Концессионная схема взаимодействия в строительстве

Содержание

Предоставление займов на цели проектирования, строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры на основании концессионного соглашения или соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве

Условия участия

Ходатайство субъекта РФ, на территории которого реализуется проект

Заявление о предоставлении займа и паспорт концессионного проекта, проекта государственно-частного партнерства

Экспертное заключение ДОМ.РФ

Описание уровня рисков: строительные и коммерческие риски, конкурентоспособность проекта, подверженность макроэкономическим рискам

Правовая структура проекта

Анализ финансовой модели проекта

Анализ необходимого объема финансовых обязательств концедента и (или) субъекта РФ, если он является третьей стороной концессионного соглашения, либо публичного партнера, обеспечивающих окупаемость проекта и возвратность всех заемных средств

Принятие решения о финансировании проекта Правительственной комиссией по региональному развитию

Ключевые требования к проекту

Проект

Реализация концессионного проекта или проекта государственно-частного партнерства

Концессия — как инструмент муниципальной экономики.

Срок реализации проекта

Не менее 3 лет и не более 49 лет

Финансирование

Доля собственных средств (от полной стоимости проекта, не включая капитальный грант)
для ДФО и Арктики ≥ 10%
для остальных проектов ≥ 20%

ДОКУМЕНТЫ

Документы территориального планирования и ПЗЗ, которые допускают жилищное строительство либо обязательство концедента или публичного партнера по утверждению указанных документов в течение 6 месяцев со дня заключения концессионного соглашения 1

СУММА ЗАЙМА

Не менее 300 млн ₽

срок займа

Строительство социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в рамках жилищного строительства или общегородской инфраструктуры, включая объекты освещения, транспортные средства, туристическую и ИТ инфраструктуру

Показатель DSCR 2

DSCR за период уплаты процентов (квартал) 1,05х

При финансировании линейных объектов не требуется подтверждения соответствия проекта правилам землепользования и застройки.

Коэффициент обслуживания (покрытия) долга — отношение чистого дохода от проекта за определенный период к сумме стоимости обслуживания кредита за тот же период.

Может осуществляться финансирование строительства объектов инфраструктуры:

Учреждения среднего и дошкольного образования

Телекоммуникационные сети

Объекты дорожно-транспортной инфраструктуры

Медицинские учреждения

В концессии по строительству школы выигрывают все. Кроме застройщика!

Объекты газо-, тепло- и электроснабжения

Сопровождение проекта на всех
стадиях строительства

Контроль целевого использования денежных средств

Кредитный мониторинг

Строительный контроль

Регулярная отчетность

Читать еще

Для города

Для города

Для жилья

Для жилья

Телефон компании

Адрес

125009, г. Москва, ул. Воздвиженка, д.10

Информационные материалы и любые информационные сервисы, размещенные на настоящем сайте, не являются рекламой и не могут расцениваться в качестве инвестиционного консультирования, рекомендаций или предложений, направленных на стимулирование пользователей к приобретению, продаже или совершению иных сделок с администрацией сайта или ее аффилированными лицами, в том числе сделок с какими‐либо ценными бумагами и иными активами.

Информационные материалы могут содержать ссылки на сайты третьих лиц. Администрация сайта не выступает в качестве агента указанных третьих лиц, а также не представляет их интересы на каком‐либо ином основании. Размещение указанных ссылок преследует исключительно информационные цели и не должно рассматриваться в качестве рекламы продуктов, реализуемых какими либо третьими лицами. Если во время использования сайта пользователь осуществляет переход по внешней ссылке, обеспечивающей переход пользователя на сайт третьего лица, администрация сайта не несет ответственности за какие‐либо прямые или косвенные убытки, понесенные пользователем в связи с таким переходом.

Все информационные материалы, размещенные на сайте и сервисы сайта, являются интеллектуальной собственностью их правообладателя и охраняются международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. Источником и обладателем цифровых данных и иных сведений неконфиденциального характера о ходе и итогах торгов ПАО «Московская Биржа ММВБ‐РТС» (далее — Биржа), размещенных на настоящем сайте, сайте является Биржа. Любое распространение и воспроизведение такой информации возможно только с письменного согласия Биржи.

Администрация сайта не несет ответственности за достоверность предоставленной информации и последствия использования пользователем информации. Принимая во внимание вышесказанное, пользователю не следует полагаться исключительно на представленную информацию, а самостоятельно проводить инвестиционный анализ. Администрация сайта не несет ответственности перед пользователями за какие‐либо убытки (включая вред, вызванный потерей данных или ущерб, причиненный чести, достоинству или деловой репутации), если соответствующие убытки возникли в связи с использованием сайта, размещенной на нем биржевой информации, а также иных материалов, к которым пользователи получили доступ в процессе использования сайта. Администрация сайта не несет ответственности за риски, в том числе за любой ущерб, убытки или расходы, возникшие в результате решений, принятых на основании информации, размещенной на сайте, а также вследствие какого-либо использования сайта или информационных материалов и сервисов сайта.

Источник: xn--n1aceo.xn--d1aqf.xn--p1ai

Читайте также:  О перечне случаев при которых получение разрешения на строительство не требуется

Схема «проектирование и строительство»

Схема «проектирование и строительство» предполагает передачу функций проектирования и строительства одному участнику ИСП. Наиболее часто применяются схемы:

· Выполнение работ на условиях «под ключ». Передача сооруженного объекта компанией-подрядчиком компании-заказчику в эксплуатацию в полностью рабочем состоянии.

Проектно-строительный подряд широко применяется заказчиками, возводящим объекты, требования к которым могут быть сформулированы с достаточной полнотой (например, торговые павильоны, административные здания, гостиницы и т.д.), либо объекты, где собственно строительные работы имеют меньшую сложность и важность, чем, скажем, инженерное оборудование здания или подбор, закупка и монтаж технологического оборудования.

Применение указанного варианта схемы обеспечивает следующие преимущества:

1. Достижение параллельности выполнения работ и сокращение сроков выполнения контракта;

2. Уменьшение степени вовлеченности заказчика в осуществление текущего управления проектом в части проектирования и строительства;

3. Уменьшение рисков заказчика (прежде всего за счет рисков, связанных с осуществлением и результатами проектирования).

К недостаткам данного варианта схемы можно отнести недостаточную «прозрачность» и контролируемость процесса и результатов проектирования, а также более высокую общую стоимость объекта по сравнению со стоимостью такого же объекта, построенного традиционным методом, в связи с тем что подрядчик, взяв на себя дополнительные риски, связанные с проектированием объекта, будет стремиться компенсировать их путем увеличения цены контракта.

Одним из вариантов схемы «проектирование и строительство» является выполнение работ на условиях «под ключ». Подрядчику предлагается выполнить все работы – от технического обоснования и проектирования до строительства и оснащения объекта, включая подбор, монтаж и наладку производственного оборудования и ввод объектов в эксплуатацию (вплоть до найма персонала и создания логистических цепочек для обеспечения сбыта производственных товаров). Схема «под ключ» характеризуется следующим особенностями:

1. Заказчик хочет «купить» готовый функционирующий объект как покупают товар;

2. Заказчик готов заплатить высокую цену за то, что срок ввода объекта и его цена останутся неизменными (фактическая цена не превысит принятую заказчиком, а срок выполнения, указанный в договоре, не изменится);

3. Строительство является лишь частью (а не самой сложной) работ по контракту;

4. Все риски, связанные с проектированием, строительством, вводом в эксплуатацию и выведением на проектную мощность, возлагаются на подрядчика.

Для заказчика проект «под ключ» является самым затратным. Строительство объекта «под ключ» может стоимость заказчику в два и более раз дороже, чем сооружение и оснащение этого объекта традиционным способом. Однако при этом заказчик знает точную дату ввода объекта в эксплуатацию (не подлежащую корректировке согласно контракту), знает точную цену проекта (также не подлежащую корректировке) и может с высокой точностью рассчитывать срок окупаемости объекта.

Традиционный подход к реализации ИСП по-прежнему остается самым используемым в мировой практике строительства, однако в 1980-1990 гг. в США и Европе впервые отмечено снижение доли его использования до уровня чуть более 50% от всего количества выполняемых проектов. Это означает, что заказчики ведущих стран мира все более часто обращаются к нетрадиционным подходам к осуществлению ИСП.

Вывод: выбирая схему взаимоотношений для конкретного проекта, заказчик должен учитывать, что чем больше полномочий он передает подрядчику, тем меньше рисков несет сам заказчик, но тем дороже обойдется ему строительство объекта.

Концессионная схема.

Концессия – слово немецкого или французского происхождения. Корни слова связаны с латинским словом concessio — разрешение, уступка.

Экономическое значение – сдача государством предприятий или участков земли в пользование иностранной компании.

Юридическое значение — договор о сдаче предприятий или участков земли в пользование или отдельный пункт договора об уступке.

Концессия в широком смысле — это договор между государством и бизнесом, в котором фиксируются условия использования бизнесом государственной собственности.

Концессия в узком смысле — договор о передаче в эксплуатацию иностранному государству, компании или отдельному лицу на определенный срок природных ресурсов, предприятий и других хозяйственных объектов, принадлежащих государству.

Концессия — это предприятие, работающее по договору концессии.
Цель концессии — развитие или восстановление национальной экономики и освоение природных богатств.

Концессионер — тот, кто получил концессию (физическое или юридическое лицо).
Концендент — государство, дающее концессию.

В основе концессионной схемы взаимодействия участников ИСП лежит государственно-частное партнерство (ГЧП) в форме концессий, обеспечивающее привлечение бизнеса к реализации ИСП, которые традиционно относятся к ведению государства (строительство дорого, объектов энергетики, коммунальной инфраструктуры и т.д.).

Термин «государственно-частное партнерство» (ГЧП) является дословным переводом английского термина «public-private partnership» (РРР) и широко употребляется во всем мире для обозначения любых форм сотрудничества государственной власти и бизнеса. В зависимости от целей сотрудничества органов власти и хозяйствующих субъектов, можно говорить о партнерстве в экономической сфере, в социальной сфере, в культуре, науке, а также о партнерстве в экологической сфере. ГЧП следует рассматривать как инструмент, использование которого позволяет органам власти повысить эффективность выполнения своих функций и решения задач обеспечения устойчивого развития территорий.

Определяющим фактором является цель, ради которой организуется партнерство. Партнерство возможно в том случае, когда цели государства и хозяйствующих субъектов совпадают.

В Томской области принят закон «О государственно-частном партнерстве в Томской области» (№ 240-ОЗ от 04.12.2008 г.). Согласно закону, ГЧП – это «организационное взаимодействие (сотрудничество) между Томской областью либо Томской областью и муниципальными образованиями Томской области, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами, с другой стороны, с целью реализации общественно значимых проектов в социально-экономической сфере на территории Томской области» [165]. Целью государственно-частного партнерства являются повышение качества услуг, предоставляемых населению, реализация общественно значимых проектов в интересах населения Томской области.

Читайте также:  Обязанности заместителя директора по производству в строительстве

Механизм концессии предусматривает наряду со строительством, последующую эксплуатацию построенного объекта подрядчиком. Для успешной реализации концессии требуется создание партнерских отношений между государством и частным бизнесом. Содержание такого партнерства в общем виде состоит в следующем:

1. Частный инвестор берет на себя обязательства построить, оснастить и ввести в эксплуатацию объект за цену, указанную в контракте. Также обязуется эффективно эксплуатировать объект, производить на нем определенный продукт, или обеспечивать представление определенных услуг в объеме и на условиях, также определенных в контракте.

2. Государство берет на себя обязательство в течение указанного в контракте срока закупать продукты (услуги), произведенные на объекте, который построил и эксплуатирует частный инвестор, либо обеспечивать условия, при которых продажа производимых продуктов (услуг) позволяет осуществить возврат инвестиций и получение прибыли, либо иным образом минимизировать риски невозврата инвестиций и /или неполучения прибыли.

3. ГЧП в форме концессий широко распространено в Великобритании, США, Франции, Канаде и активно развивается в современной России.

Наиболее часто применяются два варианта концессионной схемы:

1) Схема СЭП «строительство-эксплуатация-передача» BOT (Build — Operate — Transfer) — в соответствии с контрактом объект строится и эксплуатируется подрядчиком и в установленный в контракте срок переходит в собственность заказчика;

2) Схема СПЭ «строительство-передача-эксплуатация» BTO (Build — Transfer — Operate) — в соответствии с контрактом объект строится и эксплуатируется подрядчиком, при этом он принимается заказчиком в собственность по завершении строительства и передается подрядчику на праве долгосрочной аренды или с использованием иных механизмов.

В РФ концессии регулируются ФЗ «О концессионных соглашениях», принятым в 2005 г.

Как мы видим, различные схемы взаимодействия участников ИСП предусматривают разное распределение ответственности между заказчиком и подрядчиком, а значит, и разное распределение рисков по проекту.

Наибольшая ответственность возлагается на подрядчика при реализации концессионной схемы, в которой подрядчик не только проектирует и строит объект, но является его соинвестором, а также осуществляет эксплуатацию построенного объекта в пределах установленного в договоре срока.

Источник: megaobuchalka.ru

Концессионный механизм в современной России — основы, характер, динамика, плюсы и минусы

Концессионный механизм в современной России - основы, характер, динамика, плюсы и минусы

Одним из актуальных направлений развития российской экономики на современном этапе является трансформация государственной собственности с целью ее ограниченного использования в системе рыночных отношений. Существуют различные пути решения этой проблемы, такие как приватизация. Однако развитие партнерских отношений между государством и частным сектором представляется наиболее эффективным способом повышения эффективности использования государственной собственности. Концессии являются одной из важнейших форм государственно-частного партнерства.

Основные преимущества уступок: Привлечение дополнительных инвестиций и ресурсов в государственный сектор, перенос основных рисков на частный сектор при сохранении государственной собственности на концессионные объекты. Концессионный договор позволяет сочетать государственную собственность и частные предпринимательские инициативы, такие как инновации и инвестиции, для достижения наилучшего результата. По сути, концессия — это частичная приватизация части государственных функций, указанных в концессионном договоре.

Механизм концессий становится все более популярным за рубежом. Первоначально концессионные контракты использовались в области подземной разработки, но с конца ХХ века этот механизм применяется и в других отраслях экономики. Эта форма хозяйственного управления наиболее активно используется в отраслях инфраструктуры, традиционно принадлежащих государству: Энергетика, дороги, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д. Одновременное совершенствование механизма концессии и его распространение на новые направления деятельности государства является главной особенностью данного вида хозяйственного управления.

Еще одной отличительной чертой концессий является расширение географических границ их использования. За период применения механизма концессии число стран, использующих эту форму партнерства, достигло более 100. Более того, в большинстве стран количество концессий превышает другие формы государственно-частного партнерства по объему инвестиций, сделок и другим экономическим показателям.

Что касается России, то, несмотря на наличие крупномасштабных проектов, концессионный механизм в нашей стране пока слабо развит. Несовершенство законодательства, отсутствие опыта применения и регулирования данной формы договора, отсутствие научных и практических исследований в области возможных социально-экономических последствий и рисков, а также направлений наиболее рационального использования механизма концессии создают определенные трудности на практике в процессе применения данной формы хозяйственного управления. Кроме того, низкий уровень развития этой темы среди российских авторов делает ее изучение особенно важным.

Теоретические и методологические основы концепции концессии

В процессе развития современного общества его трансформация и модернизация неизбежно так или иначе влияют на особенности функционирования рыночной экономики. По сравнению с предыдущим столетием возрастает значение международных организаций (ВТО, Всемирный банк), растет влияние некоммерческих организаций при поддержке населения (например, окружающей среды), инновационная экономика превалирует над ценовой, контроль над коммуникациями становится одним из важнейших ресурсов. В свете таких изменений необходимо также учитывать возрастающую роль государства в регулировании и взаимодействии с экономической жизнью общества.

Создание общественных благ или услуг неизбежно поднимает проблему важности, а порой и необходимости объединения ресурсов общества и частного сектора, что, в свою очередь, приняло форму государственно-частного партнерства (далее — ГЧП). Государственно-частное партнерство — это сочетание государственных и частных интересов, ресурсов, усилий по решению конкретных социально-экономических проблем развития общества, считает Р.Р. Самигулин. Р. Концессионные механизмы развития регионов: Дис. кандидата экономических наук: 08.00.05. — Москва, 2011 г. — с. 12.

В последние годы государство все чаще передает в долгосрочное пользование частному сектору объекты отраслей, которые всегда находились в государственном управлении: автомобильные и железные дороги, электроэнергетика, коммунальное хозяйство, аэропорты, сохраняя за собой право контроля над их деятельностью. Причина этого, с одной стороны, заключается в невозможности полной приватизации этих инфраструктурных объектов в силу их высокой значимости во всех сферах жизни общества. С другой стороны, отсутствие в государственном бюджете достаточных средств для развития и расширения этого производства.

Читайте также:  Строительство в кем обл

По мнению Вилисова М. Вилисова М. Государственно-частное партнерство: политико-правовой аспект // Власть. Государственно-частное партнерство понимается как юридически оформленное взаимовыгодное сотрудничество между государственным партнером и предприятием частного сектора в отношении объектов, находящихся под юрисдикцией государства, заключенное на определенный период времени, которое предполагает распределение рисков между сторонами сотрудничества с целью эффективной реализации социально значимых и государственных проектов.

В научной литературе выделяются различные подходы к пониманию форм государственно-частного партнерства. Например, классификация форм ГЧП с юридической точки зрения основана на критерии того, что является стержнем реализации проекта — договор или создание проектной компании Волосов А.И.

Теория и методология управления государственными инвестициями: авторская диссертация. . Доктор экономических наук. SPb., 2008. Форма сотрудничества, по мнению юристов, между частным и государственным секторами может быть долгосрочной (постоянной и институционализированной) и краткосрочной (осуществляется на основе временных контрактов и неформальных). Проводится различие между корпоративными, договорными и другими формами ГЧП.

Механизм концессии представляет собой схему взаимодействия концессионера, концессионера и компании, которая предусматривает принятие концессионером обязательств по строительству, реконструкции и последующей эксплуатации объекта концессии, который остается в собственности концессионера, с учетом интересов компании.

Характер уступок

Концессионные системы имеют долгую историю, восходящую к Римской империи и Древней Греции. Еще в 17 веке концессии использовались для строительства мостов и каналов. В XIX веке концессии активно использовались в железнодорожном строительстве, а также во всех городских службах, таких как водопровод, очистные сооружения, освещение и транспорт.

Как инструмент управления частными инвестициями, концессия представляет собой систему договоров между государством и частными инвесторами на муниципальную или государственную собственность или монопольную деятельность. Характерной особенностью концессии является то, что она находится в государственной или муниципальной собственности, т.е. в случае хозяйственной деятельности, на которую распространяется государственная монополия.

Концессия является актом, позволяющим государству предоставить частному субъекту право на участие в реализации его индивидуальных функций в экономической сфере. Концессионные соглашения как форма привлечения инвестиций в экономику используются многими странами.

Концессии различаются по отрасли, объему передаваемых имущественных прав, обязательствам сторон, распределению рисков между сторонами и степени ответственности за различные виды работ.

Классификация типов организации концессий:

Динамика концессионных соглашений в России

За последнее десятилетие в России было заключено около 300 средних и крупных концессионных соглашений. Наибольшее количество концессионных договоров заключено на уровне муниципальных образований — почти 60% от общего числа. Предприятия Ханты-Мансийского автономного округа заключили наибольшее количество контрактов — 11% от общего числа, а город Санкт-Петербург (12% от общего числа инвестиционных обязательств) объявил наибольшее количество инвестиционных обязательств.

По количеству заключенных концессионных договоров лидируют регионы Приволжского федерального округа. В России 60% концессионных договоров приходится на жилищно-коммунальное хозяйство, за которым следуют социальная и транспортная отрасли.

На государственном уровне новые изменения в законодательстве, регулирующем использование концессионных механизмов, ожидаются в 2020 году:

  • Оптимизация форм государственной поддержки тех проектов, которые реализуются по концессионным договорам и государственно-частному партнерству, с целью повышения их юридической специфичности (понятия «субсидирование капитала» и «гарантированный минимальный доход»);
  • совершенствование процедуры проведения тендеров, в том числе создание возможностей обеспечения обязательств по участию в тендере исключительно в форме банковских гарантий;
  • обеспечение интересов лиц, осуществлявших подготовительную деятельность в форме «частной инициативы», если после учета таких инициатив и проведения конкурсного отбора эти лица не будут определены в качестве победителей конкурса.

Преимущества и недостатки концессионного механизма в современной России

Этому может способствовать использование концессионного механизма в России:

  • Увеличение притока инвестиций и налоговых поступлений от реализации концессионных проектов.
  • Изменение структуры государственных расходов. Это приведет к сокращению капитальных затрат государства. Кроме того, модель государственного управления может быть заменена моделью государственно-частного партнерства, что значительно снижает затраты. Например, в США государственно-частное партнерство снижает затраты в области канализации и водоснабжения почти на 40%, в Ирландии — на 30%.
  • Получение доходов в виде концессионных сборов региональным и местным органам власти.
  • Создание и введение специального налогового режима концессий.

Недостатки концессионной деятельности заключаются в следующем.

Отсутствие стимулов для эффективной работы инвесторов при наличии субсидий, замещающих оплату потребителей за услуги независимо от результатов деятельности объекта концессии;
«негативный» отбор — благодаря полному «страхованию» инвесторы будут склонны участвовать в проектах с избыточным риском, зная, что он будет покрываться государством
Риск неэффективного принятия решений государственными структурами, особенно в переходный период;
Финансовые ограничения государства при отсутствии возможности полноценно участвовать в крупных инвестициях.

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Telegram и логотип telegram являются товарными знаками корпорации Telegram FZ-LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Источник: www.evkova.org

Рейтинг
Загрузка ...