Целью системы закупок в государственном секторе является обеспечение прозрачности и экономного расходования бюджетных средств. Без системы контроля этого невозможно добиться. Именно поэтому сразу несколькими органами контролируются госзакупки. Также существует общественный контроль и контроль, который должны осуществлять сами заказчики.
В данной статье мы рассмотрим виды контроля в сфере закупок и их особенности.
Контроль закупок, что это?
Несколько видов контроля в сфере закупок определяется многоэтапностью данного процесса, где каждый этап требует своего подхода к его контролю.
Поскольку сфера закупок была и остается очень сложной и проблемной сферой общественных взаимоотношений, потребность в тщательном и даже жестком контроле возрастает с каждым годом. Ключевыми целями контроля в сфере закупок является нивелирование различных рисков, которые могут повлечь растрату средств бюджета, и повышение эффективности удовлетворения нужд государства и муниципалитетов.
Просто о стройконтроле. Что такое операционный контроль качества?
Объектами контроля в сфере закупок являются все субъекты закупочной деятельности:
- заказчики,
- контрактные службы,
- контрактные управляющие,
- комиссии по осуществления закупок,
- уполномоченные органы и учреждения, с
- пециализированные организации,
- операторы торговых площадок
- и другие.
Глава 5 Закона № 44-ФЗ посвящена целиком контролю в сфере закупок и определяет контрольный орган в сфере закупок и различные виды такого контроля, а именно: ведомственный контроль в сфере закупок, общественный контроль в сфере закупок и внутренний контроль в сфере закупок.
Чтобы получить бесплатную консультацию и помощь в торгах, заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78
Регулирование правом
Глава 5 закона 44-ФЗ посвящена контролю в закупках. Из нее следует, что в контролирующую систему входят:
- Федеральное казначейство; ;
- местные органы власти;
- общественные организации;
- государственные заказчики.
Кого и как контролируют?
Контроль за заказчиками осуществляют уполномоченные органы и организации, их контрактными службами и управляющими, членами закупочных комиссий. Однако в системе закупок есть и другие участники:
- уполномоченные органы;
- операторы электронных площадок;
- специализированные организации.
Действия этих участников также контролируются.
Если говорить о том, что именно подлежит контролю, то это каждый этап закупки:
- планирование процедуры;
- проведение закупки вне зависимости от способа;
- исполнение контракта или каждого его этапа;
- отчетность заказчика и дальнейшее использование закупленных товаров, работ, услуг.
Основным механизмом осуществления контроля является проверка, которая может быть как плановой, так и внеплановой. По плану заказчик не может быть проверен чаще, чем один раз в полгода. Но это лишь общий случай — в зависимости от субъекта контроля периодичность меняется. Так, если проверяется закупочная комиссия или специализированная организация, то частота проверок составляет не более одного раза за каждую закупочную процедуру.
А вот что касается проверок незапланированных, то тут никакой периодичности нет. Другое дело, что проводить их без веских оснований неправомерно. Поводом для внеплановой проверки являются поступившие сведения и жалобы, поданные от заинтересованного лица или того, чьи права были нарушены.
Ведомственный контроль в сфере закупок
Часть 3 статьи 99 Закона о контрактной системе устанавливает, что ведомственный контроль закупок в отношении каждого типа заказчика осуществляет отдельный орган контроля в сфере закупок.
Государственные органы, органы муниципальной власти и управления внебюджетными фондами, а также госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос» выполняют контрольные функции в сфере закупок. При этом они контролируют заказчиков, которые им подведомственны.
Но не смотря на видимое разнообразие контрольных органов в сфере закупок, ведущую роль для всех типов заказчиков играет ФАС и Казначейство.
Контроль закупок со стороны Федерального казначейства
Так, именно контрольный орган в сфере закупок — Казначейство России осуществляет контроль, предусмотренный частью 5 статьи 99 Закона о контрактной системе, который так же неофициально называют как «финансовый контроль в сфере закупок». В рамках финансового контроля осуществляется сопоставление информации и сведений из различных документов, для определения соответствия закупки ее финансовому обеспечению.
Именно этот механизм в первую очередь направлен на снижение рисков по нецелевому расходованию бюджетных средств.
На Казначейство возложена функция контролировать финансовую сторону закупок. ФК проверяет:
- Правильно ли в плане закупок отражен объем финансового обеспечения.
- Корректно ли отображается идентификационный код закупки и объем финобеспечения в плановых документах, извещении, документации, контракте и прочих документах, которые сопровождают закупку.
Основным инструментом финансового контроля является идентификационный код закупки (ИКЗ), который и позволяет проследить историю всей закупки, начиная от ее планирования до непосредственного исполнения. Данный контроль закупок носит форму текущего и осуществляется непосредственно при осуществлении закупочной деятельности, без его прохождения заказчик не сможет опубликовать требуемую информацию.
Наряду с Казначейством, такими же полномочиями наделены органы управления государственными внебюджетными фондами, а также региональные финансовые органы.
Контроль закупок со стороны ФАС
ФАС является федеральным органом исполнительной власти, на который с 2013 года возложена контрольная функция в системе закупок. Служба контролирует соблюдение требований закона в обычных процедурах, а также в торгах по гособоронзаказу. Информация о проверках ФАС публикуется в ЕИС.
Антимонопольная служба и его территориальные органы являются основным контрольным орган в сфере закупок и осуществляют контроль закупок непосредственно при осуществлении процедур закупок, регистрируя жалобы от участников закупки и реагируя на них осуществляя проверку.
К полномочиям ФАС относится контроль осуществления закупок и в случае обнаружения нарушений относится возможность выдачи предписаний, а также возможность остановить процедуру заключения контракта.
Основные составы КоАП РФ в сфере закупок так же относятся к компетенции ФАСа, по которым могут быть оштрафованы субъекты закупочной деятельности.
При этом законодательно установлено, что плановые проверки могут осуществляться не чаще одного раза в 6 месяцев. Из этого правила есть исключение для специализированных организаций, по которым проверка может быть осуществлена не более одного раза в процедуре конкретной закупки.
В ходе контрольных мероприятий представители Антимонопольной службы могут:
- рассматривать дела;
- составлять протоколы;
- обращаться в правоохранительные органы и суд;
- выдавать предписания.
Проверяемый субъект должен предоставить специалистам ФАС беспрепятственный доступ в помещение, а также выдавать по их запросам нужные документы.
При этом в отношении определенных решений специалистов заказчика плановая либо внеплановая проверка проводиться не может. К ним относятся:
- Характеристики товары — качественные, экологические, функциональные.
- Квалификация участников и их работников.
- Наличие у участника ресурсов, необходимых для исполнения контракта.
- Репутация.
- Опыт работы.
Участник вправе обратиться в суд для обжалования решения службы при несогласии с выводами ФАС.
Информация о плановых проверках публикуется и является общедоступной, но помимо плановых проверок контрольный орган в сфере закупок имеет право осуществлять также внеплановые проверки. Но для их осуществления требуются основания. Таковыми могут быть для контрольного орган в сфере закупок жалоба участника закупки или результат общественного контроля в сфере закупок.
Также Антимонопольная служба контролирует работу ЭТП. Периодичность проведения проверок планового характера — один раз в полгода, внеплановых — по необходимости.
Внимание: Казначейский контроль, который предусмотрен ч.5 ст. 99 44-ФЗ приостановлен в соответствии с ПП РФ от 20.03.2017 №315. Для федеральных заказчиков срок приостановки контроля до 01.01.2018 г, для муниципальных заказчиков и субъектов РФ до 01.01.2019 г.
Контроль закупок со стороны общественности
Чтобы получить бесплатную консультацию и помощь в торгах, заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78
Принципы открытости и прозрачности в сфере закупок реализован, в том числе путем механизма общественного контроля в сфере закупок. Причем не только какие-то конкретные общественные организации имеют на это право, но и обычные физические лица.
Это право корреспондирует к обязанности государственных органов и муниципалитетов способствовать им в осуществлении такого контроля.
Им предоставлено право осуществлять публичное обсуждение государственных закупок и непосредственно у заказчиков запрашивать все необходимые документы.
В случае такого запроса, заказчики с ними работают в общем порядке, как с обращениями граждан.
При осуществлении общественного контроля в сфере закупок может проводиться независимый мониторинг и оцениваться эффективность закупок, а также условия исполнения контрактов. К полномочиям общественного контроля относится возможность подачи жалобы в орган контроля в сфере закупок, а также возможность судебной защиты, в случае необходимости.
В ходе осуществления своих контрольных функций общественность может:
- запрашивать у заказчика сведения (но не документы) о том, как исполняется контракт;
- дать независимую оценку итогам закупки;
- если выявлены нарушения — обращаться в контролирующие организации или суд.
Кроме того, у представителей общественности есть право подготовить и передать в госорганы свои предложения по изменению законодательства с целью его улучшения.
Обратите внимание! В ходе общественного контроля у заказчика разрешено затребовать только информацию о том, как проходит закупка либо исполняется контракт. А вот документы может требовать только контролирующий орган!
Контроль закупок в оборонном заказе
В рамках гособоронзаказа все проверки проводит ФАС. При этом она контролирует каждый этап в проведении процедуры: обоснование, нормирование, расчет начальной цены, правильность ведения документов, соблюдение заказчиком правил и порядка привлечения к ответственности нарушителей, то, насколько итог контракта соответствует требованиям заказчика и закона, а также насколько использование товараа соответствует цели закупки.
Источник: star-tender.ru
Контроль ради контроля вреден. Как руководителю правильно контролировать сотрудников?
Понятие, цели строительного контроля и осуществляющих его лиц устанавливает ст.53 ГрК РФ. Согласно ей стройконтроль — комплекс контрольных мероприятий, который проводится при возведении новых, реконструкции, капремонте существующих зданий и сооружений любого назначения.
Строительный контроль нужен для проверки соответствия технологии выполнения и качества работ требованиям проектной и рабочей документации, энергоэффективности, техрегламентов, результатам изысканий, градостроительного плана и правилам землепользования. Он позволяет обеспечить безопасную эксплуатацию объекта.
Роскомнадзор
Ведомство отвечает за большой круг правоотношений, связанных с информационными технологиями и использованием сети Интернет. Оно проверяет, насколько точно организации выполняют требования, связанные с обработкой и хранением персональных данных, защитой прав субъектов. Ведомство вправе проверить те данные, которые компания указала в уведомлении о начале занятия видом деятельности, связанным с обработкой персональных данных. Эта форма заполняется на портале организации и одновременно направляется по почте. Требование касается всех организаций, кроме тех, которые обрабатывают только сведения о своих сотрудниках.
Основываясь на законе о персональных данных, ведомство вправе:
- запрашивать у граждан и организаций любую информацию, которая нужна ему для исполнения своих функций, и получать такие данные на безвозмездной основе;
- проверять всю информацию, которую компания направила в государственный орган, сообщая о начале осуществления деятельности по обработке персональных данных. Контроль проводится как непосредственно ведомством, так и с привлечением иных государственных структур, которые имеют полномочия на проверку указанных сведений;
- при получении заявления гражданина или по иным причинам требовать от оператора блокировать, стереть или уточнить данные, не отвечающие требованиям достоверности или полученные нелегитимным способом;
- в случае если обработка персональных данных не соответствует нормам и правилам, установленным для таких операций, самостоятельно, без переноса вопроса на решение суда, принимать решение о приостановке или запрете в дальнейшем заниматься обработкой персональных данных;
- подавать в суды иски, предметом которых будет защита информационных и личных прав субъектов – носителей персональных данных, представлять в суде интересы таких граждан;
- направлять запрос в ведомство, выдавшее лицензию оператору на осуществление предпринимательской деятельности, связанной с обслуживанием персональных данных, с просьбой приостановить ее действие или прекратить его, если одним из условий лицензирования был запрет на распространение или передачу персональных данных, не заручившись подписанным их носителем разрешением;
- писать официальные уведомления в прокуратуру и в органы следствия, направляя материалы, позволяющие решить вопрос о возбуждении уголовного дела, если были зафиксированы признаки деяния, предусмотренного УК РФ и имеющего отношение к неправомерному обращению с персональными данными;
- принимать обоснованные решения о привлечении операторов и иных лиц, некорректно использующих персональные данные или совершающих иные правонарушения, к ответственности в рамках КоАП РФ.
У кого есть разрешение на подписание документов строительного контроля
В соответствии с ч.4 ст.53 ГрК РФ, а также п.п. 5 и 6 постановления Правительства №468 стройконтроль включает в себя освидетельствование скрытых работ, промежуточную приемку готовых ответственных конструкций и участков инженерных сетей. Проведение и результаты контрольных мероприятий фиксируются в журнале работ и соответствующих актах, которые подписываются представителями заказчика или подрядчика.
Согласно ч.ч.1,5 ст.55.5-1 ГрК РФ организация и проведение строительного контроля относятся к должностным обязанностям специалиста по организации строительства — главного инженера проекта, сведения о котором включены в национальный реестр.
Таким образом, исполнительную документацию имеет право подписывать специалисты по организации строительства, выполняющие функции стройконтроля по договору с техническим заказчиком, подрядчиком или подрядчиком (если он самостоятельно выполняет работы по возведению, реконструкции или капремонту). В соответствии с письмом Ростехнадзора № 09-02-05/15110 к исполнительной документации относятся и акты приемки ГРО и разбивки осей.
Контроль со стороны Антимонопольной службы
ФАС является федеральным органом исполнительной власти, на который с 2013 года возложена контрольная функция в системе закупок. Служба контролирует соблюдение требований закона в обычных процедурах, а также в торгах по гособоронзаказу. Информация о проверках ФАС публикуется в ЕИС.
В ходе контрольных мероприятий представители Антимонопольной службы могут:
- составлять протоколы;
- рассматривать дела;
- выдавать предписания;
- обращаться в правоохранительные органы и суд.
Проверяемый субъект должен предоставить специалистам ФАС беспрепятственный доступ в помещение, а также выдавать по их запросам нужные документы.
При этом в отношении определенных решений специалистов заказчика плановая либо внеплановая проверка проводиться не может. К ним относятся:
- Характеристики товары — качественные, экологические, функциональные.
- Квалификация участников и их работников.
- Наличие у участника ресурсов, необходимых для исполнения контракта.
- Репутация.
- Опыт работы.
При несогласии участника с выводами ФАС он вправе обратиться в суд для обжалования решения службы.
Также Антимонопольная служба контролирует работу ЭТП. Периодичность проведения проверок планового характера — один раз в полгода, внеплановых — по необходимости.
Должна ли организация быть членом СРО для осуществления только стройконтроля
Строительный контроль относится к функциям технического заказчика, которые может выполнять только организация-член СРО в области строительства. Это требование установлено в п.22 ст.1 ГрК РФ. Поэтому для и осуществления только стройконтроля юридическое лицо или ИП должно состоять в саморегулируемой организации.
Уровень ответственности организации при проведении только строительного контроля
По мнению Минстроя РФ уровень ответственности техзаказчика должен зависеть от суммы обязательств по договорам на выполнение изысканий, разработку проектной документации и строительства, которые он заключает от имени застройщика.
Исходя из этого, уровень ответственности организации, осуществляющей только строительный контроль, зависит от размера обязательств по договору на выполнение этой функции.
Что будет, если не контролировать подчинённых?
На самом деле, ничего хорошего. Могут наступить следующие последствия:
Сотрудники перестанут работать
Самый очевидный и распространённый результат: кот из дома, мыши в пляс. В природе любого человека заложен принцип «экономии калорий» – если можно чего-то не сделать, очень хочется так и поступить. Так что как только руководитель перестаёт держать руку на пульсе, внутри компании начинается раздрай: люди начинают прокрастинировать и работать спустя рукава.
Конечно, всегда есть высоко мотивированные сотрудники, которые трудятся на отлично без всякого внешнего контроля – проблема в том, что это не все 100% вашего персонала. Работает простой принцип: отвлеклись от контроля над своими людьми – потеряли в эффективности.
Вы не заметите людей, которые не справляются
Прокрастинация – самая известная, но далеко не единственная проблема, возникающая при отсутствии контроля над подчинёнными. Вторая сложность, с которой вы непременно столкнётесь: слабое понимание возможностей своих специалистов.
- Вы приняли на работу человека, который хорошо показал себя на собеседовании. Он приступил к реальным задачам и оказалось, что сотрудник не вытягивает – нужно повышать квалификацию;
- Вы повысили подчинённого (или дали ему более сложный проект, чем обычно), и он не справляется с новыми обязанностями;
- Сотрудник всегда работал хорошо, но сейчас у него в жизни что-то произошло и качество/производительность труда упали.
Без контроля непосредственно над своими людьми вы заметите все эти проблемы только на этапе последствий: сорванного проекта, выпуска продукта с браком и т. д.
Вы не заметите руководителей, которые не справляются
Обычная вертикаль контроля деятельности сотрудников: генеральный директор – руководители отдела – подчинённые. Зачастую в этой вертикали топ-менеджер знает о рядовых сотрудниках только то, что ему рассказывают начальники среднего звена: по отчётам, служебкам и т. д.
Проблема в данном случае очевидна, руководитель отдела может:
- Что-то намеренно утаить, чтобы показатели его подразделения на бумаге выглядели хорошо, а он сам получил премию;
- Уволить либо стать причиной увольнения полезных для компании сотрудников без объективных оснований;
- Что-то не заметить – просто по халатности или из-за недостатка квалификации в управленческой деятельности.
Возможность получить информацию о сотрудниках не через промежуточное звено, а при помощи отлаженной системы наблюдения за персоналом вас от таких проблем страхует.
Как именно контроль решает перечисленные проблемы?
Грамотно организованный контроль над сотрудниками – это:
- Информированность. Вы будете в курсе дел каждого из своих подчинённых: насколько хорошо он справляется со своей работой? Можно ли рекомендовать сотрудника на повышение или на руководящую должность? Не саботирует ли он деятельность компании (просто по халатности – например, прокрастинируя – или со злым умыслом)?
- Мотивация. Контроль – это гарантия того, что успехи специалистов не останутся незамеченными. Проявляя внимание к достижениям сотрудников компании, вы повышаете их лояльность к организации и создаёте желание работать с максимальной отдачей;
- Дисциплина. Сам факт того, что руководитель постоянно держит руку на пульсе, является мощным стимулом для подчинённых. Сотрудники должны осознавать, что качество их труда напрямую влияет на результаты, которые они получат: либо это будет премия, либо какие-то негативные последствия;
Однако важно понимать, что все эти преимущества даёт только правильно организованный контроль.
Требования к лицу, проводящему стройконтроль
Обеспечение строительного контроля – обязательная функция застройщика, для выполнения которой он может привлекать специализированную организацию – технического заказчика. В соответствии со ст.1 п. 22 ГрК РФ технический заказчик должен быть членом СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства.
Исходя из этого, стройконтроль может выполняться уполномоченной профессиональной организацией, которая состоит в СРО в области строительства, и за счет застройщика.
Исключение из правил предусмотрено в ч.2.1 ст.52 ГрК РФ. Оно распространяется на юридических лиц и ИП, осуществляющим стройконтроль по договору подряда с размером обязательств менее 3 млн рублей.
ФСТЭК и его полномочия
ФСТЭК отвечает за техническое обеспечение системы защиты персональных данных. Среди его полномочий:
- запрос у оператора отчета по контролируемым видам деятельности и его проверка;
- требование копий документов, подтверждающих соответствие используемой компьютерной техники и сертификатов на применяемое программное обеспечение;
- запрос документации на помещения, подтверждающей то, что они оборудованы должным образом и гарантируют надлежащую защиту персональных данных;
- выезд на объект и контроль того, насколько эффективно применяются организационные меры, гарантирующие сохранность хранящихся там данных.
Проверка не может длиться более 20 дней. Инспекторы проверяют документы, которые подтверждают соблюдение организацией условий предоставления лицензий, а также ранее направленных компании обязательных для выполнения предписаний ФСТЭК.
Существует 2 типа проверок:
- документальная (аналог налоговой камеральной). Она происходит в ФСТЭК России или его управлении по тому или иному российскому федеральному округу на основании запрошенных документов и находящихся в них данных. Такой тип контрольных мероприятий может назначаться и в плановом, и во внеочередном, инициативном порядке;
- выездная. В ее рамках контролируется правильность выполнения требований, поставленных перед компанией в качестве условия выдачи лицензии. Она всегда происходит в офисе самой организации. Назначается этот тип проверочных мероприятий в том случае, когда документарную проверку провести не получается. Такая ситуация возникает тогда, когда те документы, которые есть у ФСТЭК, не позволяют достоверно проконтролировать соблюдение условий лицензии.
Начинается проверка на основании приказа, а завершается выдачей акта или предписания об устранении нарушений.
Может ли генподрядчик осуществлять строительный контроль заказчика
В соответствии с п. 5.2 СП 47.13300.2011 застройщик (технический заказчик) назначает ответственного представителя стройконтроля застройщика (заказчика), а генподрядчик – ответственного производителя работ.
Стройконтроль застройщика (заказчика) проводится в виде контроля и надзора за выполнением работ по договору строительного подряда. Генподрядчик осуществляет контроль качества работ непосредственных исполнителей, соответствия строительных материалов и изделий требованиям документации и техрегламентов.
Контрольные проверки, которые проводит в рамках стройконтроля застройщик (заказчик) в отношении генподрядчика, не могут осуществляться непосредственно генподрядчиком.
Одна специализированная организация может совмещать функции технического заказчика и генерального подрядчика. Однако совмещение функций ответственного представителя стройконтроля и ответственного производителя работ одним должностным лицом или подразделением этой организации невозможно.
Кого и как контролируют?
Уполномоченные органы и организации осуществляют контроль за заказчиками, их контрактными службами и управляющими, членами закупочных комиссий. Однако в системе закупок есть и другие участники:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
- операторы электронных площадок;
- уполномоченные органы;
- специализированные организации.
Действия этих участников также контролируются.
Если говорить о том, что именно подлежит контролю, то это каждый этап закупки:
- планирование процедуры;
- проведение закупки вне зависимости от способа;
- исполнение контракта или каждого его этапа;
- отчетность заказчика и дальнейшее использование закупленных товаров, работ, услуг.
Может ли проектная организация осуществлять строительный контроль
В соответствии с ч.2 ст.53 ГрК РФ застройщик или технический заказчик может привлекать к строительному контролю проектную организацию. Ее специалисты проверяют строительно-монтажные работы на соответствие проектной документации.
Обязательный авторский надзор проектировщика входит в состав стройконтроля при строительстве опасных производственных объектов, особо опасных, технически сложных и уникальных зданий и сооружений.
Similar Posts:
-
None Found
Контроль Федерального казначейства
На Казначейство возложена функция контролировать финансовую сторону закупок. ФК проверяет:
- Правильно ли в плане закупок отражен объем финансового обеспечения.
- Корректно ли отображается идентификационный код закупки и объем финобеспечения в плановых документах, извещении, документации, контракте и прочих документах, которые сопровождают закупку.
Наряду с Казначейством, такими же полномочиями наделены органы управления государственными внебюджетными фондами, а также региональные финансовые органы.
ФСБ — орган исполнительной власти
ФСБ России подчиняется непосредственно президенту РФ, который больше относится к исполнительной власти, но при этом стоит выше всех трёх ветвей власти и координирует их деятельность.
Герб ФСБ на машине
Деятельность ФСБ должна подчиняться Конституции РФ, указам и распоряжениям Президента, постановлениям правительства, международным договорам РФ, Положением о ФСБ РФ.
ФСБ обеспечивает безопасность страны, занимается разведкой и контрразведкой, охраной государственных границ, противостоит терроризму, экстремизму, защищают информационное пространство от распространения террористической идеологии, охраняет государственную тайну, пресекает деятельность отдельных людей, преступных группировок и вооруженных формирований, пытающихся изменить конституционный строй России.
Также служба вправе вести оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие с целью обнаружения и срыва планов организованной преступности, контрабанды, незаконного оборота оружия и наркотиков, проводить необходимые криминалистические экспертизы.
В ходе своей деятельности ФСБ в случае необходимости может применять физическую силу, боевую технику, оружие и специальные средства, в том числе против террористов и их баз, расположенных за пределами России.
Если есть основания полагать, что в определенном месте готовится общественно опасное действие, сотрудники ФСБ могут беспрепятственно вторгаться в жилые и иные помещения, на территории, земельные участки, принадлежащие гражданам, предприятиям, организациям. Обо всех подобных случаях проникновения они обязаны уведомить прокурора в течение суток.
Все права ФСБ может использовать только для выполнения своих обязанностей, определённых федеральными законами.
В ФСБ имеются подразделения, которые курируют следствие, полицию и даже прокуроров и судей. Их мощнейшие полномочия также позволяют проводить против них оперативно-розыскную деятельность.
Процедура подачи жалобы
Если ваши права нарушены, заявление – предоставляемая законом возможность их восстановить. Существует три способа – оставить обращение по телефону горячей линии, написать от руки или на компьютере с передачей лично в отделение или отправить в электронном виде.
Для надежности рекомендуется использовать сразу несколько способов. Документ направляется в течение 10 дней с момента, когда заявитель узнал о нарушенном праве. Рассмотрение осуществляется в аналогичный период, после чего выносится решение.
Роль суда
Решения этого органа являются обязательными и незамедлительными для выполнения. Суд выдает взыскателю исполнительный лист, на основании которого возможно принудительное исполнение предписаний. Документ направляется судебному приставу по месту нахождения имущества должника и совершения исполнительных действий.
В течение трех дней должностное лицо обязано утвердить постановление о возбуждении производства и направить его ксерокопии сторонам.
Если ответчик или истец утверждают, что представитель ФССП нарушил их законные интересы, бездействует, предпринимает недостаточно мер для поиска имущества, выполнения финансовых обязательств, в суд направляется жалоба. Орган предпишет устранить нарушения или отстранить исполнителя от выполнения обязанностей и назначить другого пристава.
Источник: s70perm.ru
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ»
В последнее время термин инновация, нововведение в государственном строительном надзоре за строительством объектов прочно вошел в нашу жизнь.
Вступивший в силу Федеральный Закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» является, несомненно, новейшим законодательным и инновационно-техническим документом, который требует более вдумчивого и внимательного контроля и государственного строительного надзора в целях защиты жизни и здоровья граждан, государственного имущества, охраны окружающей среды, обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.
Указанный технический регламент следует рассматривать как значимый документ, в котором изложены основополагающие статьи строительного контроля в градостроительной отрасли.
Отдельные специалисты весьма критически оценивают регламент. По их мнению он содержит большое количество недостатков. В то же время в Законе прописаны важнейшие положения.
Введенный в действие Федеральный закон позволяет сохранить преемственность нормативной технической базы в строительстве. Ключевым моментом является обеспечение безопасности зданий и сооружений на всех этапах их эксплуатации за счет выполнения обязательных требований нормативных технических документов, включенных в соответствующий Перечень национальных стандартов и сводов правил.
Объектом технического регулирования в Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения, (в том числе входящие в их состав сети и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
Кроме того, безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях; безопасности для пользователей зданиями и сооружениями; доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения; энергетической эффективности зданий и сооружений; безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.
Документ также устанавливает ответственность за причинение вреда здоровью и имуществу граждан, если он получен из-за ошибок при проектировании или строительстве.
Структура технического регламента включают в себя три основные части:
- требования к безопасности зданий и сооружений;
- требования по обеспечению безопасности зданий и сооружений на всех этапах жизненного цикла строительной продукции;
- формы оценки соответствия.
Что собой представляет строительный контроль? В данном случае это процедура в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполненных работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий.
Кроме того, выполнены ли строительно-монтажные работы в соответствии с требованиями градостроительного плана земельного участка, включая проведение измерений экспертизы, испытаний или оценки одной или нескольких характеристик технологических процессов, применяемых строительных материалов, объектов капитального строительства или их частей.
Важно также предусмотреть ведение учета выполнения работ, итоговую проверку выполненных работ и подготовку заключения о соответствии.
В настоящее время главным в системе строительного контроля является обеспечение надежности и безопасности объектов строительства, соблюдения установленного порядка строительства.
Необходимо отметить, что строительный контроль не только создает, так называемые «трудности», на которые вечно ссылаются руководители, но он же позволяет избежать все возможные упущения в ходе такой сложной деятельности, как строительство, а также предупредить соответствующие ошибки или своевременно их исправить.
Безопасность промышленного или гражданского объекта зависит, как правило, от соблюдения целого ряда комплекса требований к строительному производству.
Предъявляемые требования не должны быть излишними, то есть требующими значительных капитальных затрат, так и недостаточными, то есть недооценивающими степень реальной опасности.
Одновременно они должны быть в достаточной степени прогрессивными и способствовать непрерывному совершенствованию методов и способов защиты объектов с целью исключения гибели людей и уменьшения размера материального ущерба при возникновении возможных аварий.
Сейчас крайне необходимо, чтобы в государственной политике в области капитального строительства сооружений была выработана целостность правового регулирования цикла возведения зданий, а также на участие контрольно — надзорных органов в этих процессах посредством своих государственно — властных полномочий для обеспечения безопасности объектов капитального строительства, надежности и защиты жизненно — важных интересов.
Каковы отношения, регулируемые законодательством о градостроительной деятельности? Прежде всего, это территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство объектов капитального строительства, их реконструкция.
Важное место занимает капитальный ремонт, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности, обеспечение безопасности строительства.
Затрагивает такие факторы как предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности, при условии если это не урегулировано законодательством в области населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о безопасности гидротехнических сооружений, о промышленной безопасности опасных производственных объектов, об использовании атомной энергии, техническими регламентами.
Строительство объектов капитального строительства, его реконструкция, капитальный ремонт имеет свои этапы жизненного цикла: инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции; подготовка проектной документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта; государственная экспертиза проектной документации; разрешение на строительство; государственный строительный надзор; разрешение на ввод в эксплуатацию.
В соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора.
Предусматриваются следующие виды надзора и контроля, осуществляемые в рамках государственного строительного надзора с 1 января 2007 года:
- государственный пожарный надзор;
- государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
- государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль);
- оценка соответствия (в рамках осуществления государственного строительного надзора) строительства, реконструкции, капитального ремонта производственных объектов требованиям охраны труда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года №54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» установлен порядок надзора и определены федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее Ростехнадзор) ведет надзор за объектами, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на территории двух и более субъектов Российской Федерации, посольств, консульств и представительств за рубежом, в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В рамках этого направления ведется государственный строительный надзор за объектами на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море, объектами обороны и безопасности, иными объектами, сведения о которых составляют государственную тайну.
Но главное внимание Ростехнадзора сосредоточено на указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, а также автомобильных дорогах федерального назначения, объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (при проведении капитального ремонта в целях их сохранения).
Министерство обороны РФ ведет государственный строительный контроль на объектах военной инфраструктуры Вооруженных Сил.
Федеральная служба охраны РФ при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте осуществляет контроль на объектах, находящихся в ведении федеральных органов охраны (Указ от 6 марта 2008 год №325).
Федеральная служба безопасности РФ выполняет контроль на объектах, находящихся в ведении органов безопасности (Указ от28 ноября 2007 года №1594).
Органы исполнительной власти субъектов РФ ведут надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте иных объектов, подлежащих государственному строительному надзору.
Следует отметить, что на Ростехнадзор возложены полномочия по организации научно-методического обеспечения государственного надзора.
На основе анализа нормативно-правовых актов и ведомственных нормативных технических документов в области организации и осуществления государственного строительного надзора в РФ, а также задач, функций и организационного обеспечения надзора по направлению деятельности Службы разработаны предложения по методическому обеспечению государственного строительного надзора в пределах компетенции этой организации, а также предложения по реализации Ростехнадзором направления деятельности, связанного с организацией научно-методического обеспечения надзора в Российской Федерации.
Научное обеспечение государственного строительного надзора в соответствии с возложенными на Ростехнадзор полномочиями проводится при содействии ОАО «Научно-технический центр по безопасности в промышленности».
В свете требований Закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность» подготовило проекты сводов правил «О безопасности зданий и сооружений на объектах использования атомной энергии», «О безопасности зданий и сооружений на опасных производственных объектах» и «О безопасности гидротехнических сооружений».
Разработанные предложения и методические рекомендации предназначены для должностных лиц органов государственного строительного надзора, сотрудников, руководителей и специалистов предприятий и организаций, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов и других особо опасных и технически сложных объектов, поднадзорных Ростехнадзору.
Основаниями для проверок органами строительного контроля является извещение о начале строительства, реконструкции, капитального ремонта — направляет застройщик (заказчик); извещение об изменении сроков окончания работ — направляют лица, осуществляющие строительство; извещение о случаях возникновения аварийных ситуаций — направляют лица, осуществляющие строительство; обращения физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления; копии разрешения на строительство — органы местного самоуправления или органы исполнительной власти, выдавшие такое разрешение.
Таким образом, основания для проведения проверок служат для составления программ проверок, принятия распоряжений о проведении проверок уведомление застройщика о проведении проверок.
Проверки проводятся на предмет соблюдения требований технических регламентов, норм и правил, иных нормативных правовых актов, проектной документации к выполнению подготовительных, строительных, монтажных и иных работ; порядка проведения строительного контроля, ведения общего или специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ, исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
Важное место при проверке уделяется устранению выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов, иных правовых актов и проектной документации, а также соблюдение запрета приступить к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений, соблюдения иных требований при выполнении работ, установленных техническими регламентами, иными нормативными правовыми актами, проектной документацией.
По результатам проверок составляются акты о результатах проверок, выдаются предписания об устранении нарушений, составляются протоколы и рассматриваются дела об административных правонарушениях в ситуациях и порядке, указанных в Кодексе РФ об административных нарушениях.
Одна из главных новаций в строительном контроле — это предоставление полного права члену саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции осуществлять своими силами строительный контроль, который заключается в проведении соответствия профессионального, технологического уровня и уровня оснащенности строительной организации — члена СРО задекларированному ею уровню.
Помимо этого, они обязаны принципиально оценивать состояние системы строительного контроля в организации; выдавать рекомендации руководству СРО относительно выдачи допусков организациям — членам СРО на проведение работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, а также выдать рекомендаций об усовершенствовании системы строительного контроля; автоматизации строительного контроля.
Оценка состояния системы строительного контроля в организации включает в себя проверку наличия документированной системы строительного контроля, включая Положение об осуществлении строительного контроля, перечня используемой в организации нормативно — технической документации; системы входного контроля материалов и конструкций, в том числе документированной процедуры входного контроля, типовых схем входного контроля и умение их разрабатывать или привязывать к конкретному объекту строительству, форм актов входного контроля, рекламаций и т.д.
Важное значение приобретают системы операционного контроля выполняемых строительно-монтажных работ; системы приемочного контроля конструкций; подбор квалифицированных специалистов для выполнения строительно-монтажных работ, проверка соответствия уровня квалификации и области аттестации данных специалистов уровню сложности выполняемых работ; подготовленных и аттестованных сварщиков; производственной базы организации, уровня ее оснащенности техникой и инструментом, уровня автоматизации и компьютеризации.
Таким образом, становится очевидным, что усовершенствование системы строительного контроля должно включать в себя выдачу рекомендаций по оценке уровня осуществления входного контроля строительных материалов и конструкций; контроль качества сварочного оборудования и сварочных материалов, а также соответствия оборудования заявленным видам выполняемых организацией работ; оценку качества выполнения работ, оказывающих влияние на безопасность объекта капитального строительства; оценку качества оформления, ведения и хранения исполнительно — технической документации, в том числе при выполнении скрытых работ, а также наличие и качество разработанных технологических карт по видам выполняемых работ.
Продолжает иметь место сложившаяся практика, когда Застройщик (заказчик) ведет контроль за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением их сроков, качеством и правильностью использования применяемых материалов, изделий, оборудования, осуществляемый в форме технического надзора.
При строительстве опасных производственных объектов по договору с застройщиком (заказчиком) разработчик проектной документации ведет авторский надзор за соблюдением требований, обеспечивающих безопасность объекта. Авторский надзор за соответствием выполняемых работ проектной документации в других случаях выполняется по усмотрению застройщика (заказчика).
Подтверждением необходимости пристального внимания государства к проблеме обеспечения безопасности при строительстве и эксплуатации зданий, строений и сооружений являются участившиеся случаи разрушений объектов капитального строительства и иные аварийные ситуации, повлекшие за собой причинение вреда здоровью, а в некоторых случаях, и жизни граждан.
Анализ причин обрушений конструкций зданий показал, что серьезной проблемой, снижающей уровень безопасности, являются просчеты в проектной документации или безответственный строительный надзора за выполнением строительно-монтажных работ.
Совсем недавно Премьер — министр Владимир Владимирович Путин на встрече с главой Минприроды Юрием Трутневым потребовал найти новые методы и способы совершенствования работы государственного строительного надзора по увеличению безопасности возводимых объектов и повышения ответственности всех, кто имеет дело со строительством гражданских и особо опасных промышленных объектов.
В данном направлении проделана значительная работа, прежде всего изданы документы по всем видам надзора — горный, строительный надзор в сфере промышленной безопасности. Подготовлены основы промышленной безопасности Российской Федерации до 2015 года.
В свете выполнения требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений необходимо создать новый механизм эффективного взаимодействия государственного надзорного органа с организациями, осуществляющими строительство и ввод в эксплуатацию объектов.
Журнал ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ:
строительство, проектирование и изыскания
№2(3) февраль 2011
Источник: www.mss-tver.ru
Органы, осуществляющие финансовый контроль в РФ (перечень)
Органы финансового контроля в РФ — это государственные структуры, ответственные за соблюдение требований законодательства в определенных сферах финансовой деятельности. Рассмотрим специфику главных российских органов финансового контроля подробнее.
Органы финансового контроля в РФ
В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 некоторые органы власти в РФ получили официальные полномочия по осуществлению государственного финансового контроля. В числе таковых:
- Счетная палата РФ;
- Центральный банк РФ;
- Министерство финансов;
- Министерство РФ по налогам и сборам (по итогам административной реформы 2004 года преобразовано в ФНС России, подотчетную Минфину);
- Государственный таможенный комитет (после 2004 года преобразован в ФТС, которая стала подотчетна правительству).
Ранее к таким органам относилась и Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю, однако в 2000 году она была упразднена, а ее функции перешли к Минфину и Минэкономразвития.
В п. 2 указа № 1095 также есть положение, согласно которому государственный финансовый контроль могут осуществлять иные органы, компетентные в вопросах мониторинга поступления и расходования средств в рамках бюджетной системы России.
Таким образом, законодательно установленный перечень структур, осуществляющих финансовый контроль в РФ, не является закрытым.
Органы власти в РФ формируются также на уровне местного самоуправления. В соответствии с положениями ст. 12 Конституции России муниципальная власть отделена от государственной. Так что муниципалитеты могут в пределах своих полномочий формировать собственные органы финансового контроля. Таковыми могут быть, к примеру, городская счетная палата или рабочая группа при совете депутатов.
О роли органов финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России рассказал С. Н. Меликсетян — кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). Получите пробный доступ к КонсультантПлюс и ознакомьтесь с авторитетным мнением эксперта бесплатно.
Определенными полномочиями в сфере финансового контроля могут быть наделены Генеральная прокуратура, МВД, ФСБ — в пределах решения задач, отражающих вовлеченность данных органов в обеспечение законности бюджетных отношений. Финансовый контроль в общем случае не рассматривается как основной профиль деятельности правоохранительных структур, поэтому данное направление деятельности силовиков чаще всего связано с межведомственными коммуникациями.
Подробнее о задачах финансового контроля читайте в материале «Финансовый контроль: понятие, значение и задачи».
Как органы финансового контроля взаимодействуют между собой
Итак, органы финансового контроля в РФ могут взаимодействовать между собой.
Выше мы отметили, что деятельность силовых структур в меньшей степени коррелирует с финансовым контролем, чем деятельность ведомств, компетенция которых определена в указе № 1095. И потому МВД и ФСБ, как правило, в рамках выполнения контролирующих функций взаимодействуют с соответствующими профильными органами.
Так, согласно п. 7 разд. II приказа Минфина России, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 № 89н/1033/717 контрольно-ревизионные органы могут по требованию прокурора либо при издании правоохранительными структурами мотивированного постановления инициировать проверку организации любой формы собственности.
В соответствии с п. 3 приказа Генпрокуратуры РФ и Росфиннадзора от 15.04.2014 № 162/117 органы Казначейства и ФТС России (т.к. Росфиннадзор был упразднен 02.02.2016 г.) по факту получения мотивированного требования прокуратуры могут проводить проверки организаций, которые являются участниками бюджетных отношений, распоряжаются средствами внебюджетных фондов либо материальными ценностями, находящимися в собственности государства. Проверки, проводимые в рамках взаимодействия Казначейства, ФТС и Генпрокуратуры, могут также касаться деятельности лиц, осуществляющих валютные операции.
Вполне возможны подобные коммуникации и между ведомствами, не относящимися к силовым структурам. Так, в соответствии с п. 2.1 ст. 2 соглашения ЦБ РФ от 29.06.2010 № 01-15/3182 и ФНС России № ММВ-27-2/5 Центробанк и налоговики могут обмениваться широким спектром сведений, касающихся лиц, взаимодействующих с 1 ведомством и одновременно интересных другому. Например, ЦБ может сообщать ФНС о банках, в отношении которых приняты меры по ограничению осуществления расчетов по транзакциям юридических лиц. В свою очередь, налоговики могут информировать Центробанк о фактах некорректного перевода денежных средств налогоплательщиков в бюджет по вине кредитных организаций.
Классификация органов, осуществляющих финансовый контроль в РФ
В среде российских экспертов распространен подход, в соответствии с которым органы финансового контроля правомерно классифицировать на 4 основные группы:
1. Контрольно-счетные учреждения, формируемые законодательными органами. Это Счетная палата РФ, а также аналогичные структуры в регионах РФ.
2. Контрольно-ревизионные органы на уровне исполнительной ветви власти. В числе таковых — Минфин России, ФТС России, Федеральное казначейство, ФНС России и Росфинмониторинг.
3. Региональные и муниципальные контрольно-ревизионные структуры.
4. Центральный банк и подведомственные ему учреждения.
Рассмотрим особенности работы организаций, относящихся к указанным выше 4 категориям субъектов финансового контроля, подробнее.
Законодательная власть как субъект финансового контроля: функции счетных палат
Счетная палата РФ — постоянно действующий орган финансового контроля. Она формируется при участии обеих палат парламента — Совета Федерации и Госдумы. Деятельность Счетной палаты подотчетна данным законодательным структурам.
Основные функции Счетной палаты:
- контроль за исполнением статей бюджета;
- контроль за использованием средств государственными внебюджетными фондами;
- контроль за использованием федеральной собственности;
- проведение финансовой экспертизы законопроектов, а также НПА, регламентирующих расходование бюджетных средств и соответствующих ресурсов внебюджетных фондов;
- участие в рассмотрении проектов федерального бюджета Государственной думой.
Основные направления деятельности Счетной палаты:
- контрольно-ревизионная деятельность;
- экспертно-аналитическая деятельность;
- информационная деятельность.
Проверки и ревизии, проводимые экспертами Счетной палаты, как правило, носят выездной характер. Сведения об итогах их проведения могут быть опубликованы по факту оформления результатов проверок в виде заключения.
Что касается участия Счетной палаты в рассмотрении проектов федерального бюджета, данное ведомство, как правило, отвечает за их экспертный анализ на предмет обоснованности различных статей, а также ключевых финансовых показателей, таких как, например, допустимая величина государственного долга или размер дефицита бюджета.
Деятельность экспертов Счетной палаты может быть связана с формированием заключений, касающихся различных проблем государственной финансовой политики, разработки бюджетного законодательства. В компетенции ведомства — изучение проектов международных соглашений РФ, имеющих отношение к формированию бюджета России.
В регионах РФ формируются собственные аналоги Счетной палаты — также при участии законодательных органов власти. Речь идет о контрольно-счетных палатах субъектов РФ. Основные задачи, которые решают данные организации, — оценка обоснованности статей доходов и расходов субъекта РФ, осуществление контроля за исполнением регионального бюджета, содействие целевому и эффективному использованию денежных средств, которые используются муниципалитетами, учреждениями и иными субъектами бюджетной системы региона.
Органы государственного финансового контроля в исполнительной ветви власти
В рамках исполнительной ветви власти работает самый широкий спектр органов финансового контроля. В числе ключевых структур, занимающихся рассматриваемым направлением деятельности:
- Минфин России;
- ФНС России;
- ФТС РФ;
- Росфинмониторинг;
- Федеральное казначейство.
Минфин России — если говорить о центральном аппарате ведомства — в общем случае не осуществляет деятельность, связанную с финансовым контролем. Однако он может быть вовлечен в нее по факту издания специального указа Президента либо постановления Правительства РФ.
Минфину подотчетен ряд федеральных служб, которые, в свою очередь, самым активным образом участвуют в финансовом контроле.
В числе таковых — ФНС России. Главная компетенция данного ведомства в части финансового контроля — обеспечение соответствия деятельности налогоплательщиков положениям налогового и бюджетного законодательства. В ходе осуществления контроля ФНС следит за тем, чтобы налоги и сборы платились вовремя и подтверждались корректно составленными документами.
Подробнее о специфике налоговых проверок читайте в статье «Какие есть виды налоговых проверок?»
Другой орган финансового контроля, подотчетный Минфину, — Казначейство. Главный объект проверок данной структуры — финансово-бюджетные процессы, а также валютные операции. Ведомство контролирует, насколько корректно используются средства бюджета РФ, субсидии, субвенции, кредиты, выявляет нарушения в сфере финансово-бюджетного законодательства, пресекает их.
В свою очередь, Росфинмониторинг подчиняется не Минфину, а Президенту РФ. Данный орган финансового контроля осуществляет мониторинг операций, связанных с различными сделками физических и юрлиц с целью выявления каналов финансирования терроризма и иной незаконной деятельности. Также в компетенции Росфинмониторинга — привлечение к ответственности лиц, которые осуществляют запрещенные законом действия в части оборота денежных средств.
Федеральное казначейство, подотчетное Минфину, в части финансового контроля решает задачи, связанные с обеспечением исполнения госбюджета, государственных программ, эффективным расходованием средств, принадлежащих государству. В полномочиях ведомства — применение мер по устранению нарушений законов, регламентирующих пользование бюджетными средствами, а также принятие превентивных мер в отношении лиц, способных нарушать законодательство в области управления бюджетными средствами.
Органы, осуществляющие финансовый контроль в муниципалитетах и регионах
Органы финансового контроля могут формироваться также на уровне субъектов РФ и муниципалитетов. Несмотря на то что государственная и местная власть в РФ в соответствии с Конституцией независимы друг от друга, соответствующие учреждения решают общие задачи, направленные на обеспечение законности распоряжения бюджетными средствами на уровне региона либо муниципального образования.
Основные методы и правовые механизмы, реализуемые на уровне субъектов РФ, в целом схожи с тему, которые применяются федеральными органами финансового контроля. В свою очередь, муниципальные структуры — в силу локальных особенностей бюджетного процесса — могут использовать частные подходы к организации работы. В некоторых случаях полномочия по осуществлению финансового контроля бюджетных отношений на уровне местной власти одновременно осуществляют несколько локальных учреждений, и это закрепляется муниципальными нормативно-правовыми актами.
Часто к процессам на уровне муниципальных бюджетных коммуникаций, касающимся финансового контроля, подключаются субъекты, не имеющие прямого отношения к структурам власти: независимые аудиторы, общественные группы, НКО.
О том, как финансовый контроль организуется в рамках предприятия, читайте в материале «Организация финансового контроля на предприятии (нюансы)».
Банк России как контрольный финансовый орган
ЦБ РФ осуществляет финансовый контроль в сфере денежно-кредитных отношений, расчетов, оборота российского рубля и иностранных валют. Главные функции Банка России:
- защита рубля от валютных колебаний, обеспечение его достаточной покупательной способности;
- повышение эффективности работы российских банков;
- обеспечение эффективной работы платежных систем, функционирующих в РФ;
- выдача кредитов частным кредитно-финансовым организациям;
- регистрация новых банков, выдача и аннулирование банковских лицензий;
- внедрение регламентов осуществления банковских операций.
Ключевые задачи, решаемые ЦБ РФ в рамках финансового контроля и сопутствующих ему видов деятельности:
- разработка эффективных алгоритмов денежно-кредитной политики;
- обеспечение достаточной эмиссии наличных денежных средств, организация их корректного обращения;
- выработка сбалансированной политики в части определения величины ключевой ставки;
- разработка норм, направленных на повышение эффективности расчетов в рамках различных платежных систем;
- моделирование экономических процессов, являющихся фактором государственной денежно-кредитной политики.
Осуществляя финансовый контроль, Банк России стимулирует выполнение участниками денежно-кредитных отношений предписаний, содержащихся в положениях федеральных законов, а также НПА, издаваемых конкретными ведомствами и самим ЦБ РФ.
Эффективный финансовый контроль ЦБ — один из ключевых факторов успешного выполнения отмеченных функций ведомства, так как многие из решений, принятых главным банком государства, требуют корректной реализации уже на уровне частных кредитно-финансовых учреждений. Задача ЦБ — проследить, насколько деятельность банков соответствует данному критерию.
О результатах такой деятельности ЦБ читайте в нашей рубрике «Банк».
Полномочия ЦБ РФ в области некредитных финансовых отношений
Полезно будет также рассмотреть и такой важный аспект, как осуществление ЦБ РФ финансового контроля в сегментах бизнеса, не связанных с кредитными отношениями. До 2013 года эти контрольные функции выполняло другое ведомство — Федеральная служба по финансовым рынкам. Однако данная структура была упразднена, и полномочия в соответствующей области получил ЦБ.
Некредитные финансовые отношения осуществляются в таких сферах, как:
- страховой бизнес;
- рынок ценных бумаг;
- рынок паевых инвестиционных фондов;
- рынок негосударственных пенсионных фондов;
- товарные биржи;
- рынок услуг кредитных бюро;
- рынок жилищных кооперативов;
- рынок электронных платежных систем;
- рынок микрокредитования.
Деятельность организаций, относящихся к отмеченным сегментам, может потребовать проверок на предмет соответствия не только финансовому законодательству, но и нормам гражданского, налогового права. В этом смысле ЦБ РФ может разделять полномочия по осуществлению мониторинга перечисленных выше структур с другими компетентными органами финансового контроля, такими как ФНС России.
Итоги
За финансовый контроль в РФ отвечает ряд государственных структур – каждая в рамках определенной финансовой сферы и определенных полномочий. Ведущая роль среди них отведена контрольно-счетным и контрольно-ревизионным структурам, а также Центробанку. К числу контрольно-ревизионных структур в т. ч. относятся Минфин, ФНС и Федеральное казначейство. Большинство контролирующих структур федерального уровня имеют аналоги на уровне региона и муниципалитета.
- Указ Президента РФ от 25.07.1996 N 1095
- Приказ Минфина РФ, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 N 89н/1033/717
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Источник: nalog-nalog.ru