Есть норматив, где указано, кто имеет право ставить подпись в смете в «Составил» и «Проверил»?
Елена Захарова пишет: кто имеет право ставить подпись в смете в «Составил» |
кто составил, тот и подписывает. но в моем случае это примерно 0,01% случаев. кто там ставит подписи — меня и не интересует. подписываюсь только под финансовыми документами. а уж после проверок всяких «экспертов» и не подписываюсь вообще. это не я составлял смету.
Елена Захарова пишет: Есть норматив, где указано, кто имеет право ставить подпись в смете в «Составил» и «Проверил»? |
Здравствуйте, норматив здесь вообще ни при чем, в организациях обычно должен быть выпущен локальный нормативно-правовой акт на право подписи. А смета должна быть утверждена приказом в части цены, это уже требование в части финансов.
Составляем смету на объекте и получаем аванс от заказчика — Сметтер
У меня на работе часто бывает так, что составлю смету, а потом начальнички начинают дурковать «добавь то, добавь сё». Я после таких «добавок» отвечаю как Алексей:
Алексей пишет: и не подписываюсь вообще. это не я составлял смету. |
Елена Захарова пишет: Есть норматив, где указано, кто имеет право ставить подпись в смете в «Составил» и «Проверил»? |
Если сметная документация в составе проектной, то по аналогии со штампами на чертежах, должен поставить подпись уполномоченный работник проектной организации( по оформлению проектной и рабочей документации — ГОСТ Р 21.101-2020)
Проверяет смету начальник сметного отдела или
контрольно-ревизионное управление предприятия.
Также:
Объемы работ может проверить куратор, начальник участка, мастер, инженер ПТО.
При наличии сметного отдела у Заказчика смету от подрядной организации он может проверить сам. Если объект федерального уровня (заказ от муниципалитетов) то проверку ее будут проводить в государственной экспертизе.
Проведение независимой оценки на достоверность применения расценок и коэффициентов в специализированных компаниях.
Согласует смету чаще Директор подрядной организации: ФИО, подпись, печать, дата.
Утверждает смету Заказчик в лице Директора: ФИО, подпись, печать, дата.
Количество подписей на локальном сметном расчете может быть и больше. В зависимости от структуры предприятия.
«Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу.» William Sydney Porter
Смета: как обманывают строительные компании? Как заказчику работать со сметой на строительство дома?
Декабрь 2017. Коэффициенты пересчета в текущий уровень цен сметной стоимости строительно-монтажных работ, определенной в нормах и ценах ТСН-2001
О признании не подлежащими применению территориальных сметных цен, территориальных сметных и единичных расценок Республики Татарстан, включенных в федеральный реестр сметных нормативов
О включении затрат на контрольную исполнительную съемку инженерных сетей в сводный сметный расчет стоимости строительства.
Источник: smetnoedelo.ru
Кто согласовывает смету, а кто утверждает: особенности составления документа
Чтобы грамотно произвести строительный процесс, необходимо учесть все статьи, по которым впоследствии вы совершите ряд определенных расходов. Для этого, все планируемые затраты вносятся в смету. Кто согласовывает смету, а кто утверждает, что это за документ и как правильно его оформить, узнаем далее в представленном материале.
Кто согласовывает смету, а кто утверждает?
Кто должен проверить составленную смету:
- Объемы работ может проверить куратор, начальник участка, мастер, инженер ПТО;
- При наличии сметного отдела у Заказчика смету от подрядной организации он может проверить сам;
- Если объект федерального уровня (заказ от муниципалитетов) то проверку ее будут проводить в государственной экспертизе;
- Возможны проверки КРУ (контрольно-ревизионного управления).
- Проведение независимой оценки на достоверность применения расценок и коэффициентов в специализированных компаниях. Если иного не указано в Контракте.
Кто подписывает смету «Согласовано», «Утверждаю», составил, проверил:
При разработке проектной документации, как правило всегда составляется смета для оценки стоимости работ, материалов, оборудования. Чаще всего ее подписывает только тот кто ее составил: инженер-сметчик.
Проверяет смету начальник сметного отдела или контрольно-ревизионное управление предприятия.
Согласует смету чаще Директор подрядной организации: ФИО, подпись, печать, дата.
Утверждает смету Заказчик в лице Директора: ФИО, подпись, печать, дата.
Количество подписей на локальном сметном расчете может быть и больше. В зависимости от структуры предприятия.
Например, крупный завод: сначала ее может подписать мастер или начальник участка отвечающий за объемы работ которые планируется выполнить, затем начальник цеха подтверждающий наличия запланированного ремонта в этом году, далее подписывает отдел главного энергетика или отдел главного механика о выделении запланированных средств, затем плановый отдел и т.д.
Чтобы вести надёжное и при этом грамотное строительство, важно строго учитывать все статьи расходов. Для этого предусмотрена такая операция, как расчет сметы. В рамках данного документа определяются существенные задачи строительства в целом, просчитываются предстоящие траты. Благодаря этой бумаге можно своевременно отказаться от ненужных расходов. Поэтому важно не только правильно составить смету, но и утвердить, согласовать бумагу в установленном порядке.
Что собой представляет строительная смета?
В целом, смета проекта – это документ, где в подробной форме объединены все затраты по нему, чтобы возвести или отремонтировать некую постройку. Здесь указываются как крупные, так и самые мелкие траты. Преимущественно это строительные материалы с указанием их стоимости с последующей калькуляцией расходов. Помимо этого, в бумагу вносятся траты, связанные с реализацией каждого из этапов работы, даже если их реальное выполнение возлагается на подрядные организации.
Если верно подготовить документ, соблюсти порядок утверждения смет и прочие существенные детали, предупреждаются неэффективные расходы финансов. К тому же именно благодаря смете значительно упрощается ведение учета оставшихся материалов для будущих работ из тех, что были предварительно закуплены.
Смета и ее особенности
Действующее законодательство страны ни в коей мере не регулирует экономическую часть бумаги. Тем не менее оно требует от организации подготовки полного комплекта технических документов, в число которых входит и смета. Специалисты уверены, что в зависимости от отражённых в смете работ появляется возможность оценки качества выполненных работ по проекту. Ведь чем более качественные материалы будут закуплены и наняты более квалифицированные рабочие, тем лучше будет выполнена работа.
Деятельность любой современной строительной компании невозможна без составления сметы. Этот документ наглядно демонстрирует, куда были потрачены средства. Причем она актуальна как для крупных фирм, так и для частных лиц. В каждом конкретном случае кто согласовывает, а кто утверждает смету, будет зависеть от того, кто принимает участие в строительстве в лице заказчика и исполнителя.
Кто согласовывает смету, а кто утверждает
Отвечая на интересующий нас вопрос, нужно заметить, что кто станет лицом утверждающим или согласовывающим смету, будет зависеть от того, кто задействован в строительном процессе в роли:
- исполнителя;
- заказчика.
Таким образом, согласно основным правилам, обозначенным непосредственно в Гражданском Кодексе нашей страны, интересующие нас компетенции, будут распределяться следующим образом.
Таблица 2. Кто утверждает смету, а кто согласовывает
Обстоятельства | Описание |
За утверждение сметы отвечает заказчик | Согласование и утверждение – две стороны одного и того же процесса. Поскольку заказчик сам не имеет возможности выполнить строительные работы, и нанимает подрядчика, он и должен утверждать предложенный ему план дальнейших действий, к деталям которого можно отнести также и материальную сторону вопроса. |
За согласование сметы отвечает подрядчик | Поскольку подрядчик получает запрос от заказчика, который он берется выполнить, значит, он и составляет смету, а впоследствии имеет необходимость и согласовать ее с лицом, фактически обеспечивающим материальную базу проекта. |
Государство постановило, что смета должна являться неотъемлемой частью каждого строительного проекта, но непосредственно экономическое наполнение оной оно не регулирует и не ограничивает каким-либо образом
Основные разделы документа
В соответствие с действующими правилами и рекомендациями, в каждой смете на строительные работы всегда присутствуют следующие разделы:
- Накладные расходы – это траты, обусловленные организацией процесса как такового, в том числе его обслуживанием и управлением.
- Прямые расходы – траты, которые необходимы для закупки основных материалов, приобретения либо аренды инструмента и оплаты работ.
- Прибыль – она представляет собой вознаграждение, полагающееся подрядчику.
О сметах на ремонт в учреждении
Обязательно ли для государственного бюджетного учреждения наличие сметы на проведение капитального ремонта зданий (сооружений), кто должен этим заниматься и что для этого требуется, рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Игорь Котыло и Аркадий Серков.
Является ли обязательным наличие сметы на проведение работ по текущему, капитальному ремонту зданий (сооружений) в федеральном государственном бюджетном учреждении, или достаточно иметь дефектные ведомости на виды выполняемых ремонтных работ? Может ли главный инженер (или иной сотрудник отдела учреждения) сам составлять сметы на выполнение ремонтных работ, или это должны делать сметчики, специалисты, имеющие свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией? Имеет ли при этом значение источник финансирования ремонтных работ: бюджетные или внебюджетные средства?
Прежде отметим, что ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 94-ФЗ) указывает, что законодательство РФ о размещении заказов, состоящее в первую очередь из этого Закона, основывается на положениях Гражданского кодекса РФ. При этом ч.ч. 1, 2 ст. 9 Закона N 94-ФЗ предусмотрено, что под контрактом понимается договор, заключаемый заказчиком в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами с учетом положений Закона N 94-ФЗ.
Отсюда следует, что к контракту применяются положения Гражданского кодекса РФ, если Законом N 94-ФЗ не предусмотрено иного. В частности, к государственным и муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ применяются нормы параграфа 5 главы 37 ГК РФ, и ко всем контрактам применяются также общие положения о подряде (параграф 1 главы 37 ГК РФ), если иное не установлено правилами Гражданского кодекса РФ об этом виде договора (п. 2 ст. 702 ГК РФ).
По общему правилу, установленному п. 1 ст. 424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Только в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Законодательством регулирования работ по договору подряда в целом, равно как и по отдельным видам этого договора, в том числе строительного подряда, не предусмотрено.
Цена работ по договору подряда, согласно п. 3 ст. 709 ГК РФ, может быть определена путем составления сметы. То есть, обратим внимание, смета — это только расчет, обоснование цены по договору подряда, составление которого по общему правилу не обязательно. Какой-либо иной функции смета не несет.
По договору строительного подряда, по которому выполняются строительство, реконструкция, а также капитальный ремонт здания, сооружения или иного объекта (п. 2 ст. 740 ГК РФ), составление сметы обязательно (п. 1 ст. 743 ГК РФ).
В силу вышеупомянутого п. 3 ст. 709 ГК РФ в случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком (в контексте п. 1 ст. 424 ГК РФ «подтверждение сметы» следует расценивать именно как форму достижения взаимного согласия, соглашения сторон). Как видим, законодательство предполагает, что составление сметы осуществляется, как правило, именно подрядчиком. Вместе с тем приведенная норма не исключает составления сметы заказчиком, по своему смыслу она регулирует только один частный случай — когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной именно подрядчиком.
Составления сметы по контракту касается только одна норма Закона N 94-ФЗ, причем только косвенно: согласно ст. 19.1 этого закона для установления начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК) заказчик, уполномоченный орган вправе или принять в расчет информацию о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, из различных (практически любых) источников, или осуществить свои расчеты НМЦК. Представляется очевидным, что по договору строительного подряда расчет НМЦК и будет являться сметой. Заметим, что НМЦК может быть установлена только при размещении заказа путем торгов или запроса котировок, необходимости обоснования цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, Законом N 94-ФЗ не установлено.
Вместе с тем Законом N 94-ФЗ установлен особый порядок определения цены контракта, заключаемого по результатам торгов и запроса котировок: она определяется предложением участника размещения заказа, с которым заключается контракт, отраженным в заявке на участие в торгах или котировочной заявке (смотрите, например, ч. 3 ст. 29, ч. 3 ст. 38, ч. 10 ст. 41.12, ч. 8 ст.
47 Закона N 94-ФЗ). (Порядок определения цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, Законом N 94-ФЗ не установлен). При этом представляется очевидным, что поскольку только участник размещения заказа, с которым заключается контракт, может знать все нюансы формирования предложенной им цены, то и представить смету, то есть расчет этой цены, тем более может только он и такой расчет не может зависеть от расчета НМЦК.
Соответственно, следует руководствоваться вышеприведенными общими нормами Гражданского кодекса РФ: цена определяется соглашением сторон и может быть (по договору строительного подряда — должна быть) определена путем составления сметы, в том числе составления сметы подрядчиком, при условии утверждения ее заказчиком.
Необходимость получения для составления сметы лицензии, свидетельства о допуске к такому виду работ или какого-либо иного разрешительного документа законодательством не предусмотрена. Безусловно, смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов, согласно п. 11 ч. 12 ст.
48 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ), входит в состав соответствующей проектной документации. Но следует учитывать, что в силу ч. 2 ст.
48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Очевидно, что смета к таким материалам не относится.
Повторимся: из п. 3 ст. 709, п. 1 ст. 743, п. 1 ст. 746 ГК РФ следует, что составление сметы является только способом определения цены, то есть проведением экономических расчетов.
Соответственно, к собственно работам по проектированию объектов капитального строительства составление сметы не относится. В составе проектной документации смета должна рассматриваться как дополнительный документ, разработанный на основе собственно проектных документов. Поэтому требования о наличии допуска к выполнению проектных работ на составление сметы не распространяются. Подтверждение этому можно найти и в том, что п. 11 ч. 12 ст. 48 ГрК РФ говорит о смете на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов, то есть смета не является обязательной частью любой проектной документации.
Требований о какой-либо обязательной проверке, экспертизе смет, как составленных заказчиком для обоснования НМЦК, так и составленных подрядчиком, какими-либо органами или организациями, помимо самого заказчика, законодательство не содержит.
Более того, поскольку, как указывалось выше, цены на подрядные работы не регулируются, правоприменительная практика исходит из того, что механизм ценообразования каждого хозяйствующего субъекта известен только ему, и сметные нормативы, утверждаемые различными органами власти, обязательной силы не имеют (смотрите, например, письма Минрегионразвития РФ от 07.05.2008 N 11089-СМ/08, Минэкономразвития РФ от 17.04.2008 N Д05-1378, постановление ФАС Московского округа от 18.09.2008 N КГ-А41/8488-08). Соответственно, какая-либо экспертиза, в смысле сверки сметы с образцом, невозможна ввиду отсутствия такового образца. Проверка сметы возможна только с позиции соответствия ее составу работ, при этом, как представляется, такую проверку должен проводить в первую очередь заказчик, лучше других осведомленный о своих потребностях в работе. Если у заказчика отсутствуют соответствующие технические специалисты, такая проверка может быть выполнена и сторонней организацией.
Заметим, что ситуация должна измениться с 1 января 2014 года со вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Статьей 22 этого Закона по-новому урегулирован порядок определения НМЦК.
Согласно ч. 1 этой статьи НМЦК и в предусмотренных этим Законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяется и обосновывается заказчиком посредством применения одного или нескольких перечисленных в этой части методов. В их числе и проектно-сметный метод, который заключается, в том числе в определении НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства (ч.
9 ст. 22 указанного Закона). В этой связи возникает возможность проверки (экспертизы) сметы на предмет её соответствия упомянутым, государственным элементным сметным нормам, хотя обязанности её проведения законом не устанавливается (но она может быть введена подзаконными актами, в том числе — в рамках административного управления). Также, отметим, не вводится ни обязанности подрядчиков, с которыми будут заключать контракты по итогам сметных процедур, составлять сметы по указанным нормам, ни обязанности заказчика проводить экспертизу таких смет с привлечением каких-либо специализированных организаций (хотя, безусловно, заказчик имеет право это сделать, поскольку ограничений на это законом также не установлено).
С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.
План составления сметы
Чтобы разобраться, как составить строительную смету, нужно изначально подготовить план.
Проект является основным документом, на который опираются при формировании сметы. Самый первый лист данного документа – это титульный, где содержатся основные данные по проекту, а также данные лиц, кто подписывает в смете «согласовано» и «утверждаю». Остальные пункты документа отражают информацию о базовых этапах предстоящей работы.
Для подготовки такой бумаги требуется полный объем информации. В том числе необходимые материалы и перечень работ, необходимость привлечения спецтехники и специалистов того или иного профиля.
Следующий пункт плана составления документа – это расчёт стоимости каждой составляющей в зависимости от актуальных норм и действующих расценок.
Как читаются сметы в строительстве?
Если смета составлена по всем действующим правилам и нормам, то с её чтением не возникнет никаких проблем. На практике, заглянув в бумаги, человек увидит перечень позиций в рамках того или иного этапа работ, напротив которых указывается необходимый материал, требуемый его объем и стоимость его единицы. Строка завершается итоговыми затратами по каждой из позиций.
Завершается такая бумага указанием общей суммы, которая отражает все этапы строительства. Это и есть его общая стоимость.
В отдельных случаях в ходе расчётов по смете обращаются к использованию всевозможных коэффициентов либо индексов. Но их можно встретить в рамках наиболее масштабного строительства. Для небольших, в том числе и для частных объектов, необходимости в них не возникает, поэтому чтение готовой сметы упрощается.
Таким образом, затраты времени на подготовку сметы существенно облегчают предстоящую работу. По сути, это чёткое планирование, в рамках которого определяются как затраты, так и нужное количество материала для каждой из манипуляций. Это позволяет не допустить лишних расходов в работе и верно её организовать.
Если все будет рассчитано верно, удастся соотнести предстоящие затраты с платежеспособностью заказчика. В свою очередь, это минимизирует риски замораживания строительных работ из-за того, что неожиданно не хватило средств. Даже в частном строительстве теперь не пренебрегают сметами. Причём составление их все чаще доверяют опытным специалистам, профессионалам, которые трудятся в специализированных фирмах и не дают возможности частным бригадам намеренно завышать стоимость строительства.
Этапы составления сметы
После того, как станут известны все расценки в смете, можно переходить непосредственно к её составлению. Процесс предполагает несколько последовательных этапов, а именно:
- Определение необходимых трат. В данном пункте фиксируются этапы работ и соотносятся предстоящие траты.
- Расчёт общих затрат. Здесь рассчитывается общая стоимость всех работ, определённых на начальном этапе.
- Определение оплаты труда. Конечная сумма будет зависеть от вариантов расчёта – по почасовому либо сдельному варианту.
- Высчитывание расходов, связанных с закупкой материалов, на основе их необходимых в работе объемов.
- Итоговая оценка и корректировка сметы.
По готовности документа остаётся лишь правильно разобраться, кто согласовывает, а кто утверждает смету, и поставить соответствующие подписи ответственных лиц в нужных местах при ее согласовании.
Требования к составлению и ведению бюджетной сметы
После внесения последних изменений правильное составление бюджетной сметы подразумевает наличие следующих четырех разделов:
из них должны быть приведены
расходы
, необходимые для обеспечения
нормального функционирования
учреждения, в частности:
- оплата труда и другие вознаграждения сотрудникам организации, а также командировочные расходы и подобные выплаты, которые предусмотрены действующим законодательством;
- затраты на приобретение товаров и выполнение работ, необходимых для работы учреждения;
- выплата сборов, налогов или других платежей в бюджет РФ, являющихся обязательными;
- возмещение вреда, причиненного казенным учреждением в процессе осуществления своей деятельности;
Второй раздел
рассматриваемого документа содержит
затраты
, связанные с
выполнением полномочий распорядителя бюджетных средств
. На практике он заполняется далеко не всегда, так как подобные функции казенными учреждениями выполняются достаточно редко;
разделе отражаются
расходы, не вошедшие
в первые два;
Четвертый раздел — итоговый
, в нем содержатся результаты сметы.
При составлении и последующем ведении бюджетной сметы необходимо учитывать, что основные показатели, используемые при этом, должны приводиться с указанием соответствующих кодов бюджетной классификации.
Объектные сметы
В этом документе объединяются имеющиеся сметы локального типа. В нём можно найти совокупные траты, а также общие лимитированные вложения, к числу которых относятся требующиеся временные постройки и непредвиденные траты.
В объектной смете на строительные работы указываются все расходы, которые имели место в ходе выполнения работ.
Изредка допускается ведение работы только по локальным сметам. Обычно это актуально для частного строительства.
По итогам готовых смет осуществляется сметный расчёт, а также сводка всех затрат. Обычно это также не касается работы с частными лицами.
НОВОВВЕДЕНИЕ № 2:
При осуществлении работ по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства в рамках 44-ФЗ с 27.06.2019 г. график оплаты выполненных работ не является обязательным, а составляется заказчиком при необходимости. Сроки и размеры оплаты выполненных работ могут быть прописаны заказчиком как в самом контракте, так и в графике оплаты (см. ч. 6.1 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ).
Единственным обязательным приложением к контракту на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с 27.06.2019 г. остаётся график графиком выполнения строительно-монтажных работ (ч. 6 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ).
Особенности бюджетных смет
Ответ на вопрос, кто согласовывает, а кто утверждает смету, во многом зависит от её типа. Так, с бюджетными документами работают в том случае, когда финансы на выполнение работ выделяются из средств государства. В этом случае необходимы следующие особенности:
- проведение экспертной оценки с участием проверяющих лиц, представляющих сторону государства;
- чёткая регламентация правил составления необходимых бумаг и проведения проверок;
- в силу особенностей бюджетных организаций в сметах для них не всегда могут применяться методики ведения расчётов для полноценного отражения трат, имеющих место в ходе проведения работ.
Особенности коммерческих смет
Независимо от того, каким образом финансируется проект, на него обязательно готовится смета для расчёта предстоящих вложений.
Если не предполагается использования бюджетных средств, допускается ряд послаблений в плане подготовки и оформления сметы. Допускается отхождение от действующих унифицированных норм и положений. Основное преимущество данного факта в том, что может применяться любая методика расчёта, подходящая в конкретном случае, если она в полной мере отражает поэтапную и итоговую стоимость будущего строительства.
Кто утверждает проектные документы?
Вне зависимости от типа документа и особенностей его подготовки важно строго соблюдать правила. Самый распространенный вопрос на этом этапе – кто должен утверждать смету: заказчик или подрядчик? Ответ на него един для всех случаев – утвердить смету может только заказчик строительства либо его основной инвестор, а полномочиями подрядчика является её согласование.
Всегда утверждение любой проектной документации на практике оказывается достаточно трудным и длительным этапом при её подготовке. Отказаться от него нельзя, так как существует ряд правил по её утверждению, в соответствии с которыми требуется подготовка ряда материалов графического и текстового характера.
Действующие нормативные акты и законодательство в целом определяют порядок разработки любой проектной документации, которая на завершающем этапе заверяется подписями заказчика. Важно не перепутать, кто согласовывает, а кто утверждает смету. Так, согласование бумаг в любом случае ложится на исполнителя будущих работ. Заказчику остается лишь ознакомиться с предложенными данными, внести свои коррективы либо окончательно утвердить готовый проект.
В ряде случаев такая процедура, как госэкспертиза, непременно должна предшествовать утверждению сметы в совокупности с иной проектной документацией. Важно всегда строго следовать установленной методике утверждения и согласования любого из проектных документов.
Если на объект распространяются некие особые условия, потребуется дополнительный сбор подписей от представителей профильных компетентных органов. При возникновении спорных ситуаций разрешить их можно при участи Горсовета.
Часто при подготовке сметы предполагается выполнение экспертной оценки. Причём на неё отправляют только полностью готовые проекты, но не отдельные этапы работы над ними.
На практике именно утверждение всех проектных документов по строящемуся объекту, в том числе и смет, если в качестве заказчика выступает государство, является наиболее сложной, продолжительной и требующей затрат времени манипуляцией.
Градостроительный Кодекс РФ
Статья 48. Архитектурно-строительное проектирование
15. Проектная документация утверждается застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса , застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.
Источник: xn--80aajrcjbjmedh4bq.xn--p1ai