Какие проверки проходят при строительстве

В этой статье попытаюсь рассказать о проверках пожарной безопасности проводимых МЧС России. Постараюсь обратить ваше внимание на некоторые моменты, которые я надеюсь, могут стать для вас полезными. В статье не раскрываются вопросы проведения проверок государственных органов и саморегулируемых организаций.

Кем проводится проверка пожарной безопасности

Проверки пожарной безопасности в обязательном случае должны проводиться аттестованными государственными инспекторами по пожарному надзору МЧС. Что бы узнать, что сотрудник МЧС, который пришел к Вам с проверкой, является аттестованным государственным инспектором по пожарному надзору МЧС, необходимо проверить следующее:

  • сотрудник должен быть в форме МЧС;
  • на груди у сотрудника должен быть знак федерального государственного пожарного надзора;
  • в удостоверении личности сотрудника, которое он обязан предоставить Вам должна быть отражена его должность;
  • в распоряжении на проверку, копию которого заверенную печатью обязаны Вам вручить, указаны фамилия, имя и отчество сотрудника с указанием его должности.

Естественно, нужно сверить должность, фамилию, имя и отчество сотрудника в распоряжении и в удостоверении. Иногда в распоряжениях может быть указана группа сотрудников, назначенных для проведения проверки. Бывает так, что совместно с инспектором приходят стажеры, которых вы имеете полное право не допускать для проведения проверки. Также вы имеете полное право не допускать к проверке лиц, которые не указаны в распоряжении, даже если они являются государственными инспекторами.

Как проверить качество проекта? Алгоритм проверки проектной документации.

Когда и какие пожарные проверки проводятся

Инспектор проводит проверку

Инспектор проводит проверку

Проверки бывают плановыми и внеплановыми. Как видно из названия проверок, проверить могут по плану и без такового. Разберемся с этим.

Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, которые в обязательном случае согласуются с органами прокуратуры. Это делается для того, чтобы одновременно к Вам с проверками не пришли проверяющие лица разных ведомств (Ростехнадзор, СЭС и т.п.). Узнать о том, будет ли у Вас проверка в этом году, можно на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации после первого января текущего года.

В ежегодный план поверок включаются проверки объектов по истечении:

  • 3-х лет со дня ввода объекта в эксплуатацию или изменения его функционального назначения;
  • 3-х лет со дня окончания проведения последней плановой проверки (если таковая была);
  • 1-го года со дня окончания проведения последней плановой проверки объекта, на котором осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, сфере образования или в социальной сфере.

Кроме этого проверки планируются с учетом риска возникновения пожаров на объектах, то есть с применением риск-ориентированного подхода. Все объекты предусматривается отнести к шести категориям опасности:

  • Объекты категории высокого риска – один раз в 2 года (сейчас – один раз в 3 года);
  • Значительного риска – один раз в 3 года (сейчас – один раз в 4 года);
  • Среднего риска – не чаще чем один раз в 5 лет (сейчас – не чаще чем один раз в 7 лет);
  • Умеренного риска – не чаще чем один раз в 6 лет (сейчас – не чаще чем один раз в 10 лет).
  • Появится новая категория – чрезвычайно высокого риска. Плановые проверки объектов этой категории будут проводить один раз в год.
  • В отношении объектов категории низкого риска правило не изменится: их проверять не будут.

таблица по проверкам пожарной безопасности

ВАЖНО: до декабря 2020 года МЧС должно будет разработать и представить в Правительство новые критерии отнесения объектов к определенной категории риска. Они начнут действовать с 2021 года.

Рассмотрим примеры объектов и категории риска к которым они будут относиться

Объект защиты

Категория риска

Ниже приведены примеры категорий риска согласно старых норм. Как только появятся новые данные (декабрь 2020 года), текст будет заменен.

К первой категории относятся следующие объекты:

  • особо опасные, технически сложные и уникальные;
  • критически важные для национальной безопасности страны, другие особо важные пожароопасные объекты, особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации;
  • здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций;
  • гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов;
  • театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест для посетителей в закрытых помещениях;
  • музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения в закрытых помещениях;
  • здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций;
  • здания образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования;
  • опасные производственные объекты I – III классов опасности;
  • складские здания Госрезерва, книгохранилища и архивы федерального значения, таможенные терминалы;
  • здания элеваторов;
  • здания организаций по обслуживанию населения с возможным пребыванием в них 200 и более человек единовременно;
  • здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов высотой 28 метров и более.

Ко второй категории относятся следующие объекты:

  • жилые многофункциональные комплексы, для которых разрабатывались специальные технические условия;
  • здания организаций по обслуживанию населения с возможным пребыванием в них от 50 до 200 человек единовременно;
  • здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов высотой от 15 до 28 метров;
  • производственные или складские здания, сооружения категорий А и Б по взрывопожарной и пожарной опасности, не относящиеся к первой категории (высокая степень риска);
  • наружные установки категорий АН и БН по взрывопожарной и пожарной опасности, не относящиеся к первой категории (высокая степень риска);
  • территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров;
  • садовые, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, имеющие общую границу с лесными участками.

К третьей категории относятся следующие объекты:

  • здания организаций по обслуживанию населения с возможным пребыванием в них менее 50 человек;
  • здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов высотой от 6 до 15 метров;
  • производственные или складские здания, сооружения категории В по взрывопожарной и пожарной опасности, не относящиеся к первой категории (высокая степень риска);
  • наружные установки категории ВН по взрывопожарной и пожарной опасности, не относящиеся к первой категории (высокая степень риска);
  • органы власти;
  • территории населенных пунктов, не относящиеся к третьей категории (средняя степень риска);
  • садовые, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, не относящиеся к третьей категории (средняя степень риска).

К четвертой категории относятся следующие объекты:

  • многоквартирные жилые дома, не относящиеся ко второй категории;
  • одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные;
  • театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест для посетителей на открытом воздухе;
  • музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения на открытом воздухе;
  • здания пожарных депо;
  • здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов высотой до 6 метров;
  • производственные или складские здания, сооружения категорий Г и Д по взрывопожарной и пожарной опасности, не относящиеся к первой категории (высокая степень риска);
  • наружные установки категорий ГН и ДН по взрывопожарной и пожарной опасности, не относящиеся к первой категории (высокая степень риска).

К пятой категории относятся следующие объекты:

  • здания и сооружения, отнесенные к пониженному уровню ответственности в соответствии с Федеральным законом “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”;
  • временные постройки;
  • киоски;
  • навесы;
  • другие подобные постройки.

Для отдельных объектов может быть установлена иная периодичность проверок или установлены надзорные каникулы, то есть период времени в течение которого проверки проводится не будут. Надзорные каникулы установлены для субъектов малого предпринимательства, если они соответствуют условиям “надзорных каникул”, установленным статьей 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.

Внеплановые проверки проводятся несколько по другому принципу. Внеплановые проверки проводятся если:

  1. истек срок исполнения ранее выданного Вам предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности;
  2. от Вас в орган государственного пожарного надзора поступили сведения о вводе Вашего объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его функционального назначения;
  3. на Вас или на Ваш объект пожаловались соседи, средства массовой информации, государственные или муниципальные органы, ну или просто сторонние граждане, о том, что Вы или на Вашем объекте нарушаются требования пожарной безопасности, которые могут привести к пожару;
  4. органом государственной власти или органом местного самоуправления принято решения об установлении особого противопожарного режима.
  5. есть требование органов прокуратуры;
  6. есть поручение Президента Российской Федерации;

О предстоящей плановой проверке Вы также узнаете, получив на почте заказным письмом или другим способом копию распоряжения о проверке. Такое уведомление направляется Вам не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала проведения проверки. О проведении внеплановой проверки Вас уведомят не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, но если была жалоба, Вас не уведомят.

Пожарная проверка

Пожарная проверка на объекте

Сроки проведения проверок

Необходимо помнить, что общая продолжительность проверки не может превышать 20 рабочих дней .

Если проверка проводится в отношении малого предприятия, общий срок проведения проверок не может превышать пятьдесят часов в год .

Если проверка проводится в отношении микропредприятия, общий срок проведения проверок не может превышать пятнадцать часов в год .

В редких случаях, связанных с необходимостью проведения исследований, испытаний, экспертиз и расследований, срок проведения плановой проверки может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней , а в отношении малых предприятий и микропредприятий – не более чем на пятнадцать часов.

Читайте также:  Технология строительства стен из газобетона

Ваши права при проведении проверки пожарным инспектором

При проведении в отношении Вас проверки имеете право:

  • присутствовать при проведении проверки;
  • давать объяснения по вопросам, связанным с проверкой;
  • получать от проверяющих лиц информацию, которая относится к предмету проверки;
  • знакомиться с результатами проверки;
  • указывать в акте проверки информацию о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями проверяющих лиц;
  • обжаловать решения и действия (бездействие) проверяющих лиц, у вышестоящих должностных лиц и (или) в суде;
  • на возмещение вреда, причиненного проверяющими лицами при проверке.

Остановимся на некоторых моментах:

  1. проверка не может быть проведена в Ваше отсутствие, если вы о ней не уведомлены;
  2. давать объяснения Вы не обязаны, это Ваше право;
  3. можете задавать любые вопросы проверяющему лицу, связанные с обеспечением пожарной безопасности (в пределах разумного), тем самым сокращая время самой проверки;
  4. знакомиться с результатами проверки нужно сразу после ее окончания, время на ознакомление не ограничено;
  5. если не согласны с отдельными нарушениями отразите это в акте проверки во всех экземплярах;
  6. в случае нарушения ваших прав отразите это в акте проверки (например: не представил удостоверение личности; проверяющий не дал ответов на интересующие меня вопросы по пожарной безопасности и т.п.);
  7. если Вы уверены в том, что проверяющий нарушил Ваши права, оформите жалобу в орган государственного пожарного надзора с указанием обстоятельств и существа нарушения Ваших прав или причиненного вреда.

Ваши обязанности при проведении проверки пожарным инспектором

При проведении проверки Вы обязаны:

  • присутствовать при проверке или вместо Вас должен быть Ваш представитель;
  • дать проверяющему лицу проверить территории, здания, сооружения, помещения и строения;
  • по требованию инспектора представить документы о состоянии пожарной безопасности, в том числе о пожарной опасности производимой или реализуемой продукции.

Лучше всего в качестве оппонента использовать другого специалиста в области пожарной безопасности, представив его как уполномоченное лицо. Так большинство вопросов может разрешиться до оформления результатов проверки.

О том, какие документы могут требовать проверяющие, мы остановимся подробнее позже в отдельной главе.

На что имеет право пожарный инспектор

Должностные лица органов государственного пожарного надзора, при проверке имеют право:

  • запрашивать и получать информацию и документы, необходимые при проведении проверки;
  • беспрепятственно посещать территорию и объекты и проводить их обследования;
  • проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия;
  • выдавать предписания об устранении нарушений;
  • составлять административные протоколы, рассматривать дела и принимать меры по предотвращению нарушений.
  • Если коротко инспектор имеет право проверить и принять меры, а вот, что не вправе перечень намного длиннее. Итак, проверяющий при проведении проверки не вправе:
  • проверять выполнение требований, которые не относятся к полномочиям органа государственного пожарного надзора;
  • осуществлять проверку в случае Вашего отсутствия при ее проведении;
  • требовать представления документов, информации, образцов продукции, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
  • отбирать образцы продукции, пробы для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов и в количестве, превышающем нормы;
  • распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну;
  • превышать установленные сроки проведения проверки;
  • осуществлять выдачу проверяемым лицам предписаний, не предусмотренных Административным регламентом, или предложений о проведении за их счет проверок.

Обязанности инспектора при проверке пожарной безопасности

Проверяющий, при проверке обязан:

  1. предупреждать появление нарушений;
  2. выявлять нарушения;
  3. принимать меры по недопущению нарушений, то есть наказывать;
  4. соблюдать законы;
  5. не нарушать прав проверяемого;
  6. проводить проверку по распоряжению;
  7. проводить проверку в рабочее время (с понедельника по четверг с 9.00-18.00, а в пятницу с 9.00 – 16.45);
  8. перед проверкой предъявлять служебное удостоверение и копию распоряжения;
  9. не мешать Вам, присутствовать при проведении проверки;
  10. давать пояснения по вопросам пожарной безопасности;
  11. предоставлять Вам, информацию и документы по проверке;
  12. знакомить Вас с результатами проверки;
  13. учитывать тяжесть и опасность нарушений при определении мер наказания;
  14. доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании;
  15. соблюдать сроки проведения проверки;
  16. не требовать документы и сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  17. перед началом проведения проверки по просьбе проверяемого лица, ознакомить с положениями Административного регламента.

Как видите обязанностей у инспектора намного больше, чем у Вас и каждое отклонение от исполнения этих обязанностей является нарушением порядка проведения проверки, которое может быть обжаловано.

Какие документы проверяются при проверке

При проверке обычно проверяют наличие следующих документов:

  • правоустанавливающие документы на объект;
  • учредительные документы;
  • договоры аренды территорий, зданий, помещений, объектов, агрегатов, в том числе договоры лизинга, иные гражданско-правовые договоры, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения объектом защиты на законных основаниях;
  • должностные инструкции;
  • инструкции о мерах пожарной безопасности;
  • инструкции для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения;
  • приказ по организации обучения мерам пожарной безопасности, а именно проведение инструктажей и пожарно-технического минимума;
  • журнал инструктажей по пожарной безопасности;
  • удостоверения о прохождении обучения пожарно-технического минимума, протоколы приема зачетов;
  • приказ о назначении лица, ответственного за пожарную безопасность;
  • декларация пожарной безопасности;
  • планы эвакуации людей при пожаре (локальные, поэтажные, сводные), при наличии на этаже более 10 человек;
  • приказ об организации на объекте с ночным пребыванием людей круглосуточного дежурства обслуживающего персонала (если имеется);
  • инструкция о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре;
  • акты о проведении не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте;
  • инструкция по ежедневной передаче в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которого находится объект с ночным пребыванием людей, информации о количестве людей (больных), находящихся на объекте (при наличии);
  • акты проверки качества огнезащитной обработки (пропитки);
  • акты проведения эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах;
  • акты проверки огнезадерживающих устройств (заслонок, шиберов, клапанов и др.) в воздуховодах, устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации или пожаротушения, автоматических устройств отключения вентиляции при пожаре;
  • акты о проведении работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов;
  • акты проверки исправности сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода;
  • журнал проверки исправного состояния и проведение проверок работоспособности задвижек с электроприводом, установленных на обводных линиях водомерных устройств;
  • журнал проверки исправного состояния пожарных насосов-повысителей;
  • акты проверки исправного состояния автоматических установок пожаротушения;
  • акты проверки исправного состояния автоматической пожарной сигнализации;
  • акты проверки исправного состояния установок систем противодымной защиты;
  • акты проверки исправного состояния системы оповещения людей о пожаре;
  • акты проверки исправного состояния систем противопожарного водоснабжения;
  • акты проверки исправного состояния противопожарных дверей;
  • акты проверки исправного состояния противопожарных и дымовых клапанов;
  • акты проверки исправного состояния защитных устройств в противопожарных преградах;
  • исполнительная документация на каждую установку и систему противопожарной защиты объекта (сертификаты, паспорта);
  • годовые план-графики проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения;
  • годовые план-графики проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противодымной защиты;
  • годовые план-графики проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией);
  • инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта для помещения диспетчерского пункта (пожарного поста);
  • журнал ознакомления (под подпись) граждан, прибывающих в гостиницы, с правилами пожарной безопасности;
  • правила пожарной безопасности для здания гостиницы (памятка в номерах);
  • лицензии организаций, осуществляющих деятельность в области пожарной безопасности на объекте;
  • техническая документация на вещества, материалы, изделия и оборудование, содержащая сведения о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними (для изготовителей и поставщиков);
  • сертификаты соответствия (декларации соответствия) на выпускаемую и (или) реализуемую продукцию;
  • договор на техническое обслуживание установок пожарной автоматики;
  • журналы учета работ по техническому обслуживанию установок пожарной автоматики;
  • журнал взвешивания баллонов с огнетушащим составом установки газового пожаротушения;
  • паспорта на каждый огнетушитель, установленный на объекте;
  • журнал учета наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения.
  • Это примерный перечень документов, которые должны у Вас проверить. В случае если у вас этого нет, то документ не требуется. Например, если на Вашем объекте нет установки автоматического газового пожаротушения, то следовательно не требуется:
  • журнал взвешивания баллонов с огнетушащим составом установки газового пожаротушения;
  • журналы учета работ по техническому обслуживанию установки;
  • исполнительная документация на установку;
  • инструкция по эксплуатации установки;
  • график технического обслуживания;
  • договор на техническое обслуживание установки;
  • лицензия организации обслуживающей установку.

Написали отдельную статью:

Что чаще всего проверяют при пожарной проверке

В большинстве случаев инспектор проверяет соблюдение требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации, но это зависит от квалификации инспектора.

Проверка огнетушителей

В период проверки инспектор может проверить следующее:

План эвакуации

Соответствие плана эвакуации

Кроме требований Правил противопожарного режима также могут быть проверено соблюдение требований Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

Вот здесь необходимо разобраться, какие требования Технического регламента распространяются на ваш объект, а какие нет.

Если Ваш объект был введен в эксплуатацию, либо проектная документация на него была направлена на экспертизу до 1 мая 2009 года (до дня вступления в силу Технического регламента), то на Ваш объект распространяются требования следующих документов:

  • статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 Технического регламента о требования пожарной безопасности;
  • нормативных документов по пожарной безопасности, действовавших до принятия Технического регламента;
  • правил противопожарного режима в Российской Федерации.

Если Ваш объект был введен в эксплуатацию, либо проектная документация на него была направлена на экспертизу до 1 мая 2009 года (до дня вступления в силу Технического регламента), то на Ваш объект распространяются требования:

  • технического регламента о требования пожарной безопасности (в полном объеме);
  • правил противопожарного режима в Российской Федерации.

Необходимо отметить, что иногда инспектора ссылаются на требования сводов правил, таких как СП 1.13130, СП 2.13130, СП 3.13130, СП 4.13130, СП 5.13130, СП 6.13130, СП 7.13130, СП 8.13130, СП 10.13130. Это не совсем правильно, так как эти документы распространяются исключительно на проектирование и соответственно применяются при проектировании и строительстве. На это нужно обратить внимание!

Читайте также:  Летний домик разрешение на строительство

Какие противопожарные мероприятия нужно периодически выполнять

Все требования пожарной безопасности не могут быть выполнены один раз и потом забыты. Существуют текущие противопожарные мероприятия, которые необходимо выполнять с определенной периодичностью, а именно:

  • проведение противопожарных инструктажей – с установленной периодичностью;
  • проведение обучения руководителей и работников пожарно-техническому минимуму – с установленной периодичностью в зависимости от пожарной опасности производства;
  • практические тренировки лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте с массовым пребыванием людей – не реже 1 раза в полугодие;
  • качество огнезащитной обработки (пропитки) по инструкции – не реже 2 раз в год;
  • эксплуатационные испытания пожарных лестниц и ограждений на крышах – не реже 1 раза в 5 лет;
  • очистка вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов – не реже 1 раза в год;
  • проверки работоспособности сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода – не реже 2 раз в год (весной и осенью);
  • перекатку пожарных рукавов пожарных кранов – не реже 1 раза в год;
  • проверка задвижек с электроприводом на обводных линиях – не реже 2 раз в год;
  • проверка пожарных насосов-повысителей – ежемесячно;
  • проверка автоматических установок пожаротушения, сигнализации, систем противодымной защиты и оповещения людей при пожаре, систем внутреннего и наружного противопожарного водопровода, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах – не реже 1 раза в квартал;
  • очистку объектов от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев и сухой травы – ежегодно весной и осенью;
  • проверка и ремонт печей, котельных, теплогенераторных и калориферных установок, а также других отопительных приборов и систем – перед началом отопительного сезона;
  • очистки дымоходов и отопительных печей от сажи – перед началом отопительного сезона и не реже 1 раза в 3 месяца;
  • очистки дымоходов и печей и очагов непрерывного действия от сажи – перед началом отопительного сезона и не реже 1 раза в 2 месяца;
  • очистки дымоходов и кухонных плит и других печей непрерывной (долговременной) топки печей от сажи – перед началом отопительного сезона и не реже 1 раза в 1 месяц;
  • проверка клапанов дымовых люков на зимний период – не реже 1 раза в 10 дней;
  • проверка электрического сопротивления заземления трубопроводов и емкостей – не реже 1 раза в год;
  • очистка вытяжных устройств (шкафов, окрасочных, сушильных камер и др.), аппаратов и трубопроводов от пожароопасных отложений для помещений категорий А и Б – не реже 1 раза в квартал;
  • очистка вытяжных устройств (шкафов, окрасочных, сушильных камер и др.), аппаратов и трубопроводов от пожароопасных отложений для помещений категорий В1 – В4 – не реже 1 раза в полугодие;
  • очистка вытяжных устройств (шкафов, окрасочных, сушильных камер и др.), аппаратов и трубопроводов от пожароопасных отложений для помещений категорий по Г и Д – не реже 1 раза в год;
  • очищать камеры термической обработки древесно-стружечных плит от остатков летучих смоляных выделений и продуктов пиролиза древесины, пыли и других отходов – не реже 1 раза в сутки;
  • очищать от сажи топочно-газовые устройства газовых сушильных камер, работающих на твердом и жидком топливе – не реже 2 раз в месяц;
  • очищать от древесных отходов сушильные камеры для мягких древесно-волокнистых плит – не реже 1 раза в сутки;
  • проверки паяльных ламп – не реже 1 раза в месяц;
  • просушивать и очищать асбестовые полотна, полотна из грубошерстной ткани или из войлока – не реже 1 раза в 3 месяца;
  • проверять автоблокировку электродвигателей технологического оборудования с электродвигателями воздуходувных машин, из которых продукт поступает в соответствующую пневмотранспортную сеть – при каждом пуске оборудования.

Как заканчивается проверка по пожарной безопасности

После того как инспектор проверил Ваш объект оформляется акт проверки в двух экземплярах. В акте указываются:

  1. дата, время и место составления акта;
  2. наименование органа государственного пожарного надзора;
  3. дата и номер распоряжения;
  4. лицо, проводившее проверку;
  5. лицо, в отношении которого проводится проверка;
  6. лицо, присутствовавшее при проведении проверки;
  7. дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
  8. сведения о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности, об их характере;
  9. сведения о Вашем ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки;
  10. сведения о наличии Вашей подписи или об отказе от совершения подписи;
  11. подписи инспектора, проводившего проверку.
  12. подпись инспектора, проводившего проверку, в акте проверки заверяется печатью.
  13. к акту проверки могут прилагаться документы, связанные с проверкой.
  14. если при проведении проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности инспектор, проводивший проверку, обязан:
  15. выдать предписание об устранении нарушений;
  16. привлечь лиц, допустивших выявленные нарушения, к административной ответственности.

В предписании указываются:

  1. кому выдано предписание;
  2. перечень нарушений и сроки их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены;
  3. сведения о Вашем ознакомлении или отказе в ознакомлении с предписанием;
  4. сведения о наличии Вашей подписи или об отказе от совершения подписи;
  5. подписи инспектора, проводившего проверку.

Подпись инспектора, проводившего проверку, также заверяется печатью.

Проверка АПС

Проверка установок АПС

Сроки устранения нарушений устанавливаются инспектором с учетом характера нарушения, а также исходя из организационных и технических условий, влияющих на их устранение. Затем, когда истекает установленный срок устранения нарушений, проводится внеплановая проверка.

В случае если вы не успели или не смогли, в силу каких-либо обстоятельств, устранить нарушения, и это было установлено при внеплановой проверке, инспектор выдаст новое предписание об устранении нарушений, установит новый срок и привлечет вас к административной ответственности.

Необходимо отметить, что если характер выявленных нарушений свидетельствует о наличии угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, то привлечение к ответственности может повлечь временный запрет деятельности Вашего объекта.

За что предусмотрена административная ответственность

Отмечу сразу, что речь сейчас пойдет о тех нарушениях, за которые Вас может привлечь инспектор государственного пожарного надзора. Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности и другие правонарушения, определяется следующими статьями (частями статей) Административного кодекса Российской Федерации:

  • 8.32 “Нарушение правил пожарной безопасности в лесах”;
  • 11.16 “Нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте”;
  • частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 “Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)”;
  • частью 1 статьи 14.34 “Нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках”;
  • 14.43 “Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов”;
  • 14.44 “Недостоверное декларирование соответствия продукции”;
  • 14.45 “Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия”;
  • 14.46 “Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия”;
  • 17.7 “Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении”;
  • частью 1 статьи 19.4 “Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль”;
  • 19.4.1 “Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля”;
  • частями 12 – 15 статьи 19.5 “Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль”;
  • 19.6 “Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения”;
  • 19.7 “Непредставление сведений (информации)”;
  • 19.20 “Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)”;
  • 20.4 “Нарушение требований пожарной безопасности”;
  • частью 1 статьи 20.25 “Уклонение от исполнения административного наказания”.

Как обжаловать решение пожарного инспектора

Если с чем-то не согласны Вы имеете право обжаловать:

Срок обжалования в любом случае будет составлять – пятнадцать дней с момента события.

Вы можете обжаловать действия инспектора или его бездействие. Для этого необходимо изложить в жалобе, какие обязанности он не выполнил, когда и как.

Вы также можете обжаловать решения принимаемые инспектором. Например, в отношении сроков устранения нарушений. Так если Вы уверены, что не можете в установленный срок выявленное нарушение, смело обращайтесь в орган государственного пожарного надзора с просьбой пересмотреть указанный срок с учетом Ваших доводов.

Вы можете подать возражения в письменной форме в отношении акта проверки или предписания в целом или его отдельных положений, а также приложить документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии.

Жалобу можно направить письменной или электронной форме.

В направляемой жалобе должно быть указано:

  1. наименование государственного органа, в который направляется жалоба;
  2. фамилию, инициалы должностного лица органа ГПН, которому подается жалоба;
  3. свою фамилию, имя, отчество;
  4. почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, уведомление о переадресации обращения;
  5. суть жалобы;
  6. личная подпись и дата.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов Вы может прилагать к письменной жалобе документы и материалы либо их копии.

Жалоба заинтересованного лица может быть направлена:

  • руководителю органа ГПН, выдавшего распоряжение о проведении проверки, на решение или действие (бездействие) его подчиненных;
  • руководителю вышестоящего органа ГПН на решение или действие (бездействие) любых должностных лиц нижестоящего органа ГПН.

В течение трех дней с момента поступления жалоба регистрируется. Затем в течение пятнадцати рабочих дней жалоба рассматривается. Подготовленный ответ направляется Вам в письменной или электронной форме на адрес электронной почты.

Ответ на жалобу должен содержать один из двух вариантов:

  • признание обжалуемого решения или действие (бездействие) должностного лица правомерным;
  • признание обжалуемого решение или действие (бездействие) должностного лица неправомерным.

Распространённые нарушения требований ППР в РФ

№ п/п

Нарушение

Пункт Правил

– Допускается курение вне места, специально отведённого для курения.

– Не обеспечено размещение знаков пожарной безопасности «Курение и пользование открытым огнем запрещено».

Эвакуационные выходы, пути эвакуации
10. – Размещена мебель, оборудование или другие предметы на путях эвакуации (у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях,
23. Сняты предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров (холлов, фойе, вестибюлей, тамбуров, тамбур-шлюзов, лестничных клеток). 16 «д»
24. Не организованы эксплуатационные испытания (не реже 1 раза в 5 лет) пожарных лестниц или наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей. 17 «б»
Эксплуатация подвальных (цокольных) этажей
25. Подвальный или цокольный этаж используется для организации детского досуга, при этом данное назначение помещений не предусмотрено проектной документацией. 8
26. В подвальном (цокольном) этаже допускается хранение ЛВЖ, ГЖ, баллонов с горючими газами, товаров в аэрозольной упаковке. 16 «а»
27. Подвальный (цокольный) этаж или вентиляционная камера (другое техническое помещение) используется для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов. 16 «б»
28. – Не очищены от мусора и посторонних предметов приямки у оконных проемов подвальных (цокольных) этажей.
Читайте также:  СНИП инженерные изыскания для строительства основные

– Двери чердачных помещений (технических этажей, подполий, подвалов), в которых по условиям технологии не предусмотрено постоянное пребывание людей, не закрыты на замок.

– Допущено использование некалиброванных плавких вставок (или других самодельных аппаратов защиты от перегрузки и короткого замыкания).
35. – Допущено размещение (складирование) в электрощитовых горючих (легковоспламеняющихся) веществ и материалов.

– Не разработан регламент технического обслуживания средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, который должен быть утверждён руководителем организации.

– На объекте защиты отсутствует (не хранится) техническая документация на системы противопожарной защиты.

– Не обеспечивается соблюдение сроков перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя.

Источник: fireman.club

Практика прохождения проверок в СРО

Прежде чем начать обсуждение такой темы как СРО, предлагаем пройти небольшой курс истории в области строительства и проектирования. Строители хорошо помнят те времена, когда выдавались лицензии на осуществление строительной деятельности и как тяжело было эти лицензии получить.

Сопровождение прохождения проверки в СРО и защита интересов компании является основной задачей ФИОКАН. Подробнее узнать возможно у специалистов.

Несомненным минусом лицензий был определенный срок их действия и очень сложная процедура получения. С понятием «СРО» представители строительной отрасли познакомились буквально три года назад, то есть в тот момент, когда лицензии были отменены и вводились в оборот свидетельства о допуске к строительным видам работ. Конечно, для многих строителей такое знакомство оставило приятное впечатление, так как плюсы работы с СРО были «налицо».

Например, сроки получения разрешения на строительство были сокращены в разы, комплект документов был минимальным, сам документ выдавался без ограничения срока действия и территории, а главное, имелось право голоса на ежегодных общих собраниях членов СРО. Казалось бы, что еще нужно для успешной работы?

Однако, даже такое «безоблачное бытие» некоторых представителей строительной отрасли совсем не воодушевляло и находились камни преткновения, которые выплескивались в бури негативных эмоций. Для большинства строителей СРО – это инстанция, где можно получить свидетельство на строительство/проектирование, причем с правом выбора СРО, однако не всем известно, что при вступлении в СРО её члены наделяются правом контроля за деятельностью самого СРО и участия в управлении саморегулируемой организации.

Информирование о проверке

На основании Градостроительного кодекса РФ, саморегулируемая организация обязана осуществлять контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске, стандартов и правил саморегулирования. Саморегулируемая организация также вправе осуществлять контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований технических регламентов при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, в процессе осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Контроль за деятельностью членов саморегулируемой организации должен осуществляться при приеме в члены саморегулируемой организации, а также не реже чем один раз в год. В целях исполнения этих требований, СРО обязана разработать и утвердить правила контроля в области саморегулирования и документы, устанавливающие систему мер дисциплинарного воздействия к членам СРО.

К таким правилам можно отнести утверждение положений:

  • о создании контрольной комиссии,
  • о создании дисциплинарной комиссии,
  • регламент проведения проверок.

Следует обратить внимание на то, что проверки делятся на плановые и внеплановые. Как правило, план контрольных проверок утверждается за 30 дней до начала очередного месяца, далее контрольная комиссия должна уведомить организацию в отношении которой должна быть осуществлена проверка посредством почтовой или телефонной связи.

Как указывалось ранее, плановые проверки производятся не реже одного раза в год. В каждом СРО все проверки осуществляются по-разному, так как саморегулируемая организация правомочна сама устанавливать правила проведения проверок, но в идеале плановая проверка должна быть осуществлена в офисе – месте расположения организации в присутствии исполнительного органа общества или лица, действующего на основании доверенности.

В ходе проверки комиссией могут быть запрошены учредительные документы компании, сведения о сотрудниках, строящихся/проектируемых объектах, наличие дополнительной информации, которая не была представлена в СРО.

После прохождения проверки комиссия может вынести предписание, предупреждение, решение и т.д. В Решении комиссии указываются сроки устранения нарушений и мера дисциплинарного взыскания.

В некоторых СРО о плановых проверках можно узнать из информации с сайта. Данная информация размещается на странице СРО в конце года, доступна любому пользователю, содержит подробный план проведения проверок и список юридических лиц.

Внеплановые проверки осуществляются после поступления жалобы на действия членов СРО и по иным основаниям, указанным в регламенте проверок. Жалобы на действия членов саморегулируемой организации и обращения, поступившие в саморегулируемую организацию, подлежат рассмотрению не позднее чем в месячный срок со дня их поступления. Решение, принятое по результатам рассмотрения этой жалобы или этого обращения, направляется лицу, их направившему.

Важно знать, что в ходе внеплановой проверки, СРО обязано проверять только те сведения, которые были зафиксированы в жалобе. Член СРО не имеет право уклоняться от предоставления для проведения проверки необходимых документов, а саморегулируемая организация в лице её работников и должностных лиц, обязана не разглашать и не распространять третьим лицам сведений, полученных в ходе проведения проверки.

Процедура рассмотрения жалоб и обращений определяется документами организации, но при рассмотрении их на действия члена саморегулируемой организации должны быть приглашены лица, направившее такую жалобу, и член СРО, на действия которого она направлена.

Все без исключения саморегулируемые организации обязаны отвечать перед своими членами в порядке, установленном законодательством РФ и уставом некоммерческой организации при осуществлении ими контроля за деятельностью членов СРО.

Ежегодно на общем собрании СРО проводится анализ результатов деятельности членов СРО и проверок по ним, принятых мерах к недобросовестным членам, обсуждаются вопросы эффективности проверок и иные вопросы, связанные с деятельностью СРО.

Санкции за нарушение закона

Пожалуй, существенным минусом деятельности СРО является жесткий контроль, который саморегулируемая организация обязана проводить в отношении своих членов.

В случае выявления нарушения членом СРО требований стандартов и правил СРО, условий членства в саморегулируемой организации материалы проверки передаются в орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия.

В качестве мер дисциплинарного воздействия применяются:

1) вынесение предписания об обязательном устранении членом саморегулируемой организации выявленных нарушений в установленные сроки;

2) вынесение члену саморегулируемой организации предупреждения;

3) приостановление действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ;

4) прекращение действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ;

5) исключение из членов саморегулируемой организации.

Исключительной мерой по результатам проверки может стать исключение члена СРО из реестра. Когда это происходит, ранее выданные свидетельства о допуске к работам прекращают своё действие и строительная организация теряет свой статус члена СРО.

Безусловно, прежде чем такая мера будет применима, организации предоставляется возможность исправить свое положение, но если член СРО не оплачивает взносы или грубо нарушает дозволенные законом нормы, решение об исключении из реестра – это, пожалуй, единственный выход для СРО. Решение саморегулируемой организации о применении меры дисциплинарного воздействия может быть обжаловано в арбитражный суд лицом, в отношении которого принято это решение.

Давайте, посмотрим что должно произойти такого, чтобы строительную организацию смогли исключить из СРО.

Градостроительный кодекс РФ содержит случаи, когда членство в саморегулируемой организации прекращается:

  • в случае добровольного выхода члена саморегулируемой организации из саморегулируемой организации;
  • в случае исключения из членов саморегулируемой организации по решению саморегулируемой организации;
  • в случае ликвидации юридического лица – члена саморегулируемой организации;
  • в случае несоблюдения членом саморегулируемой организации требований технических регламентов, повлекшего за собой причинение вреда;
  • в случае неоднократного в течение одного года или грубого нарушения членом саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, технических регламентов, правил контроля в области саморегулирования, стандартов саморегулируемых организаций и (или) требований правил саморегулирования; в случае неоднократной или несвоевременной неуплаты в течение одного года членских взносов;
  • в случае невнесения взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации в установленный срок;
  • в случае отсутствия у юридического лица свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

На практике решение об исключении из членов саморегулируемой организации индивидуального предпринимателя или юридического лица принимается общим собранием членов саморегулируемой организации и может быть обжаловано в арбитражном суде.

Какие документы выдаются после проверки?

Документом, подтверждающим результат проверки является акт. Он должен быть составлен в двух экземплярах и подписан всеми членами комиссии. Один экземпляр предоставляется юридическому лицу лично руководителю или уполномоченному представителю члена СРО, а второй экземпляр хранится в архиве саморегулируемой организации.

Что касается внеплановых проверок, алгоритм действий будет немного отличаться. Если в ходе внеплановой проверки комиссией будут выявлены какие-либо нарушения, председатель комиссии обязан вынести акт о проведении проверки и направить его в уполномоченный орган с целью принятия решения по данному факту нарушения.

Так как внеплановые проверки осуществляются на основании жалоб, на заседании комиссии по рассмотрению акта проверки обязаны присутствовать лицо, которое направило жалобу и исполнительный орган организации.

Данные действия напоминают очную ставку, в ходе которой стороны должны доказать свою правоту и обосновать свои действия.

Это условие необходимо соблюсти так как лица имеют право давать пояснения по результатам проверки и сообщать о принятых мерах по устранению нарушений.

Источник: www.fiokan.ru

Рейтинг
Загрузка ...