Более пяти тысяч лет назад в долине между реками Тигром и Евфратом проживали две отдельные народности — на юге у Персидского залива жили шумеры, а в северной части — аккады.
Благодаря современным исследованиям ученые выяснили, что шумеры появились в этом районе первыми. Именно их принято считать создателями культуры и искусства Месопотамии.
В дальнейшем шумерские территории были завоеваны аккадами, но культурные традиции и архитектура шумеров оказали влияние на развитие культур многих последующих народов.
До середины III тысячелетия до нашей эры вся территория Месопотамии была разделена на несколько городов, каждый из которых являлся отдельным государством. Эти города яростно соперничали и часто враждовали между собой, но около 2500 года до нашей эры происходит их объединение в единое государство.
Во II тысячелетии до нашей эры формируется Вавилонская империя, достигшая своего наивысшего развития в XVIII веке до нашей эры. Позже происходит постепенное уменьшение величия империи, и в конце — концов государство распадается.
Становление государства в Месопотамии
В I тысячелетии до нашей эры Месопотамию захватили ассирийцы, которые в VIII — VII веках до нашей эры основали новую империю, столицей которой стал город Ниневия.
В 612 году до н. э. государство ассирийцев погибает, но спустя полвека возникает империя Нового Вавилона, и забытый древний город снова становится главным общественным и культурным центром страны.
Однако существование империи тоже не было слишком длительным, потому что в V столетии данная территория была захвачена персидским войском, города разрушены и разграблены, а многие ценные произведения искусства попросту уничтожены.
Барельефы Месопотамии
Однако несмотря на сложные условия жизни этой области, месопотамская культура оставила значительный след в истории человечества. Немногие сохранившиеся фрагменты зданий, а также реконструкция построек того периода дают возможность оценить высокий уровень развития архитектуры и мастерства строителей.
Строительные материалы
Для возведения всех видов зданий строители Месопотамии использовали кирпич — сырец, который мастерски укладывали в прочные стены, достигавшие в толщины нескольких метров.
Внешняя сторона стен имела форму выступов, а верхняя часть оформлялась зубчатыми элементами. Иногда внешнюю поверхность стен отделывали глазурованными кирпичами, выкладывая из них сложные геометрические орнаменты или масштабные фигуры фантастических животных.
Фантастические животные, выложенные из глазурованного кирпича
В постройках месопотамской культуры использовались три вида кирпича :
Самым крепким оказался глазурованный кирпич, который вначале обжигали в печи, а потом наносили слой цветной глазури, и еще раз запекали. Это давало возможность создавать прочные и красивые сооружения, украшенные выразительными декоративными элементами.
Архитектура Месопотамии за 8 минут. Шумер и Аккад
Барельефы Месопотамии
В Месопотамии на хватало привычных для жителей других районов строительных материалов — природного камня и древесины . Поэтому мастера изобрели собственный способ устройства перекрытий. Их делали из пальмовых стволов или в виде сводов из кирпича.
Сводчатые кирпичные перекрытия были очень популярными, особенно в VII веке до нашей эры. Ими отделывали даже внутреннее пространство жилых домов.
А вот столбы в месопотамской архитектуре не играли столь важной роли, как в Египте. Поэтому они выполняли только функцию опоры для сводов и не имели особой декоративной отделки.
Особенности архитектуры
Культовые постройки возводились в виде целых архитектурных комплексов, главным сооружением которых был зиккурат — высокое сооружение со множеством ступеней.
На вершине зиккурата размещался храм, который также зачастую выполнял роль обсерватории. Неподалеку от храмового комплекса мог располагаться и дворец правителя.
Месопотамский зиккурат ( город Ур)
Географическое положение Месопотамии было крайне невыгодным в плане обороны, потому что государство находилось на открытой местности. Поэтому в целях защиты от завоевателей каждый населенный пункт должен был иметь оборонительные сооружения. И надо отдать должное месопотамским мастерам, потому что они умели строить технически сложные и хорошо укрепленные оборонительные стены.
В III тысячелетии до нашей эры начинается расцвет городов Ур и Урук, в в начале II тысячелетия до нашей эры столицей империи становится Вавилон.
Зиккурат Этеменнигуру в городе Уре
Позже, в I тысячелетии до нашей эры, во времена владычества ассирийцев, наибольшего развития достигают города Ниневия и Ашшур. Эти города имели строго перпендикулярное расположение пересекающихся улиц. В центре города размещался дворец правителя. Как правило, он был хорошо защищен городской системой фортификационных сооружений.
Но самым большим городом периода расцвета месопотамской культуры, несомненно, был Вавилон. Город был окружен несколькими крепостными стенами, общая толщина которых достигала 25 метров.
Планировка города была полностью квадратной. По сути, Вавилон представлял собой квадрат со сторонами длиной по 2 километра. Улицы были расположены строгими прямоугольниками правильной формы.
Святилище бога Мардука, которое всем нам известно как Вавилонская башня, было поднято на высокую террасу, имевшую в основании также форму квадрата размером 250 х 250 метров. Таким образом, святилище Мардука также можно считать зиккуратом, который имеет семь ступеней постоянно уменьшающейся площади.
Храм и святилище бога Мардука
Жилые дома были прямоугольными в плане. В целом, для архитектуры Месопотамии была наиболее характерна геометрически правильная форма зданий. Дома более состоятельных горожан строили двухэтажными, делая при этом плоские перекрытия. В центре каждого дома помещался внутренний дворик, а сама постройка разделялась на жилую и хозяйственную части.
Технические сооружения
В Месопотамии было построено много технических и фортификационных сооружений. Строители прокладывали каналы, сооружали резервуары для воды и акведуки, строили мосты и крепостные стены.
К самым значительным техническим достижениям Месопотамии можно отнести так называемый » Канал королей», который достигал в длины 400 километров и соединял реки Тигр и Евфрат. А весь город Вавилон обеспечивался водой из акведука, который считался одним из чудес того времени.
К сожалению, до наших дней эти шедевры технических сооружений не дошли. От них остались только развалины, которые были найдены археологами во время раскопок. Фрагменты грандиозных построек того времени были скрыты в толще глинистых отложений.
В Месопотамии часто случались наводнения, поэтому многие сооружения строились на искусственных возвышенностях, которые представляли собой насыпные террасы или платформы, сложенные из кирпича. Примером может служить летний дворец Саргона в Хорсабаде, которые стоял на кирпичной платформе.
Дворец ассирийского царя Саргона в Хорсабаде
Архитектура Ниневии
Город Ниневия был окружен массивными стенами, которые в высоту достигали 33 метров и несколько метров в ширину. Наверху стены на равном расстоянии друг от друга были построены полторы тысячи хорошо укрепленных оборонительных башен.
Планировка города была квадратной, и по всему периметру он был окружен высокими и прочными стенами. На территорию города вели семь входных ворот. На примере Ниневии можно рассматривать типичные черты ассирийской архитектуры.
Самыми значительными сооружениями в городе были дворец и возвышающийся рядом с ним зиккурат, а также храмовый комплекс. Они размещались на искусственно сооруженной террасе, окруженной крепостными постройками. Это был отдельный, дополнительно укрепленный город в пределах территории Ниневии.
Для сооружения насыпной террасы понадобилось полтора миллионов кубических метров глины, из которой было сформировано основание для дворца площадью 100 тысяч квадратных метров.
На террасе, куда вели величественные лестницы в окружении наклонных плоских рамп, был расположен масштабный комплекс дворцовых сооружений. Всего во дворце насчитывалось около двухсот залов и отдельных комнат. В наши дни часть из них раскопана и восстановлена.
Длина некоторых залов дворца достигала почти 50 метров. При этом они были длинными, но очень узкими, шириной не более шести метров. Ширина залов зависела прежде всего от размера пролетов, а они редко превышали 6 метров.
В комнатах дворцов не было окон, и здание освещалось через дверные проемы и через специальные отверстия в сводах постройки.
Дворец тоже был прямоугольным в плане. По одну сторону главного здания дворца размещались залы для официальных приемов и торжественных событий. С другой стороны находились покои правителя и его гарема, а также хозяйственные постройки.
Интерьер месопотамских храмов и дворцов был богато украшен золотом и эмалями. Крыши дворцов были плоскими, и на них устраивались сады.
Реставрация и реконструкция архитектуры Месопотамии
В 70 — е годы XX века власти Ирака инициировали работы по реконструкции и реставрации многих вавилонских построек. Так, полностью были отстроены знаменитые ворота Иштар и восстановлено их декоративное оформление.
Ворота богини Иштар ( реконструкция)
Также были реконструированы залы дворца в Хорсабаде.
Вход во дворец в Хорсабаде
Разрабатывался проект восстановления и обновления уникального зиккурата Этеменанки — Вавилонской башни на всю ее высоту, которая достигала 90 метров. Однако для изготовления несущих конструкций сооружения должны были использоваться более прочные современные материалы.
Вавилонская башня — зиккурат Этеменанки в Вавилоне
Архитектура Месопотамии : 2 комментария
В короткий нововавилонский период роскошь дворцовых построек достигает, пожалуй, еще большего размаха. Тематически в убранстве помещений в это время намечается некоторый возврат к более сдержанным формам, некоторая большая строгость, в противовес живописности поздней Ассирии.
Стилистически архитектура Месопотамии и Ассирии принадлежит к тому же кругу искусств, что и архитектура Древнего Египта. Их объединяет одинаковая монументальность, простота и геометричность форм. В нововавилонскую эпоху наблюдается то же стремление к грандиозному, колоссальному.
Если в Египте культовый момент доминирует над всеми другими проявлениями государства, как такового, и в архитектуре храм занимает первое место, то в Передней Азии дворцу и крепости отведена главная роль, а культовый момент отходит на второй план. Интересно отметить, что принципу ярко выраженной в египетских строениях симметрии и всей тектонической тенденции отвечает в Месопотамии почти полная ассиметрия.
Египетский храм построен весь по горизонтали, и пространство его должно восприниматься как последовательно и постепенно развертывающееся перед зрителем. Месопотамский храм не предполагает, что посетитель должен ожидать в нем конечной цели в вытянутых одно за другим помещениях, в анфиладе. Помещения кажутся словно прилепленными, в зависимости от надобности, одно к другому.
Источник: design-fly.ru
Архитектура Месопотамии: базовые элементы
Из-за нехватки камня и дерева в долинах Тигра и Евфрата основным строительным материалом становится глина, так как это был единственный ресурс, имеющийся в изобилии на всей территории страны (благодаря илу со дна рек). Использование такого материала подтолкнуло к поиску архитектурных форм, раскрывающих возможности, которые предлагала пластичная глина. Однако это был очень недолговечный и не стойкий к погодным условиям материал, поэтому постройки из него нуждались в постоянном ремонте. Следовательно, возводились различные поддерживающие конструкции.
Таким образом, здания строились из глиняных кирпичей (высушенных на солнце или обожженных), скрепленных раствором. Так создавалась прочная конструкция с толстыми стенами, которые удерживались в вертикальном положении благодаря давлению собственного веса и подпоркам, расположенным по всему периметру.
Толщина стен не позволяла открывать окна наружу, что давало бы достаточно света. Поэтому структура внутреннего пространства предполагает наличие центральных открытых дворов, окруженных комнатами.
Снаружи вдоль стен располагались вертикальные выступы, как напоминание об изначальной деревянной архитектуре, которые нарушали монотонность поверхности стены и, благодаря игре света и тени, являлись оригинальным украшением. Здания возводились на террасах, чтобы защитить их от влияния влажной почвы. Материалом для крыш служили стволы пальм, обычно не очень длинные, чтобы уменьшить вес конструкции. Ширина комнаты адаптировалась к длине этих стволов. Поэтому в основном комнаты были узкими и длинными.
Хотя такие элементы конструкции, как арки и своды, не существовали в том виде, в котором они были привнесены в архитектуру шумерами, наблюдался некий интерес к их выборочному применению. Арки не применялись при возведении монументальных сооружений, однако использовались при строительстве погребальных камер (перекрытие из ряда кирпичей или ложная арка), а также для украшения домов. Что касается сводов, то они строились из плоско-выпуклых кирпичей.
Также возводились колонны из кирпича, украшенные цветными глиняными конусами. Эти конусы создавали подлинные геометрические мозаики с черными, белыми и красными ромбами, зигзагами и треугольниками. Однако основной опорой зданию служили стены, колонны как главный элемент опоры не применялись. Для украшения невзрачных глиняных стен как изнутри, так и снаружи, применялись те же цветные глиняные конусы, а также выпуклые панели с мозаикой.
Первые месопотамские храмы
Зарождение храмовой архитектуры датируется доисторическим периодом, то есть V тысячелетием до н.э. Процесс эволюции первых храмов позволяет наблюдать за становлением архитектуры храма как главного религиозного сооружения. Вначале строились святилища для поднесения даров и проведения ритуалов жертвоприношения богам. По мере распространения культа начинают появляться первые храмы для общих молитв верующих. Таким образом, был пройден путь от маленьких статуэток божеств, которые хранились в домах, до полноценного святилища.
Первые храмы строились по образцу жилых домов. На протяжении всего V тысячелетия до н.э. в архитектуре обоих этих зданий использовалась прямоугольная планировка. В более позднее время, план жилых домов стал больше походить на квадрат, в то время как храм сохранял прямоугольную форму с алтарем для подношений по центру. Все верующие имели доступ в храм.
В самом старом шумерском городе Эриду располагается восемнадцать храмов, надстроенных друг над другом. На XVI ярусе, принадлежащем культуре Эль-Обейд, можно воссоздать план сооружения очень скромных размеров, предназначенного для проведения религиозных обрядов. Это прямоугольное здание, построенное на уровне земли, с толстыми стенами и единственной ведущий внутрь дверью. Далее вы попадаете в неф, где располагался глиняный стол для подношений; в дальнем конце зала имелась квадратная апсида с алтарем божества.
Эта типология сохранялась до первого тысячелетия до нашей эры, когда по всей Месопотамии начали возводиться святилища, расположенные на высокой платформе, порой достигающей в высоту колоссальных размеров.
На XIII ярусе города Тепе-Гаура в Северной Месопотамии в течение IV тысячелетия были построены три храма, в одном из которых можно увидеть уже более позднюю типологию религиозных сооружений. Это здание было спроектировано согласно единому плану. Оно представляет собой прямоугольник с одним залом. Стены формируют ниши, которые позже уступили место часовням.
На стенах с равными промежутками располагаются контрфорсы. Кроме практической функции, они также служат и украшением.
Архитектурная эволюция храмов
Между IV и III тысячелетиями до н.э. аграрное общество претерпевает значительные изменения. Население концентрируется в городах, выросших вокруг храмов. Они становятся центрами управления народом, которое осуществляется через священнослужителей. Таким образом, параллельно с типологической эволюцией храмов растет и их значимость.
В городе Урук были найдены руины, подтверждающие существовавшую в то время городской тип поселений со сложной религиозной архитектурой (храмы). В Уруке находился самый важный шумерский религиозный центр, посвященный богам Ану и Инанне. Архитектурная концепция святилища изменилась. Оно больше не находилось на уровне земли.
Снаружи возводились высокие платформы, а стены покрывались известняком. Также продолжают применяться плоско-выпуклые кирпичи, которые придают стенам характерный рустовочный рельеф. Храм задумывался как место, посвященное божеству, с несколькими церемониальными залами.
Внутреннее пространство храма подразделялось на многочисленные прямоугольные святилища, предназначенные для жертвоприношений. Главное святилище помещалось на продольной оси, от которой перпендикулярно отходили остальные залы. Вокруг центрального помещения располагались дополнительные комнаты и залы, отведенные под склады, мастерские и жилые комнаты для священнослужителей.
Изменилась и сама идея храма, что привело к отдалению верующего народа от богов. Таким образом, изначально единое пространства для верующих и статуй богов все больше и больше разделяются. Вокруг храма возводятся стены, создавая тем самым барьер между священным внутренним пространством и оскверненным внешним.
Самым крупным среди бесчисленных храмов Урука был храм D, возведенный около 3000 года до н.э. Он был построен в форме буквы Т размером тридцать на пятьдесят метров.
Структурные принципы строительства другого здания, Белого храма Урука, были более смелыми, прежде всего, это касалось высоты постройки. Храм был возведен на высокой платформе, расположенной на фундаментах старых построек предыдущих эпох. Он представлял собой ступенчатую башню с несколькими этажами, на вершине которой располагалось святилище с белыми стенами.
Оно закреплялось на вершине при помощи пандусов, которые соединяли различные террасы и обеспечивали доступ к вершине. Наклонные внешние стены были укреплены широкими контрфорсами, которые кроме своего прямого назначения к тому же выполняли символическую роль, отгоняя злых духов. Внутри храм состоял из святилища с боковыми камерами. Алтарь располагался в одном из углов святилища и представлял собой платформу с ведущей к ней лестницей. Перед ним находился кирпичный стол для подношений.
Формы внутренних помещений храмов менялись с течением времени, например, около 2700 г. до н.э. был возведен овальный храм Хафая. В нем располагалось большое количество мастерских, складов и прочих служебных помещений. За пределами стен узкие улочки соединяли храм с жилыми постройками и другими помещениями, которые тоже использовались как часть храма. Позже эти дополнительные постройки исчезли, поскольку все необходимое для храмовой общины хранилось вне священных помещений, а камеры, расположенные в стенах храма использовали для подношений.
В результате архитектурной эволюции изначальная структура глиняного храма претерпела следующие изменения: его внутреннее пространство разделилось, были построены стены, которые, однако, обладали достаточной гибкостью. Постоянное увеличение высоты храма отражало желание народа устранить расстояние, которое отделяло его от богов, и установить более тесный контакт.
Модель месопотамского храма
Источник: www.mosarchinform.ru
Архитектура древней Месопотамии
Государства древней Месопотамии, то есть долины рек Тигра и Евфрата, как и Египет, принадлежали к крупным речным цивилизациям. Поэтому и здесь строители были в большом почете, а искусство архитектуры развилось раньше, чем в других странах. Но камня здесь не хватало, зато было много глины.
Вот почему мастера Древнего Двуречья стали первыми в мире архитекторами, которые работали преимущественно с кирпичом. В Египте также знали кирпич, но использовали его главным образом для бытовых сооружений. Из кирпича, часто даже необожженного на огне, а только высушенного на солнце, складывали жилье бедняков. Более важные строения делали из камня.
В Древней Месопотамии кирпич становится основным материалом как для бытовых, так и для архитектурных сооружений. Используют преимущественно кирпич необожженный, дерево, необходимое для сборки крупных очагов, тоже вещь дефицитная. Итак, настоящий кирпич стоит достаточно дорого, его используют только для облицовки.
Хорошо, что климат Месопотамии это позволяет, ведь дождя здесь почти не бывает. Однако климат климатом, а за века, прошедшие от большинства некогда величественных глиняных сооружений почти ничего не осталось. К тому же, кроме дождей, бывают еще разливы рек.
Для того чтобы защитить сооружения от разливов, древние строители ставили их на высокие террасы, иногда делали из обожженного кирпича нижний этаж. Еще одним важным строительным материалом был асфальт, который также задерживал влагу. Кроме того, асфальт смешивали с глиной, образуя вязкий раствор вроде цементного, и им скрепляли кирпичи. Строительный раствор — тоже изобретение жителей Двуречья. В Египте кладка была сухой, то есть хорошо отесанные камни плотно подгонялись друг к другу, но ничем не скреплялись.
Но, как мы уже говорили, несмотря на все эти большие достижения древних мастеров, большая часть созданных ими сооружений потерпела сокрушительное разрушение. Понадобился очень кропотливый труд археологов и историков, изучавших записи древних авторов, чтобы мы сейчас могли представить себе первоначальный вид этих сооружений. Как это ни странно, лучше других сохранились наиболее древние — так называемые зикураты.
Зикурат. Реконструкция
Зикураты — это тоже пирамиды, но не такие, как в Египте. Они ступенчатые и состоят из нескольких ярусов. Внутри их делали из необожженной глины, сверху обливывали глазурованным кирпичом. В отличие от египетских пирамид зикураты не имели никаких внутренних камер. Храм, посвященный божеству, ставили на верхушке.
Глазурь на глазурованном кирпиче была разноцветной. Снизу зикурат на две трети облагали черным кирпичом, верхнюю треть делали красной, храм — голубым с золотом. Считается, что в представлении своих строителей зикурат был моделью вселенной.
Нижний черный ярус символизировал подземный мир, связанный со смертью, красный — означал средний мир, где живут люди, голубовато — золотой храм на вершине был символом верхнего мира богов. До наших времен лучше всего сохранился зикурат у города Чога — Занбиль, на юго-западе Ирана. Самым большим был зикурат в Вавилоне. Он был 90 м высотой и занимал площадь около 8100 кв. м. Это сооружение считается прототипом библейской Вавилонской башни.
Стены Вавилона. Реконструкция
Зикурат был не единственной важной архитектурной достопримечательностью Вавилона. В период своего подъема это был, пожалуй, самый большой город в мире. Древнегреческий историк Геродот писал в V ст. до н. э., что Вавилон «устроен так прекрасно, как ни один из известных нам городов». Город имел четкое планирование и представлял собой прямоугольник, окруженный двойной стеной.
Через каждые 20 м наружной стены возвышалась зубчатая башня, квадратная по плану. Внутренняя стена была меньше, чем внешняя, за ней начинались городские здания. Достаточно большой участок земли между двумя стенами горожане обрабатывали, чтобы иметь запас продуктов на случай осады. Все укрепления были сделаны из обожженного кирпича.
Здания внутри города тоже напоминали оборонительные сооружения. Характерной чертой городского пейзажа были плоские крыши, окруженные зубцами.
Ворота Иштар
Стены часто украшали голубой и бирюзовой глазурью. Этот декоративный прием и сейчас остается любимым в некоторых странах Востока. Сейчас из памятников Вавилона сохранились Ворота Иштар и Дорога процессий, окруженная зубчатыми стенами.
Источник: arxipedia.ru