Подборка наиболее важных документов по вопросу Категория риска объекта капитального строительства нормативно-правовые акты формы статьи консультации экспертов и многое другое.
По каким критериям объекты и деятельность для целей госконтроля и надзора относят к категориям риска с 2021 года
С 1 июля 2021 года в России действует Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» (далее – Закон № 248-ФЗ), который установил новый подход к контрольно-надзорной деятельности. И в том числе – критерии отнесения объектов/деятельности к категории риска с 2021 года по Закону № 248-ФЗ. Разбираем их в этой статье.
Общий подход
Он такой: критерии отнесения объекта контроля к одной из 6 категорий риска контроль-надзорный орган определяет по результатам оценки риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Он исходит из необходимости предупреждения и минимизации причинения вреда (ущерба) и одновременно оптимального использования своих материальных, финансовых и кадровых ресурсов – чтобы общее количество профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий по объектам контроля всех категорий риска соответствовало имеющимся ресурсам.
- чрезвычайно высокий риск;
- высокий риск;
- значительный риск;
- средний риск;
- умеренный риск;
- низкий риск.
Критерии отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) определяет Положение о виде контроля.
Что учитывают проверяющие
На основании ст. 23 Закона № 248-ФЗ критерии риска должны учитывать:
ФАКТОР
КАК ПРИМЕНЯЕТСЯ
- степени тяжести фактического причинения вреда (ущерба) в подобных случаях;
- потенциальном масштабе распространения вероятных негативных последствий, влекущих причинение вреда (ущерба) с учетом сложности преодоления таких последствий.
- реализация контролируемым лицом мероприятий по снижению риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и его предотвращению;
- наличие внедренных сертифицированных систем внутреннего контроля;
- предоставление доступа контрольному (надзорному) органу к своим информационным ресурсам;
- независимая оценка соблюдения обязательных требований;
- добровольная сертификация, подтверждающая повышенный необходимый уровень безопасности;
- заключение со страховой компанией договора добровольного страхования рисков причинения вреда (ущерба), объект которого – имущественные интересы контролируемого лица, связанные с его обязанностью возместить вред (ущерб), причиненный вследствие нарушения обязательных требований.
Важно, что критерии риска должны основываться на достоверных сведениях о соответствующей сфере деятельности и практике соблюдения обязательных требований в рамках вида контроля – чтобы проверяемый мог самостоятельно оценить правомерность отнесения его деятельности, принадлежащих ему (используемых им) объектов контроля к соответствующей категории риска.
Источники информации
При применении критериев риска контрольный (надзорный) орган может использовать сведения, характеризующие уровень рисков причинения вреда (ущерба), полученные с соблюдением законодательства из любых достоверных источников – в том числе:
- в ходе профилактических мероприятий;
- при контрольно-надзорных мероприятиях;
- использовании специальных режимов госконтроля (надзора);
- от госорганов, органов местного самоуправления и организаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
- при лицензировании и иной разрешительной деятельности;
- из отчетности;
- по результатам предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг;
- из обращений контролируемых лиц, иных граждан и организаций;
- сообщений СМИ;
- информационных ресурсов, в том числе маркировки, прослеживаемости, учета, автоматической фиксации информации;
- иные сведения об объектах контроля.
Применение критериев
Объект контроля относят к одной из категорий риска на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями риска.
Если есть сведения об изменении критериев риска контрольный (надзорный) орган в течение 5 рабочих дней должен принять решение об изменении категории риска.
В контрольный (надзорный) орган можно подать заявление об изменении категории риска деятельности/объектов контроля в случае их соответствия по критериям иной категории риска (ч. 6 ст. 24 Закона № 248-ФЗ).
В ходе профилактического визита (ст. 51 Закона № 248-ФЗ) инспекторы должны сообщить о соответствии объектов контроля критериям риска.
Присвоение категории риска строящемуся, реконструируемому объекту капитального строительства осуществляется органом регионального государственного строительного надзора после поступления извещения о начале работ на таком объекте в соответствии с критериями отнесения строящихся, реконструируемых объектов капитального строительства к категориям риска при осуществлении регионального государственного строительного надзора согласно приложению с учетом сведений проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации, на основании соответствующего приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя).
Категория риска объекта капитального строительства
Подборка наиболее важных документов по запросу Категория риска объекта капитального строительства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика: Категория риска объекта капитального строительства
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 201.1 «Общие положения» § 7 «Банкротство застройщиков» главы IX «Особенности банкротства отдельных категорий должников — юридических лиц» Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»
(В.Н. Трофимов) Суд, анализируя п. 2.6 ст. 201.1 Закона о банкротстве, пришел к выводу о том, что фонд наделен специальной правоспособностью инициировать процедуру несостоятельности застройщика даже в случае, когда фонд не является кредитором застройщика, и без представления в суд, рассматривающий дело о банкротстве, вступившего в законную силу судебного акта о взыскании долга в общеисковом порядке. Как при этом отметил суд, в силу специфики деятельности застройщиков, осуществляющих строительство в соответствии с ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в частности связанной с привлечением денежных средств граждан, и полномочий фонда застройщик является той категорией должников, в отношении которой законодатель предусмотрел введение процедуры банкротства — конкурсного производства при наличии оснований, формально свидетельствующих о значительном риске наступления несостоятельности (банкротства), в частности признаков неплатежеспособности и/или недостаточности имущества.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Категория риска объекта капитального строительства
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Последние изменения: Проверки Ростехнадзора (осуществление Ростехнадзором контроля (надзора))
(КонсультантПлюс, 2022) Среди них, например, программа проведения проверок застройщика (техзаказчика). Теперь в ней должны быть указаны категория риска объекта капитального строительства (в случаях, установленных законодательством), точный срок и продолжительность проверки (Приложение N 3 к Приказу).
Нормативные акты: Категория риска объекта капитального строительства
Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1096
(ред. от 26.02.2022)
«О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)»
(вместе с «Положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)»)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) 29. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся в отношении контролируемых лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах контроля, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам IV категории, в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, а также при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства.
«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 14.07.2022) Статья 37. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства
капитального строительства к категориям риска при осуществлении регионального государственного строительного надзора согласно приложению с учетом сведений проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации, на основании соответствующего приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа регионального государственного строительного надзора и отражается в программе проверок. … 122. В случае выдачи разрешения на строительство 2 и более объектов капитального строительства , относящихся к разным категориям . 3.
Постановление Правительства РФ от 25.10.2017 N 1294 «О внесении изменений в Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации»
В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 7, ст. 774; 2008, N 8, ст. 744; 2009, N 11, ст. 1304; 2011, N 7, ст. 979; N 18, ст. 2645; 2012, N 7, ст. 864; 2013, N 24, ст. 2999; N 30, ст. 4119; 2014, N 19, ст. 2421; 2016, N 48, ст. 6764).
2. Установить, что действие настоящего постановления не распространяется на осуществление регионального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, извещение о начале строительства, реконструкции которых получено органом регионального государственного строительного надзора до даты вступления в силу настоящего постановления.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2018 г.
от 25 октября 2017 г. N 1294
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
а) после слов «регионального государственного строительного надзора» дополнить словами «(далее — органы регионального государственного строительного надзора)»;
б) дополнить абзацем следующего содержания:
«При организации регионального государственного строительного надзора применяется риск-ориентированный подход.».
2. Дополнить пунктами 8(1) и 8(2) следующего содержания:
«8(1). В целях применения риск-ориентированного подхода при организации регионального государственного строительного надзора строящиеся, реконструируемые объекты капитального строительства подлежат отнесению к определенным категориям риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Присвоение категории риска строящемуся, реконструируемому объекту капитального строительства осуществляется органом регионального государственного строительного надзора после поступления извещения о начале работ на таком объекте в соответствии с критериями отнесения строящихся, реконструируемых объектов капитального строительства к категориям риска при осуществлении регионального государственного строительного надзора согласно приложению с учетом сведений проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации, на основании соответствующего приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа регионального государственного строительного надзора и отражается в программе проверок.
8(2). Орган регионального государственного строительного надзора ведет реестр объектов капитального строительства, в отношении строительства, реконструкции которых осуществляется региональный государственный строительный надзор, и размещает информацию о строящихся, реконструируемых объектах капитального строительства и присвоенных им категориях риска в информационных системах регионального государственного строительного надзора и (или) на официальном сайте органа регионального государственного строительного надзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». На официальном сайте органа регионального государственного строительного надзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещается следующая информация:
а) наименование, адрес и этап строительства, реконструкции строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства;
б) реквизиты (дата и номер) разрешения на строительство;
в) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя — застройщика;
г) категория риска объекта капитального строительства.».
3. Дополнить пунктами 12(1) — 12(5) следующего содержания:
«12(1). При осуществлении регионального государственного строительного надзора программа проверок составляется с учетом следующего количества проверок за период строительства, реконструкции объекта капитального строительства для соответствующей категории риска строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства:
а) для категории высокого риска — не более 12 проверок;
б) для категории значительного риска — не более 10 проверок;
в) для категории умеренного риска — не более 7 проверок.
12(2). В случае выдачи разрешения на строительство 2 и более объектов капитального строительства, относящихся к разным категориям риска, категории риска определяются отдельно в отношении каждого объекта капитального строительства.
12(3). Количество проверок за период строительства, реконструкции объекта капитального строительства, указанное в пункте 12(1) настоящего Положения, может быть увеличено не более чем на 2 проверки в случаях:
а) строительства, реконструкции объекта капитального строительства в условиях стесненной городской застройки (в соответствии с проектной документацией);
б) строительства, реконструкции объекта капитального строительства в сложных инженерно-геологических условиях (в соответствии с проектной документацией);
в) строительства, реконструкции объекта капитального строительства, общая площадь которого превышает 20000 кв. метров.
12(4). Количество проверок за период строительства, реконструкции объекта капитального строительства, указанное в пункте 12(1) настоящего Положения, может быть увеличено соответственно в отношении объекта капитального строительства, которому присвоена категория высокого риска, — до 24 проверок, в отношении объекта капитального строительства, которому присвоена категория значительного риска, — до 20 проверок, в отношении объекта капитального строительства, которому присвоена категория умеренного риска, — до 14 проверок в случаях:
а) привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, в течение одного календарного года 3 и более раза к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьями 6.3, 8.1 и 9.4, частями 1 — 3 статьи 9.5, статьей 9.5.1, частью 3 статьи 9.16, частью 1 статьи 19.4, частями 6 и 15 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 и 19.33 и частями 1, 2, 6, 6.1 и 9 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях;
б) нарушения сроков строительства, реконструкции объекта капитального строительства, предусмотренных проектом организации строительства в проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы, более чем на 6 месяцев или его консервации, приостановления строительства.
12(5). Решение об увеличении количества проверок в случаях, предусмотренных пунктами 12(3) и 12(4) настоящего Положения, оформляется приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) органа регионального государственного строительного надзора.».
4. Дополнить приложением следующего содержания:
к Положению об осуществлении
государственного строительного надзора
в Российской Федерации
ОТНЕСЕНИЯ СТРОЯЩИХСЯ, РЕКОНСТРУИРУЕМЫХ ОБЪЕКТОВ
КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА К КАТЕГОРИЯМ РИСКА
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
При отнесении строящихся, реконструируемых объектов капитального строительства к определенной категории риска используются признаки зданий и сооружений, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также функциональное назначение объектов капитального строительства согласно национальным стандартам и сводам правил.
В соответствии с критерием тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства такие объекты относятся к следующим категориям риска:
высокий риск — общественные здания и сооружения, многоквартирные жилые дома, путепроводы, тоннели, мосты и эстакады, а также объекты капитального строительства с пролетом от 20 до 100 метров;
значительный риск — производственные здания;
умеренный риск — объекты капитального строительства, не указанные в абзацах третьем и четвертом настоящего документа.».
3. Перечнем категорий риска или классов опасности , применяемых при осуществлении отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) строительных объектов к определенной категории риска или определенному классу опасности является … Умеренный риск Низкий риск . 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс. 4. Критерии отнесения объектов оценки членов СРО к определенной категории риска или определенному классу опасности , устанавливаются с. 2. учётом настоящей Методики для осуществления контроля за деятельностью лиц, осуществляющих строительство , в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
- https://buhguru.com/proverki-i-sankcii/po-kakim-kriteriyam-obekty-i-deyatelnost-goskontrol-i-nadzor-otnosyat-k-kategoriyam-riska-s-2021.html
- http://www.consultant.ru/law/podborki/kategoriya_riska_obekta_kapitalnogo_stroitelstva/
- https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-25102017-n-1294-o-vnesenii/