Централизованная система руководства строительством сложилась в нашей стране не сразу. В первые годы Советской власти строительные работы выполнялись артелями-союзниками преимущественно ручным способом. На стройках страны было занято всего около 100 единиц строительных машин и механизмов. Уровень механизации земляных работ не превышал 3 %, бетонных 1 %. Перемещение грунта осуществлялось грабарками, кирпич к месту работ подносили «козоносы».
В условиях полнейшей хозяйственной разрухи, унаследованной от царского правительства, по указанию В.И. Ленина в 1920 г. был разработан первый план развития народного хозяйства страны — план ГОЭЛРО. Он предусматривал увеличение выпуска продукции по сравнению с дореволюционным периодом в 1,5-2 раза. Предусматривалось преимущественное развитие электрификации страны за счет строительства в течение 10-15 лет тридцати новых электростанций (в том числе 10 гидроэлектростанций) общей мощностью 1750 тыс. кВт. В этот период строительное производство пришлось создавать заново.
Светлогорск скульптурный. Скульптура ИСКУССТВО
Когда 9 мая 1918 г. в составе ВСНХ РСФСР был создан Комитет государственных сооружений (Комгосоор), на него возлагалась разработка плана государственного строительства и рассмотрение всех проектов, поступавших в ВСНХ и наркоматы (рис. 2.6.1). В это же время был создан Московский комитет государственных сооружений.
Таким образом, с самого начала был взят курс на централизацию планирования и технической политики. Вместе с тем большая роль отводилась и местной инициативе: при исполкомах Советов создавались губернские (областные) строительные отделы (комитеты). Всё строительство по срочности подразделялось на военно-срочное, ударное и пр. Для выполнения строительных работ создавались построечные управления: они имели права застройщиков, распоряжались самостоятельно всеми капвложениями. Поэтому выполняемый ими объем работ был отнесен к так называемому хозяйственному способу.
Рис. 2.6.1. Схема управления строительством в первые годы советской власти (1917-1921 гг.)
На первом этапе развития народного хозяйства строительство велось неорганизованно, медленно, дорого, некачественно. Подрядный способ строительства не превышал 10 %.
С началом восстановления народного хозяйства, с общим ростом строительных работ, сооружением крупных предприятий потребовалось создание мощных подрядных организаций — с техникой и постоянными, а не сезонными кадрами строителей. Стали возникать специализированные подрядные строительные и монтажные организации — Госпромстрой, Мосстрой, Текстильстрой и т.п.
Но большинство этих организаций входили в состав промышленных предприятий и работы выполняли хозяйственным способом. В этот период строительные организации часто подвергались реорганизации. Они не имели постоянных кадров, работы по-прежнему велись артелями-сезонниками.
Фалеристика. Знак. Отличник соцсоревнования Главмашстроя при Совете министров №526.
Строительные подрядные организации были крайне слабо оснащены средствами механизации и строительной базой. Не было и системы управления строительством. К концу периода уровень промышленного производства в стране превзошел довоенный (1913 г.), были созданы предпосылки для социалистической индустриализации страны.
В этих условиях состояние дел в капитальном строительстве было одним из главных препятствий в развитии народного хозяйства страны. Началась коренная реорганизация строительного производства. Функции планирования перешли в Госплан, в ВСНХ был создан строительный отдел.
Средства на строительство, выделяемые Комгосоорами, стали передавать промышленным народным комиссариатам, которые сами для себя создавали строительные и проектно-изыскательные организации и сами строили хозспособом. Частично ими привлекались и подрядные организации, главным образом специализированные.
В этот период началось совершенствование управления и организации строительства. В 1922 г., например, на базе ликвидированного Москомгосса была создана государственная строительная контора «Мосстрой» (рис. 2.6.2). Объем строительно-монтажных работ этой конторы в год составил 800 тыс. руб. Она имела деревоотделочную мастерскую, 2 автомобиля, 7 лошадей.
Постоянных кадровых рабочих не было.
В 1924 г. эта контора была ликвидирована и на ее базе был организован один из передовых в стране государственный трест «Мосстрой» с годовым объемом строительно-монтажных работ 2,9 млн руб. и численностью ИТР и служащих 26 человек. Впоследствии этот трест успешно развивался и превратился в крупную строительную организацию страны — ныне орденоносный трест «Мосжилстрой».
Однако такие позитивные преобразования в строительстве были единичными. Капитальное строительство по-прежнему сдерживало развитие народного хозяйства. Объемы подрядных работ не превышали 20 %.
Рис. 2.6.2. Схема управления строительством в первые годы советской власти (1921-1925 гг.)
Перед строителями была поставлена задача — создание новой промышленности. Это потребовало вновь пересмотреть всю систему развития и управления строительством.
В 1927 г. на базе строительного отдела ВСНХ был создан комитет по строительству, с функциями утверждения планов строительства и регулирования строительных работ союзных и республиканских организаций.
В отраслевых промышленных управлениях ВСНХ были созданы отделы капитального строительства с функциями обеспечения разработки проектов, создания строительных организаций и руководства ими в пределах своей отрасли.
Планирование строительства осуществлялось централизованно Госпланом по отраслям промышленности. Этим было положено начало рассмотрению строительства как отрасли.
С 1928 г. народное хозяйство стало развиваться по пятилетним планам (1928-1990 гг.; последний, 13-й пятилетний план — 1991-1995 — не был реализован в связи с распадом СССР).
В 1930 г. начал осуществляться переход строительства на индустриальные методы (стандартизация, типизация, проектирование на передо вом, прогрессивном уровне, стандартизация стройиндустрии, создание постоянных кадров и т.д.).
В этот период значительно выросло количество строительных организаций и их производственно-техническая мощность. Объем строительных работ, выполняемых подрядным способом, превысил 50 %.
В то же время, в этот период строительство крупнейших объектов металлургии, тяжелого машиностроения и др. по-прежнему велось хозяйственным способом, примитивными, кустарными методами, допускались неорганизованность, неоправданное расходование сил и средств.
В 1930 г. в Госплане СССР был образован строительный сектор, что способствовало в некоторой степени укреплению планового начала в строительстве. В том же году в ВСНХ СССР было создано Стройобъе-динение, куда вошли общесоюзные строительные тресты. Одновременно создавались стройобъединения и в других наркоматах.
После упразднения ВСНХ СССР в 1932 г. в составе Наркомтяжпрома СССР был создан сначала строительный сектор, а 29 ноября 1932 г. — Главное управление строительной промышленности (Главстройпром) (рис. 2.6.3), которое вошло в состав Наркомстройпрома, образованного в 1932 г. на базе ВСНХ. В системе Главстройпрома были образованы Институт экономики строительного производства и крупные специализированные строительные тресты — Водоканалстрой, Сантехстрой, Трансстрой, Теплобетон, Гидротехстрой и т.п. Кроме того, в системе наркоматов работали 255 трестов, выполнявших почти половину всего объема строительных работ.
Наркомтяжпром СССР, в его составе Главстройпром ______1______ Республиканские наркоматы
Главные строительные управления (Главстройпромы)
Рис. 2.6.3. Схема управления строительством (1925-1932 гг.)
В результате успешного выполнения планов второй и третьей пятилеток, интенсивный рост промышленности вызвал необходимость разукрупнения промышленных наркоматов и одновременно с этим — увеличения объемов капитального строительства.
Совет народных комиссаров
Рис. 2.6.4. Схема управления строительством (1932-1939 гг.)
В постановлении СНК и ЦК ВКП(б) в феврале 1936 г. «Об улучшении строительного дела и об удешевлении строительства» было указано, что основой упорядочения строительного дела является переход от кустарщины и партизанщины в строительстве на путь крупной строительной индустрии.
Было принято решение о создании в составе союзных наркоматов и союзных республик постоянно действующих подрядных организаций с передачей им крупных строек (рис. 2.6.4). К этому времени относится и установление порядка взаимодействия:
заказчик — генеральный подрядчик — субподрядчик.
На подрядную строительно-монтажную организацию было возложено выполнение всех строительно-монтажных работ и сдача заказчику предприятий в законченном и подготовленном для эксплуатации виде.
В то время ни в нашей стране, ни за рубежом не было опыта централизованного руководства и управления строительством. В это время были заложены основы строительной индустрии как самостоятельной отрасли народного хозяйства, предусматривались меры по техническому оснащению строительных организаций, созданию постоянных кадров.
Следующим шагом стало создание в феврале 1938 г. Комитета по делам строительства при СТО (затем при СНК) СССР. Задачей его было ввести в строительстве единое нормирование, контроль за применением установленных норм, утверждение единых и типовых норм, технических условий, стандартов. Помимо этого комитет рассматривал проекты и сметы наиболее крупных сооружений и представлял заключения по ним правительству.
Проведенное в 1936-1939 гг. разукрупнение промышленных наркоматов привело к еще большему распылению строительной индустрии: в 1936 г. в трех наркоматах (тяжелой промышленности, машиностроения, легкой промышленности) насчитывалось 59 строительных трестов, после разделения в 1939 г. их стало 130.
29 мая 1939 г. был принят Закон СССР о создании союзного Наркомата по строительству, на который было возложено строительство промышленных предприятий и связанного с ними жилья и культурно-бытовых объектов, а комитет в связи с этим упразднялся. Наркомату были переданы все подрядные организации страны, и этим было положено начало функционирования строительства как самостоятельной отрасли народного хозяйства.
В наркомате создавалась трехступенчатая структура руководства: СМУ — трест — наркомат. В составе наркомата создавались территориальные главные управления (Главцентрострой, Главуралстрой, Главсибстрой, Главдальстрой и т.п.), специализированные главки (Глав-военстрой, Главгидроспецстрой, Главэлектромонтаж и т.д.) и функцио нальные отделы.
Главкам подчинялись строительные, монтажные и специализированные тресты. К началу 1941 г. в системе Наркомстоя было 76 строительных и 26 специализированных трестов и контор (рис. 2.6.5). Однако строительство шахт и объектов нефтяной и энергетической промышленности по-прежнему выполнялось самими промышленными наркомами, своими строительными организациями — хозспособом.
Рис. 2.6.5. Схема управления строительством (1939-1946 гг.)
В годы Великой Отечественной войны деятельность наркомата несколько изменилась. Он строил объекты военного назначения. Эту же работу вели и другие специально создаваемые организации — Главное управление военно-промышленного строительства при СНК СССР, Главное управление строительства предприятий машиностроения при СНК СССР, Главпромстрой НКВД СССР и другие.
Решением ГКО 8 июля 1941 г. в системе наркомата были созданы ОСМЧ — особые строительно-монтажные части для выполнения срочных заданий по строительству предприятий оборонной промышленности.
В целях повышения качества архитектурных работ в сентябре 1943 г. был создан союзно-республиканский Комитет по делам архитектуры при СНК СССР. Особое значение это имело для РСФСР, где были полностью разрушены старейшие города — Калинин, Курск, Псков, Новгород, Смоленск, Орел, Севастополь, Сталинград и другие.
В послевоенные годы перед страной встали грандиозные задачи по восстановлению разрушенных городов. В этот период система организации управления строительством неоднократно перестраивалась. До 1957 г. эта перестройка шла по линии отраслевой специализации строительства.
Рис. 2.6.6. Схема управления строительством (1946-1955 гг.)
В январе 1946 г. на базе Наркомата по строительству и других организаций (главным образом из ведения НКВД СССР) были созданы общесоюзные Наркомат по строительству военных и военно-морских предприятий и Наркомат по строительству предприятий тяжелой индустрии (на него возлагалось восстановление большинства металлургических предприятий центральных и южных районов страны), Наркомат по строительству топливных предприятий. Последний в 1948 г. был ликвидирован, а его функции переданы Министерству угольной промышленности.
В 1948 г. наркоматы были преобразованы в министерства. В марте 1949 г. Министерство по строительству военных и военно-морских предприятий было реорганизовано в Министерство строительства предприятий машиностроения. В апреле 1949 г. было образовано Министерство городского строительства, в мае 1950 г. — Государственный комитет СМ СССР по делам строительства (Госстрой) (рис. 2.6.6).
На него возлагались задачи обеспечения технического прогресса в строительстве и производстве стройматериалов. Образование Госстроя сделало излишним существование Министерства городского строительства, и в марте 1951 г. оно было упразднено.
Общая реорганизация министерств в марте 1953 г. привела к созданию единого общесоюзного строительного министерства — Министерства строительства СССР. В него объединились Министерство строительства предприятий тяжелой индустрии и Министерство строительства предприятий машиностроения. Но уже в апреле 1954 г. это громоздкое министерство разделилось на два с более узкой специализацией: Министерство строительства предприятий металлургической и химической промышленности (союзное) и Министерство строительства (союзнореспубликанское).
Новые строительные министерства создавались и в дальнейшем, но не путем дробления уже существующих ведомств, а за счет выделения строительных организаций из промышленных министерств и создания на их базе новых строительных министерств.
В августе 1954 г. было создано союзно-республиканское Министерство городского и сельского строительства для проектирования и строительства в городах жилых зданий, школ, больниц, коммунальных предприятий, строительства машинно-тракторных станций, совхозов, сельских электростанций, а на базе строительных организаций Министерства путей сообщения и Министерства морского и речного флота СССР — Министерство транспортного строительства (союзное). В ноябре 1954 г. на базе строительных организаций, переданных из ведения Министерства электростанций СССР, было образовано Министерство строительства электростанций (союзное). В январе 1955 г. на базе строительных организаций, переданных из ведения Министерства неф-73
тяной промышленности СССР, создано Министерство строительства предприятий нефтяной промышленности (союзное). В апреле 1955 г. на базе строительных организаций, переданных из ведения Министерства угольной промышленности СССР, образовано Министерство строительства предприятий угольной промышленности (союзное).
Строительные организации из состава отраслевых промышленных министерств и ведомств перешли в состав строительных министерств и ведомств (рис. 2.6.7). Объем капитального строительства в стране, выполняемого подрядным способом, вырос до 82 %.
Рис. 2.6.7. Схема управления строительством (1955-1957 гг.)
Отраслевые промышленные министерства и ведомства, освобожденные от строительства своими силами, начали осуществлять функции заказчика и нести полную ответственность за использование капитальных вложений.
К 1957 г. в области строительства действовали уже семь строительных министерств. В связи с принятием закона о реорганизации управления промышленностью и строительством в 1957 г. управление строительством стало осуществляться через совнархозы, в связи с чем пять строительных министерств были ликвидированы: Министерство строительства предприятий нефтяной промышленности, Министерство строительства предприятий угольной промышленности, Министерство городского и сельского строительства, Министерство строительства предприятий металлургической и химической промышленности, Министерство строительства.
В декабре 1958 г. было упразднено Министерство электростанций СССР и создано Министерство строительства электростанций СССР (союзное), преобразованное в сентябре 1962 г. в Министерство энергетики и электрификации СССР. Министерство транспортного строительства и Госстрой СССР сохранялись. Все эти министерства имели 1462 подрядных треста и 8240 первичных подрядных организаций, не имевших достаточной технической базы. Создание совнархозов дало возможность вместо них формировать по территориальному признаку крупные строительные организации.
29 мая 1957 г. в РСФСР образовалось Министерство строительства. Ему передавались монтажные, специализированные, проектно-конструкторские и научно-исследовательские организации упраздненных министерств. И хотя оно являлось республиканским (РСФСР) министерством, но по согласованию с правительствами союзных республик действовало и на их территории. Кроме того, оно вело строительство в зарубежных странах (т.е. практически действовало как общесоюзный орган).
Несмотря на улучшение работы строителей (за 1956-1958 гг. в стране было построено 2700 крупных госпредприятий), в капитальном строительстве были серьезные недостатки как в организации строительного производства, так и в экономике. Возросла разобщенность строительных организаций между многочисленными ведомствами совнархозов. Например, в свердловской области работали 203 строительных организации, подчиненные 30 ведомствам.
Сосредоточение в совнархозах большого количества промышленных предприятий, строительных организаций (рис. 2.6.8) и основных материальных ресурсов страны привело к преимущественному развитию тех отраслей промышленности, за которые отвечали совнархозы, в ущерб развитию общегосударственных предприятий.
Строительство стало играть второстепенную роль в совнархозах. Появилась опасность потери этой важнейшей отрасли народного хозяйства.
К 1961 г. число подрядных трестов достигло 1314, а первичных — 9569, увеличился удельный вес специализированных трестов.
В ноябре 1962 г. Пленум ЦК КПСС принял решение о выделении строительства из состава совнархозов и о создании строительных союзных и республиканских министерств, а в их составе — территориальных главков по строительству. За совнархозами по строительству объектов остались функции заказчика.
Совет министров СССР
Рис. 2.6.8. Схема управления строительством (1957-1967 гг.)
24 ноября 1962 г. Госстрой СССР был реорганизован из общесоюзного в союзно-республиканский орган. Он непосредственно руководил проектными и научно-исследовательскими строительными организациями, утверждал титульные списки.
В 1963 г. Министерство транспортного строительства было преобразовано в Государственный комитет по транспортному строительству, дополнительно создавался Государственный комитет по монтажным и специальным строительным работам СССР. Одновременно ликвидировалось Министерство монтажных и специальных строительных работ РСФСР. 13 марта 1963 г. Госстрой СССР был подчинен ВСНХ.
В 1965 г. в связи с ликвидацией ВСНХ СССР Госстрой СССР был преобразован в Государственный комитет СМ СССР по делам строительства (союзно-республиканский). Госстрой СССР не руководил непосредственно строительными организациями, в его обязанности входили проведение единой технической политики в строительстве и повышение его эффективности.
2 октября 1965 г. Государственный комитет по транспортному строительству был преобразован в Министерство транспортного строительства (общесоюзное). Одновременно Госкомитет по монтажным и специальным строительным работам был реорганизован в Министерство монтажных и специальных строительных работ (союзно-республиканское).
Министерство промышленности строительных материалов СССР (Минстройматериалов СССР) было образовано в 1965 г. как союзнореспубликанское министерство, осуществляющее руководство специализированными отраслями производства, изготовляющими материалы, изделия, детали и конструкции, применяемые в строительстве (рис. 2.6.9). К наиболее важным отраслям можно отнести: цементную, асбестовую, асбестоцементную, стекольную, строительной керамики, стеновых материалов, нерудных строительных материалов, неметаллорудных материалов, изделий из полимерного сырья, сборных железобетонных изделий и конструкций, отделочных материалов из мрамора и гранита, санитарно-технического оборудования.
Министерство промышленности строительных материалов СССР
Производственные подразделения отрасли
Функциональные подразделения отрасли
- • Министерства промышленности строительных материалов союзных республик
- • ГлавНИИпроект
- • Управление кровельной и гидроизоляционной промышленности
- • Управление керамической промышленности
- • Главреммех
- • Главсантехпром
- • Главное управление промышленности сборного железобетона
- • Главнеметаллорудпром
- • Главзападцемент
- • Главвостокцемент
- • Главасбест
- • Главасбестцемент
- • Главстеклопром
- • Главное техническое управление
- • Главное планово-экономическое управление
- • Финансовое управление
- • Главное управление капитального строительства
- • Управление бухгалтерского учета и отчетности
- • Научно-технический совет
- • Главное управление материально-технического снабжения
- • Хозяйственное управление
- • Управление рабочего снабжения
- • Управление труда, заработной платы и рабочих кадров
- • Отдел горных работ и геослужбы
- • Управление внешних сношений
- • Транспортное управление
- • Управление по снабжению оборудованием
- • Управление кадров и учебных заведений
Рис. 2.6.9. Организационная структура Министерства промышленности строительных материалов СССР
До образования Минстройматериалов СССР руководство отраслью осуществляли: ВСНХ (1921-1932), Народный комиссариат тяжелой промышленности (1932-1939), Народный комиссариат промышленности строительных материалов СССР (1939-1946), Министерство промышленности строительных материалов (1946-1957). В июне 1957 — ноябре 1965 гг. руководство отраслью осуществлялось через совнархозы. В 1954 г. было организовано Главное управление по жилищному и гражданскому строительству, позднее — Главмосстрой (в настоящее время — ОАО «Компания «Главмосстрой», с 2005 г. — в составе строительного сектора Группы «Базовый Элемент»), а также Главмоспромстрой (ЗАО «Моспромстрой»), Главинжстрой (ООО «Главинжстрой»), Главмон-тажспецстрой (ООО «Главмонтажспецстрой», с 2005 г. — в составе строительного сектора Группы «Базовый Элемент»), Главмособлстрой (ЗАО «Главмособлстрой»), Главленинградстрой (Ленстройкомитет, затем Ленстройкорпорация, ныне ОАО «Строительная корпорация Санкт-Петербурга»), Главленстройматериалы, Главкиевстрой (корпорация «Киевгорстрой»), Главташкентстрой (ОАО «Главташкентстрой»), а также Главмоспромстройматериалы (с 1998 г. — муниципальное предприятие «Холдинговая компания «Моспромстройматериалы»», затем ОАО «Моспромстройматериалы», с 2005 г. — в составе строительного сектора Группы «Базовый Элемент»), Главмособлстройматериалы (ОАО «Мособлстройматериалы») и Главленинградпромстройматериалы.
Согласно Постановлению от 8 ноября 1991 г. № 592 об образовании корпорации «Стройматериалы России» были приняты «предложения трудовых коллективов расположенных на территории РСФСР предприятий, организаций и отраслевых концернов Государственной ассоциации «Союзстройматериалов» по созданию корпорации по производству строительных материалов «Стройматериалы России» (объединение государственных, арендных предприятий и акционерных обществ) с последующим образованием корпорации — холдинг».
21 февраля 1967 г. были дополнительно созданы еще четыре строительных министерства (все союзно-республиканские): Министерство строительства предприятий тяжелой индустрии, Министерство промышленного строительства, Министерство сельского строительства и Министерство строительства. Минтяжстрой СССР осуществлял строительство главным образом объектов черной и цветной металлургии, угольной промышленности и т.п. Минпромстрой СССР руководил строительством предприятий в основном химической и некоторых других отраслей промышленности. Минсельстрой СССР осуществлял комплексное строительство производственных и культурно-бытовых объектов в совхозах и колхозах, руководил межколхозными строительными организациями, обеспечивал индустриализацию сельского строительства. Минстрой СССР руководил строительством предприятий машиностроения, легкой и пищевой промышленности.
В 1965 г. был осуществлен переход к отраслевому способу управления народным хозяйством. В основу были положены новые принципы планирования и экономического стимулирования. Строительство ведется под руководством союзных и союзно-республиканских министерств (рис. 2.6.10). Закрепление их и подчиненных им строительных организаций за регионами обеспечило сочетание отраслевого и территориального принципа управления строительством.
Рис. 2.6.10. Схема управления строительством (1967-1986 гг.)
Объем капитального строительства, выполняемый подрядным способом, вырос до 92 %.
20 сентября 1972 г. было создано общесоюзное Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности для руководства строительством предприятий по добыче нефти и газа, по переработке и хранению газового конденсата и газа, 23 ноября 1979 г. — общесоюзное Министерство строительства СССР в районах Дальнего Востока и Забайкалья.
Все эти министерства являлись специализированными строительными органами. Однако строительство осуществлял и целый ряд промышленных и иных министерств, каждое в своей отрасли. Так, Министерство водного хозяйства СССР строило оросительные системы, водохранилища, гидроузлы и т.п., Министерство энергетики и электрификации СССР — электростанции.
Подрядным способом строили межколхозные строительные организации, часть строительных работ выполнялась хозяйственным способом силами предприятий, колхозов, совхозов. Значительную часть строительных работ выполняли организации местных советов, главным образом для предприятий торговли, жилищно-коммунального хозяйства: Главмосстрой, Главленинградст-рой, Главкиевгорстрой, Главмособлсельстрой. Основным звеном оставались тресты с подведомственными строительно-монтажными управлениями. Выпуск строительных материалов и изделий осуществляли Главмоспромстройматериалы и Главмособлстройматериалы.
Решениями правительства предусматривалось ускорение социально-экономического развития страны. Для достижения этих целей требовалась коренная перестройка капитального строительства, которое не обеспечивало заданных темпов развития и технического перевооружения основных фондов народного хозяйства страны.
Для приведения капитального строительства в соответствие с требованиями развития народного хозяйства, повышения эффективности инвестиционного процесса, сокращения продолжительности строительства, повышения его качества, снижения материалоемкости, трудоемкости и стоимости строительства, а также перевода строительства на новые методы хозяйствования и усиления централизованного руководства отраслью, в сочетании с расширением прав ответственности советов министров союзных республик и местных органов за результаты работы и развития строительных организаций в 1986 г. было принято постановление о создании постоянного органа Совета министров СССР — союзно-республиканского комитета СССР по делам строительства (Госстрой СССР).
В 1986 г. произошли изменения в системе строительных министерств: их «районировали». На базе Министерства строительства СССР было создано общесоюзное Министерство строительства в северных и западных районах СССР, на базе Министерства промышленного строительства СССР — общесоюзное министерство в южных районах СССР, на базе Министерства строительства предприятий тяжелой индустрии СССР — Министерство строительства в районах Урала и Западной Сибири СССР.
Министерство строительства СССР в районах Дальнего Востока и Забайкалья переименовано в общесоюзное Министерство строительства в восточных районах СССР. Проведенная реорганизация не только не упростила, но в ряде случаев даже усложнила управление в строительстве. 27 июня 1989 г. четыре «районированных» министерства были упразднены. До 1 апреля 1991 г. сохранились три министерства — транспортного строительства, монтажных и специальных строительных работ (с 1 апреля 1991 г. — Министерство монтажного строительства и специальных работ) и строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности.
19 августа 1986 г. Госкомитет по делам строительства был преобразован в союзно-республиканский Государственный строительный комитет СССР (с 1 апреля 1991 г. — Государственный комитет СССР по строительству и инвестициям) — постоянный орган по руководству строительным комплексом. Затем была создана ассоциация «Союзст-ройматериалы» и объединение «Строймаш» (образованы вместо ликвидированного Министерства промышленности стройматериалов).
Образованный 19 августа 1986 г. Госгражданстрой при Госстрое СССР отвечал за градостроительную политику в стране в целом, осуществлял надзор за сохранением при реконструкции городов их исторического облика, за проведением реставрации зданий, имеющих архитектурную ценность.
В промышленности стройматериалов изменений почти не происходило: созданный в 1939 г. Наркомат промышленности стройматериалов существовал до 1957 г.
До 1989 г. основной объем строительства на территории Российской Федерации выполнялся союзно-республиканскими и союзными министерствами. В тот период действовала планово-распределительная система управления, включавшая в свой состав подсистему централизованного материально-технического и финансового обеспечения с достаточно высокой степенью надежности. Такая система характеризуется большой концентрацией полномочий по принятию стратегических решений на всех уровнях управления и во всех сферах деятельности в лице одного руководителя (министра, начальника главка или объединения, управляющего трестом, начальника строительно-монтажного управления и т.п.).
В условиях перехода на рыночные отношения возникла необходимость в перераспределении функций государственного управления строительным комплексом России между соответствующими субъектами, а также в освобождении исполнительных органов власти (государственного управления) на федеральном и территориальном уровнях от функций хозяйственного управления. Определяющим началом в децентрализации системы управления строительством была передача в федеральное подчинение общестроительных организаций, а также предприятий строительной индустрии и некоторых производств строительных организаций, и, кроме того, предприятий строительной индустрии и некоторых производств строительных материалов.
Инвестиционно-строительный комплекс РФ и система его управления с учетом новых условий и требований стали формироваться после про-81
возглашения в июне 1990 г. государственного суверенитета Российской Федерации. Правительством был взят курс на демонтаж планово-распределительной (директивной) системы управления строительной отраслью, осуществлен переход к преимущественно экономическим методам управления и нормативно-правовому регулированию.
Началось радикальное организационно-экономическое преобразование строительного комплекса как отрасли, способствующей материализации задач, связанных с развитием экономики России. В августе 1990 г. на базе объединений, строительно-монтажных трестов, предприятий и организаций Минуралсибстроя РСФСР, Минвостокстроя РСФСР, Мин-севзапстроя РСФСР, Минюгстроя РСФСР, Минжилгражданстроя РСФСР и Минстройматериалов РСФСР возникло 5 государственных концернов и ассоциаций, которые действовали на основании своих уставов в пределах полномочий, переданных добровольно «снизу», а также полномочий, переданных им органами государственного управления РСФСР, т.е. «сверху». К числу полномочий, переданных «сверху», относились в основном права по управлению государственным имуществом предприятий и организаций, входящих в состав концернов (ассоциаций). Создание концернов и ассоциаций нарушило сложившуюся плановораспределительную систему управления строительством.
Был образован Государственный комитет РСФСР по архитектуре и строительству (Госкомархстрой РСФСР). Распоряжением президента РФ от 20.10.91 г. № 63-рп Госкомархстрой РСФСР определялся как правоприемник Госстроя СССР и Госкомархитектуры. В его ведение были переданы все научно-исследовательские, проектные, строительные организации на территории РСФСР.
В 1991 г. под юрисдикцию России были приняты предприятия и организации упраздненных общесоюзных специализированных министерств и ведомств. В этот период Правительством России активно поддерживались процессы создания на базе специализированных подразделений и главков центральных аппаратов министерств структур рыночного типа. Так, на базе главков и предприятий бывшего Минмонтажспецстроя СССР были образованы корпорация «Монтажспецстрой» и холдинговые компании «Электромонтаж», «Степс», «Стальконструкция», на базе предприятия Минтрансстроя СССР — корпорация «Трансстрой». Одновременно инициировалось развитие рыночных отношений и предпринимательства в рамках указанных крупных структур.
Реализация важнейших задач по обеспечению устойчивого функционирования и развития строительной отрасли промышленности в условиях перехода к рыночным отношениям вызвала необходимость реорганизации системы государственного управления отраслями и подотраслями народного хозяйства. Указом президента РФ «О реорганизации центральных органов государственного управления в РСФСР» от 28.11.91 на базе уп раздненного Госкомархстроя РСФСР был образован федеральный орган государственного управления — Министерство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РСФСР (Минстрой РСФСР).
В процессе перехода строительного комплекса на рыночные отношения в соответствии с федеральными законодательными актами центр тяжести функций по непосредственному управлению производством переместился на территориальный уровень. Для осуществления государственной политики в области строительства, архитектуры и градостроительства на территориальном уровне во всех субъектах Российской Федерации в составе органов исполнительной власти были созданы соответствующие органы по управлению и регулированию деятельности строительных предприятий и организаций: территориальные управления по строительству и архитектуре созданы в 79 субъектах федерации; органы государственной экспертизы проектов и смет — в 79; лицензирования строительной и проектной деятельности — в 88; государственного архитектурно-строительного надзора — в 89; центры ценообразования — в 78.
Если на начальном этапе становления рыночных отношений в строительстве преобладали дезинтеграционные процессы — территориальные строительные объединения перестали выполнять функции ведущих корпоративных объединений, многие тресты были ликвидированы, а первичные подразделения вышли из их состава и стали действовать как самостоятельные диверсификационные предпринимательские структуры, — то в настоящее время во многих регионах наметились тенденции к интеграции, формированию на этой основе строительных объединений рыночного типа, обладающих значительным воспроизводственным финансовым, научно-техническим потенциалом, способных реализовывать крупные инвестиционные проекты и определять технический уровень развития отрасли.
Появились принципиально новые по характеру деятельности орга-низации-генконтракторы. Начали функционировать финансово-промышленные и финансово-строительные группы. Получил развитие лизинг в строительстве.
В этой связи особо следует отметить, что наличие соответствующих органов управления по строительству, архитектуре и градостроительству как на федеральном, так и на региональном уровне создает благоприятные условия для формирования строительных структур рыночного типа во всех сферах строительного комплекса. Например, созданы такие группы компаний, как «СУ-155», «ПИК», «ТехноНиколь» и другие. До последнего времени вопросами управления строительства занималось Министерство регионального развития и Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, ныне — вновь созданное Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Источник: ozlib.com
Руководители СССР
Руководители СССР
За время существования Советского Союза было всего восемь руководителей СССР, являющихся одними из самых известных личностей не только в Советском государстве, но и за его пределами, это: Владимир Ленин, Иосиф Сталин, Георгий Маленков, Никита Хрущёв, Леонид Брежнев, Юрий Андропов, Константин Черненко, Михаил Горбачёв. После смерти создателя СССР Владимира Ленина, высшая должность в Коммунистической Партии стала фактически высшей руководящей государственной должностью в СССР. Формально высшим органом власти в СССР, начиная с 1938 года, был Верховный Совет, однако в действительности ни Президиум, ни его Председатель не имели той власти, какая была у главы коммунистической партии.
1917. Ленин Владимир Ильич
Владимир Ильич Ленин
22 апреля 1870 — 21 января 1924
Ленин Владимир Ильич (22 апреля 1870 – 21 января 1924) – руководитель РСФСР и СССР в должности Председателя Совета народных комиссаров РСФСР и СССР. Российский революционер, создатель РСДРП(б), организатор и руководитель Октябрьской революции 1917 года, основатель и первый руководитель СССР. Именно Ленин провозгласил курс на свержение буржуазии и переход власти к Советам.
По его инициативе в 1918 году был заключён Брестский мир с Германией. Ленин был инициатором и одним из главных организаторов политики красного террора. Ленин запустил процесс реорганизации промышленности и социальной сферы России, способствовал развитию науки.
1924. Сталин Иосиф Виссарионович
Иосиф Виссарионович Сталин
18 декабря 1878 – 5 марта 1953
Сталин Иосиф Виссарионович (18 декабря 1878 – 5 марта 1953) – руководитель СССР в 1924-1953 гг. в должности Генерального секретаря ЦК ВКП(б) (КПСС). Российский революционер, участник Гражданской войны, председатель Государственного комитета обороны в 1941-1945 гг.
В конце 20-х годов взял курс на форсированную индустриализацию, коллективизацию и построение плановой экономики, что обеспечило рост национального дохода. В период правления Сталина имели место массовые политические репрессии, некоторые народы подверглись тотальной депортации. Правление Сталина ознаменовано победой в Великой Отечественной войне. В 1949 году СССР стал ядерной сверхдержавой.
1953. Маленков Георгий Максимилианович
Георгий Максимилианович Маленков
8 января 1902 — 14 января 1988
Маленков Георгий Максимилианович (8 января 1902 – 14 января 1988) – фактический руководитель СССР в 1953-1955 гг. в должности Председателя Совета Министров СССР (возглавив КПСС 7 сентября 1953 года реальным руководителем СССР стал Н. С. Хрущёв). Будучи соратником И. В. Сталина, Маленков принимал активное участие в репрессиях 30-х годов, имел прямое отношение к следствию по “Ленинградскому” и подобным делам, однако первым заговорил о культе личности Сталина. Способствовал устранению Берии и Ежова. Выступал за борьбу с привилегиями и бюрократизмом партийного и государственного аппарата. В 1957 году предпринял попытку смещения Хрущёва, в 1961 году исключён из КПСС.
1953. Хрущёв Никита Сергеевич
Никита Сергеевич Хрущёв
15 апреля 1894 — 11 сентября 1971
Хрущёв Никита Сергеевич (15 апреля 1894 — 11 сентября 1971) — руководитель СССР в 1953-1964 гг. в должности Первого секретаря ЦК КПСС. Участник Гражданской войны, участник Великой Отечественной войны, Первый секретарь ЦК КП(б) Украины в 1938-1947 гг. Инициатор ареста Берии, на XX съезде осудил культ личности Сталина. С именем Н.С.
Хрущёва связывают период “оттепели” во внутренней и внешней политике. В период его руководства было подавлено Венгерское восстание (1956), разразился Карибский кризис (1962), СССР первым отправил человека в космос, началось массовое жилищное строительство. Отстранён от должности Первого секретаря ЦК КПСС 14 октября 1964 года на Пленуме ЦК.
1964. Брежнев Леонид Ильич
Леонид Ильич Брежнев
19 декабря 1906 — 10 ноября 1982
Брежнев Леонид Ильич (19 декабря 1906 — 10 ноября 1982) — руководитель СССР в 1964-1982 гг. в должности Генерального секретаря ЦК КПСС. Участник Великой Отечественной войны и Парада Победы. Период руководства Брежнева в СССР признан самым стабильным в социальном плане. Советский народ получал бесплатное образование и медицинское обслуживание, обеспечивался жильём.
Однако зависимость от экспорта ресурсов, военные расходы и коррупция привели к застою в экономике. При Брежневе решительно подавлялось инакомыслие, были введены войска ОВД в Чехословакию (1968), началась Афганская война (1979). Во внешней политике Брежнев стремился к разрядке международной напряжённости.
1982. Андропов Юрий Владимирович
Юрий Владимирович Андропов
15 июня 1914 — 9 февраля 1984
Андропов Юрий Владимирович (15 июня 1914 — 9 февраля 1984) — руководитель СССР в 1982-1984 гг. в должности Генерального секретаря ЦК КПСС. Участник Великой Отечественной войны, председатель КГБ СССР в 1967-1982 гг. Под руководством Андропова КГБ существенно расширил свой контроль над обществом, усилились репрессии в отношении диссидентов. Во главе СССР Андропов начал борьбу за повышение экономической эффективности социалистической системы: принял жёсткие меры по укреплению трудовой дисциплины, провёл чистку партийного и государственного аппарата. В 1983 году началась подготовка «долгосрочной программы кардинальной перестройки управления народным хозяйством».
1984. Черненко Константин Устинович
Черненко Константин Устинович
24 сентября 1911 — 10 марта 1985
Черненко Константин Устинович (24 сентября 1911 — 10 марта 1985) — руководитель СССР в 1984-1985 гг. в должности Генерального секретаря ЦК КПСС. Черненко заявлял о необходимости модернизации экономики, однако уделял больше внимания организационно-пропагандистским мероприятиям, чем экономической ситуации в стране. При Черненко партийно-бюрократический аппарат был раздут до невероятных размеров. Экономика страны замедлилась, было закуплено колоссальное количество продовольствия и промышленных товаров. Наметилось потепление отношений с КНР, однако отношения с США оставались напряжёнными, в 1984 году СССР бойкотировал Олимпийские игры в Лос-Анджелесе.
1985. Горбачёв Михаил Сергеевич
Горбачёв Михаил Сергеевич
2 марта 1931 — 30 августа 2022
Горбачёв Михаил Сергеевич (2 марта 1931 — 30 августа 2022) — руководитель СССР в 1985-1991 гг. в должности Генерального секретаря ЦК КПСС и президента СССР (1990-1991). Первый и последний президент СССР. В январе 1987 г. на пленуме ЦК КПСС дал старт политике «перестройки», которая в дальнейшем привела к рыночной экономике, свободным выборам, утрате монополии КПСС на власть и распаду СССР.
Многочисленные реформы, призванные изменить советскую экономику в направлении рыночной модели хозяйствования, привели к глубокому экономическому кризису. Политика Горбачёва способствовала прекращению холодной войны, снятию «железного занавеса» и ослаблению ядерной угрозы. Были выведены советские войска из Афганистана. Лауреат нобелевской премия мира 1990 г.
Друзья, если вам понравилась статья, фото или сайт в целом — отметьте нас в любой социальной сети:
Тема нашего проекта — история России, геополитика и транспортная безопасность. История России и геополитика представлены в краткой политической энциклопедии «Мир Меняется». На её страницах кратко, в хронологическом порядке, рассказывается об основных событиях происходивших в России и СССР, о выдающихся личностях, политических деятелях и организациях. В рубрике «Геополитика» собраны понятия и выражения отражающие различные стороны отношений между странами и народами, военно-политическими союзами, идеологиями и много другой, не менее интересной, информации. Краткий формат энциклопедии призван заинтересовать читателя, вызвать интерес к мировой и отечественной истории.
Смотреть на проблему развала страны, как естесственно-сложившуюся ситуацию, якобы СССР колос на глиняных ногах, значит отбрасывать в сторону весь накопленный опыт, всю историю жизни народов. Если происходит какие то события, значит, они кому-то это выгодно.
Кто обрадовался распаду СССР, как своей собственной заслуге и есть та движущая сила, тот заинтересованный в разрушении огромной страны участник. Ведь не секрет, что был план Алена Даллеса, и многие другие, ставившие целью устранение конкурента и захват новых территорий для капитала.
А то что на западе было изобилие и наши приезжая туда рты открывали, это еще не значит, что было хорошо. Весь этот западный хлам теперь у нас: ни есть, ни пить это нельзя, а погоня за новыми тачками и телефонами, превратила людей в рабов кредитов и «успеха». В двух словах: купили за джинсы и жвачку. И кто мыслит по другому, тот не хочет в этом разбираться.
Как индейцев нас захватили, с предательством элит и обманутым народом. Ну и конечно руководство последних лет СССР не идет ни в какое сравнение со Сталинским правительством. И конечно нужно всем нам разобраться в нашей истории и перестать ее хаять, под лживые речи прозападных псевдоисториков. Взять из нашей истории лучшее и внедрить в нашу жизнь.
Я уверен, рано или поздно это произойдет. Всех благ!
Сегодня очень часто говорят о том, что в Советском Союзе людям жилось лучше, чем в современной России. Превозносят до небес «партию и правительство», дескать они и о людях думали, и экономическую линию вели правильную, и воровали в меру. Да, еще упоминают достижения в космической сфере, в освоении нефтяных месторождений, в молодежной политике и искусстве.
Однако в итоге оказалось, что это советское благополучие — блеф. Почему-то в странах Европы, которые не попали под воздействие коммунистической идеологии, уровень жизни был во много раз выше, чем в Советском Союзе.
Почему-то поездка в капиталистическую страну считалась практически путевкой в рай, но не потому, что там можно было окунуться в незнакомую обстановку и посмотреть на достопримечательности, а потому, что там было изобилие товаров. Люди пользовались малейшей возможностью привести из-за рубежа хоть что-нибудь. Наши люди ходили по улицам капиталистических городов «разинув рот» вовсе не потому, что их поражала западная архитектура. И наверняка люди задавались вопросом — почему у нас все по-другому?
Кто мешал руководителям СССР сделать жизнь советских людей такой же как на Западе? Война? Но та же Германия, как и СССР после войны, находилась в руинах, но смогла восстановить экономику и стать благополучной страной. У нас, может быть, не хватало ресурсов для восстановления? Но это же полный бред, СССР обладал колоссальной ресурсной базой, у нас было все необходимое — полезные ископаемые, лес и водные ресурсы.
Что в итоге? Через 40 лет после победы в Войне, в СССР люди толкались в очередях за едой, а на загнивающем Западе люди жили вполне себе хорошо. Так чего же хорошего было в Союзе? Колосс на глиняных ногах.
Источник: kak-spasti-mir.ru
Министерство транспортного строительства СССР — МИНТРАНССТРОЙ СССР (04.08.1954 — 25.11.1991)
Страна: СССР
Дата создания: 04.08.1954.
Руководство деятельностью осуществляет: Совет Министров СССР
Адрес: Москва, Садовая-Спасская улица, дом 21.
Министерство транспорного строительства СССР (МИНТРАНССТРОЙ СССР) — Государственный орган СССР, управлявший деятельностью транспортного строительства Советского Союза в 1954—1991 годах СССР.
Повествование
Министерство образовано в 04 августа 1954 года, из состава МПС СССР выделилось Министерство транспортного строительства
В основу организации Минтрансстроя был положен принцип формирования территориальных строительно-монтажных и субподрядных специализированных организаций.
Основной задачей Министерства транспортного строительства СССР являлось выполнение заданий по строительству транспортных объектов для:
- гражданской авиации,
- министерств путей сообщения,
- морского флота,
- речного флота РСФСР
и других министерств и ведомств.
Минтрансстрой представлял собой крупную строительную подрядную систему, объединявшую:
- строительно-монтажные тресты и управления строительства,
в которые входили самостоятельные подрядные организации, а также:
- управления механизации,
- ремонтно-прокатные базы,
- центральные ремонтно-механические мастерские,
- автотранспортные хозяйства,
- управления производственно-технологической комплектации,
- отделения временной эксплуатации строящихся железных дорог и т. д.
Все эти организации подчинялись пяти производственно-территориальным главным управлениям железнодорожного строительства:
- ГУЖДС Урала и Сибири,
- ГУЖДС Поволжья и Юга,
- ГУЖДС Казахстана и Средней Азии,
- ГУЖДС Севера и Запада
- ГлавБАМстрой
и шести главным производственно-отраслевым управлениям:
- Главдорстрой,
- Главзапсибдорстрой,
- Главморречстрой,
- Главмостострой,
- Главтоннельметрострой,
- Главтрансэлектромонтаж.
Основные объекты железнодорожного транспорта сооружали генподрядные производственно-территориальные:
- главные управления железнодорожного строительства и ГлавБАМстрой,
- автомобильного транспорта — Главдорстрой и Главзапсибдорстрой,
- морского и речного флота — в основном Главморречстрой.
Строительство мостов, путепроводов и других крупных искусственных сооружений на железных и автомобильных дорогах вели организации:
а тоннелей и метрополитенов
- Главтоннельметростроя.
Кроме строительных организаций в системе Минтрансстроя состояли и работали:
- 243 промышленных предприятия,
- 2 научно-исследовательских института,
- Всесоюзный проектно-технологический институт,
- 20 проектно-изыскательских институтов,
- 7 специальных конструкторско-технологических бюро.
В систему также входили:
18 средних специальных учебных заведений.
В системе Минтрансстроя насчитывалось 576 передвижных формирований.
Они выполняли основные объёмы строительно-монтажных работ:
- механизированные колонны по выполнению земляных и путевых работ,
- строительно-монтажные поезда,
- мостостроительные поезда и мостовые отряды,
- подвижные подразделения по работам электрификации,
- устройствам СЦБ и связи,
- специализированные организации по сооружению объектов водоснабжения и канализации,
- по буровым работам,
- выполнению сантехнических и электромонтажных работ,
- по производству гидротехнических,
- гидромеханизированных и буровзрывных работ,
- штукатурных, малярных и других отделочных работ, строительству тоннелей и метрополитенов и др.
Укрупнение строительных организаций в министерстве позволило поднять средний годовой объём строительно-монтажных работ треста (стройуправления):
- 47 млн руб. в 1954 году,
- 74 млн руб. в 1956 году,
- 90,5 млн руб. в 1957 году.
Численность административно-хозяйственного персонала на 1 млн руб. выполненного объёма строительно-монтажных работ снизилась с 9,8 человек в 1954 году до 7,6 человек в 1956 году и до 7,0 человек в 1957 году.
Минтрансстрой принимал меры против распыления капитальных вложений и концентрировал средства на важнейших объектах, это позволяло значительно ускорять ввод в действие новых железнодорожных линий, вторых путей и других объектов транспортного строительства.
Так, в 1955 году — на строительство вторых путей линии Акмолинск — Карталы было выделено 515 млн руб. (против 9 млн руб. в 1953 году и 95 млн руб. в 1954 году), и в течение одного года всё направление протяжением 806 км было введено в эксплуатацию.
За 1954—1955 год — на сооружении железной дороги Улан-Батор — Дзамын-Удэ протяжением 714 км осваивалось по 350—400 млн руб. в год. Дорога, которую начали строить в 1953 году, была сдана в постоянную эксплуатацию в 1955 году с постановкой пути на щебёночный балласт.
Если за годы пятой пятилетки в среднем в год вводилось по 452,6 км электрифицированных железнодорожных линий, то в последующие годы ввод увеличился:
- в 1956 году ввели 1015 км,
- в 1957 году — 1263 км.
Технологическая специализация в строительстве осуществлялась на уровне трестов и строительных организаций по видам работ. Так, земляное полотно железных и автомобильных дорог возводили механизированные колонны, объединённые в территориальные специализированные тресты механизации:
- Уралстроймеханизация,
- Центростроймеханизация,
- Югстроймеханизация, и др..
Электрификация железных дорог, монтаж устройств энергоснабжения, связи, сигнализации, автоблокировки и диспетчерской централизации возлагались на подразделения всесоюзных специализированных трестов:
- Главтрансэлектромонтажа.
- Транссвязьстрой,
- Транссигналстрой,
- Трансэлектромонтаж,
Буровзрывные работы выполняли специализированные тресты Трансвзрывпрома ГУЖДС Урала и Сибири, а на строительстве Байкало-Амурской магистрали — БАМтрансвзрывпрома.
К 1957 году в системе Минтрансстроя имелось:
- 99 трестов и специализированных управлений,
- в том числе 13 трестов промышленных предприятий.
В послевоенное время, завершив восстановление разрушенного хозяйства, МПС СССР выступило с инициативой перспективного (на 20 лет) развития и модернизации железнодорожного транспорта.
Источник: ussr-cccp.moy.su