Что такое архитектурная концепция. Кто должен разрабатывать архитектурную концепцию. Этапы разработки и согласования архитектурной концепции на МКД, общественные и производственные здания. Как выбрать проектировщика для архитектурной концепции
Минстроя России от 06.09.2021 N 37970-ОД/08
Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросу разъяснения норм действующего законодательства в градостроительной деятельности и сообщает.
Понятия «строительство», «реконструкция объектов капитального строительства» и «капитальный ремонт объектов капитального строительства» установлены пунктами 13, 14 и 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).
Понятия «дооборудование» и «дополнительное оснащение» не содержатся в законодательстве о градостроительной деятельности.
Из текущего определения капитального ремонта можно выделить следующие виды работ, входящие в это понятие:
— замена и (или) восстановление не являющихся несущими конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций;
— замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (т.е. в отношении несущих конструкций речь идет только об их «элементах»);
— замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов.
В тоже время, помимо определений, данных в Кодексе, Приложением 9 к ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденного приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 г. N 312, установлено, что в Перечень дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте, включено устройство систем противопожарной автоматики и дымоудаления.
Кроме того, следует отметить, что в российском законодательстве широко используется понятие «дооборудование». Прежде всего в бухгалтерском учете при изменении первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету.
Согласно части 2 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации к работам по дооборудованию относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
Системы видеонаблюдения, охранной и пожарной сигнализаций, системы автоматического газового пожаротушения, фотолюминесцентные эвакуационные системы, устройства электронные проходные в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» относятся к системам инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства.
Таким образом, работы по монтажу новых и дооборудованию существующих систем инженерно-технического обеспечения могут осуществляться как при строительстве и реконструкции объекта капитального строительства, так и при их капитальном ремонте.
Понятия " строительство ", "реконструкция объектов капитального строительства " и " капитальный ремонт объектов капитального строительства " установлены пунктами 13, 14 и 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс). Понятия "дооборудование" и "дополнительное оснащение" не содержатся в законодательстве о градостроительной деятельности. Из текущего определения капитального ремонта можно выделить следующие виды работ, входящие в это понятие : — замена и (или) восстановление не являющихся несущими конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций
Разработка архитектурной концепции в 2022 году
Архитектурная концепция представляет собой эскизный проект с сопроводительными документами, который дает первоначальное представление о будущем объекте. После согласования концепции с заказчиком будут начаты основные этапы проектирования с выбором архитектурных, планировочных и иных решений. Также архитектурную концепцию можно представить для предварительного согласования с государственными и муниципальными службами.
Читайте в этом материале, что входит в разработку архитектурной концепции, какие виды обследований и изысканий нужны для архитекторов, в чем заключается особенность выбора решений для разных типов зданий.
Что такое архитектурная концепция
Архитектурная концепция представляет собой набор документов и графических материалов, позволяющих представить внешний облик и общую архитектуру будущего объекта. Разработка концепции осуществляется по следующим направлениям:
- функциональное зонирование территории застройки и определение мест размещения зданий на участке;
- описание и обоснование внешнего вида объекта, общих параметров и характеристик с привязкой к элементам участка;
- общее описание и графическое отображение фасадов здания;
- обоснование схем транспортной и социальной инфраструктуры;
- подготовка расчетов технико-экономических показателей;
- оформление общих графических материалов – чертежей, схем, разрезов, планов участка.
Современные технологии позволяют реализовать концепции в форме визуализации, т.е. заказчик, проектировщик и иные заинтересованные лица сразу смогут оценить общий замысел объекта, особенности архитектуры.
Уважаемые КЛИЕНТЫ!
Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефону:
Москва: 8 (499) 322-05-14 (наш адрес)
Санкт-Петербург: 8 (812) 422-35-90 (наш адрес)
Все консультации бесплатны.
Нормативная база
Специальных нормативных актов для разработки архитектурных концепций нет, так как это предпроектный этап. Однако концепция базируется на результатах инженерных изысканий и обследований, создает основу для будущего проекта. Поэтому специалисты будут применяться следующие нормативные акты:
- Градостроительный кодекс РФ (скачать);
- Постановление Правительства РФ № 87 (скачать);
- СП 54.13330.2016 на многоквартирные дома (скачать)
- СП 118.13330.2012 Общественные здания (скачать);
- СП 158.13330.2014 Медицинские здания и помещения (скачать);
- СП 44.13330.2011 Административные и бытовые здания (скачать);
- СП 56.13330.2011 Производственные здания (скачать).
Также отдельные СП, ГОСТ и СНиП есть для проведения изысканий, оформление разделов проекта, разработку инженерных систем. На нормативную базу Минстроя можно ссылаться и при подготовке архитектурной концепции.
Простым языком
При оформлении технического задания и договора на проектирование заказчик формирует общие требования к объекту, его параметрам. Увидеть, как будет выглядеть будущее здание, можно только после предварительного выбора архитектурных, планировочных, конструктивных и иных решений. Именно с этой целью разрабатывается архитектурная концепция.
Целью этой предпроектной стадии является окончательной согласование с заказчиком места расположения здания, его внешнего вида, деталей фасадов, особенностей планировки. После утверждения концепции все основные решения будут детализированы проектировщиками, архитекторами, дизайнерами, инженерами, другими специалистами. Утвержденная концепция уменьшает количество проблем на стадии проектирования.
Комментарий специалиста. Разработка архитектурной концепции не указана в нормативных актах как обязательная часть проектирования. Поэтому ее не нужно передавать для согласований и получения разрешений. Однако серьезные проектные компании всегда передают текстовую, графическую и визуальную часть концепции для предварительного согласования в госорганы. Это позволяет своевременно устранить ограничения и запреты, уточнить параметры разрешенного строительства, найти компромиссный вариант размещения объектов транспортной и социальной инфраструктуры.
Разработка архитектурной концепции позволяет увидеть. как будущий объект будет выглядеть в пределах улицы, квартала, района
На каком этапе проектирования выбирается и разрабатывается архитектурная концепция
Разработать архитектурную концепцию можно при наличии основных документов на участок, технического задания заказчика. Обычно разработка идет после проведения инженерных изысканий, так как они дают полное представление об особенностях участка, почвы и рельефа, местах размещения существующих коммуникаций. Без результатов изысканий можно только примерно определить точное пятно застройки, что потребуется переделывания концепции.
По сведениям ТЗ можно разработать несколько предварительных эскизов, из которых один будет использован для доработки окончательной архитектурной концепции. Для наглядного представления будет создана упрощенная компьютерная модель будущего здания, определены базовые цветовые схемы и элементы благоустройства территории. Когда концепция утверждена заказчиком, прошла предварительные согласования в госорганах, начнется основной этап проектирования.
Особенности разработки архитектурных концепций для разных видов зданий
Для разработки проектной документации на разные виды зданий применяются специальные нормативные акты. Эти моменты будут учтены и при подготовке архитектурной концепции, ее предварительном согласовании.
Основой городской застройки являются многоквартирные дома. Их стиль, планировка, высота и внешний вид должны соответствовать единому архитектурно-художественному замыслу. Поэтому при разработке архитектурной концепции МКД учитываются следующие особенности:
- градостроительные нормы и правила конкретного города, района, квартала, улицы;
- применяются параметры разрешенного строительства, указанные в ГПЗУ (например, максимально допустимое количество этажей, ограничение по охранным зонам и т.д.);
- обеспечивается транспортная доступность, планируется размещение объектов социальной, инженерной и иной инфраструктуры;
- концепция МКД должна предусматривать организацию подъездов и парковки, в том числе строительство подземных машино-мест.
Приведем пример. Если градостроительный регламент предусматривает застройку квартала домами с высотностью до 5 этажей, проектировать МКД 9, 11 или более этажей не имеет смысла. Такое проект заведомо не получит разрешение на строительство. На стадии архитектурной концепции такие вопросы решаются намного проще, так как объект будет существовать только на бумаге и в общих чертах. Однако уже по концепции можно выбрать и поменять место размещения МКД, чтобы упростить доступ транспорта, расширить зеленые или парковочные зоны, устранить ограничения ГПЗУ.
Концепцию можно разработать не только на отдельный многоквартирный дом, но и целый жилой комплекс
Общественные здания
При разработке архитектурной концепции общественных зданий учитывается их целевое назначение и функциональные характеристики. Например, разные решения нужно выбрать для офисного здания с относительно небольшим количеством посетителей и крупного многофункционального центра. Концепция может предусматривать:
- разграничение здания на разные функциональные зоны (под торговые и развлекательные площади, точки общепита, офисные помещения);
- большие площади на участке под парковку, движение транспорта, логистические решения;
- решения для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения;
- организацию внутренних площадей под нужды арендаторов;
- специальные нормы безопасности и планировки под детские и образовательные учреждения.
Также для общественных зданий чрезвычайно важен внешний вид – строгий и официальный (для государственных учреждений) яркий и уникальный (для торговых центров).
Промышленные здания
Для размещения промышленных зданий обычно выделяются участки за пределами городской черты. На первое место при разработке архитектурной концепции выходит не внешний вид, а функциональность, практичность, оптимизация производственных и транспортных процессов. Вот какие особенности может предусматривать концепция промышленного объекта:
- специально отведенные места складирования, хранения и обезвреживания отходов;
- комплекс планировочных и инженерных решений для защиты окружающей среды, почвы и водных источников;
- специальные решения для санитарных и защитных зон;
- оптимизация пространства на участке для транспортных потоков, стоянки и разгрузки машин;
- отдельные планировочные решения для административных и производственных корпусов, мест отдыха и питания персонала.
Все эти нюансы можно отразить в текстовой и графической части, в визуальной модели промышленного здания. По концепции можно понять, как будут вестись производственные процессы, какие технико-экономические показатели нужны для реализации инвестиционного проекта.
Комментарий специалиста. Большинство заказчиков вряд ли разберутся в достаточно сложных разделах проекта, пояснительной записки, графических схемах и чертежах. Однако архитектурная концепция, представленная в наглядных форматах, моделях и визуализации доходчиво показывает основные элементы планировки, конструкций, благоустройства прилегающей территории. Поэтому вариант с разработкой концепции подойдет при проектировании любых типов зданий.
Можно разработать архитектурную концепцию на группу объектов, учесть особенности существующей застройки и ландшафта.
Кто может разрабатывать архитектурную концепцию
В отличие от проектирования зданий и сооружений, разработчик архитектурной концепции может не состоять в СРО, не соответствовать иным требованиям закона. Однако на практике только проектная организация сможет предусмотреть все особенности архитектуры, зонирования, планировки, учесть нормативные акты для конкретного вида объектов.
Уважаемые КЛИЕНТЫ!
Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефону:
Москва: 8 (499) 322-05-14 (наш адрес)
Санкт-Петербург: 8 (812) 422-35-90 (наш адрес)
Все консультации бесплатны.
Более того, разработка концепции и подготовка проекта находится в неразрывной связи, основывается на результатах изысканий и обследований. Поэтому нужно сразу выбирать надежную организацию, которая приступит к проектированию после утверждения архитектурной концепции.
Документы и графические материалы по итогам разработки архитектурной концепции
Архитектурная концепция представляет собой комплект следующих текстовых материалов:
- описание и обоснование внешнего вида здания, особенностей планировки и функциональной организации, параметры и характеристик объекта;
- описание характеристик участка под застройку;
- описание фасадных и цветовых решений;
- описание и обоснование системы наружного освещения объекта и участка;
- описание элементов благоустройства участка;
- технико-экономические показатели, расчеты инженерных нагрузок.
Не мене важна графическая часть, в которую входит генеральный план земельного участка, эскизы и разверстка фасадов по улицам, поэтажные планы, разрезы. Точный перечень текстовых и графических материалов определяется по ТЗ, особенностям проектируемого объекта.
В комплект документов входят эскизы и чертежи на внешний облик будущего здания.
Как правильно составить ТЗ на разработку архитектурных концепций
Специалисты компании Смарт Вэй помогут разработать точное и правильное ТЗ, что устранит любые проблемы при разработке архитектурной концепции и проектировании. В техническом задании будут указаны основные сведения на участок, требуемые параметры будущего объекта и разделы проектной документации. С примером ТЗ на оформление архитектурной концепции можно ознакомиться на нашем сайте.
Как выбрать надежную компанию для разработки архитектурных концепций и проектирования
Не рекомендуем заключать договор на разработку архитектурной концепции здания без тщательной проверки компании, ее опыта работы на рынке, изучения примеров по предыдущим работам. Это может повлечь серьезные проблемы при реализации концепции в проект, дополнительные расходы. Обращаясь в компанию Смарт Вэй, вы получите профессиональный подход к проектным работам, привлечение к работе собственных специалистов разного профиля, строгое соблюдение сроков и условий договора. Обращайтесь, наши специалисты подробно расскажут обо всех условиях сотрудничества!
Сроки и стоимость
Расценки и сроки разработки архитектурной концепции объекта будут определены после изучения технического задания, предварительного анализа участка и документов заказчика. С примерными ценами вы можете ознакомиться на консультации у наших специалистов. После подписания договора мы гарантируем строгое соблюдение сроков и условий о стоимости работ.
Проблемы и сложности при разработке архитектурных концепций
Ключевой проблемой при разработке архитектурной концепции может являться недостаточность исходных данных и материалов, особенно если не проведены инженерные изыскания. Эти сложности можно устранить сразу, либо на стадии основного проектирования, когда будут получены точные и объективные сведения. Также работа может сопровождаться следующими проблемами:
- сложная планировка, большой объем площадей будущего объекта;
- требования градостроительной документации города и района, ограничения по разрешенным параметрам застройки;
- ограничения, указанные в ГПЗУ на участок (например, защитные, санитарные зоны);
- особенности климатической зоны, местности и рельефа;
- наличие на участке объектов инженерной, транспортной и иной инфраструктуры.
Квалификация наших специалистов позволит избежать проблем, получить уникальную концепцию в строгом соответствии с вашими требованиями.
Преимущества сотрудничества с нашей компанией
Обратившись в компанию Смарт Вэй, вы получите уникальную архитектурную концепцию и проект на объект любой сложности. Преимущества работы с нами:
- положительная история работы на рынке проектирования, высокая деловая репутация;
- доступные цены на все виды работ и услуг, индивидуальные коммерческие предложения;
- консультационная поддержка, полное сопровождение на всех стадиях подготовки и обоснования архитектурной концепции, проектирования.
Звоните, мы подробно расскажем об условиях сотрудничества, обеспечим выгодные цены и сжатые сроки оформления документов.
Кейсы нашей работы по разработке архитектурной концепции
Предлагаем вашему вниманию примеры по ранее выполненным работам, где наши специалисты обеспечили подготовку архитектурной концепции на МКД и общественное здание.
Кейс 1. По заказу крупной строительной компании наши специалисты разработали архитектурную концепцию комплекса многоквартирных домов в Москве.
Кейс 2. Ниже представлен проект архитектурной концепции частной энергетической компании. Концепцию и проектную документацию разрабатывали наши специалисты.
Калькулятор стоимости проектирования
(Если калькулятор стоимости не видно и для мобильных пользователей можно посмотреть здесь https://smway.ru/price/)
Выводы
Архитектурная концепция представляет собой предварительный проект с сопроводительными документами, который дает первоначальное представление о будущем объекте. После согласования концепции с заказчиком будут начаты основные этапы проектирования с выбором архитектурных, планировочных и иных решений. Концепцию можно разработать на любой вид объектов, подготовить визуализированную модель с отображением всех выбранных решений.
Заказывайте разработку архитектурной концепции и проектирование здания в компании Смарт Вэй. По всем возникшим вопросам мы обеспечим бесплатную консультацию!
При написании статьи использовались следующие материалы:
- Градостроительный кодекс РФ (скачать);
- Постановление Правительства РФ № 87 (скачать);
- СП 54.13330.2016 на многоквартирные дома (скачать)
- СП 118.13330.2012 Общественные здания (скачать);
- СП 158.13330.2014 Медицинские здания и помещения (скачать);
- СП 44.13330.2011 Административные и бытовые здания (скачать);
- СП 56.13330.2011 Производственные здания (скачать); .
Опыт работ более 15 лет.
Опубликовано более 500 статей, включая издания — Комсомольская правда, Юрист компании, Коммерсант.
Руководитель технического отдела компании Смарт Вэй с 2013 года.
Объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты , строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (п. 10 ст. 1 [2]). Строительство — создание зданий, строений, сооружений, в том числе на сносимых объектов капитального строительства (п. 13 ст. 1 [2]). … Целью разработки этих документов является определение архитектурной и объемно-планировочной концепции объекта , получавшей положительные решения заказчика, государственных, муниципальных и иных органов, градостроительного Совета и профессионального общественного обсуждения.
Статья 1 ГрК РФ. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе (действующая редакция)
В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:
1) градостроительная деятельность — деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства;
2) территориальное планирование — планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;
3) устойчивое развитие территорий — обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений;
4) зоны с особыми условиями использования территорий — охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) функциональные зоны — зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение;
6) градостроительное зонирование — зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов;
7) территориальные зоны — зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;
8) правила землепользования и застройки — документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений;
9) градостроительный регламент — устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения;
10) объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие);
10.1) линейные объекты — линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения;
10.2) некапитальные строения, сооружения — строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений);
10.3) информационная модель объекта капитального строительства (далее — информационная модель) — совокупность взаимосвязанных сведений, документов и материалов об объекте капитального строительства, формируемых в электронном виде на этапах выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и (или) сноса объекта капитального строительства;
11) красные линии — линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории;
12) территории общего пользования — территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары);
13) строительство — создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);
14) реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;
14.1) реконструкция линейных объектов — изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов;
14.2) капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов;
14.3) капитальный ремонт линейных объектов — изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;
14.4) снос объекта капитального строительства — ликвидация объекта капитального строительства путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства, в том числе его частей;
15) инженерные изыскания — изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования;
16) застройщик — физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика или которому в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» передали на основании соглашений свои функции застройщика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику;
17) саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее также — саморегулируемая организация) — некоммерческая организация, созданная в форме ассоциации (союза) и основанная на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих подготовку проектной документации или строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договорам о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, либо со специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее — региональный оператор);
18) объекты федерального значения — объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Виды объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса областях, определяются Правительством Российской Федерации, за исключением объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства. Виды объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации, определяются Президентом Российской Федерации;
19) объекты регионального значения — объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации. Виды объектов регионального значения в указанных в части 3 статьи 14 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, определяются законом субъекта Российской Федерации;
20) объекты местного значения — объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов. Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации;
21) парковка (парковочное место) — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка;
22) технический заказчик — юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее также — функции технического заказчика). Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частями 2.1 и 2.2 статьи 52, частями 5 и 6 статьи 55.31 настоящего Кодекса;
23) программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа — документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, территориальными схемами в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов таких поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;
24) система коммунальной инфраструктуры — комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов;
25) транспортно-пересадочный узел — комплекс объектов недвижимого имущества, включающий в себя земельный участок либо несколько земельных участков с расположенными на них, над или под ними объектами транспортной инфраструктуры, а также другими объектами, предназначенными для обеспечения безопасного и комфортного обслуживания пассажиров в местах их пересадок с одного вида транспорта на другой;
26) нормативы градостроительного проектирования — совокупность расчетных показателей, установленных в соответствии с настоящим Кодексом в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и подлежащих применению при подготовке документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории;
27) программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа — документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения поселения, городского округа, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), инвестиционными программами субъектов естественных монополий в области транспорта. Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие транспортной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с потребностями в строительстве, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения;
28) программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа — документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры местного значения поселения, городского округа, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана). Программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие социальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с потребностями в строительстве объектов социальной инфраструктуры местного значения;
29) машино-место — предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
30) сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (далее — сметная стоимость строительства) — расчетная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежащая определению на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства и применению в соответствии со статьей 8.3 настоящего Кодекса;
31) сметные нормы — совокупность количественных показателей материалов, изделий, конструкций и оборудования, затрат труда работников в строительстве, времени эксплуатации машин и механизмов (далее — строительные ресурсы), установленных на принятую единицу измерения, и иных затрат, применяемых при определении сметной стоимости строительства;
32) сметные цены строительных ресурсов — сводная агрегированная в территориальном разрезе документированная информация о стоимости строительных ресурсов, установленная расчетным путем на принятую единицу измерения и размещаемая в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве;
33) сметные нормативы — сметные нормы и методики, необходимые для определения сметной стоимости строительства, стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, а также методики разработки и применения сметных норм;
33.1) укрупненный норматив цены строительства — показатель потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, предназначенный для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства;
34) комплексное развитие территорий — совокупность мероприятий, выполняемых в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории и направленных на создание благоприятных условий проживания граждан, обновление среды жизнедеятельности и территорий общего пользования поселений, городских округов;
35) элемент планировочной структуры — часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). Виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
36) благоустройство территории — деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий;
37) прилегающая территория — территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации;
38) элементы благоустройства — декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории;
39) объект индивидуального жилищного строительства — отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации;
40) дом блокированной застройки — жилой дом, блокированный с другим жилым домом (другими жилыми домами) в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проемов и имеющий отдельный выход на земельный участок.
под этапом строительства понимается строительство , реконструкция одного либо нескольких объектов капитального строительства или их частей, которые входят в состав такого линейного объекта и не могут быть введены в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно. (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.04.2021 N 567). II. Состав разделов проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения и требования к содержанию этих разделов. 9. Проектная документация на объекты …
- https://ppt.ru/docs/pismo/minstroy/n-37970-od-08-255416
- https://smway.ru/razrabotka-arhitekturnoj-koncepcii/
- https://www.zakonrf.info/gradostroitelniy-kodeks/1/