Кто отвечает за отходы при строительстве

Содержание

Отходы, как и любые другие предметы и иные вещи, обладающие относительной независимостью и устойчивостью существования, являются (в отличие от загрязняющих веществ, выбрасываемых с отходящими газами или сбрасываемых со сточными водами) объектом права собственности, которое регулируется преимущественно нормами гражданского законодательства. Эти нормы определяют, с одной стороны, права собственника на владение, пользование и распоряжение своим имуществом (в т.ч. право по своему усмотрению совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам), а с другой — обязанность собственника нести бремя содержания своего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Право собственности на отходы (собственность на отходы)

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

Здесь мусору не место: что грозит за неправильный вывоз строительных отходов

Что гласит ГК (гражданский кодекс):

Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, приобретается по основаниям, предусмотренным статьей 136 настоящего Кодекса.

пункт 1 статьи 218 ГК РФ

Плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования вещи, независимо от того, кто использует такую вещь, принадлежат собственнику вещи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, договором или не вытекает из существа отношений.

статья 136 ГК РФ

Таким образом, как следует из статьи 136 Гражданского кодекса РФ собственником отходов от эксплуатации (использования) оборудования, техники, зданий, сооружений и иного является собственник указанного имущества.

Пунктом 7.8 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» установлено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

Исходя из вышеизложенного, с момента образования отходов право собственности возникает у юридического лица или индивидуального предпринимателя, в процессе хозяйственной или иной деятельности которого образуются отходы.

Нормы законодательства

Пунктом 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7‑ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что за негативное воздействие на окружающую среду нужно платить. Пунктом 2 ст. 16 данного закона определены виды негативного воздействия на окружающую среду. Это:
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

Что делать со строительными отходами?

  • сбросы загрязняющих (иных) веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В силу ст. 23 Закона об отходах[1] плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством РФ.
Как правило, торговым предприятиям, а также многим другим организациям, которые вроде бы не оказывают вредного воздействия на окружающую среду, предъявляется требование вносить плату за размещение отходов производства и потребления. Для того чтобы ответить на вопрос, должны ли торговые предприятия это делать, обратимся к ст. 1 «Основные понятия»Закона об отходах (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 458‑ФЗ):

  • отходы производства и потребления – это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом об отходах;
  • размещение отходов – это хранение и захоронение отходов; под хранением отходов понимается складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов – это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

По понятным причинам торговые предприятия не хранят отходы потребления свыше 11 месяцев на своей территории. Как правило, такие отходы временно собираются в контейнерах на площадках (то есть осуществляется накопление отходов – временное складирование отходов на срок не более чем 6 месяцев) и в дальнейшем вывозятся специализированными организациями, с которыми торговые предприятия заключают соответствующие договоры. Казалось бы, платить не за что. Но не все так просто.

Переход права собственности на отходы

Далее лицо, у которого образовались отходы может передать право собственности на указанные отходы другому лицу на основании договора.

С этого момента, все обязанности по соблюдению природоохранного законодательства ложатся на плечи нового собственника.

Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

пункт 2 статьи 218 ГК РФ

Отношения между арендаторами и арендодателями

В отношении расчета и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду арендаторами производственных помещений Росприроднадзор отметил, что вопросы права собственности на образованные арендатором отходы могут быть оговорены между арендодателем и арендатором в договоре аренды. В случае если в договоре аренды предусмотрен переход права собственности на образованные арендатором отходы к арендодателю, то арендодатель осуществляет внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов. В случае если вопрос собственности на образованные арендатором отходы не урегулирован в договоре, обязанность по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и ее внесению в бюджет лежит на арендаторе.

Обязанности собственника отходов

Обязанности собственника отходов, у которого отход был образован:

  • вести данные учета отходов ( графы накоплено на начало, образовано, передано, накопление на конец);
  • разработать паспорт на отход (если от относится к отходам 1-4 класса опасности);
  • сделать расчет нормативов образования отходов ( для ОНВОС 1, 2 категорий);
  • отчитаться по 2-ТП (отходы);
  • не забываем про новую отчетность по отходам для объектов НВОС 3 категории (но пока по ней нет информации).

Нюанс: отходы могут быть переданы в собственность только ЮЛ или ИП, имеющему лицензию на сбор отходов!

Обязанности собственника отходов, которому отход был передан:

  • вести данные учета отходов ( графы накоплено на начало, образовано, принято, передано, накопление на конец);
  • отход должен быть принят с паспортом на отход (если от относится к отходам 1-4 класса опасности);
  • все остальное тоже самое.

Надеюсь, тема — собственность на отходы стала для вас более понятной.

Споры, споры, споры…

Но существует и противоположное мнение. Более того, в 2013 – 2014 годах наметился настоящий бум: предприятия, которые ранее уплачивали сбор за негативное воздействие на окружающую среду, представляли в Росприроднадзор уточненные расчеты и просили возвратить уплаченные ими взносы, а не получив положительного ответа, обращались в суд с требованием вернуть переплату.
Отсутствие единого подхода к решению вопроса, какая из сторон правоотношения осуществляет функцию плательщика публично-правового платежа за негативное воздействие на окружающую среду, породило и достаточно противоречивую практику административного и судебного истолкования.

Судебный процесс решился Дело передано на рассмотрение в судебную коллегию по экономическим спорам
в пользу организации в пользу Росприроднадзора
Определение ВАС РФ от 30.06.2014 № ВАС-7832/14, постановления АС ВВО от 24.11.2014 по делу № А82-817/201, от 17.09.2014 по делу № А43-27596/2013, АС ЦО от 18.08.2014 по делу № А68-7437/2013 Определения ВС РФ от 04.02.2015 по делу № 301-КГ14-1670, А79-4567/2013, по делу № 303-КГ14-2151, постановления АС СЗО от 09.02.2015 по делу № А56-35146/2014, АС МО от 07.10.2014 по делу № А40-177951/13 Определение ВС РФ от 10.03.2015 по делу № А82-5106/2013

Из анализа арбитражной практики следует неутешительный вывод, несмотря на то, что в 2014 году почти все судебные споры на уровне кассационной инстанции решались в пользу предприятий (причем договорами между предприятиями, в результате деятельности которых появлялись отходы, и специализированными организациями, осуществляющими вывоз и размещение отходов, не было предусмотрено перехода права собственности на отходы).

Однако в текущем году риторика судей поменялась прямо на противоположную. Как правило, Верховным Судом дела передаются в судебную коллегию по экономическим спорам, а последняя выносит определения, в соответствии с которыми, поскольку организации, самостоятельно и добровольно исчислившие и внесшие плату за размещение отходов производства и потребления, признали такую обязанность в рамках заключенных договоров со специализированными организациями за собой, в возврате средств им следует отказать.

ПЕРЕДАЧА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ОТХОДЫ: КТО ЗАПЛАТИТ ЗА НВОС?

В настоящее время широко распространена передача отхода без передачи права собственности на него. Так, в договорах на захоронение отходов повсеместно можно увидеть формулировку о том, что исполнитель по договору обязан принять отходы в целях захоронения (т.е. размещения их на полигоне), при этом собственность на отходы исполнителю не передается.

На практике бытует мнение, что передача собственности на отходы подразумевает передачу обязанности вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов (в чем и заключается причина нежелания владельцев полигонов принимать собственность на принятые ими отходы). Рассмотрим, насколько такая позиция правомерна.

Право собственности на отходы устанавливается ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 31.12.2017), состоящей из одного предложения: «Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством».

Гражданское законодательство является кодифицированным. Вопросы собственности раскрыты в первой части Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. от 29.12.2017; далее — ГК РФ).

Специального понятия «собственность на отходы» ГК РФ не содержит. Соответственно, к отходам применим институт собственности в общем виде.

Извлечение из ГК РФ

Статья 209. Содержание права собственности

1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

4. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.

Статья 210. Бремя содержания имущества

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 218. Основания приобретения права собственности

1. Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, приобретается по основаниям, предусмотренным статьей 136 настоящего Кодекса.

2. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи/мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

3. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Статья 220. Переработка

1. Если иное не предусмотрено договором, право собственности на новую движимую вещь, изготовленную лицом путем переработки не принадлежащих ему материалов, приобретается собственником материалов.

Однако если стоимость переработки существенно превышает стоимость материалов, право собственности на новую вещь приобретает лицо, которое, действуя добросовестно, осуществило переработку для себя.

2. Если иное не предусмотрено договором, собственник материалов, приобретший право собственности на изготовленную из них вещь, обязан возместить стоимость переработки осуществившему ее лицу, а в случае приобретения права собственности на новую вещь этим лицом последнее обязано возместить собственнику материалов их стоимость.

3. Собственник материалов, утративший их в результате недобросовестных действий лица, осуществившего переработку, вправе требовать передачи новой вещи в его собственность и возмещения причиненных ему убытков.

Статья 221. Обращение в собственность общедоступных для сбора вещей

В случаях, когда в соответствии с законом, общим разрешением, данным собственником, или в соответствии с местным обычаем на определенной территории допускается сбор ягод, добыча (вылов) рыбы и других водных биологических ресурсов, сбор или добыча других общедоступных вещей и животных, право собственности на соответствующие вещи приобретает лицо, осуществившее их сбор или добычу.

Статья 225. Бесхозяйные вещи

1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Статья 226. Движимые вещи, от которых собственник отказался

1. Движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.

2. Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность,

Источник: musoreco.ru

Кто является собственником отходов при строительстве

Отходы, как и любые другие предметы и иные вещи, обладающие относительной независимостью и устойчивостью существования, являются (в отличие от загрязняющих веществ, выбрасываемых с отходящими газами или сбрасываемых со сточными водами) объектом права собственности, которое регулируется преимущественно нормами гражданского законодательства. Эти нормы определяют, с одной стороны, права собственника на владение, пользование и распоряжение своим имуществом (в т.ч. право по своему усмотрению совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам), а с другой — обязанность собственника нести бремя содержания своего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Федеральный закон о праве собственности на отходы

В законе о нормах обращения с промышленными и бытовыми отходами, имеющим статус федерального от 1998 года регулируются права и обязанности лица, признающегося собственником.

Читайте также:  Как обосновать увеличение стоимости строительства

Утильсырье, как материальный объект могут:

  • Принадлежать владельцу сырьевых ресурсов, материалов, готовых изделий, которые стали источником их образования.
  • Может быть совершена передача второй стороне на основании любой сделки отчуждения: купли-продажи, дарения, мены.
  • Может быть совершена передача в собственность лицу, имеющему лицензию, разрешающую операции с утильсырьем 1 — 4 класса опасности.
  • Быть переданы иному лицу, владеющему или арендующему земельный надел, на котором они расположены, если будет признано, что собственник оставил их с целью отказа от владения или по иной причине.

В старой редакции закона был введен прямой запрет на продажу и передачу опасных отходов лицам, не имеющим лицензию, дающую право их собирать, транспортировать и утилизировать. В 2015 году ФЗ был редактирован и запрет снят. В законе осталась норма, регулирующая местонахождение. Они могут складироваться и храниться лишь на объектах, которые были внесены в государственный кадастр.

Определение права

Большинство правил обращения с утильсырьем – оформление лицензии, паспорта, составление норм учета и оборота не имеют прямой связи с правом собственности. Они оформляются предприятиями с юридической ответственностью или отдельными лицами, которые ведут деятельность, связанную с источниками мусора. В ближайшем будущем нормы на отходы как объект права собственности, обяжут производителя соответственно закону отвечать за образующиеся утильсырье, без учета права собственности изменять не планируют. Кроме того, производители – юридические лица и отдельные предприниматели с этого года начали платить налог за отрицательное воздействие за экологию, если они разместили мусор на свалках и полигонах ТБО.

В действующую редакции закона включена большая ответственность со стороны собственников лома черных и цветных металлов. Теперь они могут продавать лом или отчуждать его, только обладая установленными формами документов, подтверждающими право собственности. Согласно Постановлениям Государственной Думы РФ, предприятия или лица, занимающиеся подготовкой, складированием и переработкой лома черных, цветных и драгоценных металлов, обязаны, прежде всего, оформить право собственности.

Право определяет ответственность собственников, которые владеют отходами, признанными опасными для окружающей среды. В данный момент лица, владеющие опасными отходами, возмещают вред, нанесенный экологии в месте складирования или хранения мусора, содержащего опасные вещества. В этом случае судебное решение, если факт нарушения природоохранных законов установлен, может быть вынесено в срок свыше 10 лет.

Таким образом, закрепление права собственности на мусор приобретает особую значимость при выполнении любых операций с ними.

Оформление права собственности на отходы

Обязанности собственника отходов

Обязанности собственника отходов, у которого отход был образован:

  • вести данные учета отходов ( графы накоплено на начало, образовано, передано, накопление на конец);
  • разработать паспорт на отход (если от относится к отходам 1-4 класса опасности);
  • сделать расчет нормативов образования отходов ( для ОНВОС 1, 2 категорий);
  • отчитаться по 2-ТП (отходы);
  • не забываем про новую отчетность по отходам для объектов НВОС 3 категории (но пока по ней нет информации).

Нюанс: отходы могут быть переданы в собственность только ЮЛ или ИП, имеющему лицензию на сбор отходов!

Обязанности собственника отходов, которому отход был передан:

  • вести данные учета отходов ( графы накоплено на начало, образовано, принято, передано, накопление на конец);
  • отход должен быть принят с паспортом на отход (если от относится к отходам 1-4 класса опасности);
  • все остальное тоже самое.

Надеюсь, тема — собственность на отходы стала для вас более понятной.

Право собственности по гражданскому праву

Нормы Гражданского кодекса имеют определяющее значение для владения и операций с отходами всех видов и классов опасности.

  • Отношения сторон при оформлении собственности на мусор, права и обязанности собственника и покупателя при ее отчуждении.
  • Операции на договорной основе – подряда и платного оказания слуг.

Гражданский кодекс прямо регулирует не все отношения в сфере обращения. К примеру, возникновение права собственности не регулируется прямо. В этом случае применяются похожие нормы для определения действий сторон.

Согласно статьям кодекса, основным собственником является владелец материалов или сырья, чья обработка привела к их образованию. Если производственник занимается обработкой и выпуском изделий из материалов третьего лица, то право собственности на отходы принадлежит этому лицу. Закон предоставляет собственнику право распоряжаться своим имуществом любым способом, которое признано законным:

  • Продавать, дарить, передавать в имущественное владение другим лицам.
  • Передавать сырье на размещение или переработку, оставаясь их законным собственником.
  • Передавать права распоряжаться отходами, как имуществом.

В кодексе определены правовые нормы действия сторон при отчуждении.

За что можно получить штраф?

Компании,частные предприниматели для переработки опасных, вредных отходов и мусора должны иметь лицензию.

Она подтверждает, что лицензиат обладает соответствующими площадями, оборудованием, знаниями, необходимыми для такой работы, ее получение установлено законом о лицензировании.

Если заниматься сбором, перевозкой, утилизацией и переработкой, нейтрализацией, захоронением мусора без наличия разрешительного документа, то к нарушителю применяется определенный комплекс мер, в который входит штраф. К отсутствующей приравнивается лицензия, не переоформленная на новые места деятельности или виды работ.

Фото 2

Противоправными считаются следующие работы, выполняемые без специального разрешения:

  1. Предприятие или ИП постоянно занимается обращением отходов. При этом может осуществляться весь цикл их переработки, один или несколько из его 6 этапов.
  2. Компания или предприниматель, чья основная деятельность не связана с отходами, перерабатывает, размещает свой мусор своими силами на собственных участках или собирает, транспортирует его на специальные территории.
  3. Гражданин собирает, перевозит бытовой, строительный мусор. Неважно, делает он это изредка или на постоянной основе.

Основания для оформления прав собственности

Права собственности на отходы, как на имущество оформляются на основе договоров:

  • Купли — продажи.
  • Бартера.
  • Дарения.

Основным видом признан договор купли — продажи. Другие виды сделок имеют место быть в случае, если сырье, как имущество признаны неликвидными, то есть не имеющими рыночной стоимости.

Нормами права регулируются права собственности на бесхозное сырье. В этом случае всю ответственность за причиненный ими вред несет владелец земли, на которой они расположены. Таким образом, закон закрепляет право распоряжаться сырьем за владельцем земли. Он обязан оформить документы, в определенном законом порядке.

Брошенными признаются все виды отходов, на которые никто не претендует и чья рыночная стоимость не превышает пяти минимальных заработных плат.

К ним относится:

  • Металлический лом.
  • Бракованная и некондиционная продукция.
  • Лес — топляк от сплава.
  • Отвалы земель, образованные при разработке рудных месторождений.
  • Остатки с промышленных предприятий.

Владелец земли становится собственником отходов на основании постановления хозяйственного суда, признающего их бесхозными.

Сортировка отходов

Если найдена ошибки в документе

В акте, как в официальном документе, не должно быть орфографических и иных ошибок. Но нередко сотрудник, заполняющий бланк, может допустить фактические ошибки, например, указать неверно сумму или дату и другие данные. В этом случае для исправления используют стандартный алгоритм:

  • аккуратно зачеркивают фрагмент с ошибкой;
  • рядом или над ним указывают правильный вариант;
  • ставят о;
  • ставят подпись и дату в подтверждение исправлений.

Если ошибок несколько, то будет лучше заполнить новый бланк, а старый уничтожить.

Отношение собственника с поставщиками и подрядчиками

Закон возлагает на собственников обязанность следить за организациями, предоставляющими все виды услуг в сфере обращения — как они соблюдают требования по защите природной среды. При заключении договоров с поставщиками услуг, владелец выдвигает требования к техническому исполнению операций.

Эти требования изложены в Гражданском кодексе:

  1. Подрядчик при проведении работ обязан придерживаться норм и правил закона о природоохранной деятельности.
  2. Подрядчик при оказании услуг может отказаться от материалов и оборудования заказчика или отказаться исполнять его требования, если они противоречат природоохранному законодательству.
  3. Если контролирующие органы выносят постановление о наложении штрафных санкций на собственника, а виновником ситуации является подрядчик, то он обязан возместить расходы в течение 2 недель с момента поступления распоряжения.
  4. Подрядчик обязан за свой счет собрать и вывезти все отходы, которые скопились при выполнении им работ по договору.

В договоре сторон прописываются штрафные санкции в случае нарушения собственником и подрядчиком своих обязанностей, а также процент увеличения размеров штрафа по каждому последующему факту нарушений.

Экологические требования к проведению работ конкретизируются в технических условиях, которые прилагаются к договору.

Основными обязанностями подрядчика являются:

  • Соблюдение инструкций по сбору, размещению, транспортировке, захоронению или утилизации отходов в соответствии с классом опасности.
  • Обеспечение правильного обращения с горючими и взрывоопасными отходами.
  • Обезвреживание опасных отходов, содержащие ртуть, тяжелые металлы, радиоактивные вещества, инфицированные материалы, на основании инструкций.
  • Обеспечение безопасной погрузки и выгрузки, соблюдение лимитов на их размещение.
  • Информирование заказчика об изменении условий выполнения работ: при превышении объема, если состав не соответствует заявленному.

Особые условия оговорены для договоров платного проведения операций с отходами, которые приведут к загрязнению почвы или водоемов. В таком случае целесообразно передать поставщику услуг права собственности, ведь при удалении отходов с территории собственника он не перестает нести ответственность за соблюдением законов в области обращения с ними. Если поставщик отказывается принять права собственности, то в договоре прописываются все случаи, которые могут привести к нарушению природоохранных законов.

Отработанные растворители, краски, смолы

Задачи акта приема-передачи мусора

В данном случае документ выполняет следующие функции:

  • подтверждает факт передачи отходов от заказчика исполнителю;
  • фиксирует стоимость утилизации за конкретный период (рассчитывается исходя из массы отходов);
  • является основанием для списания отходов и расходов на их утилизацию с баланса организации (для заказчика) и принятия к учету полученных средств за оказание услуги (для исполнителя);
  • сдается с другими документами для отчетности в Росприроднадзор.

К составлению документа нужно подходить со всей ответственностью во избежание претензий надзорных органов.

Права собственности на вторичное сырье

На протяжении нескольких лет ведутся споры о правовом статусе отходов и вторичных ресурсов. Дилемма состоит в том, что по закону, предприятие имеет право собственности на все виды отходов, которые возникли в процессе выпуска продукции, в то время, как вторичные ресурсы могут попасть в реестр месторождений сырья и перейти в собственность Министерства по природным ресурсам.

В законе определено:

  1. Если отходы основного производства используются для выпуска иной продукции, то они относятся к категории технологического сырья. В таком случае его можно передавать другим производителям, не оформляя права собственности.
  2. Если побочные продукты, остатки сырья и материалов направляются для хранения в шламонакопители и на них не оформлены документы, как на сырье, то они признаются отходами. В таком случае к ним применимы все операции в сфере обращения с промышленными и техногенными отходами. Они подлежат соответствующему оформлению и учету.

При определении правого статуса собственника следует обращаться к Федеральному закону, определяющему порядок обращения с отходами и ГК, регулирующему отношения собственника с иными лицами и организациями.

Источник: baikalhangkai.ru

Кому принадлежит право собственности на отходы

Право собственности на отходы, закрепляющее возможность владеть, управлять и распоряжаться ими, как имуществом, определяются их нормами. Собственник может совершать с отходами любые действия, которые не противоречат нормам права. Утильсырье, в отличие от вредоносных веществ – газов и стоков, выбрасываемых предприятиями в окружающую среду, признаются законом материальными вещами. Распоряжение ими, как и иными предметами и ценностями, определяются положениями гражданского права и федеральными законами. Помимо этого он имеет ряд обязанностей по содержанию.

Твердые бытовые отходы

Федеральный закон о праве собственности на отходы

В законе о нормах обращения с промышленными и бытовыми отходами, имеющим статус федерального от 1998 года регулируются права и обязанности лица, признающегося собственником.

Утильсырье, как материальный объект могут:

  • Принадлежать владельцу сырьевых ресурсов, материалов, готовых изделий, которые стали источником их образования.
  • Может быть совершена передача второй стороне на основании любой сделки отчуждения: купли-продажи, дарения, мены.
  • Может быть совершена передача в собственность лицу, имеющему лицензию, разрешающую операции с утильсырьем 1 — 4 класса опасности.
  • Быть переданы иному лицу, владеющему или арендующему земельный надел, на котором они расположены, если будет признано, что собственник оставил их с целью отказа от владения или по иной причине.

В старой редакции закона был введен прямой запрет на продажу и передачу опасных отходов лицам, не имеющим лицензию, дающую право их собирать, транспортировать и утилизировать. В 2020 году ФЗ был редактирован и запрет снят. В законе осталась норма, регулирующая местонахождение. Они могут складироваться и храниться лишь на объектах, которые были внесены в государственный кадастр.

Определение права

Большинство правил обращения с утильсырьем – оформление лицензии, паспорта, составление норм учета и оборота не имеют прямой связи с правом собственности. Они оформляются предприятиями с юридической ответственностью или отдельными лицами, которые ведут деятельность, связанную с источниками мусора. В ближайшем будущем нормы на отходы как объект права собственности, обяжут производителя соответственно закону отвечать за образующиеся утильсырье, без учета права собственности изменять не планируют. Кроме того, производители – юридические лица и отдельные предприниматели с этого года начали платить налог за отрицательное воздействие за экологию, если они разместили мусор на свалках и полигонах ТБО.

В действующую редакции закона включена большая ответственность со стороны собственников лома черных и цветных металлов. Теперь они могут продавать лом или отчуждать его, только обладая установленными формами документов, подтверждающими право собственности. Согласно Постановлениям Государственной Думы РФ, предприятия или лица, занимающиеся подготовкой, складированием и переработкой лома черных, цветных и драгоценных металлов, обязаны, прежде всего, оформить право собственности.

Право определяет ответственность собственников, которые владеют отходами, признанными опасными для окружающей среды. В данный момент лица, владеющие опасными отходами, возмещают вред, нанесенный экологии в месте складирования или хранения мусора, содержащего опасные вещества. В этом случае судебное решение, если факт нарушения природоохранных законов установлен, может быть вынесено в срок свыше 10 лет.

Таким образом, закрепление права собственности на мусор приобретает особую значимость при выполнении любых операций с ними.

Оформление права собственности на отходы

Право собственности на отходы при арендных отношениях

Вопрос права собственности на отходы должен быть урегулирован в договоре аренды между сторонами. Договор аренды — основной документ, которым устанавливаются права и обязанности арендатора и арендодателя. При отсутствии договоренности между сторонами по вопросу права собственности на отходы, отношения регулируются Гражданским кодексом РФ.

Если в договоре аренды между сторонами вопрос о собственности на отходы не урегулирован, то обязанность по внесению платы за размещение отходов ложится на арендатора.

При арендных отношениях дальнейшие действия с отходами зависят от условий, определенных договором аренды. Нередки случаи, когда арендатор оставляет брошенный мусор в контейнере арендодателя, не оговаривая условия перехода права собственности в договоре аренды.

В таком случае: Движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность. Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится брошенные отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность (ст. 226 Гражданского кодекса РФ).

Если арендатор оставил брошенные отходы в мусорном контейнере арендодателя, они становятся собственностью последнего.

Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Читайте также:  Оформление земли под строительство документы

Право собственности по гражданскому праву

Нормы Гражданского кодекса имеют определяющее значение для владения и операций с отходами всех видов и классов опасности.

  • Отношения сторон при оформлении собственности на мусор, права и обязанности собственника и покупателя при ее отчуждении.
  • Операции на договорной основе – подряда и платного оказания слуг.

Гражданский кодекс прямо регулирует не все отношения в сфере обращения. К примеру, возникновение права собственности не регулируется прямо. В этом случае применяются похожие нормы для определения действий сторон.

Согласно статьям кодекса, основным собственником является владелец материалов или сырья, чья обработка привела к их образованию. Если производственник занимается обработкой и выпуском изделий из материалов третьего лица, то право собственности на отходы принадлежит этому лицу. Закон предоставляет собственнику право распоряжаться своим имуществом любым способом, которое признано законным:

  • Продавать, дарить, передавать в имущественное владение другим лицам.
  • Передавать сырье на размещение или переработку, оставаясь их законным собственником.
  • Передавать права распоряжаться отходами, как имуществом.

В кодексе определены правовые нормы действия сторон при отчуждении.

Договор на передачу права собственности

Уважаемый Paseka, не ищите данного решения на данном форуме. . т.к. вопрос выполнения Ст.4 89-ФЗ .

«Статья 4. Отходы как объект права собственности

1. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

3. Собственник отходов I-IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.

4. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.Статья 4. Отходы как объект права собственности» ОТНОСИТСЯ к серии «ДУТЕКТИВНЫХ». . . и относится к ГК РФ. поскольку Ваш отход — ЭТО «ДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО». .

А поскольку оно «имущество». то по отходам этот вопрос в ГК РФ не отрегулирован. поскольку от отхода Вы стараетесь «избавиться». «спрятать» в ближайшем лесу. . «подарить» соседу. . естественно, Вы за него пытаитесь «заплатить» а не Вам.

Поэтому здесь начинается «пляска» с бубном. главное не попасть что ваш договор «дарения», «мены» . не попал под «регистрацию». лучше «косить» под Ст 226 п.2 ГК РФ.

Начнем «объяснять» на пальцах.

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

Статья 4. Отходы как объект права собственности 1. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. 2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

Гражданский кодекс Российской Федерации

Статья 209. Содержание права собственности 1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. 2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. 3. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. 4. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица

Статья 218. Основания приобретения права собственности

2. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам — правопреемникам реорганизованного юридического лица.

Статья 454. Договор купли-продажи 1. По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Статья 567. Договор мены 1. По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. 2. К договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже (глава 30), если это не противоречит правилам настоящей главы и существу мены.

При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен . Статья 572. Договор дарения 1. По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением. К такому договору применяются правила, предусмотренные пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса.

Статья 223. Момент возникновения права собственности у приобретателя по договору 1. Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 226. Движимые вещи, от которых собственник отказался 1. Движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи. 2. Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность. Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

Статья 235. Основания прекращения права собственности1. Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Статья 236. Отказ от права собственности Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Т.е. Вы можете только указать в договоре …… Статья 454. Договор купли-продажи Статья 567. Договор мены Статья 572. Договор дарения (при этом …. обязуется освободить … от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом(т.е. «заплатить» за НВОС по месту ОКАТО расположения полигона за захоронени отходов))) Статья 236. Отказ от права собственности

Ну а что это такое смотрите выше…..

ВЫБИРАЙТЕ. . это во-первых.

Основания для оформления прав собственности

Права собственности на отходы, как на имущество оформляются на основе договоров:

  • Купли — продажи.
  • Бартера.
  • Дарения.

Основным видом признан договор купли — продажи. Другие виды сделок имеют место быть в случае, если сырье, как имущество признаны неликвидными, то есть не имеющими рыночной стоимости.

Нормами права регулируются права собственности на бесхозное сырье. В этом случае всю ответственность за причиненный ими вред несет владелец земли, на которой они расположены. Таким образом, закон закрепляет право распоряжаться сырьем за владельцем земли. Он обязан оформить документы, в определенном законом порядке.

Брошенными признаются все виды отходов, на которые никто не претендует и чья рыночная стоимость не превышает пяти минимальных заработных плат.

К ним относится:

  • Металлический лом.
  • Бракованная и некондиционная продукция.
  • Лес — топляк от сплава.
  • Отвалы земель, образованные при разработке рудных месторождений.
  • Остатки с промышленных предприятий.

Владелец земли становится собственником отходов на основании постановления хозяйственного суда, признающего их бесхозными.

Сортировка отходов

Переход права собственности на отходы

Далее лицо, у которого образовались отходы может передать право собственности на указанные отходы другому лицу на основании договора.

С этого момента, все обязанности по соблюдению природоохранного законодательства ложатся на плечи нового собственника.

Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

пункт 2 статьи 218 ГК РФ

Отношение собственника с поставщиками и подрядчиками

Закон возлагает на собственников обязанность следить за организациями, предоставляющими все виды услуг в сфере обращения — как они соблюдают требования по защите природной среды. При заключении договоров с поставщиками услуг, владелец выдвигает требования к техническому исполнению операций.

Эти требования изложены в Гражданском кодексе:

  1. Подрядчик при проведении работ обязан придерживаться норм и правил закона о природоохранной деятельности.
  2. Подрядчик при оказании услуг может отказаться от материалов и оборудования заказчика или отказаться исполнять его требования, если они противоречат природоохранному законодательству.
  3. Если контролирующие органы выносят постановление о наложении штрафных санкций на собственника, а виновником ситуации является подрядчик, то он обязан возместить расходы в течение 2 недель с момента поступления распоряжения.
  4. Подрядчик обязан за свой счет собрать и вывезти все отходы, которые скопились при выполнении им работ по договору.

В договоре сторон прописываются штрафные санкции в случае нарушения собственником и подрядчиком своих обязанностей, а также процент увеличения размеров штрафа по каждому последующему факту нарушений.

Экологические требования к проведению работ конкретизируются в технических условиях, которые прилагаются к договору.

Основными обязанностями подрядчика являются:

  • Соблюдение инструкций по сбору, размещению, транспортировке, захоронению или утилизации отходов в соответствии с классом опасности.
  • Обеспечение правильного обращения с горючими и взрывоопасными отходами.
  • Обезвреживание опасных отходов, содержащие ртуть, тяжелые металлы, радиоактивные вещества, инфицированные материалы, на основании инструкций.
  • Обеспечение безопасной погрузки и выгрузки, соблюдение лимитов на их размещение.
  • Информирование заказчика об изменении условий выполнения работ: при превышении объема, если состав не соответствует заявленному.

Особые условия оговорены для договоров платного проведения операций с отходами, которые приведут к загрязнению почвы или водоемов. В таком случае целесообразно передать поставщику услуг права собственности, ведь при удалении отходов с территории собственника он не перестает нести ответственность за соблюдением законов в области обращения с ними. Если поставщик отказывается принять права собственности, то в договоре прописываются все случаи, которые могут привести к нарушению природоохранных законов.

Отработанные растворители, краски, смолы

Права собственности на вторичное сырье

На протяжении нескольких лет ведутся споры о правовом статусе отходов и вторичных ресурсов. Дилемма состоит в том, что по закону, предприятие имеет право собственности на все виды отходов, которые возникли в процессе выпуска продукции, в то время, как вторичные ресурсы могут попасть в реестр месторождений сырья и перейти в собственность Министерства по природным ресурсам.

В законе определено:

  1. Если отходы основного производства используются для выпуска иной продукции, то они относятся к категории технологического сырья. В таком случае его можно передавать другим производителям, не оформляя права собственности.
  2. Если побочные продукты, остатки сырья и материалов направляются для хранения в шламонакопители и на них не оформлены документы, как на сырье, то они признаются отходами. В таком случае к ним применимы все операции в сфере обращения с промышленными и техногенными отходами. Они подлежат соответствующему оформлению и учету.

При определении правого статуса собственника следует обращаться к Федеральному закону, определяющему порядок обращения с отходами и ГК, регулирующему отношения собственника с иными лицами и организациями.

Право собственности на отходы (собственность на отходы)

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

Что гласит ГК (гражданский кодекс):

Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, приобретается по основаниям, предусмотренным статьей 136 настоящего Кодекса.

пункт 1 статьи 218 ГК РФ

Плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования вещи, независимо от того, кто использует такую вещь, принадлежат собственнику вещи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, договором или не вытекает из существа отношений.

статья 136 ГК РФ

Таким образом, как следует из статьи 136 Гражданского кодекса РФ собственником отходов от эксплуатации (использования) оборудования, техники, зданий, сооружений и иного является собственник указанного имущества.

Пунктом 7.8 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» установлено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

Исходя из вышеизложенного, с момента образования отходов право собственности возникает у юридического лица или индивидуального предпринимателя, в процессе хозяйственной или иной деятельности которого образуются отходы.

Источник: ug-plastics.ru

Региональный оператор по РК ООО «Спецатх»

В соответствии с порядком обращения с твердыми коммунальными отходами регламентированным в постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, которым утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов (пункты 13, 14 Правил) и замена контейнеров не входит в обязанности регионального оператора .

в соответствии с Письмом №08-25-53/5268 от 07 марта 2019 года Министерства природных ресурсов и экологии РФ «О приобретении контейнеров».

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Статьей 212 ГК РФ установлено, что имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно статье 128 ГК РФ объектом гражданских прав является, в частности, имущество, включая вещи, к которым относятся контейнеры и бункеры для складирования твердых коммунальных отходов (далее — контейнеры и бункеры, ТКО).

Читайте также:  Какая глубина фундамента нужна при строительстве

Таким образом, контейнеры и бункеры могут находиться в частной, государственной и муниципальной собственности.

Статьей 13.4. Закона № 89-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.

Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.

Статьей 11 Закона № 89-ФЗ установлено, что накопление отходов представляет собой складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, определено, что складирование отходов (крупногабаритных и твердых коммунальных) осуществляется в бункерах и контейнерах.

Следовательно, участие органов местного самоуправление в деятельности по накоплению ТКО, в том числе может заключаться, и в приобретении органами местного самоуправления контейнеров и бункеров для установки в местах (площадках) накопления ТКО.

Статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включая предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты, которым собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, включены в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 219.

Кроме того, допускается приобретение контейнеров и бункеров непосредственно региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами. Указанное следует из положений Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 (далее — Основы).

Таким образом, региональный оператор вправе приобрести контейнеры и бункеры, в случае если при тарифном регулировании в необходимой валовой выручке регионального оператора учтены данные расходы.

Вместе с тем, следует иметь ввиду, что Основы, определяют систему, принципы и методы регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, критерии их применения и не могут устанавливать обязательные требования для регионального оператора требования, в части обязанности приобретения контейнеров и бункеров для ТКО.

Письмо Минприроды России от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ Об обращении с ТКО

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

от 15 января 2019 г. N 12-50/00189-ОГ

ОБ ОБРАЩЕНИИ С ТКО

Минприроды России рассмотрело обращение и по вопросам, изложенным в нем, в части своей компетенции, сообщает.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ) твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд (далее — ТКО). К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние «смесь материалов и изделий».

В соответствии с ФККО в тип «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) включены следующие группы, включающие виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным отходам:

7 31 100 00 00 0 Отходы из жилищ;

7 31 200 00 00 0 Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

7 31 300 00 00 0 Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

7 33 100 00 00 0 Мусор от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций, относящийся к твердым коммунальным отходам;

7 34 100 00 00 0 Мусор и смет от уборки железнодорожных и автомобильных вокзалов, аэропортов, терминалов, портов, станций метро, относящийся к твердым коммунальным отходам;

7 34 200 00 00 0 Мусор и смет от уборки подвижного состава железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта, относящийся к твердым коммунальным отходам;

7 34 900 00 00 0 Прочие отходы при предоставлении транспортных услуг населению, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

7 35 000 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

7 36 200 00 00 0 Отходы (мусор) от уборки гостиниц, отелей и других мест временного проживания, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

7 36 400 00 00 0 Отходы (мусор) от уборки помещений организаций, оказывающих социальные услуги, относящиеся к твердым коммунальным отходам

7 37 000 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг в области образования, искусства, развлечений, отдыха и спорта, относящиеся к твердым коммунальным отходам

7 39 400 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг парикмахерскими, салонами красоты, соляриями, банями, саунами, относящиеся к твердым коммунальным отходам.

Правила обращения с ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.

Юридические лица, в деятельности которых, помимо отходов производства, образуются ТКО, обязаны заключить договор с региональным оператором.

Юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, имеют право отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО (статья 24.7 Закона N 89-ФЗ).

Кроме того, статьей 13.4 Закона N 89-ФЗ установлено, что накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

Вместе с тем необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 8 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ) захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается.

Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается (далее — Перечень), утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 N 1589-р (далее — Распоряжение N 1589-р).

С 2018 года вводится запрет на захоронение видов отходов, относящихся к типу ФККО «Отходы оборудования и прочей продукции, подлежащей особому контролю» (4 70 000 00 00 0).

С 2019 года вводится запрет на захоронение видов отходов, входящих в подтипы ФККО «Бумага и изделия из бумаги, утратившие потребительские свойства» (4 05 000 00 00 0); «Отходы продукции из пластмасс, не содержащих галогены, незагрязненные» (4 34 000 00 00 0); «Отходы стекла и изделий из стекла» (4 51 000 00 00 0); а также видов отходов, отнесенных к группе девятого блока ФККО «Отходы шин, покрышек, камер автомобильных» (9 21 100 00 00 0).

Данный механизм регулирования обращения с отходами направлен на стимулирование отрасли утилизации отходов, развитие которой является в целом приоритетным направлением государственной политики в области обращения с отходами в соответствии со статьей 3 Закона N 89-ФЗ.

Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно организовывать раздельное накопление отходов для дальнейшего направления их на утилизацию или заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО.

и регулирования в сфере

охраны окружающей среды

и экологической безопасности

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 7 марта 2019 года N 08-25-53/5268

О приобретении контейнеров

В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (далее — Положение), Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления (далее — отходы), в том числе в области обращения с твердыми коммунальными отходами (за исключением вопросов тарифного регулирования), и не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкованию нормативных правовых актов.

Вместе с тем по существу заданных Губернатором Вологодской области О.А.Кувшинниковым в своем обращении от 06.02.2019 N ИХ01-1514/19 в адрес Минприроды России вопроса о возможности приобретении контейнеров для твердых коммунальных отходов органами местного самоуправления, Минприроды России руководствуясь п.6.2. Положения, полагает возможным по вопросам, отнесенным к сфере ведения Минприроды России разъяснить следующее.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Статьей 212 ГК РФ установлено, что имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно статье 128 ГК РФ объектом гражданских прав является, в частности, имущество, включая вещи, к которым относятся контейнеры и бункеры для складирования твердых коммунальных отходов (далее — контейнеры и бункеры, ТКО).

Таким образом, контейнеры и бункеры могут находиться в частной, государственной и муниципальной собственности.

Статьями 128 ГК РФ и 212 ГК РФ определено, что законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению, а также, что особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Федеральными законами не предусмотрены ограничения оборотоспособности либо особенности приобретения права собственности в отношении контейнеров и бункеров.

Статьей 13.4. Закона N 89-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.

Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.

Так, подпункт 18 части 1 статьи 14, подпункт 18 части 1 статьи 15, подпункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон N 131-ФЗ) относит к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО на территориях соответствующих муниципальных образований.

Статьей 11 Закона N 89-ФЗ установлено, что накопление отходов представляет собой складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, определено, что складирование отходов (крупногабаритных и твердых коммунальных) осуществляется в бункерах и контейнерах.

Следовательно, участие органов местного самоуправление в деятельности по накоплению ТКО, в том числе может заключаться, и в приобретении органами местного самоуправления контейнеров и бункеров для установки в местах (площадках) накопления ТКО.

Статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включая предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты, которым собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, включены в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 219.

Кроме того, допускается приобретение контейнеров и бункеров непосредственно региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — региональный оператор). Указанное следует из положений Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 (далее — Основы).

На основании изложенного, с учетом анализа указанных положений действующего законодательства Российской Федерации, по мнению Минприроды России, контейнеры и бункеры могут приобретаться, в том числе:

— органами местного самоуправления;

— собственниками помещений в многоквартирном доме;

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. В этой связи, следует учитывать, что письма Минприроды России, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Источник: spezatx.ru

Рейтинг
Загрузка ...