Методы обучения в строительстве

Методы обучения — это способы совместной деятельности преподавателя и студентов, направленные на решение задач обучения.

Прием — это составная часть или отдельная сторона метода. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов. Например, прием записи студентами базовых понятий применяется при объяснении преподавателем нового материала, при самостоятельной работе с первоисточником. В процессе обучения методы и приемы применяются в различных сочетаниях.

Один и тот же способ деятельности студентов в одних случаях выступает как самостоятельный метод, а в других — как прием обучения. Например, объяснение, беседа являются самостоятельными методами обучения. Если же они эпизодически используются преподавателем в ходе практической работы для привлечения внимания студентов, исправления ошибок, то объяснение и беседа выступают как приемы обучения, входящие в метод упражнения.

Классификация методов обучения

В современной дидактике выделяют:

наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления; наглядные пособия); практические методы (студенты получают знания и вырабатывают умения и навыки, выполняя практические действия);

Урок/занятие: методы обучения

Словесные методы

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. Слово активизирует воображение, память, чувства студентов. Словесные методы подразделяются па следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ — устное образное, последовательное изложение небольшого по объему материала. Продолжительность рассказа по времени 20 — 30 минут. Метод изложения учебного материала отличается от объяснения тем, что он носит повествовательный характер и применяется при сообщении студентами фактов, примеров, описании событий, явлений, опыта работы предприятий, при характеристике литературных героев, исторических деятелей, ученых и т. д. Рассказ может сочетаться с другими методами: объяснением, беседой, упражнениями. Часто рассказ сопровождается демонстрацией наглядных пособий, опытов, диафильмов и кинофрагментов, фотодокументов.

К рассказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляется ряд педагогически требований:

включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;

Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение — это монологическая форма изложения.

Объяснение характеризуется тем, что оно носит доказательный характер и направлено на выявление существенных сторон предметов и явлений, характера и последовательности событий, на раскрытие сущности отдельных понятий, правил, законов. Доказательность обеспечивается, прежде всего, логичностью и последовательностью изложения, убедительностью и ясностью выражения мыслей. Объясняя, преподаватель отвечает на вопросы: «Что это такое?», «Почему?».

О таких методах обучения вы еще не знали / Самые нестандартные методы обучения

При объяснении должны хорошо использоваться различные средства наглядности, которые способствуют вскрытию существенных сторон, изучаемых тем, положений, процессов, явлений и событий. В ходе объяснения целесообразно ставить периодически вопросы перед студентами с целью поддержания их внимания и познавательной активности. Выводы и обобщения, формулировки и объяснения понятий, законов должны быть точными, ясными и краткими. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

Использование метода объяснения требует:

Беседа — диалогический метод обучения, при котором преподаватель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит студентов к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного. Беседа относится к наиболее распространенным методам дидактической работы.

Преподаватель, опираясь на знания и опыт студентов, последовательной постановкой вопросов подводит их к пониманию и усвоению новых знаний. Вопросы ставятся перед всей группой, и после небольшой паузы (8–10 секунд) называется фамилия студента. Это имеет большое психологическое значение — вся группа готовится к ответу. Если студент затрудняется ответить, не следует «вытягивать» из него ответ — лучше вызвать другого.

В зависимости от цели занятия применяются различные виды беседы: эвристическая, воспроизводящая, систематизирующая.

Эвристическая беседа (от греческого слова «эврика» — нашел, открыл) применяется при изучении нового материала.

Воспроизводящая беседа (контрольно-проверочная) имеет цель закрепления в памяти студентов ранее изученного материала и проверку степени его усвоения.

Систематизирующая беседа проводится с целью систематизации знаний студентов после изучения темы или раздела на повторительно- обобщающих уроках.

Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно может проводиться как с группами в целом, так и с отдельными группами студентов.

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль студента. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих па угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа «да» или «нет».

В целом, метод беседы имеет следующие преимущества:

Недостатки метода беседы:

содержит элемент риска, (студент может дать неправильный ответ, который воспринимается другими студентами и фиксируется в их памяти).

Беседа, в сравнении с другими информационными методами, обеспечивает относительно высокую познавательную и мыслительную активность студентов. Она может быть применена при изучении любого учебного предмета.

Дискуссия. Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнение других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда студенты обладают значительной степенью зрелости и самостоятельностью мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнением других.

Работа с учебником и книгой — важнейший метод обучения. Работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством преподавателя или самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них:

Конспектирование — краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного без подробностей и второстепенных деталей. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления. По своей структуре и последовательности конспект должен соответствовать плану. Поэтому важно сначала составить план, а потом писать конспект в виде ответов на вопросы плана.

Конспекты бывают текстуальные, составленные путем дословной выписки из текста отдельных положений, наиболее точно выражающих мысль автора, и свободные, в которых авторская мысль изложена своими словами. Чаще всего составляют смешанные конспекты, некоторые формулировки переписываются из текста дословно, остальные мысли излагаются своими словами. Во всех случаях нужно следить за тем, чтобы в конспекте точно была передана мысль автора.

Составление плана текста: план, может быть, простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.

Тестирование — краткое изложение основных мыслей прочитанного.

Цитирование — дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).

Аннотирование — краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.

Рецензирование — написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном.

Составление справки: справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и т. д.

Составление формально-логической модели — словесно-схематического изображения прочитанного.

Лекция как метод обучения представляет собой последовательное изложение преподавателем темы или проблемы, при котором раскрываются теоретические положения, законы, сообщаются факты, события и дается анализ их, раскрываются связи между ними. Выдвигаются и аргументируются отдельные научные положения, освещаются различные точки зрения по изучаемой проблеме и обосновываются правильные позиции. Лекция — самый экономичный путь получения информации студентами, так как в лекции педагог может сообщить научные знания в обобщенном виде, почерпнутые из многих источников и которых еще нет в учебниках. Лекция, кроме изложения научных положений, фактов и событий, несет в себе силу убеждений, критической оценки, показывает студентам логическую последовательность раскрытия темы, вопроса, научного положения.

Чтобы лекция была эффективной, необходимо соблюдать ряд требований к ее изложению.

Изложение материала лекции ведется в соответствии с планом, в строгой логической последовательности. Изложение теоретических положений, законов, раскрытие причинно-следственных связей осуществляется в тесной связи с жизнью, сопровождается примерами и фактами) применением различных средств наглядности, аудиовизуальных средств.

Преподаватель непрерывно следит за аудиторией, за вниманием студентов, и в случае его падения, принимает меры по повышению интереса студентов к материалу: изменяет тембр и темп речи, придает ей большую эмоциональность, ставит перед студентами 1–2 вопроса или минуту-две отвлекает их шуткой, интересным, забавным примером (меры по поддержанию интереса студентов к теме лекции планируются преподавателем).

В ходе лекции не рекомендуется преподавателю перемещаться от одного места к другому, ходить между столами, так как это отрицательно влияет на внимание студентов и вызывает у них усталость.

На уроке лекционный материал объединяется с творческими работами студентов, делая их активными и заинтересованными участниками урока.

Задача каждого преподавателя не только дать готовые задания, но и учить студентов добывать их самостоятельно.

Виды самостоятельной работы разнообразны: это и работа с главой учебного пособия, конспект или тегирование ее, написание докладов, рефератов, подготовка сообщений по тому или иному вопросу, составление кроссвордов, сравнительных характеристик, рецензирование ответов студентов, лекций учителя, составление опорных схем и графиков, художественные рисунки и их защита и т.п.

Самостоятельная работа — важный и нужный этап в организации урока, и ею необходимо продумывать наиболее тщательно. Нельзя, например, «отослать» студентов к главе учебника и просто предложить им законспектировать ее. Особенно если перед вами первокурсники, да еще слабая группа. Лучше всего дать сначала ряд опорных вопросов. При выборе вида самостоятельной работы надо подходить к студентам дифференцированию, учитывая их возможности.

Форма организации самостоятельной работы, наиболее способствующая обобщению и углублению ранее приобретенных знаний и — главное — развитию умений самостоятельно овладевать новыми знаниями, развитию творческой активности, инициативы, склонностей и способностей — это семинарские занятия.

Семинарские занятия обеспечивают:

формирование и развитие навыков творческого подхода к овладению знаниями и самостоятельному изложению их перед аудиторией;

развитие активности студентов в обсуждении вопросов и проблем, поставленных на обсуждение семинарского занятия;

Семинарские занятия в условиях колледжа рекомендуется проводить в учебных группах второго и старших курсов. Каждое семинарское занятие требует большой и тщательной подготовки, как преподавателя, так и студентов. Преподаватель, определив тему семинарского занятия, заблаговременно (за 10–15 дней) составляет план семинара, в котором указывается:

темы основных докладов (сообщений) студентов, раскрывающих главные проблемы темы семинара (2–3 доклада);

План семинара доводится до студентов с таким расчетом, чтобы студенты располагали временем, достаточным для подготовки к семинару.

Занятие начинается со вступительного слова преподавателя, в котором преподаватель сообщает цель и порядок проведения семинара, указывает на какие положения темы следует обратить внимание в выступлениях студентов. Если в плане семинара предусмотрено обсуждение докладов, то после вступительного слова преподавателя заслушиваются доклады, а затем идет обсуждение докладов и вопросов плана семинара.

В ходе семинара преподаватель ставит дополнительные вопросы, стремиться побудить студентов перейти к дискуссионной форме обсуждения отдельных положений и вопросов, поставленных преподавателем.

В конце занятия преподаватель подводит итоги семинара, дает аргументированную оценку выступлениям студентов, уточняет и дополняет отдельные положения темы семинара, указывает, над какими вопросами следует поработать студентам дополнительно.

Экскурсия — один из методов приобретения знаний, является составной частью учебного процесса. Учебно-познавательные экскурсии могут быть обзорно-ознакомительные, тематические и проводятся они, как правило, коллективно под руководством преподавателя или специалиста-экскурсовода.

Экскурсии — довольно эффективный метод обучения. Они способствуют наблюдательности, накоплению сведений, формированию визуальных впечатлений.

Учебно-познавательные экскурсии организуются на базе производственных объектов с целью общего ознакомления с производством, его организационной структурой, отдельными технологическими процессами, оборудованием, видами и качеством выпускаемой продукции, организацией и условиями труда. Такие экскурсии имеют очень большое значение для профориентации молодежи, привития любви к избранной профессии. Студенты получают образно-конкретное представление о состоянии производства, уровне технической оснащенности, о требованиях современного производства к профессиональной подготовке работников.

Экскурсии могут быть организованы в музей, фирму и офис, в заповедные места по изучению природы, на различного рода выставки.

Каждая экскурсия должна иметь четкую учебно-познавательную и воспитательную цель. Студенты должны ясно представлять, какова цель экскурсии, что они должны выяснить и узнать в процессе экскурсии, какой собрать материал, как и в какой форме, обобщить его, составить отчет по итогам экскурсии.

Таковы краткие характеристики основных видов словесных методов обучения.

Наглядные методы обучения

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ студентам иллюстрированных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и др.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока; наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы студенты могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

привлекать самих студентов к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрируемом устройстве.

Методы практического обучения

Практические методы обучения основаны на практической деятельности студентов. Этими методами формируются практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста студентов.

Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них студенты совершают умственную и практическую работу.

Пo степени самостоятельности студентов при выполнении упражнений выделяют:

Если при выполнении действий студент про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции; такие упражнения называют комментируемыми. Комментирование действий помогает преподавателю обнаружить типичные ошибки, внести коррективы в действия студентов.

Рассмотрим особенности применения упражнений.

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и вниманию студентов. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.

Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.

Читайте также:  Линейный расчет в строительстве

К графическим упражнениям относятся работы студентов по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т. д. Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает студентам лучше воспринимать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы, в зависимости от степени самостоятельности студентов при их выполнении, могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

Творческие работы студентов. Выполнение творческих работ является важным средством развития творческих способностей студентов, формирования навыков целенаправленной самостоятельной работы, расширения и углубления знаний, умения использовать их при выполнении конкретных задач. К творческим работам студентов относятся: написание рефератов, сочинений, рецензий, разработка курсовых и дипломных проектов, выполнение рисунков, эскизов и различного рода других творческих заданий.

Лабораторные работы — это проведение студентами по заданию преподавателя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т. е. это изучение студентами каких- либо явлений с помощью специального оборудования.

Практическое занятие — это основной вид учебных занятий, направленный на формирование учебных и профессиональных практических умений и навыков.

Лабораторно-практические занятия играют важную роль в процессе обучения студентов. Значение их состоит в том, что они способствуют развитию у студентов умения применять теоретические знания к решению практических задач, вести непосредственно наблюдения за происходящими процессами и явлениями и на основе анализа результатов наблюдения учатся самостоятельно делать выводы и обобщения.

Здесь студенты приобретают самостоятельно знания и практические навыки обращения с приборами, материалами, реактивами, оборудованием. Лабораторные и практические занятия предусмотрены учебными планами и соответствующими учебными программами. Задача преподавателя — методически правильно организовать выполнение студентами лабораторно-практических работ, умело направить деятельность студентов, обеспечить занятие необходимыми инструкциями, методическими пособиям, материалом и оборудованием; четко поставить учебно-познавательные цели занятия. Важно также при проведении лабораторных и практических работ ставить перед студентами вопросы творческого характера, требующие самостоятельной постановки и решения проблемы. Преподаватель осуществляет контроль за работой каждого студента, оказывает помощь тем, кто в этом нуждается, дает индивидуальные консультации, всемерно поддерживает активную познавательную деятельность всех студентов.

Проводятся лабораторные работы в иллюстрированном или исследовательском плане.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер.

Методы проблемного обучения

Проблемное обучение предполагает создание проблемных ситуаций, т. е. таких условий или такой обстановки, при которых необходимость процессов активного мышления, познавательной самостоятельности студентов, нахождение новых неизвестных еще способов и приемов выполнения задания, объяснения еще непознанных явлений, событий, процессов.

В зависимости от уровня познавательной самостоятельности студентов, степени сложности проблемных ситуаций и способов их решения различают следующие методы проблемного обучения.

Сообщающее изложение с элементами проблемности. Этот метод предполагает создание единичных проблемных ситуаций незначительной сложности. Преподаватель создает проблемные ситуации лишь на определенных этапах урока, с тем, чтобы вызвать интерес студентов к изучаемому вопросу, сконцентрировать их внимание на своих словах и действиях. Проблемы решаются по ходу изложения нового материала самим преподавателем. При использовании в обучении данного метода роль студентов довольно пассивна, уровень их познавательной самостоятельности невысок.

Познавательное проблемное изложение. Суть данного метода состоит в том, что преподаватель, создавая проблемные, ситуаций, ставит конкретные учебно-познавательные проблемы и сам в процессе изложения материала осуществляет показательное решение поставленных проблем. Здесь на личном примере преподаватель показывает студентам какими приемами и в какой логической последовательности следует решать проблемы, возникшие при данной ситуации. Усваивая логику рассуждений и последовательность поисковых приемов, которыми пользуется преподаватель в процессе решения проблемы, студенты производят действия по образцу, мысленный анализ проблемных ситуаций, сопоставляют факты и явлений и знакомятся со способами построения доказательства.

На таком уроке преподаватель использует широкий круг методических приемов — создание проблемной ситуации с целью постановки и решения учебно-познавательной проблемы: объяснение, рассказ, применение технических средств и наглядных учебных пособий.

Диалогическое проблемное изложение. Преподаватель создает проблемную ситуацию. Решение проблемы идет совместными усилиями преподавателя и студентов. Наиболее активная роль студентов проявляется на тех этапах решения проблемы, где требуется применение уже известных им знаний. Этот метод создает довольно широкие возможности для активной творческой, самостоятельной познавательной деятельности студентов, обеспечивает тесную обратную связь в обучении, студент привыкает высказывать свои мнения вслух, доказывать и отстаивать их, что, как нельзя лучше, воспитывает активность его жизненной позиции.

Эвристический или частично-поисковый метод применяется тогда, когда преподаватель ставит цель обучить студентов отдельным элементам самостоятельного решения проблемы, организовать и вести силами студентов частичный поиск новых знаний. Поиски решения проблемы осуществляются либо в виде определенных практических действий, либо путем наглядно- действенного или абстрактного мышления — на основе личных наблюдений или информации, полученной от преподавателя, из письменных источников и т. д. Как и при других методах проблемного обучения, преподаватель в начале занятия ставит перед студентами проблему в словесной форме, или путем демонстрации опыта, или в виде задания, состоящего в том, чтобы на основе полученной информации о фактах, событиях, устройстве различных машин, агрегатов, механизмов студенты сделали самостоятельные выводы, пришли к определенному обобщению, установили причинно-следственные связи и закономерности, существенные различия и принципиальные сходства.

Исследовательский метод. В деятельности преподавателя при применении исследовательского и эвристических методов мало отличий. Оба метода с точки зрения построения их содержания идентичны. Как и эвристический, так и исследовательский методы предполагают постановку учебных проблем и проблемных задач; управление преподавателем учебно-познавательной деятельностью студентов, а студенты в том и другом случае усваивают новые знания , в основном путем решения учебных проблем.

Если в процессе реализации эвристического метода, вопросы, указания и частные проблемные задания носят упреждающий характер, т. е. ставятся до или в процессе решения проблемы, и они выполняют направляющую функцию, то при исследовательском методе вопросы ставятся после того, как студенты в основном справились с решением учебно — познавательной проблемы и постановка их служит для студентов средством контроля и самопроверки правильности своих выводов и понятий, приобретенных знаний.

Исследовательский метод, таким образом, является более сложным и характеризуется более высоким уровнем самостоятельной творческой поисковой деятельности студентов. Он может быть применен на занятиях со студентами, обладающими высоким уровнем развития и довольно хорошими навыками творческой работы, самостоятельного решения учебно- познавательных проблем, ибо этот метод обучения по своему характеру приближается к научно-исследовательской деятельности.

Выбор методов обучения

В педагогической науке на основе изучения и обобщения практического опыта преподавателей сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса.

Выбор метода обучения зависит:

от общих целей образования, воспитания и развития студентов и ведущих установок современной дидактики;

от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов;

от материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

от возможностей и особенности преподавателя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

Выбирая и применяя методы и приемы обучения, педагогический работник стремится найти наиболее эффективные методы обучения, которые обеспечивали бы высокое качество знаний, развитие умственных и творческих способностей, познавательной, а главное самостоятельной деятельности студентов.

Источник: student39.ru

Проблемы и перспективы обучения bim в ВУЗах: управление развитием в строительстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

ТЕХНОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ (BIM) / BIM-ТЕХНОЛОГИЯ / BIM-КОМАНДА / ИНФОРМАЦИОННАЯ 3Б-МОДЕЛЬ / ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ BIM-ПРОЕКТА (BEP) / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ЗАКАЗЧИКА (EIR) / УРОВЕНЬ ДЕТАЛИЗАЦИИ (LOD) / BUILDING INFORMATION MODELING (BIM) / BIM-COMMAND / 3D-INFORMATION MODEL / BEP / EIR / LOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришина Н.М., Чалый Ю.Ю.

Постановка задачи. Цель исследования в статье рассмотрены проблемы процесса внедрения новой технологии информационного моделирования, возникающие в связи с малым количеством методической литературы и недостаточной подготовленностью в настоящее время специалистов строительной отрасли, способных работать и развивать BIM-технологию в Российской Федерации. Результаты.

Основные результаты исследований состоят в создании авторами подходов к внедрению новых BIM-технологий в управлении строительством. Метод исследований аналитический. Представлены решения и компетенции компании-интегратора для всех этапов жизненного цикла объекта в условиях BIM-технологии -проектирование, строительство и эксплуатация.

Предложены новые подходы к системе подготовки инженерных кадров в высших учебных заведениях для строительной отрасли: рассмотрен поступательный процесс обучения новой технологии. Выводы. Значимость полученных результатов для строительной отрасли состоит в том, что в результате практического применения предложенных авторами новых методик обучения и подготовки инженерных кадров в архитектурно-строительных ВУЗах строительная отрасль получит высококвалифицированных, подготовленных к новым реалиям управленцев и специалистов.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гришина Н.М., Чалый Ю.Ю.

К вопросу актуальности внедрения информационного моделирования зданий в учебный процесс подготовки инженеров

Bim-технологии и опыт их внедрения в учебный процесс при подготовке бакалавров по направлению 08. 03. 01 «Строительство»

Problems and prospects of BIM in high school: development management in construction

Problem. The purpose of the research is to study the problems of the process of introducing a new technology of information modeling that arise in connection with the small amount of methodological literature and the insufficient preparedness of specialists in the construction industry who are able to work and develop BIM-technology in the Russian Federation. Results. The main results of the research are the authors’ creation of approaches to the introduction of new BIM-technologies in construction management. The method of research is analytical.

The solutions and competences of the integrator company are presented for all stages of the life cycle of the facility in the context of BIM-technology design, construction and operation. New approaches to the system of training engineering personnel in higher educational institutions for the construction industry are proposed: the progressive process of learning new technology is considered. Conclusions. The significance of the results obtained for the construction industry is that as a result of the practical application of new methods of training and training of engineering personnel in architectural and construction universities, the construction industry will receive highly skilled managers trained for new realities.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы обучения bim в ВУЗах: управление развитием в строительстве»

Гришина Н.М. — технический директор направления информационного моделирования строительных объектов

Чалый Ю.Ю. — ведущий аналитик направления информационного моделирования строительных объектов

ЗАО «КРОК инкорпорейтед»

Адрес организации: 111033, Россия, г. Москва, ул. Волочаевская, д. 5, корп. 1 Проблемы и перспективы BIM в ВУЗах: управление развитием в строительстве1

Постановка задачи. Цель исследования — в статье рассмотрены проблемы процесса внедрения новой технологии информационного моделирования, возникающие в связи с малым количеством методической литературы и недостаточной подготовленностью в настоящее время специалистов строительной отрасли, способных работать и развивать BIM-технологию в Российской Федерации.

Результаты. Основные результаты исследований состоят в создании авторами подходов к внедрению новых BIM-технологий в управлении строительством. Метод исследований — аналитический. Представлены решения и компетенции компании-интегратора для всех этапов жизненного цикла объекта в условиях BIM-технологии -проектирование, строительство и эксплуатация. Предложены новые подходы к системе подготовки инженерных кадров в высших учебных заведениях для строительной отрасли: рассмотрен поступательный процесс обучения новой технологии.

Выводы. Значимость полученных результатов для строительной отрасли состоит в том, что в результате практического применения предложенных авторами новых методик обучения и подготовки инженерных кадров в архитектурно-строительных ВУЗах строительная отрасль получит высококвалифицированных, подготовленных к новым реалиям управленцев и специалистов.

Ключевые слова: технология информационного моделирования (BIM), BIM-технология, BIM-команда, информационная 3Б-модель, план реализации BIM-проекта (BEP), информационные требования заказчика (EIR), уровень детализации (LOD).

Развитие любой отрасли экономики сопровождается появлением новых знаний, технологий и новых задач по использованию технологических, управленческих и организационных инноваций в управлении фирмами, государственными учреждениями, в процессе подготовки новых кадров для отраслей экономики и переквалификации специалистов рынка уходящей технологии. На этапе внедрения новых технологий предполагается решение таких задач, которые не имеют простых и однозначных методов решений или же решений, являющихся совокупностью уже используемых приёмов организации и управления на предприятии [1-9]. Внедрение технологий, использующих элементы нового знания, не успевшего стать достоянием общественности, часто происходит с множеством ошибок и изменений, процесс затрагивает всех экономических агентов национальной экономики.

Внедрение новых технологий в строительстве, как правило, проходит три этапа:

1. Локальное внедрение — на данном этапе преследуется цель опробовать и продемонстрировать работоспособность технологии на одном небольшом проекте. Активную роль здесь играют разработчики технологии, заинтересованные в успехе проекта, при этом предприятие часто пассивно и настроено скептически к проводимым работам.

Исследование подготовлено при поддержке Международного инжинирингового цента КГАСУ «BIM и SMART технологии в архитектуре, строительстве и ЖКХ» в рамках 69-ой Международной конференции по проблемам архитектуры и строительства КГАСУ (апрель, 2017).

2. Масштабируемое внедрение — на данном этапе технологию применяют уже ко всем проектам, которое ведёт предприятие. Целью является проверка масштабируемости технологии на реальном проекте. Здесь активную роль начинает играть уже предприятие, заинтересованное в успешной реализации проекта силами своего персонала. Изучается способность новой технологии внедриться в существующие процессы. Разработчики технологии всё ещё играют важную роль, но уже как консультанты — ведут работу со стороны, участвуя в нужный момент в проекте внедрения новой технологии.

3. Тотальное внедрение — данный этап проходит в рамках уже отработанных процессов внедрения. Внедрение технологии производится силами специализированных организаций с чётко определёнными входными данными, процедурами, ролями вовлечённых лиц и результатами каждого шага. Разработчики технологии на данном этапе, как правило, уже не участвуют. Они преследуют цель совершенствования своей технологии.

Основные трудности при внедрении новой технологии возникают на первых двух этапах, поскольку они самые наукоемкие [10]. Именно в это время закладываются и разрабатываются процедуры, требующие уникальных знаний и умений разработчиков.

Практический опыт авторов в 2014-2017 гг. по внедрению новой технологии информационного моделирования (англ. Building Information Modelling, сокр. BIM) на российских предприятиях и в организациях позволяет обобщить возникающие проблемы внедрения новой технологии и рассмотреть задачи для их решения. Обычно за внедрением BIM стоит цель решить определённый комплекс задач, основанный на потребностях и специфики отрасли в которой задействован заказчик.

В строительной отрасли и без BIM отмечался острый дефицит квалифицированных специалистов рабочих и инженерно-технических направлений, а принятый государством в 2014-м году курс на внедрение технологии информационного моделирования ещё больше раскрыл проблему дефицита высококвалифицированных специалистов, добавив к этому необходимость в получении знаний в области BIM-технологии.

До задания вектора на BIM на государственном уровне многие строительные компании и проектные институты использовали инструменты автоматизации труда и управления информацией, просто BIM-ом это никто не называл. Традиционным было понятие, что выпускник специализированного высшего учебного заведения должен забыть всё, чему его учили и пройти процесс обучения уже на рабочем месте под чутким руководством опытных наставников. По сути, от него требовались только базовые навыки пользователя.

Читайте также:  Что такое разбивка трассы при строительстве

Однако ситуация с требованиями к выпускникам кардинально меняется, ВУЗы Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Астрахани, Новосибирска, рассматривают возможности обучения BIM в команде [11-16]. Работодатель уже не хочет ждать — ему нужен результат. BIM-технология создана для выдачи этого результата, но количество и сложность инструментов решения постоянно растёт и неподготовленный специалист не сможет найти достойного, а главное интересного места работы. Согласно анализу экспертов, количество желающих обучаться технологии информационного моделирования в 2015 году выросло на 35 % по сравнению с 2013 годом2, что отражает тенденцию быстрого роста спроса на рынке труда. На современном рынке управления строительством ключевым этапом при вхождении специалиста в компанию и внедрении новых технологий стал этап обучения молодых специалистов и повышения квалификации специалистов с наличием профессионального опыта.

EPC и EPCM контракты по стандартам FIDIC

В России в настоящее время набирают популярность EPC и EPCM контракты по стандартам FIDIC [17-18]. Мировая практика реализации инвестиционных проектов выделяет ЕРС- и ЕРСМ-контракты как наиболее перспективные стратегии реализации сложных промышленных проектов. Отсутствие в российском законодательном поле понятий «EPC-контракт» и «EPCM-контракт», а также отсутствие однозначной трактовки

2Рейтер Т. Если изучаешь BIM : об освоении технологии информационного моделирования // Строительство и городское хозяйство. 2016. № 164. С. 46-50. URL: http://stroypuls.ru/sgh/2016-sgh/164-aprel-2016/116499/ (дата обращения: 19.03.2017).

понятия «инжиниринговые услуги» являются сдерживающими факторами развития данных стратегий в России. EPC-контракты привлекательны для заказчиков решением «под ключ» и приемлемой степенью риска. Поэтому их повсеместное использование -вопрос времени. Также при заключении EPC-контракта не стоит забывать, что есть ГК РФ и необходимо помнить об императивных нормах российского законодательства, несоблюдение которых повлечет очень печальные последствия для сторон.

Знание и понимание как работать с этими контрактами вскоре станет необходимым условием выживания на рынке. Поэтому включение дисциплины, описывающей механизмы работы EPC-контрактов, необходима и выгодна для всей строительной отрасли.

BIM-технология в управлении строительством

Развитие и модернизация производства строительной отрасли сопровождаются постоянным внедрением новых технологий. В настоящее время самой передовой технологией в строительстве является технология информационного моделирования.

BIM-технология — это согласованные процессы, позволяющие создать организованную и управляемую информацию об объекте в виде трёхмерной информационной модели, где каждый элемент модели имеет множество различных технических свойств, при изменении которых информация об этом отображается на всех связанных частях проекта, неважно, это объекты капитального строительства или линейно-протяжённые объекты. Данный набор информации может быть использован как на стадии проектирования и строительства объекта, так и в период его эксплуатации, реконструкции и даже сноса3.

Фактически российская строительная отрасль сейчас находится на втором этапе внедрения BIM-технологии. Российские предприятия пытаются масштабировать технологию на свои проекты, сталкиваясь со всё новыми и новыми проблемами. Стоит отметить, что решения BIM-технологии для объектов промышленного и гражданского строительства проработаны лучше, чем решения для линейно-протяжённых объектов, за счёт большей распространённости, доступности, количества разнообразных инструментов реализации и нормативных документов, описывающих процессы информационного моделирования зданий и сооружений. При этом правительством РФ уже сейчас поставлена задача третьего уровня — тотальное внедрение BIM-технологии4.

В масштабах одной из крупнейших отраслей национальной экономики, строительства, подготовленных специалистов, способных поддерживать данную технологию и решать связанные с ней задачи, катастрофически мало. В первую очередь это связано с отсутствием общепринятых проработанных методик обучения из-за новизны технологии. Для подготовки специалистов с необходимой квалификацией также нужны преподавательские кадры, способные на основе личного реального опыта создать данные методики, чтобы они были применимы на практике и не являлись бесполезным набором знаний, без умений и навыков выпускников.

Текущая ситуация с подготовкой кадров, способных безболезненно влиться в процесс информационного моделирования, говорит нам о наличии проблемы. Строительные ВУЗы ещё не готовы дать всеобъемлющего пакета информации о BIM-технологии и вырастить подготовленных специалистов. Авторы предлагают расширить перечень компетенций для освоения будущими специалистами управления строительством, для этого необходимо создать базовый курс обучения BIM в строительных ВУЗах, охватывающий весь жизненный цикл объекта строительства, основанный на умении специалистов работать в команде проекта.

3Жук Ю. Почему Минстрой предпочел BIM-технологии. RCMM.RU : сетевое издание «Строительство .RU». 2017. URL: http://rcmm.ru/tehnika-i-tehnologii/22401-pochemu-minstroy-predpochel-bim-tehnologii.html (дата обращения: 19.03.2017).

4Решения по итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России. // GOUVERNMENT.RU : сайт правительства РФ. 2014. URL : http://government.ru/orders/selection/401/11022/ (дата обращения: 20.03.2017).

Типичные проблемы процесса информационного моделирования объектов строительной отрасли

BIM-технология охватывает весь жизненный цикл объекта строительства:

I. Проектирование — предпроектные и проектные работы.

II. Строительство — планирование строительных работ, закупка материалов, монтаж строительных конструкций и сдача в эксплуатацию.

III. Эксплуатация — комплекс работ по содержанию, обслуживанию и ремонту объекта.

IV. Реконструкция — комплекс работ, направленных на изменение параметров линейных объектов, объектов капитального строительства.

V. Снос — разборка, демонтаж или разрушение всех конструкций здания в связи с невозможностью его дальнейшего использования.

Каждый из приведённых этапов предъявляет к исполнителю работ новый вид требований, что подразумевает под собой дополнительный объём знаний. Каждое новое требование порождает новую проблему, которую необходимо решить. Для выявления этих новых требований (проблем) необходимо подробно раскрыть процессы, происходящие на всех этапах жизненного цикла.

С точки зрения BIM-технологии этап проектирования наиболее важный и наукоемкий. Решения, принятые на данном этапе влияют на весь дальнейший процесс реализации проекта, вплоть до введения объекта в эксплуатацию. Качественная информационной модель, её насыщенность и проработанность, как главная составляющая часть проектно-сметной документации, гарантирует заказчику и исполнителю строительных работ отсутствие возможных коллизий, конфликтных ситуаций и не согласованных решений, в наибольшей мере определяет эффективность намеченного строительства.

Для реализации этого этапа предприятию необходимо выполнить следующие шаги.

1. Начало проектных работ — заказчик заключает договор с проектировщиком и выдает ему техническое задание на проектирование, прилагая к заданию основные документы, подготовленные на предпроектной стадии (в первую очередь «обоснование инвестиций» и «архитектурно-планировочное задание»).

К разработке типичного технического задания в настоящее время добавляется новое приложение — информационные требования заказчика (EIR — Employer’s Information Requirements), в которых формируются требования к передаваемой заказчику информации в процессе реализации BIM-проекта и по его завершении.

На основе полученных требований исполнитель предоставляет заказчику план реализации BIM-проекта (BEP — BIM Execution Plan). Главная задача BEP -планирование и организация эффективной совместной работы всех участников проектной группы на всех этапах BIM-проекта. Данный документ определяет цели и задачи использования BIM в соответствии с EIR, участников BIM-проекта, процесс выполнения BIM-проекта, необходимую инфраструктуру и конечные результаты.

Важной составляющей документов EIR и BEP является приложение с требованиями по уровню проработки (детализации) информационной модели (LOD -Level Of Development). LOD определяет полноту проработки элемента информационной модели, задает минимальный объем геометрической, пространственной, количественной, а также любой атрибутивной информации, необходимой и достаточной для решения задач моделирования на конкретном этапе жизненного цикла объекта строительства.

Все эти новые процессы и приложения являются составляющей единого документа — BIM-стандарта. BIM-стандарт — основополагающий документ или пакет документов, регламентирующих все основные бизнес-процессы информационного моделирования в проектной организации. Он должен быть сформирован у всех строительных организаций, переходящих на технологию информационного моделирования.

2. Создание проекта — в зависимости от вида проектируемого объекта, стадийности проектирования формируется новая директория для работы и хранения информации о проекте. При работе с информационной моделью, помимо стандартных решений файловой структуры предприятия или согласно регламентированным разделам5 необходимо учитывать использование новых программных продуктов для работы в BIM-технологии. В зависимости от их назначения необходимы отдельные директории для хранения шаблонов, настроек, библиотечных элементов и др. специализированных файлов, необходимых для работы в конкретных системах автоматизированного проектирования (САПР).

Все перечисленные условия, а также правила наименования файлов, передачи и обмена информацией, методики работы в САПР должны быть проработаны в BIM-стандарте. Для упрощения и оптимизации рабочих процессов при проектировании существует множество программных комплексов для управления данными и документооборотом.

3. Разработка проекта — в зависимости от вида проектируемого объекта, его функционального назначения и стадии проектирования предприятие разрабатывает проектную документацию. В новой технологии разработка проектной документации ведётся с помощью инструментов моделирования и автоматического создания фасадов, планов, разрезов, узлов, спецификаций и ведомостей. Процесс проектирования претерпел кардинальные изменения, по сравнению с традиционным подходом. Инженер получил в свои руки инструменты, позволяющие на самых ранних стадиях проектирования избегать глобальных ошибок, коллизий и др. несоответствий в проектных решениях.

Для специалистов каждой дисциплины, разрабатывающей свою часть проекта, существуют отдельные инструменты и методики работы. Помимо решений стандартных задач по производству проектной документации специалисты коллективно создают трёхмерную модель с базой данных элементов, позволяющей извлекать данные для всех необходимых спецификаций и ведомостей расходов. Платформы BIM-технологии образуют из этого набора разрозненной информации единую информационную модель. В дальнейшем её можно использовать для следующих этапов жизненного цикла объекта -строительства и эксплуатации.

В итоге заказчик получает полноценную, соответствующую исходным требованиям, информационную модель объекта строительства с полным пакетом высококачественной проектной и рабочей документации. Возникает логичный вопрос: каким образом и кто должен настроить технологию информационного моделирования в проектной организации?

В качестве решения данной проблемы предлагается разработать методику обучения и подготовки BIM-команды, способной работать с инструментами BIM-платформ, создавать сводную трёхмерную модель, организовывать совместную работу и подготавливать проектную и рабочую документации. Также в рамках обучения следует подготовить материалы по созданию и формированию BIM-стандарта предприятия, настройке и работе систем управления данными и документооборота предприятия.

BIM-технология на этапе строительства призвана раскрыть завесу над объёмом производимых на строительной площадке работ, уменьшить количество трудозатрат, повысить качество строительно-монтажных работ и свести к минимуму количество ошибок. В помощь строителю приходит современное оборудование, работающее с данными информационной модели, применяя их в решении практических задач.

При внедрении инструментов информационного моделирования, потребность в обучении BIM становится для участников строительного рынка необходимостью. Для инженерно-технического персонала строительной отрасли нет общедоступных курсов повышения квалификации, рассказывающих и объясняющих основные принципы

постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 (ред. от 07.07.2017) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

технологии информационного моделирования, поскольку не разработаны профессиональные стандарты новых специальностей и отсутствует образовательный стандарт.

Однако необходимость новых знаний по BIM определяется рынком, тем, что главный заказчик BIM — это строительная компания, которая получает наибольшую выгоду от наличия всесторонней информации о проекте в любой момент времени. Решение о внедрении всегда принимается «сверху» — руководством строительной компании, которое стремится повысить прозрачность происходящих процессов и детализировать работы на всех уровнях взаимодействия участников инвестиционно-строительного проекта.

Эффективная работа инструментов BIM будет возможна только при внедрении технологии на всех уровнях управления, а именно:

1. Стратегический — уровень ответственности руководства.

2. Оперативный — уровень ответственности инженерно-технических работников.

При этом для выполнения комплекса работ, основанных на BIM-технологии нужны

специалисты, умеющие работать не только с новым оборудованием, но и знающие основы технологии информационного моделирования (работа с 3Б-моделью, видом производимой информации, правилами создания и хранения проектной документации).

Важнейшим условием успешной реализации этапа строительства является качественный контроль строительства и на его основе управление строительством объекта. Контроль за происходящими процессами можно разделить на два модуля:

1. Оперативный контроль — работы, производимые непосредственно на строительной площадке, призванные отслеживать текущие задачи.

2. Стратегический контроль — работы, производимые для оценки общей ситуации и получения сводной информации в рамках строительства в целом.

1. Оперативный контроль призван решать следующие задачи:

1.1. Строительный мониторинг и контроль — осуществляет информационно-аналитическую поддержку деятельности при выполнении функций контроля и технического надзора за объектами, обеспечению формализованного строительного контроля. Также модуль формирует аналитическую, статистическую отчетность, включая ряд финансовой отчетности о ходе работ.

1.2. Управление строительной техникой — предназначено для выполнения работ, связанных со строительной техникой быстро, с максимальной точностью и тщательным контролем себестоимости. Основные цели, на которые направлены инструменты управления строительной техникой — выполнение работы качественно и в срок, сокращение расхода материалов, улучшение производительности. Это означает отсутствие незапланированных простоев и переделок, использование минимально необходимое по проекту количество материалов.

Инструменты систем автоматического управления (САУ) все чаще используют на строительных площадках, их преимущества очевидны. Базовые навыки и понимание работы инструмента будет выгодно и полезно как водителю техники, так и инженеру, геодезисту и даже прорабу.

2. Стратегический контроль подразумевает под собой создание Диспетчерского центра для повышения доступности и наглядности информации о фактическом состоянии объектов строительств в целях эффективного управления строительством. Центр будет получать всю необходимую для проведения стратегического управления информацию и позволит визуализировать информацию в виде графиков, диаграмм и таблиц с возможностью детализации, текстовой информации, публикации документов.

Диспетчерский центр обеспечит информационную поддержку руководства и позволит оперативно принимать управленческие решения, основанные на наиболее полной доступной информации об объектах мониторинга и контроля, а также осуществлять управление ключевыми показателями эффективности работы администрации.

Для подготовки специалистов данной категории предлагается разработать методику обучения, позволяющую подготовить их к полноценной работе на строительной площадке, где применятся BIM-технология. Необходимо включить в программу базового курса обучения BIM раздел по работе с модулями оперативного и стратегического контроля за строительством.

Информационная модель, сформированная после этапов проектирования и строительства, передаётся в службу эксплуатации построенного объекта. Данный этап является наивысшей точкой развития информационной модели. При необходимости модель наполняют информацией, соответствующей эксплуатационным характеристикам объекта, таким как паспорта на оборудование, установочные чертежи, информация о дополнительных коммуникациях, каталожная информация на арматуру и т.д. Для эффективной работы и управлением всей информацией эксплуатирующей организации необходим подготовленный персонал — высококвалифицированные специалисты.

Информационная модель на этом этапе жизненного цикла позволяет решать намного более обширные задачи, нежели при стандартном подходе к эксплуатации объектов недвижимости.

Помимо оперативного и стратегического уровней управления, по аналогии с этапом строительства, эксплуатация различается в зависимости от вида объекта.

1. Управление недвижимостью — данный модуль эксплуатации объектов предназначен для оптимизации имеющихся и создания новых эффективных процессов управления, оптимизации затрат и качества сервисов в области технического управления недвижимостью.

Модуль направлен на эффективное управление ресурсами и активами. Он обеспечит наличие полного паспорта объекта и единой точки доступа к полной информации обо всём оборудовании, порядке и истории его обслуживания.

Контроль техобслуживания и ремонтов служит бесперебойному функционированию всех значимых систем — при существенно меньших финансовых и трудовых затратах.

2. Управление искусственными сооружениями и линейно-протяжёнными объектами — этот модуль также решает задачи стратегического назначения. Его наличие раскрывает возможности планирования, управления и координации всех работ и мероприятий, проводимых в дорожной сети.

Становится возможным эффективное управление установкой, ремонтом, получением разрешений и закрытием всех видов работ с инженерной инфраструктурой (сети электро-, газо- и водоснабжения, телефонные и кабельные сети и т.д.) от получения разрешения до окончательной приемки, утверждения и рекультивации.

Важным функционалом также является возможность осуществления контроля за состоянием искусственных сооружений, сбор актуальных сведений и оперативное составление и передача подрядчику наряда на работы по устранению дефектов и иных повреждений объекта эксплуатации. При этом упрощается формирование отчётов, становится доступнее работа с запросами населения и данными, собранными в полевых условиях.

Читайте также:  Схема метро 2025 на карте план строительства

Диспетчерский центр на данном этапе предназначен для стратегического управления объектом. Интеграция подсистем в едином центре управления упростит сбор данных с внешних устройств, анализ и прогнозирование ситуаций с автоматическим формированием оптимальных алгоритмов решения инцидентов. Визуализация ключевой информации, создание планов реагирования, контроль событий и оперативное реагирование на возможные инциденты.

Также возможно формировать актуальную 3Б-модель объекта при отсутствии документации, что решает задачи по созданию 3Б-модели объекта по проектным данным, а также с помощью беспилотных летательных средств, выполняющих съёмку методом лазерного сканирования и/или трёхмерной фотограмметрии. Для визуализации моделей возможно применение технологий виртуальной и дополненной реальности.

Для подготовки специалистов данной категории предлагается разработать методику обучения, позволяющую подготовить их к полноценной работе с модулями эксплуатации по содержанию, обслуживанию и ремонту объекта. Этот раздел, по нашему мнению, также необходимо включить в программу базового курса обучения BIM.

BIM в учебных заведениях

В настоящее время специалистов строительных профессий готовят в отраслевых профильных заведениях среднего профессионального и высшего образования. Там же

они проходят различные курсы повышения квалификации. Недостаток специалистов на всех этапах с навыками и базовыми знаниями новых технологий критичен.

Государственное регулирование изменений в образовательном процессе строительных ВУЗов6 направлено на изменение, сложившейся на рынке, ситуации: в ближайшей перспективе должны быть изменены и разработаны образовательные стандарты по подготовке специалистов строительной отрасли национальной экономики.

Сотрудничество практиков строительного рынка с учебными заведениями по подготовке программ обучения является, по нашему мнению, важнейшим этапом внедрения BIM-технологии в России на государственном уровне. В этом случае ВУЗы смогут разработать учебные программы на основе рекомендаций по содержанию курсов, предложенных авторами, и подготовить молодых специалистов, которым предстоит работать с новыми инструментами BIM и развивать строительную отрасль.

Сложилась практика, когда большинство разработчиков программного обеспечения (ПО) предоставляют свои продукты для базового обучения в ВУЗы. В результате молодые специалисты получают знания, основанные на опыте работы с узким количеством специализированных программ и оборудования. По нашему мнению, обучение должно раскрывать полную картину возможностей автоматизации проектирования на строительном рынке, без привязки к конкретному разработчику ПО или оборудования.

По нашему мнению, критически важно вести работу по сотрудничеству между ВУЗами и другими заинтересованными учебными заведениями не только с лидерами строительной отрасли по разработке ПО и оборудования, но и с компаниями-интеграторами, имеющими практический опыт разработки, внедрения и сервисного обслуживания комплексных информационных систем управления строительством с применением технологии информационного моделирования, разработки вычислительных комплексов, облачных и сервисных услуг в управлении строительством и информационной безопасности строительной организации. При этом представители разработчиков ПО могут выступать в роли экспертов-практиков, которые будут участвовать в экспертизе учебных курсов для студентов.

Авторы предлагают новую программу обучения BIM и подготовки инженерных кадров в архитектурно-строительных ВУЗах (практикоориентированное обучение BIM):

1.) проведение исследования необходимых компетенций для новых профессий и специальностей в BIM и разработать перечень для согласования на национальном уровне для разработки профессиональных стандартов и образовательных стандартов по специальности;

2.) разработка методики обучения и подготовки BIM-команды, способной работать с инструментами BIM-платформ, создавать сводную трёхмерную модель, организовывать совместную работу и подготавливать проектную и рабочую документации;

3.) подготовка материалов по созданию и формированию BIM-стандарта предприятия, настройке и работе систем управления данными и документооборота предприятия;

4.) проведение обучения системам автоматического управления (САУ) на строительных площадках и развитие базовых навыков и понимания работы инструмента;

5.) разработка методики обучения, позволяющей подготовить студентов к полноценной работе на строительной площадке, где применятся BIM-технология: включение в программу базового курса обучения BIM раздел по работе с модулями оперативного и стратегического контроля за строительством;

6.) разработка методики обучения, позволяющей подготовить студентов к полноценной работе с модулями эксплуатации по содержанию, обслуживанию и ремонту объекта;

7.) сотрудничество между ВУЗами и другими заинтересованными учебными заведениями с лидерами строительной отрасли по разработке ПО и оборудования, с компаниями-интеграторами, имеющими практический опыт разработки, и государственными органами власти по своевременному включению в учебные программы новых технологий, в том числе информационных технологий управления в строительной отрасли.

«»Приказ Минстроя России от 29 декабря 2014 года № 926/пр «Об утверждении Плана поэтапного внедрения технологий информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства».

В результате реализации предложенных авторами методик обучения качество преподавания и учебные программы в ВУЗах будут соответствовать новым требованиям строительной отрасли, а профессиональный диссонанс будет исключен. Предложенный профессиональный подход к разработке, экспертизе, совершенствованию учебных программ позитивно отразится на всех аспектах управления в строительной отрасли на разных уровнях хозяйствования.

Технология информационного моделирования раскрывает и объединяет процессы, происходящие на всех этапах жизненного цикла объекта строительства. Существующая в России, сложившаяся десятилетиями система подготовки специалистов, не приспособлена к коллективной, совместной работе над проектом BIM. Реализация BIM-технологии основана именно на принципах коллективной работы. Через единую информационную модель объекта строительства предполагается тесное взаимодействие всех участников проекта на всех стадиях жизненного цикла объекта строительства. Современная система образования направлена на подготовку специалиста только в рамках своей специальности, что в условиях новой технологии недостаточно для эффективной командной работы над проектом.

Перед преподавательским сообществом строительных высших учебных заведений стоит задача разработки и внедрения новых методик обучения в устоявшиеся учебные процессы.

Рассмотренный и обобщенный практический опыт авторов в процессе внедрения технологии информационного моделирования и выявленные типичные проблемы могут служить основой для разработки новых методик обучения и подготовки инженерных кадров для строительной отрасли. Авторы предлагают новую методику выявления необходимых компетенций для новых специальностей, создание в ВУЗах базового курса обучения «BIM-технологии в строительстве» («Технология информационного моделирования в строительстве») на основе инструментов различных производителей, охватывающий весь жизненный цикл объекта строительства, наполненного механизмами работы с EPC-контрактами, систем автоматического управления в процессе эксплуатации объектов строительства.

По нашему мнению, следует придерживаться поступательного процесса обучения новой технологии. Необходимо начинать с основ трёхмерного моделирования на первых курсах, с последующим развитием знаний и навыков совместной работы над единым проектом, до детального разъяснения сути и устройства BIM-технологии в проектной организации с описанием процессов, определением задач, составлением планов реализации и т.п., в том числе во время практики на предприятиях инвестиционно -строительного комплекса.

В результате применения предложенных новых методик обучения и подготовки инженерных кадров в архитектурно-строительных ВУЗах строительная отрасль получит высококвалифицированных, подготовленных к новым реалиям управленцев и специалистов управления строительством мирового уровня.

Список библиографических ссылок

1. Четверик Н. П. Предложения в концептуальные основы национальной технологической инициативы // Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века. 2016. № 3-4 (207). С. 38-40.

2. Корабейников И. Н., Дмитриенко О. В. Факторы развития рынка информационных услуг // Экономика и предпринимательство. 2016. № 11-3 (76-3). С. 775-780.

3. Shindina T. A. Organization of Interaction Between The Participants in Modern Construction // Procedia Engineering. 2016. Vol. 150. P. 2113-2118.

4. Бахарева О. В., Кордончик Д. М. Институты развития в инновационной структуре региона // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2016. № 12 (94). С. 21.

5. Бахарева О. В. Институты развития: долгосрочные инвестиции в региональную инфраструктуру // Российское предпринимательство. 2016. Т. 17. № 21. С. 2849-2864.

6. Воронцова Н. Д., Лосев Р. Н. Инновационный процесс как базовый компонент стратегии развития предприятия // В сборнике Общество, наук, инновации (НПК-2016) Сборник статей 2-е издание, исправленное и дополненное / Вятский государственный университет. 2016. С. 3073-3077.

7. Шишкина А. В., Сизова О. В. Статистическое моделирование результатов инновационной деятельности организаций в регионах Центрального Федерального округа // Вопросы инновационной экономики. 2017. Т. 7. № 1. С. 9-22.

8. Gollay I. N. Gollay A. V., Shindina T. A., Salimonenko E. N., Chuvashova A. D. Priority Area of Analysis of The External Environment of A Company-Innovator Depending On A Type of Introduced Innovations // Polish Journal of Management Studies. 2016. V. 13. № 2. P. 58-68.

9. Fridrich J., Kubecka K. BIM — The Process of Modern Civil Engineering in Higher Education. Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 141.

P. 763-767.

10. Баранцев А. В., Кулямин В. В., Омельченко В. А., Петренко О. Л. Проблемы внедрения наукоемких технологий // Труды Института системного программирования РАН. 2004. Т. 8. Ч. 1. С. 9-24.

11. Vatin N. I., Kolosova N. B., Tokareva E. E. (2007). The Teaching a Subject of Professional Cycle With a Duplication in a Foreign Language As a Method Preparation of Specialists of International Level (On A Example The Training of An Engineer-Builder) // Construction of Unique Buildings and Structures. № 5 (56). P. 7-16.

12. Sharmanov V. V., Simankina T. I., Mamaev A. E. BIM In The Assessment of Labor Protection // Magazine of Civil Engineering. 2017. № 1 (69). P. 77-88.

13. Спрыжков А. М., Приворотский Д. С., Приворотская Е. В. Междисциплинарная интеграция BIM и IPD в высшем профессиональном образовании // Известия Самарского научного центра РАН. Социально-гуманитарные, медико-биологические науки. 2015. Т. 17. № 1-2. С. 348-351.

14. Лежнина Ю. А., Хоменко Т. В. Проблемы внедрения новой информационной технологии Building Information Modeling в строительном ВУЗе // Инженерно-строительный вестник Прикаспия. 2015. № 2 (12). С. 78-82.

15. Воронцова Н. Д. Конкурентоспособность выпускников вуза на рынке труда // В сборнике «Общество, наука, инновации» (НПК-2015) Всероссийская ежегодная научно-практическая конференция : сб. мат. Общеуниверситетская секция, БХ, ХФ, ФСА, ФАМ, ЭТФ, ФАВТ, ФПМТ, ФЭМ, ФГСН, ЮФ. ФГБОУ ВПО «Вятский государственный университет». 2015. С. 1752-1753.

16. Талапов В. В. Основы BIM: введение в информационное моделирование зданий. М. : ДМК Пресс, 2011. 393 с.

18. Четверик Н. П. Зачем инжиниринг с применением EPC(M)-компетенций // Наука и безопасность. 2015. № 1 (14). С. 8-12.

Closed joint-stock company «CROC Incorporated»

The organization address: 111033, Russia, Moscow, Volotchaevskaya st., 5, bl. 1

Problems and prospects of BIM in high school: development management in construction

Problem. The purpose of the research is to study the problems of the process of introducing a new technology of information modeling that arise in connection with the small amount of methodological literature and the insufficient preparedness of specialists in the construction industry who are able to work and develop BIM-technology in the Russian Federation.

Results. The main results of the research are the authors’ creation of approaches to the introduction of new BIM-technologies in construction management. The method of research is analytical. The solutions and competences of the integrator company are presented for all stages of the life cycle of the facility in the context of BIM-technology — design, construction and operation. New approaches to the system of training engineering personnel in higher educational institutions for the construction industry are proposed: the progressive process of learning new technology is considered.

Conclusions. The significance of the results obtained for the construction industry is that as a result of the practical application of new methods of training and training of engineering personnel in architectural and construction universities, the construction industry will receive highly skilled managers trained for new realities.

Keywords: Building Information Modeling (BIM), BIM-command, 3D-information model, BEP, EIR, LOD.

1. Chetverik N. P. Proposals to the conceptual basis of the national technological initiative // Stroitelnye materialy, oborudovanie, technologii XXI veka. 2016. № 3-4 (207). P. 38-40.

2. Korabeynikov I. N., Dmitrienko O. V. Factors of development of the information services market // Economika i predprinimatel’stvo. 2016. № 11-3 (76-3). P. 775-780.

3. Shindina T. A. Organization of Interaction Between The Participants in Modern Construction. Procedia Engineering. 2016. Vol. 150.

P. 2113-2118.

4. Bakhareva O. V., Kordonchik D. M. Development Institutions in the Innovation Structure of the Region // Upravlenie economitcheskimi systemami: electronnyii nautchnyii zhurnal. 2016. № 12 (94). C. 21.

5. Bakhareva O. V. Development institutions: long-term investments in regional infrastructure // Rossiskoe predprinimatel’stvo. 2016. Vol. 17. № 21. P. 2849-2864.

6. Vorontsova N. D., Losev R. N. Innovative process as a basic component of enterprise development strategy // In the Collection of the society, sciences, innovations (NPK-2016) Collection of articles 2nd edition, revised and enlarged / Vyatka State University. 2016. P.3073-3077.

7. Shishkina A. V., Sizova O. V. Statistical modeling of the results of innovative activity of organizations in the regions of the Central Federal District // Voprosy innovacionnoi economiki. 2017. T. 7. № 1. P. 9-22.

8. Gollay I. N. Gollay A. V., Shindina T. A., Salimonenko E. N., Chuvashova A. D. Priority Area of Analysis of The External Environment of a Company-Innovator. Polish Journal of Management Studies. 2016. V. 13. № 2. P. 58-68.

9. Fridrich J., Kubecka K. BIM — The Process of Modern Civil Engineering in Higher Education. Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 141.

P. 763-767.

10. Barantsev A. V., Kulyamin V. V., Omelchenko V. A., Petrenko O. L. Problems of introduction of science-intensive technologies // Trudy Instituta systemnogo programmirovanija Rossiiskoii Academy Nauk. 2004. T. 8. C. 1. P. 9-24.

11. Vatin N. I., Kolosova N. B., Tokareva E. E. (2007). The Teaching a Subject of Professional Cycle With a Duplication in a Foreign Language As a Method Preparation of Specialists of International Level (On A Example The Training of An Engineer-Builder) // Construction of Unique Buildings and Structures. № 5 (56). P. 7-16.

12. Sharmanov V. V., Simankina T. I., Mamaev A. E. BIM In The Assessment of Labor

Protection. Magazine of Civil Engineering. 2017. № 1 (69). P. 77-88.

13. Spryzhkov A. M., Privorotsky D. S., Privorotskaya E. V. Interdisciplinary integration of BIM and IPD in higher professional education // Izvestija Samarskogo nautchnogo centra Russiiskoii Academii Nauk. Socio-humanitarian, biomedical sciences. 2015. Vol. 17. № 1-2.

P. 348-351.

14. Lezhnina Yu. A., Khomenko T. V. Problems of introducing new information technology Building Information Modeling in a construction university // Ingenerno-stroitel’nyii vestnik Prikaspija. 2015. № 2 (12). P. 78-82.

15. Vorontsova N. D. Competitiveness of graduates of the university in the labor market // In the Сollection of the Society, Science, Innovation (NPK-2015) All-Russian annual scientific and practical conference : Collection of materials: General University section / Vyatka State University. 2015. P. 1752-1753.

16. Talapov V. V. BIM Foundations: Introduction to Information Modeling of Buildings. M. : DMK Press, 2011. 393 p.

18. Chetverik N. P. Why engineering with the use of EPC (M) -competencies // Nauka I bezopasnost’. 2015. № 1 (14). P. 8-12.

Источник: cyberleninka.ru

Рейтинг
Загрузка ...