В письме от 10.08.2021 № ОК-03-31/12369 федеральное агентство по недропользованию дало разъяснения о необходимости оформления лицензии на пользование недрами для целей эксплуатации наблюдательных скважин на объекте размещения отходов.
Наблюдательная скважина на водозаборе подземных вод
Согласно постановлению Правительства РФ от 11.02.2016 N 94 «Об утверждении Правил охраны подземных водных объектов», водозаборы подземных вод с объемом добычи свыше 100 м 3 /сут должны быть оборудованы наблюдательными скважинами для проведения систематических наблюдений за качеством и уровнем подземных вод на участке недр, предоставленном в пользование.
Таким образом, если водозабор добывает воду в объёме от 100 м 3 /сут, то недропользователю необходимо оборудовать дополнительную наблюдательную скважину. В случае если скважин несколько, и они оборудованы на разные водоносные горизонты, то необходимо бурение наблюдательных скважин на каждый эксплуатируемый водоносный горизонт.
Обычно предписание об организации наблюдательных скважин прописывается государственным распорядителем недр в условиях лицензии на пользование недрами. Если данный пункт отсутствует, то он обязательно будет прописан в техническом проекте разработки месторождения подземных вод с указанными сроками выполнения работ. Нарушения условий лицензии на пользование недрами или технического проекта несёт наложение административной ответственности на пользователя недр в виде штрафа (КоАП РФ статья 7.3 для юридических лиц от 300 тыс. руб до 500 тыс. руб), а так же может являться поводом для приостановки действия лицензии на добычу подземных вод.
Пример предписания об оборудовании наблюдательных скважин на участке недр:
Расположение и конструкция наблюдательных скважин определяется с учётом геолого-гидрогеологических условий участка недр. Для правильной организации наблюдательных скважин лучше всего обратиться к профильной гидрогеологической организации, только опытные квалифицированные гидрогеологи могут разработать проект бурения наблюдательной скважины, обеспечивающей в первую очередь сохранность добываемых подземных вод от загрязнения, а так же отвечающей всем требованиям нормативной документации РФ.
Наблюдательные скважины не обязательно должны быть пробурены только для целей проведения мониторинга за подземными водами. Согласно Методическим рекомендациям по организации и ведению мониторинга подземных вод «на мелких групповых водозаборах и одиночных эксплуатационных скважинах, при наличии в составе водозабора резервных скважин последние могут быть использованы в качестве наблюдательных». Таким образом, для проведения наблюдений за подземными водами, возможно бурение резервной скважины, которая обеспечит выполнение нормативных требований, а так же позволит иметь запасной источник водоснабжения при выходе из строя основного.
Пример конструкции рабочей и резервной скважины для добычи подземных вод:
Учитывать необходимость сооружения наблюдательной (или резервной) скважины лучше всего на этапе проектирования водоснабжения, это позволит произвести выбор оптимальной конструкции водозабора и позволит избежать проблем в дальнейшем.
В штате сотрудников ООО «ДП №5 Мосгипротранс» имеются квалифицированные опытные гидрогеологи, которые могут проконсультировать Вас по вопросам организации наблюдательной скважины на вашем водозаборе.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства российской федерации. Письмо. от 11 июля 2018 года N 30418-АС/08. [Об отнесении линейных объектов к объектам капитального строительства ]. Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сообщает. В соответствии с пунктами 10 статьи 1 Градостроительного…
Наблюдательные скважины и оформление лицензии: разъяснения Роснедр
В письме от 10.08.2021 № ОК-03-31/12369 федеральное агентство по недропользованию дало разъяснения о необходимости оформления лицензии на пользование недрами для целей эксплуатации наблюдательных скважин на объекте размещения отходов и сообщило следующее:
В соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ объект капитального строительства представляет собой здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Согласно пп. 23 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» сооружение — это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Соответственно, отдельные объекты горных работ, в частности буровые скважины, в зависимости от своих технологических и конструктивных характеристик могут являться или не являться объектами недвижимости и объектами капитального строительства. При этом в каждом конкретном случае данный вопрос решается исходя из содержания проектной технической документации на такой объект.
Любые работы по геологическому изучению, разведке и добыче подземных вод, включая бурение скважин, проводятся после получения лицензии на право пользования участком недр для указанных целей, предоставленной в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее — Закон РФ «О недрах»). Роснедра и его территориальные органы выдают лицензии на пользование недрами (за исключением участков недр местного значения), а не на бурение скважин различного целевого назначения.
В свою очередь, статьей 6 Закона РФ «О недрах» определены лицензируемые виды пользования недрами, в том числе региональное геологическое изучение недр, включающее мониторинг состояния недр, а также строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Основания представления прав пользования недрами исчерпывающе определены ст. 10.1 Закона РФ «О недрах». В силу указанной статьи субъектам предпринимательской деятельности не предоставляются права пользования недрами по самостоятельной лицензии для целей регионального геологического изучения недр, в том числе для мониторинга состояния недр.
Согласно абз. 3 п. 6 ст. 10.1 Закона РФ «О недрах» предусмотрено основание предоставления права пользования участком недр местного значения, для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
Кроме этого, с 01.01.2022 вступают в силу положения Федерального закона от 30.04.2021 № 123-ФЗ, закрепляющего основание предоставления права пользования недрами для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, по решению комиссии Роснедр (то есть подземных сооружений, не только местного и регионального значения, но и федерального уровня на участках недр с общеправовым режимом).
Таким образом, пользование недрами для целей эксплуатации наблюдательных скважин может осуществляться на основании лицензии на пользование недрами, выданной для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и на основании утвержденных технических проектов и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, в соответствии с ч. 1 ст. 23.2 Закона РФ «О недрах».
В заголовке учетной карточки буровой скважины на воду (далее — скважина ) указывается наименование пользователя недр, номер скважины по техническому проекту (проектной документации). В пункте 1 приводится наименование субъекта Российской Федерации. В пункте 2 указывается местоположение скважины относительно водного объекта , населенного пункта, элементов рельефа (пойма реки, надпойменная терраса, склон долины, водораздел). Если есть сведения о макрорельефе участка, последние также приводятся в данном пункте в краткой форме. В пункте 3 дается номенклатура листа топографической карты масштаба 1:200000, в пределах которого расположена скважина .
Наблюдательная скважина как объект НВОС
В соответствии с п. 1 ст. 69 Закона об охране окружающей среды необходимо ставить на учет те объекты, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Согласно терминологии, данной в ст. 1 этого закона, к таким объектам относятся как самостоятельные капитальные и иные объекты, так и их совокупность, если источники связаны физически либо технологически и расположенные в пределах одного или нескольких участков. Обязательное условие постановки на учет — оказание негативного воздействия на ОС, в результате чего происходит ухудшение ее качества.
Если источник входит в совокупность объектов
Совокупность объектов как единый объект НВОС обладает признаками:
- единое назначение объектов;
- неразрывная технологическая или физическая связь (т.е. в отсутствие одного из объектов функционирование других как единой системы затруднительно или невозможно);
- объекты находятся на одном или нескольких земельных участках;
- в результате деятельности объектов как комплекса окружающей среде причиняется вред;
- в совокупность объекта НВОС могут входить несколько объектов, негативно действующих на окружающую среду, они должны быть связаны территориально.
Природопользователь самостоятельно решает, как ставить объекты на учет: каждый отдельно или в качестве комплексного объекта НВОС. Даже если наблюдательная скважина находится на одной площадке и участвуют в едином технологическом процессе, не обязательно признавать ее составной частью объекта, можно регистрировать в качестве самостоятельного источника негативного воздействия на окружающую среду.
Итак, для признания совокупности источников негативного воздействия единым объектом НВОС должно быть соблюдено хотя бы одно из двух условий:
- -объекты связаны единым назначением;
- -объекты физически или технологически взаимодействуют между собой.
Определение категории
Отнесение к категории НВОС зависит от уровня негативного воздействия, а критерии закреплены в Правилах создания и ведения реестра объектов НВОС. Согласно пункту 24, если объект соответствует критериям сразу нескольких категорий, ему присваивается наивысшая категория, соответствующая уровню вредного воздействия.
Исходя из этого положения, для определения категории совокупности как единого объекта НВОС необходимо выбрать наибольшую для всех источников, входящих в совокупность.
Исходя из сказанного, вывод:
- если наблюдательная скважина соответствует признакам объекта, входящего в совокупность объектов НВОС, её не нужно ставить на учет как отдельный источник негативного воздействия;
- главный критерий: неразрывная физическая или технологическая связь с другими объектами. Если она установлена, скважину можно признать составной частью единого объекта;
- статус объекта (самостоятельный или входящий в состав единого объекта НВОС) определяется предприятием самостоятельно.
Нужна помощь в определении категории или постановке на учет источника НВОС? Обращайтесь!
26. Наблюдательная скважина предназначена для ведения режимных наблюдений за уровнем и качественным составом подземных вод на месторождениях (участках) на действующих водозаборах и водозаборах, требующих переоценки запасов, на стадиях разработки и опытно-промышленной разработки месторождения (участка) подземных вод. Количество и местоположение наблюдательных скважин обосновываются пользователем недр в проектной документации на разработку месторождения (участка) подземных вод. В качестве наблюдательных скважин допускается использование эксплуатационных скважин .
- https://www.mgtdp5.ru/articles/nablyudatelnaya-skvazhina-na-vodozabore-podzemnyh-vod/
- https://www.profiz.ru/pb/blog/post_6725/
- https://topeco.pro/nabljudatelnaya-skvazhina-kak-obekt-nvos/