Методика организации и проведения занятий по инженерной подготовке конспект

Тема № 2. Методика организации и проведения занятий по тактической подготовке

Занятие 1. И н с т р у к т о р с к о — м е т о д и ч е с к о е. Формы и методы обучения. Материально-техническое обеспечение занятий. Практическая разработка план-конспекта по тактической подготовке.

Организация и методика проведения занятия с отделением по оборонительной тематике.

Тема № 3. Методика организации и проведения занятий по огневой подготовке

Занятие 1. И н с т р у к т о р с к о — м е т о д и ч е с к о е. Организация и методика проведения занятия на учебном месте в ходе проведения огневой тренировки.

Тема № 4. Методика организации и проведения занятий по вождению

Занятие 1. И н с т р у к т о р с к о — м е т о д и ч е с к о е. Формы и методы обучения. Руководящие документы, перечень учебных мест на танкодроме, их назначение и оборудование. Материально-техническое обеспечение занятий. Порядок разработки плана-конспекта и инструктивной записки по вождению.

Способы и средства технической защиты конфиденциальной информации от утечки по техническим каналам

Организация и методика проведения занятия на учебном месте в ходе проведения вождения.

Тема № 5. Методика организации и проведения занятий по РХБЗ

Занятие 1. И н с т р у к т о р с к о — м е т о д и ч е с к о е. Организация и методика проведения тренировок по выполнению нормативов по РХБ защите. Требования безопасности при проведении занятий. Допустимое время работы личного состава в средствах индивидуальной защиты в различных условиях.

Методика проведения занятий по РХБ защите.

Тема №6. Методика организации и проведения занятий по строевой подготовке

Занятие 1. И н с т р у к т о р с к о — м е т о д и ч е с к о е. Организация и методика проведения занятия по обучению строевым приемам и движениям без оружия.

Тема №7. Содержание работы младших командиров по воспитанию личного состава

Занятие 1. Л е к ц и я. Основные направления, формы и методы работы сержантов по воспитанию личного состава, формированию у воинов высоких моральных, боевых и психологических качеств, повышению требовательности к каждому военнослужащему за знание и строгое выполнение своих функциональных обязанностей.

Принципы, формы и методы обучения.

Распределение учебного времени в учебном году.

Порядок работы руководителя при подготовке к занятию

Боевая подготовка – это один из основных видов подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, представляющий собой целенаправленный, организованный процесс воинского обучения и воспитания личного состава, слаживания (боевого слаживания) подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления (штабов) для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением.

Сущность обучения

Обучение военнослужащих – педагогический процесс, в ходе которого под руководством командира (начальника) подчиненные приобретают необходимые знания, умения и навыки, из чего, в конечном счете, слагается воинское мастерство.

Методика проведения занятий с детьми от создания конспекта до практической реализации

Знания – закрепленные в памяти различные сведения в виде систематизированных понятий и образов. Знания выражаются в правилах, законах, научных теориях. Процесс овладения знаниями завершается их применением на практике.

В бою мало знать, как надо действовать, необходимо на основе этих знаний уметь действовать. На основе усвоения знаний у воинов в процессе специальных упражнений развиваются необходимые умения и навыки. Короткий рассказ в сочетании с образцовым показом и последующей многократной тренировкой составляют основу последовательности формирования у солдат необходимых навыков и умений.

Умения – способность обучаемых применить знания и навыки на практике для быстрого, точного и сознательного выполнения своих обязанностей. В процессе их формирования воин переходит от работы с посторонней помощью к самостоятельной работе. В ходе постоянных упражнений умения совершенствуются, а их отдельные элементы превращаются в навыки.

Однако умения не сводятся к сумме навыков, в них всегда есть элементы творчества, которые позволяют солдату умело действовать в различной обстановке, исключают шаблон и натаскивание. На формирование их направлена вся полевая выучка войск.

Навыки – автоматически выполняемые действия, представляющие собой составную часть сознательной деятельности человека. Навыки в процессе деятельности как бы высвобождают сознание и волю воина от излишней распыленности и дают ему возможность сосредоточиться на решении основной задачи.

Методическое направление боевой подготовки означает последовательное формирование у обучаемых знаний, умений и навыков. При этом знания передаются (сообщаются) в форме лекций, бесед, рассказов, показов кино- и видеофильмов, показов практических действий войск.

Умения формируются в ходе тренажей, тренировок, стрельб, выполнения упражнений по вождению.

Навыки формируются преимущественно в тех формах обучения, где основным методом является практическая работа. Это, прежде всего, относится к тактическим и тактико-специальным учениям.

Главными задачами подготовки сержантов являются:

§ приобретение и совершенствование знаний и выработка навыков действий в ходе боя (выполнения боевых задач);

§ выработка и совершенствование командных навыков, умения руководить личным составом в различных условиях обстановки;

§ повышение методического мастерства в обучении подчиненных;

§ совершенствование знаний вооружения и военной техники подразделения и способов их эффективного применения в бою;

§ обучение действиям на боевой технике и с оружием;

§ приобретение твердых навыков по выполнению положений боевых и общевоинских уставов;

§ изучение и овладение способами индивидуального воздействия на подчиненных и развитие качеств, необходимых для изучения их индивидуальных психологических особенностей;

§ обучение практике работы по сплочению воинских коллективов и предупреждению конфликтных ситуаций между военнослужащими.

Принципы обучения

Принципы обучения – это руководящие положения, определяющие ход обучения в соответствии с целями воинского воспитания и раскрывающие закономерности процесса усвоения знаний, формирования у обучаемых умений и навыков.

В принципах обучения выражены основные требования к содержанию, организации и проведению занятий, к деятельности обучающего и обучаемых. К ним относятся:

· учить войска тому, что необходимо на войне;

· сознательность, активность и самостоятельность обучаемых;

· наглядность в обучении;

· систематичность, последовательность и комплексность в обучении обучение «от простого – к сложному»;

· обучение на высоком уровне трудностей;

· прочность знаний, умений и навыков;

· коллективизм и индивидуальный подход в обучении.

Научность обучения определяет направленность обучения личного состава, отражает зависимость содержания, методов и организации обучения от задач воспитания, уровня развития науки и техники в стране. Каждое занятие должно так продумываться и строиться, чтобы изучаемый материал формировал твердую убежденность в необходимости военной службы, вооружал воинов современными научными знаниями, был тесно увязан с жизнью страны, Вооруженных Сил, с практическими задачами личного состава. Реализация этого принципа немыслима без высокой военно-профессиональной подготовки сержанта, что обязывает его постоянно работать над собой.

Учить войска тому, что необходимо на войне. Этот принцип отражает объективную необходимость готовить личный состав в строгом соответствии с требованиями к ведению боевых действий в современных условиях, максимально приближать каждое занятие к боевой действительности, проводить занятия с полной нагрузкой, без послаблений и упрощений.

Сознательность, активность и самостоятельность обучаемых. Этот принцип требует так организовывать обучение, чтобы воины ясно понимали свои задачи, осмысленно приобретали знания, сознательно применяли их, проявляя при этом высокую активность, самостоятельность и инициативу.

Наглядность в обучении диктуется тем, что зрительные, слуховые, осязательные и другие ощущения и восприятия являются началом всякого познания. Наглядность обучения предполагает неразрывную связь, постоянное взаимодействие живого восприятия и слова руководителя занятия.

Главное назначение наглядности в военном обучении – сформировать у воинов прочные знания, навыки и умения, раскрыть боевые возможности вооружения и военной техники, создать у них конкретные и правильные представления о современном бое. Средства наглядности классифицируются на натуральные (показ практических действий, образцов вооружения и военной техники), изобразительные (схемы, плакаты, кинофильмы, средства агитации и т. п.), словесно-образные (описание фактов, событий, сравнения, метафоры).

Систематичность, последовательность и комплексность в обучении означают, что успех обучения возможен лишь тогда, когда учебный материал располагается и излагается в таком порядке, чтобы новые знания опирались на ранее приобретенные, а изученные ранее приемы и действия подготавливали бы обучаемых к усвоению последующих.

Обучение на высоком уровне трудностей требует, чтобы обучаемые сознательно овладевали необходимыми знаниями, умениями и навыками при высоком напряжении своих умственных способностей и физических сил. Это значит, что в боевой подготовке не должно быть легкого обучения, простого запоминания различных сведений, механического исполнения тех или иных действий.

Прочность знаний, навыков и умений обеспечивается всем ходом обучения. Приобретению прочных знаний, умений и навыков способствуют систематические повторения учебного материала, осуществляемые в постоянно меняющихся и усложняющихся условиях.

Закрепление и углубление знаний, совершенствование навыков и умений происходят в процессе практической деятельности обучаемых, поэтому сержанты должны следить за качеством усвоения программы солдатами, знать, какие вопросы и кем конкретно отработаны недостаточно, принимать меры к закреплению знаний и совершенствованию умений путем индивидуальных заданий, дополнительных тренировок и привития навыков к самостоятельной работе.

Коллективизм и индивидуальный подход в обучении. Коллективизм как единство мысли, воли, действия и ответственности личного состава является непременным условием достижения победы в бою. Вместе с тем он выступает в качестве важного условия успеха в обучении.

Осуществлять индивидуальный подход – это хорошо знать духовные и физические особенности каждого воина и воздействовать на него с учетом этих особенностей.

Формы обучения

Форма обучения – организационная сторона занятия. Обучение осуществляется в различных формах, которые зависят от цели, состава обучаемых и определяют структуру занятия (порядок и последовательность отработки учебного материала), место и продолжительность отработки учебных вопросов, роль и специфику деятельности обучающего, его помощников и обучаемых, использование элементов учебно-материальной базы, вооружения и военной техники.

Общими формами обучения личного состава, применяемыми во всех видах ВС и родах войск, являются теоретические и практические занятия, комплексные тренировки, боевые стрельбы и тактические учения.

Основными формами обучения являются:

o беседа (рассказ-беседа);

o классно-групповое занятие;

o самостоятельная подготовка;

o показное занятие;

o инструктаж (инструктивное занятие);

o тренировка (тренаж), штабная (командно-штабная) тренировка;

o тактическая летучка;

o групповое упражнение;

o тактико-строевое занятие;

o проигрыш (ситуационный проигрыш) действий;

o тактическое (тактико-специальное) занятие;

o инструкторско-методическое занятие;

o комплексная подготовка, комплексное занятие;

o полевая поездка, полевой выход;

o командно-штабное (тактическое, тактико-специальное) учение;

o контрольное занятие (зачетное занятие);

o состязание (конкурс).

В процессе теоретических занятий осуществляется усвоение воинами общественно-государственных знаний, теоретических основ современного боя, физических основ и принципов работы вооружения и военной техники. Этому служат лекции, семинары, классно-групповые занятия, беседы (собеседования), зачеты, занятия в специально оборудованных классах, самостоятельная подготовка, консультации и т. д.

В группу практических занятий входят тактико-строевые и тактические занятия, занятия на полигоне, в парке, на строевом плацу и в спортивном городке, на макете местности. В ходе этих занятий воины овладевают вооружением и военной техникой, отрабатывают способы выполнения тактических приемов и действий при вооружении (на технике) в различных видах боя, в различных условиях. Основными методами здесь выступают показ и упражнение (тренировка).

Для подготовки обучающего состава используются инструкторско-методические, показные занятия, летучки и групповые упражнения.

Комплексные тренировки проводятся днем и ночью, на полигонах, в огневом городке, на командных пунктах, на огневых позициях и т. д. Их назначение – вырабатывать, поддерживать и совершенствовать у отдельных воинов и подразделений общие и специальные навыки боевой работы, способствовать подготовке (слаживанию) отделений, расчетов, экипажей.

Боевые стрельбы проводятся для проверки знаний и навыков, полученных ранее, и совершенствования навыков и умений воинов поражать цели в современном бою. Как правило, они завершают тот или иной этап обучения военнослужащих и подразделений.

Тактические учения – высшая форма обучения командиров, штабов и войск. Их цель – завершение слаживания подразделений, воинских частей, соединений. Тактические учения являются важнейшим средством достижения высокого уровня полевой выучки и боевой готовности.

Методы обучения

Методы военного обучения – это приемы и способы совместной работы обучающего и обучаемых, с помощью которых командир (обучающий) достигает усвоение подчиненными (обучаемыми) знаний, формирует у них навыки и умения, вырабатывает морально-боевые и психологические качества, обеспечивает слаживание подразделений, воинских частей и их штабов.

Читайте также:  Руководства и пособия по инженерной подготовке

Основными методами обучения являются:

· устное изложение учебного материала,

· обсуждение изучаемого материала,

Устное изложение учебного материала применяется при ознакомлении воинов с основными положениями уставов и других документов, тактико-техническими данными, устройством вооружения и военной техники, организацией, вооружением и тактикой действий подразделений вероятного противника. Устное изложение бывает в виде объяснения, рассказа или лекции.

Обсуждение изучаемого материала применяется для углубления, закрепления и систематизации военных и военно-технических знаний на занятиях по боевой подготовке. Оно осуществляется в ходе бесед, классно-групповых и семинарских занятий.

Рассказ-беседа представляет собой способ усвоения знаний воинами путем ответов на вопросы. Она является для обучаемых процессом решения логически связанных между собой теоретических и практических задач.

Классно-групповое занятие во многом напоминает развернутую беседу. Однако теоретические и практические вопросы обсуждаются на нем более основательно, чем в ходе беседы. Обучаемые не просто отвечают на вопросы, а глубоко анализируют факты и явления, сами делают обобщения и выводы, углубляют и расширяют свои знания.

На семинаре изучаемый материал обсуждается глубоко и обстоятельно. На нем обычно заслушиваются и обсуждаются доклады-рефераты, дающие основу для выступлений, обмена мнениями, товарищеских дискуссий.

Показ (демонстрация) – наиболее эффективный путь обучения воинов разучиваемым действиям. Метод показа представляет собой совокупность приемов и действий, с помощью которых у воинов создается наглядный образ изучаемого предмета, формируются конкретные представления об устройстве вооружения и военной техники. Показ применяется при изучении строевых приемов, физических упражнений, действий с оружием, устройства и способов управления вооружением и военной техникой, порядка несения внутренней, гарнизонной и караульной служб.

Упражнение (тренировка). Под методом упражнений понимается многократное, сознательное и усложняющееся повторение определенных приемов и действий в целях выработки и совершенствования у воинов навыков и умений. В ходе упражнений воины овладевают практическими приемами использования и обслуживания вооружения и военной техники, способами решения тактических, огневых и технических задач, выполнения строевых приемов и действий в пеших строях, на автомобилях и боевых машинах.

Практическая работа выполняется личным составом, как правило, после того, как будет усвоен определенный объем знаний, навыков и умений. В ходе работы усвоенное ранее закрепляется, комплексируется, совершенствуется. Практическая работа проводится в составе отделений, расчетов, экипажей и поэтому играет решающую роль в слаживании подразделений и в подготовке их к выполнению боевых задач.

Самостоятельное изучение учебного материала является важнейшим методом учебы личного состава. Метод самостоятельного изучения материала – это совокупность приемов и способов, с помощью которых воины без непосредственного участия командиров закрепляют ранее приобретенные знания, навыки и умения, а также овладевают новыми. Основными видами самостоятельной работы воинов являются работа с печатными источниками, самостоятельные тренировки, самостоятельный просмотр и прослушивание теле- (видео-) и радиопередач.

Каждой форме и методу обучения и воспитания соответствуют различные виды занятий. Они зависят от предмета обучения, целевых установок, учебных вопросов, категории обучаемых, учебно-методического и материального обеспечения.

Кроме указанных форм и методов могут быть применены и другие, по которым разработаны и имеются методики их использования. Выбор формы и метода обучения зависит от уровня подготовки личного состава, темы и цели занятия, наличия и состояния учебной материально-технической базы.

Дата добавления: 2020-04-08 ; просмотров: 1691 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Методика подготовки военнослужащих к занятиям

МЕТОДИКА И ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ И ИХ ПРОВЕДЕНИЕ.
ПОДГОТОВКА ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важнейших показателей боеспособности и боевой готовности войск является уровень их боевой подготовки, особенно полевой выучки и ее основы тактической подготовки. Формирование высоких боевых и морально-психологических и физических качеств личного состава и выработка на этой основе боевого мастерства, способности выполнить любую за-дачу в самых сложных условиях обстановки главная задача обучения и воспитания войск.

Основным условием достижения успеха в тактической подготовке является соблюдение принципа учить войска тому, что необходимо на войне. В ходе тактико-строевых и тактических занятий у личного состава формируется чувство коллективизма, дисциплинированности, вырабатываются четкость, согласованность в действиях, выносливость и другие качества.
Тщательная подготовка к занятиям и проявление творчества со стороны руководителя в ходе их проведения является важнейшими условиями качественной подготовки подразделений для ведения современного боя.

Тактико-строевые занятия, как правило, предшествуют тактическим занятиям и учениям. На них отрабатывается техника выполнения приемов и способов действий подразделений на поле боя.
Основным методом обучения на тактико-строевых занятиях является упражнение (тренировка) в выполнении приемов и способов действий. Следует руководствоваться правилам: не добившись четкого выполнения одного приема, не отработав качественно и в полном объеме один учебный вопрос не переходи к отработке следующего.

Район занятия выбирается на учебном поле и прилегающей к нему местности. Местность должна способствовать качественной отработке учебных вопросов тем и обеспечивать наибольшую подготовленность занятия.

Например, для обучения разведке и действиям в походном охранении на марше выбирается такой участок, чтобы на маршруте движения и в стороне от него встречались местные предметы и различные препятствия, вызывающие необходимость их осмотра дозорной машиной: овраги, высоты, лощины с кустарником, перелески, небольшие населенные пункты, «разрушенные» и заболоченные участка дороги, водные преграды, мосты и другие местные предметы.

Для обучения действиям в наступлении участок местности должен обеспечивать скрытное выдвижение заставы на рубеж атаки и развертывание его в боевой порядок, стремительность атаки и маневр с целью выхода во фланг и тыл противника.

На стороне обозначенного противника местность должна быть оборудована траншеями, окопами, ходами сообщения и другими оборонительными сооружениями и инженерными сооружениями, необходимыми по ходу занятия.

При проведении занятий по теме обороны местность должна способствовать скрытному расположению заставы, организации системы огня и хорошему обзору.
Специальные занятия по обучению личного состава преодолению заграждений, разрушений и зараженных участков местности, а также действиям по защите от зажигательных веществ противника, уничтожению его танков, противотанковых средств и низко летящих воздушных целей проводятся на оборудованных для этого участках учебного поля.

Действия противника обозначается радиоуправляемой (электрофицированной) мишенной обстановкой учебной поля, макетами огневых средств и боевой техники, а также различными средствами имитации. Характер действий обозначенного противника должен побуждать обучаемых командиров непрерывно вести разведку противника, раскрывать его замысел, вскрывать огневые средства и принимать соответствующие решения на их уничтожение.

В целях воспитания у личного состава психологической устойчивости и высоких морально-боевых качеств целесообразно так же в ходе занятия транслировать шумовые эффекты боя, записанные на магнитофонной ленте (разрывы снарядов и мин, стрельба из стрелкового оружия, шум моторов танков, бронетранспортеров, самолетов и др.).

Подобрав участок местности для занятия и уточнив тактическую обстановку, начальник заставы (роты) в ходе рекогносцировки определяет порядок отработки учебных вопросов и в соответствии с этим использование оборудования учебного поля. При этом он на местности должен решить: как и чем обозначить противника, где будет в это время обучаемое подразделение и следи, что необходимо сделать по подготовке учебного поля к занятию, рассчитать время, необходимое на отработку учебных вопросов , на разбор и движение к месту занятий и обратно.

После уточнения порядка отработки каждого вопроса на местности руководитель составляет план проведения занятия и представляет его на утверждение. План составляется обычно в рабочей тетради текстуально со схемой действий или на крупномасштабной карте. Он должен быть изложен четко, конкретно, в нем должен быть определены цели, учебные вопросы и последовательность проведения занятия.

В порядке подготовки учебного поля к занятию руководитель дает конкретные указания своему помощнику по обо-значению противника: что, где, когда подготовить, по каким сигналам и какие действия противника обозначить. При необходимости по указанию руководителя помощник по обозначенному противнику совместно с оператором учебного поля проводит дооборудование участка местности: устанавливает мишени, устраивает заграждения и т.д. В ходе занятия связь руководителя с помощником по обозначенному противнику может осуществляться по радио, проводной связи, зрительными сигналами и другими способами.

Потребность в материальном обеспечении занятий руководитель определяет исходя из метода проведения занятия, отрабатываемой темы и учебных вопросов. В качестве средств материального обеспечения могут быть использованы: радиоуправляемые мишени, макеты огневых средств и боевой техники, учебные имитационные гранаты и мины, учебные дымовые и ядовито дымовые гранаты, учебное отравляющее вещество, указки для обозначения разрушений, заграждений, участков заражения местности, проходов (обходов) в заграждениях, учебные и холостые патроны, взрывпакеты, сигнальные и осветительные патроны, сигнальные флажки, средства для проведения частичной специальной обработки.

При проведении занятий ночью дополнительно используются сигнальные фонари, знаки и указатели, хорошо видимые через приборы ночного видения, мишени с имитаторами вспышек выстрелов и другие.
Все средства материального обеспечения должны быть подготовлены к занятию накануне его проведения и расходоваться экономно, исходя из установленных норм.

Подготовка личного состава к занятиям осуществляется в часы самоподготовки. Накануне занятий руководитель (командир взвода, начальник заставы) указывает командирам отделений, какие разделы уставов, наставлений изучить с личным составом. При необходимости руководитель занятия лично готовит солдат и сержантов к предстоящему занятию.

Старшие командиры, начальники должны оказывать всестороннюю помощь подчиненным, особенно в тех случаях, когда занятия проводят молодые руководители, не имеющие достаточного методического опыта.

Проведение занятий

На тактико-строевые и тактические занятия личный состав выводится в поле в составе взвода (заставы) с положенным оружием и снаряжением. Перед выходом в поле проверяется готовность подразделения к занятию, наличие средств материального обеспечения и знание личным составом правил пользования имитационными средствами.

Метод проведения тактико-строевых и тактических занятий имеет свои особенности.
Тактико-строевые занятия обычно предшествуют тактическим занятиям. Они могут проводится с выходом броне-транспортеров, а так же без них «пеший по-машинному».

При проведении занятий на бронетранспортерах особое внимание уделяется использованию их как маневренных огневых средств для ведения боя. На этих занятиях отрабатывается техника выполнения приемов и способов действий подразделений в бою и достигается их первоначальное слаживание.

Учебные вопросы отрабатываются вначале по элементам (отдельным приемам), из которых складываются действия по учебному вопросу, а затем повторяются в слитном выполнении. Тактическая обстановка создается для отработки каждого учебного вопроса несложной, но вместе с тем поучительной, обеспечивающей наглядность в обучении и качественную отработку учебных вопросов.

Противник, как правило, обозначается необходимым количеством электрофицированных мишеней и макетов огневых средств с имитацией и в отдельных случаях солдатами со средствами имитации. Тактикостроевые занятия с отделением, взводом (заставой) проводятся продолжительность 34 часа.
Тактикостроевые занятия с отделением организуются командиром взвода (заставы) и проводятся под его руководством командирами отделений.
По прибытии подразделения в исходный район, руководитель объявляет тему, учебные цели занятия, порядок его проведения и первый учебный вопрос. Затем напоминает приемы и действия, которые предстоит отработать, доводит до обучаемых тактическую обстановку и после этого приказывает командирам отделений приступить к отработке учебных вопросов.
Если при подготовке к занятиям ознакомление с отрабатываемыми приемами проводилось на макете местности, то нет необходимости показывать его на тактикостроевом занятии. Руководитель только поясняет порядок его отработки по элементам и приступает к тренировке. Если такого ознакомления не проводилось, руководитель занятия показывает выполнение приема в целом, привлекая для этого одно из подразделений, затем знакомит состав с порядком отработки его по элементам, показывает выполнение первого элемента, поясняя его и приступает к обучению.

Место руководителя занятий должно быть выбрано с таким расчетом, чтобы обеспечивалось наблюдение за действиями обучаемых во время отработки каждого приема.
Отработка нового приема начинается в замедленном темпе, так как основное внимание обращается на правильность его выполнения, в последующем темы постепенно наращиваются.
Отрабатывая элемент приема, руководитель должен добиваться четкого и слаженного его выполнения от каждого обучаемого. Неполная занятость личного состава снижает интерес к занятию, а следовательно и его эффективность.

Обнаружив ошибки в действиях личного состава, руководитель по радио (мегафону) или условными сигналами останавливает подразделение, вызывает к себе всех обучаемых или только командира, указывает на допущенные ошибки, разъясняет, а если необходимо, то и показывает, как правильно выполнить тот или иной элемент, и продолжает тренировку до тех пор, пока ошибки не будут устранены. Если ошибки допускают отдельные обучаемые, останавливать подразделение не следует.

В этом случае, лучше на выявленные недостатки обратить внимание командира отделения и потребовать устранить их в процессе отработки последующих действий. Если тренировка проводится при движении в обратном направлении, то до ее возобновления нужно создать новую тактическую обстановку и довести ее до обучаемых.

Читайте также:  Что такое инженерная подготовка участка

До начала разбора проверяется наличие личного состава, оружия и боевой техники и изымаются неизрасходованные холостые боеприпасы и средства имитации.
При разборе руководитель занятия анализирует действия подразделений при отработке каждого учебного вопроса, дополняя свои выводы требованиями уставов, наставлений и приказов старших начальником, отмечает наиболее поучительные действия солдат, командиров подразделений в целом, а так же недостатки в действиях обучаемых.

Разбор достигнет своей цели в том случае, если по содержанию и форме проведения он будет объективным, принципиальным и поучительным в методическом отношении.
Во время следования к месту очередного занятия или в расположении части руководитель занятия может продолжить тренировку командиров в управлении подразделениями с помощью радио или сигнальных средств, а подразделений в выполнении нормативов по тактической подготовке.
При проведении тактикостроевых занятий ночью руководитель занятия не всегда сможет лично показать выполнение того или иного приема заметить ошибки, допущенные обучаемыми и определить качество отработки отдельных элементов и приема в целом.

Основным методом обучения на тактических занятиях является не упражнение, как на тактикостроевых занятиях, а практическая работа обучаемых по выполнению своих должностных обязанностей в условиях, приближенных к боевой действительности.
Если в ходе тактических занятий руководитель заметил ошибки в действиях подчиненных, он должен создать такую обстановку, которая заставила бы подчиненных устранить допущенные ошибки или объявить частный отбой, устранить недостатки, повторить действия и убедившись в их правильности, продолжить занятие.

При подготовке ночного тактического занятия дополнительно определяется необходимое количество осветительных средств, проверяется исправность приборов ночного видения, умение личного состава пользоваться компасом и двигаться ночью по азимуту, знание способов создания световых ориентиров и т.д.
Подготовка личного состава к тактическим занятиям осуществляется на плановых занятиях и в часы самоподготовки, в ходе которой используется макет местности, проверяется знание требований Боевого устава, наставлений, руководств и инструкций, проводится ознакомление с нормативами, которые будут отрабатываться на занятии, уточняются сигналы управления, изучаются организация и тактика действий вероятного противника, меры безопасности и другие вопросы.
Тактическое занятие может начинаться непосредственно из места постоянного расположения подразделения или после выхода его в район занятий.
С прибытием подразделения в район занятия руководитель проверяет знание личным составом требований Боевого устава и мер безопасности, объявляет исходную обстановку, предоставляет время для расположения подразделения в соответствии с тактической обстановкой и проверяет правильность занятия подразделением исходного положения для наступления (позиции, опорного пункта в обороне), убедившись, что все перечисленные мероприятия выполнены, руководитель занятия, учитывая требования созданной боевой обстановки, отдает обучаемому командиру боевой приказ и организует взаимодействие.

Форма, порядок и место постановки задач зависят от темы занятия, конкретной обстановки . Задача по исходной обстановке ставится, как правило, в форме боевого приказа на местности, по карте или на макете местности, в динамике боевых действий распоряжениями по радио и подачей команд.
Отдав боевой приказ и указания по взаимодействию, руководитель занятия предоставляет командиру подразделения время для организации боя: принятия решения, проведения рекогносцировки, постановки боевой задачи, организации взаимодействия, боевого обеспечения и управления, подготовки личного состава, вооружения и боевой техники к бою.

При постановке задач командиру отделения, а также в ходе организации взаимодействия руководитель занятия имитирует действия противника в таком объеме, который, не раскрывая состава и намерений противника позволил бы обучаемому командиру подразделения принять обоснованное решение и способствовал бы поддержанию у личного состава необходимого боевого напряжения.

В ходе организации боя обучаемым командиром руководитель занятия заслушивает и оценивает его решение, контролирует проведение рекогносцировки, последовательность и полноту постановки боевой задачи, организации взаимодействия, боевого обеспечения и управления, затем проверяет, как личным состав понял полученную задачу.

Если обучаемый командир при организации боя допустил неточности или ошибки, руководитель занятия путем наращивания обстановки, а также краткими замечаниями дает ему возможность еще раз обдумать свои действия и исправить допущенные ошибки. Подсказывание, навязывание решения обучаемому командиру недопустимы, так как затрудняют выработку у него самостоятельности, инициативы, приучают действовать по шаблону.

Руководитель занятия должен помочь обучаемому командиру самостоятельно разобраться в допущенных ошибках и действовать в соответствии со сложившейся обстановкой. Пока руководитель занятия не отработает вопросы организации боя, не добьется правильных и четких действий от обучаемого командира по исходной обстановке, переходить к динамике боя не следует.

Отработав вопросы по организации боя, руководитель занятия заслушивает доклад обучаемого командира о готовности подразделения к выполнению боевых задач и в установленное время переходит к динамике боевых действий и в соответствии с тактической обстановкой и решением обучаемого командира.

В ходе динамики боевых действий руководитель занятия своевременно уточняет и, если необходимо наращивает обстановку, обозначая действия противника; уточняет или ставит новые задачи обучаемому командиру; добивается от него своевременного реагирования на все изменения обстановки, принятия обоснованных решений; следит за своевременной постановкой задач подчиненным, действиями обучаемого подразделения и приданных огневых средств.
Если обучаемый командир принял решение, недостаточно глубоко оценив обстановку, руководитель занятия должен добиваться уточнения решения путем дополнительной имитации и обозначения действий противника, информацией о действиях соседей, выводе из строя бронетранспортера и личного состава, различными вводными и только в исключительном случае он может не утвердить принятое решение .

Действия обучаемого командира считаются правильными, если они направлены на использование слабых сторон противника и выгодных условий местности, если обучаемый командир применяют военную хитрость, непрерывно ведет разведку наблюдением, принимает смелые и неожиданные для противника решения, уверенно командует подчиненными и применяет маневр для успешного выполнения боевой задачи, непрерывно поддерживает взаимодействие, своевременно принимает меры к подавлению огневых средств противника, правильно использует огонь своих и приданных средств.
При грубых нарушениях мер безопасности руководитель занятия может приостановить занятие, принять меры, обеспечивающие безопасность личного состава, и затем восстановить занятие.
В ходе ночного тактического занятия, руководитель особое внимание обращает на поддержание непрерывного управления и взаимодействия, выдерживание подразделением исправления наступления (движения) ночью, умение личного состава применять средства освещения и приборы ночного видения, готовить оружие к стрельбе ночью, ориентироваться в условиях ограниченной видимости, а при обнаружении ошибок в действиях принимает необходимые меры к их исправлению. Умелое приведенное ночное занятие воспитывает у личного состава бесстрашие и уверенность в себе.

После окончания тактического занятия проводится разбор со всем личным составом и отдельно с командирами отделений, подразделений. Обычно разбор проводится в такой последовательности, объявляются тема, учебные цели занятия и учебные вопросы, напоминается тактическая обстановка, созданная к началу занятия и в динамике боя, на ее фоне и на основе личного наблюдения руководителя подробно разбираются действия обучаемых по каждому учебному вопросу, отмечаются наиболее поучительные и смелые действия командиров, солдат, отделений, указываются недостатки в действиях, их причины. Анализ и выводы подкрепляются уставными положениями, боевыми примерами из опыта Великой Отечественной войны, и передового опыта обучаемых и воспитания войск.
Завершается разбор определением степени выполнения поставленных учебных целей, подведением итогов, объявлением оценок отделениям и указаниями по устранению выявленных недостатков.
В разборе с командирами отделений основное внимание уделяется их умению организовать бой и управлять подразделениями и огнем.

Спонсор статьи — интернет магазин металлических шкафов для одежды (локеры). Шкафы идеально подойдут для хранения личных вещей в казарме. С продукцией можно ознакомиться здесь.

Источник

Методика организации и проведения занятий по инженерной подготовке конспект

Вы здесь: Раздел 2. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Тема 4. Методика технической подготовки

Техническая подготовка является одним из основных предметов обучения личного состава частей и подразделений, вооруженных бронетанковой техникой. Она направлена на подготовку экипажей, обладающих знаниями и навыками, необходимыми для обеспечения технически грамотной эксплуатации боевых машин, содержания их в постоянной боевой готовности и умелого применения в бою.

Успешное выполнение задач технической подготовки достигается:

— повседневным руководством технической подготовкой со стороны старших начальников, высокой их требовательностью и оказанием частям и подразделениям своевременной и конкретной помощи в устранении выявленных недостатков;

— правильной организацией технической подготовки и высоким качеством проведения всех занятий в полном объеме программ боевой подготовки;

— постоянным совершенствованием технических знаний и практических навыков личного состава в процессе повседневной эксплуатации боевых машин;

— систематическим совершенствованием технических знаний и методических навыков руководителей занятий по технической подготовке;

— наличием учебно-материальной базы, отвечающей современным требованиям боевой подготовки войск.

Ответственность за состояние технической подготовки личного состава несут все командиры и их заместители по технической части (по технической подготовке).

Руководитель занятий по технической подготовке непосредственно отвечает за качество обучения личного состава. Он обязан:

1. В совершенстве знать материальную часть изучаемой боевой техники, правила ее эксплуатации и технологию войскового ремонта, уметь образцово выполнять все практические работы по техническому обслуживанию машин. Систематически повышать уровень своих знаний, практических навыков и методического мастерства.

3. Тщательно готовиться к проведению каждого занятия, используя необходимую техническую и методическую литературу, а также имеющиеся в части типовые методические разработки. Своевременно составлять и представлять на утверждение старшему начальнику план (план-конспект) проведения занятия. Заблаговременно готовить к занятиям все необходимое материальное обеспечение, своевременно подавая в техническую часть заявки на учебно-боевые машины и другое оборудование; контролировать готовность материального обеспечения накануне занятия.

4. Все занятия проводить на высоком организационно-методическом уровне, обеспечивая успешное выполнение учебных целей занятий. Строго следить за соблюдением на занятиях мер безопасности и требовать от обучаемых бережного отношения к учебному оборудованию. В своих действиях быть принципиальным, требовательным и в то же время внимательным к обучаемым.

5. Вести учет посещаемости, успеваемости и накопления практических навыков; после проведения занятия делать необходимые записи в журнале учета боевой подготовки.

В зависимости от учебных целей, места и метода проведения различают два основных вида занятий: 1) занятия по изучению устройства материальной части и правил эксплуатации; 2) практические занятия (тренировки) на машинах или на учебных стендах.

Усвоение материала, изученного на этих занятиях, проверяется на контрольных занятиях.

Занятия по изучению устройства материальной части и правил эксплуатации.

Занятия по изучению устройства материальной части и правил эксплуатации в зависимости от их учебной цели и содержания могут проводиться в классах материальной части машины, в классе эксплуатации или в парке на учебно-боевых машинах.

Основными методами проведения этих занятий являются рассказ (объяснение) и беседа. Оба метода во всех случаях обязательно сопровождаются показом изучаемых агрегатов (механизмов, систем) или приемов (действий) по их обслуживанию (разборке, промывке, сборке, регулировке).

Рассказ — это систематизированное, последовательное изложение учебного материала руководителем занятий. Этот метод применяется, как правило, при изложении новых сведений. Если руководитель во время рассказа прибегает кразличного рода рассуждениям, раскрывающим принципы и закономерности работы механизмов, то такую форму рассказа называют объяснением.

Беседа — это целенаправленный вопросно-ответный способ обучения, обеспечивающий активное участие обучаемых в учебном процессе. Такой метод применяется при повторении ранее изученного материала в целях закрепления полученных знаний. Предлагаемые руководителем вопросы должны быть правильно подобраны и четко сформулированы.

При этом вопросы рекомендуется ставить перед всей группой обучаемых. Это повышает активность обучаемых, так как обязывает всех участвовать в обдумывании ответа.

Руководитель обязан вести беседу в нужном направлении, следить за участием в ней всего личного состава, внимательно вслушиваться в ответы с тем, чтобы не допускать в них неточностей и ошибок. Для повышения активности обучаемых их можно привлекать к уточнению и дополнению ответов.

Рассказ и беседа большей частью рационально дополняют друг друга. В начале любого занятия беседа позволяет проверить, как усвоен материал прошлого занятия, в ходе занятия — установить степень усвоения изучаемого материала и в конце занятия — обобщить рассмотренные вопросы.

Наряду с этим в процессе беседы руководитель может также прибегать к рассказу или объяснению для уточнения и углубления знаний обучаемых или для обобщения их ответов.

Эффективность беседы зависит в первую очередь от правильного подбора вопросов, которые определяют ее направление. В начальной стадии обучения рекомендуется предлагать более простые вопросы, например перечисление основных деталей агрегата или механизма. В последующем можно предлагать вопросы, требующие анализа и обобщения пройденного материала. К таким относятся вопросы, которые требуют объяснить принцип работы агрегата, системы или механизма, правила обнаружения неисправностей и т. п.

Не следует задавать такие вопросы, на которые ответ может быть односложный – «да» или «нет». Неправильный ответ или использование обучаемым неправильной терминологии должны быть обязательно учтены и поправлены.- «

Читайте также:  Норматив по инженерной подготовке 2

Если никто из обучаемых не может ответить на поставленный вопрос, им надо предложить наводящий вопрос. Если и в этом случае обучаемые не смогут дать правильный ответ или точную формулировку, то это должен сделать сам руководитель.

Доходчивость занятий по изучению устройства материальной части и правил эксплуатации в решающей степени зависит от их материального обеспечения, от умения руководителя использовать имеющиеся наглядные пособия.

Материальное обеспечение занятий обычно включает учебные агрегаты, стенды, учебно-боевые машины, макеты, плакаты, схемы, учебные кинофильмы и диафильмы.

Порядок использования наглядных пособий должен обеспечить быстрое осмысливание, понимание и прочное закрепление учебного матери-ала. Так, первичное представление об изучаемом агрегате или механизме достигается показом его в натуре.

Для подробного изучения его устройства вначале рекомендуется объяснить принцип его работы, используя при этом макет или принципиальную схему, и только после этого перейти к объяснению устройства и работы самого агрегата (механизма). Такая последовательность применения наглядных пособий и объяснений облегчает понимание устройства и работы сложного механизма.

В процессе показа демонстрируемые объекты должны быть хорошо видны обучаемым. Для этого требуется достаточное их освещение и установка на подставки в соответствующем удалении.

В учебных частях хорошо зарекомендовал себя метод дублирования действий (показа) руководителя командирами учебных отделений. В этом случае в распоряжении каждого командира отделения на учебном месте должны быть такие же наглядные пособия, как и у руководителя занятия.

При изучении материальной части машин рекомендуется такая методическая последовательность изложения материала: — название агрегата (механизма);

— расположение в машине;

— устройство и работа;

— уход при эксплуатации;

— неисправности, их причины, меры предупреждения и способы устранения.

Назначение агрегатов и систем — это точная формулировка того, какие функции они выполняют в машине. При этом объясняется и необходимость этих функций.

Общая характеристика агрегата или системы — это объяснение их типа, или, иначе говоря, перечисление тех основных конструктивных особенностей, по которым данный агрегат или система отличаются от других. Так, например, общая характеристика блокировочного фрикциона планетарного механизма поворота среднего танка формулируется следующим образом: сухой, многодисковый, с трением сталь по стали, с шариковым механизмом выключения.

Устройство и работа агрегатов и систем включают изучение составных частей агрегата (системы), взаимной их связи и взаимодействия во время работы.

Принцип устройства и работы агрегатов, механизмов и приборов изучается только по их принципиальным схемам без изучения конструкции.

Общее устройство систем, агрегатов и механизмов изучается на материальной части путем показа и объяснения назначения и основ взаимодействия во время работы только их основных частей (узлов в сборе).

Устройство агрегатов, механизмов и приборов изучается на материальной части путем показа и подробного объяснения назначения и взаимодействия во время работы всех их деталей.

При объяснении устройства материальной части основное внимание следует уделять главным деталям агрегата, объяснять в первую очередь самые характерные и важные для эксплуатации, обслуживания и ремонта особенности конструкции. Не следует заниматься описанием формы деталей, перечислением числа отверстий, шпилек, болтов и других второстепенных элементов конструкций, так как обучаемые смогут рассмотреть их во время самоподготовки.

Регулировка механизмов и приводов управления — это установка и восстановление зазоров, свободных и рабочих ходов, усилий и т. п. в целях обеспечения нормальной и длительной их работы.

Вопросы регулировки рекомендуется объяснять в такой последовательности:

1) технические условия на нормально отрегулированный агрегат или привод управления;

2) причины нарушения исходного состояния агрегата или привода, последствия, к которым приводит это нарушение;

3) последовательность проверки регулировки;

4) восстановление исходного состояния регулировки (порядок выполнения регулировки, применяемый при этом инструмент).

Уход за агрегатами и системами при эксплуатации машины — изучение объема и периодичности обслуживания, установленного соответствующими руководствами и инструкциями по эксплуатации машины, для обеспечения нормальной работы агрегатов и механизмов, продления срока их службы и содержания машины в постоянной боевой готовности.

При изучении этого вопроса руководитель не должен ограничиваться перечислением работ по обслуживанию и сроков их проведения. Необходимо также рассказать и показать, как и с использованием какого инструмента и принадлежностей выполняются эти работы.

Неисправности узлов, агрегатов, приводов управления и систем — рассмотрение нарушения геометрических размеров деталей, их взаимного расположения и нормального действия. На занятиях необходимо изучать только характерные, чаще всего встречающиеся в процессе эксплуатации неисправности.

Все неисправности рекомендуется изучать в такой последовательности:

1) признаки неисправностей, определяемые осмотром, на слух, по контрольным приборам или по характеру движения машины;

2) причины и последствия неисправностей;

3) способы обнаружения и устранения;

4) меры предупреждения.

Последовательность подготовки к занятиям и составление плана

(плана-конспекта)

Качество занятий, проводимых с личным составом, а следовательно, и общий уровень технической подготовки обучаемых зависят прежде всего от уровня личной подготовленности руководителей занятий.

Систематично и последовательно излагать учебный материал темы можно только при условии глубокого знания предмета, понимания цели каждого занятия в общей системе подготовки экипажей (водителей) боевых машин. Поэтому руководитель занятий по технической подготовке должен хорошо знать программу, цели обучения, объем знаний и практических навыков, необходимых обучаемым, четко представлять себе, какие учебные вопросы являются главными и какие — второстепенными.

Для быстрого восприятия и прочного усвоения учебного материала обучаемыми исключительно большое значение имеет методика проведения занятий, умение руководителя доходчиво передать свои знания и практические навыки. Это умение вырабатывается практикой обучения и специальной методической подготовкой.

Таким образом, успешная организация технической подготовки требует тщательной и всесторонней подготовки руководителей занятий, непрерывного совершенствования их методических навыков.

Подготовку руководителя к занятиям можно разделить на два этапа: предварительную подготовку и подготовку к проведению конкретных занятий.

Предварительная подготовка руководителя занятия

Хорошая предварительная подготовка руководителя является одним из основных условий качественного проведения занятий. Она осуществляется методом самостоятельной работы и на занятиях по совершенствованию специальной и методической подготовки офицеров (прапорщиков), проводимых по планам и программам их командирской подготовки.

До начала занятий руководитель обязан изучить весь комплекс основных вопросов по всей программе технической подготовки, используя для этого основные учебные пособия, методическую литературу и имеющуюся в части учебно-материальную базу. Кроме того, чтобы занятия были поучительными и интересными, руководитель должен постоянно следить за издаваемой технической литературой, изучать новую бронетанковую технику и передовой опыт эксплуатации машин, состоящих на вооружении части, следить за их конструктивными изменениями и подбирать характерные примеры из опыта боевой подготовки, подтверждающие справедливость рассматриваемых правил и положений и вместе с тем способствующие лучшему запоминанию учебного материала.

Предварительная подготовка руководителя занятий должна сопровождаться ведением рабочего конспекта. Без этого невозможно обеспечить систематическую и глубокую проработку того или другого вопроса. Нельзя надеяться на память, то, что свежо в памяти сейчас, может быть забыто через некоторое время. Форма и порядок ведения рабочего конспекта могут быть различными.

Они зависят прежде всего от личных качеств, квалификации и опыта руководителя занятий. Конспект рекомендуется вести по отдельным вопросам или темам программы технической подготовки. При составлении конспекта необходимо оставлять чистые страницы для накопления и расширения материала.

Записи внутри каждой темы целесообразно систематизировать по отдельным основным вопросам. При этом полезно указывать источники конспектируемого материала (наименование руководств, учебников, статей и т. д.).

Хорошо составленный и непрерывно ведущийся рабочий конспект является одним из основных пособий при подготовке к проведению занятия.

Он значительно сокращает время на подготовку и способствует повышению качества проводимых занятий.

Особое внимание руководители занятий должны уделять вопросам овладения методами обучения, постоянному повышению уровня своей методической подготовки;

Самостоятельная работа является основой совершенствования методической подготовки руководителя занятия. Только личный упорный труд в этом вопросе обеспечит успех.

После каждого проведенного занятия руководитель должен провести его анализ, критически оценить свои действия и результаты выполнения плана занятия.

Положительные методические приемы и недостатки в проведении занятий необходимо зафиксировать в плане-конспекте. Эти заметки пригодятся в дальнейшем при проведении этого же занятия с другим подразделением или при подготовке к проведению аналогичного занятия по другой теме.

Подготовка руководителя к занятию

Подготовка к проведению конкретного занятия заключается в личной подготовке руководителя и подготовке материального обеспечения занятия. Руководитель обязан заблаговременно проверить наличие учебного оборудования и других средств материального обеспечения, необходимых для проведения занятия. Если потребуется, расположить учебное оборудование в классе так, чтобы им удобно было пользоваться во время занятия.

Структура содержания занятия

Каждое занятие по технической подготовке состоит из вводной, основной и заключительной частей.

Вводная часть. На вводную часть занятия отводится не более 5-10 мин. За это время руководитель принимает рапорт, здоровается и проверяет наличие личного состава и их готовность к занятию, объявляет тему и учебную цель данного занятия.

В случае необходимости в вводной части проводится также опрос обучаемых по ранее пройденному материалу в целях проверки качества его усвоения, закрепления наиболее важных положений и нормативов, а также для подготовки их к восприятию новых сведений. Такой опрос особенно полезен в том случае, если тема предстоящего занятия связана с предыдущей или является дальнейшим развитием уже рассмотренных вопросов.

Если в результате опроса будет установлено, что обучаемые недостаточно твердо знают необходимый предшествующий материал, руководитель должен предусмотреть краткое его повторение в процессе занятий.

В вводной части практического занятия руководитель дополнительно объявляет порядок проведения занятия, указывает учебные места и порядок их прохождения, распределяет учебную группу на подгруппы в соответствии с количеством учебных мест и напоминает меры безопасности.

Очень важное значение имеет последовательность преподнесения учебного материала. Она должна быть тщательно продумана, отражена в плане-конспекте и в ходе занятия строго выдерживаться.

При изложении учебного материала руководитель должен разумно пользоваться планом-конспектом, а не читать его непрерывно, так как чтение подрывает авторитет руководителя, приводит к потере связи с аудиторией и снижает активность обучаемых. К плану-конспекту рекомендуется обращаться лишь в случае необходимости контроля правильной последовательности изложения учебных вопросов и распределения времени, а также для приведения точных формулировок, определений и регулировочных параметров, которые должны быть законспектированы и требуют поэтому неоднократного дословного повторения.

Объем необходимых записей руководитель должен определять заранее, исходя из наличия учебных пособий по изучаемой теме.

В основной части практического занятия сначала может быть показан порядок выполнения основных операций или работ. Это делается главным образом тогда, когда данные работы выполняются первый раз. После этого обучаемые отрабатывают их самостоятельно на учебных местах.

Если для выполнения работ предусмотрено использование оборудования и инструмента, с которыми обучаемые ранее не работали, руководитель занятия на учебном месте обязан предварительно объяснить и показать правила их применения.

В целях привития обучаемым навыков в выполнении работ на машинах в установленной технологической последовательности практические занятия необходимо проводить с применением специальных заданий и технологических (операционных) карт, выдаваемых на каждое учебное место. Пользование технологическими (операционными) картами особенно целесообразно для курсантов, впервые выполняющих данную работу.

Заключительная часть любого занятия предназначена для подведения итогов занятия, оценки знаний и практических навыков обучаемых и постановки задач на самоподготовку. При постановке задачи на самоподготовку руководитель занятия указывает, какие разделы учебника или официальных руководств (технического описания и инструкции по эксплуатации) обязаны изучить обучаемые и что они должны записать в свои конспекты. В конце заключительной части указывается тема, время и место проведения следующего занятия.

Заключительная часть практического занятия состоит, кроме того, из разбора качества выполнения изучаемых работ и операций в целом и тех недостатков, которые были допущены обучаемыми. При этом руководитель делает выводы на основании собственных наблюдений и докладов руководителей занятий на учебных местах. При необходимости перед проведением разбора предусматривается время для приведения в порядок учебных мест.

Самостоятельная работа с книгой или плакатом дает возможность обучаемым при повторении устройства материальной части изучить чертежи, схемы и рисунки, которые они не смогли достаточно хорошо рассмотреть во время объяснений руководителя занятия всей учебной группе. Сравнивая подлинные детали и узлы с их графическим изображением, обучаемые получают навыки в чтении чертежей, схем и плакатов и одновременно закрепляют свои знания по устройству материальной части, полученные на занятиях в классе.

Для эффективной и целенаправленной работы обучаемые должны точно знать время и место самоподготовки, перечень подлежащих изучению вопросов, необходимую для этого литературу и наглядные пособия. Поэтому руководитель обязан сообщить порядок проведения самоподготовки и дать обучаемым конкретные задания заблаговременно, обычно в заключительной части предшествующего занятия.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...