Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.02.2022 N 7 "О внесении изменений в Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74" Зарегистрировано в Минюсте России 11.03.2022 N 67699
СЗЗ для строящихся объектов: что отразить в проектной документации?
Требования к отражению в проектной документации санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ) проектируемого объекта предусмотрены Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 (в ред. от 06.07.2019; далее — Положение):
Извлечение
из Положения
[…]
12. Раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка» должен содержать:
в текстовой части
[…]
б) обоснование границ санитарно-защитных зон объектов капитального строительства в пределах границ земельного участка[1] — в случае необходимости определения указанных зон в соответствии с законодательством Российской Федерации;
[…]
25. Раздел 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» должен содержать:
в графической части
г) ситуационный план (карту-схему) района строительства с указанием на нем границ земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, границ санитарно-защитной зоны, селитебной территории, рекреационных зон, водоохранных зон, зон охраны источников питьевого водоснабжения, мест обитания животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации, а также мест нахождения расчетных точек;
[…]
Нововведения 2018 года
Значимые изменения в привычный ритм работы застройщиков в части СЗЗ внес Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 342-ФЗ), который ввел поправки в отдельные федеральные законы, в т.ч. включив в них регулирование взаимоотношений в области зон с особыми условиями использования территориq (далее — ЗОУИТ).
В Земельном кодексе Российской Федерации появилась следующая норма: в случае если при планируемом строительстве или реконструкции объекта капитального строительства (далее — ОКС) необходимо устанавливать или изменять ЗОУИТ, застройщик до дня обращения в уполномоченный орган на выдачу разрешения на строительство обязан обратиться с заявлением об установлении или изменении ЗОУИТ с приложением документов, предусмотренных соответствующим Положением о ЗОУИТ.
В Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее — ГрК РФ) появилась норма о том, что к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагается в том числе копия решения об установлении или изменении ЗОУИТ в случае строительства ОКС, в связи с размещением которого подлежит установлению ЗОУИТ, или в случае реконструкции ОКС, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению или изменению ЗОУИТ.
Незадолго до подписания Федерального закона № 342-ФЗ обновился порядок установления СЗЗ — появились Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее — Правила № 222), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222.
Извлечение
из Правил № 222
[…]
6. При планировании строительства или реконструкции объекта застройщик не позднее чем за 30 дней до дня направления в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заявления о выдаче разрешения на строительство представляет в уполномоченный орган заявление об установлении или изменении санитарно-защитной зоны.
[…]
Процесс получения разрешения на строительство регулирует ГрК РФ, и логично, что устанавливать требования к процедуре получения разрешения должен в первую очередь данный Кодекс. Получилось, что совокупность вышеприведенных норм с 03.08.2018 требовала от застройщиков в комплект документов, подаваемых для получения разрешения на строительство, включать решение Роспотребнадзора об установлении СЗЗ.
В случае электронной подачи заявления о выдаче разрешения на строительство нужно было в момент подачи документов прикреплять файл с решением об установлении СЗЗ, чтобы такое заявление приняли.
Застройщики, зачастую не разбираясь, а будет ли проектируемый объект оказывать такое воздействие, которое требует установления СЗЗ, бросались разрабатывать проекты СЗЗ и получать решения, чтобы не тормозить строительство.
Обратите внимание
Для того чтобы наладить переход к введенному регулированию, законодатель под Новый год отодвинул срок вступления в силу новых требований к застройщикам (и иные нормы, касающиеся процедуры установления СЗЗ и внесения ее в ЕГРН[2]).
С 01.01.2020 заработало важное, хоть и временное, послабление требований для застройщиков, установленное Федеральным законом № 455-ФЗ[3].
Так, до 01.01.2022 не требуется представление застройщиком в Роспотребнадзор заявления об установлении или изменении СЗЗ до дня направления заявления о выдаче разрешения на строительство ОКС, в связи со строительством, реконструкцией которого подлежит установлению или изменению СЗЗ. Но при этом заявление об установлении СЗЗ должно быть подано в срок не позднее чем через 3 месяца со дня возникновения прав на такой объект.
Извлечение
из Гражданского кодекса Российской Федерации
Статья 219. Возникновение права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество
Право собственности[4] на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Извлечение
из Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»
(в ред. от 02.08.2019)
Статья 40. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение, а также на объект незавершенного строительства
[…]
10. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав[5] на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. […]
[…]
Следовательно, заявление об установлении СЗЗ нужно подавать, когда объект уже будет не проектируемым, а действующим.
Для застройщиков отодвинут только этот срок.
Если в рамках проектной документации были установлены ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ, то пользоваться сроками, установленными для действующих предприятий в части доведения до конца процедуры установления СЗЗ, начатой по старой системе, они не могут, т.е. заявление об установлении СЗЗ должно быть подано в трехмесячный срок после регистрации объекта в ЕГРН.
Требования об установлении ЗОУИТ до выдачи разрешения на строительство и (или) о представлении вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство копии решения об установлении или изменении ЗОУИТ будут применяться с 01.01.2022.
Позиция правоприменителя сегодня
Правоприменитель настроен следующим образом: если строящемуся объекту нужна СЗЗ, это должно быть отражено в проектной документации. Каким образом это должно быть отражено, показывают письма госорганов.
Так, Минстрой России в письме от 23.01.2020 № 1739-ОД/08 «О рассмотрении обращения» разъясняет, что представляемая на экспертизу проектная документация должна содержать обоснование границ СЗЗ ОКС в пределах границ земельного участка в случае, если в соответствии с законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в отношении объекта должна быть установлена СЗЗ.
Отсутствие необходимости установления СЗЗ (изменения границ существующей СЗЗ) определяется органами экспертизы в процессе проведения экспертизы проектной документации на основании сведений об уровне создаваемого ОКС загрязнения за пределами промышленной площадки и должно быть подтверждено соответствующими расчетами (рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (с учетом существующего фона), физического воздействия и др.).
Правилами № 222 установлено, что обоснование размеров и границ СЗЗ должно содержаться в проекте СЗЗ, разработанном в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Проекты СЗЗ утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения (далее — СЭЗ) о соответствии указанных проектов санитарным правилам[6], поэтому в случаях, когда установление СЗЗ является обязательным, заявитель должен представить в органы экспертизы СЭЗ.
ФАУ «Главгосэкспертиза России» придерживается похожего мнения:
• либо расчеты в соответствующих разделах проектной документации показывают отсутствие необходимости установления СЗЗ (т.е. отсутствие воздействия);
• либо в составе проектной документации должно быть СЭЗ на проект СЗЗ.
Такое мнение ФАУ «Главгосэкспертиза России» (см. письмо от 28.01.2020 № 08-05-1/796-НБ) основано на трактовке п. 2 ст. 12 Федерального закона № 52-ФЗ:
2. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее — объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
При этом Правила № 222 и СанПиН по СЗЗ[7] говорят о необходимости установления СЗЗ в случае наличия воздействия объекта, а п. 3 ст. 20 Федерального закона № 52-ФЗ — о необходимости получения СЭЗ на проект СЗЗ.
Вывод
Считаем разумным в разделе «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» проектной документации отражать уровни воздействия на контуре ОКС по имеющимся видам воздействия: приводить расчетные концентрации загрязняющих веществ на границе земельного участка ОКС, уровни шума, показатели по иным имеющимся видам воздействия. При отсутствии превышений на контуре результаты таких расчетов можно считать обоснованием отсутствия необходимости установления СЗЗ.
При этом требование о представлении СЭЗ на проект СЗЗ в составе проектной документации при выявлении потребности в СЗЗ как минимум спорное, но как максимум — незаконное.
[1] Здесь и далее выделено автором.
[2] Единый государственный реестр недвижимости.
[3] Федеральный закон от 27.12.2019 № 455-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[4] Здесь и далее выделено автором.
[5] Здесь и далее выделено автором.
[6] Пункт 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 26.07.2019; далее — Федеральный закон № 52-ФЗ).
[7] СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
А.А. Самохина, начальник отдела эколого-правового консалтинга ООО «ЭКОТИМ»
В случае сокращения размеров СЗЗ по сравнению с размерами, приведенными в классификации главы VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, или ранее установленными, согласно п. 4.5. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер СЗЗ для действующих объектов может быть уменьшен при: — объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно -защитной зоны и за ее пределами по…
До 1 января 2025 года продлен срок действия СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»
Также указанный СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 дополнен новой таблицей 7.1 «Санитарная классификация», включающая в себя такие разделы, как «Химические объекты и производства», «Металлургические, машиностроительные и металлообрабатывающие объекты и производства», «Добыча руд и нерудных ископаемых», «Строительная промышленность», и прочее.
Настоящее постановление вступает в силу с 13.03.2022 и действует до 01.01.2025.
Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.
СЗЗ для строящихся объектов . Проектная документация для строительства и реконструкции. Когда устанавливать СЗЗ. … в текстовой части. […] б) обоснование границ санитарно -защитных зон объектов капитального строительства в пределах границ земельного участка[1] — в случае необходимости определения указанных зон в соответствии с законодательством Российской Федерации; […] 25. Раздел 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» должен содержать
Разъяснения по отдельным положениям СанПиН 2.2.12.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений, и иных объектов
В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Управление Роспотребнадзора по ЯНАО сообщает, о разъяснениях по отдельным положениям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений, и иных объектов».
В соответвии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200- 03 с целью установления окончательного размера санитарно-защитные зоны (далее — СЗЗ) после ввода предприятия, сооружения или иного объекта в эксплуатацию (далее — действующие объекты) расчетные границы СЗЗ должны быть подтверждены результатами натурных исследований атмосферного воздуха и измерений физических факторов воздействия на атмосферный воздух.
В случае сокращения размеров СЗЗ по сравнению с размерами, приведенными в классификации главы VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, или ранее установленными, согласно п. 4.5. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер СЗЗ для действующих объектов может быть уменьшен при:
— объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений для предприятий I и II класса опасности (не менее пятидесяти дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений и оценке риска для здоровья; для промышленных объектов и производств III, IV, V класса опасности по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха (не менее тридцати дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений;
— подтверждении измерениями уровней физического воздействия на атмосферный воздух на границе санитарно-защитной зоны до гигиенических нормативов и ниже;
— уменьшении мощности, изменении состава, перепрофилировании промышленных объектов и производств, и связанным с этим изменением класса опасности;
— внедрении передовых технологических решений, эффективных очистных сооружений, направленных на сокращение уровней воздействия на среду обитания;
При составлении программы натурных исследований и измерений рекомендуется распределять их в течение года посезонно.
На границе жилой застройки подтверждением соблюдения гигиенических нормативов являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий, а также данные производственного контроля, который в том числе включает данные лабораторного контроля.
Лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физического воздействия на атмосферный воздух согласно требованиям пункта 2.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проводятся на границе санитарно-защитной зоны промышленных объектов и производств, а также в жилой застройке лабораториями, аккредитованными в уставленном порядке на проведение таких работ.
Требования о необходимости представления данных натурных исследований и измерений размещаемыми и действующими объектами малого бизнеса, относящимися к V классу опасности, установлены в пункте 3.17 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
В связи с выходом письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (исх. 01/9550-12-32 от 24.08.2012 г), положения письма Роспотребнадзора от 22.11.2010 г. № 01/16400-0-32 «О разъяснении изменений № 3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03» утрачивает силу и не подлежит применению.
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу, 2006-2022 г.
Проект санитарно -защитной зоны нужен предприятиям 1-3 классов опасности в обязательном порядке. … Примерные размеры санитарно -защитной зоны определяются в зависимости от класса опасности объектов и производств: I класс (чрезвычайно опасные для человека). К ним относятся производства сероуглерода и крупные агропромышленные комплексы, в частности, свиноводческие предприятия — от 1000 м. II класс (высоко опасные для человека).
- https://www.profiz.ru/eco/5_2020/SZZ_stroitel/
- http://www.consultant.ru/law/hotdocs/73964.html/
- https://89.rospotrebnadzor.ru/press/release/90557/