГИС) и Правилах землепользования застройки (ПЗЗ) сведения о зонах санитарной охраны, каким-то волшебным образом появляются.
А поскольку сведения о зонах содержаться в ГИС и ПЗЗ, то чиновники направо и налево «лепят» отказы:
- в выкупе земельных участков из аренды под объектами ИЖС и другой недвижимостью,
- отказы в перераспределении (прирезке) участков,
- отказы по другим процедурам, предусматривающим передачу участков в частную собственность граждан и организаций.
Согласитесь, хитрый подход: плата за землю не снижается, но ограничение на практике применяется. Очень «удобно».
Что с этим делать и как использовать с выгодой для себя, расскажу ниже.
А пока рассмотрим 2-ую хитрость, к которой прибегают власти.
Зоны санитарной охраны относятся к «сведениям» государственной тайны.
Иногда органы власти могут идти на такую уловку.
Сообщают, что нормативный акт об утверждении (установлении границ) зоны санитарной охраны принят, но не опубликован, потому что якобы сведения о ЗСО относятся к сведениям государственной тайны.
Подобные утверждения не имеют ничего общего с действительностью, потому что ни Указом[7] Президента РФ, ни законом[8], зоны санитарной охраны не отнесены к сведениям государственной тайны.
Как использовать зоны сан охраны для своей выгоды?
Должен предупредить о следующем: у меня нет информации, что абсолютно во всех регионах РФ власти применяют вышеописанные хитрости с зонами санитарной охраны.
По этой причине, целесообразно предварительно проверить: хитрят ли власти в вашем регионе с установлением зон санитарной охраны или действуют законно.
Как проверить законность утверждения ЗСО?
Проверку следует начать с получения выписки из ЕГРН.
Обратите внимание.
Изначально исходим из того, что земельный участок расположен поблизости от водоема и/или уже был получен отказ по причине наличия зоны санитарной охраны.
Получить выписку можно в Росреестре или через онлайн сервис.
В полученном документе нас интересует строка – «Особые отметки».
Если в этой строке отсутствуют сведения о зоне санитарной охраны, то это может означать одно из 2-х:
- зона не устанавливалась, и соответственно нет правовых оснований передавать сведения в Росреестр,
- зона фактически установлена, но власти не передали сведения в Росреестр.
В первом случае, когда ЗСО не устанавливалась, то есть вы не испытываете никаких ограничений в виде отказов в выкупе участка, прирезке дополнительной земли и т.д., следует вывод, что все законно.
Во втором случае, когда зона фактически установлена, то есть вам отказали в выкупе участка, в прирезке земли или в ином способе получения участка в собственность по причине наличия ЗСО, то данное обстоятельство 1-ый признак того, что власти хитрят в этом вопросе.
Следующим шагом целесообразно проверить сайты органов региональной власти на предмет опубликованного приказа (постановления) об утверждении зон санитарной охраны.
Особое внимание уделите сайту министерства (управления) ЖКХ вашего региона, потому что чаще всего утверждение ЗСО передают в компетенцию данного органа.
Проверку сайта можно проводить следующим образом.
- зона санитарной охраны,
- утверждение зоны санитарной охраны,
- ЗСО,
полученные результаты проверяйте на наличие правовых актов об утверждении ЗСО.
Не лишним будет направить письменный запрос на имя главы региона (губернатору) с просьбой сообщить – утверждался ли проект либо границы зоны санитарной охраны.
Примерный вариант запроса может быть таким.
Правительство Тьмутараканской области
Губернатору Пыжикову Соломону Альбертовичу
Иванова Ивана Ивановича,
проживающего: Тьмутараканская область,
с. Прощайнадежденское, ул. Пустая дом 5.
Уважаемый Соломон Альбертович!
Прошу сообщить, утверждались ли проект и/или границы зоны санитарной охраны для с. Прощайнадежденское.
В случае, если зоны санитарной охраны утверждались, прошу сообщить:
- номер, дату и наименование нормативного правового акта, которым были утверждены зоны санитарной охраны,
- источник официальной публикации указанного нормативного правового акта, в том числе, наименование источника, номер и дата периодического издания официальной публикации.
Кроме этого, прошу сообщить, по какой причине сведения об утвержденных зонах санитарной охраны до сих пор в порядке межведомственного информационного взаимодействия не переданы в Росреестр.
Результаты проведенной проверки могут быть разными.
Но условно их можно свести к 2 знаменателям:
- зоны фактически установлены и есть нормативный акт региональной власти об установлении зон.
Данный акт официально опубликован, вступил в силу и с полным текстом можно ознакомиться, чтобы проверить в самом ли деле ваш участок находится в пределах ЗСО. - зоны фактически установлены, но нет нормативного акта об их установлении.
Чиновники могут говорить, что такой акт есть, но найти его не возможно. Текст нигде не опубликован.
Второй вариант уже более убедительно свидетельствует о том, что власти хитрят в вопросе юридического оформления зон санитарной охраны.
Что можно сделать в такой ситуации?
Ответ во многом зависит от ваших целей.
Первый вариант.
Если вы хотели выкупить участок либо прирезать прилегающую землю или иным способом перевести участок в частную собственность, но получили отказ по причине наличия зоны санитарной охраны, то можно обжаловать данный отказ в суде.
Основание для обжалование — зона санитарной охраны не была утверждена в установленном законом порядке.
По данному вопросу есть положительная судебная[9] практика, которую следует использовать, чтобы обжаловать отказ и добиться перевода земли в собственность.
Обжалование осуществляется в порядке административного судопроизводства, на основании статей[10] Кодекса административного судопроизводства.
Важно учитывать, что срок на подачу административного иска составляет 3 месяца с момента получения отказа.
Если вы пропустили 3-х месячный срок, то это не страшно, потому что можно снова обратиться в орган, который вам выдал отказ, с повторным заявлением.
На данное заявление вы получите новый отказ, который будет датирован новой датой, и его вы сможете обжаловать, не пропустив 3-месячный срок.
Второй вариант.
Требовать снижения кадастровой стоимости, с целью уменьшить плату за земельный участок, если такая плата зависит от размера кадастровой стоимости.
Мне не приходилось реализовывать на практике данный вариант.
Но для его практической реализации я бы действовал по следующему алгоритму.
- направил в региональную прокуратуру заявление о проведении проверки законности фактического установления зоны санитарной охраны, без принятого в законном порядке нормативного акта органа исполнительной власти субъекта РФ.
- оценил бы перспективы снижения кадастровой стоимости, установленной без учета фактически существующего ограничения в виде зоны санитарной охраны.
Судебный или иной конфликт с органами власти не имеет заведомо положительного исхода.
Источник: adm-zaharov.ru