На какие коды видов расходов и КОСГУ относятся затраты на разработку проектно-сметной документации? Как они отражаются в бюджетном учете казенного учреждения?
Порядок отражения в учете операций по капитальному строительству объектов недвижимости и его финансирования
Структура бюджетных и автономных образовательных учреждений может изменяться за счет введения в действие новых учебных корпусов, филиалов, объектов соцкультбыта, вспомогательных и обслуживающих объектов и т. д. В этой статье рассмотрим, за счет какого источника финансирования может осуществляться их строительство, как определяется подрядчик, а также порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных со строительством объекта недвижимости и постановкой его на учет.
Источники финансирования капитального строительства
Исходя из положений ст. 78.2 БК РФ, п. 1Правил № 13 и Письма Минфина РФ № 02-02-005/58618 и Федерального казначейства № 42-7.4-05/5.1-897 от 31.12.2013 (далее – Письмо № 02-02-005/58618, 42-7.4-05/5.1-897) финансовое обеспечение капитальных вложений в объекты может производиться следующими способами:
1) осуществление бюджетных инвестиций в объекты:
- путем заключения и исполнения государственных контрактов, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, связанных со строительством объектов государственными заказчиками, являющимися получателями средств федерального бюджета;
- путем заключения и исполнения государственных контрактов, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, связанных со строительством объектов, федеральными бюджетными или автономными учреждениями (далее – учреждения), которым федеральный орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий функции и полномочия учредителя или права собственника имущества организации (далее – орган власти), передал на основании соглашения свои полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению государственных контрактов от лица указанного органа (далее – передача полномочий, соглашение о передаче полномочий);
В то же время из п. 2.3 Письма № 02-02-005/58618, № 42-7.4-05/5.1-897 следует, что наиболее значимые учреждения образования, наделенные в соответствии с БК РФ полномочиями главного распорядителя средств федерального бюджета, осуществляют капитальные вложения в объекты за счет субсидий (при этом заключение соглашений о предоставлении субсидий не требуется). Поэтому в статье будем рассматривать такой источник финансирования капитального строительства, как субсидия на цели осуществления капитальных вложений (далее – субсидия).
В Письме № 02-02-005/58618, 42-7.4-05/5.1-897 указано, что предоставление учреждениям субсидий производится в соответствии со ст. 78.2 БК РФ и разд. III Правил № 13 (п. 2.4).
Субсидии предоставляются учреждениям в размере средств, предусмотренных актом (решением), в пределах бюджетных средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке получателю средств федерального бюджета на цели предоставления субсидий (п. 16 Правил № 13).
Пунктом 3 Правил № 13 установлено, что при осуществлении капитальных вложений в объекты не допускается:
- предоставление субсидий в отношении объектов, по которым принято решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций;
- предоставление бюджетных инвестиций в объекты, по которым принято решение о предоставлении субсидий.
Операции с субсидиями, поступающими учреждениям, учитываются на отдельных лицевых счетах, открываемых учреждениям в органах Федерального казначейства в соответствии с Порядком № 24 .
Согласно п. 21 Инструкции № 157н субсидии на цели осуществления капитальных вложений отражаются по КВФО 6.
Поступление субсидии на открытые учреждениям отдельные лицевые счета отражается следующей проводкой:
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.
Способ определения подрядчиков
Согласно п. 1, 4 ст. 15 Федерального закона № 44-ФЗ при предоставлении в соответствии с БК РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы РФ бюджетным и автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности, эти учреждения должны при определении подрядчиков руководствоваться положениями этого закона.
В данном случае определение подрядчиков по выполнению строительных работ (код по ОКПД – 45) осуществляется путем проведения аукциона в электронной форме, так как указанный вид работ включен в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р.
Участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона (п. 10 ст. 69 Федерального закона № 44-ФЗ).
По результатам электронного аукциона с его победителем заключается контракт (п. 1 ст. 70 Федерального закона № 44-ФЗ).
Отражение в бухгалтерском учете операций, связанных со строительством объекта недвижимости
Прежде всего, следует обратить внимание, что в одной статье невозможно рассмотреть порядок отражения и документальное оформление всех операций, связанных с осуществлением капитальных вложений в объекты недвижимости. Рассмотрим основные из них.
Порядок отнесения расходов на статьи (подстатьи) КОСГУ. Отнесение расходов бюджетных, автономных учреждений на оплату обязательств соответственно по государственным контрактам и по договорам, заключенным в целях строительства, на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ осуществляется согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (п. 7 Письма № 02-02-005/58618, 42-7.4-05/5.1-897):
- выполнение подрядных работ по строительству объектов (договору строительного подряда) – на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» – в части выполнения работ по строительству»;
- выполнение иных отдельных видов работ (услуг), предусмотренных сметной стоимостью строительства и входящих в состав предполагаемой (предельной) стоимости строительства, – на соответствующие подстатьи статьи 220 «Оплата работ, услуг» исходя из их экономического содержания;
- осуществление иных расходов из состава затрат, предусмотренных сметной стоимостью строительства и входящих в состав предполагаемой (предельной) стоимости строительства, – на статью 290 «Прочие расходы».
- на разработку проектной документации на объекты капитального строительства (или приобретение прав на использование типовой проектной документации, информация о которой включена в реестр типовой проектной документации) и проведение инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации;
- на проведение технологического и ценового аудита инвестиционных проектов по строительству объектов капитального строительства;
- на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
- на проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, на финансовое обеспечение строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) которых планируется предоставление субсидии.
Для обобщения информации о принятых бюджетным учреждением обязательствах (денежных обязательствах) на текущий (очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным) финансовый год применяются следующие группировочные счета (п. 163 Инструкции № 174н, п. 189 Инструкции № 183н:
а) в разрезе финансовых периодов:
– 0 502 10 000 «Принятые обязательства на текущий финансовый год»;
– 0 502 20 000 «Принятые обязательства на очередной финансовый год»;
– 0 502 30 000 «Принятые обязательства на второй год, следующий за текущим (на первый, следующий за очередным)»;
– 0 502 40 000 «Принятые обязательства на второй год, следующий за очередным»;
б) в разрезе объектов учета:
– 0 502 01 000 «Принятые обязательства»;
– 0 502 02 000 «Принятые денежные обязательства».
Согласно п. 312 Инструкции № 157н показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам санкционирования расходов, сформированные в отчетном финансовом году за первый, второй годы, следующие за текущим (очередным) финансовым годом (далее – показатели по санкционированию), подлежат переносу на аналитические счета санкционирования расходов бюджета соответственно:
– показатели по санкционированию первого года, следующего за текущим (очередного финансового года), – на счета санкционирования текущего финансового года;
– показатели по санкционированию второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за отчетным), – на счета санкционирования первого года, следующего за текущим (очередного финансового года);
– показатели по санкционированию второго года, следующего за очередным, – на счета санкционирования второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным).
Перенос показателей по санкционированию осуществляется в первый рабочий день текущего года.
Для учета объема прав на принятие бюджетным, автономным учреждением обязательств в пределах, утвержденных на соответствующий финансовый год сумм сметных (плановых) назначений, используются следующие счета (п. 326 Инструкции № 157н, п. 172 Инструкции № 174н, п. 198 Инструкции № 183н):
– 0 506 10 000 «Право на принятие обязательств на текущий финансовый год»;
– 0 506 20 000 «Право на принятие обязательств на очередной финансовый год».
Показатели этих счетов отражают объем прав на принятие учреждением обязательств, исполнение которых предусмотрено утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности на текущий (очередной) финансовый год, а также сумм внесенных изменений в показатели сметных (плановых) назначений, утверждаемых в установленном порядке в течение текущего финансового года.
Согласно п. 167 Инструкции № 174н, п. 193 Инструкции № 183н принятие обязательств необходимо отразить в бухгалтерском учете следующей корреспонденцией счетов:
Принятие денежных обязательств. Условиями контракта (договора) может оговариваться обязанность учреждения по оплате подрядчику в текущем финансовом году определенной суммы денежных средств (денежные обязательства). Такими условиями могут быть: оплата аванса, выполнение отдельных этапов работ на основании оформленного акта выполненных работ и т. д.
В бухгалтерском учете суммы принятых денежных обязательств отражаются следующим образом (п. 167 Инструкции № 174н, п. 193 Инструкции № 183н):
– стоимость работ на текущий финансовый год определена в 3 000 000 руб., на очередной финансовый год – 2 800 000 руб.;
– предусмотрено перечисление аванса в размере 900 000 руб. (30%).
На отдельный лицевой счет учреждения, открытый в ОФК, поступила сумма 1 550 000 руб.
В бухгалтерском учете эти операции необходимо отразить следующим образом:
Особенности бухгалтерского учета ремонта в учреждениях госсектора и бюджетной сфере. … Ремонт бывает капитальный и текущий. Разграничить понятия текущего и капитального ремонта объектов капитального строительства помогут следующие нормативно-правовые акты: Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ; Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утв. Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279 … 1. Перечисление денежных средств в счет погашения задолженности перед поставщиком: Дт 0 302 34 830.
Расходы на разработку проектно-сметной документации
Порядок отражения в учете указанных расходов будет зависеть от того, для каких целей разрабатывается проектно-сметная документация: строительство (реконструкция) недвижимости либо капитальный ремонт имущества.
Согласно положениям порядков № 132н[1], 209н[2] расходы на разработку проектно-сметной документации, связанные:
- со строительством (реконструкцией) объектов недвижимого имущества, относятся на код вида расходов 414 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности» и подстатью 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ;
- с проведением капитального ремонта объектов основных средств – на код вида расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества» и подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Если проектно-сметная документация разрабатывается в целях создания объекта капитального строительства, соответствующие расходы должны быть включены в его первоначальную стоимость (п. 47 Инструкции № 157н[3]). Формировать такую стоимость следует на счете 1 106 11 000 «Вложения в основные средства – недвижимое имущество учреждения» на основании документа, подтверждающего приобретение готовой проектно-сметной документации (п. 127 Инструкции № 157н, п. 30 Инструкции № 162н[4]).
В бюджетном учете указанные расходы будут отражены следующим образом:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Отражены вложения в строительство (реконструкцию) объекта недвижимого имущества
Осуществлена плата за разработку проектно-сметной документации
Отнесены на увеличение первоначальной стоимости объекта недвижимого имущества затраты на разработку проектно-сметной документации
В случае разработки проектно-сметной документации для целей проведения капитального ремонта объекта затраты относятся на финансовый результат текущего года.
В бюджетном учете будут оформлены следующие записи:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Отнесены на финансовый результат текущего года затраты на разработку проектно-сметной документации
Осуществлена плата за разработку проектно-сметной документации
[1] Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н.
[2] Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н.
[3] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само-
управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
[4] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.
Затраты , связанные со строительством и приобретением основных средств, но по установленному порядку не включаемые в первоначальную стоимость объектов основных средств, списывают в течение года со счета 08 " Капитальные вложения" в дебет счета 81 "Использование прибыли", 88 "Фонды специального назначения" или 96 "Целевые финансирование и поступления". … Учет расходов по эксплуатации отдельных строительных машин ведут только по крупным машинам. … При приобретении зданий и сооружений за счет средств на капитальные вложения указанные расходы выделяют в отдельную группу и учитывают на субсчете 08-2.
Порядок учета затрат в строительстве (нюансы)
Учет затрат в строительстве — сложный процесс, проходящий в несколько этапов. В этом материале рассмотрим подробнее особенности учета, связанные с такими аспектами, как сроки выполнения строительных работ и расхождения между планом и фактом в себестоимости работ. Также читателю будут рекомендованы статьи, касающиеся других важных нюансов, связанных с учетом строительства.
Индивидуальные характеристики процесса строительства
Несмотря на то что бухучет в строительстве в РФ ведется на базе общих требований и регламентов, для него характерно большое количество индивидуальных особенностей. Причиной наличия этих особенностей является специфика строительного процесса. В качестве основных индивидуальных характеристик стройки для данной статьи мы выделим:
- Длительность выполнения подрядных договоров. Вследствие этого обычно начало работ и их завершение относятся к разным отчетным (в том числе налоговым) периодам.
- Из нетипичной длительности рабочего цикла вытекает следующая особенность — поэтапность. И сдача заказчику, и оплата заказчиком работ проходят обычно в несколько этапов. Это ведет к специфике в формировании выручки и себестоимости.
- В отношении формирования себестоимости в строительстве также существует целый ряд специальных приемов и методов. Основное назначение этих методик — по возможности компенсировать неопределенность в надежности оценки финрезультата от учитываемого объекта строительства. С одной стороны, исходя из принципов бухучета, получение авансов от заказчиков строительства не дает достаточной уверенности в том, что на основе этих авансов можно определять выручку. С другой стороны, определяемые в ходе работ плановые показатели себестоимости также не могут считаться полностью подходящими значениями для учета их в расходах при формировании финрезультата.
Разберем подробнее особенности учета, возникающие из приведенных выше аспектов.
Нюансы, связанные со сроками выполнения работ
В ситуациях, когда даты начала и завершения работ приходятся на разные отчетные периоды, действуют нормы ПБУ 2/2008 (утв. приказом Минфина от 24.10.2008 № 116н). В силу особенностей процесса строительство практически всегда подпадает под действие норм ПБУ 2/2008. Таким образом, учет строек ведется предусмотренным ПБУ 2/2008 способом «по мере готовности».
Чтобы разобраться в сути способа, остановимся чуть более подробно на таком важном определении, как «объект строительства». В соответствии с Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ объект строительства — это не временное строение, сооружение. Отметим, что в действовавшем до принятия ПБУ 2/2008 приказе Минфина от 20.12.1994 № 167 об учете договоров на капстроительство существовала еще одна характеристика — наличие отдельной сметы или отдельного проекта на здание, строение, сооружение. Теперь эта норма не конкретизирована.
По действующему ПБУ 2/2008, чтобы определить объект для учета, необходимо изучить договор (договоры) и техническую документацию:
- Как отдельный договор (а следовательно, и объект учета) следует рассматривать:
- объект, на который существует отдельная документация (надо полагать, в том числе смета или проект, о которых говорилось в «старых» регламентах);
ВАЖНО! Даже если заключен один договор на комплекс объектов, каждый из которых обладает характеристиками отдельного объекта, учет нужно вести по каждому объекту отдельно, как если бы на каждый был заключен самостоятельный договор.
- объект, по которому с достаточной степенью достоверности могут быть определены доходы и расходы.
- все договоры по сути относятся к единому объекту, по которому установлены единые учетные нормы (например, по прибыли);
- договоры связаны порядком исполнения — выполнение работ идет одновременно или последовательно.
- по доле завершенных работ в общем объеме работ по договору (объекту);
- по доле уже понесенных на отчетную дату затрат в общем объеме плановых затрат на строительство.
- Определяем долю уже произведенных расходов в общем объеме расходов по строительству:
- https://www.klerk.ru/buh/articles/375979/
- https://www.audit-it.ru/articles/account/assets/a8/1000033.html
- https://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ucheta/poryadok_ucheta_zatrat_v_stroitelstve_nyuansy/
По каждому объекту учета, определенному по указанным выше критериям, необходимо затем определить один из 2 возможных способов определения доходов и расходов:
О первом способе поговорим кратко. Он заключается в проведении оценки объема уже завершенных на отчетную дату работ в натуральном выражении. Как правило, такая оценка является экспертной. Кроме того, если работа сдается по этапам — можно проводить оценку по задокументированным завершенным (сданным) этапам. В затраты при этом следует списывать ту их часть, что относится к признанной выручке.
Как подтвердить расходы на материалы при строительстве, узнайте в экспертном решении от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и переходите к материалу бесплатно.
Второй способ базируется на определении на отчетную дату доли уже произведенных затрат в общем объеме плановых затрат по договору. Так как данный способ напрямую связан с методами учета затрат в строительстве, рассмотрим порядок учета доходов и расходов при этом способе на примере.
Общая сумма договора, заключенного 12 января, составляет 30 млн руб. Определенная по расчетам (сметам) величина расходов составляет 20 млн руб. Аванс, полученный от заказчика в январе, составляет 8 млн руб. Величина уже понесенных по договору затрат на 31 марта составила 5 млн руб. Документы о приемке произведенных работ заказчиком оформлены в апреле. Подрядчик определяет готовность работ по доле произведенных затрат. Что будет отражено в учете подрядчика? (Для упрощения в примере не приводится НДС).
О нюансах учета НДС у подрядчика смотрите: «Когда начислять НДС подрядчику?».
5 млн руб. / 20 млн руб. × 100% = 25% — степень готовности объекта.
Учет капитальных вложений по новому ФСБУ 26/2020: что признается капвложениями, как их оценивать, как списывать. Начало применения ФСБУ 26/2020 с 2022 г. … Капитальные вложения для целей бухучета — это затраты организации на приобретение, создание, улучшение и восстановление объектов основных средств. Можно привести следующие примеры капитальных вложений (п. 5 ФСБУ 26/2020): приобретение имущества, которое впоследствии будет использоваться в качестве основных средств; строительство объектов основных средств … Все перечисленные выше затраты признаются расходами текущего периода (отражаются на счетах 20, 26, 25, 91 и т.д.). Что делать дальше с капвложениями.
Источники