Капитальное строительство в странах снг

Руководство санаториев обогащалось за счет незаконной распродажи вверенного имущества через специально созданный холдинг

Проблемы стандартизации правил ведения учета и контроля строительной продукции в странах снг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Автор рассматривает проблемы формирования учетно-аналитической информации о реализации строительных договоров в условиях функционирования совместных строительных предприятий стран Содружества. На основе проведенного исследования содержания национальных стандартов по учету договоров строительного подряда выявлены отличия в учете доходов, расходов и финансовых результатов, устранение которых позволит стандартизировать правила учета и контроля реализации договоров строительного подряда.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Предеус Я.В.

Динамика развития нормативного законодательства в области бухгалтерского учета строительных договоров

Моделирование учета доходов и расходов по договору строительного подряда в соответствии со стандартами бухгалтерского учета

Основные проблемы совмещения учета договоров строительного подряда по ПБУ 2/94 и мсфо 11 и пути трансформации

Текст научной работы на тему «Проблемы стандартизации правил ведения учета и контроля строительной продукции в странах снг»

проблемы стандартизации правил ведения учета и контроля строительной продукции в странах снг

Автор рассматривает проблемы формирования учетно-аналитической информации о реализации строительных договоров в условиях функционирования совместных строительных предприятий стран Содружества. На основе проведенного исследования содержания национальных стандартов по учету договоров строительного подряда выявлены различия в учете доходов, расходов и финансовых результатов, устранение которых позволит стандартизировать правила учета и контроля за реализацией договоров строительного подряда.

Ключевые слова: строительные контракты, национальные стандарты по учету в строительстве, стандартизация правил учета.

Развитие системы хозяйственных связей между национальными экономиками стран СНГ, основанных на международных экономических отношениях, находит свое конкретное выражение в торговле товарами, услугами, вывозе капитала, специализации и кооперировании производства. При этом производственно-технологическая кооперация между государствами СНГ наиболее характерна для строительной отрасли. В условиях дальнейшего углубления экономического сотрудничества стран СНГ ощутим дефицит методологических разработок по нормативному регулированию инвестиционных процессов совместной деятельности строительных предприятий. В частности, некоторые договоры и соглашения, заключенные в рамках Градостроительной хартии стран Содружества, уже устарели и утратили силу, а многие из них имеют рамочный характер и требуют

конкретизации. Кроме того, для реализации многих соглашений необходимы более эффективные механизмы взаимодействия.

Как показали исследования, в настоящее время информационная модель предпринимательской деятельности совместных предприятий в СНГ создается на базе национальных стандартов, каждый из которых имеет свои особенности по формированию учетно-аналитической информации. Это не позволяет без дополнительных затрат обеспечить запросы пользователей надежной, достоверной и экономически прозрачной информацией о деятельности компаний. В решении этой проблемы необходима стандартизация процесса формирования экономических показателей финансовой отчетности совместной предпринимательской деятельности. Особенно это актуально в странах СНГ, подписавших Градостроительную хартию, где определены цели, приоритеты, основные направления совместных действий по устойчивому пространственному планированию и градостроительному развитию территорий сопредельных государств, поскольку финансовая отчетность строительных компаний ориентирована в основном на национальные стандарты по бухгалтерскому учету. Так, в Белоруссии применяется постановление Минэкономики и Минфина РБ [3]; в Казахстане — Стандарт бухгалтерского учета 12 «Договор подряда на капитальное строительство» [2]; в России — Положение по бухгалтерскому учету 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» [4]; на Украине —

Положение (стандарт) бухгалтерского учета 18 «Строительные контракты» [5].

Исследование содержания стандартов по учету договоров строительного подряда показало, что состав их разделов соответствует основным положениям МСФО 11 «Договоры подряда». Но в этих положениях имеются существенные различия, влияющие на методику организации бухгалтерского учета в подрядных строительных организациях и у заказчиков. Это относится к разделам: сферы применения; определение объекта учета договоров на строительство; признание доходов и расходов.

Так, что касается раздела сферы применения положений по бухгалтерскому учету договоров подряда, то необходимо отметить, что нормативно-правовой акт Украины П (С) БУ 18 не предполагает его применения заказчиками, в то время как стандарты Казахстана и Российской Федерации предполагают использование их заказчиками. Однако в условиях функционирования девелоперских компаний на крупных инвестиционных объектах в рамках реализации Градостроительной хартии стран СНГ роль заказчика существенна и требует стандартизации. При этом следует отметить, что и в самом МСФО не даны такие понятия, как заказчик, застройщик и инвестор.

Также МСФО 11 не дает исчерпывающего определения сущности строительства, что предполагает его применение подрядчиком как в долгосрочных, так и краткосрочных договорах. Критерии длительности договора прямо не указаны, но имеется указание на то, что даты начала и окончания работ обычно оказываются в разных учетных периодах. Этот документ не применяется подрядчиками к кратковременным строительным субподрядам, имеющим характер разового выполнения работ (услуг). В таком случае применяются требования МСФО 18 «Выручка» в части признания выручки и учета расходов при оказании подобных работ. Однако в отличие от МСФО 18, отражающего только учет выручки, МСФО 11 регламентирует учет выручки, затрат и операционной прибыли подрядчика по договору.

МСФО 11 отражает только учет договоров, а не учет подрядчика как организации в целом.

В разделе, касающемся определения объектов учета договоров на строительство, в МСФО 11 приводится достаточно подробный список условий, при которых подрядчик обязан объединять информацию о доходах, расходах и финансовом результате по нескольким договорам и отражать их как один объект учета или разделять эту информацию. Что касается этого положения в стандартах Казахстана и России, то они соответствуют МСФО 11. При этом объектами бухгалтерского учета по договорам строительного подряда у подрядчика согласно ПБУ 2/2008 (п. 3) и СБУ 12 являются доходы, расходы и финансовый результат. Исходя из этого определения, можно сделать вывод, что цель стандартов состоит в определении подходов к исчислению финансового результата по долгосрочным строительным контрактам, т. е. договорам строительного подряда, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года (долгосрочный характер) или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы. Есть проблема и в определении отчетного периода, в котором доходы и расходы подрядчика по договору могут быть признаны формирующими финансовый результат отчетного периода. Ее решение усложняется не только длительностью исполнения контракта, но и различными схемами оплаты цены договора заказчиком: авансированием и поэтапной приемкой работ. Что касается украинского стандарта, то в нем отсутствуют условия объединения и разделения информации по договорам, что приводит к невозможности достоверного отражения в учете расходов по нескольким договорам на один объект строительства. При этом в П (С) БУ 18 в качестве объекта учета определены доходы и расходы по строительному контракту.

Читайте также:  Договор на снос объекта капитального строительства образец

Другая проблема, требующая решения при стандартизации нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету, связана с использованием различной терминологии в текстах стандартов (табл. 1).

термины, применяемые в стандартах стран сНГ и мсФО 11

термин стандарты стран сНГ мсФО 11

Белоруссия казахстан Россия украина

Затраты на обслуживание производственного +

процесса и управления производством

Такое разнообразие и неоднозначное толкование терминов не позволяет сформировать сопоставимую информацию.

Что касается признания доходов и расходов по договору на строительство, следует отметить, поскольку главным вопросом в учете договоров на строительство является распределение доходов и затрат по договору строительства по отчетным периодам, в которых производились работы, то, в частности, оценка стоимости сырья и расходов по амортизации оборудования, а также учет расходов по займам регламентируются другими ПБУ, применяемыми в странах СНГ. Для стандартизации правил учета следует использовать систематизированную информацию о существующих несоответствиях

между национальными стандартами в части состава расходов и условий их признания (табл. 2).

Важной стороной стандартизации правил учета и контроля являются условия раскрытия информации о деятельности строительной организации. Как известно, важнейшим принципом применения МСФО является предоставление данных о реальной стоимости имущества хозяйствующего субъекта на отчетную дату путем использования достаточно сложных технических приемов оценки активов и обязательств, а также перехода от отдельных отчетов о прибылях и убытках и изменениях в капитале к консолидированному отчету о доходах, который показывает изменения в стоимости имущества и обязательствах хозяйствующего субъекта.

Несоответствия между национальными стандартами в части состава расходов и условий их признания

Национальные и международные стандарты состав расходов на строительство и их отражение в учете Признание расходов по договору на строительство

ПБУ 2/2008 Затраты, связанные с исполнением договора строительного подряда: — прямые, непосредственно связанные с исполнением договора: стоимость основных строительных материалов; суммы оплаты труда рабочих основного производства; суммы начисленной амортизации по строительным машинам; стоимость принятых субподрядных работ; ожидаемые затраты; — косвенные, часть общих расходов, приходящаяся на договор; — прочие представляют собой расходы на общее управление организацией, НИОКР Расходы по договору признаются способом «по мере готовности», если финансовый результат исполнения контракта на отчетную дату может быть достоверно определен. Два способа определения завершенности работ на отчетную дату: — по доле выполненного объема работ в общем объеме работ по договору; — по доле понесенных расходов в расчетной величине общих расходов по договору

СБУ 12 Расходы, непосредственно связанные с выполнением строительного контракта: прямые материальные расходы; прямые расходы на оплату труда; прочие прямые расходы. Общепроизводственные расходы: затраты на управление, организацию и обслуживание строительного производства Расходы на протяжении выполнения строительного контракта признаются с учетом степени завершенности работ на дату баланса, если конечный финансовый результат контракта может быть достоверно оценен

П (С) БУ18 Прямые затраты по договору подряда: заработная плата рабочих; стоимость материалов; расходы по перемещению основных средств и материалов на строительный участок; аренда ОС; затраты на проектирование и авторский надзор. Накладные расходы Признание расходов осуществляется исходя из договорной стоимости и процента выполнения работ по договорам двумя способами: — определение пропорции затрат, понесенных по выполненным строительным работам на определенную дату, к общим сметным затратам по договору; — определение выполненной физической части работы по договору к общему количеству выполненных единиц по договору

МСФО 11 Затраты, непосредственно связанные с конкретным договором. Затраты, которые относятся к деятельности по договору на строительство в целом и могут быть отнесены на конкретный договор. Прочие затраты, которые могут возмещаться заказчиком в соответствии с условиями договора. Затраты по конкретному договору подряда признаются в отчетности в соответствии с мерой завершенности работ, определяемой в каждом отчетном периоде. работ в натуре.

В настоящее время финансовая отчетность строительных организаций, составленная в соответствии с национальными стандартами и МСФО, различается главным образом из-за несоответствия между этими стандартами и МСФО 2 «Запасы», МСФО 11 «Договоры подряда», МСФО 16 «Основные средства», МСФО 23 «Затраты по займам».

При определении реальной стоимости имущественного комплекса строительной организации целесообразно применять «Условия контракта на строительство» Международной федерации инженеров-консультантов (FIDIC, ФИДИК), которой разработано девять проформ контрактной документации [1]:

— Условия контракта на сооружение объектов гражданского строительства — «Красная книга» (Conditions of Contract for Works in Civil Engineering Construction — «Red Book»);

— Условия субдоговора на сооружение объектов гражданского строительства (Conditions of Subcontract for Works in Civil Engineering Construction);

— Типовой договор между заказчиком и консультантом на оказание услуг — «Белая книга» (Client/Consultant Model Services Agreement — «White Book»);

— Условия контракта на проектирование, строительство и сдачу объектов «под ключ» — «Оранжевая книга» (Conditions of Contract for Design Build and Turnkey);

Читайте также:  Самовольная реконструкция объекта капитального строительства

— Условия контракта на электромонтажные работы и работы по монтажу механического оборудования — «Желтая книга», (Conditions of contract for Electrical and Mechanical Works — «Yellow Book»);

— Условия контракта на строительство (Conditions of Contract for Construction, First Edition 1999) — рекомендуются при проведении строительных или инженерных работ, спроектированных заказчиком или его представителем, инженером;

— Условия контракта на поставку оборудования, проектирование и строительство (Conditions of Contract for Plant and Design and Build, First Edition

1999) — рекомендуются при поставке и монтаже электрического и/или механического оборудования, а также при разработке проекта и выполнении строительных или инженерных работ;

— Условия контракта для проектов, выполняемых «под ключ» (Condition for Contract for EPC Turnkey, First Edition 1999), — могут применяться при сооружении «под ключ» полностью оборудованного и готового к эксплуатации завода, электростанции, объекта инфраструктуры или другого аналогичного объекта, где, во-первых, важна точность оценки конечной стоимости объекта и сроков его выполнения, и, во-вторых, подрядчик несет всю полноту ответственности за разработку проекта и осуществление работ с минимальным участием заказчика;

— Краткая форма контракта (Short Form of Contract, First Edition 1999) — рекомендуется при выполнении строительных и инженерных работ с относительно малым объемом инвестиций.

Наряду с применением МСФО использование и соблюдение требований ФИДИК могут быть необходимы для привлечения иностранных инвестиций.

Таким образом, несмотря на некоторое сходство рассмотренных положений по бухгалтерскому учету, они содержат достаточно различий, которые не только усложняют процесс формирования учетно-аналити-ческой информации о деятельности строительных компаний, но и делают этот процесс более затратным. Формирование финансовой отчетности, освобожденной от особенностей национального законодательства в области бухгалтерского учета, сформированной исходя из общепринятых международных принципов, позволит инвесторам объективно оценивать исполнение договоров строительного подряда.

Применение межнационального законодательства строительными организациями является необходимым условием их участия в международном рынке капитала и усиливает прогностическую функцию финансовой отчетности, а также дает возможность принимать экономически обоснованные управленческие решения.

1. Адамов Н., Чернышев В. Применение ПБУ и МСФО в подрядном строительстве // Финансовая газета. 2006. № 7.

2. Договор подряда на капитальное строительство (Стандарт бухгалтерского учета № 12). Постановление Национальной комиссии Республики Казахстан по бухгалтерскому учету от 13.11.1996 № 3. /URL:/ http://wwwminfin.kz.

3. Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Постановление Минэкономики и Минфина Республики Беларусь от 30.10.2008 № 210/161/151 /URL:/ http://www.minfin.gov.by/ rmenu/business-accounting/razyasneniya/.

4. Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008): приказ Минфина России от 24.10.2008 № 116н.

Капитальное строительство — это деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, направленная на создание новых и модернизацию имеющихся основных фондов производственного и непроизводственного… СкачатьСкачать документ Читать onlineЧитать online. Основы развития строительной отрасли и инвестиционной деятельности в Российской … В.З. Черняк строительство ( капитальное строительство ) определяет как отрасль материального производства, возведение и реконструкцию зданий и сооружений: в техническом, инженерном смысле – это вид производственной деятельности, который связан с… СкачатьСкачать документ Читать onlineЧитать online.

Генпрокуратура вернула в собственность государства санатории на юге РФ

Генпрокуратура вернула в собственность государства санатории на юге РФ

Генеральная прокуратура РФ через суд изъяла из собственности профсоюзов и недобросовестных приобретателей в пользу государства 34 санатория на юге страны. Общая стоимость более полутора тысяч объектов недвижимости оценивается в несколько миллиардов рублей. Об этом РИА Новости сообщил источник в правоохранительных органах.

«По итогам слушания дела Гагаринский районный суд, рассматривавший иск с февраля 2022 года, удовлетворил исковые требования Генпрокуратуры. Из собственности профсоюзов и недобросовестных приобретателей в пользу государства изъято 34 санаторно-курортных учреждения, состоящих из 1763 объектов недвижимости. В деле участвовало 96 ответчиков, 206 третьих лиц», — сообщил осведомленный источник.

Он уточнил, что руководство санаториев обогащалось за счет незаконной распродажи вверенного имущества через специально созданный холдинг – ООО «Курортное управление». Им удалось продать 24 учреждения, 131 объект за 3,3 млрд рублей. Еще частью санаториев завладели члены руководства профсоюзов, их родственники и подконтрольные лица. В частности, руководитель холдинга через аффилированную фирму приобрел у профсоюзов часть курортных учреждений в Кисловодске. Затем полученные от их использования доходы он легализовал, купив 10 зданий и 17 земельных участков в Ставропольском крае, Карачаево-Черкессии, Владимирской области и в Крыму общей стоимостью более 500 млн рублей.

Кроме того, по сведениям источника, руководство организации обогатилось на 4,3 млрд рублей, получая прибыль санаториев под видом арендной платы.

Перечень конкурентноспособной продукции государств – участников СНГ . Фотогалерея. Главная. Новости. Аналитика и комментарии. Строительство в Узбекистане 2021: проблемы, состояние, перспективы отрасли. Строительство в Узбекистане 2021: проблемы, состояние, перспективы отрасли. 14 авг 2021. Источник: anhor.uz. … В День строителя, который в этом году страна отмечает 8 августа, Anhor.uz вспоминает важные события этого года. Последние два года оказались непростыми для строительного сектора. Профессиональному сообществу потребовалось проделать большую работу, чтобы удержать рынок и сохранить стабильность.

Сверить «цифры»: страны СНГ обменялись опытом работы с информационными моделями в строительстве

Круглый стол, посвященный цифровизации института экспертизы в строительстве, прошел в Главгосэкспертизе России с участием профильных ведомств и госорганов стран СНГ.

Открыл заседание круглого стола руководитель Центра цифровой трансформации Главгосэкспертизы Дмитрий Никитин. Он обозначил пройденные и предстоящие этапы цифровизации строительной экспертизы в России, подчеркнув, что сегодня в стране продолжается формирование институциональной среды для работы с цифровыми информационными моделями (ЦИМ). В том числе в стадии разработки находятся новые микросервисы на базе Единой цифровой платформы экспертизы, призванные обеспечить работу с ЦИМ непосредственно на Платформе. Также Центром разработаны и выведены в публичный доступ различные вспомогательные внешние сервисы для работы с машиночитаемыми форматами данных.

«Внешние сервисы необходимы для того, чтобы наши контрагенты и партнеры, включая проектировщиков и региональные экспертные организации, могли работать с машиночитаемыми форматами, даже если их собственные информационные системы к этому не готовы», – отметил Дмитрий Никитин.

Читайте также:  Обоснование возможности осуществления строительства объекта капитального строительства по этапам строительства

Он также представил новый пилотный проект Главгосэкспертизы по созданию Центра взаимодействия и коммуникаций. Запуск проекта состоялся в конце мая. «Мы создаем ситуационный центр со множеством технических и методических возможностей для совместной отработки с экспертами различных жизненных ситуаций при создании строительных объектов», – пояснил Дмитрий Никитин, приглашая коллег из Ближнего зарубежья подключиться к совместной работе на площадке ЦВК.

Подробнее о практическом опыте применения информационных моделей и методиках их оценки в процессе экспертизы рассказал Дмитрий Синицын, заместитель начальника отдела инженерного сопровождения инвестиционных проектов Инжинирингового центра Главгосэкспертизы России. В 2021 году завершено 8 пилотных проектов по оценке информационной модели. Сегодня на рассмотрении находятся еще 6 проектов в формате информационной модели различного функционального назначения. Основная задача применения технологий информационного моделирования состоит в том, чтобы совместно с застройщиком максимально сократить время от замысла, то есть начала инвестиционного цикла, до выхода на строительную площадку. Это также позволит соблюдать оптимальные параметры в коридоре «Срок и стоимость» на протяжении всего процесса строительства.

«В целом технологии информационного моделирования как один из инструментов создания единой цифровой среды позволят сократить инвестиционно-строительный цикл на 30 процентов», – подчеркнул Дмитрий Синицын.

Следующий этап цифровизации, который сегодня реализуется при участии Главгосэкспертизы России, нацелен на развитие датаориентированного подхода в проектировании и системе экспертизы. Прежде всего, это необходимо для расширения возможностей применения информационных моделей на всех этапах жизненного цикла, в том числе для использования массива данных регулятором и органами исполнительной власти различного уровня. Наиболее удобным и эффективным транспортом для перехода к машиночитаемым данным показал себя XML-формат как самый открытый, информативный и хорошо структурированный, отметили в ходе круглого стола представители российской стороны.

Вслед за переводом в XML-формат заключений государственной экспертизы и локальных сметных расчетов в ближайшее время ожидается внедрение XML-схемы пояснительной записки – первого раздела проектной документации, а также дальнейшая проработка нормативно-технических процедур по созданию на ее основе информационных моделей.

«Внедрение XML-схемы пояснительной записки обеспечит появление основных сведений об объекте в цифровом виде уже на этапе подготовки проектной документации, и эти данные можно будет использовать на всех последующих этапах строительства. Таким образом, обеспечивается плавный – эволюционный, а не революционный – переход от действующего порядка комплектации документов к постепенному представлению на экспертизу информационной модели как набора данных», – подчеркнул Алексей Иванов, заместитель руководителя Службы анализа данных и ведения ЕГРЗ Главгосэкспертизы России. «Проект XML-cхемы пояснительной записки уже разработан специалистами ведомства и в настоящее время находится на рассмотрении в Минстрое России», – уточнил Алексей Иванов.

О практике применения технологий информационного моделирования, в том числе о специфике нормативного регулирования экспертизы цифровых моделей, в ходе круглого стола рассказали представители государств СНГ. В частности, в Казахстане первый план мероприятий по внедрению технологий информационного моделирования в строительстве, или ТИМСО, был принят в 2017 году. При этом концепция казахстанского аналога BIM-проектирования предполагает обязательное требование подготовки информационных моделей не для всех объектов госзаказа, а исключительно для категории технически сложных. «В целом доля таких объектов составляет 2,5 %, из них 1% приходится на жилищное строительство», – сообщил Саламат Серикхалиев, начальник отдела BIM-технологий Государственной вневедомственной экспертизы проектов Республики Казахстан (РГП «Госэкспертиза»). Основные центры реализации проектов в формате информационных моделей и с привлечением государственных инвестиций – столичные города Нурсултан и Алматы, а также Шимкент и Туркестан. Для взаимодействия экспертов и участников проектирования в республике действует Единая база знаний. Одно из перспективных направлений развития системы государственной экспертизы в Казахстане – подключение экспертов к завершающей стадии проектирования. «Такой формат позволит сократить сроки выхода на этап стройки и создаст условия для дополнительного привлечения инвестиций», – подчеркнул Саламат Серикхалиев.

Петр Вдовин, главный специалист ГУП «Экспертиза градостроительной документации» Республики Узбекистан, рассказал о текущей работе ведомства по развитию национальной информационной системы «Экспертиза градостроительной документации» («Shaharsozlik hujjatlari ekspertizasi» axborot tizimi). На текущей момент в ней загружено более 45 тыс. заявок на проведение экспертизы, а число зарегистрированных участников системы возросло до 5 тысяч, что означает почти двукратный рост с сентября 2021 года (около 2600). Одной из последних разработок в области цифровизации национального института экспертизы стало создание Единого реестра заключений. Помимо государственных экспертных организаций, загрузка документации в реестр стала обязательным требованием и для частных лицензированных предприятий. «Эта мера позволяет жестче контролировать качество проектирования и экспертизы объектов. Например, строительно-монтажные работы на объекте могут быть остановлены, если при контрольной проверке обнаружатся отклонения от документации, загруженной в Единый реестр заключений», – сказал Петр Вдовин.

Подводя итоги круглого стола, руководитель Центра цифровой трансформации Главгосэкспертизы России Дмитрий Никитин подчеркнул, что состоявшийся обмен мнениями был крайне важным и полезным для понимания общей ситуации и текущего статуса развития информационных технологий в строительстве в странах Содружества. «И что особенно ценно – мы услышали о практическом опыте решения тех или иных проблем, которые во многом сегодня являются общими для наших стран», – сказал Дмитрий Никитин.

Генпрокуратура вернула в собственность государства санатории на юге РФ. 13 августа 2022, 09:17. Руководство санаториев обогащалось за счет незаконной распродажи вверенного имущества через специально созданный холдинг. genproc.gov.ru. … Из собственности профсоюзов и недобросовестных приобретателей в пользу государства изъято 34 санаторно-курортных учреждения, состоящих из 1763 объектов недвижимости. В деле участвовало 96 ответчиков, 206 третьих лиц», — сообщил осведомленный источник. Он уточнил, что руководство санаториев обогащалось за счет незаконной распродажи вверенного имущества через специально созданный холдинг – ООО «Курортное управление».

Источники
  • https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-standartizatsii-pravil-vedeniya-ucheta-i-kontrolya-stroitelnoy-produktsii-v-stranah-sng
  • https://expert.ru/2022/08/13/genprokuratura-vernula-v-sobstvennost-gosudarstva-sanatorii-na-yuge-rf/
  • https://gge.ru/press-center/news/sverit-tsifry-strany-sng-obmenyalis-opytom-raboty-s-informatsionnymi-modelyami-v-stroitelstve/

Рейтинг
Загрузка ...