ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ
О создании экономических условий для обновления парка судов российского флота и их строительства
(Прежнее наименование — «О государственной поддержке судостроительной промышленности Российской Федерации»)
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы для обновления парка транспортных, промысловых и специальных судов российского флота, увеличения объемов их строительства организациями отечественной судостроительной промышленности с привлечением внебюджетных инвестиций и направлен на повышение уровня государственного регулирования и стимулирования развития всех отраслей в сфере морской деятельности Российской Федерации.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья1. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
- создание экономических условий для обновления парка судов российского флота и стимулирование увеличения объемов их строительства — совокупность мер по законодательному обеспечению государством благоприятных экономических и нормативно-правовых условий для увеличения объемов строительства по заказам российских компаний организациями судостроительной промышленности Российской Федерации новых транспортных, промысловых и специальных судов, морских буровых платформ и иных плавучих сооружений различного назначения.
- судостроительная промышленность Российской Федерации — совокупность зарегистрированных на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности судостроительных и судоремонтных предприятий, предприятий судового машиностроения и морского приборостроения, электромонтажных предприятий, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций (далее — организации судостроительной промышленности Российской Федерации), которые осуществляют проектирование, строительство, ремонт, модернизацию, переоборудование, утилизацию судов, военных кораблей, морских буровых платформ и иных плавучих сооружений различного назначения, а также создание для них комплектующего оборудования, приборов, вооружения и иных технических средств.
Статья 2. Цели создания экономических условий для обновления парка судов российского флота и их строительства
Какие корабли строят в России? Обзор отечественного судостроения.
Целями обновления парка судов российского флота и стимулирования увеличения объемов их строительства организациями отечественной судостроительной промышленности являются:
- обеспечение национальной безопасности государства;
- развитие морского и речного транспорта, промышленного рыболовства, ускорение освоения добычи нефти и газа на континентальном шельфе Российской Федерации, повышение эффективности функционирования Северного Морского пути;
- сохранение и развитие производственного и научно-технического потенциала судостроительной промышленности Российской Федерации;
- повышение конкурентоспособности строительства новых морских судов организациями судостроительной промышленности;
- развитие системы лизинга транспортных, промысловых и специальных судов, построенных организациями отечественной судостроительной промышленности;
- обеспечение занятости населения в регионах, традиционно ориентированных на морской транспорт, рыбный промысел, судостроение и судоремонт..
Статья 3. Основные принципы создания экономических условий обновления парка судов российского флота и их строительства
КАК СТРОИТСЯ СУДНО || ⏱ Расскажу за 1.5 минуты!
Основными принципами создания экономических условий обновления парка судов российского флота и увеличения объемов их строительства организациями отечественной судостроительной промышленности являются:
- экономическое стимулирование и защита интересов судовладельцев, инвесторов и лизинговых компаний (фирм), зарегистрированных на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и размещающих на отечественных предприятиях заказы на проектирование, строительство и ремонт судов, военных кораблей, морских буровых платформ и иных плавучих сооружений различного назначения;
- создание благоприятных экономических условий по кредитной и налоговой нагрузке, обеспечивающих конкурентоспособность строительства новых судов для российских судовладельцев организациями отечественной судостроительной промышленности.
ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 4. Создание экономических условий для обновления парка судов российского флота и их строительства
Правительство Российской Федерации в целях проведения государственной политики в области обновления парка судов российского флота и увеличения объемов их строительства организациями отечественной судостроительной промышленности:
- утверждает концепцию развития гражданского флота и федеральные целевые программы строительства морских, речных, промысловых и специальных судов, морских буровых платформ и иных плавучих сооружений различного назначения, федеральные целевые программы развития научных исследований в области судостроения, а также обеспечивает реализацию указанных программ;
- реализует меры государственного регулирования, предусмотренных настоящим Федеральным законом и стимулирует привлечение внебюджетных инвестиций для обновления парка судов российского флота;
- применяет при необходимости специальные защитные меры в отношении импорта в Российскую Федерацию морских, речных, промысловых и специальных судов, если производство аналогичной продукции в установленные сроки может быть осуществлено организациями судостроительной промышленности Российской Федерации.
ГЛАВА III. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБНОВЛЕНИЯ ПАРКА СУДОВ РОССИЙСКОГО ФЛОТА И ИХ СТРОИТЕЛЬСТВА
Статья 5. Меры государственного регулирования обновления парка судов российского флота и увеличения объемов их строительства
Государственное регулирование обновления парка судов российского флота и увеличения объемов их строительства организациями отечественной судостроительной промышленности осуществляется посредством:
- использования возможностей экономического регулирования кредитно-денежных отношений применительно к судовладельцам, инвесторам и лизинговым компаниям (фирмам), размещающим в организациях отечественной судостроительной промышленности заказы на строительство и (или) модернизацию, ремонт судов для их дальнейшей эксплуатации под Государственным флагом Российской Федерации;
- оптимизации налогового и таможенного режимов деятельности организаций судостроительной промышленности Российской Федерации для обеспечения их конкурентоспособности по условиям налогообложения при строительстве, модернизации или ремонте российских судов — в сравнении с экономическими условиями постройки (или модернизации, ремонта) этих же судов за рубежом;
- обеспечения в пределах средств, выделяемых на выполнение научных исследований в федеральном бюджете на соответствующий год, финансирования работ по наиболее важным проблемам обновления российского флота, судостроения, кораблестроения, специального машиностроения и морского приборостроения, для постоянного поддержания конкурентоспособности продукции отечественного судостроения и поддержания российского флота в готовности к решению поставленных перед ним задач;
- проведения бюджетной и финансовой политики, обеспечивающей исключение практики предоставления государственных гарантий на получение кредитов для размещения заказов на строительство судов на иностранных верфях при возможности строительства данных судов организациями отечественной судостроительной промышленности;
- защиты интересов российских судовладельцев и организаций судостроительной промышленности Российской Федерации в международных организациях;
- осуществления мероприятий по реализации государственной политики в области экспорта и импорта продукции (работ, услуг, в том числе посредством применения импортных квот и специальных пошлин на импорт судов иностранной постройки;
- реализации мер, предусматривающих размещение заказов на ремонт (за исключением размещения заказов на аварийный ремонт), переоборудование и модернизацию судов, находящихся в собственности российских судовладельцев, указанных в статье 3 настоящего Федерального закона, посредством открытых конкурсов с обязательным привлечением к участию в таких конкурсах организаций отечественной судостроительной промышленности.
Статья 6. Экономическое стимулирование обновления парка судов российского флота и увеличения объемов их строительства
В целях законодательного обеспечения конкурентоспособности и стимулирования увеличения объемов строительства новых судов российского флота организациями отечественной судостроительной промышленности Правительство Российской Федерации:
- в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации предоставляет государственные гарантии по крупным кредитам в объеме на не менее 350 млн. рублей (не менее 10 млн. долларов), выдаваемым российскими и иностранными инвесторами для строительства организациями отечественной судостроительной промышленности новых судов, морских буровых платформ и иных плавучих сооружений различного назначения по заказам российских судовладельцев, указанных в статье 3 настоящего Федерального закона, а также для реализации инвестиционных проектов модернизации и реструктуризации судостроительных предприятий. Объем гарантируемого на период строительства судна государством кредита не должен превышать 80 процентов стоимости одного судна, морской буровой платформы или иного плавучего сооружения различного назначения (либо инвестиционного проекта). Государственные гарантии на период строительства судов, а также на период лизинга судов в течение нормативного срока окупаемости предоставляются при условии регистрации и эксплуатации вновь построенных судов под Государственным флагом Российской Федерации не менее чем десять лет. Государственные гарантии предоставляются в установленном порядке в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;
- предоставляет в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, российским судовладельцам и лизинговым компаниям (фирмам), указанным в статье 3 настоящего Федерального закона, субсидии части процентных ставок по кредитам, полученным ими в российских кредитных организациях для строительства новых транспортных, промысловых и специальных судов организациями отечественной судостроительной промышленности до уровня, рекомендуемого международными соглашениями в области мирового судостроения (не менее 8%). Субсидирование части процентной ставки предусматривается при условии регистрации вновь построенных судов в соответствии с законодательством Российской Федерации и эксплуатации указанных судов под Государственным флагом Российской Федерации не менее чем десять лет;
- предоставляет российским промысловым организациям, размещающим заказы на строительство рыбопромысловых судов в организациях отечественной судостроительной промышленности, гарантии выделения квоты на добычу (вылов) водных ресурсов в течение нормативного срока окупаемости новых судов. Квоты предоставляются с момента ввода нового судна в эксплуатацию на платной (фиксированной в процентах от мировой цены сырья) безаукционной основе решением Правительства Российской Федерации или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.
Статья 7. Источники финансирования обновления парка судов российского флота и их строительства
1. Источниками финансирования обновления парка судов российского флота и увеличения объемов их строительства организациями отечественной судостроительной промышленности могут быть:
- собственные средства заказчиков — судовладельцев и лизинговых компаний (фирм), а также средства организации судостроительной промышленности;
- заемные средства российских кредитных организаций и иностранных инвесторов;
- средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемые в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
2. Исполнение обязательств по использованию заемных средств (кредитованию) для проектирования, строительства организациями судостроительной промышленности Российской Федерации и (или) передачи в лизинг российскими компаниями новых транспортных, промысловых, специальных судов, морских буровых платформ и иных плавучих сооружений различного назначения обеспечивается имущественными гарантиями организаций — заказчиков. Риски вследствие неисполнения указанных обязательств страхуются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Средства на предоставление государственных гарантий предусматриваются Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
ГЛАВА IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 8. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу через один месяц со дня его официального опубликования.
Статья 9. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Источник: shipbuilding.ru
Судостроение
АО «33 судоремонтный завод» (входит в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация») – один из уникальных судоремонтных комплексов Российской Федерации.
Завод «Красное Сормово» (входит в состав Объединенной судостроительной корпорации) — один из старейших российских судостроительных заводов, основанный в 1849 год.
ОАО «АСПО» — производственный дивизион Группы компаний «Каспийская Энергия» специализируется на строительстве технических средств для освоения шельфа и коммерческом судостроении. Специализация АСПО – строительство технических средств для освоения шельфовых месторождений.
Основное направление деятельности комплексная разработка, производство и сервисное обслуживание автоматики для малой энергетики.
АО «Научно-производственный центр «НИИ Микроприборов» — ведущее российское предприятие, которое специализируется на разработке и производстве светотехнической продукции.
Производитель корабельной оснастки.
Создание корпорации с приоритетными направлениями деятельности — проектирование, судостроение, производство компонентов, судоремонт, электромонтажные работы, обучение и сервис — обусловлено растущими потребностями в совершенствовании корпоративного управления, обеспечении финансовой устойчивости, предоставлении возможности предприятиям полностью сосредоточиться на своих основных специализациях и освоить новые направления производства.
Источник: manufacturers.ru
Судостроительные предприятия
Строительство судов различного назначения осуществляют судостроительные предприятия, которые различаются по составу цехов, оборудованию и организации постройки судов.
В зависимости от организации постройки судов различают судо- сборочные верфи, судостроительные верфи, судостроительные заводы и сдаточные базы.
Судосборочная верфь — это предприятие, выполняющее только сборку судов, а также монтаж механизмов и оборудования и проводящее испытание и сдачу судов. Узлы, секции и блоки корпуса, а также готовые механизмы и оборудование поступают с других предприятий по межзаводскому кооперированию. Судосборочная верфь не имеет заготовительных, механических, корпуснообрабатывающего и сборочно-сварочного цехов. Территория верфи занята в значительной степени складами для хранения деталей и конструкций корпуса.
Судостроительная верфь — это предприятие, которое выполняет обработку деталей, предварительную и стапельную сборку корпуса судов, монтаж механизмов и оборудования, получаемых со специализированных предприятий, испытания и сдачу судов. Верфь имеет монтажные, корпуснообрабатывающие и сборочно-сварочные цехи.
Судостроительный завод — это наиболее крупное предприятие судостроения. Такой завод имеет, кроме монтажных и корпусных цехов, другие цехи, которые занимаются изготовлением механизмов, котлов и судового оборудования. Однако значительная часть судового оборудования, механизмов и специальных устройств поступает на завод по межзаводскому кооперированию.
Судосборочная верфь — предприятие, на котором выполняют только сборку корпусов судов, монтаж механизмов, оборудования и производят испытания и сдачу судов заказчику. В настоящее время судосборочные верфи явление редкое.
Предприятия морского, судостроения делят на пять классов в зависимости от водоизмещения строящихся судов:
I класс — более 7000 т. Они оборудованы доками или продольными наклонными стапелями. В доках применяется крановое оборудование грузоподъемностью 5 МН (500 тс) и более, на стапелях в большинстве случаев до 0,8 МН (80 тс);
II класс — от 3500 до 7000 т. Построечными местами на таких предприятиях являются горизонтальные площадки, оборудованные кранами грузоподъемностью от 0,3 до 2 МН (30-200 тс). Для спуска судов используют наливные док-камеры, поперечные слипы, передаточные плавучие доки. Некоторые предприятия оборудованы продольными наклонными стапелями;
III класс — от 1000 до 3500 т. Постройка ведется на горизонтальных построечных местах с помощью кранов грузоподъемностью 0,3-0,8 МН (30-80 тс). Для спуска судов служат поперечные слипы или наливные док-камеры;
IV класс — от 250 до 1000 т. Горизонтальные построечные места, оборудованы кранами грузоподъемностью от 0,1 до 0,3 МН (10-30 тс). Спуск судов производят с помощью поперечных или продольных слипов;
V класс — не более 250 т. Постройка ведется на горизонтальных построечных местах кранами грузоподъемностью до 0,15 МН (15 тс). Суда спускают с поперечного слипа или с помощью кранов.
Состав цехов судостроительного предприятия определяется профилем предприятия и объемом производства, а также зависит от типа и размеров строящихся судов. Разбивка цехов на группы носит условный характер.
К основным цехам верфи, выполняющим постройку корпуса судна и монтаж оборудования, относятся:
— корпусообрабатывающий цех со складом металла и участком предварительной обработки листового и профильного проката, изготовляющий детали корпуса. В состав корпусообрабатывающего цеха входят также склады готовых деталей;
— сборочно-сварочный цех, выполняющий сборку и сварку корпусных конструкций — узлов, секций, блоков. При блочном методе постройки судов цех сборки и сварки блоков корпуса может быть выделен отдельным подразделением в группе сборочно-сварочных цехов;
— стапельный цех с построечными местами и спусковыми сооружениями, осуществляющий формирование корпуса и спуск судна на воду;
— механомонтажный цех, производящий монтаж в блоках, на стапеле и на плаву главных и вспомогательных механизмов, теплообменных аппаратов, судовых котлов, валопроводов;
— трубомедницкий цех, выполняющий работы по изготовлению и монтажу трубопроводов и судовых систем;
— слесарно-сборочный цех, изготовляющий и монтирующий вентиляцию, дельные вещи, устройства и слесарно-корпусные изделия;
— деревообрабатывающий цех с лесопилкой, сушилкой и складом пиломатериалов, изготовляющий и устанавливающий на судне настилы палуб, детали, мебель и другие деревянные изделия;
— малярно-изоляционный цех, выполняющий на судне изоляционные и окрасочные работы;
— такелажно-парусный цех, изготовляющий такелаж, тенты, чехлы;
— цех покрытий, производящий гальваническое покрытие различных изделий и труб (цинкование, хромирование, никелирование) ;
— достроечно-сдаточный цех, выполняющий работы по достройке судов на плаву, испытания и сдачу судов.
Группа механических цехов судостроительного завода включает: литейный цех с модельной мастерской, делающий отливки из чугуна, стали, цветных металлов; механический, котельный, арматурный, кузнечный. В этих цехах изготавливают штевни, клюзы, кнехты, арматуру, а также детали, требующие механической обработки.
Вспомогательные цехи – инструментальный, ремонтно-механический, электроремонтный, ремонтно-строительный — обеспечивают предприятие инструментом, производят ремонт оборудования и сооружений самого предприятия.
Кроме того, на каждом судостроительном предприятии имеются:
складское хозяйство – склады металла, леса, топлива, смазочных материалов; цеховые склады материалов (проката, труб и пр.); склады готовой продукции; главный магазин для хранения изделий, поступающих от других предприятий и приобретенных в государственной торговой сети;
транспортное хозяйство, включающее транспортный цех с гаражом автомашин, тягачей, электрокаров, рельсового транспорта и капитанскую часть — буксиры, катера, баржи, плавучие краны и другие плавсредства;
энергетическое хозяйство — тепловая энергетическая установка (ТЭУ) или котельная с сетями пара и горячей воды;
трансформаторные подстанции с линиями электропередач, компрессорная с пневмосетями, кислородная и ацетиленовая станция с газопроводами.
Каждое судостроительное (судоремонтное) предприятие имеет: административное здание (заводоуправление), поликлинику или центральный медпункт, столовые, помещения общественных организаций, пожарное депо и т. п. Все производственные участки, отделы заводоуправления, санитарные, противопожарные службы и другие объекты связаны между собой телефонной связью.
Источник: studopedia.ru
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Упорядоченная законом совокупность судов различных уровней, предназначенная для осуществления правосудия. С. с. установлена Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 дек. 1996 «О судебной системе Российской Федерации».
Вопросы организации и деятельности судов регулируются также федеральными конституционными законами от 21 июля 1994 «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 28 апр. 1995 «Об арбитражных судах в Российской Федерации», от 23 июня 1999 «О военных судах Российской Федерации», Законом РФ от 26 июня 1992 «О статусе судей в Российской Федерации», от 7 февр. 2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», федеральными законами от 17 дек. 1998 «О мировых судьях в Российской Федерации», от 30 мая 2001 «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», от 14 марта 2002 «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».
В РФ действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие С. с.
К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов. К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Правосудие в РФ осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных указанным федеральным конституционным законом, не допускается.
Правовые формы организации и функционирования органов судебной власти, порядок и процедуры осуществления ими правосудия с учетом характера рассматриваемых дел определяют особенности различных видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного. Входящие в С. с. судебные органы могут различаться не только предметной компетенцией, но и объемом судебной власти, кругом полномочий по отношению к отдельным подразделениям самой системы. Поэтому выделяются нижестоящие и вышестоящие суды.
Все суды действуют в рамках единой С. с. Единство является одним из главных принципов ее организации и состоит в общем для всех судов подходе к правовому регулированию основ судебной власти, закреплении федеральным конституционным законодательством главных условий образования и функционирования С. с. Изменение системы высших судов РФ возможно лишь путем внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ. Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ осуществляют надзор за судебной деятельностью подведомственных им судов, обеспечивая единство судебной практики путем кассационного и надзорного производства, а также путем разъяснения вопросов применения действующего законодательства и принятия иных мер, направленных на единообразное и правильное применение судами федерального законодательства. Создание системы судебных органов, включающей различные инстанции, обусловлено необходимостью обеспечить конституционное право каждого гражданина на рассмотрение судом его обращения и обжалование судебного решения. Суды соответствующих звеньев С. с. уполномочены на рассмотрение определенного круга дел, отнесенных к их компетенции (подсудности) законом.
Определяющее значение для формирования С. с. и поддержания ее в стабильном состоянии имеет закрепление в Конституции РФ, Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» и Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» единых требований к судьям, порядку их назначения, обеспечению их правовых гарантий. Конституцией РФ установлен порядок назначения на должность судей высших федеральных судов РФ по представлению Президента РФ и назначения судей др. федеральных судов Президентом РФ. Единству С. с. служит также финансирование федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Источник: council.gov.ru