Планы ГО и ЧС в 2020 году. Разработка планов ГО и приведения в готовность ГО
МЧС России издал в 2020 году два приказа в сфере планирования мероприятий по гражданской обороне. Документы устанавливают правила разработки, согласования, утверждения Планов гражданской обороны и приведения в готовность гражданской обороны.
Нормативно-правовые акты
Перечень актов, которые учитывают при планировании мероприятий ГО, приведен в таблице.
Федеральный закон от 12.02.98 № 28-ФЗ
«О гражданской обороне»
Закон РФ от 21.07.93 № 5485-1
«О государственной тайне»
Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 № 804
«Об утверждении Положения о гражданской обороне в РФ»
Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 № 1297-53
«О Порядке приведения в готовность гражданской обороны»
Приказ МЧС России от 27.03.2020 № 216ДСП (выписка)
Регулирует подготовку Планов ГО.
Приказ 216 пришел на смену Приказу № 70 2012 г. Документ имеет гриф «для служебного пользования». МЧС России сделало для публичного размещения выписку из приказа № 216ДСП.
Работа с персоналом
Приказ МЧС России от 02.03.2020 № 6с
Регулирует подготовку Планов приведения в готовность ГО.
В чем отличие Планов?
План ГО содержит мероприятия по гражданской обороне, при введении военного положения, объявлении мобилизации в РФ или режиме чрезвычайной ситуации. Документ начинает действовать после Указа Президента РФ.
Приведение в готовность ГО — выполнение мероприятий по повышению защищенности населения и территорий в период нарастания конфликта, до объявления военного положения или режима ЧС. План начинает выполняться после сигнала оповещения, до Указа Президента РФ о введении режима ГО.
Кого касается
Мероприятия по ГО разрабатывают все предприятия.
План приведения в готовность ГО
План гражданской обороны
План гражданской обороны и защиты населения
Кто разрабатывает
Предприятия и организации
Организации без категории по ГО, либо численность работников (смены) которых в военное время составляет менее 199 (99) чел., получают выписку из Плана ГО муниципалитета.
Руководитель таких предприятий имеет право принять решение о разработке Плана ГО.
Органы местного самоуправления
Органы местного самоуправления
Организации, отнесенные к соответствующей категории по ГО
Кто подписывает
Зам. руководителя организации
Зам. Главы администрации муниципального образования, курирующий вопросы ГО
Кто согласовывает
Федеральное министерство или ведомство — для курируемых госкорпораций
ГУ МЧС России — кроме организаций 2 категории
Органы местного самоуправления — кроме госкорпораций
ГУ МЧС России по субъекту Федерации
Кто утверждает
Глава администрации муниципального образования
Сроки плановой ежегодной корректировки по состоянию на 1 января
Планы корректируют досрочно при введении соответствующего режима.
4-2. Инженерная и экологическая геодинамика. Криогенные процессы
План ГО организации
Документ состоит из трех разделов и Приложений.
Раздел 1. Краткая оценка возможной обстановки
Блок состоит из подразделов:
- Краткая характеристика организации:
a. указание всех зданий, сооружений, коммуникаций, объектов;
b. перечень опасных систем;
c. список мест, где возможно скопление любого транспорта с опасными веществами;
d. количество работников в организации/ в смене;
e. состав, предназначение сил и средств ГО организации.
- Краткая оценка возможной обстановки во время или после военного конфликта либо ЧС:
a. объемы возможных разрушений и потерь;
b. возможная обстановка;
c. возможные объемы разрушений водо- и газообеспечения;
d. размеры зон вторичного поражения, и количество работников этих зон;
e. возможный объем аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР).
- Выводы из оценки возможной обстановки:
a. данные о потерях;
b. количество пострадавших;
c. скольким работникам нужна йодная профилактика;
d. перечень и объем АСДНР;
e. количество сил и средств, необходимых для проведения спасательных и аварийных работ;
f. сколько выделено на АСДНР.
Раздел 2. Ведение гражданской обороны
2.1. Порядок ведения ГО (объем, сроки, организация мероприятий).
2.2. Организация защиты работников — укрытия, защита от опасных веществ, медицинская защита.
2.3. Управление ГО и связь.
2.4. Оповещение работников.
2.5. Мероприятия по повышению устойчивости работы компании.
2.6. Устройство и проведение АСДНР.
2.7. Организация основных видов обеспечение мероприятий по ГО.
Раздел 3. Выполнение мероприятий по ГО при внезапном нападении противника
Блок содержит мероприятия по порядку действий при сигналах тревоги «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» и отбое тревоги.
Приложения к Плану ГО
Основные показатели состояния ГО на 1 января текущего года.
Возможная обстановка на территории организации, с планами объектов.
Календарный план выполнения основных мероприятий по ГО.
План организации и проведения спасательно-аварийных работ.
Расчет укрытия работников и членов их семей.
План наращивания инженерной защиты работников.
План наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования.
Состав сил и средств ГО организации.
Обеспечение и выдача средств индивидуальной защиты.
План приведения в готовность ГО
Приведем примерное описание документа, поскольку доступ к точной структуре защищен гостайной.
Раздел 1. Общие положения
выписки из нормативных актов;
описание мероприятий по решению задач ГО;
Раздел 2. Мероприятия, включаемые в План (примерный список)
проверка готовности сил и средств;
уточнение перечня документации, планов, ресурсов;
принятие документов, согласно ситуации;
уточнение работ по взаимодействию с госорганами;
проведение предварительных работ по маскировке;
проверка технической готовности транспорта для эвакуации;
прочие действия, в зависимости от категории и организации предприятия.
Раздел 3. Список документов по реализации Плана
акты о выполнении, введении в действие и т.д. мероприятий по подготовке ГО;
планы проведенных совещаний;
доклады о выполнении пунктов плана и иных мероприятий;
другие возможные документы.
Порядок и сроки проведения мероприятий установлен в Приложении 1 к Постановлению Правительства РФ от 07.10.2019 № 1297-53.
Если какие-то мероприятия организацией не проводятся, это указывается в Планах. Если есть дополнительные действия, обязательные для выполнения, они дописываются в документы.
Оставьте заявку, и наши специалисты свяжутся с вами в течение ближайшего рабочего дня для бесплатной консультации.
ИсточникМероприятия по инженерной подготовке территории специальные
Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Необходимость подготовки и осуществления мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обусловливается:Защита населения от чрезвычайных ситуаций — это совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайных ситуаций.
- риском для человека подвергнуться воздействию поражающих факторов стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф;
- предоставленным законодательством правом людей на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Мероприятия защиты населения являются составной частью предупредительных мер и мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций и, следовательно, выполняются как в превентивном (предупредительном), так и оперативном порядке с учетом возможных опасностей и угроз. При этом учитываются особенности расселения людей, природно-климатические и другие местные условия, а также экономические возможности по подготовке и реализации защитных мероприятий.
Мероприятия по подготовке страны к защите населения проводятся по территориально-производственному принципу. Они осуществляются не только в связи с возможными чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, но и в предвидении опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их, поскольку значительная часть этих мероприятий эффективна как в мирное, так и военное время.
Меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.
Комплекс мероприятий по защите населения включает:
- оповещение населения об опасности, его информирование о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;
- эвакуационные мероприятия;
- меры по инженерной защите населения;
- меры радиационной и химической защиты;
- медицинские мероприятия;
- подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Организация оповещения населения
Одно из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера — его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности. Оповестить население означает своевременно предупредить его о надвигающейся опасности и создавшейся обстановке, а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях.
Заранее установленные сигналы, распоряжения и информация относительно возникающих угроз и порядка поведения в создавшихся условиях доводятся в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.
В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает сначала при любом характере опасности включение электрических сирен, прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности — “Внимание всем!”. Услышав этот звук (сигнал), люди должны немедленно включить имеющиеся у них средства приема речевой информации — радиоточки, радиоприемники и телевизоры, чтобы прослушать информационные сообщения, а также рекомендации по поведению в сложившихся условиях. Речевая информация должна быть краткой, понятной и достаточно содержательной, позволяющей понять, что случилось и что следует делать.
Для решения задач оповещения на всех уровнях РСЧС создаются специальные системы централизованного оповещения (СЦО). В РСЧС системы оповещения имеют несколько уровней — федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Основными уровнями, связанными непосредственно с оповещением населения, являются территориальный, местный и объектовый.
Система оповещения любого уровня РСЧС представляет собой организационно-техническое объединение оперативно-дежурных служб органов управления ГОЧС данного уровня, специальной аппаратуры и средств оповещения, а также каналов (линий) связи, обеспечивающих передачу команд управления и речевой информации в чрезвычайных ситуациях. Основной способ оповещения и информирования населения — передача речевых сообщений по сетям вещания.
При этом используются радиотрансляционные сети, радиовещательные и телевизионные станции (независимо от форм собственности). Речевая информация передается населению с перерывом программ вещания длительностью не более 5 минут. Менее чем за 30 минут можно обеспечить оповещение 90,8% населения Российской Федерации, менее чем за 5 минут — 78,5%.
До 2010 г. на территории Российской Федерации предусмотрена поэтапная реконструкция систем оповещения, что позволит повысить уровень защиты населения в чрезвычайных ситуациях.
Система оповещения района. Верхнее звено системы оповещения района, как правило, устанавливается в органе управления ГОЧС района, где организовано постоянное дежурство ответственных лиц.
Основным средством доведения до населения условного сигнала об опасности на территории Российской Федерации являются электрические сирены. Они устанавливаются по территории городов и населенных пунктов с таким расчетом, чтобы обеспечить, по возможности, их сплошное звукопокрытие.
Сирены наружной установки обеспечивают радиус эффективного звукопокрытия в городе порядка 300–400 м. При однократном включении аппаратуры управления электросирена отрабатывает 11 циклов (165 с), после чего автоматически отключается питание электродвигателя. Как правило, сети электросирен, созданные на определенной территории, управляются централизованно из одного пункта оповещения.
Другим эффективным элементом систем оповещения населения служат сети уличных громкоговорителей. Один громкоговоритель в условиях города или поселка при установке на уровне второго этажа, а сельского населенного пункта на столбе или опоре (наиболее типичный вариант установки) обеспечивает надежное доведение информации в пределах порядка 40–50 м вдоль улицы.
Таким образом, чтобы озвучить только одну улицу, необходимо установить значительное количество громкоговорителей. Поэтому постоянно действующие сети уличных громкоговорителей развернуты, как правило, лишь в центре городов и на главных улицах.
В отличие от электросирен, передающих лишь условный сигнал опасности, с помощью уличных громкоговорителей можно транслировать звук электросирен и осуществлять затем передачу речевых информационных сообщений. Тем не менее учитывается, что эффективная площадь озвучивания одного громкоговорителя в 1 000 раз меньше площади озвучивания от одной сирены.
В чрезвычайных ситуациях используются все виды оповещения: на основе перехвата программ вещания, который осуществляется соответствующими органами управления ГОЧС с помощью как специальной аппаратуры, электросирен, уличных громкоговорителей, мобильной связи, оповещения «по цепочке»с использованием посыльных.
Эвакуационные мероприятия
Эвакуация относится к основным способам защиты населения от чрезвычайных ситуаций, а в отдельных ситуациях (катастрофическое затопление, радиоактивное загрязнение местности) этот способ защиты является наиболее эффективным. Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения и материальных ценностей в безопасные районы.
Виды эвакуации могут классифицироваться по разным признакам:
- видам опасности — эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, возможного катастрофического затопления и других;
- способам эвакуации – различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом;
- удаленности — локальная (в пределах города, населенного пункта, района); местная (в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа); государственная (в пределах Российской Федерации);
- временным показателям — временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток); среднесрочная (до 1 месяца); продолжительная (более 1 месяца).
- В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная).
Заблаговременная эвакуация населения опасных районов проводится в случае краткосрочного прогноза возможности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия.
Экстренная эвакуация населения из опасного района — при возникновении чрезвычайной ситуации.
Необходимость эвакуации и сроки ее осуществления определяются комиссиями по чрезвычайным ситуациям. Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасностям критериям.
Для кратковременного размещения эвакуированного населения предусмотрено использование служебно-бытовых помещений, клубов, пансионатов, лечебно-оздоровительных учреждений, туристических баз, домов отдыха, санаториев, а также садово-огороднических товариществ. В летнее время возможно кратковременное размещение в палатках.
Эвакуация осуществляется по производственно-территориальному принципу. Планирование, организация и проведение эвакуации населения возложены на эвакуационные органы и органы управления ГОЧС. Планы эвакуации являются частью планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
На все население, подлежащее эвакуации, по месту жительства, на предприятиях, в учреждениях и организациях составляются эвакуационные списки. Не занятые в производстве члены семей включаются в списки по месту работы главы семьи. Эвакуационные списки составляются заблаговременно.
Укрытие населения в защитных сооружениях
Укрытие населения в защитных сооружениях при возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени имеет важное значение, особенно при возникновении трудностей и невозможности полной эвакуации населения из больших городов, а в сочетании с другими способами защиты обеспечивает снижение степени его поражения от всех возможных поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций различного характера.
Защитное сооружение — это инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, опасных природных явлений в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.
Защитные сооружения классифицируются по:
- назначению — для укрытия техники и имущества; для защиты людей (убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия);
- конструкции – открытого типа (щели, траншеи); закрытого типа (убежища, противорадиационные укрытия).
Надежным способом защиты людей в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени являются убежища.
Убежища — это защитные сооружения, в которых в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от воздействия современных средств поражения, поражающих факторов природных и техногенных катастроф.
Для защиты населения от чрезвычайных ситуаций могут использоваться защитные сооружения гражданской обороны, которые создают необходимые условия для сохранения жизни и здоровья людей не только в условиях военного времени, но и чрезвычайных ситуациях различного характера. Они обеспечивают защиту при радиационных и химических авариях, задымлениях, катастрофических затоплениях, смерчах, ураганах и т. п.
В убежищах могут быть развернуты пункты жизнеобеспечения аварийно-спасательных формирований и населения: питания, обогрева, оказания медицинской помощи, сбора пострадавших и другие.
Наращивание фонда защитных сооружений осуществляется путем:
- освоения подземного пространства городов для размещения объектов социально-бытового, производственного и хозяйственного назначения с учетом возможности приспособления их для укрытия населения;
- постановки на учет и в случае необходимости дооборудования имеющихся подвальных и других заглубленных сооружений и помещений наземных зданий и сооружений, метрополитенов, приспособления горных выработок и естественных полостей для защиты населения и материальных средств;
- возведения в угрожаемый период недостающих защитных сооружений с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа.
В последнее время установлен также порядок использования защитных сооружений гражданской обороны. В мирное время они могут использоваться для нужд предприятий, учреждений, организаций и обслуживания населения.
Предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, на балансе которых находятся защитные сооружения гражданской обороны, обеспечивают сохранность конструкций и оборудования, а также поддержание их в состоянии, необходимом для приведения в готовность к приему укрываемых в сроки до 12 часов. Учитывая, что защитные сооружения являются эффективной защитой населения от чрезвычайных ситуаций различного характера, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, органы управления ГОЧС на всех уровнях, руководители предприятий должны планировать и осуществлять мероприятия по поддержанию в исправном состоянии имеющиеся защитные сооружения, готовности к использованию в установленные сроки, по дальнейшему накоплению защитных сооружений до требуемых объемов.
Использование средств индивидуальной защиты
Средства индивидуальной защиты (СИЗ) – это предмет или группы предметов, предназначенные для защиты (обеспечения безопасности) одного человека от радиоактивных, опасных химических и биологических веществ, а также светового излучения ядерного взрыва.
По предназначению СИЗ подразделяется на средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) и средства защиты кожи (СЗК), принципу защитного действия — на средства индивидуальной защиты фильтрующего и изолирующего типов.
К средствам индивидуальной защиты органов дыхания относятся противогазы, респираторы и простейшие средства защиты типа противопыльных тканевых масок и ватно-марлевых повязок.
К средствам защиты кожи — специальная защитная одежда, изготавливаемая из прорезиненных и других тканей изолирующего типа, а также бытовая одежда из полиэтиленовых и других влаго- и пыленепроницаемых материалов.
Фильтрующие средства индивидуальной защиты обеспечивают защиту органов дыхания и кожи либо за счет поглощения вредных примесей, содержащихся в атмосфере окружающего воздуха, специальными химическими поглотителями, либо за счет осаждения крупных аэрозолей и твердых вредных примесей в атмосфере на мелкопористых тканевых материалах.
Средства защиты изолирующего типа производят защиту органов дыхания за счет подачи в организм человека чистого воздуха, получаемого с помощью автономных систем без использования для этих целей наружного воздуха. Защита кожи в данном случае обеспечивается полной ее изоляцией от окружающей среды.
Доступными для населения являются гражданские противогазы, которые накапливались и хранились на специальных складах для обеспечения защиты населения в военное время. Главное их предназначение — защита органов дыхания от отравляющих веществ и радиоактивной пыли. Это противогазы ГП-5 и ГП-7.
Но они не обеспечивают защиту от ряда АХОВ, поэтому изготавливаются специальные патроны ДПГ-1 ДПГ-3 для защиты от аммиака, хлора, фосгена и других. Патрон защитный универсальный ПЗУ-К обеспечивает защиту органов дыхания как от окиси углерода, так и ряда АХОВ. Но выпуск дополнительных патронов в настоящее время крайне ограничен по причине отсутствия средств на их производство.
Задача федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, органов управления ГОЧС — обеспечение накопления необходимого количества средств индивидуальной защиты и своевременность их выдачи населению при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Медицинские мероприятия по защите населения
Медицинские мероприятия по защите населения представляют собой комплекс мероприятий (организационных, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и др.), направленных на предотвращение или ослабление поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций на людей, оказание пострадавшим медицинской помощи, а также на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в районах чрезвычайных ситуаций и местах размещения эвакуированного населения.
Объем и характер проводимых мероприятий зависят от конкретных условий обстановки, особенностей поражающих факторов источника и самой чрезвычайной ситуации и включают в себя применение соответствующих профилактических и лечебных средств (радиозащитных препаратов, снижающих степень лучевого поражения; антидотов (противоядий) от химически опасных веществ; противобактериальных средств; дегазирующих, дезактивирующих и дезинфицирующих растворов; перевязочных и обезболивающих средств).
В состав медицинских средств индивидуальной защиты включены химические, химиотерапевтические, биологические препараты и перевязочные средства, предназначенные для предотвращения или ослабления воздействия на человека поражающих факторов источников и самих чрезвычайных ситуаций. Эти средства могут использоваться самостоятельно, либо в порядке взаимопомощи.
К табельным медицинским средствам индивидуальной защиты относятся аптечка индивидуальная АИ–2; индивидуальный противохимический пакет (ИПП–8, ИПП–10, ИПП–11); пакет перевязочный медицинский (ППМ).
Источник