Какие требования к строительству опо

Содержание

Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности установлены гл. VII Федерального закона «Об охране окружающей среды». Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В ФЗ «Об экологической экспертизе» установлена презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности (ст. 3). Предприятие, потребляющее природные ресурсы и размещающее в окружающей природной среде попутные продукты, приводит к ухудшению экологических и санитарно-эпидемиологических условий жизни человека.

Кого и как назначить ответственными при эксплуатации ОПО

С данной позиции экологическая экспертиза выступает как гарантия права человека на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004. № 190-ФЗ для осуществления застройщиком права строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также для их капитального ремонта, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, необходимо наличие разрешения на строительство. При этом объектом капитального строительства являются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Разрешение на строительство должно выдаваться только при наличии правоудостоверяющих документов на земельные участки и при наличии утвержденной проектной документации . Как выбор мест размещения зданий, строений, сооружений и иных объектов, так и проекты строительства и реконструкции осуществляются и утверждаются только при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.

Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. № 145 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.12.2007 г. № 970, от 07.11.2008 г. № 821) утверждено Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий . Положение определяет порядок организации и проведения в Российской Федерации государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий , а также порядок определения размера платы за проведение государственной экспертизы и порядок взимания этой платы.

Предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий. Предметом государственной экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка их соответствия требованиям технических регламентов. Срок проведения государственной экспертизы не должен превышать 3-х месяцев.

ЧТО ТАКОЕ ОПО? КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ | ОПО и КОТЕЛЬНЫЕ | ГРПШ и ГРУ

До вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территории, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений проводится проверка соответствия проектной документации и результатов инженерных изысканий требованиям законодательства, нормативным техническим документам в части, не противоречащей Федеральному закону «О техническом регулировании» и Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Результатом государственной экспертизы является заключение: положительное или отрицательное. Проектная документация не может быть утверждена застройщиком или заказчиком при наличии отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации.

Вопросы предупреждения аварий на относящихся к категории опасных производственных объектах регулирует и, следовательно, способствует предупреждению экологических преступлений Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» . Кроме того, в законе приведены критерии категорий опасных объектов на основании Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий , подписанной в ООН еще в 1992 г. 72 странами, в том числе и Россией.

Опасные производственные объекты определяются по наличию на них опасных веществ в определенном количестве, а также использованию сложных технических устройств, ведению горных работ и работ в подземных условиях. Критерии отнесения объектов к опасным представлены в приложениях к закону.

В законе отмечается, что одним из основных элементов регулирования промышленной безопасности является лицензирование деятельности. Лицензии выдаются федеральным органом исполнительной власти и являются официальным разрешительным документом, удостоверяющим право владельца на проведение определенного вида промышленной деятельности. Для выдачи лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта заявитель должен представить акт приемки опасного производственного объекта в эксплуатацию или положительное заключение экспертизы промышленной безопасности, а также договор страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на производственном объекте.

Для категории наиболее опасных объектов, определенных законом, информация об их технических и организационных особенностях, об анализе опасностей и принятых предпринимателем мер по предотвращению аварий на них представляется в виде декларации промышленной безопасности . В декларации характеризуется степень безопасности промышленного производства на этапах его ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации. Помимо этого декларация должна содержать информационный лист безопасности о предприятии и об опасностях, которые оно представляет для населения и окружающей природной среды. Право получить этот информационный лист, а в случае необходимости и декларацию безопасности, имеет каждый.

Существует порядок разработки декларации безопасности промышленного объекта в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1.07.1995 № 675 «О декларации безопасности промышленного объекта РФ». Декларация разрабатывается предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их организационно-правовой формы для проектируемых и действующих промышленных объектов.

Она разрабатывается в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта. После этого декларация проходит экспертизу промышленной безопасности в установленном порядке. Она утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект. Он же несет ответственность за полноту и достоверность представленной в ней информации.

Декларация промышленной безопасности представляется органам государственной власти (в первую очередь, в МЧС России) и органу местного самоуправления, на территории которого расположен декларируемый промышленный объект. Первый экземпляр декларации хранится в организации, утвердившей декларацию. При этом проектная документация на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт опасного производственного объекта, содержащая декларацию промышленной безопасности, подлежит государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Не менее важными принципами регулирования промышленной безопасности, содержащимися в ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», являются требования сертификации оборудования. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

Экологические требования к размещению и эксплуатации энергетических объектов. Под энергетическими объектами понимают источники, вырабатывающие энергию (ГЭС, АЭС и ТЭС). В данной сфере применяются общие правила, действующие при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации зданий и сооружений.

Общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики установлены ст. 40 Федерального закона «Об охране окружающей среды» .

Общим и обязательным требованием в области охраны окружающей среды к проектам, связанным со строительством объектов электроэнергетики, является проведение обязательной государственной:

— экспертизы промышленной безопасности;

— экспертизы безопасности гидротехнических сооружений (для проектов строительства гидравлических электростанций);

— экспертизы безопасности ядерных установок (для проектов строительства атомных электростанций).

При проектировании и строительстве ТЭС должны предусматриваться их оснащение высокоэффективными средствами очистки выбросов и сбросов загрязняющих веществ, использование экологически безопасных видов топлива и безопасное размещение отходов производства.

При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации ГЭС должны учитываться реальные потребности в электрической энергии соответствующих регионов, а также особенности рельефов местностей.

При размещении указанных объектов должны предусматриваться меры по сохранению водных объектов, водосборных площадей, водных биологических ресурсов, земель, почв, лесов и иной растительности, биологического разнообразия, обеспечиваться устойчивое функционирование естественных экологических систем, сохранение природных ландшафтов, особо охраняемых природных территорий и памятников природы, а также приниматься меры по своевременной утилизации древесины и плодородного слоя почв при расчистке и затоплении ложа водохранилищ и иные необходимые меры по недопущению негативных изменений природной среды, сохранению водного режима, обеспечивающего наиболее благоприятные условия для воспроизводства водных биологических ресурсов.

В России насчитывается около 65 тыс. гидротехнических сооружений, основную опасность представляют гидротехнические сооружения гидроэлектростанций, так как 85% водных ресурсов удерживаются плотинами ГЭС при высоких напорах, не характерных для водохозяйственных сооружений. Специалисты отмечают, что плотины ГЭС в основном отвечают требованиям надежности и безопасной эксплуатации. Вместе с тем наблюдаются проявления старения этих сооружений, увеличение числа их дефектов.

Обеспечение безопасности таких гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований:

— обеспечения допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений;

— представления деклараций безопасности гидротехнических сооружений;

— государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений;

непрерывности эксплуатации гидротехнических сооружений;

— необходимости заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях;

— ответственности за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня

Так, согласно Федеральному закону «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет Декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Она является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности, и представляется в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. Поступление в указанный орган декларации безопасности гидротехнического сооружения является основанием для внесения гидротехнического сооружения в регистр и получения разрешения на эксплуатацию или вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его восстановление или консервацию.

Государственная экспертиза проектной документации гидротехнических сооружений, содержащей декларацию безопасности гидротехнических сооружений, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Государственная экспертиза декларации безопасности гидротехнических сооружений проводится по инициативе собственников гидротехнических сооружений или эксплуатирующих организаций, в том числе в случае их несогласия с предписаниями органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений.

Органами надзора за безопасностью гидротехнических сооружений на основании заключения государственной экспертизы могут быть приняты решения об утверждении Декларации безопасности гидротехнического сооружения, о выдаче соответствующего разрешения или об отказе в выдаче такого разрешения. В случае несогласия собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации с решением органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений решение может быть обжаловано в судебном порядке.

Читайте также:  Основные размеры в строительстве

При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации ядерных установок, в том числе атомных станций, должны обеспечиваться охрана окружающей среды от радиационного воздействия таких установок, соблюдаться установленный порядок и нормативы осуществления технологического процесса, требования федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, а также государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, приниматься меры по обеспечению полной радиационной безопасности окружающей среды и населения в соответствии с законодательством Российской Федерации и общепринятыми принципами и нормами международного права, обеспечиваться подготовка и поддержание квалификации работников ядерных установок.

Размещение ядерных установок, в том числе атомных станций, осуществляется при наличии по проектам и иным обосновывающим материалам положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных государственных экспертиз, предусмотренных законодательством Российской Федерации и подтверждающих экологическую и радиационную безопасность ядерных установок.

Проекты размещения ядерных установок, в том числе атомных станций, должны содержать решения, обеспечивающие безопасный вывод их из эксплуатации.

При размещении, проектировании, строительстве, эксплуатации ядерных установок, в том числе атомных станций, необходимо соблюдать, прежде всего, требование об обеспечении радиационной безопасности таких объектов.

Радиационная безопасность атомных станций считается достаточной, если техническими средствами и организационными мерами обеспечиваются непревышение основных пределов доз облучения персонала, населения и соблюдение требований установленных Санитарных правил проектирования и эксплуатации атомных станций (СП АС-03).

Обеспечение радиационной безопасности атомных станций должно осуществляться проведением комплекса специальных мероприятий:

— установлением и выполнением требований радиационной безопасности на прилегающих к ней территориях;

— контролем за состоянием физических барьеров атомной станции на пути распространения ионизирующего излучения и радиоактивных веществ;

— локализацией источников радиационного воздействия и защитой населения при нормальной эксплуатации и в случае аварии.

При выборе площадки для строительства объектов атомной энергетики должны быть учтены местные природные и техногенные факторы, которые могли бы отрицательно воздействовать на обеспечение радиационной безопасности.

При оценке пригодности площадки для размещения объектов атомной энергетики должны быть рассмотрены следующие аспекты:

— влияние на объекты атомной энергетики природных явлений, процессов и внешних событий, в том числе антропогенного происхождения, происходящих в районе расположения площадки;

— характеристики окружающей среды района размещения, которые могут оказать влияние на перенос и накопление радиоактивных веществ.

Территория района размещения объектов атомной энергетики должна позволять реализацию организационных и технических защитных мероприятий в случае аварийного выброса и/или сброса радиоактивных веществ в окружающую среду.

Вокруг атомных станций устанавливаются санитарно-защитная зона и зона наблюдения. Использование земель в санитарно-защитной зоне для сельскохозяйственных и иных целей, прудов — для рыборазведения возможно только по согласованию с органами Госсанэпиднадзора.

Решения о сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, имеющих оборонное назначение, находящихся в федеральной собственности, либо имеющих федеральное или межрегиональное значение, либо размещаемых и сооружаемых на территории закрытых административно-территориальных образований, принимаются Правительством РФ.

Решения о месте размещения и о сооружении иных радиационных источников принимают органы местного самоуправления по представлению эксплуатирующей организации.

Решения о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения принимаются на основании заключений государственной экологической экспертизы и с учетом выводов экспертиз, проводившихся общественными организациями.

Государственный орган, принявший решение о сооружении ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, обязан отменить принятое им решение либо прекратить или приостановить их сооружение в случае выявления дополнительных факторов, приводящих к снижению уровня безопасности этих объектов, ухудшению состояния окружающей среды или влекущих иные неблагоприятные последствия.

Размещение и сооружение ядерных установок, радиационных источников должны осуществляться на основании норм и правил в области использования атомной энергии и в области охраны окружающей среды.

Решение о размещении и сооружении ядерной установки и радиационного источника принимается с учетом:

— потребностей в них для решения хозяйственных и оборонных задач Российской Федерации и отдельных ее регионов;

— наличия необходимых для размещения указанных объектов условий, отвечающих нормам и правилам в области использования атомной энергии;

— возможных социальных и экономических последствий размещения указанных объектов использования атомной энергии для промышленного, сельскохозяйственного, социального и культурно-бытового развития региона.

Документы по оценке радиационного воздействия ядерной установки, радиационного источника на окружающую среду вместе с другими необходимыми проектными документами указанных объектов использования атомной энергии представляются соответствующим органом управления использованием атомной энергии или эксплуатирующей организацией на государственную экологическую экспертизу.

В целях защиты населения в районе размещения ядерной установки и радиационного источника устанавливаются особые территории — санитарно-защитная зона и зона наблюдения.

Приемка к эксплуатации ядерных установок и радиационных источников должна осуществляться в комплексе со всеми предусмотренными в проекте указанных объектов использования атомной энергии объектами производственного и бытового назначения.

Ввод в эксплуатацию ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения осуществляется при наличии у эксплуатирующих организаций разрешений (лицензий), выданных соответствующими органами государственного регулирования безопасности на их эксплуатацию.

Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» установлено, что порядок и меры по обеспечению вывода из эксплуатации ядерных установок и радиационных источников должны быть предусмотрены в проекте объекта использования атомной энергии в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии.

Экологические требования к военным и оборонным объектам. Требования в области охраны окружающей среды к военным и оборонным объектам аналогичны общим требованиям, предъявляемым к проектированию, строительству и т.п. зданий и сооружений, за исключением чрезвычайных ситуаций, препятствующих соблюдению требований в области охраны окружающей среды. Однако законодательством установлены и дополнительные требования. Прежде всего, это требование о получении заключения о выполнении требований экологической безопасности. Заключение выдается в форме решения по выполнению требований экологической безопасности производства.

Решение выдается территориальными органами Министерства природных ресурсов и экологии России на основании заявки предприятия. Одновременно с заявкой предприятие представляет пояснительную записку, подтверждающую выполнение им требований экологической безопасности. В пояснительной записке указываются следующие сведения:

наличие и описание системы действий в чрезвычайных ситуациях (при массовых выбросах, сбросах);

наличие в утвержденной технологической документации требований по обеспечению экологической безопасности и состав указанных требований;

сведения об эффективности очистных сооружений;

сведения об утилизации, складировании, захоронении и уничтожении отходов;

сведения об организации работ на предприятии по охране окружающей среды, включая данные об экологической службе предприятия (наименование подразделения, численность, подчиненность, оснащение приборной базой и нормативно-технической документацией);

сведения по ведению экологического паспорта;

сведения о выполнении природоохранных мероприятий в текущем году и план мероприятий на следующий год.

В случае несоответствия производства требованиям экологической безопасности указанное решение не выдается, о чем предприятие ставится в известность.

Источник: studbooks.net

Какие требования к строительству опо

С 1 ­января 2021 вступают в силу новые Требования к регистрации в Ростехнадзоре опасных производственных объектов, утвержденные Приказом Ростехнадзора №471 от 30.11.2020 г.

Нормативный акт заменяет собой отмененный Приказ Ростехнадзора от 25.11.2016 №495.

Текст нормативного акта можно посмотреть и скачать в разделе Законодательство на нашем сайте.

Ниже мы приводим обзор основных изменений, регламентированных новым документом, при проведении идентификации и регистрации опасных производственных объектов в Ростехнадзоре .

Значительные изменения произошли в системе классификации опасных объектов. Конкретизированы типы (типовые наименования) опасных объектов в каждой классификационной подгруппе. При составлении сведений, характеризующих ОПО, более не указывается цифровой код объекта. С 01 января для целей классификации будут применяться исключительно именные коды, перечень которых существенно расширен.

В новых Требованиях более полно раскрыты особенности идентификации опасных объектов. Обозначены границы, характерные для каждого типа опасных производственных объектов.

При проведении идентификации объекта учитываются данные о количестве опасных веществ, которые могут находиться, как на самом ОПО, так и на объектах в радиусе 500 метров от идентифицируемого ОПО, независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными организациями.

При заполнении сведений об ОПО должны будут указываться проектные (эксплуатационные) характеристики и даты ввода в эксплуатацию не только технических устройств и оборудования, но также зданий и сооружений.

При подаче документов в Ростехнадзор наряду с пакетом документов на бумажном носителе необходимо будет предоставить электронные копии представляемых документов на съемном электронном носителе.

В новом приказе более развернуто представлены основания для внесения изменений в сведения ОПО :

1) изменения характеристик опасного производственного объекта:

1.1) параметров, количества и места эксплуатации или исключение из него предприятий или их цехов, участков, площадок, наружных установок, зданий и сооружений, технических устройств;

1.2) состава опасного производственного объекта;

1.3) состава технических устройств (замена оборудования или реконструкция, модернизация, исключение, использование на ОПО новых (дополнительных) технических устройств;

1.4) технологического процесса;

1.5) признаков или класса опасности ОПО;

1.6) типового наименования (именного кода) ОПО.

2) изменения, связанные с исключением опасного производственного объекта в связи со сменой эксплуатирующей организации;

3) адреса места нахождения опасного производственного объекта;

4) сведений об эксплуатирующей организации, собственнике опасного производственного объекта.

По некоторым основаниям изменены сроки проведения регистрационных действий. Так, срок внесения в государственный реестр изменений, касающихся характеристик ОПО или смены эксплуатирующей организации (пункты 1 и 2) остался прежним и составляет 20 рабочих дней.

Регистрация в реестре изменений некоторых сведений об эксплуатирующей организации, а именно: изменения названия или организационно-правовой формы, ФИО или данных паспорта индивидуального предпринимателя, ИНН, ОГРН или ОГРНИП с нового года будет занимать не 10, а 5 рабочих дней.

На регистрацию изменения места нахождения опасного производственного объекта потребуется 10 рабочих дней.

С 8 до 5 дней сокращен срок исправления ошибок и опечаток, допущенных регистрационным органом при оформлении свидетельства ОПО.

В новой редакции Требований исключена норма, предписывающая проводить регистрационные действия в отношении опасных производственных объектов по месту нахождения эксплуатирующей их организации.

Практика 2021 года покажет, можно ли будет за регистрацией ОПО в реестре обращаться в любое территориальное управление Ростехнадзора, что Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору авансировала уже давно, но до сих пор не реализовала.

Источник: businesslotsman.ru

Проект технического перевооружения ОПО

ГК «Эффективная безопасность» — разработка и проведение экспертизы промышленной безопасности проектов на техническое перевооружение опасных производственных объектов (ОПО) в Москве, Московской области, Казани и Республике Татарстан, а также по всей России. Нас знают там, где вам нужно. Умеем работать с надзорными органами.

Стоимость: от 150 000 рублей. Срок: от 30 дней.

Техническое перевооружение опасного производственного объекта (ОПО) — мероприятия по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, цехов и участков путем внедрения новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств.

Читайте также:  Перечень документов на строительство МФЦ

Проект на техническое перевооружение опасного производственного объекта (ОПО) — проект разрабатываемый для предприятий и опасных производственных объектов в случае замены оборудования на более совершенное, новое и производительное, без расширения производственных площадей и затрагивания несущих конструкций.

Устали читать или нужна консультация?
Позвоните нам: 8 (499) 704-35-00 (Москва), 8 (843) 202-35-00 (Казань). Решим вашу проблему в оптимальные сроки.

Занимаемся разработкой проектов технического перевооружения и экспертизой промышленной безопасности следующих опасных производственных объектов

Опасный производственный объект — это предприятие или его цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997.

Для чего делается проект на техническое перевооружение ОПО

Техническое перевооружение осуществляется в следующих случаях, приводящих изменению технологического процесса на ОПО:

  • увеличение количества и качества продукции
  • изменение действующего оборудования, технических устройств
  • модернизация и замена устаревшего и физически изношенного оборудования
  • добавление нового оборудования, технических устройств
  • внедрение автоматизированных систем управления (АСУ) и контроля производства
  • модернизация и техническое переустройстве природоохранных объектов, систем вентиляции и отопления
  • присоединении отдельных участков, цехов и установок к сетям централизованного теплоснабжения и электроснабжения

Кому необходимо разрабатывать проекты технического перевооружения ОПО

Предприятия и организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты при вышеуказанных изменениях обязаны производить техническое перевооружение ОПО только при наличии документации на такие изменения.

Статья 8 116-ФЗ: 1. Техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Если техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации. Документация на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности. Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Не допускаются техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, либо, если документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения экспертизы проектной документации такого объекта.

Порядок проведения технического перевооружения

Техническое перевооружение осуществляется по следующим этапам:

  • Разработка технико-экономического обоснования, которое всесторонне оценивает экономическую выгоду затрат на техперевооружение. Технико-экономическое обоснование необходимо для понимания того, что стоит ждать от проекта техперевооружения, какие цели будут достигнуты и понимания сроков окупаемости вложенных денег. Технико-экономическое обоснование может разрабатываться как проектной организацией, так и самостоятельно организацией при наличии необходимых кадров;
  • Проведение инженерных изысканий с целью определения свойств грунтов, состояние фундамента в объеме, необходимом для проведения работ по техническому перевооружению (инженерно-геодезические изыскания, инженерно-экологические изыскания, инженерно-геотехнические изыскания) специализированной организацией.
  • Составления сметы работ;
  • Разработка проектной документации технического перевооружения в которой предусмотрены организационные и технические меры, обеспечивающие экологическую и промышленную безопасность на всех этапах работ при проведении технического перевооружения объекта;
  • Проведение экспертизы проектной документации технического перевооружения уполномоченной организацией. В процессе проведения экспертизы промышленной безопасности проект технического перевооружения всесторонне изучается группой экспертов на предмет соответствия проекта федеральным нормам и правилам промышленной безопасности;
  • Регистрация заключение экспертизы промышленной безопасности проекта ликвидации опасного объекта в территориальном органе Ростехнадзора;
  • Внесение изменений в реестр ОПО Ростехнадзора.

Проект технического перевооружения ОПО содержит сведения о проводимых работах, расчет потребности в оборудовании, объем капитальных вложений, технико-экономические показатели. Так же проект на техническое перевооружение учитывает требования и предусматривает мероприятия, призванные обеспечить промышленную безопасность, предупреждение аварий и локализацию их последствий на всех этапах работ. Проект чаще всего имеет следующий состав:

Вопрос №1. Может ли применяться понятие «техническое перевооружение» при замене технического устройства на аналогичное?

Источник: ecosoc.ru

Особо опасные производственные объекты

Промышленные производства чато характеризуются повышенной степенью риска негативных последствий производственной деятельности. К ним могут относиться причинение вреда здоровью и жизни работников, нанесение ущерба материальным активам, угрозы благополучию окружающей среды. Информация о том, какие объекты относятся к опасным производственным объектам, содержится в основном нормативном документе, регулирующем эту область деятельности – федеральном законе от 21.07.1997 N 116-ФЗ о промышленной безопасности.

Согласно части 1 статьи 2 этого правового акта список опасных производственных объектов приводится в приложении № 1 к закону. Он включает шесть категорий ОПО. В него входят следующие категории опасных производственных объектов:

  • осуществляющие работы, связанные с использованием опасных химических веществ. К таким работам относятся производство, применение, переработка, хранение, перевозка, ликвидация подобных соединений, а также реализация технологических процессов, в рамках которых такие вещества образуются самопроизвольно. Веществами, относящимися к опасным, признаются воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные соединения, а также сырье и материалы, представляющие опасность для нормального состояния окружающей среды. Концентрации веществ, делающие конкретное производство опасным, приведены в приложении № 2 к 116-ФЗ;
  • использующие промышленное оборудование, которое работает с применением избыточного давления, составляющего более 0,07 МПа;
  • использующие фуникулеры, канатные дороги или грузоподъемную технику. Исключение из состава этой категории составляют лифты, специальные подъемные платформы для транспортировки лиц с инвалидностью, а также эскалаторы в метрополитенах;
  • получающие, перевозящие или использующие расплавы цветных и черных металлов либо сплавы, изготовленные из этих расплавов, при условии, что оборудование, используемое для этих целей, рассчитано на мощность больше 500 килограммов расплава;
  • выполняющие работы по обогащению полезных ископаемых или горные работы, кроме добычи общераспространенных ископаемых, открытой разработки россыпных месторождений;
  • перерабатывающие или хранящие растительное сырье, которое способно генерировать самопроизвольное образование взрывоопасных и горючих смесей. К этой же категории принадлежат организации, которые хранят комбикорма, зерно или продукты его обработки, способные к самовозгоранию.

Приведенная классификация опасных производственных объектов предполагает, что таковыми могут признаваться не только предприятия в целом, но и их отдельные участки, цехи, технологические площадки или другие производственные единицы. На каждый объект, принадлежащий к опасным, оформляется паспорт безопасности опасного производственного объекта.

Классы опасности опасных производственных объектов

Для дифференцирования степени риска, обусловленной эксплуатацией объектов, которые принадлежат к категории опасных, в действующем законодательстве выделяется несколько классов опасности. Идентификация опасных производственных объектов с присвоением соответствующего класса описана в части 3 статьи 2 116-ФЗ. В ней указывается, что все ОПО принято делить на четыре класса, включая:

  • I – исключительно высокий уровень опасности;
  • II – высокий уровень;
  • III – средний
  • IV – низкий уровень.

Подробная методика присвоения классов, в соответствии с которой опасные производственные объекты подразделяются конкретные категории, приведена в приложении № 2 к этому нормативному документу. В ней указывается, что к первой категории опасных производственных объектов относятся предприятия, занимающиеся хранением, уничтожением химического оружия, производством спецхимии, а также угольные шахты и другие инфраструктурные объекты угольной промышленности, связанные с повышенным риском нештатных ситуаций. К ним относятся взрывы пыли или газа, внезапные выбросы пыли, газа, пород, горные удары и прорывы воды с попаданием в подземные горные объекты. Полный список, описывающий принадлежность к опасным производственным объектам с критериями присвоения других классов опасности, приведен ниже.

II класс опасности

Этот класс присваивается типам ОПО, характеризующихся следующими опасными факторами:

  • производится бурение и добыча нефти, газа и газового конденсата, и возможен выброс смесей, содержащих более 6% сернистого водорода;
  • производится транспортировка природного газа давлением более 1,2 МПа либо сжиженного углеводородного газа давлением более 1,6 МПа;
  • ведется эксплуатация промышленного оборудования мощностью больше 10 тонн расплава;
  • выполняется добыча угля и ведение других подземных горных работ на предприятиях, не относящихся к I классу опасности,
  • выполняется переработка угля или горючих сланцев;
  • производится разработка горной массы объемом больше 1 миллиона кубометров в год открытым способом.

III класс опасности

Присвоение этого класса производится на основании следующих критериев:

  • осуществляется бурение и добыча нефти, газа и газового конденсата, и возможен выброс смесей, содержащих от 1 до 6% сернистого водорода;
  • осуществляется транспортировка природного газа давлением от 0,005 до 1,2 МПа либо сжиженного углеводородного газа давлением от 0,005 до 1,6 МПа;
  • осуществление теплоснабжения и социально значимых групп потребителей с использованием оборудования, работающего с применением избыточного давления, составляющего более 0,07 МПа;
  • осуществление технологических процессов на оборудовании, работающем под давлением больше 1,6 МПа при температуре свыше 250 градусов Цельсия. Исключение составляет работа автозаправочных станций, работающих на природном газе;
  • эксплуатация промышленного оборудования мощностью от 0,5 до 10 тонн расплава;
  • разработка горной массы объемом от 100 тысяч до 1 миллиона кубометров в год открытым способом;
  • ведение работ по обогащению природных ископаемых, кроме переработки горючих сланцев и угля;
  • элеваторы и ОПО, работающие на производстве муки, крупы и комбикормов;
  • подвесные канатные дороги.

IV класс опасности

Этот класс присваивается объектам, для которых характерны следующие опасные производственные процессы:

  • осуществляется бурение и добыча нефти, газа и газового конденсата, но объект не относится ни ко II, ни к III классу;
  • используется промышленное оборудование, которое работает с применением избыточного давления, составляющего более 0,07 МПа, но объект не относится к III классу;
  • используются фуникулеры или грузоподъемная техника, кроме лифтов, специальных подъемных платформ для транспортировки лиц с инвалидностью и эскалаторов в метрополитенах;
  • осуществляется разработка горной массы объемом до 100 тысяч кубометров в год открытым способом;
  • производится переработка растительного сырья, но объект не является элеватором или ОПО, работающим на производстве муки, крупы и комбикормов.

Порядок присвоения класса

Определение класса опасности и обоснование безопасности опасного производственного объекта осуществляется предприятием самостоятельно на основании критериев, прописанных в действующем законодательстве. После этого ответственные лица оформляют документы, подтверждающие принадлежность к конкретному классу, и предоставляют их в Ростехнадзор для проверки. Руководитель компании несет личную ответственность за достоверность данных, предоставленных в контролирующее ведомство. В случае выявления недостоверных сведений к нему могут применяться меры ответственности, определенные действующим законодательством.

В некоторых случаях для объекта, отнесенного ко II, III или IV классу может быть установлен следующий более высокий уровень опасности. Это касается случаев, когда он расположен:

  • в особо охраняемой природной зоне;
  • на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море или прилегающей к нему зоне, находящейся под контролем РФ;
  • на искусственном участке земли, сформированном на водном объекте федеральной собственности.

Если по конкретным критериям объект можно отнести к нескольким классам опасности, ему присваивается наибольший. Правила безопасности опасных производственных объектов требуют, чтобы каждый ОПО был зарегистрирован в особом государственном реестре. Информация о том, где должны быть зарегистрированы опасные производственные объекты, содержится в дополнительном нормативном документе – постановлении Правительства от 24 ноября 1998 года N 1371. Регистрацию предприятий в реестре осуществляет Ростехнадзор после проверки предоставленных документов. Именно эта операция считается заключительной в процедуре присвоения класса конкретной компании.

Читайте также:  Заявление на копию разрешения на строительство

Объекты, не относящиеся к опасным

Поскольку эксплуатация опасных производственных объектов требует соблюдения особых правил, в действующем законодательстве имеется уточнение относительно тех производств, которые не относятся к этой категории. Согласно приложению № 1 к 116-ФЗ к опасным производственным объектам не относятся:

  • объекты инфраструктуры сетевого хозяйства;
  • сети газопотребления и газораспределения, которые используют оборудование, рассчитанное на давление природного или сжиженного углеводородного газа до 0,005 МПа.

Правила ведения работ на опасном производственном объекте

Основное требование, предъявляемое действующим законодательством к работе опасных промышленных предприятий, – безопасность при осуществлении их деятельности. Важным инструментом достижения этой цели становится регулярный производственный контроль на опасных производственных объектах. Более полный список, включающий все обязанности организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, приведен в статье 9 116-ФЗ. В него входят следующие операции:

  • выполнение требований законодательства, а также дополнительных нормативных документов, регулирующих порядок работы организации, включая обоснование безопасности. В случае, если направление работы компании относится к категории лицензируемых, она должна иметь действующую лицензию. Также предприятие обязано обеспечить присутствие всех нормативных документов, которые относятся к области его деятельности;
  • информирование контролирующих органов обо всех событиях на предприятии в тех случаях, когда это предусмотрено законом, – например, о начале производства, об аварии и проч. Также предприятие обязано выполнять все их законные предписания и распоряжения;
  • гарантировать безопасность опытной эксплуатации нового оборудования;
  • иметь укомплектованный штат работников, отвечающий техническим задачам организации;
  • своевременно проводить повышение квалификации, обучение и аттестацию работников в порядке, предусмотренном действующими нормативными документами;
  • организовать на предприятии систему производственного контроля за безопасностью технологических процессов, обеспечив ее необходимым оборудованием. Производства, отнесенные к I или II классу опасности, также должны организовать систему управления промышленной безопасностью;
  • организовывать своевременное проведение экспертиз промышленной безопасности в ситуациях, определенных законодательством;
  • предупреждать проникновение на объект посторонних, несанкционированный доступ к производственным мощностям и в охранные зоны опасных производственных объектов;
  • осуществлять обязательное страхование опасных производственных объектов на предмет покрытия гражданской ответственности владельца компании перед третьими лицами в случае аварии или другого форс-мажорного события;
  • обеспечивать защиту жизни и здоровья работников, вести работы по профилактике аварийных ситуаций;
  • обеспечивать всестороннее и полное расследование причин аварий, а также максимально быстрое устранение и минимизацию их последствий.

В зависимости от особенностей производственной деятельности предприятия этот список может быть дополнен другими обязанностями, обеспечивающими его безопасное функционирование, охрану здоровья работников и граждан, проживающих поблизости от производства, сохранность материальных активов и защиту благополучия окружающей среды.

Обязанности работников

Список обязанностей работников, занятых в деятельности опасного промышленного предприятия, определен частью 2 статьи 9 116-ФЗ. Работники опасного производственного объекта обязаны:

  • иметь необходимый уровень образования и квалификации для безопасной эксплуатации вверенной им техники;
  • своевременно проходить медицинские осмотры, подтверждающие отсутствие у них ограничений для выполнения должностных обязанностей;
  • соблюдать требования действующего законодательства и локальных нормативных документов организации, включая порядок действий в случае аварийной ситуации;
  • проходить обучение и аттестацию в области промышленной безопасности в соответствии с профилем своей работы;
  • сразу же информировать вышестоящего руководителя обо всех инцидентах и авариях на вверенном производственном участке;
  • останавливать работу при выявлении признаков неисправности оборудования и техники до выяснения причин и обстоятельство происшествия;
  • принимать участие в работах по ликвидации аварий и минимизации их последствий в порядке, определенном локальной нормативной документацией компании.

Совместная деятельность работников и работодателей по достижению безопасности производственных процессов гарантирует высокий уровень защищенности персонала от вреда здоровью и жизни, а также экологическую безопасность предприятия и сохранение имеющихся материальных средств.

Источник: helmt.ru

Порядок оформления ОПО

Опасные производственные объекты или сокращенно ОПО — это промышленные предприятия или их отдельные части, эксплуатация которых может повлечь возникновение аварийных или опасных для жизни работников ситуаций. Например:

  • цеха,
  • подразделения,
  • наличие отдельных технических средств,
  • участки производственного процесса.

Зачастую к ОПО относятся объекты, функционирование которых связано с использованием в производственных процессах токсичных, горючих, взрывчатых, воспламеняющихся веществ, способных нанести определенный вред окружающей природной среде или здоровью работников. Также к ОПО относят объекты, использующие:

  • подъемное и грузоподъемное оборудование,
  • используемое при плавке металлов или при проведении горных работ как открытым, так и закрытым способом,
  • работающее под избыточным давлением или температурой.

Основные требования по регистрации и оформлению ОПО содержатся в Законе ««О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ.

Идентификация опасных производственных объектов.

Первым этапом оформления ОПО является его идентификация. Собранная в данном процессе информация в дальнейшем позволит:

  • отнести оформляемый объект в единый реестр ОПО,
  • оформить на него страховое свидетельство,
  • а также получить сведения, необходимые для его характеристики.

Идентификация подразумевает под собой процесс отнесения объекта в соответствии с определенными характеристиками к конкретной категории опасности.

Целью проведения идентификации является составление характеристики самого предприятия, перечня опасных объектов в его составе (с определением категории опасности), а также технических устройств, применяемым на нем.

Порядок идентификации установлен Приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 г. №606.

Проводится идентификация на основании анализа документации предприятия с выявлением всех ОПО в его составе и присвоения им класса опасности.

Итогом вышеописанной процедуры станет заполнение такой документации, как «Сведения, характеризующие ОПО». Также проведенная идентификация позволяет установить перечень необходимых документов или мероприятий, требуемых для безопасной эксплуатации ОПО.

Какие процедуры оформления ОПО необходимо пройти?

Помимо идентификации, объекту, отнесенному к ОПО, потребуется поставить на учет все технические средства, используемые в производственных процессах. Так, например, подъемные сооружения требуется зарегистрировать еще до введения их в эксплуатацию. Регистрацию осуществляет Ростехнадзор, о чем вносится соответствующая отметка в паспорт оборудования.

Также для ОПО существуют требования по обязательной разработке порядка о производственном контроле или ППК. Это документ, содержащий сведения о требованиях, предъявляемых к исполнению работниками и руководством обязанностей по обеспечению промышленной безопасности на объекте. После утверждения Порядка руководителем предприятия его копия направляется в уведомительном порядке в территориальный орган Ростехнадзора.

Еще одним важным моментом является прохождение руководителями и специалистами ОПО обучения, касающегося промбезопасности с последующей аттестацией, проводимой также в органах Ростехнадзора.

Страхование опасных производственных объектов.

Далее требуется получить свидетельство о вводе ОПО в эксплуатацию, но ему предшествует еще один немаловажный этап оформления объекта – его страхование. Страхование в данном случае подразумевает под собой создание определенного денежного резерва, предусмотренного для возмещения ущерба. Ущерб возможен при наступлении непредвиденных обстоятельств, например, аварийных ситуаций или несчастных случаев. Наличие у ОПО полиса страхования является обязательным требованием таких законодательных актов, как вышеупомянутый Закон №116-ФЗ, а также Закон №225-ФЗ от 27.27.2010 г. В первую очередь полис оформляется теми производственными объектами, которые подлежат внесению в единый государственный реестр ОПО. Сумма страхования зависит от рода деятельности ОПО и составляет от 10 млн. рублей.

Отсутствие страхового свидетельства на ОПО не только влечет отказ в согласовании разрешительной документации на его функционирование, но также подлежит наказанию, в виде административного штрафа, согласно статье 9.19 КоАП, в размере до 500 тысяч рублей.

Получить разрешение на ввод в эксплуатацию ОПО.

Далее предприятие может запросить разрешение на ввод готового объекта в эксплуатацию после выполнения работ по капитальному строительству объекта в полном объеме. Его основы:

  • выданное ранее разрешение,
  • а также соответствие его проектной документации и градостроительному плану.

Для этого следует обратиться с соответствующим заявлением в орган, выдавший разрешение на строительство. К заявлению потребуется также приложить пакет документов, состав которого определяется действующим законодательством.

Постановка опасных производственных объектов на учет.

Для дальнейшей постановки объекта на госучет также потребуется заполнение карты учета ОПО, в состав которой войдут следующие данные:

  • наименование и месторасположение предприятия,
  • признаки опасности, по которым происходит отнесение производства к ОПО,
  • классы опасности,
  • виды деятельности, подлежащие лицензированию,
  • информация об эксплуатирующей организации,
  • и в конечном итоге – сведения о государственной регистрации ОПО.

Стоит отметить, что карта учета в обязательном порядке согласуется Ростехнадзором и является приложением к государственной регистрации ОПО. Полученное разрешение на ввод в эксплуатацию будет рассматриваться в дальнейшем как основание для постановки объекта на государственный учет.

Какой порядок внесения ОПО в реестр?

Следующим важным этапом оформления ОПО является его регистрация. Регистрация ОПО подразумевает под собой отнесение объекта к определенной группе в соответствии со степенью его опасности согласно приложениям 1-2 к Закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектах» №116-ФЗ, и дальнейшее внесение сведений о нем в реестр ОПО Ростехнадзора (ЕГРОПО).

Регистрацию осуществляет территориальный орган Ростехнадзора. Порядок регистрации установлен законодательно. Об этом свидетельствуют такие документы, как Приказ Ростехнадзора № 606 и Постановление Правительства РФ №1371 (от 24.11.98 г.).

При этом этапы внесения предприятия в реестр соответствуют описанным ранее процедурам.

Так, первоначальным этапом выступает идентификация ОПО, далее следует присвоение ему определенного класса опасности, составление карты учета и сведений об ОПО и их согласование в контролирующей организации, сбор оставшихся требуемых документов и передача их в Ростехнадзор и получение свидетельства о внесении объекта в ЕГРОПО.

В состав перечня документов войдут:

  • заявление,
  • карта учета ОПО,
  • сведения, характеризующие ОПО,
  • при необходимости – обоснование безопасности производственного объекта,
  • общие сведения об объекте: наименование, уставные данные, генплан, структура предприятия, сведения об используемых в производственных процесса устройствах, веществах и технологиях, правоустанавливающие документы и данные о ранее полученных лицензиях.

Лицензирование опасных производственных объектов.

Заключительным этапом оформления ОПО выступает получение лицензии, соответствующей направлению деятельности организации. Необходимость получения лицензии определяется Законом №99-ФЗ «О лицензировании отельных видов деятельности». Получение лицензии означает соблюдение на предприятия (ОПО) всех требований и правил промышленной безопасности. Выдаются лицензии в случаях с ОПО также в Ростехнадзоре. Отсутствие на объекте лицензии – нарушение, отраженное в статье 14.1 КоАП, по которой возможно наложение штрафа в размере до 50 тысяч рублей с конфискацией производственного оборудования и продукции.

Лицензия выдается через 60-90 дней с момента предоставления руководством ОПО всей необходимой документации (состав которой содержит всю учредительную документацию предприятия, а также документацию, выданную ему, как ОПО) и далее действует бессрочно.

Нарушение требований выданной ранее лицензии, как и нарушение требований промбезопасности карается согласно статье 9.1 КоАП, по которой сумма штрафа может составить для предприятия до 300 тысяч рублей.

Источник: sot3.ru

Рейтинг
Загрузка ...