Начало строительства днепрогэса где

Днепровская гидроэлектростанция имени В. И. Ленина, ДнепроГЭС (укр. Дніпровська ГЕС ) — крупная гидроэлектростанция (ГЭС) на юге Украины, пятая ступень каскада гидроэлектростанций в Украине, обеспечивает электроэнергией Донецко-Криворожский промышленный район. Станция находится в городе Запорожье и является старейшей среди каскада электростанций на реке Днепр. На основе ДнепроГЭСа в Запорожье был создан металлургический, химический и машиностроительный промышленный комплекс.

Технические характеристики

В состав гидроузла входят: здание машинного зала ГЭС-1 длиной 236 м и шириной 56 м, расположенное на правом берегу, в котором размещены 9 радиально-осевых гидроагрегатов (шесть гидроагрегатов РО45-В-545 с мощностью турбин 73,6 МВт, частотой вращения турбин — 83,3 об/мин; поставлены харьковским ОАО «Турбоатом» в 1997−2002 годах) [1] и 1 гидроагрегат собственных нужд мощностью 2,6 МВт, частотой вращения 428 об/мин; 5-этажное здание главного пульта управления; щитовая стенка ГЭС-1 длиной 216 м, водосливная криволинейная плотина длиной по гребню 760 м; машинный зал ГЭС-2; наибольшей строительной высотой 60 м; глухая плотина длиной по гребню 251 м. Вначале все восемь турбин и пять электрогенераторов к ним были американскими. Но остальные три генератора изготовили на ленинградском заводе «Электросила».

«Днепрогэс возведен, Днепр перекрыт» 1932 г. историческая кинохроника СССР, Запорожье, Украина

Американское оборудование частично работает и сейчас. Судоходные сооружения на левом берегу включают аванпорт в верхнем бьефе, трёхкамерный шлюз, однокамерный шлюз (шахтного типа) и низовой подходный канал. Для управления ГЭС используется автоматика, включающая телеметрию основного оборудования. Напорный фронт плотины длиной 1200 метров образует Днепровское водохранилище. Здание машинного зала ГЭС-1, облицованное розовым армянским туфом, является памятником архитектуры.

В 1969 начато расширение гидроузла строительством ДнепроГЭСа II мощностью 828 МВт, которое в комплексе с судоходным шлюзом было закончено к 1975—1980.

На начало 2001 года на станции работало 337 человек.

В 2010 г. был подписан акт приёма-передачи автодорожного переезда по плотине ДнепроГЭС с баланса города на баланс ОАО «Укргидроэнерго» [2] .

Ранние проекты

В течение многих столетий судоходство по Днепру было затруднено грядами порогов. Со времен Екатерины Великой разрабатывались проекты улучшающие судоходство на Днепре, в частности, над проектами использования энергии Днепра и создания судоходного пути через Днепровские пороги работали инженеры Н. С. Лелявский (1893 г.), В. Е. Тимонов (1894 г.), С. П. Максимов и Г. О. Графтио (1905 г.), А. М. Рундо и Д. И. Юскевич (1910 г.), И. А. Розов и Л. В. Юргевич (1912 г.). Основной акцент в разработке проектов делался на развитие судоходства; гидроэнергетика в этих проекта присутствовала в свете рачительного «использование даром протекающей воды». Регулирование расхода воды не предусматривалось [3] [4] . Но при царской власти эти проекты оставались неосуществленными. [5]

ГОЭЛРО

21 февраля 1920 года по инициативе В. И. Ленина была создана Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО). В декабре 1920 года выработанный комиссией план электрификации всей страны был одобрен VIII Всероссийским съездом Советов. [6] По плану вблизи города Александровск (ныне г. Запорожье, Украина) планировалось строительство крупной гидроэлектростанции — Александровской станции. Позже в плане ГОЭЛРО также использовалось и другое название станции — Днепровская гидроэлектрическая станция (ДнепроГЭС) [7] . Станция должна была разрешить ряд народо-хозяйственных проблем юга Украины:

НМДНИ-1932: Паспорта и прописка. Мичурин. Бараки. Первые авто. Днепрогэс. Павлик Морозов.

  • обепечить сквозную навигацию вдоль всей протяженности реки. Для этого с помощью плотины затоплялась порожистая часть реки, растянувшаяся почти на 100 км от Екатеринослава до Александровска (ныне — Днепропетровск и Запорожье) и рядом с плотиной создавался внутренний каботажный порт, позволяющий плавание крупным морским судам от Чёрного моря до Киева.
  • снабдить дешевой электроэнергией Криворожский рудный район, Екатеринославский промышленный район, Херсон, Николаев и северную часть Крымского полуострова [7] . В г. Александровске планировалось создать крупный металлургический, машиностроительный комплекс.

В музее В. И. Ленина в Москве хранятся подлинные документы и материалы о Днепрогэсе: среди них принятое в 1921 году постановление Совета Труда и Обороны «О строительстве Днепрогэса» о начале практической реализации плана ГОЭЛРО.

Ленинский лозунг «коммунизм — это советская власть плюс электрификация всей страны» был движущей идеей в выполнении плана ГОЭЛРО [8] . В настоящее время памятник Ленину, находящийся рядом с плотиной ДнепроГЭСа, украшен этим лозунгом.

10 августа 1921 году, ещё до утверждения IX Всероссийским съездом Советов сроков реализации плана ГОЭЛРО, ещё было принято постановление СНК «об освобождении земель, подлежащих затоплению при строительстве гидроэлектростанции у города Александровска (Запорожье)». Земли под затопление освобождались в соответствии с проектом, созданным И. Г. Александровым по заданию на проектирование, которое было выдано 5 марта 1921 года [9] .

В проектировании и строительстве использовался опыт таких ГЭС, как «Куинстон (англ.)» на Ниагаре, «Айль-Малинь (фр.) русск. » на реке Сагеней и «Ла-Габель (фр.) русск. » на реке Св. Лаврентия [10] .

Место под строительство станции выбрали у колонии Кичкас, в пяти километрах от тогдашнего города [11] .

В условиях 1922 года немедленно приступить к воплощению в жизнь проекта было невозможно, поэтому в плане ГОЭЛРО на 1921—1922 годы были намечены только предварительные изыскания и подготовительные работы, а на 1923—1926 годы была запланирована постройка Александровской плотины [7] . Промышленность не производила энергоагрегатов требуемой мощности, а экономическая изоляция Советской России ещё не была полностью преодолена. Надвигающийся мировой экономический кризис, который не затронул СССР, помог решить проблему с поставкой оборудования — американская компания «General Electric» предложила полный цикл строительства ГЭС, однако в СССР уже была сделана разработка гидроэлектростанции, а у американской компании докупили только недостающее оборудование [10] .

Подготовка строительства

Планы

В плане ГОЭЛРО 1920 г. были подробно описаны этапы подготовительных и строительных работ по строительству Днепровской гидроэлектростанции, список необходимого оборудования для станции, линий электропередач и сроки реализации.

Читайте также:  Что такое конкурсы в строительстве

Электрификация Юга России по плану ГОЭЛРО, 1920 г.

Этапы создания Днепровской гидроэлектростанции: [7] Александровская станция на Днепровских порогах (г. Александровск):

  • Предварительные изыскания и подготовительные работы — 1921—1922 гг.
  • Постройка Александровской плотины — 1923—1926 гг.
  • Постройка гидроэлектрической станции и установка механизмов — 1925—1928 гг.
  • Устройство сети высоковольтной передачи и трансформаторных подстанций по линиям Екатеринослав, Никополь, Кривой Рог и вдоль электрифицируемой линии железной дороги Александровск-Просяная — 1927—1929 гг.
  • Развитие сети непосредственной передачи в район Александровска для порта и промышленности — 1929—1930 гг.
  • Начало работ по увеличению мощности станции до 330 тыс. кВт — 1929—1930 гг.

Обсуждения в Политбюро ВКПб

ДнепроГЭС был одним из многих объектов плана ГОЭЛРО. [7] Сроки реализации плана ГОЭЛРО в части строительства Днепровской гидроэлектростанции были сдвинуты из-за крупных масштабов реализации плана ГОЭЛРО по возведению других электростанций, а также из-за повышенной сложности станции, нехватки средств и трудностями послевоенного времени. В комиссии по строительству станции участвовал Л. Д. Троцкий и работы по началу строительства станции шли с задержками [12] . Все в политбюро были активными сторонниками проекта, но из-за разногласий между Л. Д. Троцким и И. В. Сталиным Политбюро партии не могло принять окончательного решения о начале строительства. И. В. Сталин сдвинул начало строительства станции из-за нехватки средств. К концу 1926 года Сталин взял вверх над Троцким. Троцкий был смещен с поста председателя комиссии по Днепрострою и на XV партийной конференции было принято окончательное решение о начале строительства ДнепроГЭСа. 31 января 1927 года Политбюро приняло решение о начале возведения Днепростроя, в котором было подчеркнуто, что оно должно вестись «собственными ресурсами при условии привлечения компетентной иностранной помощи» [13]

Выбор проекта, американских консультантов, компаний

Строительство Днепровской гидроэлектростанции на общую мощность 558 тыс. квт (800 тыс. л.с.) было начато в 1927 году, оно проводилось особым Государственным Днепровским строительством «Днепростроем» под руководством начальника строительства А. В. Винтера и главного инженера Б. Е. Веденеева. [7] Автор проекта Днепровской гидроэлектростанции инженер И. Г. Александров предложил использовать весь перепад Днепра на порожистом участке в одной установке. В январе 1921 г. в Москве была создана проектная организация — Днепрострой. Несколько техников и инженеров во главе с И. Г. Александровым, две небольшие неотапливаемые комнаты в старом московском переулке — так начиналось проектирование Днепровской ГЭС. Сотрудники этой организации изучали найденные в архивах Петрограда и Киева материалы ранее проведенных на Днепре геодезических и гидрологических изысканий, а летние месяцы проводили на месте будущего строительства [14] . Этот одноплотинный вариант и был принят при окончательной разработке проекта, в котором участвовал коллектив специалистов И. Г. Александров, В. А. Веснин и другие. [7] 27 ноября 1926 года ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР приняли решение о строительстве Днепрогэса. [5] Опыта строительства крупных гидротехнических объектов в Советском Союзе и в Европе не было [15] . В 1926 году в советском правительстве было принято решение отправить делегацию в США с несколькими целями: обсудить с ведущими американскими специалистами проект строительства ДнепроГЭСа, выбрать компании для закупки оборудования необходимого для реализации планов строительства Днепростроя и найти инвесторов для этого строительства [16] .

В 1920-х годах американская электротехническая промышленность значительно превосходила [15] промышленность любой другой страны. Переговоры проводились с известным американским гидростроителем Хью Купером (англ.) [15] [17] . Среди его достижений было строительство Торонтской электростанции (англ.) вблизи порогов Хорсшу (англ.

) недалеко от Ниагарского водопада (проект закончен в 1907 году), электростанции Кеокук (англ.) на реке Миссисипи (закончена в 1913 году) и электростанции на озере Зумбро (англ.) (закончена в 1919 году) и плотина Вильсона (англ.) (закончена в 1924 году), по мощности почти равная ДнепроГЭСу [18] [19] .

Купер был очень впечатлён проектом Александрова, дал ему высокую оценку [16] . Для Александрова эта поддержка была важной, так как для него ДнепроГЭС был лишь началом выполнения общей стратегии ГОЭЛРО в преодолении технической отсталости России. В случае успеха строительства Днепровского промышленного узла эта политика получила бы дальнейшее распространение на всей территории Советского Союза.

Стоимость проекта и выполнимость проекта были технически обоснованы в плане ГОЭЛРО [7] .

На ранних этапах проектирования между Купером и советскими разработчиками станции велась оживленная дисскусия, за которой пристально наблюдал Сталин. Сохранилось письмо Сталина к Куйбышеву, где он настоятельно рекомендует прислушиваться к мнению американского специалиста. [20] . Перед тем как Купер был утвержден главным консультантом проекта, советское правительство выбирало между ним и специалистами из немецкого концерна Сименс. Инженеры Сименса были сильны в расчётах, но имели существенно меньший опыт строительства гигантских гидроэлектростанций. Одним из решающих факторов в выборе консультантов из США сыграло влияние Сталина, кто определял суть ленинизма как «русский революционный размах и американская деловитость» [21] . В конце концов победил Купер [22] .

Оборудование, поставляемое на строительство станции

    (заводы Круппа)
  • лесопильный завод — Гамбург,
  • высоковольтный трансформатор для испытательной лаборатории Днепростроя — Дрезден,
  • трансформаторы для временной подстанции Кичкаса — Нюрнберг,
  • паровые турбины временной станции — Мангейм,
  • завод Круппа делал камнедробилки — Магдебург,
    • Витковицкие заводы делали детали для мостов Стрелецкого из силициевой стали [23] — Моравская Острава
    • США
      — гидротурбины

    Стоимость

    Весь комплекс архитектуры Днепрогэса был большим достижением советской архитектуры первой пятилетки. Простые, строгие архитектурные формы Днепрогэса отвечали классическим требованиям к архитектурному ансамблю — его единству, целесообразности, прочности и красоты.

    Кроме Днепрогэса архитекторы работали над конструкцией мостов. Первоначально через Днепр предлагалось построить металлические арочные мосты с массивными гранитными опорами большой высоты. Веснин предложил заменить их легкими и экономичными металлическими конструкциями. [источник не указан 15 дней]

    Стоимость проекта станции вначале оценивалась в 50 млн долларов, позже цифра увеличилась до 100 млн долларов. Стоимость полного проекта, включающую стоимость шлюза, заводов и строительство Соцгорода составила 400 млн долларов [21]

    После окончания Гражданской войны в условиях разрухи, международной изоляции, когда негде было получить займы на программу индустриализации, Советский Союз экспортировал нефть, лес и самый доходный товар — зерно. Эта торговля приносила в казну средства, но их не хватало. Их могла дать только русская деревня, которую обложили как прямыми, так и скрытыми налогами. В стране были введены завышенные цены на промышленные товары и сильно занижены — на сельские [24] . Об этой осознанной экономической политике выкачивания из деревни средств на индустриализацию говорил и писал Сталин, частности, в «Об индустриализации и хлебной проблеме» на Пленуме ЦК ВКП(б) июля 1928 года.

    Читайте также:  Организации машины и механизмы в строительстве

    «Днепрострой начат!»

    7 февраля 1927 года Винтер был назначен главным инженером, а вскоре начальником Днепростроя. 15 марта 1927 года на живописном берегу Днепра, на скале под названием «Любовь», взвился алый флаг с надписью «Днепрострой начат». [25]

    Благодаря удачному выбору места для плотины, затоплению подлежали лишь 15,5 тыс. га земли, в большинстве своем малопригодной для сельского хозяйства [14]

    По предложению А. В. Винтера дорабатывается и изменяется проект академика Александрова и проект производства работ, предложенный американской консультационной фирмой Купера. Вместо строительства в две очереди и установки турбин мощностью по 30 тыс. кВт Александр Васильевич на основании точных расчетов предлагает строить электростанцию в одну очередь, сократив число гидроагрегатов с тринадцати до девяти и применив турбины по 60 тыс. кВт. Соответственно увеличивалась общая мощность ГЭС до 540 тыс. кВт. Американцы в то время не делали турбин такой мощности и были поражены, когда советский инженер предложил сварную конструкцию генератора и ротора. Впоследствии энергетики всего мира стали использовать сварные конструкции в больших агрегатах. [25] .

    В 1930 году компания General Electric поставила пять генераторов для ДнепроГЭСа [26] . Девять турбин были поставлены Newport News Shipbuilding and Drydock Company, США. Первый агрегат был запущен 1 мая 1932 года. На открытии зажглись гирлянды электрических огней, на верху плотины загорелось имя Ленин, так плотина получила свое имя: ДнепрГЭС им. В. И. Ленина. [24] 10 октября того же года станция вступила в строй действующих предприятий. В 1939 году ДнепроГЭС достиг проектной мощности 560 МВт.

    Руководство проектом

    Руководили проектом известные архитекторы, ученые, инженеры. Среди них (см.фотографии):

    Источник: dic.academic.ru

    «Мистер Винтер, суп готов». Мифы и правда о строительстве Днепрогэс

    ДнепроГЭС.

    15 марта 1927 года началось строительство Днепровской ГЭС (Днепрогэс).

    Весной 2016 года на Украине процесс декоммунизации добрался до плотины Днепровской гидроэлектростанции. Со стелы с названием объекта демонтировали надпись «ДнепроГЭС имени В.И. Ленина».

    ДнепроГЭС имени Ленина.

    Как ни относись к личности основателя Советского государства, но в данном случае «декоммунизация» выглядела особенно нелепо. Если упоминание имени Ленина в десятках и сотнях других объектов было данью политической конъюнктуре, то в случае с Днепрогэс оно вполне заслуженно — без лидера большевиков этот проект мог и не состояться.

    Судоходство на Днепре, который являлся важнейшей транспортной артерией Восточной Европы, столетиями было затруднено грядами порогов. В конце XIX века появились первые проекты превращения этого недостатка в достоинство — русские инженеры разрабатывали планы улучшения судоходства с одновременным использованием мощностей текущей воды. Однако задумки эти так и не перешли в стадию реализации.

    У разрушенного памятника Ленину в Харькове.

    Современные поклонники российской монархии любят восклицать — многие проекты большевиков на самом деле разрабатывались еще в Российской империи.

    Это действительно так. Но, если уж говорить правду, то надо говорить ее до конца — ни к проекту московского метрополитена, ни к планам строительства гидроэлектростанций царские чиновники и министры интереса не проявляли. Их вполне устраивал статус России как аграрной державы, и в инициативах, полезных в плане масштабной индустриализации страны, они видели лишь чудачества «господ ученых».

    Подход большевиков был совершенно иным. Будущее страны они видели в ее глубокой модернизации по всем направлениям. 21 февраля 1920 года, когда еще бушевала Гражданская война, по инициативе Владимира Ленина была создана Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО). В декабре 1920 года выработанный комиссией план электрификации всей страны был одобрен VIII Всероссийским съездом Советов.

    Частью плана ГОЭЛРО было строительство в районе города Александровска (ныне — Запорожье) крупной гидроэлектростанции.

    Электрификация Юга России по плану ГОЭЛРО, 1920 г.

    Вызов для Страны Советов

    Проект должен был обеспечить сквозную навигацию вдоль всей протяжённости Днепра, но главное — обеспечить дешёвой электроэнергией Криворожский рудный район, Екатеринославский промышленный район, Херсон, Николаев и северную часть Крымского полуострова.

    В 1920 году профессор Иван Александров приступил к работе по созданию проекта ГЭС мощностью в 560 МВт. Этот проект стал альтернативой ранее рассматривавшейся идее создания нескольких станций малой мощности.

    Проект ДнепроГЭС был крупным, но не исключительным по мировым меркам того времени. Но надо понимать, что опыта подобных строек в царской России не было. Что же касается Страны Советов, то это был настоящий вызов, проверка возможностей молодого государства.

    Машинный зал Саратовской ГЭС.

    Это была сложная задача. Многие машины и энергоагрегаты не производились отечественной промышленностью, и их предстояло закупать за рубежом, причем в условиях, когда Советская Россия многими государствами мира еще не была признана официально.

    На 1921-1922 годы были запланированы лишь предварительные изыскания, а само начало строительства было назначено на 1923 год.

    Фактически же средства для осуществления проекта были найдены на несколько лет позднее, и 27 ноября 1926 года ЦК ВКП (б) и Совнарком СССР приняли решение о строительстве Днепрогэса.

    «Собственными ресурсами при иностранной помощи»

    Объявленный конкурс выявил лучший архитектурный проект, выполненный Виктором Весниным совместно с архитекторами Николаем Колли, Георгием Орловым и Сергеем Андриевским. Общее руководство строительством осуществлялось академиками Александром Винтером и Борисом Веденеевым.

    Решение Политбюро, принятое в январе 1927 года, гласило, что строительство должно вестись «собственными ресурсами при условии привлечения компетентной иностранной помощи».

    Руководитель проекта Иван Александров был откомандирован в США, где ему предстояло провести консультации с местными гидростроителями. Проект Днепрогэс получил высокую оценку американцев. Но Александрову удалось не только получить одобрение специалистов, но и получить принципиальное согласие американцев на участие в работах.

    Главным консультантом строительства стал американский инженер Хью Купер.

    Хью Купер — главный консультант проекта с американской стороны.

    Главным инженером строительства был назначен Александр Винтер, его заместителями были Борис Веденеев и Павел Роттерт. 15 марта 1927 года на берегу Днепра был установлен красный флаг с надписью «Днепрострой начат».

    Быт и энтузиазм

    Руководству стройки приходилось решать не только задачи по реализации самого проекта, но и обустройству самих строителей.

    Была построена общественная столовая, рассчитанная на восемь тысяч обедов в день. В 1928 году построили пять поселков для строителей на правом берегу Днепра и один на левом. Всего было построено 658 домов, общежитий и бараков, амбулатория, фильтрационная и пожарная станции, зимний и летний театры, школа, детсад и многое другое.

    Читайте также:  Что нужно для строительства сарая

    Винтер был человеком основательным, бардака не терпел. По его настоянию не только в рабочих поселках, но и в ближайших к стройке населенных пунктах была запрещена продажа водки.

    Несмотря на все усилия руководителей стройки, условия работы были очень тяжелыми. Не хватало техники, вследствие чего широко использовался ручной труд. Это, в свою очередь, требовало привлечения гораздо большего числа работников. К окончанию активной фазы строительства число занятых на стройке рабочих перевалило за 35 тысяч — охватить все заботой и вниманием не получалось.

    Американские консультанты, глядя на это, предрекали бунты и массовый отказ от работы. Но Днепрогэс строителями воспринимался как приобщение к чему-то великому, и энтузиазм брал верх над тяжелыми условиями труда.

    Весь каскад водохранилищ работает так, чтобы уменьшить негативные последствия маловодья на Волге.

    «Русские инженеры недовольны проверенными решениями, а ищут все время новых»

    В постсоветский период Днепрогэс окружили мифами — о том, что проект был крайне неудачным, о его чрезвычайной дороговизне, о том, что эта стройка едва ли не оказалась первопричиной голода на Украине. Все эти рассуждения очень далеки от истины.

    Как уже говорилось, удачным проект признали американцы — на тот момент главные специалисты в мире по сооружениям подобного рода.

    Например, благодаря удачному выбору места для плотины затоплению подлежали лишь 15,5 тыс. га земли, в большинстве своём малопригодной для сельского хозяйства. В зону полного или частичного затопления попало 56 населенных пунктов. Переселенцам было выплачено в общей сложности 6 969 000 рублей для компенсаций за отчуждённое имущество

    Проект действительно дорабатывался по ходу стройки, однако это вполне нормальная практика, особенно с учетом отсутствия у отечественных специалистов опыта.

    Одной из главных статей затрат проекта стало приобретение американских генераторов и турбин для оборудования станции. Впрочем, нужно отметить, что советские специалисты умели удивлять маститых американских коллег.

    Изготовление генераторов для ДнепроГЭС компанией General Electric, 1945.

    Руководитель строительства Винтер предложил вместо строительства в две очереди и установки турбин мощностью по 30 тыс. кВт строить электростанцию в одну очередь, сократив число гидроагрегатов с 13 до 9 и применив турбины по 60 тыс. кВт. Соответственно увеличивалась общая мощность ГЭС до 540 тыс. кВт.

    Американцы считали идею нереалистичной, поэтому нужные агрегаты дорабатывались на ленинградском предприятии «Электросила». Предложенная Винтером сварная конструкция генератора и ротора оказалась настоящим открытием для иностранцев. Впоследствии энергетики всего мира стали использовать сварные конструкции в больших агрегатах.

    Один из американских консультантов, говоря о работе с советскими коллегами на Днепрогэсе, заметил: «Да, мы признаем, что русские инженеры хорошие, очень хорошие специалисты, но им очень много мешает то, что они недовольны найденными, проверенными решениями, а ищут все время новых. Вы все волнуетесь и много тратите времени на поиски».

    Американец не понял одного — русские инженеры, перенимая чужой опыт, хотят идти дальше «учителей».

    Первый агрегат Днепрогэс был запущен в мае 1932 года, а окончание строительства пришлось на сентябрь 1932 года.

    Монтаж турбины на ДнепроГЭС, 1932.

    Триумф «полководца» Винтера и советские ордена для американцев

    Первоначально торжественное открытие Днепровской ГЭС планировалось на 1 октября 1932 года, однако Сталин, которому доложили об этом, сказал: «Давайте перенесем открытие на 10 октября». 10 октября праздновал день рождения руководитель Днепростроя Александр Винтер, и таким образом советский лидер решил выразить уважением человеку, чей вклад в осуществление проекта неоценим.

    Серго Орджоникидзе выступает на Первом Всесоюзном совещании стахановцев в Кремле. 1935 год.

    На торжественном открытии 10 октября 1932 года присутствовали Михаил Калинин и Серго Орджоникидзе, а Иосиф Сталин прислал свое приветствие.

    Американский инженер Хью Томпсон вспоминал: «Я никогда не забуду минуты, когда монтаж машин Днепрогэса был закончен и Винтер взял рубильник, чтобы своей рукой включить первый ток. Я сказал ему: „Мистер Винтер, суп готов“. На глазах у Винтера были слезы. Мы расцеловались по русскому обычаю. У вас есть много хороших инженеров, но Винтер — фигура совершенно исключительная.

    Таких, как он, мало на свете. Их можно перечислить на пальцах. Это полководец!».

    Шесть американских консультантов во главе с Хью Купером «за особо выдающуюся работу на Днепрогэсе были награждены орденами Трудового Красного Знамени.

    Окончание строительства отмечали широко как на официальном, так и неофициальном уровне. «Два дня шли банкеты в ресторанах на правом и левом берегу. На столах — большой выбор блюд, вина из подвалов Массандры. Демократия была полная: рядом с прославленным комбригом сидел рядовой колхозник, с академиком чокался монтажник. В конторах отделов стояли столы с водкой, мясом, хлебом. Кто угодно мог выпить и закусить, сколько душа пожелает!», — вспоминали очевидцы событий.

    Турбинный зал ДнепроГЭСа.

    «Демонтаж» памяти

    За рубежом реализацию проекта Днепрогэса оценивали высоко. Американская газета «Нью-Йорк Ивнинг Пост» писала: «Без сомнения, постройка Днепровской станции является триумфом техники, которым могла бы гордиться каждая страна».

    Себестоимость киловатт-часа электроэнергии, вырабатывавшейся на Днепровской ГЭС, оказалась самой низкой в мире. Проектная себестоимость кВт⋅ч была установлена в 0,6 копейки, а фактически в 1934 году она составляла 0,44 копейки.

    Город Запорожье после запуска Днепрогэс превратился в мощнейший индустриальный центр всего Советского Союза.

    Разрушения после повторного взрыва, 1943.

    В годы войны Днепрогэс подвергся масштабным разрушениям. При восстановлении с января по август 1944 года сапёры извлекли из тела плотины 66 тонн бомб и взрывчатых веществ, 26 тысяч мин, снарядов и гранат.

    После войны первый гидроагрегат был включён в электросеть в марте 1947 года, а последний — в мае 1950 года. При этом мощность Днепровской ГЭС возросла на 16 процентов.

    В 1969 году началась реализация проекта «Днепрогэс-2». Мощность второй очереди составила 836 МВт. Среднегодовая выработка первой и второй очереди — 3,64 млрд. кВт/ч.

    Днепровская ГЭС и сегодня — один из важнейших объектов энергетики Украины, от которого зависит возможность оперативного снижения или увеличения мощности в энергосистеме страны.

    Нынешние украинские декоммунизаторы, пытаясь вытравить из памяти людей советский период истории, охотно пользуются его экономическими плодами. Впрочем, на постсоветском пространстве подобное раздвоение сознания характерно отнюдь не только для киевского режима.

    Источник: aif.ru

    Рейтинг
    Загрузка ...