Кладбище это объект капитального строительства или нет

Подборка наиболее важных документов по вопросу Реконструкция кладбища нормативно-правовые акты формы статьи консультации экспертов и многое другое.

Направляем полученное в связи с обращением письмо Минэкономразвития России от 12.02.2020 N Д23и-4183 с рекомендациями по вопросу разграничения движимого и недвижимого имущества в целях определения объектов налогообложения по налогу на имущество организаций.

Ознакомьте с письмом сотрудников налоговых органов, осуществляющих администрирование налогообложения имущества организаций, в т.ч. обеспечивающих проведение камеральных налоговых проверок.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 12 февраля 2020 г. N Д23и-4183

ОБЪЕКТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА

АТОМНОЙ СТАНЦИИ, К ОБЪЕКТАМ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) рассмотрел обращение относительно разграничения движимого и недвижимого имущества и сообщает, что согласно пункту 12.4 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452, разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются федеральными органами исполнительной власти в случаях, если на них возложена соответствующая обязанность.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации в данной части.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Понятие объектов капитального строительства предусмотрено в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) и определено как «здание. сооружение . за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие)».

В данном понятии присутствует некоторая неопределенность, которая не позволяет достоверно отделить «настоящие» объекты капитального строительства от «ложных», которые являются улучшением земельного участка (гражданское законодательство также использует для обозначения этого правового явления понятие «составная часть»), из-за отсутствия ясности в вопросе, что является улучшением. Однако из приведенного ряда примеров следует, что к объектам капитального строительства не относятся такие сооружения, которые хотя и имеют прочную связь с землей, не требуют разрешения на строительство или декларации о начале строительства. Следовательно, под объектами капитального строительства нужно понимать те здания и сооружения, которые строятся на основании разрешений на строительство (уведомлений о начале строительства).

Что касается соотношения между понятием «объект капитального строительства» и «недвижимая вещь», то следует отметить отсутствие полного соответствия.

Во-первых, указанные понятия разные по своему объему: недвижимой вещью является не только постройка, но и земельный участок, и образованные из постройки помещения, и машино-места.

Во-вторых, указанные понятия применяются для разных целей. Используемое в градостроительном законодательстве понятие «объект капитального строительства» применяется прежде всего для описания общественных отношений в ходе строительства здания или сооружения, его ремонта, реконструкции (часть 1 статьи 4 ГрК РФ). В то же время гражданское законодательство употребляет понятия «недвижимая вещь», «недвижимость», «недвижимое имущество» для определения зданий и сооружений как вещей, по поводу которых возникают права и обязанности участников гражданского оборота. При этом представляется возможным отождествить оба понятия, когда они применяются к уже построенному зданию (сооружению). Другими словами, вероятность признания капитального объекта после завершения его строительства объектом недвижимости (или образования из него объекта недвижимости) весьма высока, в то время как некапитальная постройка, как правило, не становится недвижимостью. Эти доводы подкреплены решениями Верховного Суда Российской Федерации (далее — ВС РФ).

В частности, в определении от 22 декабря 2015 г. по делу N 304-ЭС15-11476, А27-18141/2014 при решении вопроса о признании вещи недвижимостью предлагалось представить доказательства возведения здания в установленном законом и иными нормативными актами порядке на земельном участке, предоставленном для строительства объекта недвижимости, с получением разрешительной документации с соблюдением градостроительных норм и правил. В определении от 1 апреля 2019 г. N 309-ЭС19-2232 было указано, что дополнительным признаком недвижимой вещи является признак самостоятельности недвижимой вещи. Указанные выводы ВС РФ позволяют сделать заключение, что для признания объекта недвижимостью нужны такие же условия, что и для признания здания (сооружения) объектом капитального строительства: наличие разрешения (уведомления) о строительстве и наличие самостоятельной хозяйственной ценности, т.е. возможности быть отдельным предметом в гражданском обороте.

Читайте также:  Гку рт управление капитального строительства

Учитывая изложенное, представляется, что строения и сооружения, построенные и введенные в эксплуатацию, относятся к объектам капитального строительства и с большой степенью вероятности — к объектам недвижимости.

Некапитальная постройка, то есть сооружение, которое не имеет прочной связи с землей и конструктивные характеристики которого позволяют осуществить его перемещение и (или) демонтаж, последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения его основных характеристик (в том числе киоски, навесы и другие подобные строения, сооружения) можно отнести, с точки зрения гражданского права, к отделимым улучшениям.

Что касается улучшений земельного участка, которые ГрК РФ не признает ни объектами капитального строительства, ни объектами некапитального строительства, то гражданское право их с большей вероятностью считает неотделимыми улучшениями (составными частями) земельного участка.

Согласно Перечню видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300 (далее — постановление N 1300), использование земель и земельных участков без предоставления и установления сервитута может осуществляться с целью размещения объектов, для большинства из которых предусмотрено условие об отсутствии необходимости получения разрешения на строительство, то есть являющихся либо неотделимыми улучшениями земельного участка, либо некапитальными объектами.

В силу пункта 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности также могут быть установлены дополнительные случаи, когда получение разрешения на строительство не требуется.

Таким образом, по мнению Департамента недвижимости, объекты, попадающие под регулирование части 17 статьи 51 ГрК РФ, не могут являться объектами капитального строительства.

Обращаем внимание на мнение ВС РФ, изложенное в определении от 2 августа 2019 г. N 306-ЭС19-12084, согласно которому земельным законодательством и постановлением N 1300 не предусмотрено в качестве основания для использования публичных земель в особом порядке (без их предоставления) строительство капитальных объектов.

Учитывая изложенное, в случае если объекты, речь о которых идет в обращении, построены и введены в эксплуатацию с получением разрешительной документации, т.е. как объекты капитального строительства, то такие объекты с большей степенью вероятности относятся к объектам недвижимости.

Дополнительно отмечаем, что ранее позиция Департамента недвижимости относительно критериев отнесения отдельных видов объектов к недвижимому имуществу была изложена в письме от 11 октября 2016 г. N Д23и-4847 (размещено в сети «Интернет», а также в справочно-правовой системе «КонсультантПлюс») и исходит из того, что сооружения, построенные и введенные в эксплуатацию с получением разрешительной документации, т.е. как объекты капитального строительства, с большой степенью вероятности относятся к объектам недвижимости.

Также для сведения сообщаем, что в целях полноценного вовлечения в гражданский оборот объектов недвижимого имущества, совершенствования вопросов их государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на них Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием представителей предпринимательского сообщества разработаны и внесены в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования законодательства о недвижимом имуществе» и «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях приведения их в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации в части совершенствования законодательства о недвижимом имуществе», направленные на совершенствование сложившегося гражданского оборота недвижимости.

Недвижимость как объект капитального строительства . В письме от 12.02.2020 № Д23и-4183, которое ФНС направило своим территориальным органам, Минэкономразвития напоминает, что оно готовит поправки в ГК РФ в части совершенствования законодательства о недвижимом имуществе. Главное содержание их таково: недвижимость — это земельный участок, а также здания и сооружения, которые являются объектами капитального строительства и прочно связаны с землей (их перемещение невозможно). Здание — результат капитального строительства , представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части.

Реконструкция кладбища

Подборка наиболее важных документов по запросу Реконструкция кладбища (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Читайте также:  Этапы реконструкции объекта капитального строительства

Судебная практика: Реконструкция кладбища

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 57.3 «Градостроительный план земельного участка» Градостроительного кодекса РФ
(Р.Б. Касенов) Суд отказал в удовлетворении требований истца к департаменту городского имущества города федерального значения, комитету по архитектуре и градостроительству города о признании незаконным распоряжения департамента об изменении границ участка особо охраняемой зеленой территории города относительного границ земельного участка, предполагаемого для сохранения и развития зоны рекультивации полигона ТБО и кладбища; о признании незаконным приказа комитета об утверждении градостроительного плана земельного участка. При этом суд указал, что в соответствии с ч. 1 ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка. Доводами истца не опровергнуто, что градостроительный план земельного участка не соответствовал источникам информации в понимании вышеуказанной нормы закона.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Реконструкция кладбища

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Путеводитель по судебной практике. Продажа недвижимости «. Как усматривается из материалов дела, Программой строительства и реконструкции объектов ритуального назначения на период 2001 — 2010 гг., утвержденной постановлением Правительства Москвы от 15.08.2000 г. N 642 «О ходе выполнения постановления Правительства Москвы от 17.10.1995 г. N 843 «О состоянии и мерах по улучшению похоронного обслуживания в г. Москве», предусмотрена реконструкция Перепечинского кладбища, в том числе расширение его территории на 25 га с возложением функций заказчика на ГУП «Ритуал».

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
«Актуальные проблемы охраны права собственности на природные ресурсы и объекты: междисциплинарный подход: сборник статей участников Международной научно-практической конференции, посвященной памяти члена-корреспондента Академии наук Республики Татарстан, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Республики Татарстан А.А. Рябова (Казань, 26 — 27 октября 2018 г.)»
(под ред. З.Ф. Сафина, Е.В. Луневой)
(«Статут», 2019) На территории водоохранных зон устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности, но не запрещается и не ограничивается приватизация земельных участков. Установление подобных зон не влечет за собой и изъятия земельных участков, расположенных на этих территориях, у землевладельцев и землепользователей, а также запрета на совершение сделок с землей или водными объектами, а обязует соблюдать соответствующий режим, установленный Водным кодексом РФ и иным законодательством в отношении водоохранных зон и защитных полос. Это специальный, включающий в себя довольно необременительный список действий, запрещенных законодательством (п. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ), а именно: запрет на размещение отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов, использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв, размещение кладбищ, скотомогильников и некоторые другие ограничения. Однако допускается проектирование, размещение, строительство, реконструкция и эксплуатация хозяйственных и иных объектов, при условии их оборудования сооружениями, обеспечивающими охрану как водных объектов и земель, так и окружающей среды в целом.

Нормативные акты: Реконструкция кладбища

Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ
(ред. от 28.06.2022)
«О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» 11) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

«Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(ред. от 01.05.2022) 2. На водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается размещать объекты размещения отходов производства и потребления, кладбища, скотомогильники и иные объекты, оказывающие негативное воздействие на состояние подземных вод.

Термин « объект капитального строительства » является специальным понятием градостроительного законодательства, поэтому он не может подменять собой правовую категорию « объект недвижимого имущества», имеющую иную отраслевую принадлежность, объем и содержание (постановление Президиума ВАС Р от 24.09.2013г. № 1160/13). Следовательно, наличие отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь объекта с земельным участком, в данном случае наличие фундамента, не является достаточным критерием для отнесения это объекта к объекту капитального строительства .

Являются ли кладбища объектом кап. строительства?

Кладбище не является сооружением, однако подлежит постановке на кадастровый учет в качестве зоны специального назначения — земли кладбищ. Кроме того, само кладбище может содержать на своей территории здания и сооружения, например, крематорий.

Читайте также:  Приемка объекта капитального строительства

В каких целях интересуетесь? Кладбище представляет собой земельный участок, объектами же капитального строительства могут быть только отдельные строения, сооружения, например памятники. Если речь о перемещении, с точки зрения закона, несоразмерного ущерба здесь нет, только моральный вред.

Похожие вопросы

Создается и обустраивается кладбище. Существуют ли какие-то строительные требования к забору кладбища, опорам (столбам, на которых крепится забор), фракции щебня, которым отсыпана дорога к кладбищу и закреплены опоры забора). создание кладбища-объект капитального строительства? Где написано что должен быть проект и смета, по которым осуществляется установка забора и отсыпка дороги?

Бюджетное учреждение за счет собственных средств-прибыли учреждения от платных услуг (не за счет бюджетных средств и не за счет субсидии) хочет приобрести (построить) объект движимого имущества. Будет ли являться строительство данного объекта как объекта государственной собственности? После приобретения (строительства) данный объект подлежит (не подлежит) отнесению к государственной собственности?

Является ли демонтаж балконного блока в квартире с увеличением площади за счет лоджии (балкона) — «реконструкцией»?

Просто по ГрК Реконструкция — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема). А объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Таким образом, квартира не может являться объектом капитального строительства, а только лишь его составной частью, и требования по реконструкции (в данном случае) ей предъявляться не могут!

У физ. лица находилось в собственности незавершенное строительство. Она заключила договор с ООО предприятием о постройке гаражей гаражей на этом объекте. При этом ООО предприятие заключило договоры с заказчиками на строительство гаража. В смете была заложена сумма объекта незавершенного строительства. Вопрос как можем мы вернуть деньги физ. лицу которые он заплатил за объект незавершенного строительства.

Закончено строительство ранее зарегистрированного объекта незавершенного строительства. Какие документы и заявления необходимо подать в регистрационную службу для регистрации построенного объекта (100%), который ранее был зарегистрирован в регистрационной службе как объект незавершенного строительства.

Как можно сдать в эксплуатацию объект незавершенного строительства, если проект на строительство объекта потерян. Объект построен и готов к сдаче. Возможно ли восстановить все согласования и ввести объект в эксплуатацию через суд?

Прошу вашей помощи. Граждане приобрели в 2009 году объект — незавершенный строительством жилой дом, 1 этаж, степень готовности 98% (по свидетельству о праве собственности) и земельный участок, категория земель, земли населенных пунктов, разрешенное использование, для жилищного строительства, адрес объекта, установлено относительно ориентира жилой дом — объект незавершенного строительства, расположенного в границах земельного участка (по свидетельству о праве собственности). Незавершенному строительством объекту и земельному участку присвоены кадастровые номера. Когда совершали в 2009 году сделку на земельном участке был уже построен одноэтажный жилой дом. Новые собственники разобрали крышу и достроили второй этаж. В 2015 году собственник выставляет данный объект и земельный участок на продажу. Находится покупатель, который желает купить данные объекты под ипотеку. Как известно банки не с охотой берутся кредитовать незавершенные строительством объекты и выставляют условие вести в эксплуатацию незавершенный строительством жилой дом, как жилой дом. Какие необходимо подготовить документы, что бы зарегистрировать данный объект как жилой дом?

Для создания объектов капитального строительства необходимы подготовка проектной документации, получение разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию (статьи 48, 48.1, 49, 51, 55 ГрК РФ). Поэтому вопрос о том, является ли объект недвижимостью, должен решаться с учетом положений ГрК РФ на стадии разработки проектной документации и получения разрешительных документов (письмо Минэкономразвития России от 22.04.2019 N Д23и-13390).

Источники
  • https://legalacts.ru/doc/pismo-fns-rossii-ot-14022020-n-bs-4-212584-o-rekomendatsijakh/
  • http://www.consultant.ru/law/podborki/rekonstrukciya_kladbischa/
  • https://www.9111.ru/questions/17922494/

Рейтинг
Загрузка ...