В статье представлены основные этапы строительства здания
Выдача разрешения на строительство
Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и в пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти).
Наименование государственной услуги
Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и в пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти).
Правовые основания для предоставления государственной услуги
Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с:
а) Градостроительным кодексом Российской Федерации;
б) Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»;
в) Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
г) приказ Минстроя России от 19 февраля 2015 № 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию»;
д) постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации»;
е) постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации»;
ж) постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2012 г. № 92 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства»
з) Приказ Минстроя России от 23 мая 2016 г. № 334/пр Об утверждении Административного регламента Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти)
Категории потребителей государственной услуги
Потребителями могут выступать физические или юридические лица, выполняющие функции застройщика либо технического заказчика
Сроки оказания государственной услуги
— Общий срок предоставления государственной услуги включает срок межведомственного взаимодействия органов власти и организаций в процессе предоставления государственной услуги и не может превышать 5 рабочих дней;
— Срок предоставления государственной услуги исчисляется со дня, следующего за днем регистрации заявления о предоставлении государственной услуги.
Информация о платности оказания государственной услуги
Государственная услуга выполняется бесплатно.
Результат предоставления услуги
а) решение о выдачи разрешения на строительство;
б) решение о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с продлением срока действия);
в) решение об отказе в выдаче разрешения на строительство;
г) решение об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с продлением срока действия)
Критерии отказа и приостановления оказания государственной услуги
1. Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:
1) при выдаче разрешения на строительство:
а) отсутствует какой-либо из документов, указанных в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
б)несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство;
в) несоответствие представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
2) при внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия:
а) подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство;
б) наличие у ответственного структурного подразделения информации о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения или информации органа государственного строительного надзора об отсутствии извещения о начале данных работ, если направление такого извещения является обязательным в соответствии с требованиями части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
3) при внесении изменений в разрешение на строительство (кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения):
а) отсутствует какой-либо из документов, указанных в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
б)несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство;
в) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство или для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка в случае поступления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство. В случае представления для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка, выданного после получения разрешения на строительство, такой градостроительный план должен быть выдан не ранее чем за три года до дня направления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство;
г) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство;
д) подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство.
Перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги является исчерпывающим.
Порядок обращения за оказанием государственной услуги
Документы могут быть представлены в форме электронных документов с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»
Формы заявлений, принимаемых к рассмотрению
запрос (заявление) на предоставление государственной услуги, заполненной по форме
Перечень необходимых документов-приложений для каждого заявления
При обращении за получением государственной услуги заявитель представляет в Минстрой России следующие документы (далее – документы):
а) запрос (заявление) на предоставление государственной услуги;
б) документ, удостоверяющий личность заявителя;
в) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;
г) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, — указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;
д) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;
е) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектной документации:
— схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);
— разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда);
— проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
— положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации;
— подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и утвержденное привлеченным этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в случае внесения изменений в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации;
— подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, предоставленное органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения в соответствии с частью 3.9 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации;
ж) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 Градостроительного Кодекса Российской Федерации);
з) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;
и) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, — соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;
к) решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме;
л) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;
м) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта;
н) копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению;
Перечень требований, предъявляемых к документам
Документы предоставляются в оригинале, либо в форме нотариально заверенных копий.
В случае направления документов в электронной форме, документы представляются в формате PDF в виде электронных копий (электронных образов) документов, подписанных усиленной электронной подписью заявителя
— проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка; — проектной документации применительно к объектам транспортной инфраструктуры федерального значения либо линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения или местного значения или их частям (если документацией по планировке территории предусмотрено размещение указанных объектов ), строящимся, реконструируемым, в том числе в границах не принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка
Этапы строительства здания: пошаговая инструкция, требования, документы
Возведение нового сооружения – сложный с технической и юридической точек зрения процесс. Знать этапы строительства здания просто необходимо, если вы хотите, чтобы оно проходило без нервных происшествий.
Чтобы облегчить задачу, мы подготовили для вас полезную статью. Из нее вы детально узнаете об основных этапах строительства объекта недвижимости, а также о том, какие документы нужно для этого собрать и что обязательно учесть.
Условия и документы для строительства производственного здания
К нежилым коммерческим постройкам в процессе их возведения предъявляется больше требований, чем к гражданской недвижимости и объектам хозяйственного назначения. Все этапы строительства зданий и сооружений производственного сектора проходят строгий контроль со стороны государственного строительного надзора. Перед началом работ застройщик должен получить соответствующее разрешение. Если этого не сделать, дальнейшее узаконивание построенного объекта будет невозможно, ведь поэтапная проверка строительства надзорными органами не проводилась. А следовательно, нет никаких гарантий, что построенное здание будет безопасным для людей и окружающей среды.
Особым образом контролируются объекты нежилого фонда, предназначенные для извлечения прибыли, промышленные сооружения, склады, торговые, деловые и логистические центры, автозаправочные станции.
Таким образом, для возведения производственного здания застройщику необходимо не только приобрести земельный участок соответствующего целевого назначения, но также получить разрешение на строительство у органов муниципальной власти. Это требование закреплено в статье 51 Градостроительного кодекса РФ.
Документ, разрешающий строительство, фактом выдачи подтверждает соответствие проектной документации нормам землепользования и градостроительного регламента на данной территории. Разрешение может быть выдано на основании письменного заявления, к которому приложены проект и иные необходимые документы. Заявление подается в орган местного самоуправления.
Отказ в выдаче разрешения возможен по ряду причин: при непредоставлении заявителем требуемых документов, при несоответствии проекта градостроительному регламенту, в случае превышения максимально допустимых параметров разрешенного строительства.
Застройщик должен обратиться в следующие органы:
- Управление архитектуры и градостроительства (для первичной проверки документации).
- Органы местного самоуправления (для вынесения окончательного решения и выдачи разрешения на строительство).
- Местный МФЦ (вариант для подачи документов).
Необходимый комплект документации:
- Копии паспортов собственников земли.
- Свидетельство о регистрации застройщика, учредительные документы.
- Свидетельство права собственности на земельный участок.
- Документы, на основании которых возникло указанное право собственности.
- Градостроительный план, проект межевания.
- Кадастровый паспорт участка.
- Строительный паспорт возводимого объекта.
- Документация, разрешающая отклонение от максимально допустимых параметров строительства.
- Проектная документация, план расположения объекта.
- Архитектурные схемы.
- Пояснительная записка.
- Проекты размещения инженерных коммуникации и других элементов инфраструктуры.
- Результаты экологической экспертизы.
- Результаты топографической съемки участка.
Основные этапы строительства нежилых зданий и сооружений
1. Подготовка к строительству
На данном этапе заказчик принимает решение о необходимости возведения объекта и составляет градостроительный план участка (или проекты планировки и межевания в случае строительства линейных объектов). Для этого необходимо проведение топографической съемки и составление схемы расположения возводимого здания или сооружения. Если на участке имеются зеленые насаждения, возможно, понадобится согласовать их вырубку или пересадку.
2. Публичные слушания
На слушания приглашается местное население, которое информируют о начале проектных и строительных работ на данной территории. Это мероприятие позволяет жителям ознакомиться с проектом и внести свои предложения и замечания. Однако поскольку публичные слушания не являются референдумом, окончательное решение принимается властями.
3. Инженерные изыскания
Результаты изыскательских работ служат исходными сведениями для планирования территории и архитектурно-строительного проектирования. Без предварительного проведения инженерных изысканий разрабатывать проект, выполнять строительство и реконструкцию капитальных объектов запрещено. Требование регламентируется статьей 47 Градостроительного кодекса РФ на основании Постановления Правительства №87.
Данная статья ГрК РФ, а также Постановление Правительства №20 от 19.01.2006 служат нормативной базой. Также необходимо учитывать требования различных технических регламентов. С другой стороны, список конкретных видов инженерных изысканий, необходимых для отдельных видов зданий и сооружений, в настоящее время не определен. На этот счет в статье 15 ФЗ-384 «О безопасности зданий и сооружений» говорится о том, что изыскательные работы должны полностью обеспечивать проектирование и возведения безопасного объекта. Необходимость и достаточность количества мероприятий в данном случае имеют оценочный характер.
Определить список конкретных видов изысканий позволяет информационная система обеспечения градостроительной деятельности, действующая в каждом российском регионе в соответствии со статьей 56 Градостроительного кодекса РФ. Там в числе прочего зафиксированы копии отчетов о проведенных ранее изыскательских работах. Данную информацию все же следует использовать лишь в качестве основы для проведения углубленного анализа.
Согласно принятым правилам, все юридические лица, занятые в сфере инженерных изысканий, обязаны состоять в саморегулируемых организациях соответствующей отрасли.
Результаты изыскательных мероприятий должны подвергаться экспертизе либо совместно с проверкой проекта, либо отдельно, до прохождения экспертизы проектной документации. Статья 49 в части 3.1 ГрК РФ разрешает не проводить экспертную оценку инженерных изысканий в двух случаях, когда не требуется:
- получение разрешения на строительство;
- экспертиза всего проекта.
4. Технические условия
Для начала проектирования необходимо сформировать технические условия. На основе данной документации осуществляют подключение возводимого объекта к инженерным коммуникациям. В частности, техусловия содержат такие показатели, как максимальная нагрузка (мощность) на сети, стоимость подключения к этим сетям, сроки подключения и действия данных техусловий. Эти документы выдаются организациями, которые эксплуатируют соответствующие сети. Чаще всего для получения ТУ необходимо рассчитать нагрузки или мощности.
Проектировщики получают технические условия в качестве исходных данных для разработки проекта. Этот момент указан в части 6 статьи 48 ГрК РФ.
Получив техусловия, проектная организация заключает договор на подключение строящегося объекта ко всем необходимым коммуникациям. Кроме того, ТУ требуется в случае обустройства ветки к дорожной сети.
Рассматриваемые здесь этапы строительства здания с нуля подразумевают подключение инженерных сетей, для некоторых видов которых существуют свои нормативы по подключению. Так, Постановление Правительства РФ №861 от 27.12.2004 определяет правила доступа к услугам по энергоснабжению.
5. Разработка проекта
Градостроительный кодекс РФ в статье 48 части 3 обязывает разрабатывать проектную документацию для всех капитальных объектов. Исключением являются лишь жилые здания высотой не более 3 этажей. В этом случае проект строительства может быть составлен только по инициативе заказчика либо застройщика. Остальные типы зданий и сооружений требуют предварительной разработки проекта, даже если экспертиза этого проекта не предусмотрена.
6. Утверждение и экспертиза проектной документации
Утвержденный заказчиком проект далее подвергается экспертной оценке. В некоторых случаях Градостроительный кодекс РФ разрешает не проводить экспертизу:
- при возведении индивидуального жилья и таунхаусов блочного типа высотой до 3 этажей включительно, а также некоторых видов многоквартирных зданий;
- при строительстве нежилых (в том числе производственных) построек высотой 1-2 этажа и площадью до 1500 кв. м;
- при сооружении некоторых видов буровых скважин.
Отдельно следует отметить объекты, для возведения которых не требуется получение разрешения. В этих ситуациях проводить экспертизу проекта также не нужно.
7. Получение разрешения на строительство
В большинстве случаев получать разрешение на строительные работы необходимо. Исключения приведены в Градостроительном кодексе РФ. Как было сказано ранее, разрешением на строительство является документ, который подтверждает соответствие проекта действующим нормам и требованиям и допустимость размещения строящегося здания на участке земли в соответствии с разрешенным использованием данного участка и с учетом установленных законом ограничений.
Для проведения капитального ремонта разрешение на строительство получать не требуется. Это закреплено статьей 55 ГрК РФ. Выдается данный документ органами муниципальной власти после предоставления проектной документации, учредительных документов собственника и документов о праве собственности.
8. Составление рабочей документации
По рабочей документации непосредственно осуществляется строительство промышленного здания. Этап составления данных документов подразумевает предварительное ознакомление застройщика с проектом и утверждение этого проекта.
9. Строительные работы, составление исполнительной документации
Компания-застройщик должна соблюдать требования, изложенные в проекте, за что она несет ответственность. Данный момент регламентирован статьей 52 ГрК РФ.
Также перед началом работ Инспекция госстройнадзора должна получить от застройщика соответствующее извещение. Застройщик в дальнейшем обязуется обеспечить соблюдение строительных регламентов и норм техники безопасности. Заказчик же должен предоставить исполнителю комплект документации, включающий проект строительства, результаты инженерных изысканий и разрешение на строительство.
При необходимости внесения изменений в проектную документацию в процессе работ застройщик обязан согласовать с заказчиком новую версию проекта в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Все этапы строительства здания сопровождаются техническим, авторским и государственным надзором, а также строительным контролем.
10. Ввод объекта в эксплуатацию
Завершение строительных работ должно фиксироваться выдачей разрешения на ввод здания в эксплуатацию. Этим фактом подтверждается соответствие возведенного или реконструированного объекта проектной документации, разрешению на строительство, градостроительному плану и другим требованиям.
11. Период эксплуатации объекта
Прежде всего владелец должен эксплуатировать здание строго в соответствии с разрешенным использованием. Также необходимо соблюдать требования проектной документации, периодически проводить эксплуатационный контроль и обслуживание объекта, своевременно выполнять текущий ремонт. При нарушении этих обязанностей надзорные органы вправе приостановить эксплуатацию здания.
Статья 55.25 Градостроительного кодекса в части 4 уточняет, что состав мероприятий по техобслуживанию объекта и периодичность выполнения этих работ определяется в числе прочего проектной документацией. В этот перечень включаются всевозможные осмотры и наблюдения. Поэтому разработчику желательно прилагать к проекту инструкцию по эксплуатации каждого возводимого здания или сооружения. На данный момент это нужно делать обязательно только в случае возведения жилой недвижимости.
Ответственность за правильную эксплуатацию здания несет либо владелец или арендатор здания, либо привлеченное этим владельцем или арендатором лицо на основании заключенного договора.
В последнем случае собственник объекта должен передать данному юридическому или физическому лицу полный комплект документов, включающий в себя проект строительства, результаты инженерных изысканий, различные акты освидетельствования и другие документы, необходимые для законной эксплуатации.
4 этапа строительства частного дома
1. Подготовка
На подготовительном этапе изучаются и анализируются геологические сведения участка, составляется проектная документация, согласуются с заказчиком возникающие вопросы. Также здесь застройщик получает разрешение на строительство и выполняет необходимый комплекс земляных работ.
2. Обустройство фундамента.
Сначала выбирается тип фундамента, а затем осуществляется его закладка. В процессе выбора учитываются:
- характер грунта;
- наличие подземных вод и их глубина;
- тип возводимого объекта.
В зависимости от типа фундамента могут добавиться дополнительные работы (например, укладка балок или плит). Заливка бетонного раствора производится с использованием соответствующего оборудования. Залитый бетон далее выдерживается в течение необходимого периода времени. Обычно этот срок составляет не менее 28 дней в зависимости от условий. С применением усовершенствованной технологии и особых марок цемента период выдерживания может быть значительно сокращен.
3. Основной этап строительства
Эта крупная фаза строительных работ разбивается на несколько подэтапов. Допущение ошибок на любом из них влечет за собой нарушение всей конструкции здания.
- Работы по гидроизоляции фундамента
Требуются для защиты основания дома от влаги, которая поступает под фундамент. Без грамотно выполненной гидроизоляции вода может проникнуть через фундамент в стены здания и привести в итоге к разрушению конструктивных элементов. Ошибки, допущенные в ходе этих работ, способны вызвать распространение грибка и размножение опасных бактерий.
Стены сооружаются на полностью готовом фундаменте. Последовательность действий и стоимость работ могут быть разными в зависимости от используемого базового материала. В качестве последнего применяются блоки, бревна или кирпичи. Только после грамотного сооружения несущих стен можно приступать к возведению монолитных конструкций и межэтажных перекрытий.
После возведения стен сооружают крышу. Выбор материала для элементов кровли зависит от конкретных условий и требований. Учитываются нагрузка и архитектурные особенности здания.
Далее приступают к внутренней и внешней отделке. На этом же этапе монтируют электропроводку и оформляют фасадную часть дома.
Выполняются в соответствии с требованиями заказчика. В частности, сторонам необходимо выяснить еще до начала всех этапов строительства здания, какие работы должны быть выполнены внутри готовой постройки.
4. Завершение строительства и сдача объекта в эксплуатацию
Возведение здания заканчивается благоустройством прилегающей территории. Затем объект сдается заказчику вместе со всей проектной документацией.
На качество и надежность готовой постройки влияют в первую очередь:
- стройматериалы;
- грамотная организация строительных работ.
Последний фактор при этом зависит от квалификации исполнителей и их системного подхода ко всему комплексу работ. Без тщательно проработанной организации сроки строительства могут быть сорваны, в результате чего пострадает качество всего строения. Поэтому так важно разделить весь процесс на несколько стадий и строго следовать разработанному плану. Этапы строительства определяются в зависимости от конкретного типа здания.
Документ, подтверждающий начало строительства , реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства . … 3) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству , реконструкции объекта капитального строительства , установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации в случае, предусмотренном частью 21.7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.
Как уведомить муниципалитет о начале строительства жилого дома
Обязательно ли уведомлять власти о намерении строиться, какой объект ИЖС допускается строить на частном земельном участке, где взять шаблон уведомления о предстоящем строительстве, какие документы нужны для одобрения застройки земли для ИЖС, какие причины отказа в строительстве жилого малоэтажного дома
Вопросы об уведомлении муниципалитета о строительстве дома:
Если раньше при строительстве индивидуального жилого дома необходимо было получить разрешение на строительство, то теперь согласно статье 51.1, Градостроительного кодекса перед началом строительства собственник или арендатор земельного участка обязан уведомить Администрацию о планируем строительстве.
Норма об уведомлении по предстоящему возведению объекта ИЖС действует в России с конца лета 2018-го. Прежде для такого жилья необходимо было сперва получить строительное разрешение, затем разрешение эксплуатационного ввода в БТИ (после постройки). А на садовые домики раньше разрешения на строительство не требовалось.
Теперь же, если землевладелец намеревается строить на участке жилой коттедж или садовый дом – муниципальную администрацию полагается уведомить. Кстати, для новостроечно-садовой недвижимости схожий уведомительный порядок действует с весны 2019-го.
Расскажем, как правильно уведомлять администрацию населенного пункта о предстоящей закладке фундамента под индивидуальный коттедж.
Зачем собственнику уведомлять местные власти о планируемом строительстве
Возводить дом самовольно, без ведома муниципалитета, с последующим узакониванием постройки в судебном порядке – это возможно, но лишь если не будет нарушений параметров и обоснованных возражений от собственников недвижимости по соседству.
В некоторых случаях узаконивать объект ИЖС в суде несколько проще, чем хлопотать с документами. Однако суд может в регистрации отказать, да и госпошлину придется платить довольно высокую, «имущественную» (ст.333.19, ч.1, п.1 Налогового кодекса). Поэтому лучше все же обратиться к администрации с уведомлением.
Следует заметить, что периодически продлеваемая «дачная амнистия» (ее новый «крайний» срок – 1 марта 2026 г.) позволяет собственнику оформить новостройку, соответствующую стандартам ИЖС, только лишь на основании подтвержденных прав владения землей под коттеджем и его технического плана. Т.е. подтверждать факт уведомления муниципалитета при этом порядке регистрации права собственности не нужно.
Тем не менее, норму уведомительного порядка строительства домов (жилых, садовых), установленную первой статьей закона за №340-ФЗ от 03.08.2018 г., никто не отменял. А значит собственнику земельного участка, намеревающемуся строиться и неуверенному в точной дате завершения постройки дома – в том плане, чтобы успеть до весны 2016-го – рациональнее будет документально закрепить факт уведомления, подготовив и направив в муниципальную администрацию соответствующий документ (об этом см. далее).
Какое частное жилье можно построить
На землях ИЖС допускается выстраивать отдельно стоящие здания жилого назначения, отвечающие основным условиям (п.39, ст.1 Градостроительного кодекса):
- высота – до 20 м;
- этажность – до 3 уровней (надземных).
Частная постройка ИЖС, включающая жилые и вспомогательные помещения, предназначена исключительно для удовлетворения бытовых и иных потребностей проживание граждан. Раздел на самостоятельные недвижимые объекты здания индивидуального жилстроительства не допускается. Условия проектирования и строительства коттеджа ИЖС должны соответствовать действующим правилам (к примеру, СП 30-102-99).
Как составить уведомление о планировании строительства
Содержание уведомительного документа, а также порядок обращения с ним определены Градостроительным кодексом (пп.1 п.1 ст. 51.1).
Форма уведомления о планируемых строительстве или реконструкции
Приложение N 1
к приказу Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 19 сентября 2018 г. N 591/пр
Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома
1. Сведения о застройщике
Сведения о физическом лице, в случае если застройщиком является физическое лицо:
Фамилия, имя, отчество (при наличии)
Реквизиты документа, удостоверяющего личность
Сведения о юридическом лице, в случае если застройщиком является юридическое лицо:
Государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо
Идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо
2. Сведения о земельном участке
Кадастровый номер земельного участка (при наличии)
Адрес или описание местоположения земельного участка
Сведения о праве застройщика на земельный участок (правоустанавливающие документы)
Сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии)
Сведения о виде разрешенного использования земельного участка
3. Сведения об объекте капитального строительства
Сведения о виде разрешенного использования объекта капитального строительства (объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом)
Цель подачи уведомления (строительство или реконструкция)
Сведения о планируемых параметрах:
Количество надземных этажей
Сведения об отступах от границ земельного участка
Сведения о решении о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (при наличии)
Сведения о типовом архитектурном решении объекта капитального строительства, в случае строительства или реконструкции такого объекта в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения
4. Схематичное изображение планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке
В бланке формы уведомления о строительстве необходимо указать:
-
сведения о собственнике (подробно);
сведения о земельном участке (требуется ЕГРН-выписка);
сведения об объекте ИЖС, которое планируется выстроить;
план земельного участка с обозначением контуров планируемого дома***.
***Контуры здания – геометрия, линейные размеры, позиционирование по отношению к границам участка – важны особенно. Именно план-схема запланированного жилого коттеджа позволит муниципальным чиновникам определить, будет ли будущий дом соответствовать законодательным нормам. На этом плане следует изобразить схематично границы участка, внутри них – контуры здания. Также требуется указать дистанцию в метрах от каждой «контурной» стороны дома до границы участка.
Важно: участок будущего жилстроительства должен иметь установленные границы, т.е. пройти межевание.
Проверить наличие уточненных или декларированных границы своего земельного участка можно через сервис публичной кадастровой карты (сервис pkk.rosreestr.ru), указав номер участка по кадастру. При отсутствии межевания, следует нанять кадастрового специалиста для выполнения межевого плана. Иначе власти могут не одобрить будущую застройку участка.
Как подать строительное уведомление, какие документы понадобятся
Адресатом уведомительного документа будет муниципальный орган власти, соответствующий территориальной принадлежности земельного участка. Достаточно созвониться с муниципалитетом и уточнить получателя. Заметим, что по многих муниципальных образованиях установлен определенный порядок обращения с уведомлением о строительстве, описываемый в постановлениях и нормативных документах местных властей.
Документы, которые следует направить властям вместе с уведомлением о строительстве:
-
гражданский паспорт (копия). Если уведомление направляется по доверенности, необходима ее копия**;
кадастровый номер участка, принадлежащего собственнику-застройщику***;
подтверждение права собственности по земельному участку, либо договор на него (копии). Эти сведения потребуются, если по каким-либо причинам они отсутствуют в ЕГРН.
**При личной подаче строительного уведомления необходимы как копии, так и оригиналы названных здесь и далее документов.
***При потребности узнать кадастровый номер участка земли можно через сервис публичной кадастровой карты (его эл. адрес указан выше) – по адресу участка, либо указав его местонахождение на названной карте.
Подача уведомления выполняется через МФЦ, сайт госуслуг или нарочно, лично прибыв в отдел архитектуры местного муниципалитета.
Описанный выше порядок уведомления о намерении строиться на собственном участке отражает наиболее простую ситуацию – предназначение данной территории изначально под ИЖС или садоводство. Если же имеются ограничения, к примеру, охраняемая зона объекта культурного наследия или территориальная зона с особыми условиями, то потребуются дополнительные документы.
Для строительства коттеджа, например, в охранной зоне (объекты «Водоканала» или, скажем, близость аэродрома и т.п.) нужны будут письменные разрешения от данных учреждений.
Подача уведомления по строительству бесплатна, но, чтобы не столкнуться с отказом, рациональнее показать документы риэлт-специалистам, специализирующимся на земельных участках и частной малоэтажной недвижимости.
Сколько ждать ответа администрации
Предварительная проверка сведений в присланном (поданном) уведомлении о строительстве занимает 3 дня (рабочих). Если данных недостаточно – часть сведений не указана или отсутствуют некоторые копии обязательных документов – уведомление с приложениями будет переслано заявителю с указанием причин возврата.
При достаточной комплектации документов рассмотрение уведомления будет происходить в двадцатидневный срок (обычно быстрее, за неделю примерно). После землевладельцу будет прислан ответ, озаглавленный «Уведомление о соответствии… строительных параметров объекта ИЖС… и допустимости размещения объекта ИЖС на участке», что означает разрешение строиться.
Причины возможного отказа в начале строительства
-
несоответствие «пограничным» отступам и иным параметрам коттеджа (высота, этажность, разбивка на квартиры);
недопустимость возведения дома на данном участка из-за его иного целевого назначения (сельхозземля, земля промобъекта и т.п.);
отсутствие правообладания участком, застройка которого заявлена в уведомлении (очевидно, что на чужой земле строиться нельзя);
намерение строиться в историческом поселении, либо в охранной зоне при несоответствии облика будущего коттеджа существующим архитектурным объектам вокруг.
Согласно 13 пункта статьи 51.1 ГрК, одобрение муниципальной администрацией будущего строительства жилого дома действует десятилетний срок. Т.е. «одобренное» уведомление о намерении строиться позволяет начинать работы в любое время за эти 10 лет, но только в контуре, указанном в уведомительном заявлении.
Следует подчеркнуть, что затягивать стройку на весь десятилетний срок или дольше, считая, что раз было позволено прежде, значит и после власти вновь разрешат строиться – это неправильно. К примеру, через пустующий участок собственника или вблизи него может возникнуть, скажем, линейный объект (газопровод или ЛЭП) с вновь организованной охранной зоной. Тогда не только построиться, но даже зарегистрировать завершенное жилье муниципалитет может не позволить.
Можно ли в ходе строительства изменить конфигурацию «одобренного» объекта ИЖС
Нередко собственник участка, спустя некоторое время, решает изменить конфигурацию будущего дома. Например, потребуется более просторный коттедж или возникнет потребность «передвинуть» будущую стройку на пару метров вправо. Но весь в одобренном властями уведомлении указывалась первоначальная конфигурация – что же делать?
На этот счет в Градостроительном кодексе имеется 14 пункт статьи 51.1, позволяющий подать строительное уведомление в отношении объекта ИЖС заново – в тот же орган, что и прежде. Следует помнить, что при изменении конфигурации и местоположения перспективного объекта строительства, важно соблюсти параметры пограничных отступов на земельном участке, действующих в данном регионе.
Если проигнорировать обязательность повторного уведомления властей об изменениях параметров будущего коттеджа, то завершив стройку, подготовив техплан здания при участии кадастрового инженера, а затем отправившись в орган власти для регистрации новостройки – возникнут проблемы, поскольку чиновники обязательно сличат контуры и географическое позиционирования фактического объекта ИЖС с первоначальными, указанными в уведомлении о намерении застроить участок.
Вопрос-ответ (5)
можно ли подать уведомление во время стройки?
Добрый день
(Земли населённых пунктов)
Получил отказ на строительство второго дома в параметрах пятна застройки. Правомерен ли отказ, общий процент застройки на участке менее 40 % ?
Администрация города на уведомление о планировании строительства ИЖС ответила отказом о приеме уведомления о аюпланируемом строительстве, указав причину- предоставлен неполный комплект документов. Раз’яснение- отсутствует уведомление о планируемом строительстве, оформленное в соответствии с приказом Министерства строительства от 19.09.2018 номер 591/пр Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства но форма заполнения была предложена в МФЦ
Как дальше действовать?
День добрый.Хотел бы узнать как можно написать заявление на главу Администрации города,на переоформление дома и участка на мою имя.Я сам Инв.2 гр.не могу ходить по решению вопроса.Уже лет 8.Буду благодарен если подскажете . Спасибо Вам
Добрый день! На земельный участок от Исполкома было получено уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта. После этого земля оформлено на другое физическое лицо. При этом требуется уведомлять Исполком о внесении изменений застройщика в уведомление о планируемых строительстве объекта индивидуального жилищного строительства? Спасибо!
Разработка и согласование проектно-сметной документации производится перед началом строительства , реконструкции или капитального ремонта объекта . Наличие согласованного проекта гарантирует, что построенное здание будет соответствовать требованиям строительной , пожарной и санитарной безопасности, градостроительным нормам и стандартам. Процедура согласования ведется согласно инструкции, закрепленной СНиП 11-01-95. Разрабатывать проект могут компании с допуском СРО и другими разрешительными документами, выданными контролирующими органами. Проектные организации могут провести процедуру согласования в установленном порядке.
- https://www.minstroyrf.gov.ru/trades/gosuslugi/3/
- https://dorians.ru/blog/etapy-stroitelstva-zdaniya/
- https://avprrb.ru/articles/poleznaya-informatsiya/kak-uvedomit-munitsipalitet-o-nachale-stroitelstva-zhilogo-doma/