Канализация объект капитального строительства

Содержание

Получение технических условий, определяющих возможность подключения объекта капитального (некапитального) строительства (реконструкции) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения города Получение технических условий, …

Кому принадлежат внешние инженерные сети, построенные на деньги дольщиков?

Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», разрешает Застройщику за счет денежных средств дольщиков возводить внешние инженерные сети в границах земельного участка, выделенного под строительство. При этом закон ничего не говорит о том, кому эти инженерные сети принадлежат после ввода здания в эксплуатацию.

Проблемная недвижимость

После окончания строительства застройщики часто сталкиваются с вопросом, что делать с построенными коммуникациями, расположенными в границах земельного участка, выделенного под строительство.

· Может ли Застройщик передать инженерные сети в управление управляющей компании?

· Вправе ли Застройщик передать инженерные сети в аренду или собственность ресурсоснабжающей организации?

· Должны ли начисляться налоги при передаче инженерных сетей в собственность ресурсоснабжающих организаций?

Это только часть вопросов, на которые должен ответить застройщик, решая судьбу оставшихся у него на балансе инженерных сетей. Ответ зависит от того, кто является собственником построенных сетей. А с этим ясности как раз и нет.

Когда общие сети не являются общедомовым имуществом

Как правило, дольщики становятся собственниками инженерных сетей в силу закона. Статья 36 Жилищного Кодекса РФ, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 устанавливают перечень имущества, которое в сиу закона является общим имуществом всех собственников дома. В частности, к такому имуществу относятся трансформаторные подстанции, тепловые пункты и наружные сети, которые обслуживают более одного помещения в одном доме.

Сложности с трактовкой этих норм возникают, когда к трансформаторным подстанциям, тепловым пунктам, ливневой канализации и другим объектам подключены сразу несколько домов. Будут ли такие объекты обладать статусом общего имущества в силу закона?

Из судебной практики следует однозначный вывод: нет, не будут.

Показательным в этом отношении является Постановление Президиума ВАС РФ от 15.12.2009 N 14801/08 по делу N А72-5489/06-22/219. В этом деле суд столкнулся с ситуацией, когда через подвал одного дома к другому дому проходила транзитная труба отопления. Собственники первого дома утверждали, что они являются и собственниками транзитной трубы, поскольку она расположена в их подвале и отапливает, в том числе, их дом. Собственники второго здания возражали, что не имеет значения чей подвал, на статус трубы это не влияет.

Высший Арбитражный суд РФ рассмотрел дело и ответил, что правы собственники второго здания. По смыслу пунктов 5, 6 Правил содержания имущества тепловые сети, обеспечивающие не только внутридомовую систему отопления, но и систему за ее пределами, не могут включаться в состав общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме. Часть подвальных тепловых сетей, которая осуществляет теплоснабжение, как жилого дома, так и отдельного здания за пределами дома, не может быть отнесена к общему имуществу.

Отсюда следует интересный вывод: инженерные сети, построенные на деньги дольщиков, но обслуживающие больше одного дома, не являются общим имуществом.

Бесхозное имущество в нагрузку муниципалитету

У застройщиков часто возникает желание передать построенные инженерные сети муниципалитету. В некоторых случаях это допустимо и даже является обязанностью застройщика. Инженерные сети должны быть переданы органам местного самоуправления в следующих случаях:

· По договору о развитии застроенной территории, если это предусмотрено договором (пункт 2 часть 4 статьи 46.2. Градостроительного Кодекса РФ);

· По договору о комплексном освоении территории, если это предусмотрено договором (пункт 2 часть 6 статьи 46.4 Градостроительного Кодекса РФ);

· В соответствии с постановлением правительства Москвы от 22 августа 2000 г. № 660 «О порядке приемки объектов инженерного и коммунального назначения в собственность города Москвы»;

· В Пункте 7 Постановления Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», правительство рекомендовало органам местного самоуправления принимать созданные за счет правообладателя земельного участка за пределами границ земельного участка сети инженерно-технического обеспечения в муниципальную (государственную) собственность. Однако это право, а не обязанность муниципалитета, которое ко всему прочему не касается инженерных сетей, созданных внутри земельного участка.

Как видно перечень является достаточно ограниченным. Это заставляет заинтересованных лиц ухищряется, и пытаться передать наружные сети муниципалитету, как бесхозное имущество на основании статьи 225 ГК РФ.

Интересна позиция, изложенная в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 мая 2015 г. по делу № А73-11133/2014. В этом деле суд пришел к выводу, что наружные инженерные сети, не являющиеся общим имуществом, пусть даже и созданные при строительстве здания, не являются имуществом дольщиков. Суд фактически признал такие сети бесхозные, но указал, что у Мэрии отсутствует обязанность принять такие сети себе на учет.

Сославшись на нормы пунктов 5, 6 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» суд отметил, что ресурсоснабжающии организации вправе эксплуатировать бесхозяйные объекты централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также определяют порядок учета понесенных в этой связи расходов. Поэтому урегулировать статус наружных сетей должны между собой ресурсоснабжающия организация и муниципалитет. Собственников дома эти отношения волновать не должны.

Такая позиция напоминает страуса, прячущего голову в песок. Она позволяет решить проблему с практической точки зрения, но с правовой не выдерживает критики. Если инженерные сети кто-то построил, значит, у них есть собственник. И суд должен был решить, кто им является.

Бремя застройщика

В соответствии со статьей 218 Гражданского Кодекса РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Застройщик заинтересован в строительстве наружных инженерных сетей и обладает правом аренды или собственности на участок, предоставленный под строительство. Исходя из этих позиций, застройщик может быть признан собственником инженерных сетей.

Интересным является вывод, изложенный в Постановлении Президиума Красноярского краевого суда от 26.06.2018 по делу N 44Г-71/2018, 44Г-72/2018. Суд стал дословно толковать договор долевого участия, согласно которому предметом договора, являлась квартира в доме, но не трансформаторная подстанция. Суд учел, что трансформаторная подстанция входит в комплекс электроустановки, обеспечивающей электроснабжение микрорайона по кольцевой сети, т.е. не является общим имуществом. На основании этого суд признал, что у дольщиков отсутствуют права на трансформаторную подстанцию, собственников которой является застройщик.

Против такого подхода есть ряд возражений:

1. Земельный участок после завершения строительства отходит дольщикам. Из этого правила есть исключения, когда земельный участок, например, выделяется именно под строительство трансформаторной подстанции;

2. Инженерные сети могут строиться за счет дольщиков. Передача таких инженерных сетей застройщику можно рассматривать как своеобразное дарение денежных средств;

3. Застройщик строит инженерные сети не для их дальнейшей эксплуатации. В некоторых случаях застройщики создают дочерние компании, которые в дальнейшем обслуживают дома, возведенные застройщиком. Если застройщик не собирается обслуживать дома ни сам, ни через подконтрольную управляющую компанию, то насколько оправдано возлагать на него бремя содержания инженерных коммуникаций, которые нужны собственникам помещений в доме.

Для многих застройщиков инженерные коммуникации являются бременем, которое они не хотят возлагать на себя.

Общее имущество собственников нескольких домов

Мы вернулись к тому, с чего начали – могут ли собственниками общих инженерных сетей являться дольщики всех домов, которые к этим инженерным сетям подключены? Если дома два, то дольщики двух домов владеют и принадлежат этими инженерными сетями. Если дома три, то дольщики трех домов владеют сетями. А если у вас ливневая канализация обслуживает десять домов, то значит все десять тысяч жителей и являются собственниками этой ливневой канализации.

Такой вывод плавно вытекает из статьи 18.1 закона о долевом участии. Согласно указанной норме объекты социальной структуры, обслуживающие несколько домов, могут по соглашению быть переданы в долевую собственность всем собственникам. Конечно, в первую очередь закон под объектами социальной инфраструктуры понимает школы, детские сады, поликлиники, хотя вопрос о возможности передачи таких объектов дольщикам вызывает еще больше вопросов. Но, представляется, что к ним могут быть отнесены и трансформаторные подстанции, и другие инженерные сети, и даже дороги.

Для применения статьи 18.1. существует ряд условий. Как минимум должно быть заключено соответствующее соглашение с дольщиком. О фактах подписания таких соглашений мне неизвестно.

Можно настаивать на том, что несоблюдение застройщиком обязанности заключить соответствующие договоры с дольщиком, не лишает последних права собственности на инженерные сети, созданные на их земельном участке, за их счет и для их нужд.

На моей практики был случай, когда застройщик принял решение передать на баланс управляющей компании трансформаторную подстанцию, как общее имущество всех дольщиков, руководствуясь именно тем, что построена она была за счет средств дольщиков нескольких домов. Особенность гражданского оборота инженерных сетей и линейных объектов позволили это сделать без государственной регистрации права собственности.

Вот только нужна ли такая «радость» в виде регистрации права собственности самим дольщикам? После регистрации дольщики становятся собственником самостоятельного объекта недвижимости. Это не общее имущество, которое следует судьбе основной вещи. Если собственник продал квартиру, то он должен продать одну тысячную доли в праве собственности на трансформаторную подстанцию с соблюдением преимущественное право покупки другими дольщиками. Процедуру можно обойти, подарив долю новому собственнику. Оплатить дополнительную государственную пошлину и уговорить нового собственника принять «подарок» придется в любом случае. Обороноспособность квартиры усложняется.

Дальше возникает еще больше вопросов. Вы дольщик, и хотите, чтобы трансформаторную подстанцию обслуживала управляющая компания? Соберите общее собрание собственников всех домов. Хорошо, если будет одна управляющая компания на несколько домов. Можно собрать подписи о передачи объектов инфраструктуры в аренду ресурсоснабжающих организаций, если они не против, но вот кто будет подписывать такой договор от имени собственников? Еще хуже, если, вам надо будет присоединиться к ливневой канализации, у которой десять тысяч собственников. Для этого надо будет собрать подписи не менее, чем у двух третей из них.

Тут уж уместно создавать отдельную администрацию, которая будет обслуживать отдельные инженерные сети. Департамент по обслуживанию трансформаторной подстанции. Департамент по обслуживанию велосипедных дорожек. Народные органы местного самоуправления, которые начнут дублировать функции органов местного самоуправления с местечковым размахом. Над этим можно было бы смеяться, если бы за этой иронией не было реальной проблемы.

Неутешительные выводы

Сегодня существует целый пласт отношений в сфере градостроительства и коммунального обслуживания, находящийся в поле правовой неопределенности. Огромные количества инженерных сетей с неясным статусом, которые могут выходить из строя, требуют ремонта, нуждаются в использовании для подключения к ним новых домов и зданий. И такая же неопределенная судебная практика, которая не знает, что с этими инженерными сетями делать, предлагая каждый раз новые варианты. Стабильность и определенность гражданского оборота требует окончательного решения этого вопроса, которые будет учитывать интересы всех сторон и не создавать неоправданных трудностей в распоряжении и пользовании инженерными сетями. Если есть имущество, должен быть и собственник.

4.4 Проекты канализации объектов должны быть увязаны со схемой их водоснабжения, с обязательным рассмотрением возможности использования очищенных сточных и поверхностных вод для производственного водоснабжения и орошения (при условии согласования с санитарно-эпидемиологическими службами). (Измененная редакция, Изм. … 4.21 Использование восстановленных стальных труб и других, бывших в употреблении видов металлоконструкций (профилей, балок, листов, полос, свай, шпунтов и др.) не допускается предусматривать в проектной и рабочей документации на строительство , реконструкцию и капитальных ремонт зданий и сооружений повышенного и нормального уровня ответственности.

Процессы, связанные с подключением объекта

Получение технических условий, определяющих возможность подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения города (далее по тексту ТУ) требуется на момент подготовки градостроительного плана земельных участков, предназначенных под строительство (реконструкцию) объектов капитального (некапитального) строительства на территории городского поселения. Технические условия подтверждают техническую возможность подключения объекта и содержат данные о нагрузках, точках подключения, плате за подключение и сроке действия технических условий.

Взаимоотношения между МУП города Хабаровска «Водоканал», органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления ТУ для строящихся, реконструируемых или построенных, но неподключенных объектов, включая порядок направления запроса, а также критерии возможности подключения, регулируются Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83.

Для получения ТУ орган местного самоуправления или правообладатель земельного участка предоставляет в адрес нашего предприятия запрос, содержащий информацию в соответствии с нормативными правовыми актами законодательства РФ:

  • наименование лица, направившего запрос, его местонахождение и почтовый адрес;
  • нотариально заверенные копии учредительных документов, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего запрос;
  • правоустанавливающие документы на земельный участок (для правообладателя земельного участка);
  • информацию о границах земельного участка, на котором планируется осуществить строительство объекта капитального строительства или на котором расположен реконструируемый объект капитального строительства;
  • информацию о разрешенном использовании земельного участка;
  • информацию о предельных параметрах разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, соответствующих данному земельному участку;
  • необходимые виды ресурсов, получаемых от сетей инженерно-технического обеспечения, а также виды подключаемых сетей инженерно-технического обеспечения;
  • планируемый срок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства (при наличии соответствующей информации);
  • планируемую величину необходимой подключаемой нагрузки (при наличии соответствующей информации).

При подключении нескольких существующих частных (индивидуальных) жилых домов, расположенных на одной улице и имеющих единую точку подключения, необходимо предоставлять заявления от всех собственников.

Полученные ТУ включаются в градостроительный план земельного участка.

В случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта или подключение построенного (существующего) объекта и если ТУ для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей холодного водоснабжения и водоотведения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения ТУ.

Если правообладатель земельного участка не имеет сведений об организации, выдающей технические условия, он обращается в орган местного самоуправления с запросом о представлении сведений о такой организации, а орган местного самоуправления представляет в течение 2 рабочих дней с даты обращения сведения о соответствующей организации, включая наименование, юридический и фактический адреса.

Если у правообладателя земельного участка имеются ТУ и срок их действия не истек, а также если не изменились параметры и нагрузки подключаемых объектов, получение новых ТУ не требуется.

Получение ТУ не требуется также и в случае, если правообладателем земельного участка, на котором расположен строящийся (реконструируемый), ранее построенный, но неподключенный объект, определены необходимые ему нагрузки, требующиеся для обеспечения водоснабжения и водоотведения.

Сроки подготовки ТУ

При предоставлении заявителем полного пакета вышеперечисленных документов МУП города Хабаровска «Водоканал» определяются критерии возможности подключения объекта на основе анализа резерва мощности по производству ресурсов и пропускной способности существующих сетей водопровода и канализации централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения города. При наличии технической возможности подготавливаются ТУ или информация о плате за подключение (технологическое присоединение) объекта к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения города.

Читайте также:  Расчет технической готовности объекта капитального строительства

ТУ выдаются в течение 7 рабочих дней с даты получения запроса без взимания платы.

Отсутствие на момент запроса резерва мощности по производству ресурсов и пропускной способности существующих сетей водопровода и канализации является основанием для отказа в выдаче ТУ, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционной программе предприятия.

ТУ содержат следующие данные:

  • максимальная нагрузка в возможных точках подключения;
  • срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ (при их наличии);
  • срок действия ТУ, исчисляемый с даты их выдачи и составляющий (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства не менее 5 лет, а в остальных случаях не менее 3 лет. По истечении этого срока параметры выданных ТУ могут быть изменены.

Информация о плате за подключение объекта содержит:

  • данные о тарифе на подключение, утвержденном на момент выдачи ТУ в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  • дату окончания срока действия указанного тарифа (если период действия этого тарифа истекает ранее окончания срока действия ТУ);
  • дату повторного обращения за информацией о плате за подключение (если на момент выдачи ТУ тариф на подключение на период их действия не установлен).

При смене правообладателя земельного участка, которому были выданы ТУ, новый правообладатель вправе воспользоваться этими ТУ, уведомив МУП города Хабаровска «Водоканал», о смене правообладателя.

Интересующую информацию о действующих тарифах возможно получить в разделе «Тарифы на подключение».

Заключение договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального (некапитального) строительства (реконструкции) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения города

Данный этап реализуется при принятии заявителем (заказчиком) решения о начале строительства (реконструкции) объекта и уточнении подключаемых нагрузок в течение одного года с даты получения ТУ.

Подключение объектов к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов, федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и вытекающих из него нормативных актов, на основании договоров о подключении (технологическом присоединении), заключенных между сторонами, в соответствии с типовыми договорами о подключении (технологическом присоединении), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645.

Договорами о подключении (технологическом присоединении) объекта к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения для лица, обратившегося с заявлением о подключении, определяются условия подключения и плата за подключение. Плата за подключение (технологическое присоединение) объекта рассчитывается на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях, предусмотренных нормативными документами законодательства РФ. (Интересующую информацию о действующих тарифах возможно получить в разделе «Тарифы на подключение»).

Размер платы за подключение рассчитывается МУП города Хабаровска «Водоканал» исходя из установленных Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (Постановление Правительства РФ от 13.05.2013 № 406.

В отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 250 куб. метров в сутки и (или) осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с наружным диаметром, превышающим 250 мм (предельный уровень нагрузки), размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально с учетом расходов на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.

Взимание с заявителя (заказчика) иных платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением), не допускается.

Договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Для заключения договора о подключении (технологическом присоединении) и получения условий подключения (технологического присоединения) заявитель (заказчик) направляет в адрес МУП города Хабаровска «Водоканал» заявление о подключении, содержащее полное и сокращенное наименования заявителя (заказчика) (для физических лиц – фамилия, имя, отчество), его местонахождение и почтовый адрес, наименование подключаемого объекта и кадастровый номер земельного участка, на котором располагается подключаемый объект, данные об общей подключаемой нагрузке с приложением следующих документов:

  • копии учредительных документов, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление;
  • нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на земельный участок, нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на подключаемый объект, ранее построенный и введенный в эксплуатацию, а для строящихся объектов – копия разрешения на строительство (за исключением объектов, для строительства которых в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется);
  • ситуационный план расположения объекта с привязкой к территории населенного пункта;
  • топографическая карта участка в масштабе 1:500 (со всеми наземными и подземными коммуникациями и сооружениями), согласованная с эксплуатирующими организациями;
  • информация о сроках строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию строящегося (реконструируемого) объекта;
  • баланс водопотребления и водоотведения подключаемого объекта в период использования максимальной величины мощности (нагрузки) с указанием целей использования холодной воды и распределением объемов подключаемой нагрузки по целям использования, в том числе на пожаротушение, периодические нужды, заполнение и опорожнение бассейнов, прием поверхностных сточных вод, а также с распределением общего объема сточных вод по канализационным выпускам (в процентах);
  • сведения о составе и свойствах сточных вод, намеченных к отведению в централизованную систему водоотведения;
  • сведения о назначении объекта, высоте и об этажности зданий, строений, сооружений.
  • градостроительный план земельного участка (при подключении линейного объекта – проект планировки территории и проект межевания территории), результаты инженерных изысканий либо ссылка на государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, где размещаются соответствующие результаты инженерных изысканий.

В случае если заявитель ранее предоставлял предприятию такие документы при получении технических условий подключения и сведения, содержащиеся в этих документах, не изменились, повторное предоставление документов не требуется.

Сроки заключения договора:

МУП города Хабаровска «Водоканал» в течение 3 рабочих дней рассматривает полученные документы и проверяет их на соответствие вышеуказанному перечню и соответствие представленного баланса водопотребления и водоотведения назначению объекта, высоте и этажности зданий, строений и сооружений.

В случае некомплектности представленных документов или несоответствия представленного баланса водопотребления и водоотведения назначению объекта, его высоте и этажности МУП города Хабаровска «Водоканал» в течение 3 рабочих дней со дня получения заявления направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявления до получения недостающих сведений и (или) документов.

В случае непредставления заявителем недостающих сведений и (или) документов в течение указанного срока МУП города Хабаровска «Водоканал» аннулирует заявление и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании указанного заявления.

В случае представления заявителем (заказчиком) сведений и документов в полном объеме и наличия технической возможности подключения (технологического присоединения), а также при условии наличия в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), для объектов, не превышающих предельный уровень нагрузки, МУП города Хабаровска «Водоканал» в течение 20 рабочих дней направляет заявителю подписанный договор о подключении (технологическом присоединении) с приложением условий подключения (технологического присоединения) и расчета платы за подключение (технологическое присоединение).

В случае определения платы за подключение (технологическое присоединение) объекта по индивидуальному тарифу, срок подготовки договора увеличивается до 70 календарных дней (за исключением праздничных). Данный срок складывается:

  • из срока подготовки МУП города Хабаровска «Водоканал» комплекта документов (30 календарных дней);
  • из срока рассмотрения Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края комплекта документов и утверждения ставки индивидуального тарифа (30 календарных дней);
  • подготовки МУП города Хабаровска «Водоканал» проекта договора о подключении (10 календарных дней).

Заявитель подписывает 2 экземпляра проекта договора о подключении (технологическом присоединении) в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного предприятием проекта договора и направляет в указанный срок один экземпляр в адрес предприятия.

Для заключения договора о подключении по истечении этого срока, но в течение срока действия технических условий, заявитель вправе повторно обратиться с заявлением о подключении (технологическом присоединении) в МУП города Хабаровска «Водоканал», при этом повторного представления вышеперечисленных документов, если фактические обстоятельства на день подачи нового заявления по сравнению с указанными в представленных ранее документах не изменились и являются актуальными на день повторного представления, не требуется.

Договор считается заключенным со дня получения предприятием подписанного заявителем договора, если иное не установлено этим договором.

В случае непредставления заявителем в адрес МУП города Хабаровска «Водоканал» подписанного проекта договора о подключении (технологическом присоединении) либо мотивированного отказа от подписания договора заявка о подключении (технологическом присоединении) аннулируется не ранее чем через 30 рабочих дней со дня получения заявителем подписанного исполнителем проекта договора о подключении (технологическом присоединении).

Подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется по результатам проектирования подключения, проводимого МУП города Хабаровска «Водоканал» на основании предоставляемых заявителем исходных данных для проектирования подключения.

В течение 30 календарных дней с даты заключения договора о подключении (технологическом присоединении) заявитель обязан предоставить МУП города Хабаровска «Водоканал» следующие документы, содержащие исходные данные для проектирования подключения:

план колодца, подвального помещения (техподполья) или иного помещения (иных помещений) проектируемого (существующего) объекта капитального строительства с указанием мест водопроводного ввода, узла учета холодной воды, канализационного выпуска;

планово-высотное положение проектируемого канализационного колодца с указанием отметки лотка, проектируемого на границе земельного участка заявителя;

план организации рельефа (вертикальная планировка) земельного участка, на котором осуществляется застройка.

Срок представления заявителем документов, содержащих исходные данные для проектирования подключения, может быть продлен по решению МУП города Хабаровска «Водоканал» (в случае письменного обращения заявителя), но не более чем на 30 календарных дней.

В случае непредставления заявителем в указанные сроки документов, содержащих исходные данные для проектирования подключения, МУП города Хабаровска «Водоканал» вправе расторгнуть договор о подключении (технологическом присоединении) в одностороннем порядке. При этом заявитель обязан возместить предприятию фактически понесенные затраты, связанные с исполнением им договора о подключении (технологическом присоединении).

Подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения при наличии на день заключения договора о подключении технической возможности подключения (технологического присоединения) осуществляется в срок, не превышающий 18 месяцев со дня заключения договора о подключении, если более длительные сроки не указаны в заявке заявителя, после направления заявителем уведомления о выполнении условий подключения (технологического присоединения).

Отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения):

При отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) вследствие отсутствия свободной мощности (пропускной способности сетей и сооружений) и при отсутствии резерва мощности по производству соответствующего ресурса, необходимых для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 30 дней со дня поступления обращения заявителя обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления – в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, об установлении индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования.

В случае отсутствия на дату обращения заявителя утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение (технологическое присоединение), но при включении мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения в утвержденную инвестиционную программу организации водопроводно-канализационного хозяйства, заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления – в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) в течение 30 дней со дня поступления обращения рассматривает такое обращение и принимает решение о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), о применении тарифа на подключение (технологическое присоединение) или индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) и определяет финансовые потребности, необходимые для обеспечения технической возможности подключения (технологического присоединения), или принимает решение об отказе во включении в инвестиционную программу указанных мероприятий с обоснованием принятого решения и направляет уведомление о принятом решении в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

В случае принятия уполномоченным органом решения о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), финансовые потребности организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для обеспечения технической возможности подключения (технологического присоединения), учитываются при установлении индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) или тарифов такой организации на очередной период регулирования. При этом сроки осуществления подключения (технологического присоединения) заявителей, для подключения (технологического присоединения) которых необходимо выполнение указанных мероприятий, устанавливаются в соответствии со сроками завершения реализации этих мероприятий.

Организация водопроводно-канализационного хозяйства направляет заявителю проект договора о подключении (технологическом присоединении) и условия подключения (технологического присоединения) не позднее 10 рабочих дней после внесения изменений в инвестиционную программу и определения размера платы за подключение (технологическое присоединение).

Проверка и согласование рабочих чертежей наружных сетей водопровода и канализации и сооружений на них строящихся (реконструируемых) объектов капитального (некапитального) строительства

На основании условий подключения (технологического присоединения), являющихся приложением № 1 к договору о подключении (технологическом присоединении), заказчиком в установленном нормативными документами порядке разрабатывается проектная документация. Рабочие чертежи наружных сетей и сооружений холодного водоснабжения и водоотведения согласовываются с МУП города Хабаровска «Водоканал».

МУП города Хабаровска «Водоканал» в течение 14 рабочих дней выдает заключение по рабочим чертежам. В случае необходимости проведения натурных обследований срок выдачи заключения увеличивается до 30 рабочих дней. Ответственность за соответствие разработанной проектной документации требованиям нормативных документов в области проектирования и строительства несет проектная организация.

Ведение технического надзора над строительством сетей и оборудования на них строящихся (реконструируемых) объектов капитального (некапитального) строительства в части их соответствия условиям подключения и проектной документации

В связи с тем, что строящиеся сети, сооружения водопровода и (или) канализации объекта подключаются к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения города, все работы по возведению сетей водопровода и канализации, оборудования на них, предусмотренные проектом для присоединения объекта, выполняются заказчиком под техническим надзором МУП города Хабаровска «Водоканал».

Между сторонами заключается договор на ведение технического надзора (в смете на строительство предусматриваются соответствующие средства). Договор на ведение технического надзора подготавливается на основании обращения заявителя (заказчика) в двух подлинных экземплярах, в течение 15 рабочих дней с момента получения заявки, если иное не предусмотрено договором о подключении (технологическом присоединении).

Заявитель (заказчик) обеспечивает доступ представителей МУП города Хабаровска «Водоканал» на территорию объекта для проверки выполнения условий подключения и установки пломб на приборы учета ресурсов, кранах и задвижках на их обводах.

Представителями технического надзора МУП города Хабаровска «Водоканал» проводится проверка и подписываются акты на выполненные работы в соответствии с нормативными документами законодательства РФ в данной области.

Подключение (технологическое присоединение) объекта к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения

Заявитель (заказчик) после выполнения мероприятий по строительству сетей холодного водоснабжения и (или) водоотведения, сооружений на них, объекта, подает письменную заявку в МУП города Хабаровска «Водоканал» о подключении (технологическом присоединении) объекта к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

МУП города Хабаровска «Водоканал» выполняется подключение (технологическое присоединение) в сроки, оговоренные договором о подключении.

В случае если плата за работы по присоединению построенных сетей и оборудования объекта в точке подключения к сетям централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения не включена в состав платы за подключение (технологическое присоединение), такие работы могут выполняться МУП города Хабаровска «Водоканал» по отдельному возмездному договору.

Читайте также:  Общественное использование объектов капитального строительства вид разрешенного использования

МУП города Хабаровска «Водоканал» (цеха «Водоснабжение» и «Водоотведение») в течение 3 рабочих дней выполняется описание работ по подключению объекта к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения для заключения договора на оказание услуг.

Сметно-договорным отделом МУП города Хабаровска «Водоканал» подготавливается договор на оказание услуг по подключению (технологическому присоединению) после 100% предоплаты заказчиком работ по подключению (технологическому присоединению). Цехами «Водоснабжение» и «Водоотведение» выполняются данные работы в оговоренные сроки согласно утвержденной на предприятии инструкции.

Проверка и прием исполнительной документации построенных сетей и сооружений на них

Заявитель (заказчик) в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов законодательства РФ в области подготовки исполнительной документации по окончании строительно-монтажных работ на сетях и сооружениях холодного водоснабжения и водоотведения объекта представляет в отдел перспективного развития МУП города Хабаровска «Водоканал»:

  • Исполнительную документацию построенных сетей и оборудования на них, заверенную печатью департамента архитектуры, строительства и землепользования (Д А, С и З), на бумажном и электронном (в формате mid/mif) носителях;
  • Акты на скрытые работы, испытание трубопроводов (опрессовку), промывку труб;
  • Копии платежных документов по оплате счетов по промывке труб, техническому надзору (если данная плата не входит в состав платы за подключение (технологическое присоединение);
  • Сертификаты и паспорта на трубы, запорную и регулирующую арматуру, пожарные гидранты и другое оборудование;
  • Заключения ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» о качестве воды;
  • Акт о принятии в эксплуатацию узла учета воды и сточных вод (в случае если узел учета требуется в соответствии с нормативными законодательными актами в области водоотведения).

Выполнение сторонами условий договора о подключении (технологическом присоединении) объекта к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, подписание акта о подключении (технологическом присоединении)

Стороны выполняют предусмотренные договором о подключении и условиями подключения мероприятия, необходимые для подключения (технологического присоединения) объекта. Заявитель (заказчик) вносит плату за подключение (технологическое присоединение) в порядке, установленном законодательством РФ.

При необходимости обеспечения технологического процесса строительства объекта водой, заявитель (заказчик) или генеральный подрядчик обращается в МУП города Хабаровска «Водоканал» с заявлением о получении временных технических условий для подключения строительной площадки объекта.

До выполнения работ по подключению (технологическому присоединению) построенных сетей и оборудования объекта к сетям централизованной системы холодного водоснабжения заявитель (заказчик) обязан провести работы по промывке и дезинфекции построенных сетей и оборудования объекта. Работы по промывке и дезинфекции построенных сетей и оборудования могут выполняться МУП города Хабаровска «Водоканал» по отдельному возмездному договору. При этом стоимость указанных работ не включается в состав расходов, учитываемых при установлении платы за подключение.

В случае выполнения работ по промывке и дезинфекции построенных сетей и оборудования заявителем (заказчиком) собственными силами либо с привлечением третьего лица на основании отдельного договора МУП города Хабаровска «Водоканал» осуществляет контроль над выполнением указанных работ.

После промывки и дезинфекции сторонами составляется и подписывается акт о промывке и дезинфекции, в котором отражены результаты анализов качества холодной воды, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, а также сведения об определенном на основании показаний средств измерений количестве холодной воды, израсходованной на промывку.

Заявитель (заказчик) после выполнения условий подключения (технологического присоединения), в том числе мероприятий по подготовке построенных сетей и оборудования объекта к подключению (технологическому присоединению) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения, направляет в адрес МУП города Хабаровска «Водоканал» соответствующее уведомление.

По окончании работ по технологическому присоединению между сторонами подписывается акт о подключении (технологическом присоединении) объекта, являющийся приложением № 5 к договору о подключении, в котором устанавливаются границы эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности сетей холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

МУП города Хабаровска «Водоканал» подписывает акт о подключении (технологическом присоединении) объекта к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в течение 5 рабочих дней со дня получения от заказчика уведомления о выполнении условий подключения (технологического присоединения) при отсутствии нарушения выданных условий подключения (технологического присоединения), установлении технической готовности построенных сетей и оборудования объекта к приему холодной воды и (или) отведению сточных вод и проведении промывки и дезинфекции сетей и оборудования объекта. Если в ходе проверки соблюдения условий подключения (технологического присоединения) будет обнаружено нарушение выданных условий подключения (технологического присоединения), в том числе отсутствие технической готовности построенных сетей и оборудования объекта к приему холодной воды и (или) отведению сточных вод, несоответствие холодной воды санитарно-гигиеническим требованиям, то МУП города Хабаровска «Водоканал» вправе отказаться от подписания акта о подключении (технологическом присоединении) объекта, направив заказчику мотивированный отказ. В случае согласия с полученным уведомлением о необходимости устранения замечаний заказчик устраняет выявленные нарушения в предусмотренный уведомлением срок и направляет в адрес МУП города Хабаровска «Водоканал» уведомление об устранении замечаний, содержащее информацию о принятых мерах по их устранению. После получения указанного уведомления МУП города Хабаровска «Водоканал» повторно осуществляет проверку соблюдения условий подключения (технологического присоединения), готовности построенных сетей и оборудования объекта к приему холодной воды и (или) отведению сточных вод и в случае отсутствия нарушений подписывает акт о подключении (технологическом присоединении) объекта не позднее 5 рабочих дней, следующих за днем получения от заказчика уведомления об устранении замечаний.

Объект считается подключенным к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения с даты подписания сторонами акта о подключении (технологическом присоединении) объекта (приложение № 5 к договору о подключении).

Водоснабжение и (или) водоотведение в соответствии с условиями подключения (технологического присоединения) осуществляется МУП города Хабаровска «Водоканал» при условии получения заказчиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию после подписания сторонами актов о подключении объекта и заключения договоров холодного водоснабжения, водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.

Линейный объект – это любой объект , размеры которого в длину будут значительно превышать его ширину. К этой группе объектов капитального строительства будут относиться различные инженерные сети, трубопроводы, дороги (как автомобильные, так и железные), а также мосты, тоннели, метро, канатная дорога и т. д. Расположение линейного объекта формируется полилинией – т. е. ломаной кривой, которая может в том числе пересекаться с самой собой. Линейный объект чаще отличаются масштабностью, охватывая значительные расстояния, иногда даже в нескольких регионах страны. И когда речь идет о крупных подобных объектах строительства , то принадлежность их к линейным объектам не вызывает сомнения.

3.2. Особенности получения разрешительной документации и проведения работ по созданию сетей и иных линейных объектов

Термин «линейный объект» неоднократно встречается в отдельных федеральных законах. При этом его определение в законодательстве отсутствует, поскольку в нормативных актах всегда перечисляются только отдельные виды линейных объектов, к примеру:

  1. в соответствии с п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения;
  2. в пп. 5 п. 3 ст. 11, ст. 51.2 Водного кодекса РФ к числу линейных объектов отнесены также мосты, подводные и подземные переходы, трубопроводы, подводные линии связи;
  3. согласно п. 1 ст. 11 закона РФ от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» к линейным объектам относятся подводные и подземные переходы, трубопроводы, подводные линии связи;
  4. в силу пп. 10 п. 1 ст. 7 закона РФ от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации…» линейными объектами являются подводные и подземные технические сооружения, переходы, сооружения связи, линии связи и коммуникации;
  5. пп. 6 п. 1 ст. 7 закона РФ от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» относит к линейным объектам дороги, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Общее определение для линейных объектов пока предлагается только в юридической литературе. Традиционно выделяют следующий перечень характеристик, общих для всех линейных объектов:

  • длина объекта намного превышает его ширину;
  • объект является сооружением;
  • объекту свойственна связь с земельными участками;
  • в состав линейного объекта могут входить площадочные объекты, технологически связанные с линейным объектом [1] .

При таких обстоятельствах для определения того, является ли объект линейным, целесообразно обращаться к перечням из нормативно-правовых актов, указанных выше. С учётом этого к линейным объектам будут относиться, например, автомобильные дороги, мосты и линии электропередачи.

Инженерные сети прямо упомянуты в качестве линейных объектов в отдельных нормативно-правовых актах. Например, в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2020 № 1816 [2] в качестве линейных объектов прямо указаны электрические сети, сети инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения). При этом в акте к линейным объектам отнесены в том числе сети, расположенные внутри одного квартала, одного микрорайона.

Согласно позиции Минрегиона России, сформулированной в 2011 году, «инженерно-технические сети, обеспечивающие два и более объекта капитального строительства, рассматриваются как отдельный линейный объект, к которым можно отнести квартальный газопровод и другие линейные объекты (водопровод, канализация, линейно-кабельные сооружения связи и пр.)». При этом Министерство не рассматривает в качестве самостоятельного линейного объекта сети инженерно-технического обеспечения, являющиеся функционально частью отдельного объекта капитального строительства, выходящие за пределы границ земельного участка, отведённого под указанные цели, и при этом не выходящие за пределы элемента планировочной структуры (квартал, микрорайон) [3] .

В судебной практике также предлагается определять, является ли сеть инженерно-технического обеспечения линейным объектом, по следующим признакам:

  • прокладывается ли она вне здания (до внешней границы наружной конструкции здания);
  • проходит ли она через несколько земельных участков;
  • имеет ли она значительную протяжённость [4] .

Если сеть соответствует этим признакам, она является линейным объектом.

Таким образом, можно утверждать, что к линейным объектам не относятся сети инженерно-технического обеспечения, располагающиеся в границах того земельного участка, на котором размещено здание, снабжение которого они обеспечивают.

Если такие сети выходят за границы земельного участка, но не выходят за пределы элемента планировочной структуры, то с учётом указанного выше Постановления Правительства РФ от 12.11.2020 № 1816, позиции судебной практики такую сеть нужно квалифицировать как линейный объект, хотя это противоречит вышеуказанной позиции Минрегиона России.

В ситуации, когда сеть обеспечивает два и более объекта капитального строительства или выходит за пределы элемента планировочной структуры, она является линейным объектом.

Всегда ли линейный объект является объектом капитального строительства?

В соответствии с п. 10 ст. 1 ГрК РФ объект капитального строительства – здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершённого строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие). В п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ предусмотрено, что линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения относятся к линейным объектам.

Поскольку сооружения относятся к объектам капитального строительства, все упоминания о линейных объектах, имеющиеся в ГрК РФ, касаются объектов капитального строительства.

Иными словами, с точки зрения ГрК РФ, линейный объект – это подвид объекта капитального строительства [5] . Это обусловлено тем, что ГрК РФ регулирует только деятельность, связанную со строительством и реконструкцией объектов капитального строительства.

Вместе с тем капитальность конкретного линейного объекта должна оцениваться с точки зрения наличия у него характеристик сооружения.

В пп. 23 п. 2 ст. 2 закона РФ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что сооружение – это результат строительства, представляющий собой объёмную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Если линейный объект отвечает признакам сооружения, то на него распространяются положения ГрК РФ о линейных объектах. Если линейный объект не отвечает признакам сооружения, то на него не распространяются нормы ГрК РФ о линейных объектах, но в то же время могут распространяться положения иных законов, которые регулируют отношения, связанные с линейными объектами, не являющимися объектами капитального строительства (земельные, природоохранные и т. д.).

Например, на проведение работ по устройству гравийной или щебёночной дороги не распространяются требования ГрК РФ, поскольку она не является сооружением [6] . Но при этом вопросы эксплуатации гравийной и щебёночной дороги регулируются дорожным законодательством [7] .

Специальные правила оформления прав на земельные участки для размещения линейных объектов

После вступления в силу 01.03.2015 большинства положений закона № 171-ФЗ [8] процедура предоставления земельного участка для строительства линейных объектов была существенно изменена.

В пп. 4 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае его предоставления юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения.

По мнению Минэкономразвития России, по рассматриваемому основанию допускается предоставление земельных участков для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, в том числе не относящихся к объектам федерального, регионального или местного значения [9] . Такую позицию не разделяют многие региональные чиновники, так что правоприменительная практика отличается в разных регионах.

Для строительства иных, чем вышеуказанные, линейных объектов земельные участки предоставляются в общем порядке с учётом ст. 39.1 ЗК РФ, то есть, как правило, в аренду на торгах.

Есть, однако, и альтернативные способы оформления прав на необходимые земельные участки, земли.

Например, ст. 39.23 ЗК РФ предусматривает, что для размещения линейных объектов, не препятствующих разрешённому использованию земельного участка, может быть заключено соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Например, такое соглашение может быть заключено для строительства примыкания к автомобильной дороге [10] .

В соответствии со ст. 39.37 ЗК РФ возможно установление публичного сервитута для использования земельных участков и (или) земель, в частности, в следующих целях:

  1. размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд;
  2. складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта.

Кроме того, согласно Федеральному закону от 31.07.2020 № 254-ФЗ [11] (далее – Транспортный закон) публичные сервитуты также могут устанавливаться для строительства и реконструкции линейных объектов инфраструктуры (за исключением линейных объектов, размещение которых делает невозможным дальнейшее использование земельного участка или его части в соответствии с установленным видом разрешённого использования), если такие линейные объекты инфраструктуры попадают в перечень объектов инфраструктуры в соответствии со ст. 2 Транспортного закона.

Также согласно ст. 39.33 ЗК РФ допускается использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае капитального или текущего ремонта линейных объектов, строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» предусмотрено, что строительство следующих линейных объектов на публичных землях, земельных участках может осуществляться при отсутствии договора аренды (соглашения о сервитуте, публичного сервитута):

  1. Подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
  2. Водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
  3. Линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
  4. Линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
  5. Нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
  6. Тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
  7. Линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешение на строительство [12] .
  8. Проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
Читайте также:  Безопасность строительства организация строительства реконструкции и капитального ремонта 72 часа

Перечисленные в этом Постановлении Правительства РФ объекты строятся без получения разрешения на строительство в следующих случаях:

  • линейный объект не является объектом капитального строительства, т. е. не соответствует характеристикам сооружения, предусмотренным ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (пп. 2 п. 17 ст. 51 ГрК РФ);
  • линейный объект предназначен для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно (пп. 4.4 п. 17 ст. 51 ГрК РФ);
  • линейный объект является вспомогательным объектом капитального строительства (пп. 3 п. 17 ст. 51 ГрК РФ). С учётом позиции Росреестра [13] , к числу объектов капитального строительства вспомогательного использования могут относиться здания, строения, сооружения, не имеющие самостоятельного хозяйственного назначения и предназначенные для обслуживания другого (главного) объекта капитального строительства, создание таких объектов должно быть предусмотрено в проектной документации основного объекта капитального строительства, подобные объекты возводятся на одном земельном участке с основным объектом;
  • в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2020 № 1816 установлен перечень случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство: строительство и реконструкция линий связи и сооружений связи (кроме особо опасных, технически сложных объектов связи), водопроводов и водоводов всех видов диаметром до 500 мм, автомобильных дорог IV и V категорий, парковых дорог, проездов, велосипедных дорожек и ряда иных объектов;
  • в силу специального закона субъекта РФ строительство отдельных линейных объектов осуществляется без оформления разрешения на строительство. Например, такие исключения установлены в областном законе Ленинградской области от 18.05.2012 № 38-оз «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ленинградской области».

Стоит обратить внимание на неоднозначность судебной практики, связанной с признанием линейных объектов объектами вспомогательного использования. Так, в ряде судебных решений от 2020-2021 гг. суды, исследуя вопрос о правовом статусе сетей, обеспечивающих одно здание и при этом расположенных на территории нескольких земельных участков, пришли к выводу, что такие сети, являясь частью основного объекта (что следует из проектной документации основного объекта), одновременно являются сооружениями (линейными объектами) вспомогательного использования, для строительства которых не требуется получение разрешения на строительство. При этом Арбитражный суд Дальневосточного округа [14] на основании норм ГрК РФ и ГК РФ также указал, что такие сети не могут быть признаны объектами недвижимости (и поставлены на учёт с регистрацией прав на них), в то время как Арбитражный суд Северо-Кавказского округа [15] , напротив, квалифицировал такие сети как объект недвижимости и обязал регистрирующий орган зарегистрировать право собственности заявителя на указанные сети.

Логика судов представляется непоследовательной: во-первых, сеть не может являться одновременно частью основного объекта и отдельным от него (вспомогательным) линейным объектом, во-вторых, в соответствии с указанным выше Письмом Росреестра от 13.04.2020 № 3215-АБ/20 объекты вспомогательного использования возводятся на одном земельном участке с основным объектом, в-третьих, даже если признавать такую сеть вспомогательным линейным объектом, статус вспомогательного сооружения не свидетельствует об отсутствии у сети признаков объекта недвижимого имущества [16] . Тем не менее указанные позиции должны учитываться при разработке проектной документации и осуществлении регистрационных действий.

Документация, необходимая для строительства линейного объекта

В п. 11 ст. 48 ГрК РФ установлено, что подготовка проектной документации линейного объекта осуществляется на основании проекта планировки и проекта межевания территории, а в отдельных случаях на основании решения о подготовке документации по планировке территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка ППТиПМ), а не на основании информации, указанной в ГПЗУ.

При этом п. 4 ст. 4 закона РФ от 29.12.2014 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – закон № 191-ФЗ) предусмотрено, что до 31.12.2015 строительство линейных объектов может осуществляться на основании ГПЗУ (информации, указанной в ГПЗУ).

На основании таких «старых» ГПЗУ могут быть выданы разрешения на строительство, даже если в отношении территории не будут разработаны ППТиПМ (об этом см. далее).

В соответствии с редакцией п. 4 ст. 4 закона № 191-ФЗ в городе Москве ГПЗУ мог использоваться вместо ППТиПМ для строительства линейных объектов в течение более длительного срока – до 31.12.2016.

Стоит отметить, что в 2020 году Транспортный закон сократил избыточные процедуры, затрудняющие строительство инфраструктурных объектов, в частности, указанным законом предусмотрены следующие правила:

  • утверждение проекта планировки территории до внесения изменений в документы территориального планирования;
  • направление проектной документации линейного объекта на государственную экспертизу до утверждения документации по планировке территории;
  • возможность временной эксплуатации линейного объекта до его ввода в эксплуатацию;
  • возможность установления публичных сервитутов для строительства линейных объектов;
  • иные особенности.

Под действие Транспортного закона подпадают объекты транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, строительство, реконструкция которых осуществляются в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в соответствии со стратегией пространственного развития Российской Федерации, в том числе автомобильные дороги общего пользования или их участки, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта и др. (ст. 2 Транспортного закона).

В случае строительства (реконструкции) указанных выше объектов необходимо учитывать специальные правила, установленные в Транспортном законе.

Документация по планировке территории

Как отмечалось ранее, согласно п. 11 ст. 48 ГрК РФ подготовка проектной документации линейного объекта осуществляется на основании ППТиПМ, а в отдельных случаях на основании решения о подготовке документации по планировке территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка ППТиПМ).

На основании решения о подготовке документации по планировке территории может осуществляться подготовка проектной документации линейного объекта федерального значения, регионального значения или местного значения до утверждения документации по планировке территории. Однако в этом случае проектная документация линейного объекта направляется на экспертизу проектной документации только при наличии утверждённого проекта планировки территории, предусматривающего строительство, реконструкцию линейного объекта. Это положение позволяет одновременно разрабатывать документацию по планировке территории и проектную документацию, тем самым сокращая сроки.

Кроме того, исходя из п. 4 ст. 4 закона № 191-ФЗ, до 31.12.2015 проектная документация линейного объекта могла выполняться как на основании ППТиПМ, так и на основании ГПЗУ.

С 01.01.2017 вступили в силу поправки, внесённые в ГрК РФ законом РФ от 03.07.2016 № 373-ФЗ (далее – закон № 373-ФЗ), которым изменены требования к ГПЗУ. Данный закон содержит также переходные положения, относящиеся к градостроительной документации.

Согласно п. 1 ст. 9 закона № 373-ФЗ информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, утверждённом до 1 июля 2017 года, может быть использована в течение срока, который установлен нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и не может быть менее чем три года и более чем восемь лет начиная с 1 июля 2017 года, для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и (или) их частям, строящимся, реконструируемым в границах такого земельного участка, выдачи разрешений на строительство. По истечении установленного срока использование информации, указанной в таком градостроительном плане земельного участка, не допускается.

Таким образом, если линейный объект проектировался на основании ГПЗУ, выданного до 31.12.2015, то разрешение на строительство может быть получено на основании такого «старого» ГПЗУ в течение срока, который должен быть установлен субъектом Российской Федерации, без проверки на соответствие ограничениям, фактически установленным на момент выдачи разрешения на строительство.

Утверждение проекта планировки и проекта межевания территории не является обязательным условием для строительства линейного объекта, если ГПЗУ был получен до 31.12.2015.

В ГрК РФ установлены случаи, когда разработка ППТиПМ не требуется. Согласно пп. 5 п. 3 ст. 41 ГрК РФ разработка указанного документа не требуется, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов. Такие случаи определены выше в соответствии со ст. 39.33 ЗК РФ. Также обратим внимание, что с учётом формулировок пп. 5 п. 3 ст. 41 ГрК РФ под исключение из правила об обязательности ППТиПМ подпадают также случаи установления публичного сервитута согласно ст. 39.37 ЗК РФ. Правительством РФ могут быть установлены иные случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 № 1816 [17] , которое принято в соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 41 ГрК РФ и вступило в силу с 28 августа 2020 года, установлен такой перечень дополнительных случаев, а именно:

1) строительство, реконструкция:
a) объектов, являющихся линейными, указанных в абзацах втором–седьмом и девятом–тринадцатом перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 1816 (линии связи и сооружения связи (кроме особо опасных и технически сложных объектов связи), водопроводы и водоводы всех видов диаметром до 500 мм и пр.);
b) газопроводов с проектным рабочим давлением не более 0,6 мегапаскаля;

2) строительство, реконструкция объекта капитального строительства, проектируемого в составе линейного объекта, при одновременном соблюдении следующих условий:
a) строительство, реконструкция объекта капитального строительства осуществляется в существующих границах земельного участка, на котором размещён линейный объект, либо в границах сервитута или публичного сервитута, установленного в целях размещения линейного объекта;
b) строительство, реконструкция объекта капитального строительства не требует изменения границ зон с особыми условиями использования территорий, установленных в связи с размещением линейного объекта;
c) общая площадь объекта капитального строительства не превышает 1500 кв. метров, высота не более 12 метров, количество этажей не превышает двух.

3) строительство, реконструкция электрических сетей, сетей связи, сетей инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения), размещение которых осуществляется внутри одного квартала, одного микрорайона.

4) строительство, реконструкция в границах полосы отвода автомобильных дорог подъездов, съездов и примыканий, в том числе переходно-скоростных полос, к объектам дорожного сервиса и (или) автомобильных дорог, для строительства, реконструкции которых не требуется получение разрешения на строительство.

Дополнительно отметим, что согласно п. 5 ст. 41 ГрК РФ в отношении линейных объектов не предусмотрена отдельная разработка проекта межевания территории без подготовки проекта планировки территории. При этом с 1 сентября 2018 г. в соответствии с законом РФ от 03.08.2018 № 341-ФЗ [18] для выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, достаточно подготовки проекта планировки территории (без проекта межевания территории).

Градостроительное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов, поэтому определённые особенности документации по планировке территории для размещения линейных объектов могут предусматриваться законодательством субъекта РФ (п. 1 ст. 3 ГрК РФ).

Например, в Санкт-Петербурге принят закон от 22.01.2015 № 4-5 «О порядке подготовки документации по планировке территории в Санкт-Петербурге и внесении изменений в некоторые законы Санкт-Петербурга». Из п. 7 ст. 2 данного закона следует особенность проекта планировки территории, разрабатываемого для получения разрешения на строительство линейного объекта, – его разработка не препятствует утверждению общего проекта планировки на ту же территорию.

Как особый вид документации проекты планировки территории для размещения линейных объектов реализуются и в других субъектах РФ [19] .

Также стоит отметить, что из комплексного толкования п. п. 2-5 ст. 45 ГрК РФ следует, что один проект планировки и межевания территории может предусматривать размещение нескольких линейных объектов только в случае, если такие объекты являются объектами одного уровня – федерального, регионального или муниципального. Поэтому в случае, если в пределах одного элемента планировочной структуры необходимо разместить линейные объекты разного уровня, то требуется утвердить несколько проектов планировки в отношении одной и той же территории.

Специальные правила о содержании документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейного объекта, предусмотрены также в приказе Минтранса России от 06.07.2012 № 199 «Об утверждении Порядка подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения».

Проектная документация в отношении линейных объектов

В соответствии с п. 7 ст. 51 ГрК РФ для получения разрешения на строительство застройщику требуется предоставить материалы, содержащиеся в проектной документации.

Исключений для строительства линейного объекта ГрК РФ не предусмотрено, поэтому при их строительстве также требуется разработка проектной документации. Требования к содержанию проектной документации в отношении линейных объектов установлены в ст. 48 ГрК РФ и в Постановлении Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». При этом необходимо отметить, что «в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта сетей инженерно-технического обеспечения, являющихся функциональной частью отдельного объекта капитального строительства, выходящих за пределы границ земельного участка, отведённого под указанные цели, и при этом не выходящих за пределы элемента планировочной структуры (квартал, микрорайон), сведения о таких сетях также включаются в раздел 5 проектной документации [20] .

В ГрК РФ также установлена особенность подготовки проектной документации, если документацией по планировке территории предусмотрено размещение объекта транспортной инфраструктуры федерального значения либо линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения или местного значения или подготовка проектной документации осуществляется до утверждения документации по планировке территории (п. 1.1 ст. 48 ГрК РФ). В указанном случае архитектурно-строительное проектирование может осуществляться в том числе в границах не принадлежащего застройщику земельного участка, в то время как по общему правилу для проектирования требуются права на такой земельный участок. Кроме того, в силу п. 1.2 ст. 48 ГрК РФ, если земельный участок для размещения объектов федерального значения, регионального значения, местного значения, не указанных в предыдущем предложении, образуется из земель или земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и которые не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, подготовка проектной документации для размещения указанных объектов капитального строительства до образования такого земельного участка осуществляется на основании утверждённой документации по планировке территории или принятого решения о подготовке документации по планировке территории.

[2] Постановление Правительства РФ от 12.11.2020 № 1816 «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

[3] Письмо Минрегиона России от 20.05.2011 № 13137-ИП/08 «О государственной экспертизе проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт сетей инженерно-технического обеспечения».

14.4) снос объекта капитального строительства — ликвидация объекта капитального строительства путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства , в том числе его частей; 15) инженерные изыскания — изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно- строительного проектирования

Источники
  • https://zakon.ru/blog/2019/04/16/komu_prinadlezhat_vneshnie_inzhenernye_seti_postroennye_na_dengi_dolschikov_77996
  • https://www.vodocanal.org/podklyuchenie/protsessy-svyazannye-s-podklyucheniem-obekta/
  • https://www.kachkin.ru/yuridicheskiy-spravochnik-zastroyshchika/glava-3-2/

Рейтинг
Загрузка ...