Опыт разработки и применения нормативов в рыночных условиях позволяет прогнозировать направления реформирование системы и описать некоторые характеристики будущей системы рыночного нормирования в строительстве.
2. Детальные исполнительные сметные расчеты заказчика
3. Проектирование производства работ
2. Фотоучет рабочих операций
2. Рабочие циклы.
2. Определение договорных цен
2. Агрегирование элементных норм
2. Натурные наблюдения
2. Комплексные процессы
Новая структура нормирования в строительстве использует привычные аббревиатуры с внесение нового смысла и содержания. Сохраняется 4-х уровневая структура нормирования;
1. ЭСН – Элементные сметные нормы. Занимают место первичной информации ценообразования и базы для формирования сметных норм и нормативов других уровней. ЭСН выполняют функции производственных и сметных норм для детальных, максимально точных расчетов потребности и стоимости строительства.
2. СНиР – Средние сметные нормы и расценки. Основной уровень определения стоимости строительства и ремонта. Значительно упрощают и унифицируют сметные расчеты при сохранении точности, достаточной для любых уровней планирования и управления стоимостью строительства.
Паскина М.В. «Ценообразование и сметное нормирование для инженера-сметчика и экономиста»
3. УНиР – Укрупненные сметные нормы и расценки. Существенно упрощают расчеты и снижают время разработки смет. Точность результатов определения стоимости значительно снижается, но достаточна для предварительных расчетов преддоговорного периода планирования стоимости строительства.
4. ОПС (УПС) – Объектные (удельные) показатели стоимости. Предназначены для обоснования инвестиций и концептуальных расчетов стоимости строительства и эффективности капитальных вложений на начальном этапе планирования инвестиций.
Основные изменения в структуре и содержании сметного нормирования ожидается в первичной базе данных. Реализация функций производственного планирования неизбежно требует корректировки составных частей действующих элементных сметных норм, разделяя их на дифференцированные ЭСН и групповые сметные нормы СНиР.
Реформирование системы нормирования требует максимального разукрупнения, дифференцирования нормативных показателей, введение новых элементных показателей, предназначенных для планирования и управления производственно-хозяйственной деятельности подрядных строительных организаций.
В первую очередь это касается норм затрат труда рабочих. В действующих ЭСН показатели затрат труда рабочих включают затраты не только рабочих, выполняющих основные (технологические) операции, но и рабочих на внутрипостроечном транспорте, т.е. на работы по доставке материалов от мест хранения на стройплощадке до рабочего места.
В новых сметно-производственных ЭСН рабочие процессы и рабочие операции должны быть специфицированы по технологическому составу бригад и комплексу средств механизации, а затраты на внутрипостроечный транспорт (ВПТ) должны определятся отдельно по специальным нормам для разных вариантов организации строительной площадки, вне связи с нормированием технологии строительного процесса.
Пошаговая инструкция составления сметы | Академия Сметного Дела
Необходимость такого разделения элементов нормирования сметной работы вызвано несоответствием уровней (точности) норм расхода ресурсов по технологическим процессам и работам ВПТ, а также независимость технологии рабочей операции и способов доставки материалов в рабочую зону, которые выполняются рабочими разных специальностей и квалификации.
Следует создать самостоятельный раздел ЭСН, включающий различные (типовые и индивидуальные) нормативы ВПТ, привязанные не к конкретной сметной работе, а к организации строительной площадки в целом и отражающие различные условия хранения, перемещения в пределах строительной площадке, доставке и обеспечения материалами рабочих мест для бригад и звеньев рабочих основного строительного производства.
Такого же разделения разноплановых и по разному нормируемых работ, требует общие затраты машинного времени, что достигается выделением отдельной строкой затрат на работу технологических машин, обеспечивающий работу технологического процесса и отдельно затрат на работу машин внутрипостроечного транспорта.
Дифференцирование затрат позволит максимально разукрупнить действующие сметные нормы, приблизив их к требованиям производственного планирования и управления подрядной деятельности и также, при разработке норм для этих элементов согласовать уровни агрегирования (соразмерность норм), что повысит точность и обоснованность сметных расчетов.
Особенно важно разделение (декомпозиция) затрат труда и машинного времени в новых ЭСН на технологические, транспортные и вспомогательные элементы для ремонтно-строительного производства, т.к. в процессе реконструкции и ремонте возникают возвратные материалы и строительный мусор в значительные объемах, которые необходимо убрать не только из рабочей зоны демонтажных работ, но и вообще со строительной площадки. Затраты труда в сметных нормах на разборку, ремонт, смену и замену конструкций и оборудования составляет до половины всех затрат труда рабочих в действующих нормах.
Другой важнейшей задачей текущего реформирования ЭСН в производственно-сметную форму нормативов является переход от нормирования затрат труда в обезличенной форме «затраты труда рабочих, всего» к специфицированной номенклатуре затрат труда по специальностям и квалификации строительных рабочих.
В настоящее время в действующих сметных нормах определяется только общее количество трудозатрат на выполнение рабочей операции с доставкой материалов на рабочее место и средний разряд рабочих, принятый по коэффициентам тарифной сетки 1986 г (постановление ЦК КПСС, СМ СССР, ВЦСПС от 17.09.86 № 1115 «О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов»).
Отсутствие в нормах ЭСН показателей затрат труда рабочих по специальностям исключает возможность использовать эти нормативы для планирования труда и организации заработной платы в подрядных строительных организациях.
Выделение в составе новых ЭСН показателей затрат труда дифференцированных по профессиональному и квалификационному составу и включение в типовой перечень сметных показателей состава комплексных бригад и специализированных звеньев позволяет создать необходимую нормативную базу как для сметного нормирования, так и производственного планирования, отвечающую потребностям рыночного ценообразования в строительстве.
Основу такой реформы ЭСН составляют результаты регионального и корпоративного мониторинга стоимости трудовых ресурсов в строительстве. Однако в настоящее время существуют объективные трудности в получении достоверной первичной информации на региональных рынках трудовых ресурсов. Отчетные данные государственной статистики о заработной плате рабочих серьезно искажены и занижены, а данные о фактических затратах на заработную плату в подрядных организациях получить практически невозможно из-за закрытости и конфиденциальности строительной деятельности.
Сегодня единственным реальным путем косвенной оценки размера и структуры заработной платы по специальностям и квалификации строительных рабочих является публичная информация о вакансиях рабочих мест в регионе. Такие данные позволяют разработать и постоянно корректировать тарифные коэффициенты региональной базы стоимости трудовых ресурсов.
Абсолютные величины сметных тарифов оплаты труда в сметных расчетах должны определяться исходя из общего договорного уровня средней заработной платы (руб/мес.) одного рабочего по конкретному проекту и расчетным тарифным коэффициентам заработной платы по специальностям и квалификации рабочих-строителей и механизаторов.
Разукрупнение и дифференциация норм ЭСН устанавливает повышенные требования к дискрептивным (описательным) характеристикам рабочих операций смтных норм. Нрмали сметных норм ЭСН должны сродержать подробные указания на специфику технологических операций, примняемых материалов, машин и оборудования в нормируемом строительном процессе.
В тоже время, детальные описания и характеристики фирменных работ должны оформлятся в виде Технологических карт. Сегодня важно установить границы и критерии формирования двух видов технических номативов (ЭСН и Технологические карты) первичного уровня новой рыночной системы нормирования в строительстве.
Важнейшей характеристикой новой системы нормирования является соответствие и соразмерность показателей расхода ресурсов и текущих цен к ним.
В нормах ЭСН расход ресурсов устанавливается в максимально детализированном виде:
Текущие цены в расчете детальной сметной стоимости по нормам ЭСН должны соответствовать уровню этих норм, т.е. приниматься на начальном, первичном уровне укрупнения. Этому уровню соответствуют отпускные цены поставщиков и производителей ресурсов (оптовые цены) в регионе в настоящее время или текущие цены по предприятиям -представителям из этого региона.
В нормах среднего уровня СНиР устанавливаются нормативы для технологических процессов и групп строительных процессов. Номенклатура ресурсов в нормах СНиР укрупнена по сравнению с нормами ЭСН и отражает расход по номенклатурным группам, объединяющих соответствующие специфицированные ресурсы.
Текущие цены к нормам расхода такого уровня определяются также и в укрупненном виде путем агрегирования (взвешиванием или усреднением) отпускных цен начального наблюдения. Таким же образом, формируются нормы и цены в сметных нормах УНиР.
Уровень объектных показателей на начальном этапе разработки системы формируется без определения потребности в ресурсах, ввиду отсутствия достаточной информации для их расчета.
Методические основные рыночного нормирования
Реальные методики и регламенты разработки норм в рыночных условиях формируются на основе наблюдения за строительными процессами непосредственно на объектах, анализа и осмысления практики применения сметных нормативов в организациях заказчиков-застройщиков, в подрядных организациях при реализации инвестиционно-строительных проектов.
Получить в достаточном для анализа объеме исходную информацию о фактических затратах и расходе ресурсов при выполнении строительных работ возможно только в подрядных организациях и силами их специалистов.
Специализированные организации (научно-исследовательские и проектные институты, инжиниринговые фирмы) без достаточной исходной базы не могут наладить массовую разработку новых норм и пересмотр старых.
Однако уже сегодня необходимо установить хотя бы основные концептуальные положения и научно-методические основы нормирования, сформулировать правила и условия работы, определить ограничения системы и разработать предложения и рекомендации по отдельным позициям и элементам системы, учитывающие рыночные условия строительного производства.
В первую очередь необходимо определить методологию и порядок реформирования сметного нормирования и ценообразования в строительстве. Рыночные условия требуют включения в состав создателей системы непосредственных участников строительного процесса и использование инженерно-технического потенциала всех специалистов-профессионалов: строителей, экономистов, сметчиков, нормировщиков, специалистов по инжинирингу в строительстве.
Методики нормирования необходимо привязывать к уровням иерархической структуры нормативов в строительстве и увязывать с требованиями функционирования норм на соответствующих уровнях агрегирования нормативной информации.
Сметно-производственные нормы – ЭСН
Для норм ЭСН, которые являются исходными данными расчета всех других норм системы, наиболее приемлемой методикой разработки сметно-производственных нормативов является существующая система технического нормирования в строительстве, которая устанавливает формы сбора первичной информации, порядок обработки рядов исходных данных, регламенты проверки, экспертизы и регистрации результатов расчета норм.
Основы технического нормирования, разработанные в советское время, без каких-либо коренных изменений могут быть положены в основу разработки методики нормирования новых элементных сметно-производственных норм основного базового уровня рыночной системы нормирования в строительстве.
Существующий порядок технического нормирования в строительстве достаточно хорошо отработан на практике и обеспечен научно-методической литературой. Специалистам не составит особого труда адаптировать традиционные методические положения к современным условиям, требованиям и ограничениям новой модели нормирования.
Основная трудность в нормировании ЭСН ожидается в организации этого процесса. Специализированные организации и профессиональные группы специалистов в области технического нормирования строительных работ отсутствуют и вся тяжесть работ по сбору, формализации и первичной обработке данных ложится на специалистов подрядных строительных организаций.
Отсюда, первой методической задачей становится максимальное упрощение форм и процедур сбора исходных данных. Необходимо сделать результаты первичной обработки данных максимально привлекательными и необходимыми для нужд низового планирования и управления строительным производством на уровне рабочего места, строительного объекта и подрядной организации.
Провести ревизию и адаптировать методы и приемы технического нормирования советского периода к современным условиям несложно и отвечает, с одной стороны, идее преемственности системы нормативов, что позволит использовать с максимальной пользой отечественный менталитет и опыт предшественников, а с другой стороны, учитывает текущие, рыночные аспекты экономики строительного производства.
Одной из проблем перехода к современной методике технического нормирования является этапность реформы. Ввиду многочисленности производственных норм (несколько сотен тысяч нормативов) заменить их в одночасье невозможно, поэтому некоторое время должны сосуществовать и совместно работать старые и новые нормативы, что требует приведение к тождественным формам результаты работы разных системы нормирования.
Средние сметные нормы – СНиР
Средние нормы СНиР разрабатываются как первый сметный уровень укрупнения и служат для решения задач планирования стоимости строительства, является основной нормативной базой формирования договорных взаимоотношений между участниками инвестиционно-строительной деятельности.
Показатели средних норм укрупнены и усреднены по отношению к ЭСН и являются их производными:
По аналогии с советской системой нормирования средние нормы СНиР занимают место основной базы подготовки тендерной документации заказчиков, расчетов предложений участников подрядных торгов и контроля над расходом ресурсов за время строительства на всех уровнях управления инвестициями.
Нормы СНиР показывают достаточно точные результаты определения сметной стоимости в преддоговорной период и в тоже время значительно упрощают расчеты и снижают время на разработку сметной документации, особенно при использовании сметных расценок СНиР.
В элементной сметно-нормативной базе расценки ТЕР и ФЕР являются вспомогательными, второстепенные показателями. В групповых нормативах СНиР сметные расценки становятся основным элементом этого уровня нормирования, а ресурсные нормы в натуральных измерителях применяются для более точных, эксклюзивных расчетов.
Расценки в СНиР позволяют сократить в десятки раз объем сметной документации, существенно сократить продолжительность сметных расчетов без резкого снижения точности и достоверности определения стоимости будущего строительства.
Пользовательский объем нормативной базы сметных расценок уровня СНиР общего применения позволяет быстро рассчитывать и публиковать расценки в текущем уровне цен на любой отрезок времени. Целесообразно установит периодичность пересмотра расценок – ежегодно на начало календарного года, в этом случае, сборники ресурсных сметных норм СНиР издаются в базовом варианте на 3–5 года с дополнениями и изменениями по необходимости.
Повышение значения расценок в средних нормативах определяет и устанавливает требования к организации их разработки, исходным данным расчета и методике определения уровня норм. Предполагается, что будут использоваться при формировании средних сметных норм СНиР два метода получения нормативной информации:
Калькулирование затрат на основе базовых нормативов исходного уровня широко применяется на практике, является основным методом расчета групповых норм и не требует введения новых специальных правил сметного нормирования.
Методы технологического нормирования в отечественной практике сметного ценообразования применялись в очень ограниченном виде. Основой этого метода является натурные наблюдения за рабочими процессами с определением не норм расхода ресурсов, а норм выработки, т.е. определение количества готовой продукции по рабочему процессу за рабочую смену в реальных условиях строительного производства.
Разработка сметных показателей расхода ресурсов на основе норм выработки позволяет учесть типовые (или фирменные) особенности рабочего процесса в построечных условиях строительной площадки.
Нормы ЭСН разрабатываются отвлеченно от построечных условий строительной площадки, поэтому влияние других работ на объекте в расчете норм для конкретной сметной работы не учитывается. Разными мелодическими приемами (деление на устранимые, трудноустанимые и неустранимые потери, нормирование подготовительно-заключительных периодов, перерывов и т.п.) это влияние устраняется или микшируется уже на этапе обработки первичной информации расчета ЭСН.
Нормы СНиР при использовании норм выработки, наоборот, максимально учитывают всевозможные (организационные, климатические, технологические, временные, профессиональные) влияния работы в построечных условиях строительной площадки на среднюю величину нормативных показателей.
В первую очередь методы технологического нормирования разрабатываются для затрат труда, как основного показателя планирования стоимости и сроков строительства, в составе комплексных и специализированных бригад и звеньев рабочих, обеспечения их инструментом, оборудованием, инвентарем (спецодеждой, защитными приспособлениями и т.п.).
Установление в качестве варьирующих признаков показатели выработки (объемы выполнения работ бригадой данного состава с комплектом оборудования за рабочую смену) усиливают элемент неопределенности в процессе нормирования, что требует введения новых методических приемов получения и обработки исходных данных.
Методика технологического нормирования требует учета новых требований и условий применения основных элементов системы:
Таким образом, требуется организовать процесс сбора данных для разработки СНиР и одновременно осуществлять разработку методики формирования таких норм в новых условиях деятельности подрядных строительных организаций.
Сметные расценки на среднем уровне нормативной базы строительства (СНиР) становятся основным и ведущим нормативом. Методика формирования расценок на уровне средних и укрупненных норм для рыночных условий хозяйствования требуют серьезного уточнения:
УНиР являются производными показателями от норм ЭСН и СНиР. Разработка укрупненных норм исключительное право и обязанность профессиональных разработчиков норм и составителей нормативных баз.
Методика расчета норм УНиР зависит от вида разрабатываемых показателей и элемента укрупнения:
Все укрупненные нормы рассчитываются методами сметного калькулирования по исходным нормативам ЭСН и СНиР. Основой калькулирования является разработка структуры сметной укрупненной нормы с определением объема (удельных весов) исходных сметных работ.
Методических и организационных проблем в разработке УСН нет. Обоснованные УНиР получаются при качественных исходных данных – ЭСН и СНиР и формировании профессиональной структуры комплекса работ. Проблемы возникают в коммерческой привлекательности укрупненных нормативов и их востребованности у потребителей.
Методика разработки ОПС принципиально отличается от методик разработки норм базовых уровней ЭСН, СНиР, УНиР.
ОПС разрабатываются на основе данных исполнительных смет или отчетных данных по объектам уже законченного строительства. Формирование ОПС (УПС) выполняется расчетом удельных показателей на отраслевые или производственные единицы измерения строительства по объектам представителям, отобранных для расчета по специальной методике таксонометрии объектов строительства.
В основе отбора объектов-представителей для расчета ОПС ставится профессиональная группировка объектов строительства (вида, отрасли, типа) по признакам, обеспечивающих однородность объектов по функциональному назначению, расходу основных ресурсов, удельных значений стоимости и сроков строительства.
В настоящее время сложность определения норм ОПС определяется отсутствием достоверной исходной информации о законченных объектах строительства. Ни заказчик, ни подрядчик не торопятся раскрывать истинные затраты при строительстве и фактические финансовые результаты реализации проекта.
Решить эту проблему возможно путем организации обменного фонда данных о стоимости объектов законченного строительства на коммерческой и конфиденциальной основе между заинтересованными организациями подрядчиков и заказчиков-застройщиков. Результаты работы обменного фонда можно использовать для группировки данных и расчетов удельных показателей стоимости разной степени точности.
Предложения к обсуждению, рекомендации
1. Основной задачей профессионального инжиниринга в создании новой системы нормирования в строительстве является:
Специфика настоящего периода развития сметного нормирования и ценообразования в строительстве состоит в необходимости приводить работы по поддержанию в актуальном состоянии существующую сметно-нормативную базу и одновременно создавать методику и технологию нормотворческой работы по замене старых нормативов новыми, учитывающими рыночные изменения в экономике.
Капитальным изменением в системе нормирования строительства является замена базовых показателей системы нормирования. Вместо отживших производственных норм ЕНиР-86 первичный уровень занимают элементные нормы (ЭСН), реформируемые в виде сметно-производственных нормативов.
Текущая задача профессиональных участников нормативной работы в строительстве состоит в отборе, комплектовании и публикации наиболее современных и востребованных нормативов с внесением корректировок и изменений в устаревшие нормы.
В итоге реформы нормирования создается федеральная система разработки, учета, обновления, хранения и использования нормативной информации в строительстве, основанная на рыночных правилах и действующем законодательстве.
2. Основная трудность в разработке новой системы производственных и сметных норм в строительстве ожидается при получении исходных данных расчета элементной базы системы нормирования и организационно-методическое обеспечение этого процесса.
Получить реальные и достоверные исходные данные о фактических затратах и расходе ресурсов в рабочих процессах возможно только на текущих объектах строительства и ремонта, поэтому массовая работа по сбору, регистрации и оформлению первичной информации ложится на специалистов подрядных строительных организаций.
В этих условиях становится целесообразным максимальное упрощение порядка, процедур, форм сбора и первичной обработки исходных данных для актуальных рабочих операций, с получением нормативных показателей необходимых для нужд низового планирования и управления строительным производством на уровне рабочего места, объекта и подрядной организации.
Одновременно с производственным нормированием исходные данные необходимо использовать для разработки сметных (средних) нормативов первичного (элементного) уровня и в системе агрегирования нормативной информации.
3. Серьезной проблемой при формировании современной системы нормирования является огромный объем (сотни тысяч) норм и нормативов, которые надо заменить, откорректировать или разработать вновь.
Необходимо установит этапность реформ, когда должны сосуществовать и совместно работать старые и новые нормативы, и разработать модели приведение к тождественным выходным формам результаты плановой и рыночной систем нормирования на всех уровнях укрупнения и по всем этапам реформирования системы.
4. В структуре новой системы нормирования в строительстве можно использовать привычные аббревиатуры с внесение нового смысла и содержания. Сохраняется 4-х уровневая структура нормирования:
Новая система нормирования строится на иерархической структуре фирменных сметных нормативов с последовательным агрегированием исходной нормативной информации по сметным уровням, соответствующим уровням планирования и управления инвестиционно-строительными проектами.
Источник: cmet4uk.ru
Основные направления реформы ценообразования и сметного нормирования в строительстве.
В условиях глобализации, повышения конкуренции на мировом рынке, особенно важными становятся вопросы управления стоимостью инвестиционно-строительного проекта. Переход к рыночным отношениям в строительстве в России повлек реформирование и совершенствование сметно-нормативной базы системы ценообразования, методов расчета стоимости строительной продукции, механизмов формирования договорной стоимости с использованием современных информационных технологий.
Необходимость кардинальных преобразований в сфере ценообразования строительства очевидна сегодня для всех участников инвестиционно-строительной деятельности. В процессе установления стоимости строительной учитываются многие переменные факторы, начиная от форм взаимоотношений участников инвестиционного процесса, источников финансирования и заканчивая региональными особенностями определения цены на строительную продукцию.
Формирование объемов и планирование инвестиций в капитальное строительство основывается на стоимости строительных ресурсов и продукции строительства. Именно поэтому ценообразование и сметное нормирование являются ключевыми вопросами строительной отрасли.
Инвесторы, застройщики, заказчики, а главное, будущие собственники недвижимости придают все большее внимание точности и достоверности сметных расчетов для более объективного формирования инвесторских смет и договорных цен с подрядными строительными организациями и поставщиками материально-технических ресурсов.
Решение проблемы повышения эффективности инвестиций, направляемых на развитие основных фондов, зависит от правильности определения стоимости капитального строительства на федеральном, региональном и корпоративном уровнях.
Основной целью реформы ценообразования является создание современной нормативно-правовой и методической базы, которая обеспечит соблюдение баланса интересов всех участников строительного процесса, единство подходов и методов нормирования и мониторинга стоимости строительной продукции.
Их совместная реализация позволит грамотно распределять бюджетные средства, выделяемые на капитальное строительство, и сократить сроки внедрения информационных технологий.
Таким образом, должен быть комплексный подход к формированию методологии управления стоимостью на всех этапах инвестиционного процесса.
Реформа ценообразование в строительстве – имеет долгосрочный период времени. Первым корректировкам подверглась СНБ-2001 в 2009 и 2014 годах. Однако она не учитывала ряд новых современных строительных машин и механизмов, строительных материалов, обеспечивающих снижение себестоимости строительства. Внесенные изменения в действующую сметно-нормативную базу имели некоторым образом «косметический характер», не затрагивали концептуальных основ сметного нормирования и не изменили их сущность механизма административного планирования и управления инвестиционно-строительной деятельностью.
В конце 2016 –начале 2017 гг. были введены в действие законы, постановления правительства РФ, приказы и методические документы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, регламентирующие процесс реформирования сметно-нормативной базы в строительстве.
20 сентября 2018 г. Минстроем России внесен в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли Российской Федерации, который разделе на 3 этапа до 2022 года.
Одним из таких направлений является создание условий для эффективного планирования и использования бюджетных средств за счет оптимизации сметных цен строительных ресурсов при разработке проектной документации. Основными этапами которого является:
— внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007г. №145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» в части:
— установления возможности использования при разработке проектной документации сметных цен строительных ресурсов, определенных на основании конъюнктурного анализа, в случае, если такие цены отсутствуют в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (далее — ФГИС ЦС) и Федеральном реестре сметных нормативов (далее — ФРСН) или не превышают сметные цены, размещенные во ФГИСЦС;
— включения положений по предоставлению обосновывающих материалов определения стоимости строительных изделий и конструкций индивидуального изготовления в случае невозможности использования типовых решений;
— установление возможности (случаев) использования сметных нормативов, действовавших на дату разработки сметной документации.
В конце 2019 г. начале 2020 г. органами государственной власти России было выпущено большое количество нормативно-методических документов в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве.
И самое долгожданное для определения сметной стоимости строительства Приказами Минстроя от 26.12.2019 № 871/пр, 872/пр, 873/пр, 874/пр, 875/пр, 876/пр с 31.03.2020 введена в действие новая редакция сметно-нормативной базы ФСНБ-2020: ГЭСН, ФЕР, ФССЦ, ценники на перевозки грузов. Обновленная федеральная сметно-нормативная база, включает в себя сметные нормы и расценки, учитывающие использование новых технологий в строительстве
Необходимо также продолжить реализацию мероприятий по совершенствованию единой государственной сметно-нормативной базы, в части:
— учета наиболее оптимальных и рациональных технологий строительного производства, а также специфических и редких видов работ, для обеспечения требуемыми нормативами всех отраслей, ведомств, регионов;
— внесения изменений в порядок и методики разработки и утверждения новых сметных нормативов, направленных на обеспечение сокращения сроков наполнения сметно-нормативной базы необходимыми строительному комплексу нормами и расценками.
Основную экономию от внедрения новой системы ценообразования можно будет получить за счет повышения достоверности оценки на стадии принятия решения об инвестировании в государственные капитальные вложения в любой форме, от прямых бюджетных расходов до средств внебюджетных фондов, субсидий и субвенций.
Основные вопросы, возникающие при проверке сметной документации, и факторы, влияющие на ее качество
● несоответствие формата и состава сметной документации;
● некорректное определение сметной стоимости;
● отсутствие либо некорректное определение предельной стоимости, рассчитанной на основании укрупненных нормативов цены строительства (далее – НЦС), либо документально подтвержденных сведений о проектах-аналогах.
Кроме того, ввиду высокого уровня ресурсоемкости строительства существует и проблема учета огромного количества применяемых строительных материалов, отслеживание их цены на рынке применяемых строительных материалов, определения уровня трудозатрат и, соответственно, размера заработной платы в соответствии с квалификацией работника.
В связи этим очень важным является, что с 1 января 2020 года введена обязательная аттестация для всех экспертов, которые подписывают заключения по сметной документации.
Минстрой России разработал соответствующие изменения в статью 49 Градостроительного кодекса. «Перечень направлений деятельности экспертов, дополнен направлением деятельности «Ценообразование и сметное нормирование».
Таким образом, необходимость концептуального реформирования строительного ценообразования сегодня очевидна для всех участников инвестиционно-строительной деятельности. Профессиональным сообществом давно и неоднократно обсуждались острые вопросы, суть которых сводилась к единому мнению: надо решать не отдельные проблемы сметных нормативов, а реформировать систему ценообразования в целом.
Источник: sdo-regional.ru