В местных нормативах градостроительного проектирования поселения приведенные понятия применяются в следующем значении:
автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
автономный (локальный) источник тепловой энергии — котельная, предназначенная для теплоснабжения систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения и технологического теплоснабжения промышленных и сельскохозяйственных предприятий, жилых и общественных зданий;
газификация — деятельность по реализации научно-технических и проектных решений, осуществлению строительно-монтажных работ и организационных мер, направленных на перевод объектов жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных объектов на использование газа в качестве топливного или энергетического ресурса;
Курс для градостроителей. Урок 2. Состав документации по планировке территории (ППТ)
газонаполнительная станция (ГНС) — предприятие, предназначенное для приема, хранения и отпуска сжиженных углеводородных газов потребителям в автоцистернах и бытовых баллонах, ремонта и переосвидетельствования газовых баллонов;
городской населенный пункт – населенный пункт (город, поселок городского типа), трудоспособное население которого преимущественно занято в промышленности, торговле и других отраслях, характерных для городских населенных пунктов;
градостроительная деятельность — деятельность по развитию территорий, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений;
градостроительная документация (документы градостроительного проектирования) — документы территориального планирования, документы градостроительного зонирования, документация по планировке территории;
градостроительная ценность территории — мера способности территории удовлетворять определенные общественные требования к ее состоянию и использованию;
квартал — основной планировочный элемент застройки, ограниченный красными линиями. В границах жилого квартала могут выделяться земельные участки для размещения отдельных домов, группы жилых домов, объектов повседневного, периодического пользования. Размер территории квартала определяется с учетом: климатических условий, радиусов доступности объектов повседневного пользования, требований к проектированию улично-дорожной сети, типам застройки;
красные линии — линии градостроительного регулирования, отделяющие территории улично-дорожной сети от кварталов, иных элементов планировочной структуры и природных территорий в границах населённых пунктов;
Челышков П.Д. и Панчуков Н.А. ТИМ в деятельности государственного заказчика: особенности, проблемы
линии отступа от красных линий — линии, определяющие места допустимого размещения зданий, строений, сооружений;
линия электропередачи — электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии;
место захоронения — часть пространства объекта похоронного назначения, предназначенная для захоронения останков или праха умерших или погибших;
микрорайон — основная единица функциональной структуры жилой зоны. Включает жилые дома и близрасположенные общественные учреждения, обеспечивающие уровень повседневного культурно-бытового обслуживания населения;
нормативы градостроительного проектирования — совокупность установленных в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами, предусмотренными частями 1, 3 и 4 статьи 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, муниципальных образований и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, муниципальных образований;
надежность теплоснабжения — характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения;
объекты иного значения — объекты, не относящиеся к объектам регионального и местного значений, которые создаются и содержатся, в основном, путем привлечения на добровольной основе частных коммерческих организаций и напрямую не влияют на решение вопросов регионального и местного значения;
объекты местного значения поселения — объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления поселения полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Уставом муниципального образования и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие поселения. Виды объектов местного значения поселения в указанных в пункте 1 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации областях, подлежащих отображению на генеральном плане поселения, определяются законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;
объекты периодического обслуживания — учреждения и предприятия, посещаемые не реже одного раза в месяц, расположенные в пределах 15-минутной транспортной доступности (размещение преимущественно в границах районов городских населенных пунктов, административных центрах сельских поселений);
объекты повседневного обслуживания — учреждения и предприятия, посещаемые не реже одного раза в неделю, расположенные в пределах пешеходной доступности (размещение преимущественно в пределах кварталов, сельских населенных пунктов);
объекты утилизации переработки бытовых и промышленных отходов — свалки, полигоны бытовых и (или) промышленных отходов, скотомогильники, объекты по переработке промышленных, бытовых и биологических отходов;
правила землепользования и застройки — документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений;
пункт редуцирования газа — технологическое устройство сетей газораспределения и газопотребления, предназначенное для снижения давления газа и поддержания его в заданных пределах независимо от расхода газа;
радиус эффективного теплоснабжения — максимальное расстояние от теплопотребляющей установки до ближайшего источника тепловой энергии в системе теплоснабжения, при превышении которого подключение теплопотребляющей установки к данной системе теплоснабжения нецелесообразно по причине увеличения совокупных расходов в системе теплоснабжения;
расчетные показатели объекта местного значения — расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения и максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов местного значения;
санитарно-защитная зона (далее – СЗЗ) — специальная территория с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Размер СЗЗ обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами;
сельский населенный пункт — населенный пункт (поселок, село, деревня), население которого преимущественно занято в сельском хозяйстве, в сфере аграрно-промышленного комплекса, а также в традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей;
тепловая сеть — совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок;
теплоснабжение централизованное — теплоснабжение нескольких потребителей объединенных общей тепловой сетью от единого источника тепловой энергии;
территория (жилой район) застройки — застроенная или подлежащая застройке территория, имеющая установленные градостроительной документацией границы и проектные параметры застройки – плотность, набор функций, структуру строительства, параметры транспортной и инженерной инфраструктуры;
трансформаторная подстанция — электрическая подстанция, предназначенная для преобразования электрической энергии одного напряжения в электрическую энергию другого напряжения с помощью трансформаторов;
улица, площадь — территория общего пользования, ограниченная красными линиями улично-дорожной сети населенного пункта;
устойчивое развитие территорий — обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений;
централизованная система водоотведения (канализации) — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения;
централизованная система холодного водоснабжения — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам;
централизованная система электроснабжения — совокупность электроустановок, предназначенных для электроснабжения потребителей от энергетической системы;
иные понятия, используемые в настоящих нормативах, употребляются в значениях, соответствующих значениям, содержащимся в федеральном и региональном законодательстве.
1.2 Цели и задачи разработки местных нормативов
градостроительного проектирования поселения
Местные нормативы градостроительного проектирования (далее также – МНГП) поселения разработаны в целях обеспечения пространственного развития территории, соответствующего качеству жизни населения, предусмотренному документами социально-экономического развития поселения, определяющими и содержащими цели и задачи социально-экономического развития территории поселения.
Местные нормативы градостроительного проектирования позволяют обеспечить согласованность решений и показателей развития территории, устанавливаемых в документах социально-экономического развития и территориального планирования, таких как прогноз социально-экономического развития поселения и генплан поселения.
Местные нормативы градостроительного проектирования поселения направлены на решение следующих основных задач:
1) установление расчетных показателей, применение которых необходимо при разработке или корректировке градостроительной документации;
2) распределение используемых при проектировании расчетных показателей на группы по видам градостроительной документации (словосочетания «документы градостроительного проектирования» и «градостроительная документация» используются в местных нормативах градостроительного проектирования как равнозначные);
3) обеспечение оценки качества градостроительной документации в плане соответствия её решений целям повышения качества жизни населения, установленным в документах социально-экономического развития;
4) обеспечение постоянного контроля за соответствием решений градостроительной документации, изменяющимся социально-экономическим условиям на территории поселения.
При внесении изменений в местные нормативы градостроительного проектирования поселения учитывались требования:
– охраны окружающей среды;
– охраны памятников истории и культуры;
– интенсивности использования территорий иного назначения, выраженной в процентах застройки, иных показателях;
1.3 Общая характеристика состава и содержания местных
нормативов градостроительного проектирования поселения
Местные нормативы градостроительного проектирования поселения содержат
расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения поселения населения поселения и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения поселения.
В соответствии с ч. 5 ст. 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации местные нормативы градостроительного проектирования включают в себя:
1) основную часть (расчетные показатели);
2) материалы по обоснованию расчетных показателей, содержащихся в основной части местных нормативов градостроительного проектирования;
3) правила и область применения расчетных показателей, содержащихся в основной части местных нормативов градостроительного проектирования.
1.4 Перечень нормативных правовых актов и иных документов,
использованных при подготовке местных нормативов
градостроительного проектирования поселения
Градостроительный кодекс Российской Федерации;
Лесной кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 06.10. 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;
Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»;
Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;
Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Иные нормативные акты Российской Федерации
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 № 1063-р «О Социальных нормативах и нормах»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.05.2004 № 707-р «Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации и отдельных районов субъектов Российской Федерации (в существующих границах), относящихся к территориям с низкой либо с высокой плотностью населения»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2009 № 860 «О требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 № 717 «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса»;
Приказ Министерства регионального развития России от 27.12.2011 № 613 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований»;
Приказ Главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации от 04.12.1995 № 13-7-2/469 «Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов».
Законодательные и нормативные акты
Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.04.2007 № 39-оз «О градостроительной деятельности на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
Нормативные акты Нефтеюганского района
Постановление администрации Нефтеюганского района от 21.04.2010 № 586-па «О Стратегии социально-экономического развития муниципального образования Нефтеюганский район до 2020 года»;
Постановление администрации Нефтеюганского района от 24.10.2013 № 2820-па «Об утверждении муниципальной программы «Доступное жилье — жителям Нефтеюганского района на 2014-2020 годы»;
Постановление администрации Нефтеюганского района от 30.10.2013 № 2992-па «Об утверждении муниципальной программы «Развитие жилищно — коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании Нефтеюганский район в 2014 — 2020 годах»;
Постановление администрации Нефтеюганского района от 09.09.2013 № 2366-па «Об утверждении муниципальной программы Нефтеюганского района «Образование 21 века на 2014-2020 годы»;
Постановление администрации Нефтеюганского района от 30.10.2013 № 2969-па «Об утверждении муниципальной программы «Развитие культуры Нефтеюганского района на 2014 — 2020 годы»;
Постановление администрации Нефтеюганского района от 30.10.2013 № 2970-па «Об утверждении муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в Нефтеюганском районе на 2014 — 2020 годы»;
Постановление администрации Нефтеюганского района от 30.10.2013 № 2976-па
«Об утверждении муниципальной программы «Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Нефтеюганском районе в 2014-2020 годах»;
Постановление администрации Нефтеюганского района от 30.09.2013 № 2555-па «Об утверждении муниципальной программы «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности в Нефтеюганском районе на 2014 — 2020 годы»;
Постановление администрации Нефтеюганского района от 02.10.2013 № 2577-па «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение экологической безопасности Нефтеюганского района на 2014-2020 год»;
Постановление администрации Нефтеюганского района от 23.10.2013 № 2819-па «Об утверждении муниципальной программы «Развитие транспортной системы Нефтеюганского района на период 2014 — 2020 годы».
Своды правил по проектированию и строительству (СП)
СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*;
СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*;
СП 32.13330.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85;
СП 62.13330.2011. Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002;
СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*;
СП 39.13330.2012. Свод правил. Плотины из грунтовых материалов. Актуализированная редакция СНиП 2.06.05-84*;
СП 131.13330.2012. Свод правил. Строительная климатология. Актуализированная редакция СНиП 23-01-99*.
Строительные нормы и правила (СНиП)
СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений;
Рекомендации по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений (составлены к главе СНиП 2.07.01-89*, утверждены Центральным научно-исследовательским и проектным институтом по градостроительству Министерства строительства Российской Федерации от 01.01.1994);
СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги;
СНиП 2.01.51-90. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны;
СНиП 2.06.15-85. Инженерная защита территории от затопления и подтопления;
СНиП 2.01.28-85. Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию.
Санитарные правила и нормы и правила (СанПиН)
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
Государственные стандарты (ГОСТ)
ГОСТ Р 52498-2005 Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания».
Нормы пожарной безопасности (НПБ)
НПБ 101-95 Нормы проектирования объектов пожарной охраны, утвержденные заместителем Главного Государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору, введенные в действие Приказом Главного управления государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел России от 30.12.1994 № 36.
Ведомственные строительные нормы (ВСН)
ВСН-АВ-ПАС-94 (РД 3107938-0181-94). Автовокзалы и пассажирские автостанции
Источник: ust-ugan.ru
Местные нормативы градостроительного проектирования (МНГП)
Нормативы градостроительного проектирования предназначены для обеспечения доступности для населения объектов как регионального, так и местного значения, этот вид документа разрабатывается и применяется на региональном и местном уровнях власти.
В соответствии с пунктом 4 статьи 29.2 Градостроительного кодекса нормативы градостроительного проектирования городских округов и поселений, в том числе устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами благоустройства территории. В ряду требований к благоустройству территории можно рассматривать минимальную долю озеленения земельных участков жилой и общественной застройки. Здесь идет преимущественно речь о зеленых насаждениях ограниченного пользования. Требования обеспечения доступности озелененных территорий общего пользования, представляющих собой самостоятельные земельные участки, могут устанавливаться в рамках полномочий, касающихся доступности «иных объектов местного значения», то есть зеленых насаждений общего пользования.
Местные нормативы градостроительного проектирования — важный документ в градостроительных правоотношениях, так:
согласно пункту 2 статьи 20 и пункту 3 статьи 24 Градостроительного кодекса региональные и (или) местные нормативы градостроительного проектирования учитываются при разработке проекта схемы территориального планирования муниципального района, проектов генеральных планов поселений и городских округов;
в соответствии с пунктом 10 статьи 45 Градостроительного кодекса нормативы градостроительного проектирования являются обязательными при подготовке документации по планировке территории (в том числе проекта планировки территории, проектов межевания территорий, градостроительных планов земельных участков).
Так как озеленение в первую очередь связано с природными условиями конкретной территории, то и нормирование его должно отражаться в документах местного значения, в частности в МНГП.
Важным плюсом МНГП является возможность дифференцировать нормирование зеленых насаждений сообразно особенностям «запроса» населения, а такие особенности возникают по совокупности ряда факторов (в их текущем и будущем проявлениях), а именно: плотность застройки, структура жилищного фонда, расположение в структуре города, близость зеленых насаждений, расположенных в границах ООПТ и городских лесов, и др. Необходимым условием применения такого подхода является наличие схемы дифференциации территорий (городских сред).
Данная схема должна разрабатывается на стадии подготовки Генерального плана муниципального образования. Такие схемы имеются в документах градостроительного проектирования муниципальных образований «Города Перми» и «Города Хабаровск». Интересно, что при разработке МНГП Перми сначала были разработаны дифференциальные показатели обеспеченности озелененными территориями общего пользования в зависимости от территорий, подлежащих нормированию (в проекте данного документа), а при утверждении данного документа уже была создана карта существующих озелененных территорий общего пользования (приложение 5), оговорены требования к созданию и сохранению озелененных территорий общего пользования при развитии застроенных территорий и комплексном освоении земельных участков. Также дифференциация нормативных требований может быть обеспечена и путем их включения в состав параметров функциональных зон, определяемых генеральным планом, например как это сделано в «Генеральном плане города Москвы».
Основным нормируемым показателем может стать доступность и обеспеченность озелененных территорий общего пользования. Также в местных нормативах могут отражаться требования к качественным характеристикам зеленых насаждений. Так, в постановлении Главы города Дзержинский «О нормативах градостроительного проектирования в части благоустройства и озеленения» детально указываются требования к посадочному материалу (высота, наличие сухих ветвей и т.д.), также минимальная доля хвойных пород (10%) и проекция крон деревьев и кустарников (50%).
Важно отметить, что МНГП не призваны нормировать все зеленые насаждения общего пользования, так как нормированию не подлежат ни зеленые насаждения ООПТ, ни зеленые насаждения городских лесов, лесопарковых зон. Нормирование зеленых насаждений в пределах данных земельных участков не представляется ни возможным, ни целесообразным. Однако при расчете минимальной доли обеспеченности и доступности озеленной территории общего пользования эти насаждения стоит учитывать.
МНГП не должны распространятся на зеленые насаждения специального назначения, так как данные насаждения не являются предметом благоустройства земельных участков или объектом городской инфраструктуры, обеспечивающих комфортное проживание населения муниципального образования. Нормирование зеленых насаждений специального назначения (если в них есть необходимость, а также необходимость в самом нормировании таких насаждений) могут закрепляться в градостроительных регламентах.
Выводы по 3 главе
Такие характеристики и параметры озелененных территорий, как вид озелененной территории, статус охраны, правовой статус, доступность, благоустроенность, видовой состав, рекреационная емкость, минимальная площадь озеленения могут и должны быть отражены в документах градостроительного проектирования.
Основными же инструментами при управлении природным комплексом города, которые могут отражаться в документах градостроительного проектирования, являются планирование, зонирование, нормирование и планировка территории (рис. 11). При их разработке необходимо учитывать требования природоохранного законодательства, что в свою очередь ведет к сбалансированному подходу в правовом регулировании.
Рис. 11. Инструменты градостроительного проектирования при управлении природным комплексом города
Основными регламентируемыми показателями может стать доля озелененных территорий общего, ограниченного пользования и специального назначения (при необходимости). Основным же нормируемым показателем местных нормативов градостроительного проектирования могут стать обеспеченность и доступность зеленых насаждений общего пользования. Как и регламентируемые показатели, так и нормируемые должны быть оптимизированы в зависимости от конкретных условий каждого конкретного города, дифференцированы в соответствии с особенностями городских сред.
Источник: studwood.net