Кто был министрами строительства в СССР

Централизованная система руководства строительством сложилась в нашей стране не сразу. В первые годы Советской власти строительные работы выполнялись артелями-союзниками преимущественно ручным способом. На стройках страны было занято всего около 100 единиц строительных машин и механизмов. Уровень механизации земляных работ не превышал 3 %, бетонных 1 %. Перемещение грунта осуществлялось грабарками, кирпич к месту работ подносили «козоносы».

В условиях полнейшей хозяйственной разрухи, унаследованной от царского правительства, по указанию В.И. Ленина в 1920 г. был разработан первый план развития народного хозяйства страны — план ГОЭЛРО. Он предусматривал увеличение выпуска продукции по сравнению с дореволюционным периодом в 1,5-2 раза. Предусматривалось преимущественное развитие электрификации страны за счет строительства в течение 10-15 лет тридцати новых электростанций (в том числе 10 гидроэлектростанций) общей мощностью 1750 тыс. кВт. В этот период строительное производство пришлось создавать заново.

Светлогорск скульптурный. Скульптура ИСКУССТВО

Когда 9 мая 1918 г. в составе ВСНХ РСФСР был создан Комитет государственных сооружений (Комгосоор), на него возлагалась разработка плана государственного строительства и рассмотрение всех проектов, поступавших в ВСНХ и наркоматы (рис. 2.6.1). В это же время был создан Московский комитет государственных сооружений.

Таким образом, с самого начала был взят курс на централизацию планирования и технической политики. Вместе с тем большая роль отводилась и местной инициативе: при исполкомах Советов создавались губернские (областные) строительные отделы (комитеты). Всё строительство по срочности подразделялось на военно-срочное, ударное и пр. Для выполнения строительных работ создавались построечные управления: они имели права застройщиков, распоряжались самостоятельно всеми капвложениями. Поэтому выполняемый ими объем работ был отнесен к так называемому хозяйственному способу.

Схема управления строительством в первые годы советской власти (1917-1921 гг.)

Рис. 2.6.1. Схема управления строительством в первые годы советской власти (1917-1921 гг.)

На первом этапе развития народного хозяйства строительство велось неорганизованно, медленно, дорого, некачественно. Подрядный способ строительства не превышал 10 %.

С началом восстановления народного хозяйства, с общим ростом строительных работ, сооружением крупных предприятий потребовалось создание мощных подрядных организаций — с техникой и постоянными, а не сезонными кадрами строителей. Стали возникать специализированные подрядные строительные и монтажные организации — Госпромстрой, Мосстрой, Текстильстрой и т.п.

Но большинство этих организаций входили в состав промышленных предприятий и работы выполняли хозяйственным способом. В этот период строительные организации часто подвергались реорганизации. Они не имели постоянных кадров, работы по-прежнему велись артелями-сезонниками.

Фалеристика. Знак. Отличник соцсоревнования Главмашстроя при Совете министров №526.

Строительные подрядные организации были крайне слабо оснащены средствами механизации и строительной базой. Не было и системы управления строительством. К концу периода уровень промышленного производства в стране превзошел довоенный (1913 г.), были созданы предпосылки для социалистической индустриализации страны.

В этих условиях состояние дел в капитальном строительстве было одним из главных препятствий в развитии народного хозяйства страны. Началась коренная реорганизация строительного производства. Функции планирования перешли в Госплан, в ВСНХ был создан строительный отдел.

Средства на строительство, выделяемые Комгосоорами, стали передавать промышленным народным комиссариатам, которые сами для себя создавали строительные и проектно-изыскательные организации и сами строили хозспособом. Частично ими привлекались и подрядные организации, главным образом специализированные.

В этот период началось совершенствование управления и организации строительства. В 1922 г., например, на базе ликвидированного Москомгосса была создана государственная строительная контора «Мосстрой» (рис. 2.6.2). Объем строительно-монтажных работ этой конторы в год составил 800 тыс. руб. Она имела деревоотделочную мастерскую, 2 автомобиля, 7 лошадей.

Постоянных кадровых рабочих не было.

В 1924 г. эта контора была ликвидирована и на ее базе был организован один из передовых в стране государственный трест «Мосстрой» с годовым объемом строительно-монтажных работ 2,9 млн руб. и численностью ИТР и служащих 26 человек. Впоследствии этот трест успешно развивался и превратился в крупную строительную организацию страны — ныне орденоносный трест «Мосжилстрой».

Однако такие позитивные преобразования в строительстве были единичными. Капитальное строительство по-прежнему сдерживало развитие народного хозяйства. Объемы подрядных работ не превышали 20 %.

Схема управления строительством в первые годы советской власти (1921-1925 гг.)

Рис. 2.6.2. Схема управления строительством в первые годы советской власти (1921-1925 гг.)

Перед строителями была поставлена задача — создание новой промышленности. Это потребовало вновь пересмотреть всю систему развития и управления строительством.

В 1927 г. на базе строительного отдела ВСНХ был создан комитет по строительству, с функциями утверждения планов строительства и регулирования строительных работ союзных и республиканских организаций.

В отраслевых промышленных управлениях ВСНХ были созданы отделы капитального строительства с функциями обеспечения разработки проектов, создания строительных организаций и руководства ими в пределах своей отрасли.

Планирование строительства осуществлялось централизованно Госпланом по отраслям промышленности. Этим было положено начало рассмотрению строительства как отрасли.

С 1928 г. народное хозяйство стало развиваться по пятилетним планам (1928-1990 гг.; последний, 13-й пятилетний план — 1991-1995 — не был реализован в связи с распадом СССР).

В 1930 г. начал осуществляться переход строительства на индустриальные методы (стандартизация, типизация, проектирование на передо вом, прогрессивном уровне, стандартизация стройиндустрии, создание постоянных кадров и т.д.).

В этот период значительно выросло количество строительных организаций и их производственно-техническая мощность. Объем строительных работ, выполняемых подрядным способом, превысил 50 %.

В то же время, в этот период строительство крупнейших объектов металлургии, тяжелого машиностроения и др. по-прежнему велось хозяйственным способом, примитивными, кустарными методами, допускались неорганизованность, неоправданное расходование сил и средств.

В 1930 г. в Госплане СССР был образован строительный сектор, что способствовало в некоторой степени укреплению планового начала в строительстве. В том же году в ВСНХ СССР было создано Стройобъе-динение, куда вошли общесоюзные строительные тресты. Одновременно создавались стройобъединения и в других наркоматах.

После упразднения ВСНХ СССР в 1932 г. в составе Наркомтяжпрома СССР был создан сначала строительный сектор, а 29 ноября 1932 г. — Главное управление строительной промышленности (Главстройпром) (рис. 2.6.3), которое вошло в состав Наркомстройпрома, образованного в 1932 г. на базе ВСНХ. В системе Главстройпрома были образованы Институт экономики строительного производства и крупные специализированные строительные тресты — Водоканалстрой, Сантехстрой, Трансстрой, Теплобетон, Гидротехстрой и т.п. Кроме того, в системе наркоматов работали 255 трестов, выполнявших почти половину всего объема строительных работ.

Наркомтяжпром СССР, в его составе Главстройпром ______1______ Республиканские наркоматы

Главные строительные управления (Главстройпромы)

Рис. 2.6.3. Схема управления строительством (1925-1932 гг.)

В результате успешного выполнения планов второй и третьей пятилеток, интенсивный рост промышленности вызвал необходимость разукрупнения промышленных наркоматов и одновременно с этим — увеличения объемов капитального строительства.

Совет народных комиссаров

Схема управления строительством (1932-1939 гг.)

Рис. 2.6.4. Схема управления строительством (1932-1939 гг.)

В постановлении СНК и ЦК ВКП(б) в феврале 1936 г. «Об улучшении строительного дела и об удешевлении строительства» было указано, что основой упорядочения строительного дела является переход от кустарщины и партизанщины в строительстве на путь крупной строительной индустрии.

Было принято решение о создании в составе союзных наркоматов и союзных республик постоянно действующих подрядных организаций с передачей им крупных строек (рис. 2.6.4). К этому времени относится и установление порядка взаимодействия:

заказчик — генеральный подрядчик — субподрядчик.

На подрядную строительно-монтажную организацию было возложено выполнение всех строительно-монтажных работ и сдача заказчику предприятий в законченном и подготовленном для эксплуатации виде.

В то время ни в нашей стране, ни за рубежом не было опыта централизованного руководства и управления строительством. В это время были заложены основы строительной индустрии как самостоятельной отрасли народного хозяйства, предусматривались меры по техническому оснащению строительных организаций, созданию постоянных кадров.

Следующим шагом стало создание в феврале 1938 г. Комитета по делам строительства при СТО (затем при СНК) СССР. Задачей его было ввести в строительстве единое нормирование, контроль за применением установленных норм, утверждение единых и типовых норм, технических условий, стандартов. Помимо этого комитет рассматривал проекты и сметы наиболее крупных сооружений и представлял заключения по ним правительству.

Проведенное в 1936-1939 гг. разукрупнение промышленных наркоматов привело к еще большему распылению строительной индустрии: в 1936 г. в трех наркоматах (тяжелой промышленности, машиностроения, легкой промышленности) насчитывалось 59 строительных трестов, после разделения в 1939 г. их стало 130.

29 мая 1939 г. был принят Закон СССР о создании союзного Наркомата по строительству, на который было возложено строительство промышленных предприятий и связанного с ними жилья и культурно-бытовых объектов, а комитет в связи с этим упразднялся. Наркомату были переданы все подрядные организации страны, и этим было положено начало функционирования строительства как самостоятельной отрасли народного хозяйства.

В наркомате создавалась трехступенчатая структура руководства: СМУ — трест — наркомат. В составе наркомата создавались территориальные главные управления (Главцентрострой, Главуралстрой, Главсибстрой, Главдальстрой и т.п.), специализированные главки (Глав-военстрой, Главгидроспецстрой, Главэлектромонтаж и т.д.) и функцио нальные отделы.

Главкам подчинялись строительные, монтажные и специализированные тресты. К началу 1941 г. в системе Наркомстоя было 76 строительных и 26 специализированных трестов и контор (рис. 2.6.5). Однако строительство шахт и объектов нефтяной и энергетической промышленности по-прежнему выполнялось самими промышленными наркомами, своими строительными организациями — хозспособом.

Схема управления строительством (1939-1946 гг.)

Рис. 2.6.5. Схема управления строительством (1939-1946 гг.)

В годы Великой Отечественной войны деятельность наркомата несколько изменилась. Он строил объекты военного назначения. Эту же работу вели и другие специально создаваемые организации — Главное управление военно-промышленного строительства при СНК СССР, Главное управление строительства предприятий машиностроения при СНК СССР, Главпромстрой НКВД СССР и другие.

Решением ГКО 8 июля 1941 г. в системе наркомата были созданы ОСМЧ — особые строительно-монтажные части для выполнения срочных заданий по строительству предприятий оборонной промышленности.

В целях повышения качества архитектурных работ в сентябре 1943 г. был создан союзно-республиканский Комитет по делам архитектуры при СНК СССР. Особое значение это имело для РСФСР, где были полностью разрушены старейшие города — Калинин, Курск, Псков, Новгород, Смоленск, Орел, Севастополь, Сталинград и другие.

В послевоенные годы перед страной встали грандиозные задачи по восстановлению разрушенных городов. В этот период система организации управления строительством неоднократно перестраивалась. До 1957 г. эта перестройка шла по линии отраслевой специализации строительства.

Схема управления строительством (1946-1955 гг.)

Рис. 2.6.6. Схема управления строительством (1946-1955 гг.)

В январе 1946 г. на базе Наркомата по строительству и других организаций (главным образом из ведения НКВД СССР) были созданы общесоюзные Наркомат по строительству военных и военно-морских предприятий и Наркомат по строительству предприятий тяжелой индустрии (на него возлагалось восстановление большинства металлургических предприятий центральных и южных районов страны), Наркомат по строительству топливных предприятий. Последний в 1948 г. был ликвидирован, а его функции переданы Министерству угольной промышленности.

Читайте также:  Зачем математика в строительстве

В 1948 г. наркоматы были преобразованы в министерства. В марте 1949 г. Министерство по строительству военных и военно-морских предприятий было реорганизовано в Министерство строительства предприятий машиностроения. В апреле 1949 г. было образовано Министерство городского строительства, в мае 1950 г. — Государственный комитет СМ СССР по делам строительства (Госстрой) (рис. 2.6.6).

На него возлагались задачи обеспечения технического прогресса в строительстве и производстве стройматериалов. Образование Госстроя сделало излишним существование Министерства городского строительства, и в марте 1951 г. оно было упразднено.

Общая реорганизация министерств в марте 1953 г. привела к созданию единого общесоюзного строительного министерства — Министерства строительства СССР. В него объединились Министерство строительства предприятий тяжелой индустрии и Министерство строительства предприятий машиностроения. Но уже в апреле 1954 г. это громоздкое министерство разделилось на два с более узкой специализацией: Министерство строительства предприятий металлургической и химической промышленности (союзное) и Министерство строительства (союзнореспубликанское).

Новые строительные министерства создавались и в дальнейшем, но не путем дробления уже существующих ведомств, а за счет выделения строительных организаций из промышленных министерств и создания на их базе новых строительных министерств.

В августе 1954 г. было создано союзно-республиканское Министерство городского и сельского строительства для проектирования и строительства в городах жилых зданий, школ, больниц, коммунальных предприятий, строительства машинно-тракторных станций, совхозов, сельских электростанций, а на базе строительных организаций Министерства путей сообщения и Министерства морского и речного флота СССР — Министерство транспортного строительства (союзное). В ноябре 1954 г. на базе строительных организаций, переданных из ведения Министерства электростанций СССР, было образовано Министерство строительства электростанций (союзное). В январе 1955 г. на базе строительных организаций, переданных из ведения Министерства неф-73

тяной промышленности СССР, создано Министерство строительства предприятий нефтяной промышленности (союзное). В апреле 1955 г. на базе строительных организаций, переданных из ведения Министерства угольной промышленности СССР, образовано Министерство строительства предприятий угольной промышленности (союзное).

Строительные организации из состава отраслевых промышленных министерств и ведомств перешли в состав строительных министерств и ведомств (рис. 2.6.7). Объем капитального строительства в стране, выполняемого подрядным способом, вырос до 82 %.

Схема управления строительством (1955-1957 гг.)

Рис. 2.6.7. Схема управления строительством (1955-1957 гг.)

Отраслевые промышленные министерства и ведомства, освобожденные от строительства своими силами, начали осуществлять функции заказчика и нести полную ответственность за использование капитальных вложений.

К 1957 г. в области строительства действовали уже семь строительных министерств. В связи с принятием закона о реорганизации управления промышленностью и строительством в 1957 г. управление строительством стало осуществляться через совнархозы, в связи с чем пять строительных министерств были ликвидированы: Министерство строительства предприятий нефтяной промышленности, Министерство строительства предприятий угольной промышленности, Министерство городского и сельского строительства, Министерство строительства предприятий металлургической и химической промышленности, Министерство строительства.

В декабре 1958 г. было упразднено Министерство электростанций СССР и создано Министерство строительства электростанций СССР (союзное), преобразованное в сентябре 1962 г. в Министерство энергетики и электрификации СССР. Министерство транспортного строительства и Госстрой СССР сохранялись. Все эти министерства имели 1462 подрядных треста и 8240 первичных подрядных организаций, не имевших достаточной технической базы. Создание совнархозов дало возможность вместо них формировать по территориальному признаку крупные строительные организации.

29 мая 1957 г. в РСФСР образовалось Министерство строительства. Ему передавались монтажные, специализированные, проектно-конструкторские и научно-исследовательские организации упраздненных министерств. И хотя оно являлось республиканским (РСФСР) министерством, но по согласованию с правительствами союзных республик действовало и на их территории. Кроме того, оно вело строительство в зарубежных странах (т.е. практически действовало как общесоюзный орган).

Несмотря на улучшение работы строителей (за 1956-1958 гг. в стране было построено 2700 крупных госпредприятий), в капитальном строительстве были серьезные недостатки как в организации строительного производства, так и в экономике. Возросла разобщенность строительных организаций между многочисленными ведомствами совнархозов. Например, в свердловской области работали 203 строительных организации, подчиненные 30 ведомствам.

Сосредоточение в совнархозах большого количества промышленных предприятий, строительных организаций (рис. 2.6.8) и основных материальных ресурсов страны привело к преимущественному развитию тех отраслей промышленности, за которые отвечали совнархозы, в ущерб развитию общегосударственных предприятий.

Строительство стало играть второстепенную роль в совнархозах. Появилась опасность потери этой важнейшей отрасли народного хозяйства.

К 1961 г. число подрядных трестов достигло 1314, а первичных — 9569, увеличился удельный вес специализированных трестов.

В ноябре 1962 г. Пленум ЦК КПСС принял решение о выделении строительства из состава совнархозов и о создании строительных союзных и республиканских министерств, а в их составе — территориальных главков по строительству. За совнархозами по строительству объектов остались функции заказчика.

Совет министров СССР

Схема управления строительством (1957-1967 гг.)

Рис. 2.6.8. Схема управления строительством (1957-1967 гг.)

24 ноября 1962 г. Госстрой СССР был реорганизован из общесоюзного в союзно-республиканский орган. Он непосредственно руководил проектными и научно-исследовательскими строительными организациями, утверждал титульные списки.

В 1963 г. Министерство транспортного строительства было преобразовано в Государственный комитет по транспортному строительству, дополнительно создавался Государственный комитет по монтажным и специальным строительным работам СССР. Одновременно ликвидировалось Министерство монтажных и специальных строительных работ РСФСР. 13 марта 1963 г. Госстрой СССР был подчинен ВСНХ.

В 1965 г. в связи с ликвидацией ВСНХ СССР Госстрой СССР был преобразован в Государственный комитет СМ СССР по делам строительства (союзно-республиканский). Госстрой СССР не руководил непосредственно строительными организациями, в его обязанности входили проведение единой технической политики в строительстве и повышение его эффективности.

2 октября 1965 г. Государственный комитет по транспортному строительству был преобразован в Министерство транспортного строительства (общесоюзное). Одновременно Госкомитет по монтажным и специальным строительным работам был реорганизован в Министерство монтажных и специальных строительных работ (союзно-республиканское).

Министерство промышленности строительных материалов СССР (Минстройматериалов СССР) было образовано в 1965 г. как союзнореспубликанское министерство, осуществляющее руководство специализированными отраслями производства, изготовляющими материалы, изделия, детали и конструкции, применяемые в строительстве (рис. 2.6.9). К наиболее важным отраслям можно отнести: цементную, асбестовую, асбестоцементную, стекольную, строительной керамики, стеновых материалов, нерудных строительных материалов, неметаллорудных материалов, изделий из полимерного сырья, сборных железобетонных изделий и конструкций, отделочных материалов из мрамора и гранита, санитарно-технического оборудования.

Министерство промышленности строительных материалов СССР

Производственные подразделения отрасли

Функциональные подразделения отрасли

  • • Министерства промышленности строительных материалов союзных республик
  • • ГлавНИИпроект
  • • Управление кровельной и гидроизоляционной промышленности
  • • Управление керамической промышленности
  • • Главреммех
  • • Главсантехпром
  • • Главное управление промышленности сборного железобетона
  • • Главнеметаллорудпром
  • • Главзападцемент
  • • Главвостокцемент
  • • Главасбест
  • • Главасбестцемент
  • • Главстеклопром
  • • Главное техническое управление
  • • Главное планово-экономическое управление
  • • Финансовое управление
  • • Главное управление капитального строительства
  • • Управление бухгалтерского учета и отчетности
  • • Научно-технический совет
  • • Главное управление материально-технического снабжения
  • • Хозяйственное управление
  • • Управление рабочего снабжения
  • • Управление труда, заработной платы и рабочих кадров
  • • Отдел горных работ и геослужбы
  • • Управление внешних сношений
  • • Транспортное управление
  • • Управление по снабжению оборудованием
  • • Управление кадров и учебных заведений

Рис. 2.6.9. Организационная структура Министерства промышленности строительных материалов СССР

До образования Минстройматериалов СССР руководство отраслью осуществляли: ВСНХ (1921-1932), Народный комиссариат тяжелой промышленности (1932-1939), Народный комиссариат промышленности строительных материалов СССР (1939-1946), Министерство промышленности строительных материалов (1946-1957). В июне 1957 — ноябре 1965 гг. руководство отраслью осуществлялось через совнархозы. В 1954 г. было организовано Главное управление по жилищному и гражданскому строительству, позднее — Главмосстрой (в настоящее время — ОАО «Компания «Главмосстрой», с 2005 г. — в составе строительного сектора Группы «Базовый Элемент»), а также Главмоспромстрой (ЗАО «Моспромстрой»), Главинжстрой (ООО «Главинжстрой»), Главмон-тажспецстрой (ООО «Главмонтажспецстрой», с 2005 г. — в составе строительного сектора Группы «Базовый Элемент»), Главмособлстрой (ЗАО «Главмособлстрой»), Главленинградстрой (Ленстройкомитет, затем Ленстройкорпорация, ныне ОАО «Строительная корпорация Санкт-Петербурга»), Главленстройматериалы, Главкиевстрой (корпорация «Киевгорстрой»), Главташкентстрой (ОАО «Главташкентстрой»), а также Главмоспромстройматериалы (с 1998 г. — муниципальное предприятие «Холдинговая компания «Моспромстройматериалы»», затем ОАО «Моспромстройматериалы», с 2005 г. — в составе строительного сектора Группы «Базовый Элемент»), Главмособлстройматериалы (ОАО «Мособлстройматериалы») и Главленинградпромстройматериалы.

Согласно Постановлению от 8 ноября 1991 г. № 592 об образовании корпорации «Стройматериалы России» были приняты «предложения трудовых коллективов расположенных на территории РСФСР предприятий, организаций и отраслевых концернов Государственной ассоциации «Союзстройматериалов» по созданию корпорации по производству строительных материалов «Стройматериалы России» (объединение государственных, арендных предприятий и акционерных обществ) с последующим образованием корпорации — холдинг».

21 февраля 1967 г. были дополнительно созданы еще четыре строительных министерства (все союзно-республиканские): Министерство строительства предприятий тяжелой индустрии, Министерство промышленного строительства, Министерство сельского строительства и Министерство строительства. Минтяжстрой СССР осуществлял строительство главным образом объектов черной и цветной металлургии, угольной промышленности и т.п. Минпромстрой СССР руководил строительством предприятий в основном химической и некоторых других отраслей промышленности. Минсельстрой СССР осуществлял комплексное строительство производственных и культурно-бытовых объектов в совхозах и колхозах, руководил межколхозными строительными организациями, обеспечивал индустриализацию сельского строительства. Минстрой СССР руководил строительством предприятий машиностроения, легкой и пищевой промышленности.

В 1965 г. был осуществлен переход к отраслевому способу управления народным хозяйством. В основу были положены новые принципы планирования и экономического стимулирования. Строительство ведется под руководством союзных и союзно-республиканских министерств (рис. 2.6.10). Закрепление их и подчиненных им строительных организаций за регионами обеспечило сочетание отраслевого и территориального принципа управления строительством.

Схема управления строительством (1967-1986 гг.)

Рис. 2.6.10. Схема управления строительством (1967-1986 гг.)

Объем капитального строительства, выполняемый подрядным способом, вырос до 92 %.

20 сентября 1972 г. было создано общесоюзное Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности для руководства строительством предприятий по добыче нефти и газа, по переработке и хранению газового конденсата и газа, 23 ноября 1979 г. — общесоюзное Министерство строительства СССР в районах Дальнего Востока и Забайкалья.

Все эти министерства являлись специализированными строительными органами. Однако строительство осуществлял и целый ряд промышленных и иных министерств, каждое в своей отрасли. Так, Министерство водного хозяйства СССР строило оросительные системы, водохранилища, гидроузлы и т.п., Министерство энергетики и электрификации СССР — электростанции.

Подрядным способом строили межколхозные строительные организации, часть строительных работ выполнялась хозяйственным способом силами предприятий, колхозов, совхозов. Значительную часть строительных работ выполняли организации местных советов, главным образом для предприятий торговли, жилищно-коммунального хозяйства: Главмосстрой, Главленинградст-рой, Главкиевгорстрой, Главмособлсельстрой. Основным звеном оставались тресты с подведомственными строительно-монтажными управлениями. Выпуск строительных материалов и изделий осуществляли Главмоспромстройматериалы и Главмособлстройматериалы.

Решениями правительства предусматривалось ускорение социально-экономического развития страны. Для достижения этих целей требовалась коренная перестройка капитального строительства, которое не обеспечивало заданных темпов развития и технического перевооружения основных фондов народного хозяйства страны.

Для приведения капитального строительства в соответствие с требованиями развития народного хозяйства, повышения эффективности инвестиционного процесса, сокращения продолжительности строительства, повышения его качества, снижения материалоемкости, трудоемкости и стоимости строительства, а также перевода строительства на новые методы хозяйствования и усиления централизованного руководства отраслью, в сочетании с расширением прав ответственности советов министров союзных республик и местных органов за результаты работы и развития строительных организаций в 1986 г. было принято постановление о создании постоянного органа Совета министров СССР — союзно-республиканского комитета СССР по делам строительства (Госстрой СССР).

Читайте также:  Менеджер малоэтажного строительства что это

В 1986 г. произошли изменения в системе строительных министерств: их «районировали». На базе Министерства строительства СССР было создано общесоюзное Министерство строительства в северных и западных районах СССР, на базе Министерства промышленного строительства СССР — общесоюзное министерство в южных районах СССР, на базе Министерства строительства предприятий тяжелой индустрии СССР — Министерство строительства в районах Урала и Западной Сибири СССР.

Министерство строительства СССР в районах Дальнего Востока и Забайкалья переименовано в общесоюзное Министерство строительства в восточных районах СССР. Проведенная реорганизация не только не упростила, но в ряде случаев даже усложнила управление в строительстве. 27 июня 1989 г. четыре «районированных» министерства были упразднены. До 1 апреля 1991 г. сохранились три министерства — транспортного строительства, монтажных и специальных строительных работ (с 1 апреля 1991 г. — Министерство монтажного строительства и специальных работ) и строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности.

19 августа 1986 г. Госкомитет по делам строительства был преобразован в союзно-республиканский Государственный строительный комитет СССР (с 1 апреля 1991 г. — Государственный комитет СССР по строительству и инвестициям) — постоянный орган по руководству строительным комплексом. Затем была создана ассоциация «Союзст-ройматериалы» и объединение «Строймаш» (образованы вместо ликвидированного Министерства промышленности стройматериалов).

Образованный 19 августа 1986 г. Госгражданстрой при Госстрое СССР отвечал за градостроительную политику в стране в целом, осуществлял надзор за сохранением при реконструкции городов их исторического облика, за проведением реставрации зданий, имеющих архитектурную ценность.

В промышленности стройматериалов изменений почти не происходило: созданный в 1939 г. Наркомат промышленности стройматериалов существовал до 1957 г.

До 1989 г. основной объем строительства на территории Российской Федерации выполнялся союзно-республиканскими и союзными министерствами. В тот период действовала планово-распределительная система управления, включавшая в свой состав подсистему централизованного материально-технического и финансового обеспечения с достаточно высокой степенью надежности. Такая система характеризуется большой концентрацией полномочий по принятию стратегических решений на всех уровнях управления и во всех сферах деятельности в лице одного руководителя (министра, начальника главка или объединения, управляющего трестом, начальника строительно-монтажного управления и т.п.).

В условиях перехода на рыночные отношения возникла необходимость в перераспределении функций государственного управления строительным комплексом России между соответствующими субъектами, а также в освобождении исполнительных органов власти (государственного управления) на федеральном и территориальном уровнях от функций хозяйственного управления. Определяющим началом в децентрализации системы управления строительством была передача в федеральное подчинение общестроительных организаций, а также предприятий строительной индустрии и некоторых производств строительных организаций, и, кроме того, предприятий строительной индустрии и некоторых производств строительных материалов.

Инвестиционно-строительный комплекс РФ и система его управления с учетом новых условий и требований стали формироваться после про-81

возглашения в июне 1990 г. государственного суверенитета Российской Федерации. Правительством был взят курс на демонтаж планово-распределительной (директивной) системы управления строительной отраслью, осуществлен переход к преимущественно экономическим методам управления и нормативно-правовому регулированию.

Началось радикальное организационно-экономическое преобразование строительного комплекса как отрасли, способствующей материализации задач, связанных с развитием экономики России. В августе 1990 г. на базе объединений, строительно-монтажных трестов, предприятий и организаций Минуралсибстроя РСФСР, Минвостокстроя РСФСР, Мин-севзапстроя РСФСР, Минюгстроя РСФСР, Минжилгражданстроя РСФСР и Минстройматериалов РСФСР возникло 5 государственных концернов и ассоциаций, которые действовали на основании своих уставов в пределах полномочий, переданных добровольно «снизу», а также полномочий, переданных им органами государственного управления РСФСР, т.е. «сверху». К числу полномочий, переданных «сверху», относились в основном права по управлению государственным имуществом предприятий и организаций, входящих в состав концернов (ассоциаций). Создание концернов и ассоциаций нарушило сложившуюся плановораспределительную систему управления строительством.

Был образован Государственный комитет РСФСР по архитектуре и строительству (Госкомархстрой РСФСР). Распоряжением президента РФ от 20.10.91 г. № 63-рп Госкомархстрой РСФСР определялся как правоприемник Госстроя СССР и Госкомархитектуры. В его ведение были переданы все научно-исследовательские, проектные, строительные организации на территории РСФСР.

В 1991 г. под юрисдикцию России были приняты предприятия и организации упраздненных общесоюзных специализированных министерств и ведомств. В этот период Правительством России активно поддерживались процессы создания на базе специализированных подразделений и главков центральных аппаратов министерств структур рыночного типа. Так, на базе главков и предприятий бывшего Минмонтажспецстроя СССР были образованы корпорация «Монтажспецстрой» и холдинговые компании «Электромонтаж», «Степс», «Стальконструкция», на базе предприятия Минтрансстроя СССР — корпорация «Трансстрой». Одновременно инициировалось развитие рыночных отношений и предпринимательства в рамках указанных крупных структур.

Реализация важнейших задач по обеспечению устойчивого функционирования и развития строительной отрасли промышленности в условиях перехода к рыночным отношениям вызвала необходимость реорганизации системы государственного управления отраслями и подотраслями народного хозяйства. Указом президента РФ «О реорганизации центральных органов государственного управления в РСФСР» от 28.11.91 на базе уп раздненного Госкомархстроя РСФСР был образован федеральный орган государственного управления — Министерство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РСФСР (Минстрой РСФСР).

В процессе перехода строительного комплекса на рыночные отношения в соответствии с федеральными законодательными актами центр тяжести функций по непосредственному управлению производством переместился на территориальный уровень. Для осуществления государственной политики в области строительства, архитектуры и градостроительства на территориальном уровне во всех субъектах Российской Федерации в составе органов исполнительной власти были созданы соответствующие органы по управлению и регулированию деятельности строительных предприятий и организаций: территориальные управления по строительству и архитектуре созданы в 79 субъектах федерации; органы государственной экспертизы проектов и смет — в 79; лицензирования строительной и проектной деятельности — в 88; государственного архитектурно-строительного надзора — в 89; центры ценообразования — в 78.

Если на начальном этапе становления рыночных отношений в строительстве преобладали дезинтеграционные процессы — территориальные строительные объединения перестали выполнять функции ведущих корпоративных объединений, многие тресты были ликвидированы, а первичные подразделения вышли из их состава и стали действовать как самостоятельные диверсификационные предпринимательские структуры, — то в настоящее время во многих регионах наметились тенденции к интеграции, формированию на этой основе строительных объединений рыночного типа, обладающих значительным воспроизводственным финансовым, научно-техническим потенциалом, способных реализовывать крупные инвестиционные проекты и определять технический уровень развития отрасли.

Появились принципиально новые по характеру деятельности орга-низации-генконтракторы. Начали функционировать финансово-промышленные и финансово-строительные группы. Получил развитие лизинг в строительстве.

В этой связи особо следует отметить, что наличие соответствующих органов управления по строительству, архитектуре и градостроительству как на федеральном, так и на региональном уровне создает благоприятные условия для формирования строительных структур рыночного типа во всех сферах строительного комплекса. Например, созданы такие группы компаний, как «СУ-155», «ПИК», «ТехноНиколь» и другие. До последнего времени вопросами управления строительства занималось Министерство регионального развития и Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, ныне — вновь созданное Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Источник: ozlib.com

Руководители СССР

Руководители СССР

Руководители СССР

За время существования Советского Союза было всего восемь руководителей СССР, являющихся одними из самых известных личностей не только в Советском государстве, но и за его пределами, это: Владимир Ленин, Иосиф Сталин, Георгий Маленков, Никита Хрущёв, Леонид Брежнев, Юрий Андропов, Константин Черненко, Михаил Горбачёв. После смерти создателя СССР Владимира Ленина, высшая должность в Коммунистической Партии стала фактически высшей руководящей государственной должностью в СССР. Формально высшим органом власти в СССР, начиная с 1938 года, был Верховный Совет, однако в действительности ни Президиум, ни его Председатель не имели той власти, какая была у главы коммунистической партии.

1917. Ленин Владимир Ильич

Фото Владимир Ленин в рабочем кабинете

Владимир Ильич Ленин
22 апреля 1870 — 21 января 1924

Ленин Владимир Ильич (22 апреля 1870 – 21 января 1924) – руководитель РСФСР и СССР в должности Председателя Совета народных комиссаров РСФСР и СССР. Российский революционер, создатель РСДРП(б), организатор и руководитель Октябрьской революции 1917 года, основатель и первый руководитель СССР. Именно Ленин провозгласил курс на свержение буржуазии и переход власти к Советам.

По его инициативе в 1918 году был заключён Брестский мир с Германией. Ленин был инициатором и одним из главных организаторов политики красного террора. Ленин запустил процесс реорганизации промышленности и социальной сферы России, способствовал развитию науки.

1924. Сталин Иосиф Виссарионович

Фото Иосиф Виссарионович Сталин в рабочем кабинете

Иосиф Виссарионович Сталин
18 декабря 1878 – 5 марта 1953

Сталин Иосиф Виссарионович (18 декабря 1878 – 5 марта 1953) – руководитель СССР в 1924-1953 гг. в должности Генерального секретаря ЦК ВКП(б) (КПСС). Российский революционер, участник Гражданской войны, председатель Государственного комитета обороны в 1941-1945 гг.

В конце 20-х годов взял курс на форсированную индустриализацию, коллективизацию и построение плановой экономики, что обеспечило рост национального дохода. В период правления Сталина имели место массовые политические репрессии, некоторые народы подверглись тотальной депортации. Правление Сталина ознаменовано победой в Великой Отечественной войне. В 1949 году СССР стал ядерной сверхдержавой.

1953. Маленков Георгий Максимилианович

Фото Георгий Максимилианович Маленков руководитель СССР в 1953 году

Георгий Максимилианович Маленков
8 января 1902 — 14 января 1988

Маленков Георгий Максимилианович (8 января 1902 – 14 января 1988) – фактический руководитель СССР в 1953-1955 гг. в должности Председателя Совета Министров СССР (возглавив КПСС 7 сентября 1953 года реальным руководителем СССР стал Н. С. Хрущёв). Будучи соратником И. В. Сталина, Маленков принимал активное участие в репрессиях 30-х годов, имел прямое отношение к следствию по “Ленинградскому” и подобным делам, однако первым заговорил о культе личности Сталина. Способствовал устранению Берии и Ежова. Выступал за борьбу с привилегиями и бюрократизмом партийного и государственного аппарата. В 1957 году предпринял попытку смещения Хрущёва, в 1961 году исключён из КПСС.

1953. Хрущёв Никита Сергеевич

Фото Хрущёв Никита Сергеевич

Никита Сергеевич Хрущёв
15 апреля 1894 — 11 сентября 1971

Хрущёв Никита Сергеевич (15 апреля 1894 — 11 сентября 1971) — руководитель СССР в 1953-1964 гг. в должности Первого секретаря ЦК КПСС. Участник Гражданской войны, участник Великой Отечественной войны, Первый секретарь ЦК КП(б) Украины в 1938-1947 гг. Инициатор ареста Берии, на XX съезде осудил культ личности Сталина. С именем Н.С.

Хрущёва связывают период “оттепели” во внутренней и внешней политике. В период его руководства было подавлено Венгерское восстание (1956), разразился Карибский кризис (1962), СССР первым отправил человека в космос, началось массовое жилищное строительство. Отстранён от должности Первого секретаря ЦК КПСС 14 октября 1964 года на Пленуме ЦК.

1964. Брежнев Леонид Ильич

Фото Леонид Ильич Брежнев, выступление

Леонид Ильич Брежнев
19 декабря 1906 — 10 ноября 1982

Брежнев Леонид Ильич (19 декабря 1906 — 10 ноября 1982) — руководитель СССР в 1964-1982 гг. в должности Генерального секретаря ЦК КПСС. Участник Великой Отечественной войны и Парада Победы. Период руководства Брежнева в СССР признан самым стабильным в социальном плане. Советский народ получал бесплатное образование и медицинское обслуживание, обеспечивался жильём.

Читайте также:  Организация договорной работы в строительстве

Однако зависимость от экспорта ресурсов, военные расходы и коррупция привели к застою в экономике. При Брежневе решительно подавлялось инакомыслие, были введены войска ОВД в Чехословакию (1968), началась Афганская война (1979). Во внешней политике Брежнев стремился к разрядке международной напряжённости.

1982. Андропов Юрий Владимирович

Фото Юрий Владимирович Андропов выступление с трибуны

Юрий Владимирович Андропов
15 июня 1914 — 9 февраля 1984

Андропов Юрий Владимирович (15 июня 1914 — 9 февраля 1984) — руководитель СССР в 1982-1984 гг. в должности Генерального секретаря ЦК КПСС. Участник Великой Отечественной войны, председатель КГБ СССР в 1967-1982 гг. Под руководством Андропова КГБ существенно расширил свой контроль над обществом, усилились репрессии в отношении диссидентов. Во главе СССР Андропов начал борьбу за повышение экономической эффективности социалистической системы: принял жёсткие меры по укреплению трудовой дисциплины, провёл чистку партийного и государственного аппарата. В 1983 году началась подготовка «долгосрочной программы кардинальной перестройки управления народным хозяйством».

1984. Черненко Константин Устинович

Фото Константин Устинович Черненко

Черненко Константин Устинович
24 сентября 1911 — 10 марта 1985

Черненко Константин Устинович (24 сентября 1911 — 10 марта 1985) — руководитель СССР в 1984-1985 гг. в должности Генерального секретаря ЦК КПСС. Черненко заявлял о необходимости модернизации экономики, однако уделял больше внимания организационно-пропагандистским мероприятиям, чем экономической ситуации в стране. При Черненко партийно-бюрократический аппарат был раздут до невероятных размеров. Экономика страны замедлилась, было закуплено колоссальное количество продовольствия и промышленных товаров. Наметилось потепление отношений с КНР, однако отношения с США оставались напряжёнными, в 1984 году СССР бойкотировал Олимпийские игры в Лос-Анджелесе.

1985. Горбачёв Михаил Сергеевич

Фото Михаил Сергеевич и Раиса Максимовна Горбачёвы

Горбачёв Михаил Сергеевич
2 марта 1931 — 30 августа 2022

Горбачёв Михаил Сергеевич (2 марта 1931 — 30 августа 2022) — руководитель СССР в 1985-1991 гг. в должности Генерального секретаря ЦК КПСС и президента СССР (1990-1991). Первый и последний президент СССР. В январе 1987 г. на пленуме ЦК КПСС дал старт политике «перестройки», которая в дальнейшем привела к рыночной экономике, свободным выборам, утрате монополии КПСС на власть и распаду СССР.

Многочисленные реформы, призванные изменить советскую экономику в направлении рыночной модели хозяйствования, привели к глубокому экономическому кризису. Политика Горбачёва способствовала прекращению холодной войны, снятию «железного занавеса» и ослаблению ядерной угрозы. Были выведены советские войска из Афганистана. Лауреат нобелевской премия мира 1990 г.

Друзья, если вам понравилась статья, фото или сайт в целом — отметьте нас в любой социальной сети:

Тема нашего проекта — история России, геополитика и транспортная безопасность. История России и геополитика представлены в краткой политической энциклопедии «Мир Меняется». На её страницах кратко, в хронологическом порядке, рассказывается об основных событиях происходивших в России и СССР, о выдающихся личностях, политических деятелях и организациях. В рубрике «Геополитика» собраны понятия и выражения отражающие различные стороны отношений между странами и народами, военно-политическими союзами, идеологиями и много другой, не менее интересной, информации. Краткий формат энциклопедии призван заинтересовать читателя, вызвать интерес к мировой и отечественной истории.

Фото врачи и автомобили скорой медицинской помощи 2020 год

Фото российская авиабаза Хмеймим в Сирии

Фото Джорж Буш и Владимир Путин

Фото инаугурация президента РСФСР Бориса Ельцина 10 июля 1991 года

Фото Михаил Горбачёв. Кремлевский Дворец съездов, 29 ноября 1988 года

Фото Ричард Никсон и Леонид Брежнев в Москве

Фото Гагарин в космическом скафандре 1961 год

Фото Никита Хрущёв Первый секретарь ЦК КПСС

Смотреть на проблему развала страны, как естесственно-сложившуюся ситуацию, якобы СССР колос на глиняных ногах, значит отбрасывать в сторону весь накопленный опыт, всю историю жизни народов. Если происходит какие то события, значит, они кому-то это выгодно.

Кто обрадовался распаду СССР, как своей собственной заслуге и есть та движущая сила, тот заинтересованный в разрушении огромной страны участник. Ведь не секрет, что был план Алена Даллеса, и многие другие, ставившие целью устранение конкурента и захват новых территорий для капитала.

А то что на западе было изобилие и наши приезжая туда рты открывали, это еще не значит, что было хорошо. Весь этот западный хлам теперь у нас: ни есть, ни пить это нельзя, а погоня за новыми тачками и телефонами, превратила людей в рабов кредитов и «успеха». В двух словах: купили за джинсы и жвачку. И кто мыслит по другому, тот не хочет в этом разбираться.

Как индейцев нас захватили, с предательством элит и обманутым народом. Ну и конечно руководство последних лет СССР не идет ни в какое сравнение со Сталинским правительством. И конечно нужно всем нам разобраться в нашей истории и перестать ее хаять, под лживые речи прозападных псевдоисториков. Взять из нашей истории лучшее и внедрить в нашу жизнь.

Я уверен, рано или поздно это произойдет. Всех благ!

Сегодня очень часто говорят о том, что в Советском Союзе людям жилось лучше, чем в современной России. Превозносят до небес «партию и правительство», дескать они и о людях думали, и экономическую линию вели правильную, и воровали в меру. Да, еще упоминают достижения в космической сфере, в освоении нефтяных месторождений, в молодежной политике и искусстве.
Однако в итоге оказалось, что это советское благополучие — блеф. Почему-то в странах Европы, которые не попали под воздействие коммунистической идеологии, уровень жизни был во много раз выше, чем в Советском Союзе.

Почему-то поездка в капиталистическую страну считалась практически путевкой в рай, но не потому, что там можно было окунуться в незнакомую обстановку и посмотреть на достопримечательности, а потому, что там было изобилие товаров. Люди пользовались малейшей возможностью привести из-за рубежа хоть что-нибудь. Наши люди ходили по улицам капиталистических городов «разинув рот» вовсе не потому, что их поражала западная архитектура. И наверняка люди задавались вопросом — почему у нас все по-другому?
Кто мешал руководителям СССР сделать жизнь советских людей такой же как на Западе? Война? Но та же Германия, как и СССР после войны, находилась в руинах, но смогла восстановить экономику и стать благополучной страной. У нас, может быть, не хватало ресурсов для восстановления? Но это же полный бред, СССР обладал колоссальной ресурсной базой, у нас было все необходимое — полезные ископаемые, лес и водные ресурсы.
Что в итоге? Через 40 лет после победы в Войне, в СССР люди толкались в очередях за едой, а на загнивающем Западе люди жили вполне себе хорошо. Так чего же хорошего было в Союзе? Колосс на глиняных ногах.

Источник: kak-spasti-mir.ru

Министерство транспортного строительства СССР — МИНТРАНССТРОЙ СССР (04.08.1954 — 25.11.1991)

Страна: СССР
Дата создания: 04.08.1954.
Руководство деятельностью осуществляет: Совет Министров СССР
Адрес: Москва, Садовая-Спасская улица, дом 21.

Министерство транспортного строительства СССР — МИНТРАНССТРОЙ СССР

Министерство транспорного строительства СССР (МИНТРАНССТРОЙ СССР) — Государственный орган СССР, управлявший деятельностью транспортного строительства Советского Союза в 1954—1991 годах СССР.

Повествование

Министерство образовано в 04 августа 1954 года, из состава МПС СССР выделилось Министерство транспортного строительства

В основу организации Минтрансстроя был положен принцип формирования территориальных строительно-монтажных и субподрядных специализированных организаций.

Основной задачей Министерства транспортного строительства СССР являлось выполнение заданий по строительству транспортных объектов для:

  • гражданской авиации,
  • министерств путей сообщения,
  • морского флота,
  • речного флота РСФСР

и других министерств и ведомств.

Минтрансстрой представлял собой крупную строительную подрядную систему, объединявшую:

  • строительно-монтажные тресты и управления строительства,

в которые входили самостоятельные подрядные организации, а также:

  • управления механизации,
  • ремонтно-прокатные базы,
  • центральные ремонтно-механические мастерские,
  • автотранспортные хозяйства,
  • управления производственно-технологической комплектации,
  • отделения временной эксплуатации строящихся железных дорог и т. д.

Все эти организации подчинялись пяти производственно-территориальным главным управлениям железнодорожного строительства:

  1. ГУЖДС Урала и Сибири,
  2. ГУЖДС Поволжья и Юга,
  3. ГУЖДС Казахстана и Средней Азии,
  4. ГУЖДС Севера и Запада
  5. ГлавБАМстрой

и шести главным производственно-отраслевым управлениям:

  1. Главдорстрой,
  2. Главзапсибдорстрой,
  3. Главморречстрой,
  4. Главмостострой,
  5. Главтоннельметрострой,
  6. Главтрансэлектромонтаж.

Основные объекты железнодорожного транспорта сооружали генподрядные производственно-территориальные:

  • главные управления железнодорожного строительства и ГлавБАМстрой,
  • автомобильного транспорта — Главдорстрой и Главзапсибдорстрой,
  • морского и речного флота — в основном Главморречстрой.

Строительство мостов, путепроводов и других крупных искусственных сооружений на железных и автомобильных дорогах вели организации:

а тоннелей и метрополитенов

  • Главтоннельметростроя.

Кроме строительных организаций в системе Минтрансстроя состояли и работали:

  • 243 промышленных предприятия,
  • 2 научно-исследовательских института,
  • Всесоюзный проектно-технологический институт,
  • 20 проектно-изыскательских институтов,
  • 7 специальных конструкторско-технологических бюро.

В систему также входили:

18 средних специальных учебных заведений.

В системе Минтрансстроя насчитывалось 576 передвижных формирований.

Они выполняли основные объёмы строительно-монтажных работ:

  • механизированные колонны по выполнению земляных и путевых работ,
  • строительно-монтажные поезда,
  • мостостроительные поезда и мостовые отряды,
  • подвижные подразделения по работам электрификации,
  • устройствам СЦБ и связи,
  • специализированные организации по сооружению объектов водоснабжения и канализации,
  • по буровым работам,
  • выполнению сантехнических и электромонтажных работ,
  • по производству гидротехнических,
  • гидромеханизированных и буровзрывных работ,
  • штукатурных, малярных и других отделочных работ, строительству тоннелей и метрополитенов и др.

Укрупнение строительных организаций в министерстве позволило поднять средний годовой объём строительно-монтажных работ треста (стройуправления):

  • 47 млн руб. в 1954 году,
  • 74 млн руб. в 1956 году,
  • 90,5 млн руб. в 1957 году.

Численность административно-хозяйственного персонала на 1 млн руб. выполненного объёма строительно-монтажных работ снизилась с 9,8 человек в 1954 году до 7,6 человек в 1956 году и до 7,0 человек в 1957 году.

Минтрансстрой принимал меры против распыления капитальных вложений и концентрировал средства на важнейших объектах, это позволяло значительно ускорять ввод в действие новых железнодорожных линий, вторых путей и других объектов транспортного строительства.

Так, в 1955 году — на строительство вторых путей линии Акмолинск — Карталы было выделено 515 млн руб. (против 9 млн руб. в 1953 году и 95 млн руб. в 1954 году), и в течение одного года всё направление протяжением 806 км было введено в эксплуатацию.

За 1954—1955 год — на сооружении железной дороги Улан-Батор — Дзамын-Удэ протяжением 714 км осваивалось по 350—400 млн руб. в год. Дорога, которую начали строить в 1953 году, была сдана в постоянную эксплуатацию в 1955 году с постановкой пути на щебёночный балласт.

Если за годы пятой пятилетки в среднем в год вводилось по 452,6 км электрифицированных железнодорожных линий, то в последующие годы ввод увеличился:

  • в 1956 году ввели 1015 км,
  • в 1957 году — 1263 км.

Технологическая специализация в строительстве осуществлялась на уровне трестов и строительных организаций по видам работ. Так, земляное полотно железных и автомобильных дорог возводили механизированные колонны, объединённые в территориальные специализированные тресты механизации:

  • Уралстроймеханизация,
  • Центростроймеханизация,
  • Югстроймеханизация, и др..

Электрификация железных дорог, монтаж устройств энергоснабжения, связи, сигнализации, автоблокировки и диспетчерской централизации возлагались на подразделения всесоюзных специализированных трестов:

  • Главтрансэлектромонтажа.
  • Транссвязьстрой,
  • Транссигналстрой,
  • Трансэлектромонтаж,

Буровзрывные работы выполняли специализированные тресты Трансвзрывпрома ГУЖДС Урала и Сибири, а на строительстве Байкало-Амурской магистрали — БАМтрансвзрывпрома.

К 1957 году в системе Минтрансстроя имелось:

  • 99 трестов и специализированных управлений,
  • в том числе 13 трестов промышленных предприятий.

В послевоенное время, завершив восстановление разрушенного хозяйства, МПС СССР выступило с инициативой перспективного (на 20 лет) развития и модернизации железнодорожного транспорта.

Источник: ussr-cccp.moy.su

Рейтинг
Загрузка ...