Давно было известно (1) что (2) если бросить в море кусок несвежего мяса (3) акулы в этом месте не появляются (4) ведь их отпугивает запах уксусной кислоты.
Прочитайте текст и выполните задания 20 – 23.
(1)Чаще всего человек ищет свою мечту, но бывает и так, что мечта находит человека. (2)Как болезнь, как вирус гриппа. (З)Вроде бы никогда Колька Велин не смотрел на небо, затаив дыхание, и голоса птиц, реявших в голубой вышине, не заставляли трепетать его сердце. (4)Он был самым обыкновенным учеником, в меру усидчивым и старательным, в школу ходил без особого задора, на уроках был тише воды, любил рыбачить.
(5)Всё переменилось мгновенно. (6)Он вдруг решил, что станет лётчиком.
(7)В глухой, далёкой деревне, где до ближайшей станции больше ста километров, где любая поездка становится целым путешествием, сама эта мысль казалась безумием. (8)Жизненная стезя каждого человека здесь была ровной и прямой: после школы мальчики получали права на управление трактором и становились механизаторами, а самые смелые оканчивали водительские курсы и работали в селе шофёрами. (9)Ездить по земле — вот удел человека. (10)А тут летать на самолёте! (11)На Кольку смотрели как на чудака, и отец надеялся, что вздорная идея как-нибудь сама собой улетучится из головы сына. (12)Мало ли чего мы хотим в молодости! (13)Жизнь — жестокая штука, она всё расставит по своим местам и равнодушно, как маляр, закрасит серой краской наши пылкие мечты, нарисованные в юности.
ЧАДО ИЗ АДА | 2 СЕЗОН | 1 СЕРИЯ
(14)Но Колька не сдавался. (15)Ему грезились серебристые крылья, несущие его над влажным снегом облаков, и густой упругий воздух, чистый и холодный, как родниковая вода, наполнял его лёгкие.
(16)После выпускного вечера он отправился на станцию, купил билет до Оренбурга и ночным поездом поехал поступать в лётное училище. (17)Проснулся Колька рано утром от ужаса. (18)Ужас, будто удав, сдавил его окоченевшее тело холодными кольцами и впился своей зубастой пастью в самую грудь. (19)Колька спустился с верхней полки вниз, посмотрел в окно, и ему стало ещё страшнее. (20)Деревья, выступавшие из полумглы, тянули к стёклам кривые руки, узкие просёлки, словно серые степные гадюки, расползались по кустам, и с неба, заполненного до краёв клочьями ободранных туч, фиолетово-чёрной краской стекал на землю сумрак. (21)Куда я еду? (22)Что я там буду делать один? (23)Кольке представилось, что сейчас его высадят и он окажется в беспредельной пустоте необитаемой планеты.
(24)Приехав на вокзал, он в тот же день купил билет на обратную дорогу и через два дня вернулся домой. (25)К его возвращению все отнеслись спокойно, без издёвки, но и без сочувствия. (26)Денег, потраченных на билеты, немного жаль, зато съездил, посмотрел, проверил себя, успокоился, теперь выбросит из головы всякий вздор и станет нормальным человеком. (27)Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю. (28)Камень, птица, мечта — всё возвращается назад.
(29)Колька устроился в лесхоз, женился, сейчас растит двух дочек, в выходные ходит на рыбалку. (30)Сидя на берегу мутной речушки, он смотрит на бесшумно летящие в небесной вышине реактивные самолёты, сразу определяет: вот «МиГ», а вон «Су». (31)Сердце его стонет от щемящей боли, ему хочется повыше подпрыгнуть и хотя бы разок глотнуть той свежести, которой небо щедро поит птиц. (32)Но рядом сидят рыбаки, и он пугливо прячет свой взволнованный взгляд, насаживает червячка на крючок, а потом терпеливо ждёт, когда начнёт клевать.
ВИЧ в России / HIV in Russia (Eng & Rus subtitles)
* Сергей Викторович Мизеров (род. в 1958 г.) — российский писатель, публицист.
20.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Колька с детства мечтал стать лётчиком, как и его отец.
2) Все выпускники после школы разъехались поступать в разные места.
3) Мечта о самолётах живёт в герое и по сей день.
4) Страх одиночества пересилил желание стать летчиком.
5) Односельчане сочувствовали мальчику, вернувшемуся обратно в село.
21.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
2) В предложении 20 содержится описание.
3) В предложениях 1—2 представлено повествование.
4) Предложение 31 включает описание состояния человека.
5) В предложении 27 содержится вывод из 26-го.
22.Из предложения 27 выпишите антонимы.
23.Среди предложений 7−15 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
24.Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Когда автор рассказывает о том, как герой поехал поступать в лётное училище, язык его обретает особую эмоциональную силу. Синтаксические средства — (А)_____ («будто удав», «словно серые степные гадюки») и (Б)_____ (предложения 21, 22), а также троп — (В)_____ («деревья. тянули кривые руки», «ужас. впился своей пастью. ») — передают внутреннее состояние юноши. В финальной части важную роль играет троп — (Г)_____ («щемящей боли», «взволнованный взгляд»), который помогает понять настроение Кольки».
Источник studopedia.ruЛюди (1) благодаря доброте и отзывчивости (2) которых (3) удалось собрать средства на строительство в посёлке новой школы (4) были приглашены на её торжественное открытие.
Люди, благодаря доброте и отзывчивости которых удалось собрать средства на строительство в посёлке новой школы, были приглашены на её торжественное открытие.
В данном предложении ставятся запятые 1 и 4, которые выделяют придаточное предложение «благодаря доброте и отзывчивости которых удалось собрать средства на строительство в посёлке новой школы».
Запятые должны стоять на местах 1, 4.
Правило: Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Задание 19.
Спрятать пояснение · В избранное (3) ·
Сообщить об ошибке · Помощь
Задание 19 № 2833
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Возрождение древнего поселения (1) первые упоминания (2) о котором (3) в летописях относятся к XIII веку (4) связано с именем Петра I.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
Возрождение древнего поселения, (1) первые упоминания о котором в летописях относятся к XIII веку, (4) связано с именем Петра I.
В данном предложении ставятся запятые 1 и 4, которые выделяют придаточное предложение «первые упоминания о котором в летописях относятся к XIII веку».
Запятые должны стоять на местах 1, 4.
Правило: Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Задание 19.
Спрятать пояснение · В избранное (2) ·
Сообщить об ошибке · Помощь
Задание 19 № 2932
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Валерий Петрович (1) к мнению (2) которого (3) прислушивались почти все сотрудники отдела (4) посоветовал нам отказаться от досрочных испытаний разрабатываемого устройства.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
Валерий Петрович, к мнению которого прислушивались почти все сотрудники отдела, посоветовал нам отказаться от досрочных испытаний разрабатываемого устройства.
Придаточная часть сложноподчиненного предложения (к мнению которого прислушивались почти все сотрудники отдела) находится внутри главного, поэтому запятые ставим на месте цифр 1 и 4.
Запятые должны стоять на местах 1, 4.
Правило: Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Задание 19.
Спрятать пояснение · В избранное (2) ·
Сообщить об ошибке · Помощь
Задание 19 № 2971
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Предъявленный на проходной документ (1) на первой странице (2) которого (3) красовалась размашистая подпись директора конструкторского бюро (4) позволил нам без проволочки миновать охрану.
Дата добавления: 2019-02-22 ; просмотров: 667 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник studopedia.netЛюди благодаря доброте и отзывчивости которых удалось собрать средства на строительство в поселке
Тип 19 № 2794
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Люди (1) благодаря доброте и отзывчивости (2) которых (3) удалось собрать средства на строительство в посёлке новой школы (4) были приглашены на её торжественное открытие.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
Люди, благодаря доброте и отзывчивости которых удалось собрать средства на строительство в посёлке новой школы, были приглашены на её торжественное открытие.
В данном предложении ставятся запятые 1 и 4, которые выделяют придаточное предложение «благодаря доброте и отзывчивости которых удалось собрать средства на строительство в посёлке новой школы».
Запятые должны стоять на местах 1, 4.
Правило: Задание 19. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
ЗАДАНИЕ 19 ЕГЭ (2016 год): РАССТАНОВКА ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.
Особенности выполнения задания 18.
Цель задания:Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. При такой формулировке ответ может содержать как одну, так и более цифр. Написание укажите все цифры(У) очень сильно облегчает задание и делает его более лёгким, чем остальные. Поэтому на РЕШУЕГЭ формулировка будет только такой.
От учащихся требуется проявить умение расставлять знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
При этом в 100% случаев модель предложения одна: это сложноподчинённое предложение с придаточным определительным с союзным словом который. Почему именно такой тип? Видимо потому, что именно в предложениях с данным союзным словом учащиеся не видят границ предложения, следуя правилу начальной школы «Перед словом «который» ставь запятую». Такого правила нет.
Для выработки навыка осмысленной постановки знаков препинания необходимо:
1. Понимать, что такое СПП , для этого обратимся к разделу Справки Ссылка;
2. Уметь определять основы главного и придаточного предложений;
3. Понимать, что союзное слово который далеко не всегда стоит в начале придаточного предложения и оно может быть в разном роде, числе падеже, с предлогом или без, что перед ним могут стоять другие члены придаточного предложения;
4. Учитывать, что главное предложение может быть осложнено однородными членами, в частности, сказуемыми;
5. Иметь в виду, что иногда в главном предложении могут быть причастные обороты, необособляемые запятыми, и искать запятую для их обособления не нужно. Таких запятых просто не будет.
Рассмотрим предложения из каталога РЕШУЕГЭ. Начнём с самых простых.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Могучая дальневосточная тайга (1) удивительной красотой (2) которой (3) мы любовались (4) представляла безбрежный зеленый океан.
[Могучая дальневосточная тайга какая? ,( удивительной красотой которой мы любовались ), представляла безбрежный зеленый океан ].
Как видно из разбора по членам предложения, в придаточном от основы ставятся вопросы ко второстепенным членам, и это одно предложение. Грубой ошибкой было бы не заметить, что слова «удивительной красотой» входят в придаточное, ведь смысл предложения в том, что любовались красотой, а не тайгой вообще.
Верный ответ 1 и 4.
В стихотворении (1) Пушкин вспоминает своё двухлетнее изгнание и няню (2) шагов (3) которой (4) он уже никогда не услышит.
[В стихотворении Пушкин вспоминает своё двухлетнее изгнание и няню], какую? ( шагов которой он уже никогда не услышит .)
Придаточное стоит после главного, дополнение «шагов» уточняет, что не услышит автор именно их, но они принадлежат той няне, что названа словом «которой».
Более сложный случай — предложение очень распространённое.
Городское и сельское духовенство (1) отдельные представители (2) которого (3) ещё до революции проявляли себя как интеллигенты (4) в какой-то момент снова выделило из своей среды ряд замечательных представителей интеллигенции.
Городское и сельское духовенство , какое? ( отдельные представители которого ещё до революции проявляли себя как интеллигенты ), в какой-то момент снова выделило из своей среды ряд замечательных представителей интеллигенции.
Запишем два предложения отдельно, заменив слово «которого» на «духовенство».
Городское и сельское духовенство в какой-то момент снова выделило из своей среды ряд замечательных представителей интеллигенции. Отдельные представители духовенства (=которого) ещё до революции проявляли себя как интеллигенты.
Следует обратить внимание на предложения, в которых главная часть имеет однородные члены.
Отец и мать Грея были невольниками (1) богатства и законов того общества (2) по отношению (3) к которому принято говорить «высшее» (4) и своего положения в нём.
Отец и мать Грея были невольниками богатства и законов того общества, какого того? (по отношению к которому принято говорить «высшее»), и своего положения в нём.
Верный ответ 2 и 4.
Таким образом, следует отработать навык видения слов, связанных со словом «который», и не забывать ставить запятые.
Источник rus-ege.sdamgia.ru