Муниципальный контракт на строительство это

Когда строительство каких либо объектов необходимо государству или же муниципальным формированиям, то в таком случае заключается специальный договор. В этой связи наряду с правилами, которые регламентируют выполнение строительных и иных работ при обычных условиях гражданского оборота, существует специальное законодательство о подрядных работах для государственных нужд, регламентирующее государственные и муниципальные контракты на выполнение подрядных работ.

В отношении государственного и муниципального контракта на выполнение подрядных работ устанавлен специальный правовой режим, который характеризуется рядом особенностей, к которым, прежде всего, относится следующее:

  • объект, описываемый в тексте образца государственного и муниципального контракта, является не любым подрядным отношением, а лишь отношением, связанным со строительными, проектными и изыскательскими работами, направленными на удовлетворение государственных и муниципальных потребностей и финансируемого за счет государственных и муниципальных средств, что означает специальное предметное действие;
  • рассматривая действие указанных норм по кругу лиц, создается специальный субъект государственного и муниципального контракта на выполнение подрядных работ – государственный или муниципальный заказчик;
  • в целях компенсации подрядчику ограничения принципа свободы договора устанавлены специальные льготы и гарантии для подрядчиков;

Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд осуществляются на основе образца государственного и муниципального контракта, под которым понимают договор, который заключен между государственным или муниципальным заказчиком и победителем конкурса (аукциона) и предусматривающий обязательства сторон и их ответственность за неисполнения контракта.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ

Одной из сторон государственного и муниципального контракта всегда выступает специальный субъект – государственный заказчик (государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”, орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение) или муниципальный заказчик (муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования).

Образец государственного контракта на выполнение подрядных работ

Понравился образец договора? Скачайте бесплатно пример договора или сохраните в соц. сетях, расскажите друзьям — это лучшая благодарность нам! Поставьте свою оценку этому образцу — Государственный контракт на выполнение подрядных работ, ПРОГОЛОСУЙТЕ за документ — это анонимно и всем видно.

Источник: biznes-prost.ru

Муниципальный контракт: заключение и особенности

Для осуществления своей деятельности бюджетное учреждение закупает различные товары. При заключении договора поставки необходимо соблюсти требования Гражданского кодекса и Федерального закона » О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Учёт доп.работ при исполнении государственного (муниципального) контракта

Общие положения о договоре поставки.

В соответствии со ст. 526 ГК РФ по государственному (муниципальному) контракту на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд поставщик обязуется передать товары государственному (муниципальному) заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный (муниципальный) заказчик – обеспечить оплату поставленных товаров.

Следует отметить, что согласно новой редакции ст. 9 Закона о госзакупках с 01.01.2011 бюджетное учреждение от своего имени заключает не государственный (муниципальный) контракт, а гражданско-правовой договор в порядке, предусмотренном ГК РФ и другими федеральными законами. В Законе о госзакупках государственный (муниципальный) контракт и гражданско-правовой договор бюджетного учреждения сведены в единое понятие – «контракт».

По общему правилу, установленному ст. 506 ГК РФ, сторонами договора поставки являются поставщик и покупатель. Однако в Законе о госзакупках используются термины «заказчик» и «исполнитель». Так, в соответствии со ст.

4 данного Закона бюджетное учреждение выступает заказчиком при размещении им заказов на поставки товаров независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Иными словами, при заключении гражданско-правового договора на поставку товаров используются понятия «заказчик» и «исполнитель».

В полномочия заказчика входит определение начальной (максимальной) цены контракта, его предмета и существенных условий, утверждение проекта контракта, документации торгов, определение условий торгов, их изменение и подписание контракта (п. 1 ст. 6 Закона о госзакупках).

В случае перемены заказчика его права и обязанности по такому контракту переходят к новому заказчику в том же объеме и на тех же условиях.

Другой стороной является поставщик – участник размещения заказа, с которым заключается контракт. В силу ст. 8 Закона о госзакупках участником размещения заказа может быть юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Момент приобретения лицом статуса участника размещения заказа в Законе не определен. В судебной практике указывается, что участником размещения заказа может быть признано любое лицо – потенциальный поставщик товаров.

Например, Первый апелляционной арбитражный суд в Постановлении от 12.04.2010 по делу № А79-12574/2009 указал следующее. Лицо становится участником размещения заказа с того момента, когда оно в установленном порядке изъявило желание заключить государственный контракт.

В зависимости от способа размещения заказа это может быть подача заявки на участие в конкурсе или аукционе, котировочной заявки. Вместе с тем из содержания данной нормы не следует, что участник размещения заказа – это лицо, подавшее заявку на участие в торгах. Закон прямо не связывает возникновение статуса участника размещения заказа с подачей заявки на участие в конкурсе, аукционе, котировочной заявки. Следовательно, участником размещения заказа может быть признано любое лицо, то есть потенциальный поставщик товаров для обеспечения государственных или муниципальных нужд, которым соответствующая заявка не направлялась.

При исполнении контракта на поставку товара не допускается перемена поставщика, за исключением случаев, если новый поставщик является правопреемником поставщика по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения (п. 6.1 ст. 9 Закона о госзакупках).

Следует отметить, что встречаются случаи, когда поставщик, исполнив обязательства по поставке товара, переуступает свое право требования от заказчика оплаты товара другому лицу на основании договора цессии. Суды считают, что в таком случае происходит замена кредитора в денежном обязательстве, а не замена стороны в контракте (Постановление ФАС УО от 10.02.2011 № Ф09-11229/10-С5).

Согласно ст. 527 ГК РФ договор поставки товара заключается на основе заказа на поставку товаров, размещаемого в порядке, предусмотренном Законом о госзакупках.

В соответствии со ст. 10 Закона о госзакупках размещение заказа может осуществляться следующими способами:

  • путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
  • без проведения торгов: запрос котировок у единственного поставщика, на товарных биржах.

Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком. Наиболее простой формой размещения заказа на поставку товара является запрос котировок, однако цена контракта в данном случае не должна превышать 500 000 руб. В соответствии с п. 4 ст. 10 Закона о госзакупкахразмещение заказа на поставку товаров для нужд заказчиков, которые производятся не по конкретным заявкам заказчиков, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечень товаров, размещение заказов на поставки которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р.

Какие условия должен содержать контракт?

В силу ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем его существенным условиям. Как было указано выше, заказчик определяет предмет и существенные условия договора самостоятельно.

Предмет контракта.

Предметом на поставку товара является определенный товар, который заказчик намерен приобрести. Он должен быть указан в конкурсной документации, документации об аукционе или в извещении о проведении запроса котировок. Например, в соответствии со ст. 34 Закона о госзакупках документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, к качеству, техническим характеристикам товара, его безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке, отгрузке товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.

В контракте товар должен быть надлежаще описан (в частности указаны его наименование и количество), в противном случае контракт будет считаться незаключенным. Приведем пример из арбитражной практики. Так, в Постановлении ФАС СКО от 01.06.2011 по делу № А61-1633/2010арбитры указали следующее. Часть 3 ст. 455 ГК РФ устанавливает, что условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.

Исследовав обстоятельства дела и оценив представленные доказательства, суд установил, что в договоре поставки наименование товара не определено, а указано только на общую родовую принадлежность товара – коммунальная техника. Приложение к договору не содержит подписи поставщика и оттиска печати.

Доказательств направления приложения 1 к договору ответчику в материалы дела не представлено. Таким образом, данное приложение не является надлежащим доказательством по делу. Установив факт неподписания сторонами приложения к договору, предусматривающего наименование, количество, цену подлежащей поставке техники, сроки и условия поставки, а также отсутствия в представленных в материалы дела иных документов, свидетельствующих о согласовании существенных условий, арбитры признали соглашение сторон о существенных условиях договора незаключенным в силу п. 1 ст. 432 ГК РФ.

Срок действия контракта . Бюджетное учреждение может заключать гражданско-правовые договоры поставки товаров на срок, не превышающий трех лет. Срок поставки товара определяется заказчиком самостоятельно.

Цена контракта.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона о госзакупках заказчик (бюджетное учреждение) определяет начальную (максимальную) цену контракта. По общему правилу цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Оплата поставляемых товаров осуществляется по цене, установленной контрактом.

Цена может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров и иных условий его исполнения (п. 4.1 ст. 9 Закона о госзакупках).

В силу ст. 19.1 Закона о госзакупках для установления начальной (максимальной) цены контракта источниками информации о ценах товаров, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик вправе осуществлять свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта.

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, содержащее полученные заказчиком информацию или расчеты и использованные им источники информации о ценах товаров, дается в соответствующей документации или извещении о проведении запроса котировок.

Правительству РФ предоставлено право устанавливать порядки формирования начальных (максимальных) цен контрактов на отдельные виды товаров для целей включения таких цен в документацию или извещения о проведении запроса котировок, в том числе устанавливать закрытый перечень источников информации о ценах товаров. Однако такой нормативно-правовой акт пока не принят.

При заключении контракта заказчик по согласованию с участником, с которым заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной участником, и начальной (максимальной) ценой контракта, если такое право заказчика предусмотрено документацией. При этом цена единицы указанного товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении открытого конкурса или аукциона.

При исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком допускается поставка товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с таким качеством и такими характеристиками товара, указанными в контракте. В этом случае в реестр контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, вносятся сведения об изменении контракта (п. 6.5 ст. 9 Закона о госзакупках).

Контроль при приемке товара.

В контракт включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком при приемке поставляемых товаров их проверки на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте. Для проверки соответствия качества поставляемых товаров требованиям, установленным контрактом, заказчик вправе привлекать независимых экспертов, выбор которых осуществляется согласно Закону о госзакупках, то есть необходимо размещение соответствующего заказа (п. 12 ст. 9 Закона о госзакупках).

Штрафные санкции.

В случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, другая сторона вправе потребовать уплаты неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая неустойка (штраф, пени) устанавливается в размере 1/300 действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования ЦБ РФ. Заказчик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

В контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом (п. 10 ст. 9 Закона о госзакупках).

В случае просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе потребовать уплаты неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая неустойка (штраф, пени) устанавливается контрактом в размере не менее 1/300 действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования ЦБ РФ. Поставщик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика.

Читайте также:  Когда заготавливают лес для строительства дома в какое время года

В Письме ФАС России от 23.05.2011 № ИА/19716 указано, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик производит оплату по контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени). При этом заключение заказчиком и поставщиком (исполнителем, подрядчиком) дополнительного соглашения к контракту, предусматривающего изменение сроков и (или) цены контракта, является нарушением п. 5 ст. 9 Закона о госзакупках.

Оплата по контракту.

Осуществляется на основании акта приемки товара, в котором указываются: сумма, подлежащая уплате в соответствии с условиями заключенного контракта; размер неустойки (штрафа, пени), подлежащей взысканию; основания взыскания и порядок расчета неустойки (штрафа, пени); итоговая сумма, подлежащая уплате исполнителю по контракту. В случае если условиями контракта предусмотрены поэтапная поставка товаров и соответствующая поэтапная оплата, данная оплата должна производиться с учетом указанного выше порядка.

Бюджетному учреждению следует помнить, что в п. 5 ст. 9 Закона о госзакупках содержится исчерпывающий перечень условий контракта, которые не могут быть изменены по соглашению сторон и в одностороннем порядке. Данными условиями являются ответственность поставщика за просрочку исполнения контракта в виде неустойки (п. 11 ст.

9 Закона о госзакупках), порядок приемки поставляемого товара (п. 12 ст. 9 Закона о госзакупках), а также другие условия в зависимости от способа размещения заказа. Следует отметить, что изменение этих условий может повлечь административную ответственность, предусмотренную ч. 2 или 3 ст. 7.32 КоАП РФ.

Отказ в заключении и расторжение контракта.

В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона о госзакупках после определения победителя в срок, предусмотренный для заключения контракта, заказчик обязан отказаться от заключения контракта с победителем в случае установления следующих фактов:

  • проведение ликвидации участника – юридического лица или принятие арбитражным судом решения о признании участников конкурса, аукциона, размещения заказа путем запроса котировок – юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • приостановление деятельности указанного лица в порядке, предусмотренном КоАП РФ;
  • предоставление указанным лицом в заявке заведомо ложных сведений;
  • нахождение имущества участника под арестом, наложенным по решению суда, если на момент истечения срока заключения контракта балансовая стоимость арестованного имущества превышает 25% балансовой стоимости активов указанных лиц по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период;
  • наличие задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов указанных лиц по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, при условии, что эти лица не обжалуют наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством РФ.

Следует отметить, что нередки случаи, когда заказчики отказываются от заключения контракта в связи с отсутствием финансирования. Между тем такого основания для отказа в заключении контракта в Законе о госзакупках не предусмотрено. Данный вывод содержится в Письме Минэкономразвития России от 01.06.2009 № Д05-2704 и подтвержден судебной практикой.

Например, ФАС ЗСО в Постановлении от 17.11.2010 по делу № А70-742/2010 посчитал, что при рассмотрении требования ООО «ПК Союз» об обязании администрации заключить муниципальный контракт суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что в п. 3 ст. 9 Закона о госзакупках не содержится правовых оснований для отказа в заключении муниципального контракта, в том числе такого основания, как недостаточность лимита бюджетных средств.

В соответствии с п. 3.1 ст. 9 Закона о госзакупках в случае отказа от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона или проведения запроса котировок либо при уклонении победителя конкурса, аукциона или проведения запроса котировок от заключения контракта с участником размещения заказа, с которым заключается такой контракт, заказчиком не позднее одного рабочего дня, следующего после дня установления фактов, являющихся основанием для отказа от заключения контракта, составляется протокол об отказе от заключения контракта, в котором должны содержаться сведения о месте, дате и времени его составления, лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт, фактах, являющихся основанием для отказа от заключения контракта, а также реквизиты документов, подтверждающих такие факты.

Протокол составляется в двух экземплярах, один из которых хранится у заказчика, подписывается последним в день его составления и размещается на официальном сайте в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола. Заказчик в течение двух рабочих дней со дня подписания протокола передает один экземпляр лицу, с которым заказчик отказывается заключить контракт.

Расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В случае расторжения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком своих обязательств по нему заказчик вправе заключить контракт с участником размещения заказа, с которым заключался бы контракт при уклонении победителя, и только с согласия такого участника размещения заказа. Контракт заключается с указанным участником размещения заказа в соответствии с требованиями, установленными для конкретного способа размещения заказа.

Если до расторжения контракта поставщиком частично исполнены обязательства по нему, при заключении нового контракта количество поставляемого товара должно быть уменьшено с учетом количества поставленного товара по контракту, ранее заключенному с победителем. При этом цена контракта должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара (п. 8.1 ст. 9 Закона о госзакупках).

Заключение бюджетным учреждением гражданско-правового договора на поставку товара является сложным, трудоемким и ответственным процессом, требующим от работников высокой квалификации, поэтому неслучайно Закон предоставляет заказчику право включать в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов.

Источник: www.audar-urist.ru

Памятка по составлению муниципального контракта

В соответствии с п. 8 статьи 3 ФЗ № 44 «О контрактной системе», государственный контракт, муниципальный контракт — договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд;

1.Предмет и стороны контракта.

Ст. 506, ст. 526, ст. 702, п.1 ст. 703, ст.740, ст. 758, ст.763, ст.764, ст.765, ст.766, ст.779 ГК РФ и п.8 ч. 1 ст.3 ФЗ № 44.

2. Цена контракта.

п.п. 1,2,3,4 ст. 709, п.1 ст.766 ГК РФ,п.2, 18,19 ч.1 ст. 34 ФЗ № 44.

3. Изменение цены контракта.

п. 5,6 ст. 709 ГК РФ, п.п. А, Б п.1, п.2, п.3, п.4, п.5 ч.1 ст. 95 ФЗ № 44.

4. Изменение условий контракта.

ст. 451, ч.2 ст. 708, ч.2 ст. 767 ГК РФ, п. 6 ст. 161 БК РФ.

5. Расторжение контракта.

Ст. 717, ст. 782, п. 14 ст. 34 ФЗ № 44, ч.8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,19,20,21,22,23,24 ст. 95 ФЗ № 44.

6. Ответственность сторон контракта.

П.1 ст. 15, п.1 ст.330, ст.393, п.1,2 ст.395, ст. 396, ст.397, ст. 401, ст.521, ст.533, ст.534, п.2 ст. 704, п.2,3,4 ст.706, ст.714, п.4,5 ст.723, ст.754, п.1 ст. 761, п.4,5,6,7,8,9 ст. 34 ФЗ № 44.

Постановление Правительства РФ № 1063 от 25.11.2013г.

7. Права и обязанности сторон.

Ст. 407,410,411,517,518,519,520,534, п.5,6 ст.709,713,715,716,718,719, п.1,2,3,4,5,6 ст.720, п.2 ст. 721, п. 1,2,3 ст.723, п.1,2,3 ст.724, 725, 726, 728, 738, 742, 743, п.1 ст.745,747,748,749,750,751,752,753,757, п.2 ст.759,760, п.2 ст.761, п.1 ст.767,762, 773, 774, 777, 782 ГК РФ.

8. Порядок приемки товаров, работ и услуг.

Ст. 513, 720, 721, 753 ГК РФ и ч.13 ст. 34 ФЗ № 44.

9. Гарантии

Ст. 722, 724, 725, 755 ГК РФ.

10. Обеспечение контракта.

Ст. 329, 368, 369, п.1 ст. 766 ГК РФ и ст. 96 ФЗ № 44.

11.Сроки поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Ст. 506, 508, 708 ГК РФ и п.13 ст. 34 ФЗ № 44.

12. Порядок оплаты.

Ст. 526, 532, 702, 711, 746, 758, 766, 781 ГК РФ, ст. 72 БК РФ, ч.13 ст. 34, п.2ч.1 ст.94 ФЗ № 44.

13. Привлечение соисполнителей.

П.1 ст.706, п.1ст.770, ст.781 ГК РФ и ч.5,6,7 ст. 30 ФЗ № 44.

14. Распределение риска сторон

Ст. 705 и 741 ГК РФ.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРАКТУ

Требования к контракту на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд отражены в ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

Контракт заключается:

— по результатам электронного аукциона — в форме электронного документа;

— по результатам остальных закупок — в письменной форме.

Часть 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ предусматривает утверждение уполномоченными органами исполнительной власти типовых контрактов, типовых условий контрактов, которые впоследствии должны быть размещены в единой информационной системе (далее — ЕИС). После утверждения типовых контрактов форма контракта должна будет соответствовать утвержденной форме.

Обязательно указать:

1) условие о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения (ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

2) условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя; далее — поставщик) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту (ч. 4 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

3) условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги (ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

В контракте необходимо указать, в какой форме будет осуществляться оплата (наличный или безналичный расчет), предусмотрена ли выплата аванса, а также отразить размер аванса, срок и порядок его выплаты, срок и порядок оплаты поставленного товара (выполненных работ, оказанных услуг) — поэтапная оплата, оплата в один этап и т.д.;

4) условие о порядке и сроках приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги (ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Контракт должен содержать порядок определения заказчиком соответствия поставляемого товара (выполненной работы, оказанной услуги) условиям контракта по количеству (объему), комплектности и иным показателям, предусмотренным условиями контракта. Также необходимо отразить в контракте порядок оформления результатов приемки товара (работ, услуг). Эти результаты могут оформляться товарными накладными, актами сдачи-приемки поставленного товара (выполненных работ, оказанных услуг) и иными документами;

5) условие о предоставлении обеспечения исполнения контракта (способ, сумма, срок обеспечения, реквизиты документов, подтверждающих его внесение) (ч. 1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

При закупке у единственного поставщика на сумму не более 100 тыс. руб. и в ряде других перечисленных в ч. 2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, случаев заказчик вправе не требовать предоставления обеспечения.

Таблица. Условия контракта, которые обязательно указывать в определенных случаях

Контракт заключается с

физическим лицом (кроме

частной практикой лица)

Условие об уменьшении

уплате, на размер

(ч. 13 ст. 34 Закона

данного условия в

физических лиц, не

предпринимателями и не

практикой. Такие лица не

НДС, который, как

правило, включается в

Контракт заключается на

срок более трех лет и

его цена составляет

более 100 млн руб.

График исполнения (ч. 12

ст. 34 Закона N 44-ФЗ)

принято решение о

(ч. 17 ст. 34 Закона

Правительство РФ вправе

закупки, в том числе

исполнения контракта, не

связанные с его

предметом (ч. 1 ст. 111

— 1 млрд руб. — при

— 100 млн руб. — при

закупках для нужд

(п. 2 Постановления

Правительства РФ от

Условие об обязанности

информацию обо всех

цена договоров с ними

составляет более чем 10%

цены контракта (ч. 23

ст. 34 Закона N 44-ФЗ)

Данная информация должна

течение 10 календарных

заключения договора с

поставщика за ее

средств на счет

Условие о сроках

средств, внесенных в

Случай, в котором

содержать условие о

определен ч. 27 ст. 34

власти субъекта РФ,

Условие о банковском

(ч. 26 ст. 34 Закона

Данное условие заказчик

должен включать в

контракт с 31.03.2014

(ч. 1.1 ст. 114 Закона

осуществление расчетов в

контракта отражается на

1) на проектирование и

и речных портов,

и городского наземного

и городского наземного

судов, морских и речных

Условия о последующем

эксплуатации в течение

срока службы, ремонте,

товара или созданного в

поставщика по его

Правительства РФ от

28.11.2013 N 1087 «Об

жизненного цикла» на

основании ч. 16 ст. 34

Заказчик в дальнейшем

отказа от исполнения

Условие о возможности

одностороннего отказа от

(ч. 14 ст. 34 Закона

Заказчик вправе принять

решение об одностороннем

отказе от исполнения

контракта при условии,

(ч. 9 ст. 95 Закона

контракт включено такое

условие, то и поставщик

вправе принять решение

об одностороннем отказе

от исполнения контракта

одностороннего отказа от

видов обязательств, в

Гражданским кодексом РФ

(ч. 19 ст. 95 Закона

Заказчик в дальнейшем

правом изменить условия

Информация о возможности

В ряде случаев условия

контракта могут быть

изменены по соглашению

сторон, если это было

(п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона

контракта без изменения

(объема работ, услуг);

товара (объема работ,

услуг) не более чем на

Кто составляет: юрист, работник контрактной службы (контрактный управляющий) по согласованию с юристом.

Кто подписывает: руководитель заказчика или иное уполномоченное лицо, руководитель поставщика или иное уполномоченное лицо.

Читайте также:  Как оплатить строительство дома чтобы не обманули

Регистрация: в реестре контрактов. Такая регистрация осуществляется посредством направления сведений о контракте в Казначейство России (ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ). Не требуют регистрации контракты, заключенные с единственными поставщиками на суммы не более 100 тыс. руб. и 400 тыс. руб. на основании п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (ч.

1 ст. 103 Закона N 44-ФЗ).

Срок регистрации: три рабочих дня с даты заключения контракта.

2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗАКАЗЧИКА И ПОСТАВЩИКА

(ПОДРЯДЧИКА, ИСПОЛНИТЕЛЯ) ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ

ИЛИ НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО КОНТРАКТУ

В контракт включаются обязательные условия об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (ч. 4 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

В случае нарушения одной из сторон обязательств по контракту другая сторона вправе потребовать уплаты неустойки (штрафа, пени). Закон N 44-ФЗ устанавливает ряд обязательных требований к видам и размеру ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Сторона контракта освобождается от ответственности, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Статья 34 Закона N 44-ФЗ устанавливает ряд обязательных требований к условиям об ответственности сторон по контракту.

Таблица. Условия об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту

обязательств (ч. 5

ст. 34 Закона N 44-ФЗ)

Начисляется за каждый день просрочки

исполнения обязательства начиная со

следующего дня после истечения срока

исполнения. Пеня устанавливается

контрактом в размере 1/300

действующей на дату уплаты ставки

рефинансирования Банка России от

не уплаченной в срок суммы

их исполнения (ч. 5

ст. 34 Закона N 44-ФЗ)

Устанавливается в виде фиксированной

суммы. Ее размер определяется по

Правилам, утвержденным Постановлением

Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063

«Об утверждении Правил определения

размера штрафа, начисляемого в случае

ненадлежащего исполнения заказчиком,

предусмотренных контрактом (за

исключением просрочки исполнения

обязательств заказчиком, поставщиком

(подрядчиком, исполнителем), и

размера пени, начисляемой за каждый

день просрочки исполнения поставщиком

контрактом» (далее — Постановление

Правительства РФ от 25.11.2013

обязательств (ч. 7

ст. 34 Закона N 44-ФЗ)

Начисляется за каждый день просрочки

исполнения обязательства начиная со

следующего дня после истечения срока

Пеня устанавливается контрактом в

размере не менее 1/300 действующей на

дату уплаты ставки рефинансирования

Банка России от цены контракта,

уменьшенной на стоимость фактически

исполненных поставщиком обязательств.

Порядок определения конкретного

размера пени утвержден Постановлением

Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063

их исполнения (ч. 8

ст. 34 Закона N 44-ФЗ)

Устанавливается контрактом в виде

фиксированной суммы. Ее размер

определяется по Правилам,

Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063

3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА

По общему правилу условие об обеспечении исполнения контракта включается в проект контракта (ч. 1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). При этом контракт заключается только после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения его исполнения (ч. 4 ст.

96 Закона N 44-ФЗ).

3.1. Оформление обеспечения исполнения контракта

(информация для участника закупки)

Участник закупки, с которым заключается контракт, должен предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта (ч. 5 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Для этого участнику закупки необходимо:

1) выбрать способ обеспечения исполнения контракта;

2) оформить платежное поручение на перечисление денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта либо банковскую гарантию.

Срок: участник должен предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта (ч. 5 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Например, при заключении контракта такой срок составляет по результатам проведения:

— открытого конкурса — 10 календарных дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, а в случае проведения закрытого конкурса — 10 календарных дней с даты подписания такого протокола (ч. 3 ст. 54 Закона N 44-ФЗ);

— электронного аукциона — 5 рабочих дней с даты размещения заказчиком проекта контракта в ЕИС (на официальном сайте) (ч. 3 ст. 70 Закона N 44-ФЗ);

— запроса котировок — не более 20 дней с даты подписания протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок. Данный срок устанавливается в извещении о проведении запроса котировок.

3.1.1. Выбор способа обеспечения

исполнения контракта

Исполнение контракта может обеспечиваться одним из следующих способов (ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ):

— внесение денежных средств на счет заказчика, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции с поступающими ему средствами;

— предоставление банковской гарантии.

Способ обеспечения исполнения контракта определяет участник закупки, с которым заключается контракт (ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

3.1.2. Платежное поручение на перечисление средств

в качестве обеспечения исполнения контракта

Участник закупки вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта путем перечисления денежных средств на его счет (ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Платежное поручение на перечисление средств в качестве обеспечения контракта заполняется по общим правилам (гл. 5 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Банком России 19.06.2012 N 383-П, Приложение N 1 к Положению Банка России от 19.06.2012 N 383-П). При этом в графе «Назначение платежа» необходимо указать «Обеспечение исполнения контракта», а также отразить информацию о закупке.

3.1.3. Оформление банковской гарантии

в качестве обеспечения исполнения контракта

Одним из способов обеспечения исполнения контракта является оформление банковской гарантии (ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). Требования к форме банковской гарантии утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005). Согласно названным требованиям банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа.

Для оформления банковской гарантии нужно:

1. Определить банк, который будет выступать гарантом исполнения контракта по банковской гарантии.

Такой банк должен входить в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, который ведется Минфином России и размещен на его официальном сайте (ч. 1 ст. 45 Закона N 44-ФЗ). Адрес сайта: http://www.minfin.ru/ru/tax_relations/policy/bankwarranty/.

Необходимо учитывать, что в большинстве случаев обязательным условием банка при решении вопроса о выдаче банковской гарантии является наличие у лица счета в данном банке.

2. Уточнить условия выдачи банковской гарантии и перечень документов, требуемых конкретным банком для оформления банковской гарантии.

Примерный перечень документов, необходимых для рассмотрения банком вопроса о выдаче банковской гарантии:

— заявление о предоставлении банковской гарантии (по форме банка);

— информация о лице, которому предоставляется банковская гарантия (как правило, в форме анкеты);

— копии учредительных документов названного лица;

— копии документов, подтверждающих полномочия руководителя и иных лиц, уполномоченных на осуществление действий от имени организации;

— бухгалтерская отчетность за последние отчетные периоды, расшифровки к ней;

— проект заключаемого контракта.

По результатам оформления банковской гарантии участнику необходимо:

1. Получить от банка следующие документы:

— экземпляр договора банковской гарантии;

— оригинал банковской гарантии;

— выписку из реестра банковских гарантий.

3.2. Проверка обеспечения исполнения контракта, предоставленного участником закупки, с которым заключается контракт (информация для заказчика)

Контракт заключается только после предоставления участником обеспечения исполнения контракта (ч. 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). Такое обеспечение необходимо проверить на предмет соответствия требованиям законодательства, документации о закупке, проекта контракта.

Срок: проверить предоставленное обеспечение необходимо до подписания контракта заказчиком (ч. 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Если в качестве обеспечения предоставлена банковская гарантия, то заказчик должен рассмотреть ее в течение не более чем трех рабочих дней с даты поступления (ч. 5 ст. 45 Закона N 44-ФЗ).

3.2.1. Проверка обеспечения исполнения контракта при внесении денежных средств на счет заказчика

Одним из способов обеспечения исполнения контракта является внесение на указанный заказчиком счет денежных средств в полном размере (ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

При предоставлении обеспечения таким способом необходимо проверить факт поступления денежных средств в полном размере на счет, указанный в документации о закупке, проекте контракта.

3.2.2. Проверка обеспечения исполнения контракта в случае предоставления банковской гарантии

Требования к банковской гарантии определены в ст. 45 Закона N 44-ФЗ. Частью 5 названной статьи предусмотрена обязанность заказчика рассмотреть поступившую от участника закупки банковскую гарантию.

Требования к форме банковской гарантии утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005. Согласно названным Требованиям банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа.

Для проверки поступившей от участника закупки банковской гарантии необходимо убедиться в следующем:

1) банк, выдавший банковскую гарантию, включен в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, который ведется Минфином России и размещен на его официальном сайте (ч. 1 ст. 45 Закона N 44-ФЗ). Адрес сайта: http://www.minfin.ru/ru/tax_relations/policy/bankwarranty/ ;

2) сведения о банковской гарантии содержатся в реестре банковских гарантий, который размещен в ЕИС (на официальном сайте).

В соответствии с ч.1 ст. 44 ФЗ № 44 При проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок.

В соответствии с ч. 2 ст. 44 ФЗ № 44 обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.

Источник: www.vumr.ru

Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их (п. 2 ст. 763 ГК РФ).

Из содержания § 5 гл. 37 ГК РФ следует, что законодатель объединяет два контракта: государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд и муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд. Общим для этих контрактов является прежде всего предмет договора, а также то, что они направлены на обеспечение выполнения работ для публичных нужд.

Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее — государственный или муниципальный контракт) — отдельный вид договора подряда (п. 2 ст. 702 ГК РФ).

В то же время исходя из характера работ, составляющих предмет договора (строительные или проектные и изыскательские), он представляет собой разновидность соответственно договора строительного подряда или договора на выполнение проектных и изыскательских работ. Подобный вывод основан на формулировке п. 1 ст. 702, содержащего отсылку к ст. 740 и ст. 758 ГК РФ.

Гражданский кодекс РФ — основной правовой акт, регулирующий отношения по выполнению подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. Однако он содержит нормы общего характера, особенности же этих отношений должны определяться специальным федеральным законом о подрядах для государственных или муниципальных нужд (ст. 768 ГК РФ), который пока не принят. В настоящее время специфика таких контрактов отражена в следующих правовых актах: БК РФ, федеральных законах «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Ряд особенностей заключения и исполнения государственного контракта на выполнение строительных работ закреплен в Основных положениях порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации [1] .

Из формулировки п. 1 ст. 763 ГК РФ следует, что особенности государственного или муниципального контракта связаны с проведением строительных, проектных и изыскательских работ. Их предназначение — удовлетворение государственных или муниципальных нужд.

Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации в работах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ (далее — федеральные нужды), либо потребности субъектов РФ в работах, необходимых для осуществления функций субъектов РФ, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее — нужды субъектов РФ). Так, федеральные нужды, в том числе перечень федеральных целевых программ, предусматриваются в законе о федеральном бюджете на планируемый период. Потребности Российской Федерации в строительстве, реконструкции и техническом перевооружении объектов, предназначенных для нужд обороны и безопасности Российской Федерации, определяются в оборонном заказе.

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местного бюджета потребности муниципальных образований в работах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов РФ (ст. 3 Закона о размещении заказов).

Порядок формирования, исполнения муниципального заказа устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными правовыми актами (ст. 54 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 71—73 БК РФ).

Читайте также:  Описание вида деятельности строительство

Сторонами государственного или муниципального контракта являются государственный или муниципальный заказчик и подрядчик. Подрядчик — юридическое или физическое лицо, в том числе иностранное.

Действовавшие ранее жесткие ограничения на привлечение иностранных подрядчиков к выполнению работ для государственных и муниципальных нужд (их привлечение допускалось лишь в случае, если производство работ отсутствует в Российской Федерации либо нецелесообразно) были сняты Законом о размещении заказов (ст. 13).

В отношении работ, выполняемых иностранными лицами, указанным Законом устанавливается национальный режим, если иное не предусмотрено законом. В то же время Правительство РФ вправе устанавливать условия допуска работ, выполняемых иностранными лицами, при размещении заказов на выполнение работ для нужд обороны страны и безопасности государства (п. 1—5 ст. 13 Закона о размещении заказов). Так, иностранные юридические лица вправе участвовать в подрядных конкурсах на выполнение работ по обеспечению оборонного заказа (а значит, и выступать подрядчиками), если соответствующие работы не выполняются российскими предпринимателями либо выполнение ими работ экономически нецелесообразно.

Государственный или муниципальный контракт должен соответствовать общим требованиям, предъявляемым законодательством к лицам, выполняющим соответствующие работы. Учитывая сказанное, подрядчиком по государственному или муниципальному контракту на выполнение строительных работ вправе выступать лишь предприниматель: юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы или гражданин, имеющие к тому же лицензию или сертификат на осуществление соответствующего вида деятельности. Подрядчиком по государственному или муниципальному контракту на выполнение проектных и изыскательских работ могут быть юридические лица — специализированные изыскательские, проектные, проектно-изыскательские организации (проектировщик, изыскатель). Исполнитель в случаях, предусмотренных законом, должен иметь лицензию на соответствующую проектно -изыскательскую деятельность.

Подрядчик должен также отвечать специальным требованиям, предъявляемым к участникам размещения государственного или муниципального заказа. Подобные требования (как основные, так и дополнительные) установлены, в частности, Законом о размещении заказов (ст. 11): ненахождение в стадии ликвидации или банкротства, обладание исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, отсутствие задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные государственные фонды, наличие производственных мощностей, технологического оборудования и др.

Государственный или муниципальный заказчик — лицо, в соответствии с бюджетным законодательством наделенное необходимыми финансовыми ресурсами из средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда. Государственными, муниципальными заказчиками вправе выступать соответственно государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на выполнение работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (ст. 764 ГК РФ, ст. 4 Закона о размещении заказов).

Так, государственным заказчиком оборонного заказа выступает Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ). На основании полномочий, предоставленных Правительством РФ, государственными заказчиками строек и объектов, включенных в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд, могут быть наиболее значимые бюджетные учреждения науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации [2] .

Основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта. Согласно ст. 765 ГК РФ основания и порядок заключения рассматриваемых контрактов определяются в соответствии с положениями ст. 527 и 528 ГК РФ об основаниях и порядке заключения контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд.

Это правило призвано обеспечить в необходимых пределах единство правового регулирования оснований и порядка заключения государственных или муниципальных контрактов. При этом, если заключается контракт на выполнение работ для федеральных нужд, применяется Федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».

Важно подчеркнуть, что отправная идея, пронизывающая все современное законодательство о подрядных работах для государственных или муниципальных нужд (как и при поставке товаров для государственных или муниципальных нужд), состоит в том, что выполнение подрядных работ осуществляется исполнителем на добровольной основе. Принуждение подрядчика к вступлению в договорные отношения на выполнение указанных работ допускается лишь в исключительных случаях, предусмотренных законом, и при условии, что ему будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены в связи с выполнением государственного или муниципального контракта. Условие о возмещении убытков не применяется в отношении казенного предприятия (п. 2 и 3 ст. 527 ГК РФ).

Государственный или муниципальный контракт заключается на основании заказа государственного или муниципального заказчика на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, принятого подрядчиком (п. 1 ст. 527). Под государственным или муниципальным заказом понимается задание государственного или муниципального заказчика на выполнение подрядчиком строительных либо проектных и изыскательских работ.

Размещение заказов на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд осуществляется заказчиком в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов и иными федеральными законами, регулирующими отношения, связанные с размещением заказов (п. 2 ст. 72 БК РФ, ст. 2 Закона о размещении заказов).

Согласно названному Закону размещение заказов может производиться следующими способами: посредством проведения конкурса; посредством проведения аукциона; посредством проведения запроса котировок; путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера; путем размещения заказа у единственного подрядчика. Первые два способа относятся к конкурсным формам, а последние три — к внеконкурсным. При размещении заказов названными способами создается конкурсная, аукционная или котировочная комиссия. Членами комиссии не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах размещения заказа, либо лица, на которых способны оказывать влияние участники размещения заказа (ст. 7 Закона о размещении заказов).

При этом размещение заказа у единственного подрядчика — такой способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт лишь одному подрядчику. Закон о размещении заказов (ст. 55) содержит исчерпывающий перечень оснований для заключения контракта с единственным подрядчиком, в том числе: отнесение выполняемых работ к сфере деятельности субъектов естественных монополий; возникновение потребности в работах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказов, требующих затрат времени, нецелесообразно, и др.

В течение трех дней после заключения государственного или муниципального контракта заказчики направляют сведения о нем в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления для внесения в реестр государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации, в реестр государственных контрактов, заключенных от имени субъекта РФ, в реестр муниципальных контрактов. Сведения, содержащиеся в реестрах контрактов, должны быть доступны для ознакомления на официальном сайте без взимания платы (ст. 18 Закона о размещении заказов).

Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом (п. 1 ст. 527 ГК РФ).

Так, заказчик вправе отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона или победителем в проведении запроса котировок в случае установления фактов, названных в п. 3 ст. 9 Закона о размещении заказов. Среди таких фактов: проведение ликвидации участников размещения заказа или проведение в отношении них процедур банкротства, предоставление указанными лицами заведомо ложных сведений и др.

Для подрядчика заключение государственного контракта является обязательным, как уже отмечалось, лишь в случаях, предусмотренных законом и при условии, что государственным или муниципальным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены исполнителю в связи с выполнением государственного или муниципального контракта (п. 2 ст. 527 ГК РФ).

Однако если право на заключение государственного или муниципального контракта было предметом конкурса или аукциона, то в случае уклонения подрядчика, выигравшего конкурс, от заключения контракта, государственный или муниципальный заказчик вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (п. 5 ст. 448 ГК РФ).

Для федеральных казенных предприятий Правительство РФ может в необходимых случаях вводить режим обязательного заключения государственных контрактов (п. 7 ст. 3 Федерального закона от 13 декабря 1994 г. «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» 1 ). Более жесткое правило действует при размещении оборонных заказов. Так, если претенденты на участие в торгах на размещение оборонного заказа отсутствуют, оборонный заказ обязателен для принятия государственным унитарным предприятием, а также иными организациями, обладающими монополией на выполнение работ по оборонному заказу, при условии, что оборонный заказ обеспечивает установленный правительством уровень рентабельности производства этих работ (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 27 декабря 1995 г. «О государственном оборонном заказе» [3] [4] ).

Содержание государственного (муниципального) контракта. В п. 2 ст. 766 ГК РФ подчеркивается, что в случае, если государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, его условия предопределены для обеих сторон.

Контракт заключается на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, и по цене, предложенной победителем конкурса, либо на условиях документации об аукционе и по цене победителя аукциона, либо на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и по цене, предложенной участником размещения заказа в котировочной заявке. Отступление не только подрядчика, но и заказчика, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии от объявленных условий торгов или запроса котировок цен и предложений подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок цен на работы, недопустимо, поскольку в этом случае утрачиваются критерии для определения победителя (ст. 17, 57 Закона о размещении заказов).

Существенными условиями государственного или муниципального контракта являются: его предмет, объем и стоимость подлежащей выполнению работы, сроки ее начала и окончания, размер и порядок финансирования и оплаты работ, способы обеспечения исполнения обязательства.

Размер (объем) финансирования, как отмечалось выше, определяется сторонами с учетом предельной суммы расходов на финансирование бюджетных инвестиций, предусмотренных соответствующим бюджетом. Поэтому государственные и муниципальные заказчики при заключении контрактов исходят как из итогов проведения торгов и запросов котировок цен на работы, так и из лимитов бюджетных обязательств, установленных им на соответствующий год, не допуская превышения их максимального размера.

Порядок финансирования и оплаты работ определяется государственным контрактом на основании БК РФ, закона о федеральном бюджете на соответствующий год и иных правовых актов. Государственный заказчик выделяет подрядчику аванс. Размер, сроки перечисления аванса, порядок его погашения, а также условия промежуточных расчетов за выполненные работы устанавливаются при заключении контракта. При выполнении оборонного заказа может предусматриваться поквартальное или поэтапное авансирование работ в размере не менее 40% их стоимости.

Надлежащее исполнение обязательств обеспечивается любым из предусмотренных законом или договором способов: неустойкой (штрафом, пеней), залогом, поручительством, банковской гарантией и др. В настоящее время все чаще применяется банковская гарантия возврата подрядчиком суммы аванса при неисполнении работ либо банковская гарантия уплаты подрядчиком определенной суммы на случай повреждения переданного для монтажа оборудования и др.

Обеспечение исполнения обязательств заказчика, однако, не ограничивается применением гражданско-правовых способов в том их значении, в каком они понимаются в гл. 23 ГК РФ. Так, при выполнении оборонного заказа подрядчику гарантируется фиксированный уровень рентабельности по видам работ, обеспечивающий создание устойчивой финансовой базы исполнителя работ посредством использования механизма формирования цены работ, либо в связи с инфляционными процессами гарантируется ежеквартальная индексация ассигнований, выделяемых на оплату оборонного заказа. Правовым средством обеспечения своевременного финансирования служат и нормы об административной и уголовной ответственности руководителей государственных органов, органов местного самоуправления за неперечисление либо несвоевременное перечисление бюджетных средств (ст. 293 БК РФ).

Гражданско-правовая ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного или муниципального контракта. Строится по общим правилам договорной ответственности. В развитие общего правила ст. 453 ГК РФ о возмещении убытков, вызванных изменением или расторжением договора, п. 1 ст.

767 ГК РФ предусмотрено, что в случае изменения условий государственного (муниципального) контракта о сроках в связи с уменьшением финансирования подрядчик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ. Вместе с тем особой значимостью этого вида подрядных работ обусловлена повышенная ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение ряда обязанностей. Так, при необоснованном уклонении от заключения договора подряда на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение объектов системы государственного резерва в случае, когда обязанность заключения договора установлена законодательством, подрядчик уплачивает штраф в размере годового объема капитальных вложений, определенного в договоре 1 . В случае просрочки по вине подрядчика ввода в действие объектов им уплачивается штраф в размере 1/1000 части договорной стоимости за каждый день просрочки до фактического завершения строительства [5] [6] .

Вместе с тем в качестве общего правила в п. 2 ст. 767 устанавливается недопустимость как одностороннего изменения условий государственного или муниципального контракта, так и изменения его условий по соглашению сторон.

Как исключение из указанного правила признается возможность изменения условий контракта в одностороннем порядке или по соглашению сторон в случаях, предусмотренных законом. Соответствующие случаи установлены как общими положениями Кодекса об обязательствах (ст. 328, 405), так и специальными нормами, посвященными государственным или муниципальным контрактам.

Так, в конкурсной документации может быть предусмотрено право заказчика в одностороннем порядке изменить объем предусмотренных контрактом работ в случае выявления при исполнении контракта потребности в дополнительных работах (п. 6 ст. 9 Закона о размещении заказов).

Источник: studref.com

Рейтинг
Загрузка ...