Геометрические коллизии в строительном проектировании — ошибочные пересечения элементов модели: инженерных систем, несущих конструкций, архитектурных деталей и др.
Среда общих данных Pilot-BIM позволяет осуществлять автоматизированную проверку консолидированной модели на наличие в ней геометрических коллизий непосредственно в процессе проектирования и генерировать отчеты с результатами проверки.
Создание Журнала проверок
Откройте панель в правой части экрана кнопкой Проверка модели. Нажмите Создать журнал проверок, затем Журнал проверки пересечений.
В появившемся окне Настройки Журнала:
- Введите имя журнала проверки.
- Выберите проверяемые части модели в списках Набор А и Набор Б. Поиск коллизий осуществляется для определения пересечения объектов как в пределах одной части, так и в пределах разных частей консолидированной модели.
- При необходимости можно:
- Ограничить проверку на коллизии определёнными классами IFC. Например, если в Наборе А прописать IfcWall , а в Наборе Б — IfcBeam , то поиск коллизий будет осуществлён только между стенами части модели, указанной в Наборе А и балками части модели из Набора Б.
- Задать значение для поля Считать слабыми пересечения до.
Выполнение проверки на пересечения
Выберите журнал проверок из списка и нажмите кнопку справа от названия журнала. Если проверка по журналу уже проводилась, то на месте кнопки будет расположен индикатор количества обнаруженных проблем. Затем нажмите кнопку Запустить проверку.
Каллизия розовая и другие традесканции. Размножение.
В случае обнаружения коллизий в правую панель будет выведен список проблем с состоянием Найдено. При выборе проблемы из списка пересекающиеся элементы будут выделены синим и зелёным цветом, а построенное тело пересечения этих элементов — красным. Другие объекты будут отображаться полупрозрачными, их также можно скрыть, нажав кнопку Скрыть всё кроме объектов проблемы.
После запуска проверки в журнал задач обработки Диспетчера серверных задач будет добавлена запись действия Поиск проблем, содержащая информацию о дате и времени старта, статусе выполнения, инициаторе проверки; а также ссылки на проект и журнал проверки пересечений.
Состояния проблем
В базовой конфигурации настроены следующие состояния проблем:
Найдено | Если при проверке обнаружено пересечение элементов, то в список записывается проблема с этим состоянием. | |
Не требует исправления | Информационное состояние из конфигурации по умолчанию, которое можно использовать как визуальную метку. Состояние проблемы Найдено можно перевести в это состояние и обратно кнопкой на панели инструментов над списком. | |
Исправлено | Если при проверке пересечение больше не обнаруживается, вследствие изменения геометрии объектов или настроек журнала, то статус проблемы меняется на Исправлено. |
✅ Глава 1. 11 Домен коллизий и широковещательный домен
Состояния проблем можно добавлять, удалять, изменять, а также настраивать переходы между состояниями с помощью функционала Управления группами состояний. При возможности перехода в другое состояние (если настроен соответвующий переход) на панели инструментов списка ошибок будут доступны кнопки с иконками состояний.
Для автоматического назначения найденной проблеме состояния Найдено и автоматического перехода проблем в состояние Исправлено используются имена bim_issueFound и bim_issueFixed. Не удаляйте эти состояния и не изменяйте их имена. |
Навигация по проблемам
Для навигации по списку проблем выберите журнал, затем:
- Используйте двойной клик левой кнопки мыши по элементам списка.
- В окне просмотра модели выделите элемент, который имеет пересечения, и выберите команду контекстного меню Показать в списке проблем и далее одну из проблем, связанных с этим элементом.
Также можно переключать режим отображения коллизии в окне просмотра модели:
- Нажмите Режим навигации.
- Выберите один из режимов:
- Масштабировать по BIM-объектам — при двойном клике по элементу в списке проблем камера в окне просмотра модели переместится без поворота к месту коллизии, масштаб вида будет таким, чтобы окно вмещало оба пересекающихся элемента.
- Масштабировать по телу пересечения — аналогично предыдущему, но масштаб вида будет таким, чтобы окно полностью вмещало только тело пересечения.
Слабые пересечения
Если при пересечении элементов их взаимное проникновение меньше значения, заданного в поле Считать слабыми пересечения до, то такое пересечение считается слабым. Слабое пересечение не определяется как проблема при проверке и не записывается в список проблем.
Значение поля задаётся в условных единицах, примерно равных миллиметрам. Вводить можно положительные числа — как целые, так и с плавающей точкой.
Оптимальные значения подбираются опытным путём, исходя из конкретных проектов и задач. |
Редактирование и удаление журналов проверок
При необходимости можно Редактировать и Удалять журналы проверок.
После изменнеия настроек журнала проверка не будет запущена автоматически. Выполните запуск проверки командой Запустить проверку.
Отчёты по журналу проверок
Выберите журнал из списка и нажмите Построить отчёт по журналу, затем [BIM] Журнал проверок модели или [BIM] Матрица пересечений.
Выбранный отчёт откроется во вкладке Отчёты, и его можно будет напечатать или экспортировать в PDF-файл.
Источник: help.pilotems.com
Clashes Manager — плагин по обработке коллизий
Коллизия (столкновение) — это ошибка, допущенная на стадии проектирования и заключающаяся в наложении границ проектирования разных объектов.
Технологические коллизии приводят к нарушению условий функционирования всей системы, сложностями в процессе монтажа. Геометрические коллизии приводят не только к физическому наложению частей сооружения, но и к несоблюдение расстояний между ними в соответствии с нормативными документами.
Обработка коллизий включает в себя два этапа: нахождение коллизий, формирование отчета на основе найденных пересечений и непосредственно отработка коллизий. На первом этапе координатор ручным способом формирует проверки, а результаты формирует в отчёты.
Дальше же за дело принимается проектировщик. Раньше приходилось в ручную открывать файл отчета, просматривать его, искать значения Id пересекающихся элементов.
В отчете, состоящим из нескольких десятков тысяч строк, это превращается в рутину, отнимающую много времени и сил.
Затем в самом ревите, используя команду “Выбор элемента по Id”, элемент ищется в проекте. При этом, если элемент находится в связанном файле, то найден он не будет.
Таким образом, все эти итерации сводились к большим затратам труда.
Именно поэтому BIM-Команда ЭНЭКА разработала плагин Clashes Manager, чтобы оптимизировать процесс устранения коллизий и уменьшить трудозатраты в несколько раз.
Сейчас плагин прошел первую стадию разработки и обладает следующим функционалом:
- Формировании списка коллизий в табличном виде, разделенного по проверкам
- Автоматическое формирование вида с коллизией и его подрезка до границ пересечения при нажатии на соответствующую кнопку
- Работа со статусами коллизий (новая, в работе, устранена)
- Сохранение обрабатываемых отчетов
- Возможность работы с отчетом нескольким людям (при условии, если файл отчетов находится на общедоступном диске)
Процесс обработки пересечений свелся к тому, что проектировщику достаточно подгрузить сформированный отчет, не изучая и не открывая его отдельно. Далее он может выбрать конфликт и устранить коллизию.
При первом открытии будет сформирован новый отчет, где все коллизии будут иметь статус “Активная”.
Главное окно плагина состоит из:
- клавиши “обзор” для считывания отчета
- выпадающего списка с проверками, из которых состоит отчет
- главной таблицы с названиями конфликтов, статусами, комментариями и клавиши “найти”
- двух таблиц с информациями о пересекаеых элементах
- окна с изображением конфликта, сформированного в Navisworks
После считывания отчета, проектировщик выбирает нужную проверку, соответствующую его разделу и начинает устранять коллизии.
Процесс устранения заключается в выборе коллизии в таблице и нажатии кнопки “Найти” по правой стороне таблицы плагина. В это время сформируется вид с коллизией, где проектировщик устраняет ее.
После этого статус в программе инженер меняет на “Исправлена”. Таким образом он может контролировать, какие коллизии уже были устранены, а какие нет.
В итоге формируется таблица со статусами и комментариями. И при повторном открытии будет загружен последний сохраненный вариант отчета.
В последующих версиях будет добавлена возможность одновременной работы нескольких людей на одним отчетом, а также возможность формировать отчет для ГИПов, для контроля устранения коллизий.
Также плагин уже локализован для загрузки в Autodesk App Store и в ближайшее время появится в свободном доступе, о чем мы сообщим.
Специалисты компании Энэка разработали более 100 скриптов, успешно внедрили более 10 разработанных многофункциональных плагинов. Разрабатывают решения для автоматизации для Revit, Civil , Tekla, CRM-Систем и работают с API. Вы можете обратиться к нам для разработки плагинов и скриптов любой сложности.
Источник: eneca.by
Коллизия в строительстве что это
Сколько стоят коллизии в строительстве. Опыт компании «БИМТЕХНЕТ», BIM-первопроходцев в Республике Саха (Якутия)
БИМТЕХНЕТ – первая в Республике Саха (Якутия) высокотехнологичная проектно-инжиниринговая компания. В своих проектах она доказала, что в отечественном программном обеспечении возможно создавать цифровые информационные модели любой сложности. К технологии информационного моделирования (ТИМ/BIM) компания относится прагматично, точно зная, какую экономию на этапе строительства приносят своевременно выявленные коллизии.
О работе BIM-первопроходцев рассказывает технический директор «БИМТЕХНЕТ» Алексей Скрябин. Статья подготовлена на основе его выступления на форуме «Белые ночи САПР. Строительство».
Как любая компания, которая занимается внедрением технологии информационного моделирования, мы столкнулись с проблемой кадров. Подготовка у сотрудников была очень разная, далеко не все могли взяться за сложные и объемные проекты.
При этом мы, будучи частью региональной банковской группы АО АКБ «Алмазэргиэнбанк», должны думать и о деньгах, об их эффективном распределении и сохранении на всех этапах жизненного цикла строительства.
Для оптимизации наших ресурсов была разработана внутренняя классификация объектов проектирования по уровням сложности, где основные критерии — ориентировочная локальная сметная стоимость объекта, тип заказчика (государственный, муниципальный, частный), назначение проекта, требуемая детализация. В зависимости от сложности определяется степень применения ТИМ и набор используемого программного обеспечения. Каждый сотрудник должен пройти все уровни, чтобы стать профессионалом.
Градация объектов в классификации начинается с нулевого уровня, который, по нашему мнению, так же необходим, как и другие. Ориентировочная стоимость таких проектов составляет до 10 млн рублей. Заказчиками выступают частные фирмы, строящие дома из бруса, учебные заведения (профильные кафедры, лаборатории) или физлица. Детализация идет по системе B и C1: информационное требование формируется на месте.
Автономный модуль для эксплуатации на Крайнем Севере
Проект для профильной кафедры «Электроснабжение» Физико-технического института
Проекты предназначены для реализации, обоснования финансовых затрат, визуального представления, банковской экспертизы при ипотеке.
Даже на нулевом уровне используется специализированное программное обеспечение, включая Renga и ее плагины, КОМПАС-3D, сметные программы, расчетные калькуляторы.
Возможно, кому-то подобные проекты покажутся совсем простыми, но именно на них получают реальный практический опыт будущие специалисты. Мы работаем с Северо-Восточным федеральным университетом, привлекаем к выполнению проектов студентов выпускных курсов направлений «Электроснабжение», «Строительство», «Автомобильные дороги», «Теплоэнергетика». Наши сотрудники их обучают, со временем за каждым штатным сотрудником закрепляются помощники, выполняющие несложные задачи по созданию 3D-объектов и параметризации.
Простые проекты имеют хорошую маржинальность. С помощью 3D-подхода можно быстро выводить интересующие нас параметры и обосновывать стоимость. Целенаправленный поиск коллизий здесь не требуется. Те строительные компании, которые работали по проектам, разработанным в Renga, больше не хотят возвращаться к 2D-подходу, им важно получать детализацию модели.
«БИМТЕХНЕТ» курирует работу Международного центра развития перспективных компетенций Future Skills: NEFU и сотрудничает с кафедрой электроснабжения Северо-Восточного федерального университета. В этом году все выпускные квалификационные работы на кафедре были выполнены с использованием программного обеспечения АСКОН и Renga.
Проекты стоимостью от 10 до 50 млн рублей поступают от муниципальных заказчиков, сельскохозяйственных организаций и фермеров, частных строительных компаний, работающих с железобетоном. По-прежнему информационное требование формируется на месте (B и C1), но у заказчиков появляются дополнительные пожелания, к примеру, фотореалистичный рендер. В назначении проекта присутствует госэкспертиза.
Набор используемого программного обеспечения становится более профессиональным — здесь и среда общих данных Pilot-BIM, вновь Renga с плагинами, расчетные программы по фундаментам, дополнительные BIM и CAD-инструменты, сметные программы. Придерживаясь принципа мультивендорности, мы не ограничиваемся одной системой и используем около 15 программных комплексов.
Проект коровника на 60 голов был подготовлен для участия в грантовой поддержке молодых фермеров в одном из районов Республики Саха (Якутия), разделы: АР, КР, ИОС, ТХ, ТЭО. Помимо документации, заказчику требовалось визуальное представление, чтобы затем самостоятельно представлять свой проект.
Проект двухэтажного железобетонного монолитно-каркасного жилого дома на свайном фундаменте (разделы: АР, КР, ИОС, ТХ, смета) разрабатывался, чтобы максимально сократить разницу между сметными и фактическими показателями. Здесь мы применили все основные методики расчета и проектирования больших объектов, в том числе поиск коллизий в среде общих данных.
Исполнителями выступают наши штатные сотрудники и сторонние специалисты, хорошо знающие проектную дисциплину, но не знакомые с технологией информационного моделирования. От них требуется максимальная сосредоточенность на программных инструментах, чтобы быстрее научиться их использовать.
На первом уровне мы переходим к коллективной разработке с обязательной проверкой моделей на коллизии. По статистике наших партнеров, проекты, реализованные с помощью технологии информационного моделирования, обходятся на 15% дешевле.
Проекты стоимостью до 120 млн рублей характерны для средних застройщиков и технических заказчиков строительства, муниципальных организаций и сельхозобъединений. Информационное требование заказчика необходимо разрабатывать заранее либо согласовывать на месте: какая детализация должна быть, какой состав делать, какую часть проекта поднимать, какие коллизии искать.
Проектирование выполняется по Постановлению №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», модель предназначена в том числе для прохождения госэкспертизы и использования в ходе строительно-монтажных работ. Набор программных продуктов практически не отличается от первого уровня.
Торгово-логистический центр в Республике Саха (Якутия) имеет достаточно несложный конструктив — металлический каркас на сэндвич-панелях, но в него интегрирована технологическая часть с оборудованием, чтобы заказчик увидел, как будет реализовываться проект.
От исполнителей проекта требуется уверенное владение ТИМ-инструментами. В полной мере используется коллективная работа над моделью, включая регулярную синхронизацию и поиск коллизий. В отдельных цифровых моделях можно обнаружить от 50 до 150 коллизий – достаточно много, что подтверждает необходимость применения технологии информационного моделирования.
Обязательно наличие ТИМ-менеджера в команде, который организует и координирует работы. В случае его отсутствия или загруженности, обязанности переходят к самому опытному участнику команды. Все основные штатные сотрудники должны знать систему совместной работы, уметь подключаться, чтобы отчасти заменить ТИМ-менеджера.
Основные проекты, которые мы разрабатываем, имеют стоимость в диапазоне 120 — 250 млн рублей и относятся к государственному заказу. Наш госзаказчик строит на всей территории республики. На этом уровне требования по детализации строгие — они разрабатываются заранее и включаются в состав технического задания. Проекты должны соответствовать Постановлениям №331 и №1431 о формировании и ведении информационной модели.
Пример проекта довольно высокого уровня – спортивный комплекс, как и везде в условиях вечной мерзлоты, на свайном фундаменте. Также используются сэндвич-панели. У нас короткий сезон строительства со сложной сезонной логистикой, поэтому заказчик просит максимальную детализацию, чтобы избежать каких-либо нестыковок во время строительства.
Проект разрабатывался по информационным требованиям госэкспертизы и с применением классификаторов строительной информации (КСИ). Самое сложное, с чем столкнулись — это заполнение параметров в модели для экспорта в IFC.
Коллизии находятся с помощью Pilot-BIM. Если загрузить в систему модель и в процессе проектирования проводить визуальные и автоматические проверки, то результат заметно улучшается.
На третьем уровне заняты только штатные сотрудники, обязательно — ТИМ-менеджер, который должен уметь наполнять и параметризировать цифровую модель. Закрепив широкий спектр компетенций в части владения ПО ТИМ, все наши сотрудники будут знать основы параметризации модели по требованиям госэкспертизы и КСИ.
В проекте спортивного комплекса госзаказчик поставил перед нами цель проверить, возможно ли создавать такие объекты на отечественном программном обеспечении. Мы полностью доказали, что наше ПО работает, в нем можно создавать цифровые информационные модели любой сложности и в результате снижать затраты при строительно-монтажных работах. Последнее для нас крайне важно, учитывая сложность доставки материалов на труднодоступные объекты.
Стоимость выявляемых коллизий на третьем уровне составляет 5-7% от локальной сметной стоимости объекта, с учетом сложной логистики и сезонности СМР данные затраты увеличиваются до 9-12%, в единичных случаях (если коллизии вовремя не обнаружены) — до 30%. При таком колоссальном увеличении бюджета объект не может быть сдан в срок.
Самые сложные проекты, которые мы на данный момент делали, предполагают детализацию практически всех этапов жизненного цикла объекта. В разработке используем почти все программы, так или иначе связанные с BIM.
Наиболее трудоемкую часть представляют фундаменты с большим количеством различной арматуры и бетона. Все они должны быть отражены в исполнительной цифровой модели. Для этого мы на этапе строительно-монтажных работ используем 3D-сканер, оборудование для фотограмметрии (прим.: определение размеров, положения, формы и других характеристик объектов по их фотографиям). С их помощью высчитываем объемы и переводим на акты КС-2 (акт о приемке выполненных работ) и КС-3 (справка о стоимости выполненных работ).
В процессе работы столкнулись с тем, что отклонения конструкций выходили за рамки сводов правил и заказчик просил сделать перерасчет. Тогда мы задались идеей просчитывать данные конструкции с помощью облака точек, решая задачу на основе фактической геометрии. Задача оказалась сложной — ни один компьютер с помощью численных методов не может это сделать, пока продолжаем над этим работать.
На этапе эксплуатации объекта, помимо текущего ремонта и капремонта, мы рассматриваем задачу мониторинга свайных фундаментов. Дома строятся на вечномерзлых грунтах, и, если не проследить состояние фундамента, то эксплуатационные затраты могут сильно вырасти. Сейчас мы интегрируем в IFC-модель данные мониторинга, чтобы проводить по ним расчеты и оценивать изменения в фундаменте.
Стоимость коллизий на этом уровне составляет 10-12% от локальной сметной стоимости объекта. По мере продвижения по жизненному циклу коллизии накапливаются — это надо учитывать и проводить оценочные действия перед тем, как переходить к следующему этапу.
К наивысшему уровню сложности по нашей классификации относятся специализированные промышленные объекты стоимостью от 800 млн рублей. Заказчик — государственный, для проекта требуется полная детализация, весь жизненный цикл выстраивается в «цифре». Информационные требования формируются техническим заказчиком на основе федеральных и региональных требований. На каждом этапе жизненного цикла используется свой набор программных продуктов.
Сейчас мы работаем над проектом комбикормового завода, закончили технико-экономическое обоснование проекта. На этапе проектирования бросили себе вызов: будем работать полностью на отечественном программном обеспечении.
В подобные проекты вовлечены все профильные министерства, научно-исследовательские институты, ресурсоснабжающие организации, территориальные органы, и для эффективного взаимодействия не хватает межведомственной среды общих данных. Цифровая трансформация строительства на уровне региона необходима, чтобы организации, использующие ТИМ, могли показывать более качественные результаты, в том числе в бюджетном планировании.
«Проектная мастерская «Петергоф» о надежности Renga, совместной работе над проектом и подключении строителей к BIM
Источник: ascon.ru