Подборка наиболее важных документов по вопросу Реконструкция мелиоративной системы нормативно-правовые акты формы статьи консультации экспертов и многое другое.
Об отнесении мелиоративных систем к недвижимости в целях налога на имущество
В целях применения подпункта 1 пункта 4 статьи 374 НК РФ водоприемники, мелиоративные системы, магистральные каналы мелиоративных систем не попадают под определение природно-антропогенного объекта, так как не обладают свойствами природного объекта и не имеют рекреационного и защитного значения.
Мелиоративные системы — комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях.
Мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения подлежат паспортизации. На мелиоративную систему и на каждое гидротехническое сооружение, входящее или не входящее в мелиоративную систему, составляется паспорт, в котором содержатся сведения о технических характеристиках и состоянии соответственно мелиоративной системы и гидротехнического сооружения. Приемка в эксплуатацию мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством о градостроительной деятельности и законодательством о безопасности гидротехнических сооружений.
В этой связи перечисленные в приложении объекты должны стоять на балансе организации, эксплуатирующей данные мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения.
В то же время водохранилища, каналы, входящие в состав мелиоративных систем, могут быть отнесены к поверхностным водным объектам, мероприятия по охране которых в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.09.2020 N 1391 «Об утверждении Правил охраны поверхностных водных объектов» возложены на Минсельхоз России. В этом случае информация о таких поверхностных водных объектах содержится в государственном водном реестре.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
О ПРИМЕНЕНИИ
ПП. 1 П. 4 СТ. 374 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ОТНОШЕНИИ ВОДОПРИЕМНИКОВ, МЕЛИОРАТИВНЫХ КАНАЛОВ
И МЕЛИОРАТИВНЫХ СИСТЕМ
В целях применения подпункта 1 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации направляем для сведения письмоРосприроднадзора от 24.09.2020 N СЖ-09-01-29/31809 об отнесении отдельных объектов мелиоративных систем к природно-антропогенным объектам.
Доведите настоящую информацию до сотрудников нижестоящих налоговых органов, осуществляющих администрирование налога на имущество организаций, включая проведение камеральных налоговых проверок.
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 24 сентября 2020 г. N СЖ-09-01-29/31809
О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования рассмотрела указанное письмо ФНС России о представлении позиции по вопросу являются ли водоприемники, мелиоративные каналы и мелиоративные системы природно-антропогенными объектами и сообщает следующее.
Полагаем, что водоприемники, мелиоративные системы, магистральные каналы мелиоративных систем не попадают под определение природно-антропогенного объекта, установленного Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», так как не обладают свойствами природного объекта и не имеют рекреационного и защитного значения.
Одновременно считаем необходимым отметить, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ «О мелиорации земель» мелиоративные системы — комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях.
Мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения подлежат паспортизации. На мелиоративную систему и на каждое гидротехническое сооружение, входящее или не входящее в мелиоративную систему, составляется паспорт, в котором содержатся сведения о технических характеристиках и состоянии соответственно мелиоративной системы и гидротехнического сооружения. Приемка в эксплуатацию мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством о градостроительной деятельности и законодательством о безопасности гидротехнических сооружений.
В этой связи перечисленные в приложении объекты должны стоять на балансе организации, эксплуатирующей данные мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения.
В тоже время водохранилища, каналы, входящие в состав мелиоративных систем, могут быть отнесены к поверхностным водным объектам, мероприятия по охране которых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2020 N 1391 «Об утверждении Правил охраны поверхностных водных объектов» возложены на Минсельхоз России. В этом случае информация о таких поверхностных водных объектах содержится в государственном водном реестре.
Следует отметить, что письма Росприроднадзора и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
3) разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию могут быть выданы только при наличии правоустанавливающих документов на земельный участок (статьи 51 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации). При этом в направленном обращении отмечается, что соответствующие "площади давно оформлены отдельными земельными участками в пользование другим собственникам земли". … Понятие мелиоративных систем определено статьей 2 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О…
Реконструкция мелиоративной системы
Подборка наиболее важных документов по запросу Реконструкция мелиоративной системы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика: Реконструкция мелиоративной системы
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 6 «Организация деятельности, связанной с размещением сооружений связи и средств связи» Федерального закона «О связи» «Между тем, по справедливому суждению судов обеих инстанций, основанием для возникновения обязанности по компенсации расходов, связанных с переносом или переустройством линий связи и сооружений связи, по смыслу пункта 4 статьи 6 Закона N 126-ФЗ являются не только реконструкция автомобильных дорог, но и строительство, расширение территорий поселений, капитальный ремонт, реконструкция зданий, строений, сооружений, мостов, освоение новых земель, переустройство систем мелиорации, разработка месторождений полезных ископаемых, а также иные нужды. Следовательно, данный довод кассатора основывается на субъективном понимании нормы права.»
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 6 «Организация деятельности, связанной с размещением сооружений связи и средств связи» Федерального закона «О связи» «Таким образом, исходя из положений пункта 4 статьи 6 Закона о связи, с возникновением события — строительства, расширения территорий поселений, капитального ремонта, реконструкции зданий, строений, сооружений, дорог и мостов, освоения новых земель, переустройства систем мелиорации, разработки месторождений полезных ископаемых и иных нужд наступает гражданско-правовое последствие — возникновение обязанности по возмещению оператору связи расходов, связанных с такими переносом или переустройством.»
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Реконструкция мелиоративной системы
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
«Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»
(постатейный)
(Майборода В.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020) Земли, нарушенные при мелиоративных работах, — это земли, нарушенные при строительстве, эксплуатации и реконструкции мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, при обводнении пастбищ, создании систем защитных лесных насаждений, проведении культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Проблемы создания и унификации определений правовых понятий, обозначающих природные объекты
(Игнатьева И.А.)
(«Российский юридический журнал», 2020, N 2) Таким же образом терминами «земля» и «почвы» оперирует Закон об охране окружающей среды. Так, в ст. 40 сформулировано требование предусматривать меры по сохранению земель, почв при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации гидроэлектростанций. При осуществлении мелиорации земель, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься меры по охране земель, почв (ст. 43).
Нормативные акты: Реконструкция мелиоративной системы
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Федеральный закон от 10.01.1996 N 4-ФЗ
(ред. от 08.12.2020)
«О мелиорации земель» мелиоративные мероприятия — проектирование, строительство, эксплуатация и реконструкция мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание мелиоративных защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ;
Мелиоративные системы и сооружения Часть 1. ОРОСительные системы Общие требования по проектированию и строительству . The reclamation systems and construction Part 1. The irrigation systems General requirements for design and construction. 1 Область применения. … 14. СТО НОСТРОЙ 2.33.20-2011. мыкания к естественным границам водных объектов . 4.11. Производственные здания и сооружения, жилые здания для работников. эксплуатационных служб следует располагать в населенных пунктах, находящихся в пределах или вблизи оросительной системы .
Письмо Росреестра от 01.08.2017 N 14-09381-ГЕ/17 «О направлении копии письма» (вместе с Минэкономразвития России от 16.06.2017 N Д23и-3550 «О рассмотрении обращения»)
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направляет для сведения и возможного учета в работе копию письма Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 16.06.2017 N Д23и-3550 по вопросу осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на «водопроводящие и сбросные каналы нерестового массива».
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 июня 2017 г. N Д23и-3550
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Департамент недвижимости Минэкономразвития России, рассмотрев обращение по вопросу осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на «водопроводящие и сбросные каналы нерестового массива», сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, и не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, толкованию нормативных правовых актов.
С учетом изложенного, Минэкономразвития России в рамках установленной компетенции не уполномочено:
осуществлять проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;
проводить правовую экспертизу документов, представленных на государственную регистрацию прав и оценку возможности возникновения (прекращения) права собственности;
оценивать законность действий (решений) должностных лиц Росреестра и его территориальных органов при осуществлении регистрационных действий на объекты недвижимого имущества.
Отмечаем также, что решение о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, о приостановлении или отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором самостоятельно по результатам правовой экспертизы представленных документов.
Вместе с тем отмечаем следующее.
Как доложил Росреестр, в марте 2017 г. поступило заявление о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права на сооружение производственного назначения — «Водопроводящие и сбросные каналы нерестового массива «Кривобузанский» с приложением технического плана, подготовленного в связи с «созданием сооружения, расположенного по адресу: Астраханская область, Красноярский район, с Кривой Бузан» на основании акта приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченного строительством комплекса сооружений «Мероприятий по обводнению и мелиорации естественных нерестилищ в дельте р. Волги», датированного 1977 г. По результатам проведения правовой экспертизы государственный кадастровый учет и государственная регистрация была приостановлена.
Согласно статьям 15, 40 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ):
при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, — при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс (пункту 1 части 1 статьи 15);
государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение, на объект незавершенного строительства в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН) не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая, предусмотренного частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ (часть 1 статьи 40).
Пунктом 10 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943, установлено, что запись о созданном здании, сооружении, об объекте незавершенного строительства вносится в реестр объектов недвижимости ЕГРН при наличии записи либо одновременно с записью о земельном участке, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, если иное не установлено федеральным законом.
По информации, представленной Росреестром, в ЕГРН отсутствуют сведения о земельном участке, находящемся в собственности Российской Федерации и (или) предоставленном вышеуказанной организации для строительства и (или) эксплуатации заявленного на кадастровый учет и государственную регистрацию прав сооружения (такой документ также не был представлен и с заявлением); заявление о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права на соответствующий земельный участок в орган регистрации права не поступало. Приведенные в разделе «Характеристики объекта недвижимости» технического плана кадастровые номера земельных участков, в границах которых формируется сооружение, по сведениям ЕГРН, предоставлены физическим лицам, их разрешенное использование не связано с назначением заявленного на кадастровый учет и государственную регистрацию прав объекта.
В этой связи, исходя из вышеуказанного, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на сооружение без правоустанавливающего документа на земельный участок не может быть осуществлена. Данный подход соответствует общим принципам гражданского и земельного законодательства, законодательства о градостроительной деятельности, предусматривающих, что:
1) собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам (статья 263 Гражданского кодекса Российской Федерации);
2) только правообладатель земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, а также проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями (статья 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации);
3) разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию могут быть выданы только при наличии правоустанавливающих документов на земельный участок (статьи 51 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом в направленном обращении отмечается, что соответствующие «площади давно оформлены отдельными земельными участками в пользование другим собственникам земли».
По общему правилу объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, являются объектами недвижимости, в отношении которых осуществляется государственный кадастровый учет и права на которые подлежат государственной регистрации (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Согласно пункту 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
В свою очередь, сооружения относятся к объектам недвижимого имущества (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса), объектам капитального строительства (пункт 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Понятие мелиоративных систем определено статьей 2 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ «О мелиорации земель», согласно которой ими признаются комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях.
При этом в соответствии с представленными для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав документами предлагается осуществить соответствующие процедуры в отношении «водопроводящих и сбросных каналов нерестовых массивов», которые согласно информации, указанной в обращении, являются гидротехническими сооружениями, на которых производятся мелиоративные работы.
По информации, представленной Росреестром, из представленных для осуществления кадастрового учета и регистрации прав документов, в них отсутствует информация, позволяющая отнести заявленный на кадастровый учет и государственную регистрацию права объект к объектам недвижимости (например, об использовании при создании водопроводящих каналов нерестового массива, представляющих собой прорытые в поверхностном слое почвы канавы определенной глубины, строительных материалов).
Обращаем внимание, что как отмечено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 января 2012 года N 4777/08 подобные сооружения (открытые проводящие каналы (канавы, выложенные железобетонными лотками) и закрытая осушительная сеть, состоящая из асбестоцементных труб различного диаметра, уложенных на глубине 0,9 метра, созданы в целях осушения земель сельскохозяйственного назначения, прочно связаны с землей, их перемещение без несоразмерного ущерба назначению невозможно) не имеют самостоятельного функционального назначения, созданы исключительно в целях улучшения качества земель и обслуживают только земельный участок, на котором они расположены, поэтому являются его неотъемлемой частью и применительно к статье 135 Гражданского кодекса должны следовать судьбе этого земельного участка.
С учетом изложенного, по мнению Департамента недвижимости, в сложившейся ситуации не представляется возможным сделать вывод о том, что заявленные для государственного кадастрового учета и государственной регистрации объекты являются недвижимыми вещами и имеют самостоятельное хозяйственное значение.
Одновременно сообщаем, что письма Минэкономразвития России не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться непосредственно нормами законодательства.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
А.И.БУТОВЕЦКИЙ
+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Мелиорация . Мелиоративные системы и сооружения. Классификация. Melioration. Reclamation systems and structures. Classification. ОКС 65.060.35. Дата введения 2019-07-01. Предисловие. … 2.1 водный объект : Природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект , постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима [1]. 2.2 водооборотная система : Тип оросительной системы , работающей с аккумуляцией отводимой с мелиорируемой территории воды в накопители (колодцы, водоемы) для обратной подачи на увлажнение. 2.3 дороги: Инженерные сооружения, предназначенные для проезда безрельсового транспорта.
- https://www.audit-it.ru/law/account/1021496.html
- http://www.consultant.ru/law/podborki/rekonstrukciya_meliorativnoj_sistemy/
- https://rulaws.ru/acts/Pismo-Rosreestra-ot-01.08.2017-N-14-09381-GE_17/