Мост это линейный объект или объект капитального строительства

Письмо Минэкономразвития России от 06.07.2017 N Д23и-3986 "Относительно порядка раздела линейного сооружения — автомобильной дороги без осуществления фактических строительных работ по разделу такого объекта"

3.2. Особенности получения разрешительной документации и проведения работ по созданию сетей и иных линейных объектов

Термин «линейный объект» неоднократно встречается в отдельных федеральных законах. При этом его определение в законодательстве отсутствует, поскольку в нормативных актах всегда перечисляются только отдельные виды линейных объектов, к примеру:

  1. в соответствии с п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения;
  2. в пп. 5 п. 3 ст. 11, ст. 51.2 Водного кодекса РФ к числу линейных объектов отнесены также мосты, подводные и подземные переходы, трубопроводы, подводные линии связи;
  3. согласно п. 1 ст. 11 закона РФ от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» к линейным объектам относятся подводные и подземные переходы, трубопроводы, подводные линии связи;
  4. в силу пп. 10 п. 1 ст. 7 закона РФ от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации…» линейными объектами являются подводные и подземные технические сооружения, переходы, сооружения связи, линии связи и коммуникации;
  5. пп. 6 п. 1 ст. 7 закона РФ от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» относит к линейным объектам дороги, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Общее определение для линейных объектов пока предлагается только в юридической литературе. Традиционно выделяют следующий перечень характеристик, общих для всех линейных объектов:

  • длина объекта намного превышает его ширину;
  • объект является сооружением;
  • объекту свойственна связь с земельными участками;
  • в состав линейного объекта могут входить площадочные объекты, технологически связанные с линейным объектом [1] .

При таких обстоятельствах для определения того, является ли объект линейным, целесообразно обращаться к перечням из нормативно-правовых актов, указанных выше. С учётом этого к линейным объектам будут относиться, например, автомобильные дороги, мосты и линии электропередачи.

Инженерные сети прямо упомянуты в качестве линейных объектов в отдельных нормативно-правовых актах. Например, в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2020 № 1816 [2] в качестве линейных объектов прямо указаны электрические сети, сети инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения). При этом в акте к линейным объектам отнесены в том числе сети, расположенные внутри одного квартала, одного микрорайона.

Согласно позиции Минрегиона России, сформулированной в 2011 году, «инженерно-технические сети, обеспечивающие два и более объекта капитального строительства, рассматриваются как отдельный линейный объект, к которым можно отнести квартальный газопровод и другие линейные объекты (водопровод, канализация, линейно-кабельные сооружения связи и пр.)». При этом Министерство не рассматривает в качестве самостоятельного линейного объекта сети инженерно-технического обеспечения, являющиеся функционально частью отдельного объекта капитального строительства, выходящие за пределы границ земельного участка, отведённого под указанные цели, и при этом не выходящие за пределы элемента планировочной структуры (квартал, микрорайон) [3] .

В судебной практике также предлагается определять, является ли сеть инженерно-технического обеспечения линейным объектом, по следующим признакам:

  • прокладывается ли она вне здания (до внешней границы наружной конструкции здания);
  • проходит ли она через несколько земельных участков;
  • имеет ли она значительную протяжённость [4] .

Если сеть соответствует этим признакам, она является линейным объектом.

Таким образом, можно утверждать, что к линейным объектам не относятся сети инженерно-технического обеспечения, располагающиеся в границах того земельного участка, на котором размещено здание, снабжение которого они обеспечивают.

Если такие сети выходят за границы земельного участка, но не выходят за пределы элемента планировочной структуры, то с учётом указанного выше Постановления Правительства РФ от 12.11.2020 № 1816, позиции судебной практики такую сеть нужно квалифицировать как линейный объект, хотя это противоречит вышеуказанной позиции Минрегиона России.

В ситуации, когда сеть обеспечивает два и более объекта капитального строительства или выходит за пределы элемента планировочной структуры, она является линейным объектом.

Всегда ли линейный объект является объектом капитального строительства?

В соответствии с п. 10 ст. 1 ГрК РФ объект капитального строительства – здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершённого строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие). В п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ предусмотрено, что линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения относятся к линейным объектам.

Поскольку сооружения относятся к объектам капитального строительства, все упоминания о линейных объектах, имеющиеся в ГрК РФ, касаются объектов капитального строительства.

Иными словами, с точки зрения ГрК РФ, линейный объект – это подвид объекта капитального строительства [5] . Это обусловлено тем, что ГрК РФ регулирует только деятельность, связанную со строительством и реконструкцией объектов капитального строительства.

Вместе с тем капитальность конкретного линейного объекта должна оцениваться с точки зрения наличия у него характеристик сооружения.

В пп. 23 п. 2 ст. 2 закона РФ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что сооружение – это результат строительства, представляющий собой объёмную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Если линейный объект отвечает признакам сооружения, то на него распространяются положения ГрК РФ о линейных объектах. Если линейный объект не отвечает признакам сооружения, то на него не распространяются нормы ГрК РФ о линейных объектах, но в то же время могут распространяться положения иных законов, которые регулируют отношения, связанные с линейными объектами, не являющимися объектами капитального строительства (земельные, природоохранные и т. д.).

Например, на проведение работ по устройству гравийной или щебёночной дороги не распространяются требования ГрК РФ, поскольку она не является сооружением [6] . Но при этом вопросы эксплуатации гравийной и щебёночной дороги регулируются дорожным законодательством [7] .

Специальные правила оформления прав на земельные участки для размещения линейных объектов

После вступления в силу 01.03.2015 большинства положений закона № 171-ФЗ [8] процедура предоставления земельного участка для строительства линейных объектов была существенно изменена.

В пп. 4 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае его предоставления юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения.

По мнению Минэкономразвития России, по рассматриваемому основанию допускается предоставление земельных участков для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, в том числе не относящихся к объектам федерального, регионального или местного значения [9] . Такую позицию не разделяют многие региональные чиновники, так что правоприменительная практика отличается в разных регионах.

Для строительства иных, чем вышеуказанные, линейных объектов земельные участки предоставляются в общем порядке с учётом ст. 39.1 ЗК РФ, то есть, как правило, в аренду на торгах.

Есть, однако, и альтернативные способы оформления прав на необходимые земельные участки, земли.

Например, ст. 39.23 ЗК РФ предусматривает, что для размещения линейных объектов, не препятствующих разрешённому использованию земельного участка, может быть заключено соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Например, такое соглашение может быть заключено для строительства примыкания к автомобильной дороге [10] .

В соответствии со ст. 39.37 ЗК РФ возможно установление публичного сервитута для использования земельных участков и (или) земель, в частности, в следующих целях:

  1. размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд;
  2. складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта.

Кроме того, согласно Федеральному закону от 31.07.2020 № 254-ФЗ [11] (далее – Транспортный закон) публичные сервитуты также могут устанавливаться для строительства и реконструкции линейных объектов инфраструктуры (за исключением линейных объектов, размещение которых делает невозможным дальнейшее использование земельного участка или его части в соответствии с установленным видом разрешённого использования), если такие линейные объекты инфраструктуры попадают в перечень объектов инфраструктуры в соответствии со ст. 2 Транспортного закона.

Также согласно ст. 39.33 ЗК РФ допускается использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае капитального или текущего ремонта линейных объектов, строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» предусмотрено, что строительство следующих линейных объектов на публичных землях, земельных участках может осуществляться при отсутствии договора аренды (соглашения о сервитуте, публичного сервитута):

  1. Подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
  2. Водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
  3. Линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
  4. Линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
  5. Нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
  6. Тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
  7. Линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешение на строительство [12] .
  8. Проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
Читайте также:  Руп главное управление капитального строительства

Перечисленные в этом Постановлении Правительства РФ объекты строятся без получения разрешения на строительство в следующих случаях:

  • линейный объект не является объектом капитального строительства, т. е. не соответствует характеристикам сооружения, предусмотренным ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (пп. 2 п. 17 ст. 51 ГрК РФ);
  • линейный объект предназначен для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно (пп. 4.4 п. 17 ст. 51 ГрК РФ);
  • линейный объект является вспомогательным объектом капитального строительства (пп. 3 п. 17 ст. 51 ГрК РФ). С учётом позиции Росреестра [13] , к числу объектов капитального строительства вспомогательного использования могут относиться здания, строения, сооружения, не имеющие самостоятельного хозяйственного назначения и предназначенные для обслуживания другого (главного) объекта капитального строительства, создание таких объектов должно быть предусмотрено в проектной документации основного объекта капитального строительства, подобные объекты возводятся на одном земельном участке с основным объектом;
  • в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2020 № 1816 установлен перечень случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство: строительство и реконструкция линий связи и сооружений связи (кроме особо опасных, технически сложных объектов связи), водопроводов и водоводов всех видов диаметром до 500 мм, автомобильных дорог IV и V категорий, парковых дорог, проездов, велосипедных дорожек и ряда иных объектов;
  • в силу специального закона субъекта РФ строительство отдельных линейных объектов осуществляется без оформления разрешения на строительство. Например, такие исключения установлены в областном законе Ленинградской области от 18.05.2012 № 38-оз «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ленинградской области».

Стоит обратить внимание на неоднозначность судебной практики, связанной с признанием линейных объектов объектами вспомогательного использования. Так, в ряде судебных решений от 2020-2021 гг. суды, исследуя вопрос о правовом статусе сетей, обеспечивающих одно здание и при этом расположенных на территории нескольких земельных участков, пришли к выводу, что такие сети, являясь частью основного объекта (что следует из проектной документации основного объекта), одновременно являются сооружениями (линейными объектами) вспомогательного использования, для строительства которых не требуется получение разрешения на строительство. При этом Арбитражный суд Дальневосточного округа [14] на основании норм ГрК РФ и ГК РФ также указал, что такие сети не могут быть признаны объектами недвижимости (и поставлены на учёт с регистрацией прав на них), в то время как Арбитражный суд Северо-Кавказского округа [15] , напротив, квалифицировал такие сети как объект недвижимости и обязал регистрирующий орган зарегистрировать право собственности заявителя на указанные сети.

Логика судов представляется непоследовательной: во-первых, сеть не может являться одновременно частью основного объекта и отдельным от него (вспомогательным) линейным объектом, во-вторых, в соответствии с указанным выше Письмом Росреестра от 13.04.2020 № 3215-АБ/20 объекты вспомогательного использования возводятся на одном земельном участке с основным объектом, в-третьих, даже если признавать такую сеть вспомогательным линейным объектом, статус вспомогательного сооружения не свидетельствует об отсутствии у сети признаков объекта недвижимого имущества [16] . Тем не менее указанные позиции должны учитываться при разработке проектной документации и осуществлении регистрационных действий.

Документация, необходимая для строительства линейного объекта

В п. 11 ст. 48 ГрК РФ установлено, что подготовка проектной документации линейного объекта осуществляется на основании проекта планировки и проекта межевания территории, а в отдельных случаях на основании решения о подготовке документации по планировке территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка ППТиПМ), а не на основании информации, указанной в ГПЗУ.

При этом п. 4 ст. 4 закона РФ от 29.12.2014 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – закон № 191-ФЗ) предусмотрено, что до 31.12.2015 строительство линейных объектов может осуществляться на основании ГПЗУ (информации, указанной в ГПЗУ).

На основании таких «старых» ГПЗУ могут быть выданы разрешения на строительство, даже если в отношении территории не будут разработаны ППТиПМ (об этом см. далее).

В соответствии с редакцией п. 4 ст. 4 закона № 191-ФЗ в городе Москве ГПЗУ мог использоваться вместо ППТиПМ для строительства линейных объектов в течение более длительного срока – до 31.12.2016.

Стоит отметить, что в 2020 году Транспортный закон сократил избыточные процедуры, затрудняющие строительство инфраструктурных объектов, в частности, указанным законом предусмотрены следующие правила:

  • утверждение проекта планировки территории до внесения изменений в документы территориального планирования;
  • направление проектной документации линейного объекта на государственную экспертизу до утверждения документации по планировке территории;
  • возможность временной эксплуатации линейного объекта до его ввода в эксплуатацию;
  • возможность установления публичных сервитутов для строительства линейных объектов;
  • иные особенности.

Под действие Транспортного закона подпадают объекты транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, строительство, реконструкция которых осуществляются в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в соответствии со стратегией пространственного развития Российской Федерации, в том числе автомобильные дороги общего пользования или их участки, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта и др. (ст. 2 Транспортного закона).

В случае строительства (реконструкции) указанных выше объектов необходимо учитывать специальные правила, установленные в Транспортном законе.

Документация по планировке территории

Как отмечалось ранее, согласно п. 11 ст. 48 ГрК РФ подготовка проектной документации линейного объекта осуществляется на основании ППТиПМ, а в отдельных случаях на основании решения о подготовке документации по планировке территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка ППТиПМ).

На основании решения о подготовке документации по планировке территории может осуществляться подготовка проектной документации линейного объекта федерального значения, регионального значения или местного значения до утверждения документации по планировке территории. Однако в этом случае проектная документация линейного объекта направляется на экспертизу проектной документации только при наличии утверждённого проекта планировки территории, предусматривающего строительство, реконструкцию линейного объекта. Это положение позволяет одновременно разрабатывать документацию по планировке территории и проектную документацию, тем самым сокращая сроки.

Кроме того, исходя из п. 4 ст. 4 закона № 191-ФЗ, до 31.12.2015 проектная документация линейного объекта могла выполняться как на основании ППТиПМ, так и на основании ГПЗУ.

С 01.01.2017 вступили в силу поправки, внесённые в ГрК РФ законом РФ от 03.07.2016 № 373-ФЗ (далее – закон № 373-ФЗ), которым изменены требования к ГПЗУ. Данный закон содержит также переходные положения, относящиеся к градостроительной документации.

Согласно п. 1 ст. 9 закона № 373-ФЗ информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, утверждённом до 1 июля 2017 года, может быть использована в течение срока, который установлен нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и не может быть менее чем три года и более чем восемь лет начиная с 1 июля 2017 года, для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и (или) их частям, строящимся, реконструируемым в границах такого земельного участка, выдачи разрешений на строительство. По истечении установленного срока использование информации, указанной в таком градостроительном плане земельного участка, не допускается.

Таким образом, если линейный объект проектировался на основании ГПЗУ, выданного до 31.12.2015, то разрешение на строительство может быть получено на основании такого «старого» ГПЗУ в течение срока, который должен быть установлен субъектом Российской Федерации, без проверки на соответствие ограничениям, фактически установленным на момент выдачи разрешения на строительство.

Утверждение проекта планировки и проекта межевания территории не является обязательным условием для строительства линейного объекта, если ГПЗУ был получен до 31.12.2015.

В ГрК РФ установлены случаи, когда разработка ППТиПМ не требуется. Согласно пп. 5 п. 3 ст. 41 ГрК РФ разработка указанного документа не требуется, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов. Такие случаи определены выше в соответствии со ст. 39.33 ЗК РФ. Также обратим внимание, что с учётом формулировок пп. 5 п. 3 ст. 41 ГрК РФ под исключение из правила об обязательности ППТиПМ подпадают также случаи установления публичного сервитута согласно ст. 39.37 ЗК РФ. Правительством РФ могут быть установлены иные случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 № 1816 [17] , которое принято в соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 41 ГрК РФ и вступило в силу с 28 августа 2020 года, установлен такой перечень дополнительных случаев, а именно:

1) строительство, реконструкция:
a) объектов, являющихся линейными, указанных в абзацах втором–седьмом и девятом–тринадцатом перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 1816 (линии связи и сооружения связи (кроме особо опасных и технически сложных объектов связи), водопроводы и водоводы всех видов диаметром до 500 мм и пр.);
b) газопроводов с проектным рабочим давлением не более 0,6 мегапаскаля;

Читайте также:  Признаки объекта капитального строительства судебная практика

2) строительство, реконструкция объекта капитального строительства, проектируемого в составе линейного объекта, при одновременном соблюдении следующих условий:
a) строительство, реконструкция объекта капитального строительства осуществляется в существующих границах земельного участка, на котором размещён линейный объект, либо в границах сервитута или публичного сервитута, установленного в целях размещения линейного объекта;
b) строительство, реконструкция объекта капитального строительства не требует изменения границ зон с особыми условиями использования территорий, установленных в связи с размещением линейного объекта;
c) общая площадь объекта капитального строительства не превышает 1500 кв. метров, высота не более 12 метров, количество этажей не превышает двух.

3) строительство, реконструкция электрических сетей, сетей связи, сетей инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения), размещение которых осуществляется внутри одного квартала, одного микрорайона.

4) строительство, реконструкция в границах полосы отвода автомобильных дорог подъездов, съездов и примыканий, в том числе переходно-скоростных полос, к объектам дорожного сервиса и (или) автомобильных дорог, для строительства, реконструкции которых не требуется получение разрешения на строительство.

Дополнительно отметим, что согласно п. 5 ст. 41 ГрК РФ в отношении линейных объектов не предусмотрена отдельная разработка проекта межевания территории без подготовки проекта планировки территории. При этом с 1 сентября 2018 г. в соответствии с законом РФ от 03.08.2018 № 341-ФЗ [18] для выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, достаточно подготовки проекта планировки территории (без проекта межевания территории).

Градостроительное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов, поэтому определённые особенности документации по планировке территории для размещения линейных объектов могут предусматриваться законодательством субъекта РФ (п. 1 ст. 3 ГрК РФ).

Например, в Санкт-Петербурге принят закон от 22.01.2015 № 4-5 «О порядке подготовки документации по планировке территории в Санкт-Петербурге и внесении изменений в некоторые законы Санкт-Петербурга». Из п. 7 ст. 2 данного закона следует особенность проекта планировки территории, разрабатываемого для получения разрешения на строительство линейного объекта, – его разработка не препятствует утверждению общего проекта планировки на ту же территорию.

Как особый вид документации проекты планировки территории для размещения линейных объектов реализуются и в других субъектах РФ [19] .

Также стоит отметить, что из комплексного толкования п. п. 2-5 ст. 45 ГрК РФ следует, что один проект планировки и межевания территории может предусматривать размещение нескольких линейных объектов только в случае, если такие объекты являются объектами одного уровня – федерального, регионального или муниципального. Поэтому в случае, если в пределах одного элемента планировочной структуры необходимо разместить линейные объекты разного уровня, то требуется утвердить несколько проектов планировки в отношении одной и той же территории.

Специальные правила о содержании документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейного объекта, предусмотрены также в приказе Минтранса России от 06.07.2012 № 199 «Об утверждении Порядка подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения».

Проектная документация в отношении линейных объектов

В соответствии с п. 7 ст. 51 ГрК РФ для получения разрешения на строительство застройщику требуется предоставить материалы, содержащиеся в проектной документации.

Исключений для строительства линейного объекта ГрК РФ не предусмотрено, поэтому при их строительстве также требуется разработка проектной документации. Требования к содержанию проектной документации в отношении линейных объектов установлены в ст. 48 ГрК РФ и в Постановлении Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». При этом необходимо отметить, что «в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта сетей инженерно-технического обеспечения, являющихся функциональной частью отдельного объекта капитального строительства, выходящих за пределы границ земельного участка, отведённого под указанные цели, и при этом не выходящих за пределы элемента планировочной структуры (квартал, микрорайон), сведения о таких сетях также включаются в раздел 5 проектной документации [20] .

В ГрК РФ также установлена особенность подготовки проектной документации, если документацией по планировке территории предусмотрено размещение объекта транспортной инфраструктуры федерального значения либо линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения или местного значения или подготовка проектной документации осуществляется до утверждения документации по планировке территории (п. 1.1 ст. 48 ГрК РФ). В указанном случае архитектурно-строительное проектирование может осуществляться в том числе в границах не принадлежащего застройщику земельного участка, в то время как по общему правилу для проектирования требуются права на такой земельный участок. Кроме того, в силу п. 1.2 ст. 48 ГрК РФ, если земельный участок для размещения объектов федерального значения, регионального значения, местного значения, не указанных в предыдущем предложении, образуется из земель или земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и которые не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, подготовка проектной документации для размещения указанных объектов капитального строительства до образования такого земельного участка осуществляется на основании утверждённой документации по планировке территории или принятого решения о подготовке документации по планировке территории.

[2] Постановление Правительства РФ от 12.11.2020 № 1816 «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

[3] Письмо Минрегиона России от 20.05.2011 № 13137-ИП/08 «О государственной экспертизе проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт сетей инженерно-технического обеспечения».

Перечень видов существующих линейных объектов и сетей инженерно-технического обеспечения, при реконструкции или капитальном ремонте которых не применяются положения статьи 522 Градостроительного кодекса Российской Федерации. 1. Магистральные газопроводы I класса при рабочем давлении 10 мегапаскалей и выше.

Минэкономразвития России от 06.07.2017 N Д23и-3986 «О разделе линейного сооружения»

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) относительно порядка раздела линейного сооружения — автомобильной дороги без осуществления фактических строительных работ по разделу такого объекта в пределах компетенции, сообщает следующее.

Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс), Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ), Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 257-ФЗ) и иные нормативные правовые акты не содержат положений, регламентирующих порядок раздела объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог (в отличие от порядка раздела земельных участков, в отношении которых кроме того установлены требования к образуемым земельным участкам).

Вместе с тем, до законодательного урегулирования правового механизма раздела объектов капитального строительства в целях обеспечения осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении образованных сооружений в результате раздела иного сооружения Департамент недвижимости полагает возможным руководствоваться следующим.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 257-ФЗ автомобильная дорога — это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В соответствии с пунктом 1 статьи 133 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.

Таким образом, само по себе наличие в составе вещи составных частей не свидетельствует о том, что такая вещь является делимой.

На основании вышеизложенного проведение кадастровых работ для целей внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объектах, образованных в результате раздела автомобильной дороги, допускается только в случае, если такая автомобильная дорога является делимой вещью. Кроме того, в результате преобразования исходного объекта образовываются объекты того же вида, что и исходный объект, то есть в результате раздела автомобильной дороги могут быть образованы только автомобильные дороги.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 14 Закона N 218-ФЗ при образовании объектов недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно.

Согласно части 1 и 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и необходимых документов, в частности — технического плана.

Как предусмотрено статьей 24 Закона N 218-ФЗ, технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о сооружении, необходимые для государственного кадастрового учета такого сооружения либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

В техническом плане указываются новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о сооружении, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 24 Закона N 218-ФЗ).

Если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 — 10 статьи 24 Закона N 218-ФЗ разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью (часть 11 статьи 24 Закона N 218-ФЗ).

Читайте также:  Чем отличается реконструкция от капитального строительства

В соответствии с частью 10 статьи 41 Закона N 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости, образуемые в результате объединения объектов недвижимости или перераспределения объектов недвижимости, находящихся в собственности одного лица, раздела объекта недвижимости, находящегося в собственности одного лица, является соответствующее заявление такого лица о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, а также документы, перечисленные в части 8 данной статьи.

Согласно пункту 14.1 статьи 1 Градостроительного кодекса реконструкцией линейных объектов является изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

Таким образом, в случае, если раздел автомобильной дороги не требует проведения ее реконструкции, а образуемые в результате раздела объекты имеют тот же класс, категорию, первоначально установленные показатели функционирования автомобильной дороги (грузоподъемность, мощность), что и подлежащая разделу автомобильная дорога, по мнению Департамента недвижимости, отсутствует необходимость подготовки и предоставления какого-либо из документов, предусмотренных частью 8 статьи 41 Закона N 218-ФЗ.

На основании вышеизложенного:

в целях осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при разделе автомобильной дороги, не связанном с ее реконструкцией, в результате которого образуется несколько автомобильных дорог, соответствующий технический план может быть подготовлен на основании декларации, составленной и заверенной собственником (органом, осуществляющим полномочия собственника) объекта недвижимости — автомобильной дороги, раздел которой осуществлен;

приложениями к техническому плану должны являться решение уполномоченного органа о разделе автомобильной дороги и документы, подготовленные данным органом, подтверждающие, что раздел автомобильной дороги не осуществлялся в результате реконструкции;

государственный кадастровый учет и государственная регистрация в отношении образуемых автомобильных дорог осуществляются на основании заявления собственника автомобильной дороги (органа, осуществляющего полномочия собственника).

В отношении необходимости предоставления выписки из Единого государственного реестра автомобильных дорог (далее — ЕГРАД) считаем необходимым отметить, что в соответствии с Правилами формирования и ведения Единого государственного реестра автомобильных дорог, утвержденными приказом Минтранса России от 20 мая 2009 г. N 80, в указанный реестр вносятся в том числе сведения о собственнике, владельце автомобильной дороги, ей протяженности.

В этой связи при подготовке технического плана для целей государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые автомобильные дороги могут быть представлены выписки из ЕГРАД, реквизиты выписки указываются в разделе «Исходные данные», и копия выписки включается в состав приложения технического плана.

Относительно подготовки технического плана сооружений, образуемых в результате раздела автомобильной дороги, учтенной в кадастровом округе «Общероссийский», в результате которого каждая автомобильная дорога будет расположена в пределах разных субъектов Российской Федерации, сообщаем, что в силу части 1 статьи 41 Закона N 218-ФЗ в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.

Исходя из пункта 17 Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России N 953 от 18 декабря 2015 г. (далее — Требования):

при одновременном образовании объектов недвижимости в результате преобразования объекта недвижимости (объектов недвижимости), в том числе в случае образования объекта недвижимости и (или) образования (изменения) части (частей) здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, технический план оформляется в виде одного документа;

количество разделов технического плана «Описание местоположения объекта недвижимости», «Характеристики объекта недвижимости», «Заключение кадастрового инженера» (при необходимости), «Схема геодезических построений», «Схема расположения объекта недвижимости (части объекта недвижимости) на земельном участке», «Чертеж контура объекта недвижимости» должно соответствовать количеству образуемых объектов недвижимости; названные разделы технического плана заполняются в отношении каждого образуемого объекта недвижимости.

Согласно части 4 статьи 6 Закона N 218-ФЗ для ведения Единого государственного реестра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных приказом Минэкономразвития России от 17 марта 2016 г. N 142 случаях используется единая государственная система координат.

Сведения о системе координат, использованной при подготовке технического плана, указываются в разделе технического плана «Исходные данные» (пункт 28 Требований N 953).

Однако Требованиями не предусмотрено включение в состав технического плана, оформляемого в отношении сооружений, образуемых в результате раздела линейного сооружения, учтенного в кадастровом округе «Общероссийский», каждое из которых расположено в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации, нескольких разделов «Исходные данные» (либо нескольких реквизитов «2» указанного раздела) по количеству образуемых объектов недвижимости, каждый из которых содержал бы сведения о системе координат соответствующего кадастрового округа.

В этой связи полагаем целесообразным указание в реквизите «2» раздела «Исходные данные» последовательно сведений о системах координат и пунктах геодезической сети, использованных при подготовке технического плана образуемых сооружений, с указанием в строке «Система координат» данного раздела технического плана учетного номера и наименования соответствующего кадастрового округа.

Дополнительно сообщаем, что в целях полноценного вовлечения в гражданский оборот объектов недвижимого имущества, совершенствования вопросов их государственного кадастрового учета и регистрации прав на них в настоящее время Минэкономразвития России осуществляется разработка проекта федерального закона, предусматривающего нормативное правовое регулирование порядка образования новых объектов недвижимости из существующего объекта недвижимого имущества путем раздела, объединения и выдела объектов.

Об отнесении линейных объектов к объектам капитального строительства / Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 11 июля 2018 г. № 30418-АС/08. … от 11 июля 2018 года N 30418-АС/08. [Об отнесении линейных объектов к объектам капитального строительства ]. Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сообщает.

Комментарии

добрый день. не могли бы Вы более аргументировано разъяснить свою позицию? со ссылками на конкретные пункты конкретных документов? в экспертизе тоже не знают однозначно, является ли мост (или пешеходный переход) линейным объектом, и от случаю к случаю мы делаем проектную документацию то по разделу II, то по разделу III.

Пользователь, 20 августа 2014

Александр, добрый день!

Градостроительный кодекс РФ (статья 1 п.11) понимает под линейными объектами такие объекты как: сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и др. Мосты и пешеходные мосты в данном перечне отсутствуют. В Постановлении Правительства РФ № 87 мосты также не причислены к линейным объектам.

В то же время, как показывает практика, экспертиза относит данные сооружения как к Разделу II, так и к Разделу III Постановления Правительства РФ № 87.

По нашему мнению, пешеходный переход необходимо относить к Разделу II Постановления Правительства РФ № 87.

Администратор, 25 августа 2014

Здравствуйте! Вот вы пишите.

Info: Градостроительный кодекс РФ (статья 1 п.11) понимает под линейными объектами такие объекты как: сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги,

а если рассмотреть ситуацию, что на мосту дорога. и не просто дорога, а федеральная трасса

Пользователь, 19 ноября 2014

Ирина, добрый день!

Линейный объект — сооружение инженерной, транспортной инфраструктуры протяжённого характера, самостоятельный инвентарный объект, в соотношении размеров которого длина на порядок превосходит его ширину (автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, связи, трубопроводы и др.).

Однозначного отнесения мостов к линейным или нелинейным объектам в действующей нормативной документации нет. Однако объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. Например, автомобильная дорога в установленных границах включает в себя земляное полотно с укреплениями, верхнее покрытие и обстановку дороги (дорожные знаки и т. п.), другие, относящиеся к дороге, сооружения — ограждения, сходы, водосливы, кюветы, мосты длиной не более 10 метров.

Мосты длиной свыше 10 метров, трубы, линейные и гражданские здания в дорожном хозяйстве являются самостоятельными объектами (сооружениями).

Следовательно, по нашему мнению, к линейным объектам относятся только мосты автомобильных дорог длиной не более 10 метров.

Администратор, 26 ноября 2014

На почтовый адрес нашего сайта нам пришел вопрос по этому ответу экспертов.

Публикуем и вопрос и ответ экспертов из Глав-Эксперта.

Вопрос: В связи с выходом Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» просим разъяснить, требования какого раздела (II или III) указанного Положения следует учитывать при разработке проектной документации на реконструкцию железнодорожных мостов? Просим разъяснить, относятся ли железнодорожные мосты к линейным объектам?

Ответ: Железнодорожный мост находится в инфраструктуре линейного объекта. При этом в составе полосы отвода выделяется участок для работ по данному объекту – с выдачей соответствующего градостроительного плана (ГПЗУ), в соответствии положениями Градостроительного кодекса ст.1 п11,14 [1].

Реконструируемый железнодорожный мост (особо опасный, технически сложный объект) относится к объекту капитального строительства, что определяет необходимость применения Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. № 1521 см. п.п. 23,33,67 [2].

При разработке проектной документации на реконструкцию железнодорожного моста следует учитывать требования раздела II Положения к ПП РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» [3]. .

Строительство , капитальный ремонт или реконструкция линейных объектов отличаются спецификой. Как учесть нюансы правового урегулирования работ и правильно к ним подготовиться, расскажем в статье. … Линейный объект : что это и как получить разрешение на строительство . 24 января 2022. 7193. Средний балл: 0 из 5. Строительство , капитальный ремонт или реконструкция линейных объектов отличаются спецификой. Как учесть нюансы правового урегулирования работ и правильно к ним подготовиться, расскажем в статье. Документы для скачивания.

Источники
  • https://www.kachkin.ru/yuridicheskiy-spravochnik-zastroyshchika/glava-3-2/
  • https://legalacts.ru/doc/pismo-minekonomrazvitija-rossii-ot-06072017-n-d23i-3986-otnositelno-porjadka/
  • https://www.normacs.info/answers/1008

Рейтинг
Загрузка ...