Наружное освещение является объектом капитального строительства

Аналитика Публикации В настоящей статье предлагается рассмотреть, в каких случаях воздушная линия электропередачи (ВЛ) является движимым или недвижимым имуществом. Проблематика, касающаяся

Что понимается под благоустройством территории?

Прежде чем перейти непосредственно к вопросам учета названных расходов, определимся с понятием «благоустройство территории». Согласно п. 36 ст. 1 ГрК РФ это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленных правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная:

В соответствии с п. 3.12, 3.2 СП 82.13330.2016 объектами благоустройства являются территории различного функционального назначения, на которых проводятся мероприятия по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.

Правила благоустройства территории устанавливают органы местного самоуправления, а в городах федерального значения (Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе) — органы госвласти субъектов РФ (пп. 19 п. 1 ст. 14, пп. 25 п. 1 ст. 16, пп. 10 п. 1 ст. 16.2, п. 1.1 ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ).

Методические рекомендации по подготовке соответствующих правил на муниципальном уровне утверждены Приказом Минстроя России от 13.04.2017 N 711/пр. В этом документе приводится перечень объектов и элементов благоустройства, раскрываются основные принципы, подходы, качественные характеристики и показатели, рекомендуемые к применению.

Объектами благоустройства могут быть: детские площадки, спортивные и другие площадки отдыха и досуга; площадки для выгула и дрессировки собак … игровое и спортивное оборудование; элементы освещения ; средства размещения информации и рекламные конструкции; малые архитектурные формы и городскую мебель … элементы объектов капитального строительства . Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс Статья: Разбираемся в особенностях учета расходов на благоустройство (Мишанина М.) («Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2020, N 7) {КонсультантПлюс}. Присоединяйтесь

Аналитика Публикации

В настоящей статье предлагается рассмотреть, в каких случаях воздушная линия электропередачи (ВЛ) является движимым или недвижимым имуществом.

Проблематика, касающаяся ВЛ, достаточно широка и затрагивает вопросы строительства (в части необходимости получения разрешений на строительство).

Основополагающей причиной ряда проблем является вопрос о том, является ли ВЛ недвижимым имуществом или нет.

В широком понимании под ВЛ понимается устройство для передачи и распределения электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным при помощи изоляторов и арматуры к опорам или кронштейнам, стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.). Такое определение является легальным и содержится в Инструкции по безопасной эксплуатации электроустановок в горнорудной промышленности[1]. Указанная инструкция не служит основополагающим документом в электроэнергетике, но иного, более полного определения воздушной линии электропередачи действующее законодательство не содержит.

Опоры с фундаментом

Как видно из указанного определения, прокладка проводов ВЛ возможна многими способами, среди которых прокладка по зданиям (стенам или иным конструктивным частям) и сооружениям, мостам, а также посредством установки специальных опор.

Строительство (монтаж) и эксплуатация проводов ВЛ по зданиям, сооружениям, мостам не вызывают особых проблем, поскольку указанные здания и сооружения выполняют функцию промежуточной опоры и не образуют вместе с проводами электропередачи единого объекта.

Остановимся на рассмотрении ВЛ, расположенных на самостоятельных опорах. В зависимости от способа подвески проводов опоры воздушных линий делятся на две основные группы:

а) опоры промежуточные, на которых провода закрепляются в поддерживающих зажимах (промежуточные опоры составляют большинство применяемых опор);

б) опоры анкерного типа, служащие для натяжения проводов. На этих опорах провода закрепляются в натяжных зажимах.

По конструктивному выполнению опоры можно разделить на свободностоящие и опоры на оттяжках. На воздушных линиях применяются деревянные, стальные и железобетонные опоры.

Конструкции опор ВЛ:

а) деревянная опора одностоечная, промежуточная. Выполняется из сосны, иногда лиственницы. Пасынок выполняется из пропитанной сосны. Для линий 35-110 кВ применяются деревянные П-образные двухстоечные опоры;

б) железобетонные опоры — выполняются одностоечными свободностоящими, без оттяжек или с оттяжками на землю. Опора состоит из стойки (ствола), выполненной из железобетона, траверсы, грозозащитного троса с заземлителем на каждой опоре (для молниезащиты линии);

в) металлические (стальные) опоры — применяются при напряжении 220 кВ и более.

В рамках настоящей статьи наибольшее внимание уделено такому важному элементу конструкции опор, как фундамент, представляющему собой конструкцию, заделанную в грунт и передающую на него нагрузки от опоры, изоляторов, проводов и внешних воздействий (гололед, ветер).

Для одностоечных опор, у которых нижний конец стойки заделывается в грунт, фундаментом служит низ стойки.

Для металлических опор применяются свайные или сборные грибовидные железобетонные фундаменты, а при установке переходных опор и опор на болотах – монолитные бетонные фундаменты. Ригель увеличивает боковую поверхность подземной конструкции железобетонных стоек и подножников металлических опор.

Еще одним способом установки опор ВЛ являются оттяжки. Они предназначены для повышения устойчивости опор и принимают на себя усилия оттяжения провода электропередачи.

Из приведенного описания видно, что в большинстве случаев опоры ВЛ имеют фундамент разной степени сложности. Сложность фундаментов указывает на прочность связи с грунтом: чем сложнее фундамент, тем сильнее связь с грунтом. Однако существуют способы установки опор ВЛ без сооружения фундаментов, в частности на растяжках либо на специальных платформах в местах грунтов вечной мерзлоты. Это важно учитывать при квалификации опор в качестве недвижимого имущества.

В статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации дается определение недвижимых вещей (недвижимого имущества, недвижимости), к которым относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Из данного определения и юридической доктрины можно выделить ряд признаков, отличающих движимое и недвижимое имущество. Признаки недвижимого и движимого имущества связаны с природой вещей или их назначением. Можно назвать следующие признаки недвижимого имущества:

объекты недвижимости – это всегда объекты материального мира;

недвижимость – это всегда индивидуально-определенное имущество;

прочная связь с землей, невозможность перемещения без существенного ущерба;

значимость или ценность недвижимых вещей.

Приведенное выше описание конструкций опор ВЛ дает возможность сделать вывод, что ВЛ, установленные на опоры, имеющие фундамент, являются объектами недвижимого имущества, т. к. соответствуют всем указанным признакам.

Кроме рассмотренных особенностей, ВЛ также является линейным объектом, в смысле, определенном Градостроительным кодексом Российской Федерации. Статья 1 ГрК РФ понимает под линейными объектами линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Поскольку процесс передачи электрической энергии является непрерывным в силу особенностей передаваемого товара, то ВЛ представляет собой сложный многосоставной объект материального мира.

Если учесть все перечисленные признаки ВЛ, то можно сказать, что это линейный объект, состоящий из множества элементов, прочно связанных с грунтом и имеющих единое назначение – передачу электрической энергии. Раздельно элементы электрической сети не могут выполнять свою основную функцию – передачу электрической энергии.

Таким образом, вновь сформулированное определение дает основание считать, что ВЛ может являться единым недвижимым комплексом.

Недвижимой вещью, участвующей в обороте в качестве единого объекта, может являться единый недвижимый комплекс – совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и др.), либо расположенных на одном земельном участке, если в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах (ст. 133.1 ГК РФ).

Сделанные выводы косвенно подтверждает Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.15 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в котором указано, что недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс. Согласно ст. 133.1 ГК РФ в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. В силу прямого указания ст. 133.1 ГК РФ в отсутствие названной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом.

Читайте также:  Что такое техническая инвентаризация объектов капитального строительства

Подводя итог, можно сказать, что воздушные линии с опорами, имеющими фундамент, являются недвижимой вещью и в некоторых случаях могут также являться единым недвижимым комплексом.

Опоры без фундамента

Иным образом обстоят дела с ВЛ, установленными на опоры, не имеющие фундамента. Ведь на первый взгляд указанные объекты отвечают некоторым признакам недвижимого имущества, указанным в настоящей статье.

Повторюсь, что опоры без фундамента используются, как правило, для строительства ВЛ напряжением до 35 кВ.

Интересным представляется мнение Министерства экономического развития Российской Федерации, выраженное в письме от 11.10.16 № Д23и-4847 «Об отнесении линейных объектов к объектам движимого имущества». В нем Департамент недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации высказал мнение, что линейные объекты, в том числе подземные, являющиеся сооружениями, введенными в эксплуатацию как объекты капитального строительства в соответствии со ст. 55 ГрК РФ, с большой степенью вероятности относятся к недвижимости. Линейные объекты, не вводимые в эксплуатацию в указанном порядке, скорее всего, не являются недвижимостью.

На основании высказанного мнения можно установить квалифицирующий признак – наличие акта ввода в эксплуатацию, выданного согласно требованиям ГрК РФ.

Данное мнение является достаточно интересным и заслуживает отдельного внимания.

Для анализа вопросов квалификации ВЛ, установленных на опоры, не имеющие фундамента, необходимо также классифицировать ВЛ в качестве объекта капитального строительства, по той причине, что Градостроительный кодекс оперирует понятием «объект капитального строительства», и не оперирует понятием «объект недвижимого имущества». В правоприменительной практике часто возникает спор между соотношением понятий недвижимой вещи и объектом капитального строительства.

Статья 1 ГрК РФ содержит легальное определение объекта капитального строительства, под которым понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее – объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Данное определение прямо не указывает ни на какие признаки, позволяющие сравнить рассматриваемые понятия, а только перечисляет некоторые строительные объекты.

Помочь в анализе нам может легальное определение понятия сооружения, под которым понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. Такое определение содержится в Федеральном законе от 30.12.09 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Из приведенного определения сооружения можно понять, что сооружение – результат строительства, как правило, прочно связанный с землей, что является общим признаком с понятием недвижимого имущества.

Более четких количественных и качественных характеристик объектов недвижимости и объектов капитального строительства, а также иных критериев, позволяющих отнести объект к объектам недвижимого имущества или объектам капитального строительства либо к объектам, не являющимся объектами недвижимого имущества или объектами капитального строительства, действующее законодательство не содержит. На основе изложенного можно сделать вывод, что понятия объекта недвижимого имущества и объекта капитального строительства можно признать тождественными для целей настоящей статьи.

По общему правилу, строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, порядок выдачи которого предусматривает представление среди прочего правоустанавливающего документа на земельный участок (ст. 51 ГрК РФ).

Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с ГрК РФ подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или проектом планировки территории и проектом межевания территории при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.

Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

— строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства;

— иных случаях, если в соответствии с ГрК РФ, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Важным пунктом в указанной статье является указание на то, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют случаи, при которых не требуется разрешение на строительство.

Такие нормативные правовые акты приняты многими субъектами Российской Федерации. Для примера разберем несколько актов.

1. Постановлением Правительства Москвы от 27.08.12 № 432-ПП[2] установлены случаи, при которых получение разрешения на строительство не требуется. Среди таких случаев строительство и реконструкция кабельных, воздушных и кабельно-воздушных линий электропередачи, в том числе кабельных линий электропередачи, исполненных в блочной канализации, а также иных объектов электросетевого хозяйства напряжением до 20 кВ включительно.

Примечательно, что разрешение на строительство также не требуется при строительстве антенно-мачтовых сооружений связи в виде металлических или железобетонных столбов высотой до 40 м включительно и (или) устанавливаемых с заглублением подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли до 4 м включительно.

2. Законом Московской области 10.10.14 № 124/2014-ОЗ[3] установлены случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство. Среди таких случаев указано строительство объектов электросетевого хозяйства классом напряжения до 20 кВ включительно.

3. Областным законом Ленинградской области 18.05.12 № 38-оз[4] установлены случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство, среди которых указываются случаи строительства линий электропередачи напряжением до 35 кВ.

4. Закон Свердловской области 15.07.13 № 75-ОЗ[5] закрепляет, что получение разрешения на строительство, помимо случаев, установленных федеральным законом, не требуется в случае строительства и (или) реконструкции кабельных, воздушных и кабельно-воздушных линий электропередачи, в том числе кабельных линий электропередачи, исполненных в блочной канализации, а также электроустановок напряжением до 20 кВ включительно.

Поскольку для строительства, реконструкции и модернизации указанных объектов в силу ст. 51 ГрК РФ и регионального законодательства не требуется получение разрешения на строительство, то и не будет требоваться разрешение на ввод такого объекта в эксплуатацию. Данное правило закреплено в ст. 55 ГрК РФ.

Если внимательно проанализировать нормы указанных нормативных правовых актов органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то можно усмотреть, что освобождение от получения документов, предусмотренных ГрК РФ, возможно только в отношении ВЛ напряжением до 35 кВ. Напомню, что ВЛ данного класса напряжения располагаются, как правило, на одностоечных опорах, вкопанных в грунт, т. е. не имеющих фундамента.

Причина, по которой можно отнести указанные опоры к движимым вещам, состоит в незначительной связи с землей, которая выражается в скорости и простоте монтажа и демонтажа таких опор без ущерба самим опорам. На практике не составляет труда демонтировать или смонтировать ВЛ на одностоечных опорах, а равно и изменить расположение таких опор.

Таким образом, можно сделать вывод, что опоры ВЛ, не имеющие фундамента, могут рассматриваться как объекты некапитального строительства и соответственно они являются движимым имуществом. Их можно квалифицировать как сооружения, на которых подвешиваются провода электропередачи. К таким опорам можно отнести деревянные и железобетонные одностоечные или П-образные опоры, вкопанные в грунт.

[1] Утв. постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 05.06.03 № 65.

[2] «О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется».

[3] «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Московской области».

[4] «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ленинградской области».

Читайте также:  Классификатор объектов капитального строительства 374

[5] «Об установлении на территории Свердловской области случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство».

5. Комплекс работ по оформлению прав на линейный объект , являющийся объектом капитального строительства . Особенности формирования объекта капитального строительства , оформление технического плана для ввода объекта в эксплуатацию, оформление технического плана для кадастрового учета линейного объекта , оформления прав на линейный объект , находящийся в двух и более регистрационных округах. Особенности кадастровой деятельности в отношении линейных объектов . I.Понятие «линейный объект » Вопрос о линейных объектах всегда был и является до сих пор одним из самых сложных в градостроительном и земельном законодательстве РФ.

Расходы на благоустройство территории: как отразить в учете?

Порядок отражения в учете расходов на благоустройство территории зависит от вида выполняемых работ, оказываемых услуг, являющихся предметом соответствующего контракта (договора). На какие КВР и статьи КОСГУ они могут быть отнесены? Как отразить такие расходы в бухгалтерском учете? Надо ли облагать объекты благоустройства налогом на имущество? Ответы на эти вопросы – далее.

Понятие «благоустройство территории»

Благоустройство территории – это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленных правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная (п. 36 ст. 1 ГрК РФ):

на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан;

на поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории;

Объектами благоустройства являются территории различного функционального назначения, на которых проводятся мероприятия по инженерной подготовке к озеленению, по устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленные на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка (п. 3.12, 3.2 СП 82.13330.2016, утвержденных Приказом Минстроя РФ от 16.12.2016 № 972/пр).

Правила благоустройства территории устанавливают органы местного самоуправления, а в городах федерального значения (Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе) – органы госвласти субъектов РФ (пп. 19 п. 1 ст. 14, пп. 25 п. 1 ст. 16, пп. 10 п. 1 ст. 16.2, п. 1.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Исполнение этих правил возлагается на всех без исключения владельцев, пользователей имущества и земель, в том числе на государственные (муниципальные) учреждения.

В рамках благоустройства территории могут проводиться следующие работы:

уборка территории от грязи, мусора, снега, льда, их вывоз и утилизация;

озеленение (разбивка газонов, цветников, клумб, посадка саженцев);

ремонт тротуаров (асфальтирование, укладка тротуарной плитки);

возведение различных видов ограждений, установка беседок, скамеек, фонтанов, различных архитектурных форм, фонарей уличного освещения;

обустройство игровых, детских, спортивных, танцевальных площадок;

ремонт памятников, обелисков и др.

Выбор КВР и статьи КОСГУ

В настоящее время правила применения КВР и статей КОСГУ регулируются Порядком № 85н и Порядком № 209н соответственно.

В силу положений Порядка № 85н расходы на благоустройство территории следует относить на КВР:

243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества» – если расходы осуществляются в рамках капитального ремонта;

244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» – если благоустройство проводится в рамках текущих расходов и включает в том числе выполнение работ по расчистке территорий, приобретение расходных материалов, объектов малых архитектурных форм (фонарей, скамеек, урн и т. д.), осуществление работ по их установке, а также работ по созданию (строительству) иных некапитальных строений, сооружений;

407 «Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями» – если расходы осуществляются бюджетными и автономными учреждениями, 414 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности» – если расходы осуществляются казенными учреждениями в целях капитальных вложений в объекты капстроительства государственной (муниципальной) собственности.

Согласно положениям Порядка № 209н в зависимости от экономического содержания расходов, осуществляемых в целях благоустройства, их следует отражать в учете (см. письма Минфина РФ от 25.02.2021 № 02-05-10/13814, от 15.05.2020 № 02-08-10/40908, от 13.09.2019 № 02-08-05/70775):

по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ – при создании объектов основных средств (асфальтовых дорожек, различных архитектурных форм, спортивных, детских площадок, ограждений и т. п.), приобретении объектов наружного освещения (фонарей), скамеек, урн с учетом стоимости их установки (если таковая осуществляется поставщиком исходя из условий договора на их покупку);

по соответствующим подстатьям статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ – при покупке материальных запасов для благоустройства территорий. Например, приобретение стройматериалов (песка, щебенки, плитки) для ремонта тротуара необходимо относить на подстатью 344 «Увеличение стоимости строительных материалов», семян, рассады, грунта для посадки растений – на подстатью 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов», материалов для целей капвложений – на подстатью 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений»;

по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ – при оплате работ и услуг, произведенных и оказанных в целях содержания, ремонта, обслуживания, поддержания и (или) восстановления функциональных и пользовательских характеристик уже имеющихся объектов (ремонт фасадов зданий, восстановление дорожного покрытия, очистка территории учреждения от грязи, мусора, покос травы, стрижка кустарников и т. п.);

по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ – при оплате работ, услуг, не связанных с ремонтом и не формирующих капвложения (разбивка клумб, высадка рассады, цветов и др.);

по подстатье 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ – при оплате услуг и работ, формирующих капвложения (услуги и работы, оказываемые и осуществляемые для целей капитальных вложений в нефинансовые активы, например по установке (монтажу) основных средств, высадке саженцев многолетних насаждений).

Особенности учета расходов на благоустройство

Рассмотрим на примерах особенности учета отдельных видов расходов на благоустройство территории.

Капремонт фасада здания

Пример 1.

В ходе реализации мероприятий по благоустройству территории автономным учреждением культуры был заключен с подрядчиком контракт на проведение работ по капитальному ремонту фасада здания на сумму 1 200 000 руб. Размер аванса по контракту составил 360 000 руб., сумма окончательного платежа – 840 000 руб. Расходы по оплате работ произведены за счет целевой субсидии, выделенной из областного бюджета. Согласно учетной политике они относятся к общехозяйственным.

Работы выполнены в полном объеме, сторонами подписан акт приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103).

Расходы по оплате заключенного с подрядчиком контракта на проведение работ по капитальному ремонту фасада здания необходимо отразить по КВР 243 в увязке с подстатьей 225 КОСГУ.

Согласно Инструкции № 183н указанные операции должны быть оформлены в бухгалтерском учете следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Перечислен аванс подрядчику

5 206 25 564

5 201 11 610
Забалансовый счет 18

360 000

Отражена стоимость выполненных работ по капитальному ремонту фасада здания на основании акта (ф. 0504103)*

5 109 80 225

5 302 25 734

1 200 000

Зачтен ранее перечисленный аванс

5 302 25 834

5 206 25 664

360 000

Произведен окончательный расчет с подрядчиком

5 302 25 834

5 201 11 610
Забалансовый счет 18

840 000

* Информацию о капремонте здания следует отразить в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031), открытой на объект недвижимого имущества.

Возведение спортивной площадки

Пример 2.

Бюджетное учреждение культуры и отдыха (парк) заключило с подрядчиком контракт на выполнение работ по возведению (строительству) на его территории многофункциональной спортивной площадки на сумму 1 800 000 руб. Оплата работ произведена за счет средств субсидии на цели осуществления капитальных вложений.

Построенная спортивная площадка принята к учету как отдельный инвентарный объект недвижимого имущества (код ОКОФ 220.41.20.20.900). Срок ее полезного использования – 15 лет (180 мес.).

В соответствии с учетной политикой учреждения амортизационные отчисления по указанному объекту признаются прямыми затратами и относятся на себестоимость оказываемых государственных (муниципальных) услуг. Для начисления амортизации применяется линейный метод.

Расходы на оплату работ по возведению спортивной площадки – объекта капитального строительства, произведенные бюджетным учреждением, необходимо отразить по КВР 407 в увязке со статьей 310 КОСГУ.

На основании Инструкции № 174н в бухгалтерском учете должны быть сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражены вложения в объект основных средств – спортивную площадку

6 106 11 310

6 302 31 734

1 800 000

Погашена задолженность перед подрядчиком

6 302 31 834

6 201 11 610
Забалансовый счет 18

1 800 000

Отражен перевод капвложений на возведение спортивной площадки с кода вида деятельности 6 на код вида деятельности 4

6 304 06 832

6 106 11 310

1 800 000

4 106 11 310

4 304 06 732

Принята к учету спортивная площадка в составе основных средств по факту государственной регистрации прав на нее

4 101 12 310

4 106 11 310

1 800 000

Отражено увеличение расчетов с учредителем в сумме балансовой стоимости поступившего недвижимого имущества

4 401 10 172

4 210 06 661

1 800 000

Отражено ежемесячное начисление амортизации в течение всего срока эксплуатации спортивной площадки
(1 800 000 руб. / 180 мес.)

4 109 60 271

4 104 12 411

10 000

Читайте также:  Акт подтверждающий соответствие параметров построенного объекта капитального строительства образец

Уборка территории

Пример 3.

Казенное учреждение культуры заключило с физическим лицом договор гражданско-правового характера (ГПХ) на очистку его территории от грязи и мусора. Вознаграждение по договору в размере 20 000 руб. выдано из кассы учреждения. Вычеты по НДФЛ физическому лицу не предоставляются.

Расходы по оплате заключенного с физическим лицом договора ГПХ на очистку территории от грязи и мусора необходимо отразить по КВР 244 и подстатье 225 КОСГУ.

На основании Инструкции № 162н указанные операции должны быть оформлены в бюджетном учете с применением следующих корреспонденций счетов:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислено вознаграждение физическому лицу по договору ГПХ

1 401 20 225

1 302 25 737

20 000

Удержан НДФЛ с суммы вознаграждения
(20 000 руб. x 13%)

1 302 25 837

1 303 01 731

2 600

Начислены страховые взносы:

– на ОМС
(20 000 руб. x 5,1%)

1 401 20 225

1 303 07 731

1 020

– на ОПС
(20 000 руб. x 22%)

1 401 20 225

1 303 10 731

4 400

Выдано вознаграждение физическому лицу из кассы учреждения
20 000 – 2 600) руб.

1 302 25 837

1 201 34 610
Забалансовый счет 18

17 400

Установка скамеек и урн для мусора

Пример 4.

Автономное учреждение культуры в целях благоустройства своей территории приобрело у поставщика металлические скамейки и урны для мусора на сумму 72 000 руб. Работы по их установке оплачивались по отдельному договору, заключенному с подрядчиком на сумму 8 000 руб.

Все расходы произведены учреждением за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности (не облагаемой НДС).

Комиссией учреждения принято решение учитывать скамейки и урны в составе основных средств на счете 2 101 36 000 «Инвентарь производственный и хозяйственный – иное движимое имущество учреждения».

В соответствии с учетной политикой учреждения амортизационные отчисления по указанным объектам не формируют себестоимость услуг, оказываемых учреждением, они относятся на финансовый результат текущего финансового года.

Расходы на приобретение скамеек и урн следует относить на статью 310 КОСГУ, а оплату работ по их установке – на подстатью 228 КОСГУ. Указанные затраты отражаются по КВР 244.

В бухгалтерском учете должны быть сформированы следующие корреспонденции счетов:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражены капвложения в объекты основных средств (скамейки и урны)

2 106 31 310

2 302 31 734

72 000

2 302 28 734

8 000

Перечислены денежные средства:

– за поставленные скамейки и урны

2 302 31 834

2 201 11 610
Забалансовый счет 18

72 000

– за выполненные работы по их установке

2 302 28 834

2 201 11 610
Забалансовый счет 18

8 000

Приняты к учету объекты основных средств (скамейки и урны) в сумме фактических вложений
(72 000 + 8 000) руб.

2 101 36 310

2 106 31 310

80 000

Начислена амортизация*

2 401 20 271

2 104 36 411

80 000

* В примере исходим из того, что стоимость одного объекта превышает 10 000 руб. и при выдаче его в эксплуатацию амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости.

Обложение объектов благоустройства налогом на имущество

В силу ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество, которое учитывается на балансе в качестве основных средств.

Государственные (муниципальные) учреждения рассчитывают и уплачивают налог на имущество организаций исходя из среднегодовой стоимости облагаемого имущества (п. 1 ст. 375 НК РФ).

Обратите внимание: порядок налогообложения объектов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости, установленный ст. 378.2 НК РФ, на объекты недвижимого имущества, принадлежащие государственным (муниципальным) учреждениям на праве оперативного управления, не распространяется (см. письма Минфина РФ от 14.08.2020 № 03-05-05-01/71386, от 31.03.2020 № 03-05-05-01/25436, от 25.03.2020 № 03-05-05-01/23473).

Не облагаются налогом на имущество организаций:

любое движимое имущество (пп. 1 п. 1 ст. 374 НК РФ);

имущество, которое не является объектом налогообложения на основании п. 4 ст. 374 НК РФ (например, земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы));

льготируемое имущество учреждения (п. 2 ст. 372, ст. 381 НК РФ).

На основании ст. 130 и 131 ГК РФ к недвижимому имуществу относятся подлежащие государственной регистрации (специальной регистрации, учету) земельные участки, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, водные и воздушные суда и иные объекты. При этом вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом, регистрация прав на которое не требуется (например, машины и оборудование, наземные транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь и иные объекты).

Кроме того, согласно ст. 1 ГрК РФ под объектом капитального строительства понимаются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Для создания объектов капитального строительства необходимы подготовка проектной документации, получение разрешений на строительство объекта и на ввод его в эксплуатацию (ст. 48, 48.1, 49, 51, 55 ГрК РФ).

В то же время в силу ст. 135 ГК РФ по общему правилу вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежностью), следует судьбе главной вещи.

По мнению Росреестра (см. Письмо от 20.10.2020 № 11-9273-АБ/20), оборудование, которое неразрывно связано физически или технологически с капитальным сооружением, зданием или земельным участком, с момента присоединения к соответствующей недвижимости становится ее составной частью, при этом данное оборудование не может рассматриваться в качестве самостоятельного объекта недвижимости.

Таким образом, созданные в ходе выполнения работ по благоустройству территорий объекты недвижимого имущества подлежат обложению налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке.

Что касается элементов благоустройства, неразрывно связанных с объектами капстроительства или земельными участками, например малых архитектурных форм (фонарей, скамеек, урн и т. д.), заасфальтированной площадки, покрытого гравием земельного участка, они этим налогом не облагаются (см. письма Минфина РФ от 25.02.2021 № 02-05-10/13814, от 04.02.2020 № 03-05-05-01/6848, от 14.02.2020 № 03-05-05-01/10366, от 01.04.2020 № 03-03-07/26051).

В статье рассмотрены особенности учета отдельных видов расходов, которые имеют место при благоустройстве территорий учреждений культуры. В зависимости от вида выполняемых работ соответствующие расходы подлежат отражению:

при проведении капитального ремонта фасада здания – по КВР 243 и подстатье 225 КОСГУ;

при возведении (строительстве) на территории бюджетного учреждения спортивной площадки, учитываемой в качестве объекта недвижимости, – по КВР 407 в увязке со статьей 310 КОСГУ;

при уборке территории от грязи и мусора – по КВР 244 и подстатье 225 КОСГУ;

при приобретении скамеек, урн и оплате работ по их установке в рамках отдельных договоров – по статье 310 КОСГУ (в части расходов на покупку указанных объектов) и подстатье 228 КОСГУ (в части затрат на их установку) в увязке с КВР 244.

Элементы благоустройства, являющиеся неотъемлемой частью капитального сооружения, здания или земельного участка, не могут рассматриваться в качестве самостоятельных объектов недвижимости, поэтому облагать их налогом на имущество организаций не нужно.

Строительство , капитальный ремонт или реконструкция линейных объектов отличаются спецификой. Как учесть нюансы правового урегулирования работ и правильно к ним подготовиться, расскажем в статье. … При этом ЛО представляет собой единый, неделимый объект вещных прав, части которого не являются отдельными объектами недвижимости. В российском законодательстве отсутствует четкое определение термина «линейный объект », но из правовых актов следует, что это система сооружений с определенными характеристиками

Источники
  • https://api.nnov.ru/chto-ponimaetsya-pod-blagoustrojstvom-territorii/
  • https://www.vegaslex.ru/analytics/publications/overhead_transmission_lines_as_the_objects_of_movable_and_immovable_property/
  • https://www.audit-it.ru/articles/account/assets/a8/1034779.html?SECTION=account&SUB_SECTION=assets&SECTION_NUMBER=8&NUMBER=1034779

Рейтинг
Загрузка ...